9 июля 1946 г., № 82 (484).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ А АВА 7
		ГРУППА СОВЕТСКИХ ОККУПА-
	ЦИОННЫХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ.
На снимке: учебный тренировочный по-
лет группы «Ла-7» эскадрильи старше-
го лейтенанта В. Семенова.
Снимок сделан старшим лейтенантом
А. Дмитриевым с борта самолета, пи-
лотируемого Героем Советского Союза
гвардии майором Г. Балашевым.
	Учеба офицеров штаба
ПРИМОРСРИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. /0т
	наш, с0б. корр. по телеграфу/. Регулярно
проходит учеба офицеров штаба Н-ской бом-
бардировочной авиачасти. Штабные коман-
диры совершенствуют свои знания, изучают
труды военных теоретиков, постигают дпе-
  ративно-тактическое искусство. 0еобое вни-
мание в системе командирской учебы уде-
ляется освоению опыта Великой Отечест-
°  венной войны.

а-
ся

0-
	Некоторое время тому назад в летных
подразделениях велась подготовка К лет
но-тактическому учению на тему” «Сбобрь:

доточенный удар бомбардировочного авиа“

полка по аэродромам противника во взаи-
модействии с истребителями».

Раньше всех стали готовиться ‘к учению
офицеры штаба. Майор Огнев прочитал леБ-
цию 0 тактике нанесения бомбовых ‘ударов
по аэродромам. Лекция была насыщена яр-
кими примерами из опыта Великой Отечест:
венной войны. В заключение было про-
ведено групповое упражнение. В результате
такой всесторонней подготовки офицеры
штаба смогли умело руководить летно-так-
тическим учением, которое прошло в усло:
виях, максимально приближенных к боевой
‘действительности.
°— Офицеры штаба знакомятся с методами
и формами взаимодействия авиации с на-
земными войсками. Недавно штабные офи-
церы прослушали лекцию на тему «0собен.
ности наступательного и оборонительного

боя Красной Армии». Лекция иллюстри-*

ровалась классическими примерами лейет-
BHA наших Bolick на воветско-германскох
фронте. Штурман майор Головенков провел
с офицерами занятие, посвященное работе
штурманской службы во время взаимолей-
CTBHA различных видов авиации © назем-
ными войсками.

Опытные офицеры майор Чудаков, майор
Орлов, инженер-капитан Терехов читают
для офицеров штаба лекции об организации
военно-воздушных сил иностранных госу:
дарств, знакомят слушателей с новинками
зарубежной авиационной техники.
	С первого захола
	Тренируясь в бомбометаний на пот .
	гоне, гвардии младший лейтенант (о.
ловьев однажды положил бомбу в ку’
Но это еще не означало, что летчик №:
	стиг меткости, потому что бомба упала (
боковым отклонением в 30 метров 0?
центра и 35 метров по дальности.
		ви, взвесил каждое свое движение,

— Я несколько запоздал  cOpocun
бомбу, — сказал он, — и не взял по
правки на ветер,

Он сделал из этого выводы и #8
упорнее стал работать над повышении
своего мастерства.

Как и другие летчики, Соловьев тщз-
тельно готовился к  летно-тактических
учениям. В классе он изучал теорию бо.
бометания, расчеты, в полетах отрабаты.
вал технику пилотирования и слета»
ность в. группе.
	день учений, когда Соловьев прил )
	>
	‘ел Нз цель, ему пришлось действовать,
сообразуясь ¢ обстановкой, и применить
испытанные приемы, которым научился
во время войны.

Обычно на планировании после разве
рота получается снос самолета. При вом.
бометании очень важно учитывать 91,
Гвардии младший лейтенант ^ Соловьев
четвертый разворот делал на 25—30 гра.
дусов. В результате он все время Bil
дел цель и правильно определил момент
ввода самолета-в планирование.

полете он ‘уточнял расчеты на Sox
бометание, сделанные на земле. В част.
ности, вынес точку прицеливания по 38
ходу влево на две ширины моста и 19
дальности на полторы ллины моста в ст
рону четвертого разворота.

