июля 1946 г, № 80 (482).
		Усилить руководство.
	политическими занятиями
	севов под технические культуры. Где же
эти места, для слушателей так и оста-
лось загадкой. А когда мы попросили Ло-
щинина точнее показать на карте районы
хлопководетва, он пожал плечами, потому
что не знал этих. районов!
	Политработник может о оказывать кон-
кретную помощь групповодам линь в том
случае, если знает их недостатки. Для
этого необходимо периодически присутет-
вовать на политзанятиях, ближе знако-
миться © людьми. Однако в ряде частей
до сих пор отсутствует контроль за полити-
ческой учебой личного состава.

Неудивительно поэтому, что соединение
стоит на последнем месте по усвояемости
пройденного материала,

Слаба и посещаемость политических за-
нятий. Выполнение любой хозяйственной
работы считается в соединении удовлетво-
рительной причиной для оправдания непо-
сещения учебы. Зачастую на занятиях
отсутствует половина слушателей. А неко-
торые товарищи, как, нанример, Устряхин,
Бурцев, Свиридов и лругие, по полтора-два
месяца не были на политзанятиях,

Но это никого, оказывается, не‘тревожит.
С товарищами, пропустившими очередное
занятие, дополнительные беседы не прово-
AMTCA, и люди лишены возможности озна-
комиться с материалом. Есть и такие
командиры, которые забывают, что полит-
занятия являются важнейшей формой но-
литического воспитания. Офицеры Стари-
ков и Шевелев никогда не присутствуют
на занятиях, совершенно не интересуются
состоянием политической подготовки рядо-
вых и сержантов. А командиру надо знать,
как проходило занятие, какова была по-
сещаемость, кто не присутствовал и поче-
му, как подготовилея  групповод в теме
и т. д. Партполитработники в свою оче-
редь обязаны контролировать качество
учебы не от случая к случаю, а повееднев-
HO.

Организация политических занятий; по-
вышение их идейного уровня-—одна из важ-
нейших задач политорганов. Не следует за-
бывать, что моральная закалка бойцов и
высокая воинская дисцинлина в подразде-
лении являются основным критерием дейст-
венности политического просвещения и
воспитания.

Сейчас в частях созданы особенно блато-
приятные условия для серьезной и глубо-
кой постановки политической учебы. Перед
каждым политзанятием будут проводиться
семинары групповодов  продолжительно-
стью четыре—лиесть часов. Каждому груп-
поводу три раза в неделю. отводится’ по два
часа лля самостоятельной подготовки.
	Политорганы обязаны использовать эти
возможности для максимального улучшения
всей системы воспитания и, в частности,
для повышения качества политических за-
НЯтий..
	Подполковник А. КАМЧУГОВ.
	Ленинградский военный округ.
	значение пятилетнего плана восстановле-
ния и развития народного хозяйства CCCP
на 1946—1950 тг.», «Происхождение и
характер второй мировой войны», «Расщеп-
ление атомного ядра» и другие.

Перед тем, как выступить в подразде-
лении, лектор обычно знакомит группу
со евоим конспектом и, получив замёча-
ния, вносит в него поправки и дополие-
ния. Обмен опытом методики организации
‘и проведения лекций стал в полку си-
отемой. -
	Проверка политических занятий в ча-
стях нашего. соединения выявила ряд су-
щественных недостатков. Беседы  подчае
проходят на низком идейном уровне, многие
бойцы и сержанты часто пропускают заня-
тия,

`Вомандиры подразделений —в подавляю-
щем большинстве молодые офицеры, выд-
винутые на командную работу в период Ве-
ликой Отечественной войны. Многие: из них
еще не имеют достаточного опыта и необ-
ходимых методических навыков в проведе-
нии политзанятий. Поэтому для того, что-
бы устранить недостатки, вокрытые про-
веркой, необходимо прежде всего помочь
командирам — групповодам политических
занятий овлалеть искуеством препохавания.
	Наряду © самостоятельной подготовкой
важную роль должны играть семинары ру-
ководителей политзанятий. Но у нае они
носят в большинстве случаев инструктив-
ный характер. Вак правило, групповоды
на семинарах не получают дополнительных
знаний ни по содержанию темы, ни 1 ме-
тодике проведения ее.

