1950 г.. № 35 (163)

И УМЕ о. ПЕРА КЗ Е +.
		„ 91 декабря

КУЛЬТУРА и ЖИЗНБ

ОБ ОДНОЙ ПУТАНОЙ СТАТЬЕ
	Журнал «Социалистическая законность»
поместил в № 8 за 1950 год статью П. Шев-
ченко «За строгое разграничение в теории
социалистического государстза от эксплуа-
таторского государства».

П. Шевченко справедливо критикует авто-
ров учебника «Теории государства и права»
(Институт права Академии наук СССР) и
автора одноименного учебника проф. А. Де-
нисова (Всесоюзный институт юридических
наук) за абстрактно-схоластический подход
к освещению вопросов государства и права.
Однако при этом т. Шевченко сам допускает
серьезные ошибки.

В начале своей статьи П. Шевченко, ука-
зывая на значительные ‘успехи советской
правовой науки, пишет: «Однако дальнейшее
развитие советской правовой науки тормо-
	ства, но и после этого всемирно-исторического
	события, 2

Товарищ Сталин в своей работе «Об осно-
вах ленинизма» дает гениальное определе-
ние государства; «Государетво есть’ машина
в руках господствующего класса для попав-
ления сопротивления своих классовых про-
тивников. В этом отношении диктатура про-
летариата ничем по существу не отличается
от диктатуры всякого другого класса, ибо
пролетарское государство является машиной
для подавления буржуазии. Но тут есть одна
существенная разница. Состоит она в том,
что все существовавшие до сих пор классо-
вые государства являлись диктатурой экс-
плуатирующего меньшинства над эксплуа-
тируемым большинством, ‘между тем как
диктатура пролетариата является диктату-
	Бесы и их сценическое воплошще

В новых спектаклях, поставленных в этом
сезоне театрами Москвы, при всем разнообра-
зии сюжетов и действующих лиц есть одна
общая и главная тема-—это тема связи сего-
дняшнего дня с завтрашним, тема борьбы за
строительство коммуниетического общества.
	Как жить и работать, чтобы завтрашний
день, светлый день коммунизма, пришел
скорее? Вот вопрос, который волнует и
юную текстильщицу Саню Солнцеву из пьесы
А. Сурова «Рассвет над Москвой», и финан-
сового советника Зорина из пьесы М. Сага-
ловича и Б. Фаянса «Государственный совет-
ник».
	Этот главный вопрос вызывает много дру-
гих. Как лучше сочетать личное се обще-
ственным? Как удовлетворить все более воз-
растающие запросы народа? Как объединить
плановую дисциплину с огромным размахом
инициативы, идущей от масс? Какие требо-
вания предъявляются сейчас к руководите-
лю предприятия? На все эти вопросы герои
новых пьес отвечают своими делами и мыс-
лями, всей своей практикой.
	Драматурги стремятся поставить важные
вопросы нашей действительности. Отличи-
тельная особенность. лучиких пьес заключает-
ся в том, что в них актуальные вопросы со-
циалистического строительства. ставятся не
риторически, не в отвлеченных рассуждени-
ях героев, как нередко. бывало раньше. Они,
эти главные проблемы, определяют теперь
повседневную деятельность героев пьес, их
переживания, их трудовую, общественную и
личную жизнь.
	Не так давно основной пружиной, двигав-
шей сюжет драмы, являлась борьба совет-
ских людей против персонажей, враждебных
народу и делу социалистического строитель-
ства. В наши дни жизнь выдвигает уже и
другие темы, которые отражают в. драматур-
гии укрепившееся морально-политическое
елинство советского общества и борьбу про-
	тив пережитков капитализма в сознании
	людей,

Коммунистическая партия является основ-
ной руководящей силой, направляющей co-
ветский народ на правильное решение всех
вопросов, возникающих в процессе строитель-
ства коммунистического общества. Партия ве-
дет за собой народ, вдохновляет советских
людей на смелое преодоление трудностей,
подтягивает отстающих, исправляет, воспи-
тывает ошибающихся. Борьба партии за вос-
питание человека, преданного делу комму-
низма, но еше не стоящего на ‘высоте  за-
дач, отстающего от требований .жизни; ста-
новится основой содержания многих новых
пьес. ;

