ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОБДИНЯЙТЕСЬ!
	  Цена 50 коп.

АБГУРА и
	Газета Отдела пропаганды и агитации Шентрального Комитета ВКП (6)
	Иосиф ГРИШАШВИЛИ
	Отцовскую серебряную чашу
	Боскресенье, 31 декабря 1950 г.

Тод 1950 завершен. Вместе с ним завершена первая
половина ХХ века, который войдет в историю как век
торжества всепобеждающих идей коммунизма.
	Незадолго до начала нынешнего столетия Ленин
пророчески писал, что «русский рабочий, поднявшись во
тлаве всех демократических элементов, свалит абсолю-
тизм и поведет русский пролетариат (рядом се пролета-
риатом всех стран) прямой дорогой открытой политической
борьбы к победоносной коммунистической революции».
В начале ХХ века, в период первой русской револю-
ции, товарищ Сталин в обращении к гражданам Рос-
сии, вдохновенно призывая их сплотиться вокруг ра-
бочего класса и встать под красное знамя революции,
писал: «Торжество социализма — вот в конце концов к
чему должны вы стремиться!», Истекшие полвека бле-
стяще подтвердили гениальное предвидение Ленина и
Сталина, подтвердили научный вывод марксизма-
ленинизма о том, что рабочий класс во главе с револю-
ционной марксистской партией является силой, способ-
ной поднять трудящихся на освобождение от капита-
лизма, взять на себя государственное руководство обще-
ством и достигнуть торжества социализма.
	Первая половина ХХ века ознаменована событием
всемирно-исторического значения — Великой Октябрь-
ской социалистической революцией, положившей нача-
ло крушению капиталистической системы и открывшей
новую эру в истории. человечества — эру коммунизма,
Созданное советским народом под руководством партии
Ленина — Сталина первое в мире социалистическое го-
сударство является путеводной звездой для всего тру-
дящегося человечества, его светочем и надеждой. Знамя
нового мира, водруженное тридцать три года назад над
одной шестой частью земного шара, ныне победно реет
над странами народной демократии, над новым Ки-
таем, сплачивая все лучшее и светлое, что есть на зем-
ле, в единый лагерь, лагерь мира, демократии, социа-
лизма, противостоящий лагерю международной реакции.
Успехи коммунистического строительства в нашей
стране оказывают огромное преобразующее влияние на
развитие всей мировой истории, вселяют в сердца мил-
лионов людей уверенность в неизбежной победе сил
демократии и социализма. Советские люди горды созна-
нием того, что они живут в сталинскую эпоху, построили
социалистическое общество и ныне успешно борются за
победу коммунизма ‘под великим знаменем партии
Ленина — Сталина.
	Минувший 1950 год был годом новых выдающихся
побед лагеря мира, демократии и социализма, возглав-
ляемого нашей Родиной — Советским Союзом, был го-
дом великих успехов стран, идущих по пути. социа-
листических преобразований. В то время как в мире
капитализма все больше и больше обостряются социаль-
ные и экономические противоречия, мир социализма
неизменно демонстрирует свои неиссякаемые твор-
ческие силы. В противовес злодейским намерениям
империалистов развязать новую мировую войну день
ото дня крепнет и растет международный фронт сторон-
ников мира. Могущество и организованност этого
фронта ярко показал Второй Всемирный конгрессе сто-
ронников мира, выразивший непреклонную волю мил-
лионов людей отстоять мир, обуздать империалистиче-
ских поджигателей новой войны. Честные люди всего
мира, все передовое человечество встречают новый год
решительным требованием прекращения войны в Ко-
рее, демилитаризации Германии и Японии, осуждения
агрессии и пропаганды новой войны, безусловного за-
прещения всех видов и средств массового уничтожения
людей.

Советский народ с законной патриотической rop-
достью обозревает путь, пройденный нашей страной в
минувшем году. Это был год новых блистательных
побед великого сталинского блока коммунистов и Gec-
партийных на выборах в Верховный Совет СССР и
местные Советы депутатов трудящихся, год дальней-
шего укрепления морально-политического единства со-
ветского общества, укрепления дружбы народов СССР,
тесно сплоченных вокруг коммунистической партии,
вокруг гениального вождя и учителя трудящихся
товарища Сталина.

