31 декабря
	950 г., № 36 (164)

ААА: ТО

стерством, на новом этапе вновь возвращают-
ся к массовым темам. Только в коллективе
полноценно раскрывается и растет наш со-
ветский человек. Такие пьесы, говорящие о
росте коммунистического сознания рабочего
класса и колхозного крестьянства, идут на
сценах советского театра. Я имею в виду
спектакли: «Рассвет над Москвой» А. Сурова,
«Совесть» Ю. Чепурина, «Особое мнение»
А. Марьямова и С. Клебанова, «Вторая лю-
бовь» по роману Е. Мальцева, «Калиновая ро-
ща» А. Корнейчука, «Степь широкая» Н. Вин-
никова и др. И нам кажется, что таких пьее
будет все больше и больше, что они станут
ярче и глубже раскрывать образы наших со-
	временников. Но мы еще не можем сказать,
	что для сценического отображения типиче-
ских черт растущего советского. человека, а
тем более целого заводского или колхозного
коллектива, актеры и режиссеры в массе сво-
ей творчески достаточно вооружены. Некото-
рые актеры и режиссеры в своем знании жиз-
ни наших людей отстали на несколько лет.
Иначе не было бы такой суеты и беспорядка
в так называемых массовых сценах, изобра-
жающих заводские или колхозные собрания.
Не было бы такого увлечения изображать
чудаковатыми пожилых рабочих и колхозни-
ков. Эти устаревшие представления имеют
место в некоторых спектаклях и при изобра-
жении научных работников.
	Пусть не обижаются на меня мои товарищи
режиссеры и актеры, если я скажу, что в еце-
ническом изображении нашего гигантеки вы-
росшего современника проскальзывает ино-
гда излишнее увлечение внешней характери-
стикой образа, а иногда смешанным с умиле-
нием и сантиментальностью комикованием.
Да и драматурги еще часто заставляют гово-
рить своих героев не подлинным, а псевдо-
народным, надуманным языком. Для всего это-
го у нас нет никаких оснований, в особенно-
сти если принять во внимание темпы полити-
ческого и культурного роста передовых лю-
дей нашей промышленности и сельского хо-
зяйства. Надо сказать, что мы, театральные
работники, не всегда поспеваем за бурным
развитием жизни нашей страны, за духовным
ростом советского народа. Стоит только
вспомнить обсуждения наших пьес ‘и спек-
таклей. на заводах и зрительских конферен-
циях. Как глубоко серьезно разбирается, кри-
тикуется пьеса, с какой большой психологи-
ческой глубиной анализируются образы на-
шей современности, устанавливаютея жиз-
ненная достоверность и правдоподобие худо-
жественного произведения! А как блестяще,
по существу и по форме, выступают на собра-
ниях, в печати, на международной арене но-
ваторы нашей промышленности и сельского
хозяйства! Советские люди духовно богаче и
крупнее, чем мы их подчас показываем на
сцене. ©

Бесспорно, что мы любим нашего советско-
го зрителя. Он самый благодарный, умный и
непосредственный. И в то же время мы зача-
стую недооцениваем его зоркость, способ-
ность ориентироваться в происходящем на
сцене и разобраться в характере человека.
Иначе не было бы на сиене чрезмерного
подчеркивания драматических ситуаций, ко-
торые. приводят к несвойственному нашей
жизни мелодраматизму; не было бы излиш-
ней акцентировки комических положений
или черт характера, которая приводит к
тпаржированной игре. $

Наш зритель остро чувствует юмор, и по-
этому жизнерадостный смех часто звучит в
тсатре, Но это иногда вводит в заблуждение
драматурга, актера, режиссера. Излишне
оривнтируясь на юмор в своем искусстве и
получая ободряющий смех в течение всего
спектакля, они, к сожалению, не слышат ито-
	говой характеристики спектакля, данной зри-
телем, а она часто бывает не в их пользу.
Здесь нет противоречий между реакцией зри-
теля в процессе спектакля и итоговым суж-
	денисм. Наш советский зритель понимает
театр как школу жизни и привык относиться
с большим уважением и доверием к сцениче-
скому зрелищу. Хорошо, непосредственно
принимая спектакль и игру актера, он не пе-
рестает думать, куда же его ведут автор,
режиссер и актер, чем, какими мыслями обо-
гатит его театр. И когда этого обогащения в
	Собрание интеллигенции в городе Львове
	боты среди работников литературы и искус-
ства». Как отметили докладчик и выступав-
шие в прениях, за последнее время выпущен
в свет ряд новых произведений о жизни
Львова и области, улучшили свою работу те-
атры. Однако в работе львовской организации
	Советский народ встречает новый,
1951 год, открывающий вторую половину два-
дцатого века.