Одним из главных героев пьесы «Рассвет
над Москвой» является Капитолина Солнце-
ва — директор текстильной фабрики «Моск-
вичка». Солнцева в своем стремлении отдать
все силы фабрике и выбросить побольше
«метража» отказалась от личной жизни, за-
бросила воспитание дочери. Она работает
честно: план на фабрике выполняется на’
140 проц. Но в суете повседневных дел Ка-
питолина Солнцева превратилась в делягу,.
потеряла перспективу. Она откладывает на
будущее всякие новаторские дерзания ‘и
устремления. Время смелых начинаний не
пришло. Нужен только «метраж». Такова ло-
гика отсталых рассуждений Солнцевой. По-
этому она препятствует переключению фаб-
рики на выпуск новых, красивых тканей.

Директор фабрики Капитолина Солнцева
He понимает сегодняшних запросов совет-
ских людей, ограниченно и узко представ-
ляет себе пути коммунистического строи-
тельства. Но она честный человек, и поэтому
за ее воспитание борются парторг Курепин
и заместитель министра Степанян, весь ра-
бочий коллектив фабрики и ее родная семья.

Пафос борьбы за коммунистическое буду-
mee, за перевоспитание человека составляет
основу ньесы «Расевет над Москвой». Жизнь
в коммунистическом обществе народ пред-
ставляет себе обязательно красивой. Высокая
культура, сознательность, итирота кругозо-
ра-неотьемлемые черты советской жизни.
Борьба за коммунизм —это вместе с тем борь-
ба за красоту жизни.

Всего этого не понимает Капитолина Солн-
цева. Но А. Суров слишком сгустил краски,
рисуя образ Солнцевой. Подобные ей руко-
водители далеко не типичны для нашей
действительности, Капитолина Солнцева
выступает со своей «философией малых
дел» одиноко, в полном отрыве от масс. Она
не понимает того, что уже поняли рядовые
рабочие. Оправдана ли подобная «драма оди-
ночества» советского директора? В образе
Капитолины Солнцневой имеются жизненно
	«Данные науки, —указал товарищ Сталин, —
всегда проверялись практикой, опытом. Нау-
ка, порвавшая связи с практикой, с опытом, —
какая же’ это наука? Если бы наука была
такой, какой ее изображают некоторые наши
консервативные товарищи, то’ она давно по-
гибла бы для человечества, Наука потому и
называется наукой, что она не признает фе-
тишей, не боится поднять руку на отживаю-
шее, старое и чутко прислушивается к голо-
су опыта, практики. Если бы дело обстояло
иначе, у нас не было бы вообще науки, не
было бы, скажем, астрономии, и мы все еше
пробавлялись бы‘ обветшалой системой Пто-
ломея, у нас не было бы биологии, и мы все
еше утешалиеь бы легендой о сотворении
человека, у нас не было бы химии, и мы все
еще пробавлялись бы прорицаниями алхими-
ков» («Вопросы ленинизма», изд. 11-е,
стр. 502).

Борьба против догматизма и начетничества
имеет большое значение для развития наук.

Передовые естествоиспытатели двигали на-
уку внеред, решительно критикуя устарев-
шие догмы. Физиолог И. П. Павлов мог соз-
дать свой объективный метод изучения выс-
шей нервной деятельности только на основе
критики догм. субъективной психологии.

Долго в науке господствовал выдвину-
тый немецким ученым Вирховым тезис о
том, что живые клетки могут происходить
только из клеток, что вне клетки нет жиз-
ни. Этот тезис сковывал развитие биологи-
ческой науки, мешал изучению неклеточных
форм жизни, запутывал вопрос о происхож-
дении жизни. Вирховианская догма была раз-
бита исследованиями замечательного учено-
го-большевика О. Б. Лепешинской, которая
	показала возникновение клеток из бесклеточ-
ного живого вещества.