Этим летчик, добился точного 6060

метания — с первого же захода поло
жил бомбу в мост.
	Южная группа войск.
	Капитан И. КРЕСТОВСКИЙ,
		м аи подготовке
летчика
	Опытный летчик-штурмовик в полете
свободно ориентируется визуально и по
приборам, точно ведет самолет по курсу
на любой высоте.

Это достигается длительной практикой,
постоянной тренировкой в изучении мест-
ности — сначала по карте, а затем и в
полетах.

Во время войны мы от каждого молодо-
то летчика, прибывавшего в эскадрилью.
требовали, чтобы он прежде всего изучил
район в радиусе до 50 километров. Посте-
пенно радиус увеличивался до 200—300
километров. -
	Степень изучения района проверялась
на немой карте, по которой правильно
мог ответить только человек, твердо за-
помнивший все особенности местности и
наиболее важные и характерные ориенти-
ры. Эту методику обучения мы применяем
и теперь.

Однажды младшему лейтенанту Ивано-
ву было дано задание проложить маршрут
в районе Ладожского озера и указать
особенности полета в этих условиях на
штурмовку вражеской автоколонны. Ива-
нов правильно проложил маршрут, но зз-
был, где находятся зенитные точки про-
тивника. В действительном полете эта
	успел проверить правильность своего кур-
са и на обратном пути сомневался, зтако-
вала ли наша группа именно заданную
цель.

Для точного выхода штурмовиков на
‘цель большое значение имеет предлолет-
изя подготовка. Летчик-штурмовик должен
‘уметь тактически грамотно использовать
метеорологическую обстановву. Tor, . KT
свободно ведет ориентировку в плохую по-
году, тот всегда сможет воспользоваться
этим, чтобы нанести неожиданный Удар
по врагу.

Четверкой «Ильющшиных» мы должны
были нанести удар по центральной части
вражеского города. Нам было известно,
что город защищен несколькими батарея-
ми крупнокалиберной зенитной артилле-
рии. Метеорологические условия полета
были очень сложные.

Когда мы подходили к цели, централь-
ная часть города была закрыта тонким
слоем облачности: мы шли на высоте
1400 метров, а облачность была на вы-
соте 1200 метров. Мы решили исполь-
зовать ее для маскировки. Сделав доворот,
наша группа вошла в облака и оттуда на-
чала пикировать на цель. Атака была на-
столько внезапной, что зенитчики против-
ника сделали всего несколько выстрелов и
лишь тогда, когда мы уже отходили от
цели.

Нередко при возвращении к месту ба-
зирования летчики теряют ориентировку.
Это об’ясняется тем, что они подходят в
аэродрому на малой высоте. В таких слу-
чаях полезно намечать поперечные ориен-
тиры на подходах к аэродрому.

Молодые летчики должны обращать
0с0бое внимание на наземную подготовку.
В условиях плохой видимости главное зна-
чение приобретают умение пользоваться
приборами, уверенность в правильности
их показаний, личное самообладание. Ино-
Tia пилот, потеряв детальную ориенти-
ровку, второпях принимает решение, ме-
няет курс и... сбивается ¢ пути. Опытные
же летчики, не меняя курса, спокойно
оценивают обстановку, проверяют свои
‘расчеты и находят крупные, далеко види-
мые ориентиры, а потом выходят на пра-
`вильный курс.
  Когда таким образом восстановлена 0б-
‘щая ‘ориентировка, нетрудно определить
свое точное местонахождение.

Заслуживает внимания опыт частей,
практиковавших во время войны предва-
рительный облет района действий. В част-
ности, в нашем полку было правилом: пе-
ред тем, как молодому летчику отправить-
ся в боевой полет, он знакомилея © ли-
нией фронта, чтобы обеспечить успех в
полетах.