Единицы времени — дни и годы -— остались
старыми, но емкость их, если мерить нашими,
советскими делами и победами, изменилась
неузнаваемо. Мы уже привыкли к тому, что
среди наслесть передовые люди труда, живу-
щие в 1950 году, а работающие на производ-
стве в счет плана 1955 года. Такого творческо-
го подъема никогда не знало и не могло
знать эксплуататорское общество. Каждый
советский год — это новый вклад советского
народа в дело коммунизма.
	В области культуры и искусства требова-
тельность советского народа повышается вме-
сте с его духовным ростом. Нас, работников
театра, это обязывает к тому, чтобы не отста-
вать от передовых людей советского обще-
ства, от рабочих-новаторов, тружеников сель-
ского хозяйства, научной и технической ин-
теллигенции, обязывает глубоко изучать
жизнь, ибо наше поколение работников Te
атра практически призвано быть актерами и
режиссерами театра социалистического обще-
ства. Помня это, мы и должны решать свои
ближайшие задачи,

Что же в первую очередь драматург и театр
призваны вдохновенно отобразить в художе-
ственных образах?
	Одно из волнующих достижений советского
общества — это гигантский рост всех творче-
ских сил человека, рост, при котором стира-
ются грани между умственным и физическим
трудом. В нашей стране инженеры, академи-
ки, крупнейшие ученые, разрабатывающие
важнейшие научные проблемы, теснейшим
образом связаны с заводами, колхозами, про-
мыслами, а рядовые труженики поднимаются
до осознания творческих задач в области лю-
бою вида труда и становятся новаторами,
изобретателями, двигающими вперед челове-
ческую мысль, науку. Труд из наказания для
человека, из средства жесточайшей эксплуа-
тации превратился у нае для миллионов лю-
дей в радость творчества, В истории разви-
тия человеческого ‘общества это —‘явление
небывалое. Оно-то и вырастает с каждым днем
в одну из основных тем советского искусства.
И надо прямо сказать, что, когда театру
удается хотя бы в отдельных картинах
отобразить это творческое, вдохновенное от-
ношение советского человека к труду, прав-
диво показать людей труда, всегда в зритель-
ном зале наступает праздник настоящего
искусства. Отсюда возникает настоятельная
необходимость еще более тесной связи театра
и народа. : :

Встречи работников театра с новаторами
промышленности и сельского хозяйства, кото-
рые нередко проводятся в наших клубах,
безусловно полезны, но недостаточны. Они
носят в известной мере официальный харак-
тер. У актера и режиссера должна быть более
тесная, постоянная связь с народом, с его
передовыми людьми, реально воплощающими
в себе черты нового, коммунистического,
сознания. :

Существуют научные командировки, твор-
ческие поездки живописцев, писателей на
стройки коммунизма, в совхозы и колхозы,
но нет таких поездок актеров и режиссе
ров. Киноактер, выезжающий сниматься на
заводах и новостройках, часто точнее и до-
стовернее изображает жизнь, чем актер тез
атра. Когда с той или иной постановкой
театру приходится выезжать на место, где
развертываются изображаемые действия, то
такие поездки обогащают спектакль чувством
нового. Поверхностное знакомство с бурно
растущей советской ‘новью недопустимо, для:
нае, оно неизбежно порождает такой же по-
верхностный спектакль.
	за последнее время наша драматургия от
узкого круга тем; характеризующих отдель-
ных представителей советского общества, от
образов отдельных ученых, врачей, директо-‘
ров предприятий и т. д. Переходит к отобра-
жению на сцене целых трудовых коллективов
рабочего класса и’колхозного крестьянства.

