2 июля 1946г, № 79 (481),
			Зеликий Сталин привел нас к победе!
	к ПИЯТИЛЕТИЮ
СО ДНЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
ТОВАРИЩА СТАЛИНА
ПО РАДИО 3 ИЮЛЯ
1941 ГОДА.
неф
	нутьен решительные военные успехи Врас-
ной Армии в войне с фашистской Tep-
манией».

Стратегический замысел гитлеровского
командования, как известно, состоял в
том, чтобы одновременно нанести удар по
трем решающим направлениям: северной
группой войск — на Фенинград,  цент-
ральной — на Москву, южной — на Ки-
ев, Харьков, Ростов-на-Дону. В качестве
главной ударной силы наступающих не-
мецких войск использовались крупные
танковые соединения, количество которых
в начале наступления исчислялось в 30
тенковых дивизий, Первоначально немцам
удавалось продвигатьея местами до 25 =—
30 километров в сутки, но это стоило им
огромных жертв и большой потери тех-
ники.

За первые 12 дней войны фашиеты по-
теряли убитыми и ранеными 700 тысяч
солдат и офицеров. За 8 дней боев у нем-
цев выбыло из строя 2.500 танков, 1.500
самолетов.

Стратегия активной обороны, осуществ-
лявшаяся Красной Армией под гениальным
руководством товарища Сталина, Jara
блестящие результаты. «Жизненное прост-
ранство», которое немцы пытались захва-
тить на Востоке, превратилось в ги-
гантское кладбище для фашистских войск
ий техники. В начале июля гитлеровские
полчища были на длительное время оста-
новлены на всех трех главных направле-
ниях. В первой половине июля 1941 года
в районе Гомеля наши части отбросили
назад противника, выбили его из Рогачева
и Жлобина. В августе в районе Ельни на-
ши войска разгромили 8 неменких диви-
зий. В начале сентября, в результате
контрудара Красной Армии в районе Яр-
`дейо, немцы потеряли свыше 10.000’ сол-
дат и офицеров. В конце августа танковая
армия Гудериана попыталась захватить
Брянск, но, потеряв две трети своего с0-
става, вынуждена была откатиться,

Крупнейшими сражениями‘в районе Лу-
ги были задержаны более чем на месяц и
измотаны немецкие войска,  наступавшие
на Ленинград. Ло 16 октября наши вой-
ска сдерживали, изматывали противника на
Правобережной Украине. Длительное вре-
мя они сковывали и громили крупнейшую
группировку немцев и румын в районе
Одессы. Враг потерял под Одессой 166 ты-
сяч солдат и офицеров. За четыре месяца
боев на советсеко-германском фронте у
гитлеровцев убыль в живой силе вырази-
лась в 4,5 миллиона человек, в то время
как потери. снемцев :-вох‹первую MHPOBYIO
войну на восточном фронте составляли
2.750 ‘тысяч человек.

Bee ata бои, особенно бои пол Тихвином
и Ростовом-на-Дону, показали, что Крас-
ная Армия выросла в могучую силу, что
она способна бить и разбить врага в от-
Ерытом^бою, погнать его на Запад.

Целиком оправдалось сталинское пред-
видение. В ходе войны враг слабел и те-
рял силы, в Враеная Армия накапливала
вилы, становилась все более могучей и в
великом сражении под Москвой в декабре
1941 года добилась перелома в ходе вой-
НЫ.

В своем историческом выступлении по
радио товарищ Сталин сказал советскому
народу всю правду о невероятно тяжелом
положении страны, о смертельной опасно-.
сти, нависшей над нами, о том, что мы
имеем дело с чрезвычайно сильным, смер-
тельным врагом. «...Враг жесток и неумо-
лим, — говорил товарищ Сталин. — Он
ставит своей целью захват наших земель,
политых нашим потом, захват нашего хле-
ба и нашей нефти, добытых нашим тру-
дом. Он ставит своей пелью воестановле-

ние власти помещиков, восстановление
царизна... Дело идет, таким o6pa-
30M, 0 жизни и смерти Советского
	государства, 0 жизни и смерти народов
CCCP, о том — быть народам Советского
Союза свободными, или впасть в порабо-
щение».

Товарищ Сталин призвал советеких лю-
дей осознать всю опасность, отрешитьея от
благодунтия и беспечности, самоотверженно
итти на отечественную  освободительную
войну, быть храбрыми, проявлять отвагу
й мужество, ‘беспощадно биться против
врагов нашей Родины, драться до послед-
ней капли крови, проявлять смелость, ини-
циативу и еметву.

