31] декабря 1950 г., № 36 (164)

ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ
	Учитывая, что радио в агитационно-пропа-
гандистской работе имеет большое значение,
Омский обком партии в последние два года
усиленно направлял внимание партийных,
комсомольских и общественных организаций
области на осуществление массовой радио-
фикации. За эти два года количество радио-
Узлов на селе увеличилось более чем в-три
раза, а количество радиоприемников в лич-
ном пользовании у колхозников, рабочих и
	служащих МГС и совхозов возросло почти в.
	десять раз. ВБ селах области радиофицирова-
но сейчас более 90 проц. всех домов. В пери-
од полевых работ повсеместно радиофициру-
ются полевые станы, полеводческие и трак-
торные бригады. Каждый трудящийся имеет
теперь возможность ежедневно слушать цен-
тральные и областные радиопередачи.

Уже в прошлом году радио стало шире ис-
пользоваться для передачи лекций, статей,
бесед на сельскохозяйственные темы. У мик-
рофона в районных и колхозных радиоузлах
стали чаше выступать лучшие мастера зем-
леделия и животноводства, трактористы и
комбайнеры, а также пропагандисты и руко-
водящие работники районов. Так, например,
в Полтавском районе, который явился ини-
циатором сплошной радиофикации, по радио
выступали передовые бригадиры тракторных
бригад тт. Лысенко, Цвиркун, Окс, трактори-
сты тт. Левченко, Добчинский, многие пред-
седатели колхозов, директора МТС, секретари
партийных организаций. Но в целом по Ом-
ской области местное радиовещание велось
все еще не систематически, беспланово, без
должного контроля со стороны партийных
организаций. В текущем году обком партии
провел значительную работу по перестройке
областного и районного радиовещания.

Основным методом использования радио в
массово-политической работе является орга-
низация слушания радиопередач из Москвы
и использование их агитаторами для после
дующего проведения политических бесед с
трудящимися. Областная радиостанция зна-
чительную часть времени уделяет ретрансля-
ции центральных радиопередач, то же делают
все районные радиоузлы. Ввиду того, что во
многих колхозах, совхозах и МТС мало опыл-
ных и квалифицированных людей, которые
		могли бы со знанием дела вести ретрансля-.
	цию, мы рекомендовали всем местным радио-
узлам организовать прием через Омскую
радиостанцию. Таким образом, радиовещание
во.всех районах и колхозах области ведется
по определенной программе и основным его
содержанием является ретрансляция цен-
тральных радионередач.

В своей массово-политической работе пар-
тийные организации широко используют пе-
редаваемые по радио «Последние известия»,
обзоры центральных газет, международные
обзоры. В дни, когда передаются важные пра-
вительственные сообшения, повсеместно орга-
низуется массовое слушание радиопередач. О
передаче важнейших материалов заранее из-
вещаются райкомы партии и секретари сель-
ских партийных организаций. В результате
трехчасовой разницы между московским и
местным временем некоторые центральные
передачи ретранслируются у нас в ночное
	В большинстве партийных организаций
Рязанской области политическое просвеще-
ние коммунистов проходит в нынешнем учеб-
ном году на гораздо более высоком уровне,
чем в прошлом. Но есть еще парторганиза-
ции, где это важнейшее дело не стало пред-
метом повседневного внимания и. заботы
партийных комитетов. Во многих звеньях
сети партийного просвещения   Рязанской
области новый учебный год начался се опо-
зданием. Например, партийный и советский
актив Рязани начал учебный год лишь в
конце ноября.

В конце ноября и в декабре многие полит-.
школы и кружки почти прекратили работу.
В Ново-Деревенском, Трубетчинском и неко-
торых других районах срывы занятий в этот
период были массовым явлением. В Шелу-
ховском районе состоявшийся в середине де-
кабря пленум райкома партии вынужден был
признать постановку партийного просвеще-
ния неудовлетворительной. В партийных ор-
ганизациях колхозов «Земледелец» и «Парти-
зан» Чучковского района на первых заняти-
ях в политшколах и кружках посещаемость
не превышала 40—50 проц., а потом занятия
почти совершенно прекратились. -

Плохо организована работа семинаров
пропагандистов при Рязанском горкоме пар-
тии: В ноябре на семинар руководителей
кружков по изучению истории ВКП(б) пер-
вого года из 40 явилось только $ пропаган-
дистов, на семинар руководителей кружков
	a ie ai i a

Заканчивается выход в свет 4-го издания
Сочинений В. И. Ленина. Последние два тома
Сочинений, тридцать четвертый и тридцать
пятый, содержат переписку В. И. Ленина с
различными организаниями и лицами,
Письма, телеграммы и записки, опублико-
ванные в этих томах, являются ценнейшим
дополнением к произведениям Ленина, на-
‘ печатанным в предыдущих томах Сочинений.