Й не случайно групповод лейтенант
Пелипенко, вернувшись @ семинара; не
знал, какие вопросы являются главными в
теме и какие второстепенными. Проводя за-
нятие по одному из разделов закона о но-
вой пятилетке, он ни на секунду не отры-
вался от конспекта; не обращая внимания
на аудиторию, монотонно читал материал о
развитии промышленности союзных реепуб-
лик. Он даже не показал на географиче-
ской карте, где находятся эти республики,
тдеё будут построены новые промышленные
предприятия.

В подразделении, тде заместителем
командира по ‘политической части подпол-
ковник Хватов, семинары вовсе не прово-
дятся. Да и сам подполковник Хватов серь-
езно не занимается повышением своего,
идейно-теоретического уровня и подчас
неправильно раз’ясняет групповодам от-
дельные вопросы ‘очередной темы.

Поэтому многие, даже грамотные офице-
ры в силу своей ‘недостаточной опытноети
не могут интересно и содержательно про-
вести политзанятие. Например, младший
лейтенант Мельник -имеет все данные,
чтобы хорошо построить беседу, но он не
умеет методически правильно изложить
Материал. Следовало немного номочь Мель-
нику—и все было быв. порядке. Но  об
этом не подумали ни в политотделе, ни в
парторганизации.

Из-за отеутетвия повседневного контро-
для за работой групповодов некоторые из
них неудовлетворительно готовятся к 3a-
нятиям и проводят их на низком уровне.
Был такой елучай. Групповод Лощинин,
рассказывая о «Плане развития сельского
хозяйства в новой пятилетке», подошел, к
карте и, указав рукой в неопределенное
место, заявил, что «там» предстоит зна-
чительное расптирение площадей под: посе-.
вами хлопка, а «здесь» (указал. в. другое.
неопределенное место) — увеличение по-
	Группа лекторов уже около ` года
работает в Н-ском авиационном  пол-
ку. В ее составе — старшие  техники-
лейтенанты Шевченко, Мамаев, Розен-
Gerba, окончившие военные академии,
майор Каганский, капитан Маранджан,
старшие лейтенанты Гаврилов и Баласа-
HAW, также имеющие высшее образова-
ние,

‚ 83а последнее врема лекторами. прочи-
таны лекции на темы: «0 коммунистиче-
ской нраветвенности»» «Историческое

К северу от Вологды
	Шексна при помощи сложной Марийнской  но и за границей. Великоустютские “тка-
	Баньше с весны и до поздней. обени по
порожистым северным рекам плыли плоты

тулки из бересты берутся нарасхват на
рынках Европы, & изделия ‘артели «Север-
ная-чернь» завоевали. не только высокую
оценку, но и-золотые медали на Парижекой
и Нью-Йоркской международных выстав-
ках.

От’езжаем в сторону от Ветикого Устюга.
По шоссейной дороге на Кичменгский горо-
док, где в былые времена шумели девотвен-
ные. леса,‘ ‘беспрерывно снуют грузовые ав-
томашины: Дорога. построена несколько лет
назад колхозниками шести прилегающих
районов. Машина останавливается в колхо-
зе «Первое Мая». Руководит им депутат
Верховного Совета СОСР Степан Федорович
Волокитин. За время войны колхоз порабо-
тал наславу.

— Находясь на фронте, — рассказыва-
ет бывший авиамеханик Н-ской авиачасти,
теперь заместитель председателя правления
колхоза «Первое Мая», Павел Арсентьевич
Труфанов, — я часто получал письма из
дома. В них неизменно говорилось 06 одном
и том же; «Урожай убрали во-время, живем
безбедно, всего хватает». Мне всё же не ве-
рилось, думал: просто ‘успокаивают. Но
когда демобилизовалел, понял, что все это
‘правда. В период войны колхоз еще более
окреп. Теперь мы делаем новый прекрас-
ный взлет в будущее...

Недавно в колхозе обсуждалея пятилет-
ний план развития артельного хозяйства.
Урожай зерновых культур колхоз намечает
увеличить за пять лет почти в два раза.
Надой на одну корову возрастет в два с по-
ловиной раза. В колхозе будут построены
новые скотные дворы, своя электростанция,
много жилых домов.

Вологодская область с давних времен
славится лучшими сортами сливочного
масла. Сейчас здесь широко развертывается
строительство новых механизированных
маслозаводов. В течение ‘года область даст
стране триста сорок пять’ вагонов сливоч-
ного масла.

Высоко поднимается и производство льна.
Наряду с выпуском салфеток, полотенец
Врасавинекий и вновь строящийся Вологод-
ский льнокомбинаты: обеспечат страну пер-
восортным полотном для авиационной про-
мышленности.