В годы первых сталинских пятилеток рабо-
чий класс впервые был показан на сцене как
созидатель новой, социалистической жизни,
Вспомним пьесы Н. Погодина и В. Билль-Бе-
лоцерковского («Темп», «Поэма о топоре»,
«Шторм» и др.). Теперь драматургия. и театр,
созревшие и вооруженные более высоким ма-
	Состоялось общегородское собрание работ-
ников литературы и искусства гор. Львова,
созванное городским комитетом КП(б)У. На
собрании был обсужден доклад секретаря
горкома партии т. ИТамовекого «О состоянии
и задачах по улучшению ‘идеологической ра-
		Лауреаты и
 MUpa
	сателя Жан-Ришар Блока «От «франции о5-
	купированной к Франции вооруженной».
Это очень сильный документ, свидетель“
ствующий о том, какую огромную роль мо-
жет играть слово писателя, преданного на-
роду: В тяжелую для Франции пору, когда
гитлеровский сапог попирал страну, обра-
щался к своим соотечественникам Жан-Ри-
шар Блок. Он стремилея вдохновить их на
сопротивление, стремился внушить им веру
в победу над ненавистным врагом.

Основной идеей книги Жан-Ришар Блока
является мысль о том, что фронты Великой
Отечественной войны советского народа OE
ли «фронтами, где сражались и умирали так-
же. и за то, чтобы Франция снова стала сво-
бодной». Книга Блока, своевременно напо-
минающая о недавнем прошлом, имеет
актуальное значение. Во весь голос она го-
ворит о величии победы Советского Союза,
освободившего народы Европы от ига немец-
ких фашистов,

Золотая медаль мира присуждена румын-
скому писателю Михаилу Садовяну — одно-
му из крупнейших европейских писателей --
за его новую повесть «Митря Кокор». Во
многих прежних произведениях Садовяну
	воспроизводил реалистическую картину
румынской действительности старого време-
ни. ‹ Особенно хорошо знал писатель
жизнь румынской . деревни, находив-
	шейся во власти помещиков и кулаков.
С первых же дней победы народной демокра-
тии в Румынии Садовяну является активным
строителем. новой. жизни. Его творчество
переживает настоящий расцвет. В повести
«Митря Кокор» рассказана яркая и поучи-
тельная история простого румынского кре-
стьянина, пережизшего позор германской
оккупации, участия в грабительской войне
протиз Советского Союза и понявшего, в ка-
кую пропасть завели его враги. Этот кресть-
янин в солдатской шинели становится на
сторону нового мира, становится строителем
новой Румынии. Талантливая повесть Ми-
хаила Садовяну рассказывает всем честным
людям на земле, что все шире раздвигаются
пределы прекрасного нового мира, где совер-
шается освобождение человека.

° Золотой медалью награжден также журнал
«Ат-Тарик», издающийся на арабском язы-
ке в Ливане. Журнал печатает на своих
страницах произведения прогрессивных пуб-
лицистов всех стран и содействует сплоче-
нию прогрессивно настроенных людей РАНЕ
него Востока.

Международные Премии мира получило
несколько произведений кинематографиче-
ского. искусства: прекрасный советско-вен-
герский фильм «Юность мира», который так
полюбил наш зритель, и очень сильный
антифашиетский польский фильм Ванды
Якубовской «Последний этап», в котором по-
казаны мужество польского народа и его
борьба против фашистских захватчиков. 30-
лотую медаль мира получил выдающийся
французский кинорежиссер Луи Дакэн за
фильм «Битва за жизнь».

Международной Премией мира отмечен из-
вестный художник Пабло Пикассо за изо-
бражение голубя мира, которое приобрело
всемирную известность и стало эмблемой
сторонников мира.

Золотую медаль мира получили талантли-
вый итальянский художник Ренато `Гутту-
зо и бразильский художник Кандидо Порти-
нари. Медаль присвоена четискому музыканту
Ванлаву Добиаш, плодотворно работающему
в области создания популярной песни. Между-
народная Премия мира присуждена замеча-
тельному негритянекому певцу Полю Роб-
сону, чей прекрасный мощный голос известен
повсюду, чье мужество в борьбе против раз-
бойничьей американской реакции вызывает
восхищение у честных людей всего мира.

Список лауреатов Премий мира свидетель-
ствует о необычайном богатстве и разнообра-
зии талантов, служащих делу мира. Борьба
за мир дает высокое вдохновение мастерам
культуры. Подлинная литература, подлинное
искусство возможны только в лагере мира и
правды, руководимом Советским Союзом.