Товарищ Сталин’ призвал перестроить
всю работу на военный лад, подчинив все
	одной пели — разгрому врага. Великий
	вождь И учитель  Потребовал: укрепить
тыл, поднять на небывалую высоту произ-
водство вооружения и боеприпасов; бесно-
шадно расправляться © дезорганизаторами
тыла, дезертирами, паникерами, распрост-
ранителями слухов. шпионами и ливёрсан-
тами; увозить все ценности и ‘имущество из
угрожаемых районов, не оставлять врагу
ни килограмма хлеба, ни литра горючего,
д что невозможно увезти, уничтожать
	на месте. «В захваченных районах,—ука--
	зывал товариш Сталин, — создавать невы-
носимые условия для врага и всех его по-
собников. преелеловать и уничтожать их на
кажлом шагу, срывать все их мероприя-
тия».

В простой и доступной для понимания
форме: товариш Сталин дал исчерпываю-
мую программу борьбы с фашистскими зах-
ватчиками, показал Красной Армии и веем
советским людям пути и методы борьбы,
какие могут сложиться в ходе войны.

Эта. сталинская программа подняла
советский народ на Великую Отечествен-
ную войну. Шо призыву и под руководством
большевистской партий И товарища
Сталина фронт и тыл, взрослые и мо-
лодежь, мужчины и женщины, партизаны
и партизанки — все, как один, проникну-
The священной ненавистью в врагу и го-
рячей любовью к Родине, в могучем порыве
ветали на защиту советского государетва.
Такого патриотического под’ема, такого са-
мопожертвования и героизма в б0ю и в
труде не знала мировая история.

Советские: люли в тылу резко улучшили
yu подняли производство. Под’ огнем врага
	вывозилоеь оборудование фабрик и заводов
на восток, где в невероятно короткие сро-
ки эвакуированные предприятия восста-

`‘навливались и давали больное’ количество
	вооружения и боеприпасов, несмотря Ha
трудности и лишения.

Враеная Армия, отражая натиск врага,
в совершенстве овлалевала тактикой coBpe-
менного боя, училась бить врага навер-
Hara. По призыву товарища Сталина
разгорелось партизанское движение в Не-
виданных = масштабах.  Герои-партизаны
взрывали мосты, пускали под откое вра-  .
жеские поезда, громили гарнизоны, рвали
связь. Они держали оккупантов в вечном
страхе и трепете. Крупные немецкие с06-
динения 6 танками и авиацией не могли,
сломить партизанское движение. Оно было
одним из важнейших факторов разгрома не-
мецко-фатистских армий.

Войну е фашистской Германией, сказал
товарищ Сталин в св0ем выступлении,
нельзя считать обычной. Это не только
война между двумя армиями. Вместе с тем
это великая война всего советекого наро-
да против фашистских войск, война отече-
ственная, справедливая, война антифа-
шистекая. Целью этой войны «...является
He только ликвидация опасности, навис-
шей над нашей страной, но и помошь всем
народам Европы, стонущим под игом гер-
манского фашизма». Вторая мировая вой-
Ha е самого начала приняла освободитель-
ный, справедливый характер. Вступление
СССР в эту войну еше больше усилило

Пять лет назад, 3 июля 1941 года, то-
варищ Сталин выступил по радио с ието-
рической речью, обращенной к советско-
KY народу, его вооруженным силам.
В нашей памяти еще свежи воспомина-
ниЯ.0 том исключительном впечатлении,
которое произвело Ha всех еоветских
	людей. выступление великого вождя и пол-
	SOBO TTA. о и

Этой блестящей речью, сыгравшей ог-
ромную организующую и мобилизующую
роль в разгроме врага, открывается книга
товарища Сталина «0 Великой  Отечест-
венной войне Советского Союза», являю-
щаяся гениальным вкладом в марксист-
ско-ленинскую науку.

В дни, когда над Родиной нависла смер-
тельная опасноеть, когда полчища фалтист-
ской Германии лезли в глубь страны, —
как призывный набат прозвучал голое ве-
ликого Сталина.

Речь вождя вдохновила наш народ, вее-
лила в него бодрость, ‘укрепила уверенность
в торжество нашего правого дела, вызва-
ла неукротимую волю в победе над вра-
гом. Она вошла в историю как образец
гениального мышления, непревзойденноге
точного анализа событий, выдающегося нз-
учного предвидения хода и исхода второй
мировой войны. Она раз’яснила коренные
вопросы и задачи войны против немецко-
фашистских захватчиков. Речь товарища
Сталина явилась боевой программой нашей
борьбы и победы.