а: жа

Огромнейшие- пространства. в северу. от
Вологды, о которых говорил Владимир
Ильич в 1921 г., волею и усилиями боль-
евистской партии‘ превращены в цвету-
	щий край. Развитие природных богатетв
	Севера продолжаетея с новой: силой.

Несколько лет назад старейший охотник
Коми В. Я. Попов обнаружил в районе Вор-
RYTH залежи угля. Проведенные ‘впослед-
ствии изыскания геологов подтвердили до-
гадки старого охотника. Сейчас северная
‘кочегарка дает уже 10—11 тысяч тонн уг-
ля в сутки. Через нять лет в Воркуте бу-
‘дет добыватьея столько же угля, сколько
дает его сейчас Караганда.

В другом районе Севера — на Кольском
‘полуострове начинаются разработки  боль-
ших залежей железной руды.

Эти два месторождения коренным обра-
зом изменят облик Севера. Бесконечные по-
токи угольных эшелонов пойдут по’ Северо-
Печорской дороте к Котласу, затем через
Коношу в Вологде и дальше к Ленинграду.
 В районе города Ленина на крупнейшем
‘металлургическом комбинате, который будет
построен в ближайшие годы,  печорский
уголь встретится с этелонами кольской ру-
ды.

Ha службу новому  комбинату встанут
речники ‘Сухоны, „ Беломорско-Балтийского
	Вологда...
	Всего пятьсот километров: отделяют ее от! системы — с Ленинградом.
	Москвы. Ноезд проходит это; расстояние : за
16 часов.
	Но каким невероятно далеким по своему   леса, суденышки с рыбой, ‘Рьном, маслом.
	развитию был этот край в дореволюцион-
	Вешние и осенние воды крутили легкие,
точно’ щенки, кораблики, р о под-
водные камни.

Бушующие воды Сухоны подчинены те-
перь твердой руке человека.

бновился, вырос-и разбогател. край ле-
	Через несколько часов после отплытия из
Вологды пароход пришвартовываетея ‘к
	уме-   пристани Шуйское — центру Междуречен-
	ные голы. Сколько темноты и невежества   точно’ щенки, кораблики,
	царило в здешних местах!

25 лет назад Владимир Ильич Тенин пи-
cad:
«Посмотрите на карту РОФЕР. В северу
	от Вологлы, & юго-востоку oT Pocropa-Ha-  COB, рек и .озер. -
	Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и
от Омска, к северу от Томска идут’ необ’-
aTrefnme пространства, на’ которых  yMe-
	стились бы десятки громадных культурных   ского района. Богда-то нищенские деревни
госухарств. И на веех этих пространствах   этого: района стали теперь самыми богатыми
	царит патриархальщина, полудикость и Cd-
мая настоящая дикость».
Поселенцы Севера вею свою жизнь пре-
	бывали в нищете и лишениях. Богатства
Края — огромные массивы лесов — столе-
	тиями оставалиеь нетронутыми.
	Города и селения возникали, главным
образом, на берегах рек. Даже древний Ар-
хангельский тракт, по которому ездили в
	Волотду Иван Грозный и Петр Первый, дол-
го оставалея пустынным.
	‹..Расположенная на перекрестке желез-
ных дорог Москва-—“Архангельск и Буй —
	Ленинград, Вологда в годы Великой Отече-
ственной войны играла огромную роль В
	снабжении города Ленина и северных уча-
	сетков фронта, была центром  продовольет-
венных и людских резервов.

Из среды вологжан вышли десятки Геро-
ев Советского Союза, сотни прославленных
бойнов и офицеров. В Вологодской губернии
начал свою трудовую жизнь талантливый
авиаконструктор, ныне Герой Социалисти-
ческого Труда Ильюшин. Здесь работал мар-
шал Советского Союза Конев. Из. Вологод-
ской области ушел на фронт один из первых
	трех героев 1941 года — летчик Михаил
	Жуков. Вологжане гордятся Героем Совет-
екого Союза Игорем Каберовым, геройски
сражавшимея в небе Ленинграда. Бывний
токарь вологодского завода  Каберов за
время войны сбил свыше тридцати немец-
	ких самолетов; причем часть’ из них OH
	подбил на машине, построенной  на средст-
ва вологжан-
	Древний русский город Вологда — po-
	во всей округе. Колхоз «Буденновец» Меж-
дуреченского района прославился на весь
мир разведением свиней.

