1 июня 1946 г., № 66 (468).
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Большое внимание в Н-ской авиачасти (Московский военный округ) уделяется
	стрелковой подготовке летно-под емного
	состава. На снимке: воздушный стрелок
		3 часы самостоятельной.
	ТОВКИ
	ПОДГО
	ров, Приборы c подачей кис»
	В результате общего про»
гресса техники самолетострое-
‘ния и особенно в связи в при-
менением рвактивных и pa-
кетных двигателей современ-
ная авиация значительно пе-
nanrariruNa НИЖНЮЮ Danby

=
ЗАМЕТКИ

АВИАЦИОННОГО
ВРАЧА

n=

РУНЫ ЕЕ >
лорода под повышенным 48»
влением способны, правда, на
короткий срок ({иследотвие
усталости дыхательной муску-
латуры), обеспечить возмож-

ность полета на высоту
«в пол 44000 waprnaa wm ra

ee м:
	решагнула нижнюю границу
стратосферы. Имеютея все
основания. утверждать, что еще на наших
глазах будут реализованы самые дерзно-
венные мысли в отношении высоты по-
летов.

Успехи высотных полетов определяются
не только прогрессом техники еамолето-
строения, но и уровнем обеспечения чело“
века в полете. В процеесе своего разви-
тия человеческий организм приспосо-
бился к условиям наземного  суще-
ствования. При подх’еме на высоту, он
сталкивается ¢ необычными и нёбла-
гоприятными для него факторами, Важ-
нейпгие из них — пониженное атмосфер-
ное давление и низкая температура на боль-
ших высотах. На высоте 5.500 метров ат-
мосферное давление равно 1%, на высоте
10.300 —% и на высоте 12.000 метров
приблизительно в давления атмосферы на
	уровне моря. Соответственно се этим в два,
	четыре и есть ра» понажзется количест”
во молекул кислорода, а стало быть, и его
парциальное давление в воздухе. Ноэтому
на больших высотах человек испытывает
кислородное голодание, а также недостаток
в  утлекислоте  веледствие нарушения
нормального дыхания,

Быстрое понижение общего атмосферно-
го давления само по себе может давать та-
кие явления в организме, как высотные бо-
ли и неприятные ощущения, доходящие до
серьезных расстройств, вызываемые расши-
	Яровой   рением газов в закрытых и Полузакрытых
	полостях тела (кишечник, придаточные, по”
лости носа). Переход от наземной темперз-
туры к холоду больших высот, бовершаю-
цтийся в тому же весьма быстро, сам по се-
бе неблагоприятный фактор; Kpome Toro,
низкая температура воздушной среды спо-
собна усилить кислородное голодание орга-
низма. Для устранения или смягчения этих
неблагоприятных воздействий разработан
ряд мероприятий. Высотные полеты совер-
шаются в обычных самолетах летчиками,
одетыми в специальную одежду, или же в
отапливаемых кабинах, Летный состав
снабжается особой кислородно-дыхательной
аппаратурой. Наибольшее удобство и защи-
ту от воздействия неблагоприятных факто-
ров обеспечивают герметические кабины.
	Высота, начиная с которой летчик дол-
жен пользоваться кислородной аппаратурой,
зависит от его’ индивидуальных качеств,
состояния его организма и длительности
пребывания в воздухе. Для среднего трени-
рованного летчика, если в состоянии его
здоровья нет каких-либо отклонений от нор-
мы, при продолжительности полета не более
четырех часов такой высотой можно приз-
нать 4.000 метров. При двухчасовом поле-
те она может быть поднята до 4,500 мет-
ров и, наоборот, при полете в продолжение
более четырех часов снижена до 3.000
метров. Как показал опыт Великой Отечест-
венной войны, летчикам, совершающим
часто повторяющиеся и длительные переле-
ты, особенно в сумерках или ночью, целе-
сообразно пользоваться кислородом уже с
высоты 2.000—2.500 метров, а еще луч-
ше — с самой земли.