На днях Президиум Берховного Совета
СССР образовал Комитет по международным
Сталинским премиям «За укрепление. мира
между народами». В состав Комитета вошли
виднейгие деятели культуры Советского Со-
юза и стран народной демократии, а также
прогрессивного лагеря в странах капитализ-
ма... Присуждение Сталинских премий «3a
укрепление мира между народами» будет
содействовать еще большему сплочению луч-
ших людей современности, самых выдаю-
щихся талантов вокруг великого лозунга.
	борьбы за мир.
И АНИСИМОВ.
		Momyoe всенародное движение сторонни-
ков мира, охватывающее все страны и кон-
тиненты, включает в свои ряды многочислен-
ных писателей, художников, артистов. В ла-
гере мира сосредоточивается весь цвет твор-
ческой мысли современного человечества,

Основная задача прогрессивной литерату-
ры и искусства — защита мира, отпор пре
ступным стремлениям американских импе-
риалистов и их приспешников развязать
новую мировую войну. На этом пути борь-
бы за мир прогрессивная литература попол-
няется все новыми и новыми творческими
силами, впитывая все ценное, честное, пере-
довое. Она опирается на опыт самой пере-
довой литературы мира- советской литерату-
ры, а также на благородные традиции Барбю-
са, Роллана, Драйзера и других крупнейших
прогрессивных писателей.

Передовые деятели зарубежной литерату-
ры и искусства выступают активными бор-
цами за мир. На Парижском и Варшавском
всемирных конгрессах сторонников мира
ози были не только пламенными ораторами,
		рами этих грандиозных собраний.
Империалистическая реакция всеми спо-
собами борется против сторонников мира.
Деятели прогрессивной литературы и искус-
ства подвергаются бешеному преследованию
в странах капитализма. Но враги мира бес-
сильны заглушить могучий голос масс, го-
лос. правды, голос прогрессивной литературы
и искусства. Наперекор всем препятетвиям,
творчество прогрессивных писателей и худож-
ников приносит богатые плоды.
Состоявшееся во время Всемирного кон-
гресса в Варшаве присуждение международ-
ных Премий мира явилось убедительным
свидетельством неуклонно возрастающей си-
лы прогрессивного искусства и литературы,
	Список лауреатов Премий мира открывает-
ся известным каждому советскому ‘человеку
именем чехословацкого писателя . Юлиуса
Фучика, Его книга «Репортаж с петлей \на
ее» является замечательным и единствен-
ным в своем роде произведением. Фучик
написал эту книгу, ожидая в фашистеком
застенке своей неминуемой гибели. Ни пыт-
ки, ни сознание неизбежности трагического
конца не сломили веры писателя-бойца в
победу правого дела, в победу жизни. С по-
трясающей силой воплощен в этой книге
образ несокрушимого мужества человека, со-
знающего, что за ним стоят миллионы людей,
защищающих свободу и независимость своей
родины.

Премией мира отмечены стихи турецкого
поэта Назыма Хикмета, который долгие годы
провел в тюрьме и сквозь пытки пронес вер-
ность своему народу. Эти мужественные сти-
ХИ «согревал великий пламень гнева и гот-
лая надежда». Они проникнуты презрением
	к врагам народа и мира, безуспешно пытаю-
	щимся подавить всякую честную мысль. Бак
известно, незадолго до присуждения премии
Хикмет был вырван из тюремного застенка
благодаря возмущенным протестам демокра-
тических организаций во’ всех странах. Он
вышел из темницы как победитель, как пол-
ный энергии участник всенародной борьбы
за мир и демократию.

Чилийский поэт Пабло Неруда, изгнанный
реакцией из родной страны, приобрел за
послелние годы широчайшую веемирную из-
вестность. Это - известность поэта-трибуна,
борца за мир, соединяющего свое творчество
с активной деятельностью против поджига-
телей новой войны. Пабло Неруда получил
Премию мира за крупнейшее свое произведе-
ние последнего времёни — позму «Да пробу-
дится лесоруб!. В ней дана яркая картина
борьбы всенародного лагеря мира и демокра-
тий против империализма, несущего челове-
честву смерть. Гневными ‘строками клей-
мит Пабло Неруда провокаторов войны —
американских империалистов, стремящихся
к мировому господству. Вдохновенно рисует
Неруда нарастающую с каждым часом мощь
лагеря мира, в котором объединяются вее
честные люди на земле с благородной
пелью — не допустить осуществления пре
ступных замыслов поджигателей войны.