1950 год был годом успешного завершения основных
задач послевоенной сталинской пятилетки, годом даль-
нейшего подъема *материального благосостояния трудя-
щихся города и деревни. Довоенный уровень народного
хозяйства в нашей стране не только достигнут, но и
превзойден в значительных размерах, Растет реальная
заработная плата рабочих и служащих, увеличиваются
доходы колхозников, все более крепким становится со-
ветский рубль.

Прошедший год положил начало великим стройкам на
Волге, в Туркмении, на Украине и в Крыму — строй-
кам, названным нашим народом сталинскими стройками
коммунизма. Чувство огромной гордости за свою вели-
кую Родину вызывает у всех советских людей приня-
тое недавно Советом Министров СССР постановление о
строительстве Волго-Донекого судоходного канала и
орошении земель в Ростовской и Сталинградской обла-
стях. Уже в 1951 году будет практически рещена важ-
нейшая  народнохозяйственная задача общесоюзного
значения = все моря европейской части СССР будут
соединены в единую воднотранспортную систему.

Новые выдающиеся успехи достигнуты в истекшем
году и в области советской социалистической культуры.
Радуясь этим успехам, советские люди воочию видят,
как коммунистическая партия неуклонно претворяет в
жизнь указание великого Сталина «сделать всех рабо-
чих и всех крестьян культурными и образованными...».
	Нигде в мире культурное строительство не знает тако-
го размаха, как У нас, в нашей социалистической стра-
не. Достаточно сказать, что в минувшем году в школах,
техникумах и других средних учебных заведениях
Советского Союза учились 37 миллионов человек, а чис-
ло студентов в высших учебных заведениях составило
1 миллион 230 тысяч человек-на 400 тысяч больше, чем
до войны. Из года в год увеличивается контингент уча-
щихся средней и высшей школы. Вузы и технику-
мы в 1950 году окончили 500 тысяч молодых специа-
листов и вновь принято около 800 тысяч студентов.
Один из ярких показателей бурного подъема социали-
стической культуры — рост тиража книг, газет, журна-
лов. Только за девять месяцев 1950 года тираж книг
увеличился по сравнению с соответствующим периодом
1949 года на 16 процентов. Миллионными тиражами
издаются труды классиков марксизма-ленинизма. Завер-
шается четвертое издание Сочинений В. И. Ленина,
вышло в свет двенадцать томов Сочинений
И. В. Сталина. Изучая произведения Ленина и
Сталина, наши кадры идейно вооружаются для успеш-
ного решения практических задач коммунистического
строительства.

Истекший 1950 год ознаменовался новыми выдающи-
мися произведениями советской литературы, искусства,
кинематографии, близкими и понятными народу,
произведениями, представляющими серьезный вклад
наших писателей и работников искусства в дело комму-
нистического воспитания трудящихся. Сделаны новые
крупные шаги в разрешении задачи, поставленной
товарищем Сталиным в его речи на собрании избира-
телей 9 февраля 1946 года,— «не только догнать, но и
превзойти в ближайшее время достижения науки за
пределами нашей страны». Особое место в развитии на-
уУчной мысли принадлежит проведенным в 1950 году
творческим дискуссиям по вопросам языкознания и
физиологии, .

Важнейшее значение для дальнейшего плодотворного
развития всех отраслей советской науки имеют опу-
бликованные в 1950 году гениальные труды И. В. Сталина
по вопросам языкознания. Эти труды являются новым
драгоценным вкладом в сокровищницу марксизма-
ленинизма. Великий корифей науки товарипт Сталин
показал, что наука не может развиваться и преуспевать
без борьбы мнений, без свободы критики, без смелой
замены устаревших формул и выводов новыми форму-
лами и выводами, открыл для всей советской научной
мысли широкий простор в решении новых задач, стоя-
ших перед нашим государством.

Бурный рост советской культуры, национальной по
форме, социалистической по содержанию, ее великая
прогрессивная роль особенно разительны на фоне упад-
ка и маразма буржуазной культуры в капиталистиче-
ских странах. Капитализм означает загнивание культу-
ры, ее деградацию. Растленная, насквозь прогнившая
буржуазная культура помогает одурманивать народные
массы в корыстных целях империалистических хищни-
ков. О какой «культуре» в капиталистических странах
может итти речь, если, например, в Соединенных Шта-
тах Америки школа влачит жалкое существование, а
более трех четвертей бюджета тратится на вооружение,
на раздувание военной истерии? С каком служении
науки народу в капиталистических странах может итти
речь, если в тех же Соединенных Штатах буржуазные
ученые заняты ‘изобретением изуверских епособов
Уничтожения миллионов людей?