Верхняя граница высотвых полетов в
обычных самолетах зависит, помимо инди-
видуальных качеств летчика, состояния его
организма, физической нагрузки и продол-
жительности пребывания в воздухе, от
типа и совершенства кислородно-дыхатель-
ной аппаратуры. Так, например, при про-
чих средних данных высотные полеты с
кислородной аппаратурой, обеспечивающей
непрерывную подачу кислорода (с маской
открытого типа), целесообразно совершать
на высоту не более 10.000—11.000 мет-
ров, с кислородным прибором типа «легоч-
ный автомат» (хыхание чистым кислоро-
дом) — в срелнем на высоту 19.000 мет-
	во внимание установивитуюся тактику ве-
ления боя «ИЛ-2».
	Опыт штурмовых частей показывает, что
«Ильющиным» в большинстве случаев Удз-
валось добиться победы над немепкими ист-
ребителями в боях на малых высотах. Мы
обосновали это положение теоретически и
доказали его на фактах из боевого. опыта.
Изучая воздушные бои штурмовиков.
молодежь убедилась в необходимости
прежде всего овладеть искусством пилоти-
рования. Молодые летчики горячо приня-
лись за дело и уже добились немалых ус.
пехов. .
	Церед молодыми летчиками стоит еще
одна задача — освоить тактику штурмовой
авизции. Для этой цели они могут восполь-
зоваться многочисленными документами, &
главное — рассказами своих учителей по
тактике: опытных летчиков, участников
боев, в ходе которых ролилакь и оконча-
тельно сложилась современная тактика
штурмовиков.

Каждое занятие, каждый учебный полет
проводится на определенном тактическом
фоне. После того, как летчик будет хорошо
подготовлен на земле, отлично Усвоит все
варианты воздушного боя, мы допускаем
его к учебно-тренировочному полету. Этому
предшествует розыгрыш полета с детальной
отработкой всех его элементов, 3 перед са-
мым вылетом обычно проводятся тактиче-
ские летучки.
	Недавно у наю состоялись летно-тактиче-
ские учения на тему «Действия штурмо-
виков по аэродромам противника». Учения
показали слаженность оэскадрилий, уме-
	Hue летчиков вести воздушный бой с ист-
ребттелями.
	Молодые летчики правильно NOHANA 3a-
мысел командира и действовали отлично.

В ходе сражения каждый летчик вел ce-
бя решительно, умело, взаимодействовал со
своим. воздушным стрелком и с остальными
экипажами. Но при выходе из боя, в м0-
мент сбора группы, летчик Шициков отетал
и был «ебит» истребителем «противника»,
Этот случай послужил предметом обсужде-
ния на разборе учения. Молодые летчики
осознали, какое большое умение требуется
AIA TOM, чтобы благополучно выйти из
боя, организованно собраться и вернуться
на свой аэродром.
	Капитан В. ЗАРУБИН.
Одесский военный округ.
	не 13.000-—14.000 метров и нз
очень короткие отрезки времени, всего
Б минут, — до 15.000 метров. Названные
нормы высоты полетов могут быть пре-
взойдены отдельными летчиками.

В герметических кабинах высотные поле-
ты производятся на огромную высоту. В
настоящее время известны и были приме-
нены в авиации два вида герметических
аппаратов: герметические кабины самоле-
тов и высотные скафандры, причем наи-
большее распространение получили каби-
ны. Интересно, что последний рекорд вы-
соты = 17.083 метра — был поставлен
	  в самолете ‘с герметической кабиной,
	Чринципиальное отличие полетов в гер-
метических кабинах от полетов в обычных
самолетах с кислородными приборами за-
ключается в том, что в этих кабинах с03-
дается повышенное, по отношению K OKpY-
жающей атмосфере, давление. В силу этого
там могут быть обеспечены необходимый
для дыхания уровень парциального давле-
ния кислорода и требуемое общее баро-
метрическое давление на любой высоте по-
лета, даже в безвоздушном пространетве,

При обеспечении полетов в герметиче-
ских кабинах решаются следующие
основные задачи: обеспечение для ды-
хания. человека необходимого парциально-
го давления кислорода; обеспечение обще»
го барометрического давления не ниже опре“
деленных границ; обеспечение благоприят-
ных метеорологических условий (темпера“
туры, влажности, движения воздуха); недо»
пущение накопления в воздухе каких-либо
вредных примесей выше. установленных
гигиеной пределов; профилактические ме-
роприятия для спасения . экипажа в слу-
чае аварии на высоте.