Наши летчики прошли боевой путь от
Сталинграда до Берлина и завоевали побе-
Ду в боях с немецко-фашистскими захват-
чиками. Сейчас, когда в полк пришла мо-
лодежь, ветераны наглядно, на примерах
учат ее мастерству воевать.
	Майор В. НИКОЛАЕННО.
		должен готовиться к боевому вылету,
протекающему в различных условиях по-
годы, какие моменты необходимо преду-
смотреть. Гвардии капитан  Деменксв
обстоятельно разобрал тактику воздуш-
ного боя на всевозможных высотах, с
различными типами самолетов противни-
ка и варианты выхода из схватки. Гвар-
дии капитан Шамрай выступил ¢ докла-
дом 0б использовании вооружения  само-
лета в воздушных боях с разными типа-
ми самолетов.
	Ь конференции было изготовлено около
30 различных схем воздушных боев пн
большая карта боевого пути полка в
указанием всех сражений, в которых уча-
ствовала Часть.
		щий обязан внимательно следить за под-
готовкой этих агрегатов к пуску, прове-
рить, усвоены ли инструкции техником
или механиком. Необходимо также прове-
рить на выдержку отдельные агрегаты и
Части, например: затяжки гаек, состояние
свечей в магнето, масляных и бензиновых
фильтров, компрессии в отдельных цилин-
драх и т. д. При этом должны приме-
няться точные ‘инетрументы и контроль-
ные приборы.
	В процессе осмотра выясняется, на-
сколько техник и механик знают матери-
альную часть и общие вопросы экеплоз-
тации. Это помогает разобраться в при-
чинах появления дефектов материальной
части, правильно оценивать способности
техника или механика. Контролирующий
обязан практически показывать технику
и механику, как предупреждать и устра-
HATh недостатки, как пользоватькя WH
струментами.

Осметр материальной части произво-
дится в присутствии наземного и летного
экипажа. Проверяется знание ими мате-

риальной части и инструкций по техниче-
ской эксплоатации.
	Оценки состояния материальной части
выставляются отдельно по содержанию
документации; ее ведению, по состоянию
аэродромно-технического оборудования и
инструментов. Оценивается знание матс-
риальной части и общих технико-экеплоа-
тационных вопросов техническим, & также
тетным составом. Затем дается общая
оценка организации, содержания и экс-
плоатации материальной части. Она сла-

ЛЬ 1 Е
	тор

таетея из оценок по элементам и записы-
	заотея в самолетный формуляр.
	Все выявленные дефекты и замечания
по недостаткам в организации обслужива-
ния самолета отмечаются в рабочей тетра-
ди механика. Вопию замечаний по каждому
самолету проверяющий оставляет У себя.
Проверив несколько самолетов в одном
подразделении, он анализирует недостат-
ки и указывает, какие мероприятия нуж-
но провести, чтобы улучшить организа-

er Е
	но.

цию работы технического состава подраз.

деления.
	Гвардии инненор- полновник
ПЛАТОНОВ.
	запалили хвост колонны. Движение на   ков до расположения войск «красных». ошибка не позволила бы Иванову mpa-
Mocce сразу же прекратилось. Сковав вильно применить противозенитный Ma-
«противника», «охотник» начали ето  НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ невр. Ошибка была подробно разобрана
	TVT же на занятии.
	На третий день летно-тактических уче-
ний истребители Героя Советского Союза
гвардии подполковника Волесника летали
На разведку и на «свободную охоту». Све-
	беспрепятетвенно «расстреливать».

Поеле пятой атаки, когда полоска шоссе
заволоклась густым дымом, истребители
снова набрали высоту и, не ослабляя на-
	NOS Ee ae
ty Oe NE ан

блюдения за воздухом, пошли ближе в ли- о
ения 0 «противнике» был
нии фронта. де и доставлены  по площадным ориен
ие О полные и достоверные. Результаты стрель-   хых ИИ и р Torosa ем
a6 краем. «синих»  бы «охотников» по конусу оказались от-  не только хорошо auenm. ree нь
инейные
	Крашев заметил справа одиночный самолет.
	Он летел в направлении нашего располо-
жения. Видимо, это был «вражеский» раз-
ведчик. Убедивитись в этом, ведущий пре-
дупредил ведомого. и пошел на. сближение.