Замечательным достоинством поэмы Пабло
Неруды является проникновенно раекрытый
солнечный образ Советского Союза. Это
«светлая страна», это «мать людей свобод-
ных», это могучая, непобедимая держава, ве
домая великим Сталиным, — належный сплот
мира и будущего человечества: Яркая ноэ-
ма Неруды проникнута сознанием несокру“
шимой силы лагеря мира, возглавляемого
Советским Союзом. :

Наряду с Премиями мира в Варшаве были
присуждены и золотые медали мира. Золотой
медалью отмечена книга французского пи-
		М ТЕАТРА
	итоге спектакля он не получает, то строго и
с Полным основанием осуждает нас, уходя из
театра. .

Мне хотелось бы в порядке постановки во-
проса сказать о самокритике - движущей
силе советского общества, но сказать в плане
отражения этой силы в искусстве, силы, свя-
занной со становлением характера советско-
го человека, а следовательно, и с формирова-
нием драматургического характера.

Недостаточно глубокое понимание самокри-
тики как движущей силы нашего общества
		ственных причин ослабления драматургиче-
ских конфликтов во многих наших пьесах.
	Отсутствие в советском обществе, а следова-
тельно, и в отражающей его современной
пьесе представителей враждебных нам анта-
	гониестичесвих классов изменяет характер
конфликтов и драматических столкновений
в наших пьесах. Но неправильно поступают
те драматурги и режиссеры, которые идут
по пути ослабления драматургических кон-
фликтов в пьесах и спектаклях. Это снижает
идейно-художественный уровень наших
спектаклей и происходит от недооценки тех
новых активных сил движения советского об-
щества, которые и заключены в большевист-
ской самокритике и критике. Борьба старого
с новым, косного с передовым и прогрессив-
ным -— все это протекает в формах активной
и страстной борьбы, все это подлинно лрама-
тические конфликты нашего времени, их
только надо уметь видеть и правильно
отображать. Но трудности и конфликты в на-
щих пьесах имеют право на существование
только для их преодоления, а не для глубоко-
мысленного лицезрения и переживания на
сцене.

В связи с этими проблемами возникает во-
прос о необходимости возрождения в нашей
советской пьесе классического монолога в его
новом качестве. Пережитки прошлого в со-
знании людей искореняются не без внутрен-
ней борьбы, не без участия самих людей,
носителей этих пережитков, не без самокри-
тики. .

Советский ‘человек активный мыслитель, .
и его можно показать на сцене посредством
монолога, мыслящим вслух. Это может быть
достигнуто только при высоком художествен-
ном уровне, драматическом напряжении, глу-
бине и правдивости: монолога. Нашим драма-
тургам не следует бояться монолога: ведь его
успех зависит от его характера и содержания,
а не от сценической условности, ибо сам те-
атр с его показом целой человеческой жизни
и судьбы в течение трех часов есть услов-
ность, отнюдь не разрушающая правдопо-
добия и реальности нашего искусства. Мы не
можем забывать того, что «дум высокое
стремленье» советского человека является
результатом его деятельности, борьбы и ор-
ганической сзязи с коллективом, где он рабо-
тает, его связи со своим народом. ~
	Советеким людям, строящим коммунизм,
необходимы многосторонниё и богатые фор-
мы отображения в искусстве всей духовной
мощи и красоты их жизни и борьбы. Для это-
го мы должны глубоко изучать законы наше-
го искусства, законы социалистического реа-
лизма, которыми вооружила нас партия
Ленина-— Сталина.

Советский. актер — актер новой формации,
гражданин и патриот своей Родины, слуга
народа. Только на этой основе может возник-
нуть творчество советского артиста. Ведь
Хорава, Тарасова, Бучма, Черкасов и мно-
гие другие — это не только великолепные
актеры советского театра, они — деятели
Авин масштаба, ‘актеры нового
качества; а в st

Цветущее могущество нашей Родины, ги-
гантский культурный рост соретского народа
требуют от нае, творческих работников совет
ского театра, полного выполнения тех задач;
которые поставила перед нами партия в своих
исторических решениях по идеологическим
вопросам, ибо мы призваны строить театр
коммунистического общества.

Мы вступаем ро вторую половину Banda
того века, который войдет.в историю челове-
чества как век коммунизма; второе пятидеся-
тилетие двадцатого века будет полным торже-
ством великих идей Ленина—Сталина во
	всем мире.
А. ПОПОВ.
Народный артист СССР.

Союза советских писателей и театров имеют-
ся еще существенные недостатки.