Знаменосец культуры и прогресса, советский народ
завосвывает все новые и новые успехи на фронте xyai-
турного строительства. Он отдает. себе ясный от\ет’в
том, что коммунизм означает изобилие духовной куль-
туры, и неутомимо трудится над созданием этого изоби-
лия. Задача состоит в том, чтобы в новом году добивать-
ся еще больших успехов советской культуры, еще реши-
тельнее искоренять влияние буржуазной идеологии в
области науки, литературы, искусства, совершенствовать
марксистско-ленинское воспитание кадров. Нужно на-
стойчиво улучшать работу школ, высших учебных заведе-
ний, печати, издательств, радиовещания, культурно-про-
светительных учреждений, повышать качество пропа-
ганды политических и научных знаний.

Мир вступает в новый, 1951 год. Советский народ
встречает новый год великими делами и великими пла-
нами. Он преисполнен решимости еще самоотверженнез
трудиться на благо своей ‘любимой социалистической
Родины, умножать ее могущество и славу.

Будущее — за силами мира, демократии и социализма.
Лагерь, объединяющий эти силы, растет и крепнет день
	ото:дня. Тщетно пытаются американо-английские импе-.
	риалисты повернуть вспять ход истории. Им не помогут
в этом ни «холодная» война, ни открытая агрессия,
ни человеконенавистническая пропаганда. ° Миллио-
ны людей во всех странах мира все более ясно и
отчетливо сознают, что капитализм — это кровопролит-
ные войны, это нищета и эксплуатация масс, это де-
градация культуры и гибель цивилизации. Вместе с
тем на примере Советского Союза и стран народной де-
мократии народы видят, что социализм — это мир и
процветание народов, это невиданный в истории про-
	науки и вультуры.
	ХХ век — это век гибели капитализма, век торже-
ства великих идей Ленина — Сталина.

Под руководством славной коммунистической партии,
под мудрым водительством великого Сталина советский
народ уверенно идет вперед, воодушевляя своим приме-
ром все передовое человечество.

С наступающим Новым годом, товарищи, — годом новых
побед коммунизма!
	HOBOMY ГОЛУ
	Сегодня в белом пламени метели
	По беспредельной снежной целине
Ты входишь в жизнь, стремясь к заветной цели,
На радость Миру и на страх войне.
	В твоем призванье, светлом и высоком,
_Отражена мечта моей страны.
Как эта чаша виноградным соком,
Пусть будут счастьем дни твои полны.
	Дай руку мне! Пойдем к победам вместе.
	В. строю годов правофланговым будь.
Горит в ночи кремлевское созвездье.
Полвека за плечами. В добрый путь!
Перевел с грузинского А. Межиоов.
	Я подниму, восславив твой приход,
Стихами тост согрею и украшу,—
Я пью за встречу радостную нашу
И за твое здоровье, Новый год.
	Входи! От твоего прикосновенья
Должны повсюду на твоем пути
Листвой зеленой расивести каменья
И всходами пустыни прорасти.
	Тони к пескам живительные воды,

` Будь, как победа, мужеством богат.
‚ Восйламени содружеством народы
И Мир храни, как сталинский солдат.
	Дела и думы советских людей
	Угольный комбайн очень изменит
ся через несколько лет. Создавшие
его инженеры конструируют новое,
добиваются нового совершенства.