Тридцать четвертый том Сочинений содер-
жит 200 писем, написанных В. И. Лениным за
время с ноября 1895 года пс ноябрь 1911 года.
Эти письма относятся к периоду, когда шла
борьба за создание большевистской партии.
Ленин, Сталин и их соратники создавали
партию нового типа, настоящую марксист-
скую боевую партию, непримиримую в отно-
шении оппортунистов и революционную в
отношении буржуазии, партию социальной
революции, партию диктатуры пролетариата.
Товарищ Сталин отмечает; «Вея история
борьбы с «экономистами». меньшевиками,
троцкистами, отзовистами, идеалистами веех
мастей вплоть до эмпириокритиков, — была
историей подготовки такой именно партии».
	Письма, относящиеся к 1895—1901 годам,
ярко показывают деятельность В. И. Ленина
по созданию революционной рабочей партии
в России, его борьбу против народничества,
«легального марксизма», «экономизма». Пер-
вые два письма из помещенных в томе напи-
саны В. И. Лениным в ноябре 1895 года, когда
он возглавлял петербургский ‚ «Союз борьбы
за освобождение рабочего класса», представ-
лявший собой зародыш партии нового типа,
Последующие письма 1895—1901 годов напи-
саны В. И. Лениным из села Шушенского, где
он находился в ссылке, и из-за границы.
	Чтобы обеспечить дальнейшее распростра-
нение марксизма и возможность создания со-
циал-демократической партии, нужно было
прежде всего до конца разгромить народни-
чество. Эту задачу выполнил Ленин. В своей
замечательной книге «Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-демо-
кратов?» и в ряде других работ Ленин под-
верг уничтожающей критике взгляды народ-
ников и до конца разоблачил их подлинное
лицо. В статье «От какого наследства мы от-
казываемся?» В. И. Ленин показал, что рус-
скиё марксисты являются гораздо более по-
следовательными, гораздо более верными хра-
нителями наследства просветителей 60-х го-
дов, чем народники, В 1899 году в своем
письме к Потресову Ленин указывает, что он
ставил целью очистить наследство от приме-
сей, от хлама народничества. Ленин до конца
идейно разгромил народничество. И это рас-
ширило почву для создания революционной
партии пролетариата.
	Большое значение имела борьба Ленина
против «легального марксизма». Ленин
раскрыл истинный смысл воззрений «легаль-
	время, мало удобное для радиослушания. В
этих, случаях партийные организации пору-
чают. агитаторам кратко записывать важней-
шие радиопередачи и Не о них трудя-
щимся. .

Райкомы партии и руководители агиткол-
лективов систематически используют радио
для инструктирования агитаторов.

В областных радиопередачах особое внима-
ние уделяется пропаганде агрономических и
зоотехнических знаний и передового опыта
работников сельского хозяйства. В начале
этого года по решению обкома ВКП(б) лучшие
научные силы города и наиболее отличив-
нтиеся  передовики сельскохозяйственного
производства выступали по радио с лекция-
ми. Расписание лекций было разослано во все
колхозы. Лекции собирали до ста тысяч ор-
ганизованных слушателей и активно обсуж-
дались в колхозах, МТС и совхозах под руко-
водетвом спепиалистов сельского хозяйства.
	Но указанию обкома партии областной ко-
митет радиоинформации ввел еженедельные
передачи в помощь агитаторам. Передачи ве-
дутся по плану, который предварительно рас-
сматривается в отделе пропаганды и агита-
ции обкома ВКП(б). Состоялись передачи 06
успехах коммунистического строительства в
СССР, о социалистическом строительстве в
странах народной демократии, о ведущей
роли Советского Союза в борьбе за дело мира,
против поджигателей войны и т. д. Периоди-
чески передаются статьи о положении трудя-
щихся в капиталистических странах, о борь-
бе народов колониальных и зависимых стран
за свое освобождение. Значительное место в
этих передачах занимают также методиче-
ские указания и материалы, определяющие
ближайшие задачи агитаторов.