Атака истребителей была внезапной и
стремительной; Ерашев и Литвинов напа-
дали тактически правильно, емело и со-
гласованно, & ‘огонь вели исключительно
метко.

От конуса, по которому стреляли летчи-
ки, осталаеь Только третья часть, но и
в этом куске’ материи было насчитано
шесть пробоин. Если бы это было в насто-
ящем бою, то после такого удара вражес-
кий самолет превратился бы в обломки. °

Задачу дня полк выполнил отлично. дн
был надежным щитом для наступающих.
наземных войск. Благодаря хорошему при-
крытию с воздуха пехота «красных» сло-
мила сопротивление «противника» и на-
Yara успешно развивать наступление.
	БЫПОЛНЕНИЕ ГЛАВНОЙ
ЗАДАЧИ
	На второй день летно-тактических уче-
ний истребительный полк, взаимодействуя
с другими авиационными частями, начал
выполнять основную `евою задачу — при-
крывать с воздуха наступление наземных
войск. Прикрытие должно было осущеет-
вляться тремя группами истребителей —
по шесть самолетов в каждой.

Первой по вызову вылетела группа
майора Демчева, которая на десятой ми-
нуте встретилась с самолетами «синих».

Эскадрилья «вражеских» штурмовиков
под прикрытием истребителей появилась
справа. Чтобы не упустить момент внезап-
ноети, майор Демчев приказал паре лей-
тенанта Пронина немедленно сковать дей-
ствия истребителей «нротивника», а сам
повел ударную труппу на обляжение го
штурмовиками.

Тейтенант Пронин и а ‘лейте-
нант Мухин умело навязали ‘бой истреби-
телям «синих»; оттянули их на высоту и
лишили всякой возможноети оказывать
поддержку своим штурмовикам.

‘Получив полную ‘свободу действий, май-
op Демчев решил с максимальным оффек-
том использовать выгодность создавшейся
обстановки. Он скрытно занял исходное!
	ориентиры, но и постоянно в этом трени-
ровали зрительную память, изучали  ха-
рактерные особенности района, конфигу-
рацию лесов, озер и т. д. °
	Вомандир группы в полете должен сле-
дить за тем, как ориентируется ведомый.
Ha бреющем полете ведомые нередко пло-
хо следят за. местностью, надеясь на CBO-
его командира. Чтобы привить им навы-
ки в ориентировке на бреющем полете,
‚полезно время от времени нроверять их,
выскакивая «горкой» над характерными
ориентирами и требуя, чтобы они делали
отметки о местонахождении. Вомандир на
земле, ‚просмотрев. планшеты, выясняет,
кто из летчиков ориентируется плохо,
	Обучая молодых летчиков, ни в коем
случае нельзя ограничиваться каким-либо
одним. способом ориентировки. На опре-
деленном этапе один способ является ‘0с-
новным, 8 другие его дополняют. Напри-
мер, при полете к району цели нецелесо-
образно прибегать только к ориентировке
по приборам. Припоминается такой  слу-
чай. Предстоял вылет почти на полный
ралиуе действия наших самолетов. Так
	.   ЛИЧНЫМИ.
-  Во второй половине дня командир части
-\в присутствии посредников сделал предвз-
рительный разбор летно-тактических уче-
. ний. Он отметил, что в основном летный и
‚  технический состав успешно справился с
.  поставленной учебно-боевой задачей, мате-
риальная часть работала безотказно, пере-
‚ базирование прошло организованно и бы-
стро.
В пример всем по летному мастерству и
организованности была поставлена группа’
 майора Демчева. Из числа летчиков заслу-
 жили похвалу командования старший лей-
  тенант Шмелев, лейтенанты Диденко, Бес-
сонов, Ерашев и многие другие.
Однако учения не обошлись и без не-
достатков. В первом вылете у капитана
Светчонка отказала рация, и он был вы-
нужден передать управление группой евое-
му заместителю старшему лейтенанту Шме-
леву. То же. случилось и у младшего лей-
тенанта Гончарова. Пара лейтенанта Про-
нина, увлекшись воздушным боем с истре-
бителями «синих», далеко ушла от своей
ударной группы. Лейтенант Черненко во
время воздушной схватки оторвалея от ево-
	_Прикрытие наземных войск
на направлении главного удара
	После ожесточенных боев части «синих»
отошли на западный берег реки и начали
поспешно возводить оборонительные соору-
жения, чтобы остановить продвижение
«красных». Авиация «синих» непрерывно
прикрывала свои наземные войска, нанося
бомбовые ‘удары по группировке «крас-
ных», сосредоточивающейся для лальней-
	ных», сосредоточивающейс
шего развития наступления.
	Читвинов, ‘держась все время на стороне
солнца, наблюдал за задней полусферой и
за разрывами облаков, охраняя ведущего
от внезапного нападения.
	Появивигиеь над станцией Н., лейтенант
Ерашев заметил, что на путях стоят под
парами три эшелона. «Противника» в воз-
духе не было, зенитки молчали, и ведущий
решил атаковать цель. Скомандовав итви-
нову: «В атаку!»—он скользнул в разрыв
между облаков и перешел в пикирование.
За ним устремилея его ведомый. Обстреляв
из пушек и пулеметов все три эшелона,
«охотники» снова ушли в облачность. Вни-
зу на станции появились три очага пожа-
ра.