С“ хх
	Ва июля 1941 года гитлеровским вой-
скам. удалось захватить Литву, значи-
тельную часть Латвии, западную часть
Велоруссии и часть Западной Украины.
Обстановка в стране создалась чрезвычай-
но напряженная и опасная.

В своем выступлении товарищ Сталин
дал прежде всего исчерпывающий анализ
положения дел на фронте и уже тогда, в
самом начале войны, ответил на вопрос,
волновавший миллионы советских людей:
что требуется для того, чтобы  ликви-
дировать опасность, нависшую над Ро-
	Диной?
«Неужели немецко- и хкие войска,
— говорил товарищ Сталин, — в самом
	деле. являются  непобедимыми войсками,
как 0б этом трубят неустанно фашистские
хвастливые пропагандисты?

Конечно, нет! История показывает, что
непобедимых армий нет и не бывало...
титлеровекая фашистская армия так же
может быть разбита и будет разбита, как
были разбиты армии Наполеона и Виль-
гельма».

Миф о непобедимости германской армии
подогревалея теми легкими успехами, ко-
торых немпы добились в Западной Ев-
ропе. Но «молниеносные» успехи говорили
не столько о силе германской армии, сколь-
ко 0 слабости сопротивления европейских
стран агрессору, о предательстве правя-
щей верхушки буржуазии в этих государ-
отвах. Поеле. этих. легких побед. обнаглев-
шие: «завоеватели: мира» полагали, что. им
вее позволено, что им все нипочем. «Ни
одна сила в мире. не устоит перед гер-
манской армией!» —орали фашистские за-
хватчики. Они не понимали и недооцени-
вали величайших преимуществ евопиали-
стического етроя, умаляли военную и эко-
номическую мощь советекого государства,
игнорировали силу и боеспособность Крас-
ной Армии, морально-политическое единст-
во советского народа.

Вероломно напав на СССР, немцы меч-
тали в шесть-восемь недель сломить нз-
шу волю к сопротивлению, емять наши
войска, захватить важнейшие районы
страны, закончить войну победой.

Стратегия «блицкрига» базировалась не
Только  на ‘недооценке ‘наших’ сил и в03-
можностей, но и на тех’ временных преи-
‚ мущеетвах, которыми ‘располагала фашист-
ская Германия на первом этапе войны.

Какие это преимущества? ‘Задолго до
войны гитлеровская Германия’ перевела

BCH экономику страны на военный лад.
До нападения на СССР Гитлер сколотил во-
вруг Германии фашистский блок госу-
дарств — Италии, Финляндии, Румынии,
Вентрии, Болгарии. Германия заручилась
поддержкой фашистской Испании, «ней-
тральной» Турции, Швеции и дФугих
стран.

Германия завоевала и подчинила себе
9 европейских стран е развитой экономи-
кой и мощной военной промышленностью.
Огромные экономические — возможности
стран-сателлитов и покоренных стран Гер-
мания использовала для войны против
CCCP. Только одна Чехословакия распола-
тала оружием  (доставшимея Германии
без боя), которого было достаточно для то-
то, чтобы вооружить свыше 40 современ-
ных ДИВИЗИЙ.

Фашистская Германия оказалась более
мощной, чем вильгельмовская Германия В
первую мировую войну. К тому же на этот
раз не было второго фронта на Западе.
Вольше того. немцы пытались добиться
мира с Англией, выбросив трюк с небезыз-
вестным Гессом.

В первую хировую войну Германия дер-
жала на восточном фронте против России.

85 дивизий, а вместе с союзниками — 127
дивизий. Во вторую мировую войну она
внезапно бросила против СССР одновремен-
но 170 дивизий немецких и 40 дивизий
евоих союзников, У немцев вначале были
и другие преимущества: количественное
превосходство в танках и самолетах, поч-
ти двухгодичный опыт войны в Европе.

У нае же армия не была отмобилизова-
на, поскольку мы, как миролюбивая стра-
Ha, Не готовилиеь к нападению.