Радиокомитет в своих внестудийных пере-
дачах «С микрофоном по Омской области»
дает агитаторам много материалов с наиболее
интересных событиях хозяйственной и обще-
ственно-политической жизни области. В
период подготовки к выборам в местные Со-
веты и в связи с развернувшейся подготов-
кой к выборам в Верховные Советы союзных
и автономных республик значительно. раеши-
рилась передача материалов, характеризую-
щих огромные преобразования, которые про-
изошли за годы советской власти в области и
в городе. Введены радиопередачи «У карты
области», в которых рассказывается о прош-
лом и настоящем отдельных районов.

По вопросам практики масесово-политиче-
ской работы по радио выступают работники
райкомов партии, руководители агитколлек-
тивов, секретари парторганизаций колхозов.

В качестве примера использования обла-
стных радиопередач агитаторами можно при-
вести беседу «Советский общественный и
государственный строй — самый жизнеспо-
собный строй в мире», которая передавалась
через Омскую радиостанцию. В Одесском
районе эту передачу слушали до пятисот аги-
таторов. В течение двух дней они провели на
эту тему 470 бесед с избирателями. В Корми-
ловском районе в колхозе имени Л. П. Берия
передачу слушал весь агитколлектив, наечи-
тываюицтий 50 человек,
	В связи с массовой радиофикацией села
значительно расширились возможности ис-
пользования районных и колхозных радио-
узлов для организации местного радиовеща-
ния, которое ведется либо специально создан-
ными редакциями, либо редакторами район-
ных газет под контролем ‘райкомов партии.
Наибольшие возможности для организации
местного радиовещания имеются в тех рай-
онах, где значительная часть колхозов радио-
фицирована от районных радиоузлов. Одним
из таких районов является находящийся в
северной части области Тарский район, вко-
тором от районного радиоузла радиофициро-
вано две трети колхозов. Кроме того, несколь-
ко колхозных радиоузлов здесь могут. под-
ключиться к райовному при помощи теле-
фонной связи.

Тарский райком партии широко использует
радио в массово-политической работе среди
населения. Редакцией местного радиовеща-
ния привлечен широкий авторский актив.
Коллектив радиокорреспондентов насчиты-
вает 158 человек, внештатные корреепондеи-
ты имеются во всех населенных пунктах
района. В студии радиоузла с докладами вы-
ступают районные руководящие ‘партийные!
и советские работники. Редакция организова-
ла ряд бесед научных сотрудников опытной
сельскохозяйственной станции, и передови-
ков сельского хозяйства по актуальным во-
просам социалистического земледелия и жи-
вотноводетва. Отчет редакции местного ра-
диовещания Тарского района был обсужден
на бюро обкома ВКП(б). Обком предложил
всем райкомам партии и работникам местно-
го радиовещания использовать опыт Тареко-
го района.

Массовая радиофикация уже внесла значи-
тельное оживление в общественно-политиче-
скую и культурную жизнь сибирского села.
Она расширила политические и культурные
запросы трудящихея деревни. Нартийные ор-
ганизации должны еще шире использовать
радио для организованной и целеустремлен-
ной пропаганды и агитации, добиться улуч-
шения качества радиопередач. Еще имеются
случаи, когда через районные и колхозные
	радиоузлы и через Омекую радиостанцию пе-
	редаются слабые в идеино-политическом и
литературном отношении материалы. Повы-
шение идейного солержания передач остается
центральной задачей местного радиовешания.
	Необходимо также создать условия для того, ~
	чтобы местные партийные организации могли
более планомерно использовать в массово-по-
литической работе центральное радиовешща-
ние. Комитет радиоинформации при Совете
Министров СССР должен был бы, на’наш
взгляд, установить твердые дни и часы для
важнейших тематических передач.
Усиление массово-политической работы,
улучшение ее содержания, широкое исполь-
зование радио способствуют дальнейшему
росту политической и трудовой активности
трудящихся, создают условия для дальнейше-
го подъема экономики и культуры области.
						ЧЕРТЫ

нового
	Жизнь подсказала необходимость организа»
ции в Заборовке постоянно действующего,
сельского лектория, который и был создан но
инициативе местных партийных и советских
организаций в августе 1948 года при сель-
ском клубе.