Облака стали темнеть и опускаться вниз.
Просветы между ними становились все
меньше и реже. Ерашев ‘принял решение
отходить к линии Фронта, но не прямым
маршрутом, а зигзагами, не прекращая
«охоты» и наблюдения 38 землей.

На шоссе, ведущем в линии фронта «еи-
них», «охотники» заметили большую ко-
лонну автомашин. Ведущий быстро пошел
в атаку. Первым заходом истребители по-
дожгли несколько головных машин, вторым
	положение и внезапно всей ударной груп-
пой обрушилея на штурмовиков. Атака
была произведена снизу под ракурсом
1/4. Однако «ИТы», увидев «противни-
ка», быстро построились в оборонительный
круг, и экипажи стали отстреливаться:
в истребителей полетели ракеты, ими:
тирующие пулеметный огонь,

Демчев и на этот раз сумел найти
уязвимое место «противника». Заметив,
что пара штурмовиков не успела занять
свое место в оборонительном кругу, он
немедленно пошел на нее в атаку. Двумя
удачными  заходами 06a «вражеских»
IETYPMOBHKA были «уничтожены», а уце-
левшие самолеты «синих» были вынужде-
ны повернуть назад.

— Молодец, Демчев! — передал по ра-
дио командир полка. — Прекратите воз-
душный бой.

Умело действовала и группа капитана
Савенкова. Она также вела воздушный бой:
в «противником». В схватке с «синими».
летчики проявили высокое летное мастер-
ство и тактическую трамотность. Атаки’
они производили внезапно и стремительно,
не допустив «вражеских» бомбардировщи-
	Авиация «красных» должна была обес-
печить своей пехоте переход в решитель-
ное наступление на направлении главного
удара. Истребительному полку Героя Со-
ветского Союза гвардии подполковника Ко-
лесника нужно было прикрыть наземные
войска от воздействия «вражеской» авиа-
	ЦИИ.
	Получив приказ, командир полка вместе
со своим штабом детально разработал
	план предстоящей операции и немелленно
	отдал распоряжение по подготовке мате-
	риальной части и боеприпасов. Затем гвар-
AHH подполковник вобрал командиров
эскадрилий и перед каждым из них поста-
вил конкретную бюевую задачу.
	Вомандиры эскадрилий в свою очередь
провели е летчиками розыгрыш операции
	«пешим —— по-летному». 00б0е внимание
	было уделено ориентизовке. Район действий
представлял собою болотистую местность с
	небольшими населенными пунктами. Поэто-
му ведение детальной ориентировки при
выходе на цель и возвращении на свой
аэродром сильно затрулнялось.
	РАЗВЕДЧИКИ УТОЧНЯЮТ
ОБСТАНОВКУ
	БВ о часов утра по сигналу «зеленая ра-
кета» группа «Лавочкиных» стремительно
вомыла в воздух и, сделав круг над аэрод-
ромом, попарно ушла в разных направле-
ниях. Пары капитана Кузнецова и гвардии
капитана Светчонка вылетели на разведку
переднего края «противника», а пара лей-
тенанта Ерашева И на «евобод-
ную охоту».