Заведующая - свиноводческой   а
колхоза пожилая женщина, ныне’ депутат
Верховного Совета СССР, Александра Ев:
генъевна Люскова за четырнадцать лет
работы вырастила около 5.000 поросят, не
допустив ни одного случая падежа.

В 1940 году знатная колхозница получи-
ла от ввиноматки «Ялта» 285 пудов мяс-
ной продукции. Это считалось мировым ре-
кордом. Но то, чего она добилась в 1941
году, превзошло всякие ожидания. Потом-
ство одной свиномалки в течение этого го-
да составило 106 поросят ‘общим весом в
300 ‚пудов! В годы войны евиноферма Люс-
ковой дала фронту десятки тонн первосорт-
ной ввинины.

Много работала Александра Евгеньевна
и над проблемой замены зерновых кормов
более дешевыми и менее дефицитными. Ее
работа совпала с проводившимися в-этой же
области изысканиями виднейших ученых
страны. Й удивительно, не зная о работе
друг друга, ученые и знатная свинарка
пришли к одному и тому же выводу.

Академию Лискун, ознакомившийся с
трудами Люсковой, назвал ее «профессором
й учителем передовых методов работы».
Советское правительство за коренное Yco-
вершенствование методов выращивания
свиней присудило Александре Евгеньевне
Люсковой и ве помощницам — Анне Ива-
новые Аносовой и Лидии Николаевне Ко-
ротковой — Сталинскую премию третьей
степени.
	Дина многих прославленных ‘сталинских: с0- Сейчас колхоз «Буденновец» становится
колов-— основан в одно и то же время, что  своеобразным  колхозным “университетом.
и Москва. В будущем году ему иснолнитея Сота приезжают учиться евиноволы респуб=
	восемьсот лет. Уже сейчас в музеях и пар-
тийных кабинетах организуются выставки,
посвященные знаменательной дате. На вы-
	ставках будут широко представлены’ мате-:
	риалы 06 истории города, о борьбе новгород-
	цев с финнами («чудь заволоцкая»), 0
	пребывании здесь Ивана Грозного и Петра
Первого. о Вологде купеческой, разночинной
и очень подробно — о Вологде советской.
	В голы разгула черной реакции в Волог-.
	де находился в ссылке Иосиф Виссарионо-
вич Сталин. Сейчас лом, в котором жил ве-
	ЛИКИЙ ВОЖлЬ, < Превратшен-в музей. Вго по-
	сетоянно посещают рабочие, служащие, уча-
щиеся, воины Красной Армии, колхозники
окрестных деревень.

Раньше в Вологде было всего лишь He-
сколько предприятий: железнодорожные
мастерские, два пивоваренных завода, мас-
лодельный завод...

В годы советской. власти на базе мастер-
ских вырое коупный паровозо-вагоноре-
	ских вырое крупный паровозо-вагоноре-
монтный завод. Заново созданы сухоремонт-
	ная верфь, маптиностроительный завод «Се-
	Сюда приезжают учиться свиноводы pecuy0~
ЛИКИ.

Bee дальше и дальше на север уходит
небольшой сухонский пароход. Впереди: по-
казался город Тотьма —— известный соля-
ными промыслами, залежами ценных из-
вестняков; место ссылки организаторов
большевистской партии. В тотемеких лесах
д0 самой революции люди не знали, как
молоть зерно на муку, толкли его в’ ступе;
не видели бань, дома освещала  лучиной.
Ныне Тотемский район стал одним из пе-
редовых по леборазработкам. Здесь добы-
вается ценнейшая авиационная древесина

В колхозах района неё только забыли 6
лучине, но и о керосиновой лампе. С каж-
дым годом веб больше и больше селений
обзаводятся своими электростанциями, но-
	В первом квартале этого года в области
было пущено пятнадцать сельских электро-
станций. Они осветили свыше сорока бел и
деревень. До конца года дадут ток еще око-
ло‘ пятидесяти электростанций. ‘

В четвертой пятилетке в селениях обла-
	метезнодорожные: строенными на порогах Den.
	Орский парашютно-планерный клуб
(Чкаловская, область). дал во время вой-
ны фронту много квалифицированных
парашютистов. Трое из них получили
звание Героя . Советского Союза. Не-
давно состоялся новый выпуск парашю-
тистов. На снимке: выпускники-отлич-
ники (слева направо) Б. Панкрац, В. Ни-
керов и Г. Кереннов.