Великий ученый И. В. Мичурин разрушил
каноны, которым следовали ‘специалисты
‘сельского хозяйства и садоводства при’ вы-
ведении новых сортов растений. Мичурин
подверг критике установки менделевской ге-
нетики и создал методы направленного изме-
нения растений, на основе которых были вы-
ведены новые многочисленные сорта яблонь,
груш, слив, винограда, ягод и других куль-
тур. При этом Мичурин постоянно требовал
не останавливаться на достигнутом, а смело
искать новых путей преобразования приро-
ды. Он писал:

«Здесь, однако, я должен предостеречь вас,
что в деле использования моих методов нуж-
но постоянно смотреть вперед, ибо голое
применение их может превратить их в дог
му, а вас, мичуринцев, в простых копииетов
и компилянтов. А это ничего не имеет об-
mero с мичуринской работой, ибо основной
	устремле-
	Ь 03691.
	ние этих двух начал и составляет основу
конфликта пьесы. Конфликт этот, несомнен-
но, жизненный, проблема, поставленная авто-
рами, важная.
	‚Однако авторы не были достаточно после-
довательны. Они не нашли объяснений, поче-
му старый коммунист, опытный хозяйствен-
ник Кривохижин перестал честно работать,
пошел ради прикрытия своих неудач и про-
махов на подлог, на обман партии и государ-
ства. Развенчав окончательно Кривохижина,
показав его обман и нечестные! методы руко-
водства, авторы в конце концов, «под зана-
pec», пытаются несколько реабилитировать
своего героя. Это нелогично, не вытекает из
	суптества пьесы.
	верные и остро подмеченные черты: налет
делячества, забвение вопросов идейного во-
оружения, невнимание к семье, попытка от-
махнуться от больших запросов народа. Но в
целом образ кажется все же несколько уста-
ревшим, мало современным. И в этом извеет-
ная слабость пьесы А. Сурова, поставившего
важную тему, но выдвинувшего в центр вни-
мания фигуру недостаточно типическую.
	Каждый из двух московских театров, по-
ставивших эту пьесу, по-своему понимал ее
характер. И епектакли поэтому получились
совсем разные: в ’театре им. Моссовета — ско-
рее возвышенно-патетический а в театре
им. Ермоловой — лирико-бытовой спектакль.
Каждая ‘работа по-своему интересна и отме-
чена многими актерскими и режиссерскими
удачами.

Есть кое-что общее в подходе обоих теат-
ров к пьесе. Оно заключается в известном
недоверии к драматургическому материалу,
в стремлении привнести нечто, не вызванное
необходимостью, не вытекающее из суще-
ства пьесы и главной задачи режиссуры-
глубоко раскрыть идею и образы произведе-
ния.

Постановщикам в театре им. Моссовета
(Ю. Завадский и А. Шапе) показалось, что
внутреннего пафоса пьесы недостаточно, что
спектакль надо чем-то поднять над уровнем
обычной жизни. Они ввели кадры цветного
кино, которые предшествуют почти каждой
картине и как бы расширяют, раздвигают
рамки пьесы и спектакля. Все это само по
себе интересно, но находится в некотором
противоречии с материалом пьесы, отвлекает
от главного, рассеивает внимание зрителей.
Все это ‘звучит, в конечном итоге, как недове-
рие к возможностям театрально-еценического
искусства, к возможностям великолепных
актеров, занятых в спектакле, — В. Марецкой,
Ф. Раневской, Н. Мордвинова, О. Абдулова,
Б. Оленина и других, которые с живым оба-
янием и большой глубиной раскрывают об-
разы пьесы.

Любопытно, что такой же принципи кино-
проекции применил и Н. Акимов в спектак-
ле «Директор» (Московский театр драмы).
Верно ли направление этих поисков? Не ка-
жется ли режиссерам, что они пытаются со-
здать «атмосферу» спектаклей внешними,
наиболее легкими средствами? Не думают
ли они, что подобные поиски не могут со-
действовать росту подлинного мастерства ре-
	жиссеров, драматургов и театральных худож
	ников, что все это —- линия наименьшего со-
противления?