В лектории работают 23 лектора — 13 учи-
телей, 3 агронома, ветеринарный врач, зоотех-
ник, медицинский врач, председатель колхо-
за, судья, зам. директора МТС по политчасти,
дирёктор детского дома.

За время существования лектория сельски-
ми лекторами-общественниками прочитано
240 лекций. Большой популярностью среди
колхозников пользуются лекции о жизни и
деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина,
о советском общественном и государственном
строе, о Сталинской Конституции, о Куйбы-
тевской гидроэлектростанции и других ве
ликих стройках коммунизма, о сталинском
плане преобразования природы,

Лекторий широко развернул пропаганду
мичуринской биологической науки. В сель-
скохозяйственных лекциях широко освеша-
лись новейшие достижения науки, опыт пе
редовиков колхозного производства, задачи
уУкрупненного колхоза. Лекторий принимал
активное участие в проведении выборов в
Верховный Совет СССР и местные Советы
депутатов трудящихся.

О возроспем культурном уровне жите-
лей села говорят прошедшие с болышим уене-
хом лекции об А. С. Пушкине, А. Н. Остров-
ском, Л. Н. Толстом, о творчестве великого
пролетарского писателя А. М. Горького, о ро-
манах Н. Островского «Как закалялась
сталь», A. Фадеева «Молодая гвардия»,
В. Ажаева «Далеко от Москвы», а также лек-
ции «Образы колхозников в советской лите-
ратуре», «О патриотизме советской литерату-
ры» и др. _

Культурный рост колхозников, роет их по-
литической сознательности ярко проявляется
в отношении к труду, вк общественной соб-
ственности. ,

Колхозники говорят:

— Для нас нет выше чести, как ударно
трудиться, умножать колхозное богатство, от
которого зависят мощь нашей любимой Porm
ны и улучшение нашей личной жизни. Для
	решения больших задач нам нужны знания,
	и мы все учимся.
Е ВЕССКИИЙ.
		Колхозный строй открыл перед советским
крестьянством невиданные в истории воз-
можности для расцвета его материальной и
духовной культуры.

В нашей стране, строящей коммунистиче-
ско общество, экономические и культурные
преобразования можно/’видеть в любом кол-
хозном селе, Одним из таких примеров мо-
жет служить история и рост села Заборовки
Сызранского района Куйбышевской области.

В прошлом Заборовка — поместье князя
Гагарина, выигранное им в карты у графа
Орлова-Давыдова. Крестьяне здесь влачили
нищенское существование. и не имели эле-
ментарных условий культурного развития и
просвещения.

Современная советская Заборовка — это
крупный хозяйствекный и культурный
центр Сызранского района, В Заборовке свы-
ше трех с половиной тысяч жителей; летом
1950 года здесь создан укрупненный колхоз.
За колхозом навечно закреплено 10 тысяч
гектаров земли. В текущем году’ на полях
колхоза работало 16 тракторов, 1 комбайнов и
много других сельскохозяйственных машин.
Колхоз имеет самые крупные в районе жи-
вотноводческие фермы, насчитывающие 590
коров, 636 свиней, 1.258 овец, около 300 лоша-
дей; на птицеферме — 4.800 кур. Укрупнение
колхоза дало возможность уже в текушем
году развернуть новое строительство. На но-
вых скотных дворах устанавливаются авто-
поилки и электродойки; начато строительство
водопровода, которое будет завершено в 1951
году. Село в послевоенные годы электрифи-
цировано.

В селе Заборовке работают 20 человек ©
высшим, 3 с незаконченным высшим и 92 со
средним образованием; имеется 8 агрономов,
1 механиков, 142 комбайнера и тракториста.
Десятки жителей Заборовки окончили выс-
шие учебные заведения и свыше 100 человек
учатся в институтах.

Культурно-просветительные учреждения
Заборовки стали подлинными пропагандиета-
ми социалистической культуры среди сель-
ского населения. Только за 10 месяцев 1950
года жители села просмотрели 107 кинофиль-
мов, посетили свыше 30 спектаклей и концер-
тов, прослушали 119 лекций. Более 800 чело-
век являются активными читателями сель-
ской и других библиотек. В индивидуальном
пользовании у колхозников, рабочих и слу-
жащих — 103 радиоприемника, около 100 биб-
лиотечек.
	знаменитый русский писатель Иван Серге-
евич Тургенев писал в «Записках охотника»:
«Орловский мужик... живет в дрянных осино-
вых избенках, ходит на барщину.., ест пло-
хо, носит лапти... Кроме немногих ракит... да
двух-трех тощих берез, деревца на версту
кругом не увидишь; изба лепится к о избе;
крыши закиданы гнилой соломой...»