Несмотря на ухудшавшуюся погоду, лет-
_чики настойчиво продолжали вынолнять
задания.

На подступах к переднему краю пара
Кузнецова натолкнулась на низкую облач-
ность, затем ей преградила путь туманная
завеса мелкого дождя. Видимость упала до
300 метров, но опытного летчика Кузне-
цова не смутили эти обстоятельства — во
время войны ему приходилось действовать
в более сложных метеорологических усло-
BHAX.
	Вапитан Кузнецов усилил наблюдение
за воздухом и, увеличив скорость, стал
стремительно пробивать облака. Вскоре
туман и дождь остались у разведчи-
ков далеко позади. Кузнецов  продол-
Жэл итти под облачностью по маршруту.
«Впереди цель! Ложусь на боевой курс,
прикрывай!» — сообщил он вскоре ведо-
мому и, скользнув в межоблачное окно,
стал фотографировать «станцию». Сделав
три захода, он снова скрылся за облаками
и повернул к «вражескому» аэродрому.
Млатитий лейтенант Гончаров неотступно
следовал за своим ведущим. Сфотографиро-
вав аэродром и маскируясь облаками, раз-
ведчики легли на обратный куре и неза-
метно для «противника» возвратились в
свое расположение.
	«ОХОТНИКИ» НАД РАИОНОМ
«БОЕВЬ
	ЗЭлновременно с четверкой разведчиков
над расположением вражеских войск нахо-
дилась третья пара истребителей, которая
выполняла другую задачу. Она отыскивала
и уничтожала самолеты «синих», дезорга-
низовала движение «противника» на при-
фронтовых дорогах. Истребители-«охотни-
ки» вели поиск навысоте 1.500 метров.
Лейтенант Ерашев вел поиск воздушного
«неприятеля», а его ведомый лейтенант
	Огромное значение для успеха штурмо-
ВЫХ действий имеет умение летчика быс-
тро «читать» местность, ориентироваться
		как до линии фронта пришлось лететь
вынужден был одну из атак производить  очень долго, я, как командир группы, ре-
без его прикрытия. ‘шил итти по компасу, прибегнув к визу-

те альной ориентировке только почти у са-

Эти факты товорят о TOM, FO He BCE] ий пели. Оказавшись над целью, я ке
пройденные разделы курса боевой подго-
товки в совершенстве отработаны летчика-.
ми полка.

Детно-тактические учения принесли
большую пользу и командованию части, и
каждому летчику в отдельности. Командо-
ванию они прежде всего помогли правиль-
но оценить знания летчиков и выявить
ошибки, допущенные ранее в организации

его ведущего, и поэтому лейтенант Полин

КОНФЕРЕНЦИЯ .

Большое внимание уделяется в Н-ской
твардейской ° истребительной  авиачасти
изучению опыта Великой Отечественной
войны. Нланом учебно-боевой подготов-
RH поелуемотрена ооганизапия конферен-
гвардейской ° истребительной  авиачасти
  войны. Планом  учебно-боевой подготов-
ошибки, допущенные ранее в организации! ки предусмотрена организация конферен-
и проведении учебного процесса. Кроме то-  ций по изучению отдельных воздушных
Го, штаб полка получил хоронгтую практику. боев, проведенных летчиками.
зации перебазирования и оформлении 606*  пия летного состава, на которой знали-
вой документации. — “  зировалаеь работа полка вовремя войны.