Товарищ Сталин гениально векрыл  при-
эчины первых успехов немцев и научно до-
казал, что это успехи временные, пре-

ходящие, что в ходе войны силы немцев’
будут истошаться и слабеть, а наши си-
ты будут непрерывно расти и усиливать-
(я. ‹..Наши силы, — говорил товарищ
Сталин, — неисчислимы. Зазнавшийся
враг должен‘ булет скоро убедиться в этом».
Далее товариш Сталин указал, что воен-
ный выигрыш Германии, обусловленный
виезапностью ee напаления, ° является
Кратковременным и ae может решить
еульбы войны. «Не может быть сомнения.
— указывал товарищ Сталин,—9то этот
непродолжительный военный выигрыш для’
Германии является лишь эпизодом, а гро-
мадный политический выигрыш для CCCP
является серьезным и длительным фавто-
ром, на основе которого дозжны базвер-

Творцы авиационной
артиллерии
	по линии наименьшего сопротивления, то
следовало бы удовлетворить лишь одно из
двух требований: или это будет пушка
большой мощности или  екорострельная.
Вонструктора создали пушку, которая
удовлетворяла обоим требованиям.

Работали коллективно. Нудельман ги
Суранов создавали основную схему всей
машины, Грибков и Лебедев разраба-
тывали отдельные агрегаты, решали  про-
блему боеприпасов. В это же время конст=
руктор Рихтер искал оригинальное реше-
ние сложной задачи — создать гидравли-
ческий тормоз. На долю Бундина, инженер-
майора, воспитанника Военно-воздушной
академии им. Жуковского, выпала такая
трудная часть работы, как расчет пушки
и ее испытание.

Новая пушка была создана в чрезвы-
чайно короткий срок: через три месяца
после получения задания ее уже испыты-
вали на полигоне.

Бак-то y Александра Эммануиловича
спросили:

— Неужели за три месяца можно скон-
струировать авиационную пушку?

Нудельман так ответил на этот вбпрое:

— Олин молодой человек, хорошо поз
обедав. почувствовал все же, что он голо-
ден. Он с’ел еще пару баранок и, насы-
тившись, сказал: «Я наелся двумя 6a-
ранками». То же получается и е нашей
пушкой. Ее сделали за три месяца, но
ведь перед этим мы «плотно поюбедали»:
многолетней работой над авиационными
пушками подготовили веё для столь быет-
рого воплощения в жизнь своего замысла.

Вместе с самолетами, на которые поста-
вили новые пушки, в авиасоединение re-
нерала Савицкого отправилась и бригада
конструкторского бюро Нудельмана. Bos-
главлял бригаду ныне лауреат Сталинской
премии конструктор Лебедев. Творны пуш-
ки помогли летчикам, инженерам, техни-
кам, вооруженпам быстрее освоить новое
оружие. Они чутко прислушивалиеь ко
всем замечаниям, советам авиаторов.
	Огонь новых пушек разил немецкие ca-
молеты, вражескую технику на Немане,
Висле, Одере. Каждая победа  летчиков-
истребителей, каждый их рассказ после
возвращения с боевого задания о том, как
с первого залпа рассыпалиеь в возлухе
«Юнкерсы», вызывали ликование Лебедева
й всей его бригады, находившейся здесь
же; на полевом аэродроме. И в Москву в
Нудельману прибывали е фронта радоет-
ные донесения: летчики, командир соеди-
нения генерал Савицкий, лично испытав-
ший новую пушку в бою, дают ей высо-
кую оценку.

„Мы сидим в кабинете начальника
особого конструкторского бюро Александра
Эммануиловича Нудельмана. Его письмен-
ный стол завален литературой, журналами
— русскими и иностранными. Нашу бесе-
ху часто прерывают телефонные звонки,
Нудельмана ‘поздравляют е присуждением
Оталинекой премии.
	Александр Эммануилович  вепоминает,
что эта радостная весть почти совпала с
12-летием его работы в конструктореком
бюро.