Село Сергиевское Краснинского района до
революции было «медвежьим углом», каких
на Орловщине существозало много. Жизнь
хлеборобов была тягостной, забитой.

Теперь на берегу Красивой Мечи широко
раскинулось большое благоустроенное село.
На его территории расположен один из луч-
ших колхозов Орловщины — «Красный Меч»,
возглавляемый депутатом Верховного Совета
СССР А. П. Шепелевой.

Растут, крепнут хозяйство и культура сель-
хозартели. На основе передовой агрономиче-
ской им зоотёхнической науки в колхозе
успешно развиваются полеводетво, животно-
водство, садоводетво и огородничество. За по-
следние четыре года построены клуб, библио-
тека, гараж, кузница, столярная мастерская,
мельница, межколхозная гидроэлектростан-
	мельница, межболхозная гидроэлевтростан-
ция мощностью в 1.000 киловатт. Электро-
станция освещает 3.100 домов колхозников,
	280 общественных и производственных по-
строек, приводит в движение сотни моторов,
дает ток оросительным станциям. Все трудо-
	‚емкие работы на фермах и в полевголстве ме-
	хализированы.

В селе Спасском  расположен укрупненный
колхоз имени И. С. Тургенева, Летом 1943 го-
да гитлеровцы, отступая, снесли с лица земли
село Спасское. Минуло семь лет, и нынче на
месте седых пепелиш с. сиротливо торчавши-
ми печными трубами высятся новые ладные
пятистенные дома с большими светлыми
окнами, с приусадебными строениями, с
фруктовыми садами. Вдоль сельской улицы,
словно по нитке, тянутся молодые деревья.
В просторных домах чисто, уютно, добротная
мебель, картины, полки с книгами, велосиис-
ды, радиоприемники, патефоны.
	’ Спасские колхозники выписывают болсе
350 экземпляров газет и журналов на 320 дво-
ров.

Формуляры читателей сельской библиоте-
ки — живое свидетельство неуклонного роста
духовного и культурного уровня тружеников
советской деревни. Колхозник А. Алифанов
прочитал в нынешнем году избранные coun
нения Г. Успенского, «Господа Головлевы»
М. Салтыкова-Щедрина, «Войну и мир» и

` «Анну Каренину>» Л. Толстого, «Кавалер 3о-
лотой Звезды» С. Бабаевского, «Честь емоло-
ду» А. Первенцева, «Сталь и шлак» В. Попо-
ва. В формуляре молодой колхозницы Марии
Медведевой записаны; «Кружилиха» В. Па-
новой, «От всего сердца» Е. Мальцева, «По-
весть о настоящем человеке» Б. Полевого,

`’ «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Как закаля-
лась сталь» Н. Островского, «Буря» И. Эрен-
бурга; «Знаменовцы» О. Гончара; «Фома ‘Гор-
Rees», «Детство», «В людях» и «Мои универ-
ситеты» А. М. Горького.

В селе работают 16 учителей, три медра-
ботника, агроном, зоотехник, агролесомелио-
ратор и техник-строитель. Там, где почти не
было грамотных, сейчас учится в школах, в
кружках и на курсах более 500 человек.
Коммунисты и беспартийные повышают свой
идейно-политический уровень в кружке по
изучению истории ВКП(б) и в политшколе.

Сотни детей спасских колхозников учатся
в вузах Москвы, Ленинграда, Воронежа,
‚ Куйбышева, Саратова, Орла.