Снимок А. Глазкова (ТАСС).
	Литературные вечера
	Однажльг вечером: после занятий. в ле-
	нинской комнате завязалась беседа о рома-
не М. Шолохова «Тихий Лон»:
	— Чудесная книга, — говорит старший
	сержант Врасноруцкий. — Когда ее чита-
ешь, то живешь одной жизнью е героями,
переживаешь их горести, радуешься их
удачам.
	Беседа затянулась. Каждый хотел, pac-
	овазать, как он понял роман, как, относится
к его тероям. Комсорг полка младший лей-
тенант Шевчук предложил организовать
литературные вечера. Его поддержали.

Цервый такой вечер был посвящен книге
	Лауреата Сталинской премии Б. Горбатова
«Непокоренные»; Следующий вечер поевя-
тили произведениям о героизме советской
молодежи. ‘Открыл ого сержант Костин. О
напомнил собравшимся о бессмертных под-
вигах комсомольцев — Лизы Чайкиной,
Александра Матросова, младшего лейтенан-
та Талалихина, Шуры Чекалина, братьев
Игнатьевых, подпольщиков Краснодона.
Старший сержант Б. Ильин посвятил свое
выступление  поэмам П. Антокольского
«Сын» и М. Алигер «Зоя». Сержанты Ка-
банов и Виниченко говорили 9 героях ро-
мана А; Фадеева «Молодая. гвардия».

Особый интерес вызвал вечер; ‘посвя-
	щенный творчеству наших воинов — на-
чинающих поэтов и писателей.
	Недавно летчики; техники. авиамехани-
	ки и мотористы прослушали доклад меха-
ника по электрооборудованию старшего сер-

жанта 0. Полынева 0 жизни и творчестве
А. М. Горького.
	Старший сержант Б. ИЛЕШИН.
	ПИНО-—В ПОМОЩЬ обучению
	У курсантов выпускных подразделения
	1-й Вольской школы авиамехаников. насту-
пила страдная пора — подготовка Е 19-
сударственным экзаменам. -
	Большую ^ помошь выпускникам в повн-
	шении кзчества подготовки оказывает кино.
В клубе школы систематичееки темонет--
	рируются учебно-технические фильмы. В
них подробно разобраны вопросы, наиболее
трудно. поддававитиеся усвоению в процессе
учебы, ,
Куреанты-вынусекники уже просмотрели
фильмы: «Полевой ремонт самолета», «Пол-
	готовка самолета «ЛВ-9» к боевому выле-
ту», «Ремонт дюралевых лопастей», «Свар-
ка и пайка».
	Лейтенант А. ТОПОЛЬСКИЙ.
			ЛЕКТОРСКАЯ ГРУППА В ПОЛКУ
	верный коммунар», обеспечивающий своей   сти будет ‘построено 310 малых гидроэлек-:

Ва_службу новому  комбинату встанут
продукцией нужды. лесной. промыщшленно- троетанций общей мощностью 13 тысяч ки= речники Сухоны, .
CTH, десятки, предприятий,

`Беломорско-Балтийского
р B TOM числе  зоватт и 140 тепловых электростанций: канала, Шекены. и_Мариинской системы.
крупная. швейная фабрика. а Лайпочей Итвйча появятся в тысяче семи- На порогах рек вырастут мощные гидро-
	„.Чистенький, светлоголубого цвета па-
роход увозит нас вниз по Сухоне. По этой
реке свыше 250) лет назад ехал в Архан-
	В
__Tapoxor проходит Torsmy, еси
	пороги и, наконец, останавливается у при-
	Хуложественные работы здешних куста-
	‘Ha порогах рек вырастут мощные гидро-
электростанции, а в малоизвестных селени-
ях задымят. трубы новых. заводов и фабрик.
`Й недалек день, когда Крайний Север вой-
дет в число больших промышленных райо-
нов. страны,
	не только в Советском Союзе. : Капитан М. БУХАНОВ.
	гельск Петр Первый. В. левятналпатом веке   стани города Великий Устюг.
		а‘ рей известны
	по ней шли караваны купеческих
	Сухона соединена каналом е Шекеной.