Двенадцать лет назад, в июне 1934 го-
да, 22-летний молодой человек,  толь-
ко что окончивший Одесский — инду-
стриальный институт, пришел рядовым ин-
женером в конструкторское бюро, которов
он сейчас возглавляет и слава о котором
разносится по всей нашей стране.
	Весь этот небольшой коллектив шести
конструкторов новых авиационных пушек,
удостоившихея Сталинской премии, молот
годами. Самый старший среди них —
Лебедев (35 лет), самый младший — Рих-
тер (26 лет). Не все они успели окончить
высшую техническую школу. Есть ереди
них такие самородки, как Грибков, начав-
ий евою деятельность в конструктореком
бюро чертежником. Ведущий конетруктор
Суранов только сейчае заканчивает вечер-
ний мапиностроительный институт.
	Они не успокаиваются на достигнутом,
прославленные творцы авиационной артил-
лерий. Их руководитель, молодой советский
инженер, ‘чья двеналцатилетняя  деятель-
ность уже дважды отмечена Сталинскими
премиями, поглощен сейчас новыми зала-
чами. Его волнуют проблемы оружия, евя-
занные с ростом скоростей самолетов, мощ=
ностей тяжелых бомбардировщиков, е ре-
активной техникой, со специальными повы=
шенными требованиями к авиапнонным
	а Л. ЛЕРОВ.
	В дни разгрома немцев в Врыму среди
различных показаний пленных  фашист-
ских ‘генералов и офицеров было одно лю-
бонытное заявление. Немецкое командова-
ние с некоторых пор обратило внимание на
сокрушающий огонь, который стали вести
из своих пушек советские истребители.
Нушки эти наводили ужас на немецких
бомбардировщиков. Достаточно было одно-
го прямого. попадания снаряда пушки,
стрелявшей с дальней дистанции, чтобы
«Юнкерс» буквально рассыпалея. Лучшим
немецким асам в Врыму поручили охотить-
CH 3a истребителями с этой пушкой, про-
званной «летающим фердинандом». И ког-
да, наконец, удалось подбить один истреби-
тель 20 страшной для немцев пушкой, из
Термании, с завода «Фукке-Вульф», ероч-
но прибыла комиссия для изучения «лета-
ющего фердинанда».

«Страшную пушку» создали молодые
советские конструктора Александр Эмману-
илович Нудельман и Александр Степанович
Суранов. Это была мощная  автоматиче-
ская авиационная пушка, которая по сво-
ему калибру оставила далеко позади хва-
леную немецкую авиационную артилле-
paw.

Да, когда-то немпы кичились этой ар-
тиллерией. Еще на заре авиации умы кон-
структоров всего мира волновала мысль о
вооружении самолетов пушками. В 1915
голу на борту самолета «Вуазен» была
установлена первая подвижная пушка ка-
либра 37 мм. Через год такую же пушку
	установил на своей машине французский
ас Гинемер. Ho одна деталь омрачала
празднество конструкторской мысли: все
	эти пушки летчик должен был заряжать
вручную после каждого выстрела. H толь-
ко в 1917 г. в Германии впервые екон-
струировали автоматическую пушку Бек-
кера. В Версальском договоре имелась да-
же специальная статья, требовавшая пе-
редачи союзникам всех материалов об этой
‘пушке.

® Создав первую авиационную автомати-
ческую пушку, немцы, однако, не смогли
уйти далеко вперед по пути развития ави-
ационной артиллерии. Почти до конца
войны у них. на вооружении сохранялась
все та же, лишь несколько усовершенство-
ванная 20-миллиметровая пушка Беккера
(«Эрликон»). Только в 1943 г. в опытном
порядке стали появляться 30-миллиметро-
вые пушки.

Однако пальма первенства  оставалаеь
за Нудельманом и его друзьями из особого
конструкторского бюро.

Но советских конструкторов вее же не
удовлетворял калибр пушки,  енаряды
которой пробивали даже броню тан-
ков, превращали в щенки немецкие само-
леты. Мысль летела дальше, в. голове зре-
ли новые, смелые, в ту пору казавшиеся
дерзкими, планы.

..Александр. Эммануилович Нудельман
всю жизнь булет помнить 5 июля 1943
года —= день  ветречи © товарищем:
Сталиным. Великий вождь поручил Ну-
дельману и его помощникам создать более
мощную и совершенную авиационную пуш-
ку. 90 была их мечта. Они вынашивали
ее в бессонные военные ночи. высказы-
вали ее авиаторам, с которыми встреча-
лись и в Москве и на фронте.

—А что, если дать вам пушку калиб-
ра...

Теперь уже нечего было мечтать, тер-
заться сомнениями. Нало действовать. Есть
	вонкретное, срочное сталинское задание.
Фронт должен получить еще более совер-
пенную авиапионную пушку,

Весь опыт, накопленный — за 10-
	ды конструирования авиационных пушек,
вложили. эти: неутомимые люди в’ свое но-
вое творение. Оно вырастало на прочном
фунламенте — пушке, уже ставшей грозой
для немцев. Конструктора не копировали
слепо свою предыдущую работу. Но возда-
вая пушку большего калибра, они сделали
все для того, чтобы не менять технологи-
ческого процесса на заводах, чтобы не пе-
реконструировать самолет: новая пуш-
ка входила в то же гнездо. что и старая.
	Нудельман и весь его коллектив Шли в
решению трулной технической залачи. но-
вВЫми путями.