В практике встречаются герметические
кабины с замкнутым пиклом воздухообмена,
или регенерационные,. а также вентиляци-
онные. В настоящее время предпочтение от-
Лается самолетам е вентиляционными каби-
нами. Однако самолеты с такими кабинами
имеют потолок около 14.000—15.000 мет-
ров. Будущность, несомненно, принадлежит
регенерационным кабинам, так как они не
	‘ограничивают. высоту полета. С точки зре-
	ния медицины, оба вида кабин равноцен-
ны — в них создаются вполне благопрнят=
ные для человека условия, и они имеют
одинаковые шансы на применение в зави-
CHMOCTH от задач и высоты полета.

В связи с тем; что в герметических каби-
нах создается воздушная среда, обладающая
благоприятными для человека физическими
и химическими свойствами, они  нахолят
свое применение Ha высотах значительно
ниже границ стратосферы. Известны пасса-
жирские самолеты (в Америке и других
странах) с терметическими кабинами, совеу-
	) шающие полеты на высотах 5.000-—6.000
	метров,

Высотные скафандры, после попыток пс-
пользовать их вместо герметических кабин,
не получили широкого применения. Ска-
фандры обладают многими недочетами, уст-
ранить которые до сих пор не удалось. В
числе их — затруднения движения лет-
чика в раздутом на высоте скафандре,
трудность обеспечения в нем необходимой
температуры воздуха и опасность пожара
вследствие заполнения всего пространства
скафандра почти чистым кислородом.

Однако в этих скафандрах были уста-
новлены некоторые рекорды высоты поле-
тов на самолетах (Свейн, Пецци, Адам): в
настоящее время ими пользуются в некото-
рых странах для научно-иселедователь“
ских работ и испытаний. В’ последнее врея
	MA выявляется новая область применения
	скафандров. Целесообразно снабжать” лег
вими скафандрами летный состав при по“
яетах в ‘герметических кабинах на BHCO-
тах более 15.000 метров. Начиная дей
отвовать автоматически только в случае
нарушения герметичности кабины, такие
скафандры способны обеспечить летчику
спуск на безопасные высоты в самолете
или на параппоте без риска потери созна
ния от кислородного голодания’

При высотных полетах к организму
летчика пред’являются большие требова-
ния. Специальными работами доказано и
практикой подтверждено, что его выносли-
вость в отношении кислородного голода-
ния может быть значительно повышена. 0
этой целью проводятся специальная вы-
сотная тренировка, физическая подготовка
и установлен особый режим летчика.

Высотная тренировка проводится в flapo-
камере или путем периодических полетов на
самолете.

Физическая подготовка и специальный
режим летчика, выполняющего высотные
полеты, предназначены для того, чтобы
повысить общую сопротивляемость организ”
ма, облегчить мобилизацию cro резервных
сил в случае кислородного голодания.

Специальный режим летчика-высотника
строится на соблюдении определенных пра-
вил, главным образом личной гигиены и
гигиены питания. Сюда относятся: сон дос»
таточной длительности (не менее 8 часов в
сутки), по возможности в спокойной и Ine
гиенической обстановке, ограничение ку-
рения, питание сообразно с физиологи+
ческими изменениями и потребностями ор-
ганизма при высотном полете.

ри организации питания необходимо:
свести к минимуму потребление продуктов,
вызывающих сильное. газообразование в
кишечнике (бобовые, капуста, брюква и
т. п.), и, напротив, увеличить в рационе
легко ‘усвояемые углеводы. (сахар, шо-
колад); обеспечить необходимый солевой
комплексе пищи (особенно соли, каль-
ция, железа, фосфора); увеличить количе-
ство витаминов, имеющих искллочительно
большое значение для повышения устойчи-
BOCTH организма летчика при полетах на
высоту. В задачу врача при обеспечении
этих полетов входят также особо тщатель-
ное медицинское наблюдение за состоянием
здоровья летчика, контроль за одеждой,
вислородво-дыхательной аппаратурой.