За годы советской власти село Спасское
дало стране более 250 учителей, врачей, инже-
неров, геологов, агрономов, музыкантов, офи-
церов Советской Армии, у
	Из года в год растет зажиточность, рас-

цветает культура тружеников колхозного

села! Внуки и гравнуки нищих и обездолен-
ных Касьянов и’’Тоболеевых, мрачных и за-
битых Степушек и Савельевых стали созна-
тельными, активными творцами и строите-
лями новой жизни, нового, светлого мира,
		Секретарь Омского обкома ВБИ(б).
	просвеццением
	де всего слабого руководства со стороны
отдела пропаганды и агитации Рязанского
обкома партии. Отдел плохо связан. с райко-
мами и особенно с первичными партийными
организациями. Работники отдела редко бы-
вают в первичных парторганизациях, заня-
тий политшиол ‘и кружков не посешают и
действительного положения’ на местах не
знают. В практике; рабохы отдела пропаган-
ды и агитации Рязанского ‘обкома укорени-
лись бессистемность, бесплановость. Только
этим можно объяснить отсутствие со сторо-
ны отдела систематического контроля за
идейным содержанием занятий и за выпол-
нением учебного плана.

В партийной печати уже подвергалась
критике запущенность идеологической рабо-
ты в Рязанской областной ‘парторганизации,
Но и после этой критики отдел пропаганды
и агитации Рязанского обкома ВКП{б) не
улучшил стиль своей работы, он своевремен-
но не поправил партийные организации, ко-
торые допустили ошибку, прекратив занятия
в сети партийного просБещения в период
избирательной кэмпании.

Ликвидировать серьезные недостатки в
организации и содержании партийного’ про-
свещения, улучшить руководство всеми его
звеньями — одна из насущных завач Рязан-
ской областной партийной организации.
		Не ослаблять руководства партийным
		по изучению истории ВКИ(б) второго года —
12 пропагандистов из 80,., числящихся по
списку. На семинаре руководителей полит-
школ в декабре из 20 пропагандистов при-
сутетвовало лишь трое. В вечерней партий-
ной школе посешаемость слушателей не пре-
выптает 40 проц. Лекции для коммунистов, са-
мостоятельно изучающих диалектический и
исторический материализм, регулярно посе-
щают вместо 40 лишь 6—8 человек.

Серьезным недостатком является отсут-
ствие контроля за идейным содержанием
лекций. Это ведет к тому, что отдельные лек-
торы выступают перед слушателями плохо
подготовленными, читают лекции по давниш-
ним конспектам. В лекции на тему «Мани-
фест Коммунистической партии — программ-
ный документ марксизма», прочитанной в
парткабинете Рязанского горкома партии,
лектор т. Безвесельный не сумел раскрыть
содержание гениального творения осново-
положников марксизма. Лекция вызвала за-
конное недовольство слушателей,

Слабо помогают коммунистам в политиче-
	ской учебе некоторые партийные кабинеты.
	Например, парткабинет Трубетчинского рай-
кома партии совершенно не ведет работы с
пропагандистами, не организовал семинара
и консультаций. Помешение парткабинета
используется главным образом для разного
рода проводимых райкомом совещаний.
Недостатки. в организации и содержании
партийного просвещения — результат преж-

стов, скрытых недругов партии, ликвидаторов
наизнанку. Эта борьба отображается во мно-
гих письмах, помещенных в тридцать четвер-
том томе Сочинений В. И. Ленина. В письмах
в редакцию газеты «Социал-Демократ»,
А. И. Любимову и в других Ленин особенно
резко обрушивается на Троцкого, поддержи-
вавшего всеми средствами ликвидаторов. Он
клеймит иудушку-Троцкого как подлейшего
карьериста и Фракционера, срывает с него
лицемерную маску, разоблачает его пусто-
звонство, вскрывает его подлинное ликвида-
торское нутро. Ленин пишет: «;./Троцкий по-
вел себя, как подлейший карьерист и фрак-
ционер... Болтает о партии, а‘ведет себя хуже
всех прочих Ффракционеров» (стр. 349),
— В ряде писем, помещенных в томе, Ленин
разоблачает международных ревизионистов,
поддерживавших русских  оппортунистов.
Будучи членом Международного социали-
стического бюро, Ленин последовательно
борется и отстаивает революционную линию,
линию большевизма.

Большое место в переписке 1908—1911 годов
занимают письма В. И. Ленина КА. М. Горь-
кому. В. И. Ленин высоко ценил великого
пролетарского писателя и помогал ему нахо-
дить правильную дорогу.