Hponece был мучительно тяжелым. Раз-
рабатывая основную схему всей машины,
Нудельман и Суранов решали рял сложных
и противоречивых технических проблем.
Нало было найти какую-то среднюю `ли-
нию, равнолействующую между требова-
ниями большой мощности и малого веса. И
пругое техническое противоречие: большая
	мощность и скорострельность. Ёели итти
		У чебно-техническая практика уча-
щихся Кутаисского авиационного тех-
никума (Грузинская ССР). На снимке:
студент-отличник комсомолец Нодари
Бокерия (слева) на практических заня-
THAX. :
	Снимок П. Луценко

(ТАСС).
	Боевая история
	антифашистский характер войны. авиачасти

Блестяще подтвердилось предвидение
товарища. Сталина о том, ЧТО В Этой ВОЙНе  Закопчево составление боевой истории
	мы не будем одинокими, что нае поддер-
жат свободолюбивые наролы Европы и Аме-
рики, которые видят в этом об’единении
усилий народов единственную возможность
разгромить фашизм и спасти мир от фаши-
стеких поработителей. На этой основе и
еложилась антигитлеровская. козлиния. В}
создании, ‘укреплении и упрочении этой
антигитлеровской коалиции руководящая
	‘роль принадлежит Советскому Союзу, ге-
	ниальной прозорливоети, военным. и дипло-
	‘Матическим талантам товарища Сталина.
	Великая. Отечественная „война заверши-
лась нашей полной победой. Зарвавшийся
враг на своей шкуре испытал силу и несок-
рушимость нашего государственного и
общественного строя, готовность и умение.
советского народа постоять за Родину. Сво-
ими всемирно-историческими победами со-
ветский народ обязан прежде всего комму-
нистической партии и великому Сталину.
Благодаря их мудрой политике. индустриа-
лизации страны и коллективизации сель-
ского хозяйства Советский Союз оказался
вполне подготовленным к активной 0боро-
не, способным не только устоять перед на-
шествием сильнейшего врага, но и разбить
его. Благодаря мудрому руководству ком-.
	Н-ской авиационной части. Текст истории
богато икллюстрирован фотоснимками и
схемами воздушных боев.

Свое первое боевое крещение чаеть но-
лучила в:1942 году под Москвой. Летчи-
ки участвовали во многих сражениях, сби-
вали фашистские самолеты над полями
Белоруссии, громили гитлеровцев в Восточ-
ной Пруссии и закончили войну в одном
из ‘немецких городов:

Воины части. получили 24 благодарно-
‘ти-Генералассимуеа Сталина. Нескольким
 илотам частисприсвоено ‘звание: Героя (0-
ветского Союза. Летчик Герой Советского
Союза подполковник Коломин начал служ-
бу в этой части младшим лейтенантом. Он
ебил в воздушных поединках 21 немецкий
‘самолет и 7 самолетов в групповых боях.
На’ груди героя 11 боевых наград.
Доблестный путь прошли Герои Совет-
ского Союза майор Горохов, старший лей-
тенант Гиселев и другие.

Сейчас молодое пополнение части е ув-
лечением изучает ее боевую историю. Ве-
тераны войны проводят теоретический
разбор отдельных воздушных сражений. —
	мунистической партии и великого Сталина   Учебно-методический

ната страна превратилась в годы войны в
единый боевой лагерь, живущий одними    кабинет

А-а т. mnnwudma < лм ол Аа
	При 1-м Московском авиапионном учи-
лише связи создан учебно-методический ка-
бинет. Преподаватели, инструктора практи-
ческого обучения, строевые офиперы здесь
могут найти необходимые им материалы для
подготовки к занятиям с курсантами.

Кабинет имеет немало статей по специ-
альным вопросам науки и техники, пере-
водные статьи из американских и англий-
ских радиожурналов о методах подготовки
авиапионных радиоспециалистов за рубе-
жом, технико-методические и военно-мето-
цические бюллетени циклов. Все это при-
влекает внимание офицеров училища.