Можно‘ привести много примеров, как  ети погод, ни злости врагов: она есть на-

И ВОЛИ ) старшие командиры. воспитывают настой-  дежная стена, отечества, о которую все го-

чивость в характере подчиненных. В кон- крушится».
	це концов этим должны пронизываться все
	служебные общения начальника © подчи-
ненными. Надо всемерно поощрять настой-
чивость, & главное — изучать характеры
офицеров, каждый случай нетвердого при-
менения решения, умело сочетать поуче-
ние е требовательностью, совет с контро-
лем,

Русскому солдату искони присуще ис-
включительно тернеливое отношение: к тя-
готам и лишениям военной жизни. Высту-
пая в Кремле на приеме в честь. команду-
ющих войсками Краеной Армий, товарищ
Сталин сказал: «Я поднимаю тоет за зд0-
ровье русского народа не только потому,
что’он — руководящий народ, но ий потому,
	  что у него имеется ясный ум, етойвий ха-
	рактер и терпение». И это терпение не
веть ‘следетвие привычки в тяготам> жиз-
ни (наше молодое поколение почти не име-
ле представления о жизненных лишени-
ях), а есть следствие духовной высботы 0-
ветеких людей.

На одном из участков фронта противник
бросил в бой 120 танков и самоходных
‘орудий. Но многочисленные попытки нем-
цев улучшить свои позиции, все их танко-
вые контратаки были сорваны. По танкам
нанесла удар советская штурмовая авиация.
46 групи самолетов «Ильюшин» в течение
всего дня «висели» над танками, не давая
им возможности развернуться. Сбросив бом-
бы, летчики переходили на бреющий по-
лет и расстреливали разбегавшихся солдат.
Чтобы расчистить путь танкам, немцы пе-
ребросили на поле боя большое количество’
пикирующих бомбардировщиков. Но и они
не смогли изменить положение благодаря
упорству наших штурмовиков. Советские
летчики сорвали все атаки немцев, уничто-
жили 30 вражеских танков и сбили 8 са-
молетов «Ю-87». Взятые в плен немецкие
офицеры никак не могли понять, откуда У
наших „юлей столько упорства.
	Говоря о стойкости воли, нельзя обойти
И такой важный элемент, как физическая
выносливость воина. Здоровый организм—
хороший помощник в борьбе за стальную
волю. Физическое развитие дает офицеру
ловкость, быстроту, прививает способ-
ность организовать и координировать евои
движения, содействует общей закалке. ор-
ганизма-
	Большевистская Партия всегда уделяла
большое внимание физическому воспита-
	Записки о воспитании воли*)
	+. Организованноеть
и стойкость
	Служебная и боевая деятельность офице-
ра складывается из ряда больших и малых,
важных и второстепенных дел, забот, же-
ланий. Вроме того, офицер вращаетея в
коллективе, а следовательно, на его дела
и желания влияют многие правильные и
неправильные мнения, советы, взгляды,
Из всей массы влияний и ощущений офи-
цер должен выбрать наиболее полезное и
нужное, суметь подчинить второстепенное
главному. .

Шучше всего организует волю воинская
дисциплина. Последняя должна стать внут-
реннёй потребностью, вытекающей из по-
нятия офицерской чести и необходимости
личного роста. ее

Одним из важнейших элементов воин-
ской дисциплины является умение вывоко
ценить и правильно использовать фавтор
времени. «Деньги дороги, — учил Суво-
ров, — жизнь человеческая дороже, а вре-
мя — дороже всего».

Уметь планировать свое время — значит
уметь организовать волю. Знакометво с
жизнью великих полководцев показывает,
что все они жили по строгому личному пла-
ну, отражавшему режим их деятельности.
Пунктуальное выполнение плана не яв-
ляется излишней скрупулезностью. План
помогает командиру руководить своим под-
разделением, принимать активное участие
в общественной жизни, ежедневно зани-
маться самообразованием, культурно прово-
дить отдых.

Сознательная воинская диециплина при-.
дает офицеру внешнюю аккуратность, поря-
дочноеть — эти верные признаки внут-
ренней собранности, подтянутости, посто-
Янной готовности внимательно выслушать,
быстро и четко выполнить любое приказа-
ние или распоряжение. Внутреннее и
внешнее проявления ДИСЦИНЛИНЫ едины по
своей природе.