Нет никакого сомнения в том, что пути,
которые прокладывались рекордными вы-
сотными полетами в стратостатах и в само-
летах, будут с успехом освоены нашими
героическими летчиками. Работники отёче-
ственной самолетостроительной техники и
авиационной медицины помогут им в этом.
	Профессор В. СПАССКИЙ.
	для самостоятельной разработки. Так, лет-
чнку лейтенанту Зезюкину, который ушел
в армию со второго курса  инетитута,
пигурман майор Денежкин поручил разра-
ботать несколько тем по теории бомбоме-
тания. Тов. Зезюкин успешно справился с
заданием, составил деловой, очень под-
робный конспект по этим темам. Прове-
рив знания лейтенанта, штурман не толь-
ко нашел возможным освободить его от
посещения некоторых занятий, но и по-
ручил ему руководить занятиями в. одной
из эскадрилий. я

Здесь же летчикам нередко даются ин-
дивидуальные задания. Когда изучался
район базирования, то офицеры, имевшие
ботатый боевой опыт и воевавшие в этом
районе, быстро усвоили все характерные
ориентиры и другие элементы. Молодым
летчикам изучение района давалось труд-
нее. Тогда командование и штаб обеспе-
чили молодых пилотов необходимыми
учебными пособиями и обязали их пора-
ботать самостоятельно нах темой. Штур-
маны эскалрилий контролировали самопод-
готовку. Результаты скоро сказались. Лет-
чики успешно сдали зачеты по этой те-
ме.

Хоропю организована самостоятельная
подготовка и в части, где заместителем
начальника штаба майор Отупишин. Для
самостоятельных занятий отведена специ-
альная комната. Одно время в части ощу-
шался недостаток учебной литературы.
Она была разрознена — находилась и в
штабе, и у начальников елужб, и у лет-
чиков. Сейчас вся литература собрана в
одно место. Оказалось всего около 300
книг по самым разнообразным вопросам
авиации. Этой литературой широко поль-
зуются офицеры для самоподготовки.

Опыт боевой учебы показывает, что’ в
тех частях и подразделениях, где самосто-
ятельной подготовке придают серьезное
значение, находят ислитературу и место
для занятий. Учеба в этих частях обычно
проходит организованно и на высоком
уровне.
		Работа с книтой — один‘ из видов са-
MOCTOATGIBHOH подготовки офицерского
состава.

Прививать летчикам и техникам лю-
бовь к книге, воспитывать у них умение
работать над ней для того, чтобы углуб-
лять и расширять знания, полученные во
время классных занятий, — важнейшая
задача организаторов  учебно-боевой  под-
TOTOBRE.
	Однако в некоторых частях ни штабы,
ни сами обучаемые не уделяют должно“
то внимания самостоятельной работе лет-
чиков и техников. Так, в части, где
начальником штаба подполковник Попков,
самоподготовку никто не организует. А
здесь есть хорошо оборудованные штур-
манский, технический и другие классы, в
которых имеются схемы, чертежи, детали
приборов и прочие учебные пособия. Штаб
располагает значительным количеством
учебной литературы. Но все это остается
мертвым капиталом. После шести часов
занятий не встретишь в класеах ни одно-
то офицера. Пособиями, учебной литера-
турой никто во внеурочное время не поль-
зуется. -

В этом виноваты, конечно, и началь-
инки служб, и флагманские специалисты.
Начальник воздушно-стрелковой службы
майор. Кизюн, старший инженер части ин-
женер-майор Серостанов и другие не ор-

ганизовали. НИ одной консультации по
изучаемым темам.