В кабинете часто работают инженер-пол-
ковник Юрасов, инженер-капвтан Майзлиш,
инженер-майор Стеланов. майор Козин,
старшие техники-лейтенанты Рыков a Cy-
‘ховалов,. инженер-каиитан Синипын и дру-
гие преподаватели. Они прихолят сюда,
чтобы составить план занятий, ‘написать
конспект. получить нужные методические
указания, почитать техпико-методический
бюллетень. написать или изучить методи-
ческую разработку.

В ближайшее время ‘в училище будут
проходить методические конференции пик-
лов: Кабинет сыграет большую роль в под-
готовке и проведении этих конференпий
Здесь будут организованы консультации по
вопросам методики преподавания, по кон-
кретным вопроезм повестки лня метоличес-
ких конференний.

Некоторые школы и училища Военно-
Ваздушных Сил перенимают опыт работы
нашего учебпо-метолического кабинета.
	Старший техник-лейтенант
А ЛИХТЕР.
	мыслями: все для фронта, все для победы
dai врагом. Счастье нашего народа состо-
ит в том, что в годы труднейших военных
испытаний во главе нашей Родины был
зеликий Сталин. Он — организатор наших
иобед, спаситель нашего отечества. Ему мы
обязаны своей свободой, радостью мирного
груда, пафосом послевоенных созидатель-
ных работ.

Одна мексиканская газета’ писала еще
в 1941 году: «Сталин не имеет себе рав-
ных ни в военном, ни в политическом от-
ношениях. Он всегда является вождем п
руководителем великого народа, вождем,
чьи мужественные и обнадеживающие
слова влохновляют сегодня веех’ ‘честных
людей, любящих свободу и  еправедли-
вость. Его голое, проникая во вее уголки
земного: шара, говорит нам. о. будущем и 6
надеждах. человечества. Сталин. 3 ©. бодь-
шим основанием, чем. кто-нибудь» другой,
воплощает сейчас самые светлые надежды
человечества».

Товарищ Сталин обогатил маркеистевую
науку о войне и армии. В лице товарища
Сталина наша партия и ‘советский народ
имеют величайшего корифея науки,” блес-
тящего государственного деятеля, гениаль-
ного полководца. Военное искусство под-
нято товарищем Сталиным на небывалую
ступень.

Сотни лет военные мыслители работали
над развитием и совершенствованием во-
енной науки, но военная наука, разрабо-
танная товарищем Сталиным, превзошла
все прежние достижения военной мысли,
В самом деле, не кто иной, как Гене-
ралиссимуе. товариш Сталин разработал и
блестяще применил в Отечественной войне
стратегию активной обороны, стратегию
решительных и сокрушительных  наету-
пательных операций, окружения и разгро-
иа мощных соединений врага. Сталин —
великий мастер взаимодействия различных
родов войск.

Франпузский писатель Анри Барбюс Bi
своей книге, посвященной Сталину,  пи-
сал: «История его жизни—это непрерывный
ряд побед над непрерывным рядом чудо-
вищных трудностей... Это железный чело-
век. Фамилия дает нам его образ. Сталин—
сталь. Он несгибаем и гибок, как сталь.
Его сила — это его несравненный здра-
вый емыел, широта его познаний, изуми-
тельная внутренняя собранность, страсть
в ясности, неумолимая последовательность,
быстрота, твердость и сила решений, по-
стоянная забота о подборе людей... Во весь
овой рост он возвышается над Европой и
над Азией, над прошедшим и над буду-
щим. Он — есть центр, сердце веего того,
что лучами расходится от Москвы по все-
му миру».

Война закончилась блистательной нобе-
дой советского народа над фашистской Гер-
манией. Но военный разгром Германии
далеко еще не гарантирует длительного
прочного мира. Вот почему дальнейшее
укрепление оборонной моши страны —
важнейшая задача советекого народа.

Выступая 9 февраля перед избирателя-
ми, товарищ Сталин указал пути нашего
нового движения вперед. Советский ‘нарах.

Е ОЕ бер

О ыы в

+ == om

Ce owe Ot ote ee es te oe oe

pss Pen se ome ee
	воодушевленный яркими перспективами  что нет единой сизтемы. Существует мно-
дальнейшего процветания Родины, при-  го методов, нередко взаимно исключающих
ступил к выполнению великой прог- друг друга. В различных учебных завеле-
	раммы четвертой сталинской пятилетки.
Под мудрым руководством большевиетс-
кой партии и товариша Сталина наш на-
род выполнит эту великую. программу й
еше выше поднимет экономическое и воен-
	ное могущество нашей Родины.
С. СИРОТИН.
	ниях (а иногда и в одном и том же) прак-
тикуютея свои различные, спенифические
методы.. Все зависит от знаний и опыта
командира, инструктора. преподавателя.
Подготовить летчика, всесторонне знаю-
щего свое дело, можно, лишь пользуясь
охиной методикой, построенной на передо-

бовершенствовать Гетодику летной учебы
	предметам у них неудовлетворительные
оценки.