Все крупные военачальники добивались
елинства внутренних и внешних призна-
ков диспиплинированности. «Мы требуем
твердого революционного порядка, — пи-
сал Михаил Васильевич Фрунзе, — мы хо-
тим, чтобы каждый командир, политиче-
	*) Продолжение Начало см. «Сталинский
сокол» №№ 70, 71 и 73.
	многие начальники задумываются над тем,
вак помочь офицеру организовать работу,
дать ему время, чтобы он мог осмотреться,
привыкнуть,  подметить характерные осо-
бенности своей деятельности на новом по-
сту. А ведь организация всякого дела
встречает наибольшие трудности вначале.
То же самое касается и перехода офицера
е одной работы на; другую внутри части,
ибо всякое изменение в ‘обстановке не
ет иной организации дела.

Подытоживая сказанное об opranusanmte
воли офицера, ‘надо сделать следующий вы-
BOA: организованная воля” являетея обя-
зательным условием эффективности и 3a-
вершения всякого дела. И если активность
воли- выражает количество затрачиваемой
человеком энергии, то организованность
как бы распределяет и направляет потоки
этой энергии, придает активности нужное
качество.

* * *

Бой требует от офицера стойкой воли,
которая проявляется не на мгновение, как
вепьшка или порыв, а держится постоян-
но, без всяких скидок на время и обста-
новку. Всем известно, какое огромное, под-
Час решающее значение имела стойкость
наших воинов в дни Великой Отечествен-
ной войны. Речь идет не о стойкости в
широком смысле, а о той ясности цели и
твердости решений, которые породили ло-
зунг «Стоять насмерть!» и легли в основу
уотучего наступательного порыва наших
войск.

Воспитывая стойкость воли в условиях
мирного времени, нужно прежде всего до-
биться от офицера настойчивости. Офицер
должен уметь каждое дело доводить до
конца, отстаивать свои иринцины, ‘6тре-
миться преодолеть препятствия и трудно-
сти, ни на минуту не изменяя своей воле.

Правильно ‘делают в штабе Н-ского
авиационного полка, которым командует.
	ский руководитель и каждый красноарме-
ец во всем звоем быту, в своей работе и
даже во внешности носил отпечаток этой
глубокой, твердой,  внутренне-сознатель-
ной революционной дисциплины. Вот поче-
му мы нажимаем не только на выполнение
наших требований при проведении учебы,
но мы обращаем также внимание на внеш-
ность, ибо последняя есть отражение внут-
реннего содержания». — .

Организованность воли неразрывно свя-
зана с выдержкой, хладнокровием, епособ-
ностью контролировать себя. Мы уже отме-
чали, что торопливоеть и суетливость ни-
когда не принесут пользы, & лишь запута-
ют и загубят даже отлично подготовлен-
ное дело. Выдержка, дающая офицеру в
минуты опасности хладнокровие, особенно
необходима на войне. Она позволяет не
только спокойно и об’ективно расценить
обстоятельства, но и оказывает положи-
тельное действие на окружающих.

Пожалуй, ни одно другое качество так
полно не подчиняет волю людей, как про-
явление выдержки, спокойствия в крити-
ческие моменты. Л. Н. Толстой в романе
«Война и мир», характеризуя Багратиона,
пишет: «Начальники, с расстроенными ли-
цамл под’езжавшие ‘к князю Багратиону,
становились спокойней, солдаты и офицеры
весело приветствовали его‘и становились
оживленнее в его присутствии и, видимо,
щеголяли перед ним своей храбростью».

Таково влияние вильной воли, которая
проявлягтся в выдержее. Но это не значит,
что офицер не должен замечать опасности,
пренебрегать ею. Притупление чувства
опасности, граничащее 6  благодушием,
вряд ли лучше трусости. Опасность долж-
на быть оценена об’ективно, во всей ее пол-
ноте. И офицер в зависимости от его ин-
цивидуальноети будет так или иначе пе-
реживать эту опасность. Однако он не
должен ни на минуту терять самообла-
дания, здравого рассудка. Больше того,
если нужно, офицер должен уметь приу-
меньшить перед подчиненными значение
этой опасности, но сделать это так, чтобы
не вызвать вторую крайность — самбуспо-
коение.

Следует сказать о первых днях пребы-
вания молодого офицера в части. Обычно
представившиеь своему начальнику, он
соазу же получает должность, узнает ха-
рактер работы. Все это хорошо. Однако не-
	В Дугинекой школе авиамехаников со-
ялея учебно-метолический сбор к\уоео-
	нию народа. На’ ХУ е’езде ВЕШ(6) това-  бтоялся учебно-методический сбор курсо-
рищ Сталин поставил задачу: «...выраетить   вых офицеров, командиров рот и батальо-
новое поколение рабочих, здоровых и жиз-   Нов. На сборе были проведены показатель-
нералостных. епособных поднять могуще-   ные занятия по отневой и’ тактической
ство советской страны на лотжную рысо-   ПодготовЕс.
	Большую помошь оказал этот chop oco-
	роны врагов»..
Весь мир был свидетелем того, как это
вое, здоровое и жизнерадостное поколе-
е строило, а потом защищало свою род-
ю землю от нашествия немецко-фашиет-
1х захватчиков.