В другой части, гле начальником шта-
ба майор Архипов, ударились в другую
крайность,. Эдесь. обязали каждого офице-
ра после занятий находиться в подразде-
лении. и, под руководством командиров
эскадрилий заниматься «самоподготовкой»
по той. теме, которую предложит командир.
Такого; рода. ‘подготовка ничем по суще-
ству.не отличается от занятий, преду-
смотренных расписанием.
	Хорошю организована самостоятельная
подготовка в Н-ской авиачасти. Штаб и
флагманские специалисты учитывают спо-
собности и уровень знаний каждого лет-
чика. Наиболее знающим даются темы
	БЕЛОРУССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (0т
наш, корр. по телеграфу). Полетам по неиз-
вестному маршруту предшествовала хоро-
шая подготовка. Герой Советского Сотоза
твардии подполковник Смильский, просла-
вившийся в войну как мастер точных
штурмовых ударов, полно и убедительно
рассказал летчикам об особенностях управ-
ления самолетом е помощью радио. Перед
полетами он еще раз опросил каждого из
летчиков, чтобы окончательно убедиться в
их знаниях.

Когда последние приготовления были
закончены, в воздух поднялась первая
пара штурмовиков. Ведзщий сзмолет пило-
тировал Герой Советского Союза  твардии
майор Каприн, следом за ним шел младигий
лейтенант Золотаревский.

Сначала они держали курс на юго-за-
пад, но через некоторое время гвардии
майор Каприн предложил своему ведомому
занять место ведущего и, отвернув впрз-
во, пристроилея ему в хвост.

Молодой летчик Золотаревский сразу
включил. РИК, запросил пеленг и повел
самолет по радиополукомпасу. Несмотря
на то, что маршрут ему был совершенно
неизвестен, . он безошибочно пришел на
свой аэполром.

сержант С. Гордиенко тренируется в стрельбе из пулемета по конусу. За действи-
ями сержанта наблюдает начальник воздушно-стрелковой службы инженер-капитан
		Снимок ЛП. Чистяковой.
		Как устранить этот недостаток!
	Эта мысль не давала покоя Лровому.
Наконец, решение было найдено: не-
обходимо увеличить количество Tower
кренления в подмоторной раме. Яровой
поделился этой мыслью 0 старшим   тех-
ником-лейтенантом Батаевым. Тот в свою
очередь доложил инженеру подразделения,
который одобрил предложение  Ярового.
Получив разрешение, авиамеханик взял-
ся за дело. Прежде всего он изготовил
хомутики. Затем, по специально разра-
ботанному плану, прекрепил трубки воз-
душной и бензиновой систем к подмотор-
ной раме. Сейчас предложение Ярового,
испытанное и одобренное старшим инже-
нером, проводится в жизнь на всех е3-
молетах. («Чкаловец»).
	х
ОРДЕНОНОСНАЯ. КОМАНДА
	Команда радиолокатора во главе с лей-
тенантом Приказчиковым прошла слав-
ный боевой путь от Спас-Деменска до
Кенигсберга. За время войны она помогла
уничтожить 190 немецких самолетов.
	За своевременное обнаружение враже-
ских машин в воздухе весь личный состав
команды отмечен  правительственными
наградами, у лейтенанта ПШриказчикова
два ордена «Красной Звезды» и две
медали. («Сталинсний пилот»).
	НОЙ ВЫСТАВКЕ
	приезжавшие в столицу по служебным де-
лам. В период Сессии Верховного Совета
СССР выставку осмотрели все депутаты.

В выходные дни в обширных залах вы-
ставки подолгу задерживаются экскурси-
овные труппы из воинских частей гарни-
зона. В числе их немало летчиков, инже-
перов и техников Военно-Воздушных Сил.

Вчера, в канун первого полугодия су-
ществования выставки, ее посетили рабо-
чие московского метрополитена и Н-ского
завода авиационной промышленности. По-
бывало здесь также несколько групи ино-
странцев.