Для командиров эскадрилий и звеньев, Докладчики гвардии майор Малышев,
3 также для рядовых летчиков УЧения 1п0-  трардии капитаны Леменков, Шамрай
служили хорошей тренировкой в осущестВ-   тщательно изучили опыт воздушных б0-
лении непрерывного прикрытия наземных ев, проведенных летчиками чаети. Это
войск, дали им полезные навыки в ИРоВе- пало им возможность сделать обстоятель-
дении поиска противника и воздушного 60я.   зые доклады.

Старший лейтенант   Основываясь на опыте войны, гвардии
И. СВИРИЛОЧКИН.   майор Малышев рассказал, как летчик

ванию они прежде всего номогли правиль-
Но оценить знания летчиков и Выявить

тором перечислены все регламентные ра-
боты, производившиеся на самолете и в
	моторе,
	учетный лист поступления и раехоло-
	вания горюче-смазочных материзлов.
Самолетная документация регул
	х\амолетная довументация регулярно
проверяется при комплексном осмотре мате-
	риальной части.
	Эксплоатация авиационной техники
I $ а. } И Е О HORTIY
	ЗАМЕТКИ ИНЖЕНЕРА
~~
	онные знания летного состава и, в луч-
шем случае, отраничиваются классными
занятиями по  етандартной программе,
которая не охватывает всех вопросов эк-
сплоатации. Совершенно ясно, что этими
занятиями не может исчерпываться обу-
чение. В дни подготовки материальной
Части нужно привлекать. летчиков к вы-
полнению некоторых регламентных работ.
Они должны вместе с техниками произво-
дить опробование, проверку и регулиров-
ку агрегатов и аварийных систем, устано-
вленных на самолетах.

Необходимо учить летчика на практи-
ке проводить предполетный осмотр само-
лета, испытывать винтомоторную группу
и агрегаты машины, экеплоатировать са-
молет во время рулежки и в полете.
	Следует систематически проверять, пра-
	SHIbHO ЛИ летчик эксплоатирует само-
лет——как он садится в кабину, опробо-
вает мотор, атрегаты и управление, е9-
вершает рулежку, взлет и полет (вплоть
до возвращения из полета и выключе-
ния мотора). Для этого инженер или
техник, хорошо . осведомленный в вопро-
сах экеплоатации, должен периодически
летать с летчиком. Результаты проверки
детально‘ изучаются. ^

Таковы краткие замечания по экепло-
атацийи самолетов. Остановимся 6072
подробно на вопросах обслуживания.

При переходе на новую  материаль-
ную часть рэкомендуется на одном из
самолетов проделать, в соответствии с
технической инструкцией данного типа,
все работы и установить, какие специаль-
ные приспособления и инструменты необ-
ходимы кроме тех. которыми обычно снаб-
жен кажгый постунающий в часть самолет.
Один комплект недостающего оборудования
и инструментов следует изготовить для ca-
молета с лучшим по квалификации техни-
ческим составом.

Этот самолет будет в части служить
	эталоном не только при получении Новых
типов машин, но и вообще на вее вре-
мя эксплозтации самолетов данной модифи-
кации. №  самолету-эталону, его эки-
пажу и обслуживающему персоналу
пред’являются особые требования. Co-
стояние самолета, его моторов, вооруже-
ния и специального оборудования, а так-
же формуляров и всей самолетной доку-
ментации должно быть образцовым; ин-
струменты и аэродромно-техническое 0б0-
рудование—полностью укомплектованы и
находиться в образцовом порядке. Cro-
янка этой машины, швартовка должны
содержаться идезльно. Машину всегда сле-
дует своевременно подготавливать в полет;
задания выполнять на ней безотказно. +

На самолете-эталоне закрепляется
постоянный летчик, лучший по квалифи-
кации. Kak правило, это — командир
части.

Инженер части пользуется самолетом-
эталоном как учебно-наглядным пособи-
ем для обучения и воспитания техниче-
ского состава. На этой машине быстро
вводятся все новейшие методы обслужи-
вания, устанавливаются новые — приспо-
собления и аэродромно-техническое 060-
рудование. Лучшие, наиболее современные
методы работы, по мере их накопления,
прививаются персоналу, обслуживающему
другие самолеты.