В кабинете директора завода Aay-
реата Сталинской премии Катерини-
ча стоит на огромном столе действу-
	юшая модель драглайна. Речь идет о
	гигантских экскаваторах, которые
предназначаются для строительства
каналов и гидростанций комму-
	низма. Они существуют не только в
проектах. Они работают в действи-
тельности в карьерах и на трассах
каналов. Далеко вперед вытянута
почти метровая стрела (в действи-
тельности она длиной в 40 метров),
работают моторы, ковш, влекомый
тяжелыми цепями, врезывается‹
в землю и отбрасывает ее да-
леко в сторону. Но вот загудел еше
один мотор, машина приподнялась
и оперлась на широкие полозья, еде-
лала большой шаг и опять останови-
лась, и снова ковш врезался в зем-
лю. Вот так, шаг за шагом, тысячи
таких машин пойдут по трассам ка-
налов, каждая из них заменит тыся-
чи рабочих. Советский человек, уп-
равляя этой маптиной, проведет воду
в степи, соединит моря и реки, тру-
дом своим начертит новую карту
коммунизма в нашей стране.

И куда ни глянешь в Донбассе, —
всюду идет этот благородный про-
цесс облегчения человеческого труда.
Автоматизированнсе управление
домнами и мартенами, станками и
электростанциями уже никого не,
удивляет. Рабочие и инженеры меч-
тают о полной механизации процес-
сов добычи угля и выплавки стали.
Мечтают о том, чтобы появились дом-
ны, которые обслуживал бы один ра-
бочий, высококвалифицированный
инженер, сидящий за пультом управ-
ления; чтобы угольный комбайн со-
вершенной конструкции сам врезал-
ся в пласт, а рабочий управлял им
с поверхности земли.

Каждый из нас, строивших
в первую пятилетку, видит, как об-
легчился и изменился труд советско-
го человека. Миллионы обушков py~
	бали уголь в Донбассе в

1930 году.
	Саночники — профессия, совершенно
ныне забытая, — тащили свои про-
клятые санки. Все это ушло безвоз-
вратно в прошлое. Сейчас мы удив-
лены, что уголь можно было добы-
вать таким трудом.

Рабочие Донбасса мечтают, и меч-
ты их облекаются в сталь и железо,
в точные и совершенные конструк-
пии машин.
	Многие из этих машин еще только
мечта, многие существуют на бумаге,
некоторые уже строятся. Неутоми-
мая, напряженная, как кипение Me
талла в мартене, творческая мысль
переполняет рабочих, техников, ин-
женеров Донбасса. И результаты это-
го творческого горения огромны.
Неузнаваем стал Донбасс, неузна-
ваемы стали его ‘люди.

Каждый свой успех, каждую свою
новую идею и замысел посвящают
рабочие Донбасса, как и все совет-
ские люди, нашему вождю и учителю

гениальному зодчему коммунизма
великсму Сталину.
	Вадим CO
	Если в новогоднюю ночь проехать
по тладкой асфальтированной до-
роге, которая ведет от Сталино на
Краматорск, то можно необыкновен-
но ясно увидеть, как красиво и
напряженно работает сейчас Дон-
	басс, подводя итоги прошедшего.
года. Поплывут едва различимые
в темноте копры и терриконы
	угольных шахт, донбасские товари-
щи будут произносить их названия
и просто, как о чем-то обыкновен-
ном, скажут, что шахты уже выпол-
нили пятилетку, — в Донбассе этим
гордятся, но He хвастаются. Еще
дальше возникнут доменные печи,
изредка освешаемые ослепляющим
светом выпускаемого чугуна и ба-
грово-красным заревом жидкого
шлака. Потом потянутся длинные,
изнутри освещенные электрическим
сиянием корпуса заводов, где точ-
ные, великолепные машины мнут,
сплющивают и растягивают, как гли-
няные валики, огромные слитки
раскаленного металла. ‹
	И всем этим — шахтами, мартена”
ми, домнами, прокатными станами
и слокнейшими тонкими  инстру-
ментами в лабораториях управляют
наши простые, благородные, миро-
любивые советские люди. Как изме-
нились OHM за тоды. великих
сталинских пятилеток! Недавние ра-
бочие и колхозники стали инжене-
рами. Они не ушли со своих мест —
работа, рост нашей техники по-
требовали от них высоких знаний.
И они начали учиться, перешли в
высший класс и научились управ-
лять сложнейшими машинами и
процессами. Изменились люди, из-
менились их мысли, изменились их
мечты.
	Сталин, мир, коммунизм. Эти три
слова лучше всего определяют ду-
мы и мечты советских людей.
Недавно мы прочитали в газетах
рапорт горняков великому Сталину:
Донбасс выполнил пятилетку. Мно-
го эшелонов угля дал он сверх пла-
на. Это сделали люди, которые се-
TOAHA ночью сядут за новогодний
стол и первый тост поднимут за
своего вождя — товариша Сталина.