Сейчас выставка значительно  расши-
ряется. Заново оборудуются два новых за-
	ла —— зал, показывающий стройки четвер-
той сталинской пятилетки, и зал жилиш-
	поведения экипажа в описанном 6010: OT-
тичное взаимодействие летчика и стрелка,
вера в <вою победу, правильное решение
в бою, грамотное использование горизон-
тального и вертикального маневра. Bee
это сыграло огромную роль в б0ю и при-
вело нас к победе над превосходящими
силами противника,
	Обучая молодых штурмовиков групповой
слетанности, я привел им пример, свиде-
тельствующий © том, какую важную роль

играет четкое взаимодействие экипажей в
хоте боя.
	Б середине звгуста 1944 года я вылетел
во главе двух пар штурмовиков для удара
по группировавшимея восточнее Львова
танкам противника. В момент выхода из
атаки воздушные стрелки доложили о по-
явлении шестерки «ФВ-190». Немцы под-
ходили осторожно, как бы сомневаясь в
том, что «ИЛ-2» идут 6ез прикрытия истре-
бителей. Напа группа перешла на бреющий
полет. При этом каждый штурмовик строго
сохранял свое место в строю и зорко сле-
дил за поведением врага. Немцы, убедив-
шись в том, что штурмовики одни, пошли
в атаку сзади сверху, но были отбиты
дружным огнем наших воздушных стрел-
ков, причем одного «ФВ-190» удалось
сбить. После этого противник решил атакох
вать замыкающего грунпу лейтенанта Бз-
тавва. Воздушные стрелки встретили эту

атаку групповым отнем и сбили еще один
самолет.
	Стремясь разогнать строй штурмовиков,
все немцы одновременно пошли в атаку на
«Ильюшиных». Отаршний лейтенант Еторов
со своим ведомым по моей команде стали
брать противника в «ножницы». При этом
Егоров и его воздушный стрелок были ра-
пены, но экипаж не покинул места в
строю. Обливаясь кровью, летчик и стрелок
продолжали отражать атаки противника. В
это время мой ведомый лейтенант Дегарев,
имея хорошую связь со своим стрелком; от-
бил две атаки вражеских истребителей.

Неравный бой длился восемь МИНУТ И
благодаря четкому взаимодействию экипа-
жей окончился полной победой штурмови-
ков. Немцы, израсходовав весь боекомн-
лект, были вынуждены покинуть поле боя.
Выполнив задание, мы благополучно верну-
JHCh Ha ©вой аэродром.

Большое место занимает у нае трениров-
ка летчиков в бреющем полете и пилотаже
на малых высотах. При этом мы принимаем
	По страницам авиаци
	областных центров, ного строительства.

В Н-екой штурмовой авиачасти  не-
давно выпущен рукописный литератур-
но-хуложественный — сборник «Боевые
традиции» (редактор капитан Н. Богда-
нов). Открывается сборник  предисло-
вием, в котором обрисованы важнейшие
этапы! боевого пути части от Смоленева
до Кенигеберга. В сборнике помещены
16 стихотворений, поэма старшего cep-
manta Вахминцева «День полка», очерки
о Герое Советского Союза гвардии пол-
ковнике №. Заклепа («Наш командир»),
о летчике Волкове; который, рискуя с0б-
ственной жизнью, спас командира в Gow
	(«Обыкновенный случай»), и др. Авторы
	произведений-——летчики и авиамеханики —
участники Великой Отечественной  вой-
НЫ.

Сборник оформлен зарисовками и фото-
графиями. («Сталинский пилот»).
	х
СТАРШИНА-РАЦИОНАЛИЗАТОР
	Авиамеханик старшина Яровой из рзз-
сказов летчиков знал, что перегрузка на
фигурах высшего пилотажа вызывает
зольшую вибрацию моторов и всего само-
лета, а это в свою очередь может при-
вести к поломке трубок бензосистемы и
воспламенению смеси. Причина заключает-
ся в том, что трубки непрочно обортованы.
		Сегодня исполняется шесть месяцев CO
` отклттия Всесоюзной строительной
		По неиз вестному маршруту
	Умение летать по радиополукомпасу по-
казал и млалитий лейтенант Савенков.
	Следует отметить хорошую организацию
учебно-тренировочных полетов по неиз-
вестному маршруту. По соседству с аэро-
хромом была установлена радиолокаторная
станция, которая давала возможноеть руко-
водителю полетов постоянно знать место-
нахождение самолетов в воздухе и своевре-
менно поправлять ошибки молодых летчи-
ков. вылетевших самостоятельно,
	Богда, например, летчик гвардии лейте-
нант Фокин отклонилея от заданного MAD-
	шрута, его сразу же поправили, сообщив
ему новый курс.