Важное место в переписке В. И. Ленина за
нимают вопросы борьбы за чистоту материа-
листического мировоззрения. Ленин борется
против наступления контрреволюции на идес-
логическом фронте, особенно в области фило-
софии. Ленин решительно выступает против
примирения с эмпириокритиками и в письме
к Горькому заявляет, что бой с ними абоо-
лютно неизбежен. Защищая теоретические
основы большевистской ‘партии, Ленин резко
критикует ревизионистские идеалистические
взгляды Богданова, Базарова, Луначарского
и других. Говоря о ‚работах Базарова, Богда-
нова и К©, Ленин писал: ‹..Книга их — неле-
пая, вредная, филистерская. поповская вся, от
начала до конца, от ветвей докорня, до Маха
и Авенариуса» (стр. 338). Ленин сообщал
Горькому, что он решил конкре!В>, обстоя-
тельно разобрать весь вред этой филёзобии,
И он сделал это в своей тениальной книге
«Материализм и эмпириокритицизм», вышед-
шей в свет в 1909 году. Разоблачая утончен-
ный, приглаженный идеализм махистов и их
русских последователей, Ленин защитил
основы диалектического и исторического ма-
териализма и, обобщая новый опыт и новые
данные науки, развил дальше эти основы,

Письма, входящие в тридцать четвертый
том Сочинений, показывают борьбу Ленина
за теоретические, идеологические, тактиче-
ские и организационные основы большевиз-
ма, за сплочение партийных сил, за создание
и оформление самостоятельной большевист-
ской партии, партии нового типа, партии
	ленинизма, : и -
B. MOUAJIOB.
	четвертый том Сочинений

Денин
	Тридцать
	ных марксистов», показал их либерально-бур-
жуазную сущность. В письмах, опубликован-
ных в тридцать четвертом томе, В. И. Ленин
подвергает уничтожающей критике писания
Струве, Булгакова, Туган-Барановского и дру-
гих «легальных марксистов», а также их ду-
ховного отна — Бернштейна и защищает от
их нападок философское им экономическое
учение Маркса. Ленин пишет, что Бернштейн
«заврался действительно до невозможности...»
(Соч., т. 34, стр. 15), что Струве и другие
«критики» только путают и что с ними необ-
ходима будег серьезная война,

Особое внимание Ленин уделил борьбе с
«экономистами». Это были главные против-
ники создания единой политической рабочей
партии. Создать революционную рабочую
партию без разгрома «экономистов» было
невозможно. Ознакомившись” с манифестом
«экономистов», Ленин написал резкий обли-
чительный протест против их воззрений,
подписанный и другими есыльными социал-
демократами. Будучи широко распространен
по всей России, этот протест сыграл огром-
ную роль в борьбе за создание марксистской
партии, В, письме Н. К, Крупской в сентябре
1900 года Ленин протестовал против прими-
рительного отношения к экономизму, против
критики марксизма со стороны всяческих
прямых и переодетых идеологов буржуазии.
Он писал о необходимости «решительной
борьбы против экономизма, открытого проте-
ста против угрожающего опошления и суже-
ния марксизма, бесповоротного разрыва с
буржуазной «критикой» (стр. 29).

Ленин предлагал начать создание револю-
ционной рабочей партии с выпуска общерус-
ской политической газеты. «..Мы хотим,-
писал он,— основать самостоятельное литера-
турное предприятие...» (стр. 25). И Ленин орга-
низовал такую газету. Это была «Искра». По-
мещенные в томе письма к Г. В. Плеханову,
Л. М. Книпович, Н. Э. Бауману и другим по-
казывают, как осуществлялся ленинский план
создания первой общерусской политической
газеты, показывают руководящую роль
Ленина В «Искре».

Ленин решительно боролся против всяких
проявлений кустарничества и раздробленно-
сти. Он писал, что «всякий план издания ка-
кого бы то ни было районного или местного
органа российской организацией «Искры» мы
считаем безусловно неправильным и вред-
ным. Организация «Искры» существует для
полдеожки и развития последней и для объ-
	единения этим партии, а не для дробления
сил...» ‹ (стр. 57), «Искра», руководимая
Лениным, преодолела дробление сил, подго-
товила объединение партии.
Опубликованные в томе письма показы-
вают борьбу Ленина за связь партии се широ-
кими массами трудящихся, Вее произведе-
ния Ленина проникнуты горячей любозью
к трудовому народу, непоколебимой уверен-
ностью в его силах. Ленин пишет: «Я ничего
	так не желал бы, ни о чем так много не меч-
	тал, Бак о возможности писать для рабочих»
(стр. 4). .