В театре им. Ермоловой можно было на-
блюдать стремление — уйти от патетико-ро-
мантической атмосферы, возвышенное еде-
	лать обычным и даже обыденным, повселнев-
	ным. Отсюда попытки режиссуры насытить
спектакль бытовыми подробностями, зача-
стую лишними. Многие удачные режиссер-
ские находки не укрепляют главной роман-
тической линии спектакля, становятся как бы
самоцелью. Эта линия сравнительно мелко-
го правдоподобия проглядывает и в оформ-
лении, начиная от закопченного чайника и
кончая «настоящим» цехом текстильной фаб-
рики, где стрекочут машины и тянется бес-
конечным конвейером текстиль.
	Из текста постановщики убрали целых две
картины, сузив тем самым широту пьесы,
лишив ее особенностей присущего ей жан-
ра. Множество маленьких истин как бы за-
слоняет в театре им. Ермоловой большую
правду произведения, правду  действитель-
ности будущего. Лучшая часть спектакля,
пожалуй, финал, где романтическая припод-
нятость вступает в силу и где правдиво по-
этому звучат слова молодых героев пьесы:
«Завтра уже наступило!»
	В пьесе «Государственный советник» (театр
им. Вахтангова) директор крупного строитель-
ства Кривохижин, в отличие от Капитолины
Солнцевой, — человек широкого размаха. Он
построил пять заводов, десять электростан-
ций. Действует он с апломбом, знать никого
не хочет, третирует парторга, готов дискреди-
тировать управляющего банком Зорина, ко-
торый пытается поставить его в рамки госу-
дарственной диспиплины.
	Б пьесе противопоставлены два начала.
С одной стороны-поборники строгой госу-
дарственной дисциплины, высокой организа-
пионной культуры, планового начала в ру-
ководетве строительством. Эта линия - ли-
ния партии. Она представлена в пьесе. Зо-
риным, который борется во имя интересов
государства. С другой стороны — стихий-
ность и анархия, штурмовщина, неоправдан-
ный риск, стремление любыми средствами
добиться успеха на своем объекте, не счи-
таясь с интересами государства. Эту линию
пьесы ‘представляет Кривохижин. Столкнове-
	Театр им. Вахтангова сумел создать по
этой пьесе интересный спектакль, тепло вос-
принимаемый зрителями. Но театр (поста-
новшики Р. Симонов и Н. Пажитнов) допу-
стил существенную ошибку. Для исполнения
	ролей отрицательных персонажей театр выде-
	Пьеса С. Алешина «Директор» повествует
о жизни большого завода в суровые годы
Отечественной войны. Как и в предыдущих
двух пьесах, в центре спектакля находится
образ директора завода. Но здесь мы видим
человека иного склада — преданного сына пар-
тии, умелого, волевого организатора. Конеч-
но, такой образ руководителя предприятия
более типичен для нашей действительности.
	Создание образа директора завода Степано-
ва—несомненная заслуга молодого драматур-
га С. Алештина. Однако значение пьесы во
многом снижает увлечение автора то фарсо-
во-комедийными, то сентиментальными, ме-
лодраматическими сценами.

Московский театр драмы, поставивший спек-
такль по пьесе С. Алешина, оказался недо-
статочно требовательным к автору. Поста-
новщик и художник спектакля Н. Акимов не
сумел помочь драматургу и удержать его
от дешевых соблазнов увлечения мелодра-
мой. Спектакль спасает лишь содержатель-
ная и умная игра Л. Свердлина в главной
роли. Он дает образ директора чрезвычайно
сдержанными, скупыми красками, проявляя
необычайное чувство меры, большой вкус.
Подетать Свердлину игра артистов В. Гер-
дрих и А. Ханова. Там же, где актерское да-
рование оказывается недостаточным, спек-
такль идет по линии обыгрывания внешней
характерности и поверхностных комедийных
ситуаций,

В этом спектакле, как и в спектаклях ря-
да других театров, не получаются пока мас-
совые сцены. Эпизодические образы рабочих
театры поручают второстепенным актерам,
пытаясь добиться выразительности © по-
мощью мелких, чисто внешних средств: то
красный нос, то всклокоченная шевелюра, то
обвязанная щека и т. д, Все это не столько
оживляет, сколько искажает образ рабочего
и говорит о слабом знании актерами и по-
становшиками подлинной жизни рабочих
коллективов.