Вспоминая прошедший год и поз-
дравляя друг друга с большой
победой, они все время думали о
будущем годе, который начинается
вот с этой минуты, после бокала,
поднятого за здоровье родного
Сталина. Они многое сделали в
прошедлием году, но еще больше на-
метили на будущий год. И, думая о
прошлом, они говорят:

— Мы еще только начинаем, това-
риши. Мы сделали новые машины
и освоили новые методы добычи
угля. Мы заменили каторжный труд
забойщика и саночника работой ма-
шин, но перед нами еще столько
интереснейшей и напряженной ра-
боты, что даже дух захватывает,
когда подумаенть о ней. Будет много
трудностей, но мы победим, потому
что с нами Сталин, а Сталин - это
победа.
	Особенно ясно и отчетливо ощу-
	щается в Донбассе мир, наш. совет-
ский, действенный мир, грохочущий
и сверкающий, плавящий металл,
добывающий уголь, строящий стан-
	ки. Мне когда-то пришлось пройти
по Донбассу во времЯ войны. Тиши-
на стояла над разрушенными заво-
дами, мертвая тишина. А сейчас
здесь снова стоит веселый гром но-
вого, озаренного мечтой о комму-
низме труда. Это — мир. )

И когда рабочий выпускает из
домны поток расплавленного метал-
ла, когда шахтер подрубает новый
пласт или слесарь смотрит, как дей-
ствует собранный им станок, все
они знают — это для мира. Каждая
тонна стали, каждый станок, каж-
	дый вагон угля — это маленькая
частица огромного незыблемого
сооружения, на котором написано
	слово — мир.
	Мы все думаем о мире, но мы не
спокойные, удовлетворенные мечта-
тели. Если посмотреть, как работает
Донбасс, то становится понятным,
что такое напряженная, неутоми-
мая борьба за мир. ‘
	Труд при коммунизме будет ра-
достен и легок. Человек будет управ-
лять сложнейшей машиной, управ-
лять на расстоянии, далеко от пыль-
ного забоя или огнедьшащей дом-
ны, Сейчас в Донбассе уже делают
машины, пусть еще отдаленно, но
все же напоминающие машины,
которые будут работать при комму-
низме.
	Большая группа инженеров изо-
брела угольный комбайн. Эта рабо-
та удостоена высокой награды —
Сталинской премии. Угольный ком-
байн подрубает, обваливает уголь и
грузит его на транспортеры. Облег-
чился труд шахтеров.
	Но когда мы спросили инженера
Башкова, одного из творцов уголь-
ного комбайна, что же будет даль-
тие, является ли комбайн совершен-
ной машиной, он ответил: .
	— При коммунизме таких комбай-
нов не будет. Эта машина не
достойна коммунизма. Нам надо уже
механизировать крепление и еще
несколько процессов, не механизи-
рованных до сих пор. Нам надо
сделать так, чтобы около комбайна
было меныше пыли, надо сделать
так, чтобы работа около него была
легкой. Для этого придется еще мно-
	го работать.
	Подготовка к выборам в Верховные Советы
союзных и автономных республик
	На десятидневных курсах агитато-
ров укрупненных колхозов, прове-
денных Харьковским обкомом
ВКП(б), обучалось свьшие 300 агита-
торов. В ряде горкомов и райкомов
КП(б)У состоялись совешания руко-
	водителей агитколлективов.
>. #& + &
	Отдел пропаганды и агитации
Брянского обкома ВКП(б) провел
областное совещание лучших агита-
торов промышленных предприятий,
колхозов и MTC, посвященное
вопросам повьшиения идейного уров-
ня и обобщения опыта массово-поли-
тической работы.