Собрание наметило практические мероприя-
тия по дальнейшему улучшению работы с
интеллигенцией, вовлечению писателей и
артислов в активную жизнь города и области.
	жуазнойи литературы в послевоенные годы в
таких странах, как США и Англия, где она
стала рупором поджигателей новой войны
и фашиствующей реакции.

Американский ‘еженедельник «Сатердей
‘ревью оф литесачюр» из номера в номер вы-
ступает против’ писателей, критически пока-
‚зывающих американские нравы, В январском
  номере этого журнала за 1950 год всячески
поносилось даже имя Марка Твэна. Злобству-
ющий критик договорился до того, что етал
называть писателя «наивной и примитивной
личностью». —

В Англии также предпринимаются попыт-
ки с помощью лакействующих перед импе-
риализмом писателей прославлять капитали-
стический строй. Реакционеры пера CITA и
Англии с восторгом встретили книгу Оруэлла
«1984 год», вышедшую в 1949 году. Автор этой
книги поорочит человечеству самые мрач-
ные перспективы, если капитализм исчезнет.
Лейбористская критика в Англии настойчи-
во призывает писателей и работников
  искусств показывать достижения будто бы
происходящей в Англим «социальной рево-
люции» и в то же время старается внушить
 мысль, что’ без капиталистов, без предприни-
мателей хозяйство страны будто бы суще-
ствовать и развиваться не может.

Часть писательской интеллигенции ANT
AWM, вслед за своими’ соратниками из США,
стала ренегатами, врагами народного дви-
жения за мио. Профессор Бернал в одном
из номеров. журнала «Модерн куортерли»,
характеризуя настроения этой группы анг“
лийской интеллигенции, писал: «Атмосфера
‚ пессимизма, неверия в человека стала офи-.
циальной доктриной... Нас лишают надежды
на плодотворность собственных усилий чело-
вечества, предлагая взамен утешение рели-
THM...» Даже реакционная английская газета
«Сандей таймс» писала: «Наши романисты
изгоняют из своего представления о жизни
все, что придэет ей ценность, все; ради чего
стоит жить, чтобы упиваться грязным, мрач-
ным и бесцзетным».

Советские писатели -— передовой отряд меж-
дународной интеллигенции, вставшей в ря-
ды борцов за прогресс и дело мира. Голос
советских литераторов в защиту мира пере-
кликается с выступлениями прогрессивных
зарубежных писателей. Высоко оценивают за
рубежом нашту литературу передовая интел-
лигенция, люди труда, люди доброй воли,
борцы за мирную жизнь, за прогресс и сво-
боду. Слово советского писателя ныне зву-
чит во. всем мире и зовет к борьбе за
прогресс культуры.

Почетная залача наших литераторов—0обо-
гашать и в дальнейшем советскую и миро-
вую литературу высокоидейными, талантли-

выми произведениями.

Н. ОНУФРИЕВ.
	Великая Октябрьская социалистическая
революция жоренным образом изменила в н8-
шей стране условия для развития литерату-
ры. Открылись широкие пути для роста
народных талантов. За короткий срок у нае
выросло поколение писателей, выходцев из
народа, сложилась литература нового, социа-
листического типа, ставшая самой идейной,
передовой литературой мира.

«Мы выступаем как судьи мира, обречен-
ного на гибель, и как люди, утверждающие
подлинный гуманизм —революционного про-
летариата, —гуманизм силы, призванной исто-
рией освободить весь мир трудящихся от за-
висти;, жадности, пошлости, глупости, —от.
всех уродств, которые на протяжении веков
искажали людей труда. Мы-—враги собствен-
ности, страшной и подлой богини буржуазно-
го мира. враги зоологического индивидуа-

ge mame.
	TO мира, ВЕ а же
лизма, утверждаемого религией этой боги-
ни», = так говорил oO советских ‘писателях

т ааа
	447247, AE ее аетЕ 47
М, Горький, открывая в 1934 году Первый

всесоюзный съезд советских писателей.
Идеи, которые несет в массы советская
литература, стражают ‘жизненные интересы
народа, его вековые чаяния. Она стала заме-
чательнсй общественной трибуной, мудрым
учебником жизни, источником высоких, бла-
городных побуждений и в силу этото полу-
чила широкое признание и У советского на-
рода, и у трудящихся за рубежом,
Творческий ‘опыт советских писателей
служит поучительным пфоимером для зару-
бежных литераторов, и они все чаше и чаще.
убеждаются, что ‘плодотворно развиваться
может только искусств, связанное крепчай-
шими нитями с наро ом, твердо следующее
по реалистическому п ти.
В центре внимания буржуазной литерату-
ры преимущественной стоит биография оди-
ночек, всецело mOrAs ‘ценных борьбой за су-
ществование в усля виях общества, где чело-
А В советском обществе

век человеку Byer.
у 7 д вакона . капитализма.