Театры обогатили свой репертуар рядом
интересных спектаклей. Однако значение и
идейно-художественная ценность этих спек-
таклей значительно повысились бы, если бы
руководители театров решительно подняли
требовательность ‘и к драматургам, и к ре-
жиссуре, и к актерскому ансамблю, и к
художникам. Московские театры, у которых
учатся театральные коллективы всей страны,
должны проявлять максимум внимания к
постановке каждого нового спектакля, чтобы
наиболее выразительным языком сценическо-
го искусства утверждать великие идеи, по-
казывать вдохновенный труд советских лю-
дей.

А. солодовников.
	так форта АИ р НЕ 2 АЗ =>

зится из-за старых правовых форм, общих   рой эксплуатируемого большинетва над экс-
определений, которые привязывают социа-   плуатирующим меньшинством».
листическое государство к обреченному Tl. Шевченко обнаруживает безграмотнссть
	историей буржуазному государству. В связи
с этим возникает необходимость замены ета-
рых, общих определений новыми, конкретны-
ми определениями социалистического госу-
дарства и права» (стр. 12). Это утверждение
автора статьи нельзя признать правильным.
Из него непонятно читателям, к замене ка-
ких старых, общих определений призывает
автор и каких новых, конкретных определс-
Не социалистического государства он тре-
ует.

Известно, что в маокеистоко-ленинекой

никакой науки.

в самых элементарных вопросах, когда на-
зывает общие определения государства
«космополитической шелухой», «гогелевской
идеей» ит, п. Он не понимает, что без общих
понятий и определений нет и не может быть
Утверждения П. Шевченко
ведут к вульгаризации и упрощенчеству
марксистско-ленинской науки. В марксистеко-
ленинской науке имеются определения госу-
дарства, класса, партии и других обществен-
ных учреждений, и надо только уметь ими
пользоваться и правильно применять их.
	науке имеются точные определения государ- П. Шевченко запутал в своей статье и во-
ства. Развивая марксистеко-ленинскую тео-   прое о сущности народно-демократических
	ства. Развивая марксистско-ленинскую тео-
рию государства, опираясь на гигантский
опыт Советского государства, товарищ

И инь luna t. UOTE eee lm meme n eee а: вы нео

прос о сущности народпо демовратизсевих
государств. Известно, что тип государства
определяется тем, диктатуру какого класса

оно осуществляет и какой,

соответственно,
	Mee BOAPA PEEL NMRA EAR AA > , Ф%
ние о социалистическом государстве,

Правильно выступая против попыток за-
тушевать коренные отличия социалисти-
ческого государства от эксплуататорских го-
сударств, П. Шевченко при этом категори-
чески отрицает правомерность общих поня-
тий и определений государства. Он пишет:
«Существование общих определений ведет
к тому, что, с одной стороны, в них совер-
шенно искусственно втискиваются социали-
стические отношения, а, с другой—ссциали-
стическое государство считается разновид-
ностью государства` вообще» (стр. 13). По
меньшей мере странно видеть корень они-
бок некоторых авторов книг по вопросам
государства в существовании общих опреде-
лений государства.

св злаь ААА у 2

базис оно обслуживает. Режим народной .де-
мократии в странах Центральной и Юго-Во-
сточной Европы выполняет функции дикта-
туры рабочего класса. В этих странах раз-
вивается и укрепляется социалистический
базис, строится социализм. Выдумав новое
понятие «род» государства, т. Шевченко 3a-
путал этот ясный вопрос. Он пишет: «Нужно
различать не только тип, но и род государ-
ства. Родовые понятия государства включают
в себя однородные типы  государетв»
(стр. 16). Далее, схоластически жонглируя
понятиями «род» и «тип», П. Шевченко про-
водит такое же различие между Советским
государством и государствами народной де-
мократии, как между государствами капита-
листическим, феодальным, рабовладельче-
ским, соответствующими различным соци-
	П. Шевченко утверждает, что «..существу-
ющие общие определения государства и пра-
ва вырабатывались в основном применитель-
но к эксплуататорским государствам еше до
возникновения социалистических государств»
(стр. 12). Известно, что основоположники мар-
ксизма-ленинизма, разрабатывая вопросы го-
сударства и права, дали и конкретные и об-
щие определения государства, и не только до
возникновения социалистического государ-

ально-экономическим формациям.