Участники совещания е интересом
‘заслушали выступления агитатора
мартеновского цеха Бежицкого ста-
лелитейного завода т. Засорина о по-
литической агитации по месту жи-
тельства избирателей и агитатора
колхоза «Светлый луч» Почепского
района т. Шипулиной, которая с на-
чала избирательной кампании про-
вела 15 бесед на десятидворке и сде-
лала несколько докладов на колхоз-
ных и бригадных собраниях. В за-
ключение совещания был прочитан

доклад о международном положении.
ххх
	В Алтайском крае партийные орга-
низации уделяют серьезное внима-
ние учебе‘ агитаторов. В городах и
сельских местностях проводятся
районные и городские собрания ру-
ководителей агитколлективов иаги-
таторов. В Барнауле, Бийске, Камен-
ске и других районах организованы
семинары и курсы агитаторов. К чте-
нию лекций и докладов для агитато-
ров привлечены руководяцхие город-
	ские и районные партийные работ-.
		РСФСР взяли на себя железнодо-
рожники всех служб Лосиноостров-
ского Узла. Широко развертывается
социалистическое соревнование и
среди тружеников сельского хозяй-
			В областях, краях и республиках
идет подготовка к предстоящим
выборам в Верховные Советы
союзных и автономных республик.
Используя богатый опыт агитмассо-
вой работы, накопленный в дни
	избирательной кампании по выбо-
рам в местные Советы, партийные
организации еще шире развертывают
политическую агитацию среди тру-
дящихся. На заводах и фабриках,
в колхозах и совхозах читаются лек-
ции и доклады о Сталинской Кон-
ституции, о Бонституциях союзных
и автономных республик, об избира-
тельном законе, правах и обязан-
ностях советских граждан, о совет-
ской демократии и др. В партийных
кабинетах, клубах, Помах культуры
и агитпунктах оборудуются выстав“
ки, посвященные взяборам в Верхов-
ные Советы союзных и автономных
республик. В горфдах и сельских
районах проходят собрания и сове-
щания агитаторез HO вопросам o6-
мена опытом фаботы и повышения
идейного уоовня политической аги-
TauMy,

т жж

В Москве и Московской области
вся сеть агитпунктов, действовавших
во время прошедших выборов, про-
должает свою работу. Значительно
пополняется состав агитаторов. Под-
готовка к выборам в Верховные Со-
веты союзных и автономных респуб-
лик повышает политическую и про-
изводственную активность Macc.
Коллектив автомобильного завода
имени И. В. Сталина 26 декабря
завершил план выпуска автомоби-
лей, ‘установленный заводу на
1950 год. Новые обязательства в
честь выборов в Верховный Совет
	На ленинградских предприятияхи
в учреждениях, в совхозах и колхо-
	зах области свыше ста тысяч агита-.
	торов проводит с трудящимися бесе-
ды о Конституции СССР, Конститу-
кии РСФСР и избирательном законе,
знакомит их с замечательными
победами сталинского блока комму-
нистов и беспартийных при прове-
дении выборов в местные Советы
депутатов трудящихся. Большая ра-
бота проводится в агитпунктах: здесь
читаются лекции и доклады о вели-
ких стройках коммунизма на Волге,
в Средней Азии и на Украине,
устраиваются вечера художествен-
ной самодеятельности.

В конце декабря в ряде городов и
районов области состоялись собра-
ния партийного актива, на которых
были подведены итоги выборов в
местные Советы и намечены меро-
приятия по усилению агитационно-
массовой работы в связи с предстоя-
шими выборами в Верховный Совет
РСФСР.

жж *

Готовясь к выборам в Верховный
Совет Украины, многие колхозные
и сельские территориальные партий-
ные организации Николаевской,
Киевской и Черновицкой областей
провели семинары и инструктивные
совещания агитаторов. В ряде райо-
нов Одесской, Измаильской и
Львов-кой областей организованы
краткосрочные курсы агитаторов.
	Сейчас для нас машина, которая
в Англии и Америке считалась бы
верхом совершенства, является
пройденным этапом. И вот инже
неры мечтают о машинах, которые
будут достойны коммунизма, которые
облегчат и украсят труд человека.
Пожалуй, самая главная здесь, на-
стоящая, коммунистическая забота
о том, чтобы человеку, нашему совет-
скому шахтеру, было удобно и легко
работать.
	Нигде, ни в одной капиталистиче-
ской стране конструкторы не ду-
мают о том, как защитить легкие
шахтера от пыли. Для наших со-
ветских инженеров это стало одной
из главнейших проблем, которые на-
до разрешить основательно. В этом
проявилась черта новой,   коммуни-
стической требовательности к маши-
не, к конструкторской работе, к са-
мому себе.