Как, выяснилось, причина отетавания
	слушателей заключаетея в том, что пре-
подавание дисциплин По воздушно-етрел-
ковой, штурманской подготовке и другим
етроитея методически неправильно.
	Нреподаватели часто переходят к изло=
жению новой темы, не выяенив, усвоена
ли предыдущая всеми слушателями. Тем
самым они пренебрегают основным и пер-
вым правилом методики =— знанием люгей.
	Нередко забывается одно важное прави=
л0: курсант должен последовательно пе=
реходить от простого к еложному, имея`
ясное представление о пройденном по про-
грамме. Некоторые же педагоги мыслят
так: если какой-либо вопрое остается се-
годня неясным, то можно об’яснить его ив
сейчас же, а когда-нибудь потом. Но в
дальнейшем 06 этом. забывают, и в зна-=
ниях слушателей получается пробел.
	Чичный состав школы проелушал цикл
лекций подполковника мелицинской служ-
бы Платонова о психологии летчиков. Ав-
тор только что вышедшей из печати книги
«Человек в полете» показал, как важно
для каждого инструктора, преподавателя и
других лиц, обучающих будущего летчика,
знать основы психологии. В лекциях были
освещены такие темы, как привитие лет
чику навыков осмотрительности и их Co
вершенствование, развитие внимания, изу
чение подчиненных и т. п, Занятия приз
несли большую пользу.
		вой советской педагогической науке. Над
‘созданием такой методики придется потру-
дитьея людям различных специальностей:
инструктору, командиру звена и эскад-
рильи, преподавателю и офиперу-методи-
сту, авиационному врачу и научному pa-
ботнику. Предстоит обобщить огромный
практический опыт, накопленный в учи-
лишах и школах, и данные теоретических
исследований, проведенных в научных уч-
реждениях.

Известный сдвиг в этом направлении
уже сделан. Недавно начались занятия в
Н-ской высшей авиационной офицерской
инструкторской школе. здесь будут изу-
чать и обобщать методический опыт пере-
довых учебных заведений, разрабатывать
лучшие, более совершенные приемы: педа-
гогического мастерства. В деле подготовки
летных кадров школа должна стать образ-
цом для всех учебных‘ заведений.

На-днях группа ° офицеров Управления
Военно-Воздушных Cua провела в
	этой школе инструктивные занятия, кото-
рые были посвящены организации предва-
рительной и предполетной подготовки, лет-
ного дня, разбору полетов и роли  инет-
руктора в обучении военного летчика. На
занятиях делали методические доклады
офицеры школы, их дополняли другие учз-
	стники. а затем старший начальниЕ да-
		Авиация — род войск, который разви-
вается ‘весьма бурно. Для создания совре-
менного самолета используются. последние
достижения науки и техники. Чтобы уро-
вень знаний летных кадров поспевал за
развитием авиационной техники, необхо-
димо непрерывно улучшать качество под-
готовки летчика, повышать его авиацион-
‘ную культуру. Большую роль здееь игра-
ет методика обучения.

Методика летного обучения отличается
особенностями, которые обусловлены про-
 филем будущей специальности летчика,
летно-тактическими данными самолетов,
на которых обучаетея курсант, его сп0соб-
ностями и общим развитием. Нужно, чтобы
слушатель в сжатые сроки овладел тех-
никой пилотирования, искусством воздуш-
ного боя, умением правильно решать так-
тические задачи. Ясность цели, строгая
‘`последовательность и наглядность в обу-
‘чении, интерес и любовь к предмету, раз-
витие творческой. инициативы —— BOT что
следует вчитать главным в методике лет-
ной учебы.

В училищах и школах Военно-Воздуш-
ных Сил вопросам методики всегда уделя-
‘тось немалое внимание. Бела лишь в том,

Особенно поучительным было занятие,
на котором разбирались причины отетава-
ния нескольких слушателей подразделения
капитана Сидоренко. Уровень развития
этих курсантов таков, что они могут хо-
рошю учиться. Но г-чему-то по некоторых