Методически правильно было сделано
распределение молодых летчиков в па-
рах с опытными воздушными бойцами. С
Золотаревеким, например, летал Герой 0(0-
ветского Союза гвардии майор Каприн, ©
Савенковым — Герой Советского Союза
гвардии майор Мален. Ветераны учили
молодых на основе своего богатого боевого
опыта, накопленного за годы войны. Неу-
дивительно поэтому, что все молодые лет-
чики выполнили упражнение на «отлич-
но».
	3a это время выставку посетило около
семисот тысяч человек. Особой популяр-
ностью пользуются экспонаты, показываю-
щие достижения строителей. Посетители с
большим вниманием знакомятся `с материа-
лами о блестящих делах каменщиков, плот-
ников, монтажников. Одни интересуются
опытом передовиков, кропотливо изучают
методы их работы. Других привлекают
лекции и доклады.
	за шесть месяцев здесь состоялось CBEI-
ше двухсот лекций и докладов о новых ме-
тодах строительства. На лекциях присут-
ствовали не только строители Москвы, но
и многие хозяйственники, партийные и
советские работники областных центров,

Учить штурмовиков искусству воздушного боя
	ны поднимались в воздух. Я пошел на свою
территорию. Но тут воздушный  стрелов
снова доложил, что истребители противни-
ка идут в ту же сторону, держась выше
нас. Это поставило меня втупик. Ожидая
атаки, я пошел на полной. скорости лома-
ным маршрутом на бреющем полете.
	В эм время пара «ФБ-190», покачи-
вая крыльями, предложила нам, как я
понял, развернутья и взять обратный
	курс. затем один из них выскочил вперед,
Довернув машину, я дал по нему две при-
цельных очереди. Немец ушел вверх. Тог-
да слева сверху нас атаковали два
«ФВ-190». Я тезко убрал газ и с неболь-
шим креном скользнул нод атакующие са-
молеты. Трасса прошла с первлетом. Тут
Я дал полный газ, машина стала увеличи-
вать скорость, продолжая перемещаться в
правую сторону.

— Ото в хвосте один, — Фообщил
стрелок.

Короткая очередь; и горящий немецкий
истребитель стал падать.

Осматриваясь и ‘слушая сообщения воз-
душного стрелка, я маневрировал, меняя
скорость и направление полета. После че-
тырех-пяти минут боя был сбит второй
«ФВ-190». Но снова нас зтаковали че-
тыре «ФВ-190». Убрав газ и маневрируя
в горизонтальной плоскости, я старался,
чтобы немцы поскорее проскочили вперед.
Однако в э10т момент мой воздушный
стрелок был убит и плоскоети повреждены,
Все же самолет не потерял управления.
До нашего аэродрома оставалось 12—15
километров. Немцы сделали еще несколько
безуспешных атак и скрылись.

Разбирая этот полет, можно заметить
ряд ошибок, допущенных летчиком. Одна
из них — выбор марпрута по шаблону,
что и привело к ветрече е истребителями
противника. Вроме того; экипаж был пло-
хо информирован о воздушной обстановке
и не знал расположения немецких аэрод-
ромов,

Сейчас, во время учебы, мы, прежде
чем отправить летчика «в разведку»,
тщательно проверяем, хоропю ли он озна-
KOMHNCH © воздушной обстановкой, знает
ли места базирования авивции «против-
няка» и места возможной вотречи © ним.

Но в беседе с молодыми летчиками
были отмечены и положительные стороны
	Опыт войны показал, YO  летчику-
штурмовику нередко приходится вступать
в единоборство с вражескими истребите-
лями. История нашего полка богата по-
учительными примерами, которые полезны
сейчас, в процессе подготовки молодых
летчиков. Наиболее интересные боевые
вылеты подробно еписаны, составлены
схемы воздушных боев.
	Естественно, каждый опытный летчик
преподаватель привлекает в первую 9че-
рель факты из личной боевой практики,
теоретически обосновывая правильность
того или иного примененного им тактичес-
кого приема. Вот как я, например, ис-
пользую в учебной работе некоторые епи-
золы из своей боевой деятельности.