г СЕ В
нет этого 3360 атией стране неразрыв-

кт, ie oe OEE
	Судьба левности В т Героем кни
но связана с судьбой. народа. Героем книг

советских литераторов является народ, чело-

век труда.
P pa воспитывает у чи-

тателсй уважение к простому человеку, твор-
чески работающему на своем посту. Она кра-
сочно повествует © героических днях жизни
чи  построивших социализм и
	народов CCCP, ан
щихся вперед, к комму-

неуклонно. двигаю
HuaMY, HOD руководством партии Ленина-
р. т нат аеоко ‘Поняла
	HMSMY, HOA Pee
тура высоко подняла

Сталина, Наша литера
Дея YUAT ценить в нем
	достоинство YeAOBCH Gs, Fe aw 1.
качества, как патриоти-

такие благородные
ческие чувства, готовность служить народу,

Родине, делу МИРА, подчинять личные инте-
ресы благу общества. Советская литература
резко критикует проявление чуждых народу
настроений, таких, Kak индивидуализм, эго-
	Самая передовая литература
	начинают любить Маяковского и такую поэ-
зию, которая не пишется для развлечения
бездельников, а помогает изнывающим под
игом капитала рабочим в их титанической
борьбе за свое освобождение...»

Иа одном из состоявшихся в 1950 году в
Берлине литературных вечеров, посвящено
ном творчеству Н. Островского, выступил
представитель Союза свободной немешкой мо-
лодежи и заявил: «Герои романа Николая
Островского—типичные советские люди, crore
кие, мужественные, самоотверженные. За эти
тоды мы узнали советских людей и уважаем
их так же, как Павла Корчагина».

ПТирокой популярностью пользуются Енм-
ги советских писателей в странах народной
демократии. Как сообщает румынская газе-
та «Скынтейя», тираж романа М. Шолохова
«Поднятая целина», выпущенного издатель-
ством «Картя Руса», разошелся в три дня.
В венгерской газете «Сабад Hell» B апреле
1950 гола была помещена статья о книге «Зна-
	`меноспы» О. Гончара. Автор. статьи Tu6bop
	Мераи пишет: «Для нас большая радость чи-
тать эту книгу, которая говорит. для нас и о
нас... Венгерский народ на осноее этофо рс-
мана должен учиться любить тёх, кто осво-
бодил нас».

Благородный пример  самоотверженного
служения наших литераторов своему народу
находит отклик в сердцах многих зарубеж-
ных писателей. В ряде капиталиестических
стран, несмотря на разгул реакции и пресле-
дования, неуклонно множатся ряды писате-
лей, призывающих к дружбе с советским
народом, отстаивающих дело мира, высту-
пающих с критикой нравов капиталистиче-
ского общества, разоблачающих пропаганди-
стов войны.

Что же касается лакействующих перед ка-
питализмом литераторов, то минувшая поло-
вина нашего века показала их полное твор-
ческое бессилие. Они не только не, создали
ничего выдающегося в искусстве, но и своими
пошлыми писаниями наглядно показывают
отвратительную изнанку буржуазной идеоло-
гии, ее разврашающее влияние ка искусство.

История буржуазной реакционной литера-
туры за истекшее полстолетие-—это история
непрерывного процесса морального вырожде-
ния и упадка, летопись фактов, свидетель-
ствующих о гнусном приспособлении про-
‚дажных литераторов к нравам и вкусам соб-
ственнических классов, о наглом попирании
ими великих традиций общечелозеческой
‘культуры, об опошлении искусства. С особой
силой проявились эти темные стороны бур-
	Логика современной международной обста-
новки такова, что подлинные друзья мира и
прогресса неизбежно становятся друзьями
СССР; чуткими ценителями его культуры и
литературы. В июне 1950 года в Индии, в
Бомбее, прогрессизными общественными ор-
ганизациями было созвано собрание, посвя-
щенное 14-летию со дня смерти А. М. Горь-
кого. Выступивший на этом собрании писа-
тель Кришен Чандер заявил в своей речи:
«На знамени новой —млитературы — сердце
	Горького, а в этом сердце-мир всему миуу>.
	Другой оратор на этом собрании, Махадхар,
говорил: «Сейчас широко рекламируется
«цивилизация доллара». Но Горький еще
много лет назад разоблачил подлинную сущ
HOCTh так называемого «американского об-
раза жизни»... Произведения Горького явля-
ются весьма действенным средством в уста-
новлении дружеских отношений с нашим
социалистическим соседом. А дружба с Со-
ветским Союзом вселяет в нас подлинную
любовь к нашей собственной стране, помо-
гает нам отстаивать нашу национальную
независимость».