Одной из важнейших задач работников
советского теоретического правового фронта
является борьба с попытками затушевать
коренную противоположность межцу социа-
листическим государством и госудеротвами
эксплуататорских классов. Однако оту борь-
бу надо вести с марксистско-ленинских по-
зиций, не упрощая и не запутывая ясные

вопросы.
А. ФЕДОСЕЕВ.
		CTPAHHAA PEUEHSHA
	митетов нуждаются в повседневной и квали-
Фицированной помощи со стороны Комитета
радиоинформации при Совете Министров
СССР. Одним из видов этой помощи являются
обзоры местного радиовещания.

Не берусь судить о том, часто ли получают
обзоры другие радиокомитеты, но передачи
Тульского радиокомитета не рецензировались
более трех лет. И только недавно Комитет
радиоинформации нарушил, наконец, заговор
молчания. В первых числах декабря мы
получили обзор октябрьских радиопередач,
посвященных подготовке к выборам в мест-
ные Советы депутатов трудящихся.

Приступая к чтению ` обзора, работники
Тульекого радиокомитета надеялись найти в
нем обстоятельный критический разбор идей-
ного содержания и литературно-художествен-
ной формы радиопередач, получить дельные
указания о том, как лучше организовать ве-
шание в связи с развернувшейся избиратель-
ной кампанией по выборам в Верховные Со-
веты союзных и автономных республик. Увы,
наши надежды не оправдались.

Полученный обзор представляет собой бег-
лую, поверхностную характеристику работы
сразу 14 радиокомитетов, Тульскому комитету
посвящены в обзоре следующие несколько
строк: «Передачи отдельных комитетов по-
		хожи на ведомственные отчеты. Например, в
передаче Тульского комитета о судостроитель-
ном заводе содержится сухой перечень меро-
приятий. В ней ничего не говорится о людях
завода, о социалистическом соревновании. В
другой передаче о механизации, рационали-
зации, повышении производительности труда
на тульских предприятиях говорится отвле-
ченно, словно эти процессы соверптатотся са-
ми собой, а не являются результатом творче-
ских усилий рабочих».

С недоумением прочитали работники Туль-
ского радиокомитета эти строки. О социали-
стическом соревновании на судостроительном
заводе мы по радио действительно ‘ничего
не сообщали. Такой передачи у нас не было
и не могло быть, потому что судостроитель-
ного завода в Туле не существует. Передачи
«о механизации, рационализации, повыше-
нии производительности труда на тульских

предприятиях» тоже не было. И эта передача
оказалась выдуманной авторами обзора.

Надо ли говорить о том, что обзор ничем
не помог нам в работе? Не такой помощи
ждем мы от Комитета радиоинформации.
	А. ТУМАНОВ.
Председатель Комитета радиоинфор-
мации при исполкоме Тульского об-
ластного Совета депутатов  трудя-
щихся. и
<> >44 > 444%. 444 44% 4.454545 4444
условиям, не произошли ли такие существен-
ные изменения в обстановке, которые приво-
дят к новым выводам. При этом марксизм
чужд всякого сомнения, колебания, скепти-
цизма, ибо, применяя научный метод, дает
строго научное, правильное. решение для лю-
бой, самой сложной обстановки.

Талмудизм и начетничество являются
серьезной помехой теоретическому росту кад-
ров и развитию теории. Особенно большой
вред наносит ‘догматическое преподавание

марксистской теории отдельными талмуди-
стами и начетчиками, которые выхолаши-
	Марксизм-ленинизм против догматизма
и начетничества
	(Окончание. Начало на. 3 стр.)
	тпинской на основе веры в догматы вирхов-
‚ского учения. . .