Большая группа писем В. И. Ленина, адре-
сованных Г. В. Нлеханову, посвящена выра-
ботке революционной программы марксист-
ской партии. Ленин вносит свои\исправления
и поправки к проекту программы, разрабо-
танному Плехановым, выдвигает пункт о
диктатуре пролетариата и руководящей роли
рабочего класса, составляет всю аграрную
часть программы. В переписке с местными
партийными комитетами Ленин разъясняет
программные и организационные принципы
«Искры» и призывает их объединиться во-
круг этих принципов. Он дает местным коми-
тетам указания и советы по подготовке к
съезду партии, по развертыванию политиче-
ской ‘работы, интересуется, читается ли в
кружках рабочих «Искра», проводятся ли в
рабочих кружках лекции и беседы, просит
высылать обстоятельные информации и кор-
респонденции о положении дел на местах,
«давать хоть иногда и прямые картинки бе-
сед с рабочими (о чем говорят в кружке? ка-
кие жалобы? недоумения, запросы? темы бе-
сед? и проч. и проч.)» (стр. 109). Ленинские
указания сыграли большую роль в подготов-
ке И съезда партии.

В письмах, написанных после ТТ съезда
партии, Ленин разоблачает раскольническую
деятельность меньшевиков и ведет неприми-
римую борьбу против некоторых разложив-
шихся большевиков, перешедших в лагерь
меньшевизма (Красин, Носков, Гальперин).
В октябре 1903 года Ленин пишет Кавказеко-
му союзному комитету: «Пусть кавказские
товарищи твердо держатся того пути, на ко-
торый они встали. Пусть не слушают они
сплетней против большинства... Пусть про-
должают они дружную работу с товарище-
ским доверием к ЦК, и мы уверены, что те-
перешняя партийная «смута» быстро рассеет-
ся» (стр. 151.

Верной опорой Ленина в борьбе поотив
	меньшевиков и всех прочих оппортунистов
являлся товарищ Сталин. Он руководил тогда
большевистскими организациями Кавказа.
По возвращении из ссылки в 1904 году
И. В. Сталин возглавил грузинскую нелегалъ-
ную газету «Борьба Пролетариата». Это была
после ленинского центрального органа «Про-
летарий» самая лучшая и самая крупная
большевистская газета. В декабре 1904 года
Ленин в письме Кавказскому союзному ко-
митету обещал писать в газету «Борьба Про-
летариата» и, в свою очередь, просил посы-
лать побольше рабочих корреспонденций c
Кавказа в газету «Пролетарий». /

Письма 1905—1907 годов, вошедшие в
тридцать четвертый том, ярко характеризуют
борьбу Ленина за созыв ПШ съезда партии и
проведение в жизнь его решений. В декабре
1903 года, оценивая обстановку, сложившую-
ся в партии, Ленин указывал: «Спасение сод-
но — съезд. Лозунг его: борьба с дезоргани-
Заторами» (стр. 168). Ленин в письмах дает
ряд практических указаний по подготовке
ПТ съезда, советует мобилизовать все силы
большинства, объединить Россию, сплотить
людей и повести натиск на меньшевиков.
Ленин критикует Плеханова, перешедшего к
меньшевикам, и разоблачает примиренче-
скую позицию Красина, Носкова и других
членов Центрального Комитета. По инициа-
Tune Ленина создается Бюро Комитетов
Большинства, подготовившее созыв ПТ съезда.

В ряде писем Ленин защищает тактические
принципы большевизма, принятые ИТ съез-
дом партии. Ленин решительно разоблачал
парламентские иллюзии меньшевиков, та-
тцивитихся в хвосте у кадетов. Ленин предла-,
гал готовить вооруженное восстание, органи-
зовывать массы, создавать боевые отряды, ко-
торые бы вооружились кто чем может.
В письме С. И. Гусеву Ленин указывает на
необходимость правильно использовать и все
другие формы и способы борьбы проле-
тариата. «Вооруженное восстание,— пишет
Ленин, — есть высший. способ политической
борьбы. Для его успеха с точки зрения про-
летариата, т. е. для успеха пролетарского
и социал-демократией руководимого, а не
иного, восстания, нужно широкое развитие
и сторон рабочего движения» (стр. 307 —
308).

В годы столыпинской реакции большевики,
руководимые Лениным, вели борьбу на два
фронта — против ликвидаторов, прямых про-
тивников партии, и так называемых отзови-