Парижский журнал «Франция-— СССР»
недавно обратился к читателям с просьбой
сообщить свое мнение о романе Т. Семушки-
на «Алитет уходит в горы», одно время пе-
чатавшемся в этом журнале. На эту просьбу
откликнулось много читателей самых раз-
нообразных профессий. Шестидесятилетний
А. Рондепар сообщил в своем отзыве о пер-
сонажах романа: «Нам, французам, надо
знать, что думают эти люди, знать, как они
боролись у себя за искоренение атавизма,
рутины, суеверий и предрассудков: Рассказ
oS их успехах приносит нам большое удо-
влетворение потому, что мы сами живем в
атмосфере преступности, воровства, мошен-
ничества, гангстеризма, бесчестия, нищеты,
эксплуатации, неуверенности в завтрашнем
дне». Котельщик Марсель Гийу в своем
письме в редакцию журнала писал: «Роман
Семушкина... очень поучителен для нас,
французов. Поставим на место Алитета— всех
прислужников и сообщников иностранных
хозяев, Бидо, Шумана, Блюма... вообразим на
месте афериста Tomcona.. Гарримана или
Маршалла, этих хищных банкиров, винов-
ных в нашей нишете; сравним обмен чая и
табака на ценные меховые шкурки с пла-
ном Маршалла, благодаря которому мы по-
	лучаем жевательную резину, танки и съьюики
	взамен наших свобод».
В Финляндии в связи с 20-nernen со дня
смерти В. Маяковского вышла книга А. ЗЙ-
	кия о поэте. Автор в ней пишет; «Все народы
sf
	изм, обывательское отношение к жизни, апо-
литичность и т. д. Правдиво показывая жизнь
советского общества, наши писатели раскры-
вают благотворное влияние коммунистиче-
ского мировоззрения на духовный мир чело-
века, показывают преобразующую силу поли-
тики партии в изменении всего облика стра-
ны, ее хозяйства‘ и культуры.

Капитализм давит таланты в народе, со-
цпиализм открывает перед каждым человеком
неограниченные возможности для развития
и проявления своих способностей. Поддержи-
вая передовое, прогрессизное, советская ли-
тература воспитывает у читателей веру в си-
лу человека, в его разум. Наша литература
ярко показывает преимущества социализма
перед капитализмом, вносит неоценимый
вклад в мировую культуру.

Успехи советской литературы обусловлены
воплощением в работе писателей политики
большевистской партии. Партия и ее
	великие вожди Ленин и Сталин создали для,
художников слова все условия для плодо-.
	творной работы, для роста большого искус-
ства, достойного советского народа. Партия
большевиков направляет труд писателей, по-
могает им глубже познавать жизнь, не отры-
ваться от народа, от современности, участво-
вать в воспитании масс трудящихся в комму-
нистическом духе, совершенствовать свое ма-
стерство. °

Поджигатели войны, империалисты в 6e-
шеной ненависти к советскому народу и его
культуре обливают нашу литературу потока-
ми грязной лжи, стараются очернить ее в
глазах читателей своих стран; они всячески
препятствуют распространению произведений
советских писателей, преследуют прогрессив-
ных издателей, стремящихся ознакомить чи-
тателей с лучшими произведениями совет-
ской литературы. В силу такого запрета,
например, в США, Англии, Италии многие
книги советских писателей остаются неиз-
вестными читателям.
	‚Но этот занавес лжи и полицейских пре
следлований ‘не может заглушить интереса за-
рубежных читателей к литературе страны
социализма. Достаточно появиться в любой
капиталистической страБе той или иной
книге советских писателей, как она быстро
привлекает к себе внимание многочисленных
читателей. У зарубежных читателей из на-
рода и передовой интеллигенции произведе”
ния литераторов советской страны встреча-
ют неизменно самые горячие, дружеские
ОТЕЛИКИ.