В области физики и геологии по сей день
широко распространен догмат о неизменно-
сти скорости и о независимости от внешних
Условий радиоактивного процесса. Этот
догмат совершенно противоречит достиже-
ниям и наблюдениям современной физики.
Действительно, в современных ядерных ре-
акторах, где происходит преврашение эле-
ментов и выделение внутриатомной энергии,
скорость реакции вполне планомерно регу-
лируется путем использования отражателей
и поглотителей атомных частиц. Однако и
сейчас в учебниках и курсах физики обыч-
но говорится о независимости скорости. ра-
диоактивного распада от внешних условий.
С возражениями против этой укоренившей-
ся научной догмы выступил’ научный со-
трудник Всесоюзного института минерально-
го сырья Н. Боганик. Три года безуспешно
добивался он опубликования своей статьи,
однако многочисленные рецензенты, среди
которых были «имена», всячески препят-
ствовали публикации, указывая на недопу-
стимость даже самой постановки вопроса о
критике принципа постоянства и независи-
мости радиоактивного процесса.

Догматизм в науке. теснейшим образом
связан с тенденциями отдельных ученых
установить режим, который товарищ Сталин
назвал аракчеевским. Начетчики и талму-
дисты, не способные к самокритике, не уме-
ющие творчески двигать науку, пытаются со-
хранить свое положение в научных учрежде-
ниях методами административного ‘зажима
новых направлений, гонениями против кри-
тикующих их научных работников, сколачи-
ванием групп и группочек, стремящихся мо-
нопольно завладеть тем или иным участком
науки. Но, говоря словами Тимирязева,
«..наука не должна, не может, не смеет быть
исключительным достоянием, монополией, не
говорю «избранных», а наоборот, отвержен-
ных, презренных интриганов».

В наших научных учреждениях разверты-
вается активная борьба за развитие вамокри-
тики, против попыток создания аракчеевских
режимов, против талмудизма — схоластики.
	нии вперед, в строгой проверке и перестрой-
ке опытов, в обзоре всего происходящего в
движении и изменениях». На основе этих
указаний Мичурина в нашей стране рас-
цветает передовая агробиологическая наука,
ширится массовое опытничество в колхозах,
создаются новые сорта растений и породы
животных. Примером ‘творческого развития
передовой сельскохозяйственной науки яв-
ляется недавнее выступление академика Лы-
	сенко по вопросам учения Вильямса. Не
которые ученые, именующие себя после-
‚дователями Вильямса, длогматически‘ за-
	учив некоторые положения ‘учения Виль-
	ямса, стали выступать за сокращение пло-
щадей озимой пшеницы, против приме-
нения минеральных удобрений, возводили
	в канон отдельные ошибочные положения
Вильямса и тем самым наносили вред
его в целом правильному и прогрессивному
учению о плодородии почвы, мешали прак-
тикам  искать новых путей повышения уро-
жайности. Критикуя начетчиков и талмуди-
стов в области агрономической науки, ака-
демик Лысенко писал: «Итак, научным ра-
ботникам, агрономам, работникам сельскохо-
зяйственных органов нужно. твердо знать,
что учение В. Р. Вильямса, имеющее исклю-
чительно важное значение для прогресса
агрономической теории, ни в какой мере
	нельзя превращать в застывшую догму. Нуж-
но помнить, что при перенесении в прак-
тику того или иного положения учения
В. Р. Вильямса всегда необходимо сообразо-
ваться с конкретными и всегда сложными
условиями сельскохозяйственного производ-
ства»,
	Бак свидетельствует опыт, в науке беспре-
станно идет борьба нового против старого,
передового против отсталого и консерватив-
вого. Консервативно настроенные ученые
цепляются за устаревшие догмы в науке, пы-
таются противопоставить их-новым выводам,
иногда прямо отказываются принимать но-
вые факты, если они противоречат устано-
вившимся канонам. Tak было с работой
О. Б. Лепешинской, против выводов которой
резко выступила в печати группа «масти-
тых» ученых. Однако, критикуя работу
О.Б. Лепешинской, они. даже и ‘не подума-
ли ознакомиться с ее экспериментальным ма-
териалом, поставить аналогичные опыты по
ее методике. Они отвергали выводы Лепе-
	Честные научные работники понимают, что
самокритика и признание недостаточности
или ошибочности тех или иных взглядов не
подрывают, а напротив, укрепляют авторитет
ученого в глазах общественности. Напротив,
стремление замазать недостатки. заглушить
	критику, вести гонения на критикующих,   Вают живой, боевой дух марксистского
создавая на некоторый период видимость   Учения, прививают учащимся  представ-
благополучия, в конце концов неизбежно ве-   ление о марксизме как о собрании за-
	стывших догм и формул, отбивают у них
вкус к глубокому изучению и творческому
применению марксистско-ленинского учения
во всех областях жизни. Догматически-начет-
нический характер преподазания обществен-
ных наук в отдельных учебных заведениях
приводит к тому, что в целом ряде случаев
учащиеся не знают существа марксистско-
ленинской теории, путаются в простейших
вопросах, не умеют связать маркеизм се ма-
териалом других наук, с практикой социали-
стического строительства.