Доказывая, что даже в самых неблаго-
приятных условиях  летчики-штурмовики
могут успешне вести не только оборони-
тельный, но и наступательный воздушный
бой, я рассказал про свой первый воз-
душный бой в декабре 1943 года под
Киевом.

Погода не позволяла вылетать Soasm-
ми группами, и мне было приказано дей-
ствовать пай в районе  Брусилова—
Юрино пю принципу «свободной охоты».
При подходе к линии фронта мы были
атакованы двумя «Ме-109». Один из них
стал заходить в хвост самолета моего на-
парника старшего лейтенанта Нечаева.
Развернувшись, я встретил немца огнем
пушек и пулеметов. Противник отвалил в
сторону. Но вскоре немцы снова атакова-
ли нае © разных направлений. Я встал в
правый. вираж, а Нечаев, отбивая ‹ атаку
«Ме-Е09», который угрожал мне. сзади,
ввел свой самолет в левый вираж. Мы
старались: выручать друг, друга, и so
помогло нам вылграть бой. После пяти-
минутной схватки один «Ме-109» зады-
мил и умел в сторону своей ‘территерли,
друй же скрылся в облачности. Мы по-
виражили еще минуты две и`направились
выполнять задание, зорко наблюдая за
BOSIYXOM.

Случай этот по-моему убедительно лока-
зывает, что для успеха в бою необходимо
не только самому владеть маневром, но
и уметь организовать взаимодействие в
паре. Он доказывает также, какую важ:
ную роль в такой момент играет взаим-
ная выручка.
	Нужно сказать, что в той схватке нам
недоставало умения грамотно вести при-
цельный огонь, не этработано было и
сочетание огня с маневром. Я привлек к
этому вопросу внимание молодых летчи-
‘ков. Вскоре у нас был введен стрелковый
тренаж. Чтобы закрепить знания людей,
мы организовали затем тренировочные
стрельбы в воздухе и на полигоне, Их мы
проводили в дни затишья на фронте.

Говоря о необходимости тщательного
изучения воздушной обстановки и неприя-
тельских аэродромов, я однажды привел
следующий пример.

В июне 1944 года мне было дано за-
дание произвести разведку и заснять
участок железной и шоссейной дорог
Жолкеев-——Рава Русская. Условия полета
были очень сложными. 0б’ект разведки
находилея на расстоянии 120—130 ки-
лометров от линии фронта. Разведчик, вы-
летевший на два часа раньше, не вернул-
ся Ha свой аэродром. Несмотря на это, я
	„  ШИЛ ИТТИ 19 TOMY же маршруту, YO
	предыдущий экипаж, считая ею самым
выгодным.

Выполнив задание, я повернул домой и
в Этот момент увидел впереди на высоте
500—600 метров два «ФВ-190», Зная,
910 9б30р вниз у этих машин очень ог-
раничен, я решил итти им навстречу,
прижимаясь к земле; проскочив под ни-
ми, я развернулея в сторону своего аэрод-
рома, как вдруг услышал голое стрелка:
«Пара «ФВ-190» идет прямо на нас».

Я решил проверить, видят ли немцы
напг самолет. Истребители противника,
увеличив интервал, CO снижением устре-
мились ко мне. Неприятель, повидимому,
наводил свои самолеты по радио. Мне ос-
тавалось одно; повернуть машину и, вы-
держав дистанцию. 100—150 метров, от
крыть огонь. Так я и сделал. «Фокке-
Вульфы» сразу ушли вверх, а я разворо-
том унтел: под них и направилея в глубь
территории противника, рассчитывая на
то, что вражеские истребители потеряют
мой самолет из виду и будут искать ето
ближе к линии фронта.

Пройхя участок леса, я выскочил к He
	мепвому полевому аэродрому, о существу-
вании которого ничего не знал. До 10

потребителей типа «ФВ-190» я насчитал

\ ча стоянках, и, кроме TOTO, четыре маши-