Физическое воспитание не должно ог-

чичиваться только общественными меро-
чатнами Ойтпол пАаран рам плоайбатттт

бенно тем офицерам, которые после окон- °°

чания Великой Отечественной войны были
назначены преподавателями в учебные за-
веления Военно-Воздушных Сил и нз име-
ют еще достаточного опыта в обучении
курсантов.

В ближайшее время состоятся сборы
командиров батальонов, преподавателей
тактической подготовки и циклов.
	Майор И. MATAPUB.
раничиваться только общественными меро-
приятиями. Офицер обязан сам позаботить-
ся 0б укреплении своего тела. И если он
приложит к этому усилие, создаст для ce-
бя систему физкультурных упражнений,
то наверняка вскоре почуветвует вею муд-
рость народной поговорки: «В здоровом те-
ле `-—— здоровый дух». В этом отношении
нашему офицеру есть кому подражать.
Известно, что Суворов не отличался в лет-
	NE EA NAAT

NE
Известно, что Суворов не отличался в дет-
стве хорошим здоровьем, однако воспитал
в себе колоссальную физическую вынос-
ливость, бодрость духа. Существует тесная
связь между волей и мышечным усилием
чёловека. У человека сильной воли наблю-
дается, как правило, повышенный иышеч-
ный тонус — мускулы напряжены, тело
выпрямлено, взгляд открытый, прямой, по-
холка уверенная. И. наоборот. у человека

awe — ON eee

TTPHMOPCRHM BOEHHDIW ORPYT. (Or
наш, соб. норрг по телеграфу). Нескольке
месяцев назад в эскадрилье, которой
командует старший лейтенант Якунин, на-
чали выпускать. рукописный литератур-
ный журнал «Родина». Авторы рассказов,
очерков, стихотворений — сами летчики.

С интересом читается рассказ Г. Жарко-
ва «Камень с Золотой Горы» — о славных
традициях воинов легенларного‘ Порт-Арту®
	слабой воли мускулатура расслаблена, по-
ходка неуверенная, взгляд стеснительный,
робкий, в голосе не чувствуется твердости.

Организованностью и стойкостью как бы
завершается цикл воспитания воли. Одна-
ко было бы неправильно на практике все
элементы, составляющие волю, распола-
гатв в какие-то строго диференцированные
ряды. Только органическое и глубокое их
слияние позволит достичь желанной цели.

ра. Аороши: стихи Бориса Титова «Девушке
из фенинграда».

Один из отделов журнала посвящен ге-
роям Великой Отечественной войны. В очер-
к6 о командире эскадрильи Якунине обри-
сован боевой путь бывшего студента Стали-
ногорекого химического техникума, кото-
рый стал храбрым воздушным бойцом, ма-
crepom бомбовых ударов по врату.

Интерееен уголок юмора. В журнале по-
	Гвардии майор В, ДОБРОХВАЛОВ. ‘мещаются кроссворды и шахматные задачи,
	ЛИТЕРАТУРНЫЙ

УКУВНАЛ
	В ЭСКАДРИЛБЕ
	гвардии майор Белов, что систематически
разрабатывают для офицеров персональ-
ные задания, расечитанные на повышение
военной и общеобразовательной подготовки
летчиков. Эта форма не только расширяет
Кругозор офицера, дает ему навыки само-
этоятельной работы, но и воспитывает на-
стойчивость, стремление ‘не отстать от то-
варищей, А контроль CO стороны коман-
дира полка способствует выполнению ‚зада-
ний точно в срок.

Секрет, не разгаданный немецкими офи-
церами, кроется в благородном сердце со-
ветского воина, беззаветно любящего свою
отчизну, готового биться за нее до послед-
ней капли крови. Терпение, как характер-
ную моральную черту русского воина, не-
однократно отмечали великис полководцы.
Так, Кутузов в своем обращении & армии
писал: «Наступит зима, вьюги и морозы,
но вам ли боятьея их, дети севера? Желез-
ная грудь ваша не страшится ни сурово-