«Марксизм, — указывает товариш Сталин, —
	дет к краху научного авторитета, наносит
ущерб развитию науки. «Общепризнано, —
указывает товарищ Сталин,— что никакая
наука не может развиваться и преуспевать
без борьбы мнений, без свободы критики».

Громадное значение для развития всей со-^
ветской науки имеют работы товарища
Сталина по языкознанию. Выступления
товарища Сталина по вопросам языкознания
положили конец господству ошибочного «но-
вого учения» о языке Марра, епособетвова-
ли ликвидации в языкознании аракчеевеко-
го режима, вывели языкознание из кризиса
	на широкую дорогу подлинного развития.   есть наука о законах развития приро-
В своих выступлениях товарищ‘ Сталин   ды и общества, наука о революции угне-
уделил особое внимание необходимости   тенных и эксплуатируемых Macc, наука
	борьбы с начетничеством и догматизмом, схо-
ластикой и талмудизмом в науке.

В ответе т. А. Холопову товарищ Сталин
показал, каким образом следует понимать и
развивать те или иные положения марксиз-
	ма. «Начетчики и талмудисты,- указывает
товарищ Сталин,— рассматривают марксизм,
отдельные выводы и формулы марксизма,
как собрание догматов, которые «никогда» не
изменяются, несмотря на изменение условий
развития общества. Они думают, что если они
заучат наизусть эти выводы и формулы и
начнут их цитировать вкривь и вкось, то они
будут в состоянии решать любые вопросы, в
расчете, что заученные выводы и формулы
пригодятся им для всех времен и стран, для
всех случаев в жизни. Но так могут думать
лишь такие люди, которые видят букву мар-
ксизма, но не видят его существа, заучивают
тексты выводов и формул марксизма, но не
понимают их содержания».
	Марксизм-ленинизм безусловно требует
конкретного анализа каждого явления. При
оценке того или иного научного вывода он
требует анализа тех условий, для которых
этот вывод был сделан, требует рассмотрения
новых, изменившихся условий и определения
того, соответствует ли старый вывод новым
	Типография газеты «Правла» имени Сталина.
	о победе социализма во всех странах, наука
о строительстве коммунистического общества.
Марксизм, как наука, не может стоять на
одном месте, — он. развивается и совершен-
ствуется. В своем развитии марксизм не мо-
	жет не обогащаться новым опытом, новыми
знаниями, — следовательно, отдельные его
формулы и выводы не могут не изменяться с
течонием времени, не могут не заменяться
новыми формулами и выводами, соответетву-
ющими новым историческим задачам. Мар-
ксизм не признает неизменных выводов и
формул, обязательных для всех эпох и перио-
дов. Марксизм является врагом всякого дог
матизма». /

В нашей стране созданы вее условия для
развития передовой науки. Растут достиже-
ния наших ученых во всех областях, напря-
женно работает научная мысль, прогодятся
творческие свободные дискуссии. Основы-
ваясь на теории марксизма-ленинизма, исхо-
дя из указаний товарища Сталина, советские
ученые успешно преодолевают догматизм и
начетничество в науке. Это ведет к еще боль-
шему расцвету творческой научной мысли во
всех областях знания,

SN eee оетидеия тете

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
		Адрес реданции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 328. Телефоны: H 6-61-37, Д 3-30-52.