Чтобы лучше организовать обслужива-
ние самолетов, необходимо завести четкую
документацаю. В формуляре самолета
должны иметься:
	перечень паспортов и аттестатов на
’емное оборудование и агрегаты;
инвентаризационная ведомость — всего
	оборудования — моторных и кабинных
чехлов, средств подогрева, етремянок,
стеллажей, тормозных колодок, матов, вер-
стаков, бидонов, воронок ит. д.;

опись инструментов, принадлежащих
данному самолету;

рабочая тетрадь © ежедневными плана-
ми работ технического состава и отмет.
вами 06 исполнении;

приложение к. рабочей тетради, в Бо-
	Современный самолет по своей конет-
рукции, агрегатам и ‘вооружению очень
сложен для производства, для  содержа-
ния и эксплоатации. Это заставляет  со-
вершенствовать, а в некоторых случаях
и в корне изменять методы работы’ инже-
нерно-технического состава. Однако но-
вейшие методы содержания, обслужива-
ния и экеплоатации самолетов, к сожа-
лению, еще не стали достоянием  широ-
ких кругов инженерно-технического 6-
става Военно-Воздушных Сил. Разработка
этих методов ведется отдельными лицами
и, как правило, без достаточной научной
технико-экеплозтационной базы.

В настоящей статье мне хотеловь бы
поделиться опытом организации обслужи-
вания и эксплоатапии самолетов,

Опыт показывает, что определенное
количество летных происшествий, отказов
материальной части происходит по вине
петчиков, причем иногда бывает трудно
установить причину выхода из строя
материальной части. Для экеплозтапион-
	нивов 10 CHX пор неясны, например,
такие вопросы:

Что происходит в цилиндре мотора.
	если отказала одна свеча, & вторая ра-
ботает, и какие могут быть последствия
для работы двигателя?

Почему преждевременный изное порш-
невых колец моторов (особенно воздуш-
ного охлаждения) развивается различно по
характеру, скорости и времени? Какие
нужны меры для предупреждения этого
дефекта?

Что происходит с тягой винта и е
мощностью мотора, если на взлете полу-
чается раскрутка? Что при этом следует
делать? .

Подобных вопросов немало. От того, в
какой степени они понятны летному и
	ичесвому составу, в0 многом зависит.
	успех экеплоатации материзльной части.
Бак это ни странно, во некоторые тех-
нические руководители не чувствуют
	нические руководители He чувствуют
ответственности 38 техкико-эксплоатаци-
	Основной вид контроля — послеполет-
ный осмотр, во время которого произво-
дится детальная проверка материальной
чаети для подготовки к следующему по-
	лету. Вонтролирующий инженер или тех-
ик оценивает состояние материальной
части, проверяя, как организованы ее
содержание, подготовка, эксплоатация на
земле и в воздухе, и намечает мероприя-
тия для устранения недостатков, выяв-
ленных при проверке.

Существуют различные методы поеле-
полетного осмотра. Наиболее  совершен-
ный из них — метод комплекеного осмо-
тра, во время которого самолет прове-
ряется представителями всех служб. Та-
кая проверка исключает возможность
выпуска самолета с дефектом в полет.

Перед началом осмотра каждый специ-
алист проверяет наличие и правильность
документации на самолет, моторы и аг-
регаты. всех служб. По формулярам прэ-
веряющий знакомится со сроками работы
самолета и агрегатов, узнает, какие бы-
ли неисправности, какие BENOIT
регламентные работы, кто и’ когда конт-
ролировал эту машину ит. д.

По личной книжке техника или меха-
ника контролирующий знакомится е его
квалификацией. После получения сведе-
ний о материальной части и обслужива-
ющем персонале начинается осмотр аэрз-
дромно-технического инвентаря и инстру-
ментов.

Затем проверяется материальная часть.
Чтобы сократить время и не пропустить
важные точки, осмотр производится по
определенному, заранее изученному
«маршруту». Агрегаты не только осмат-
риваются, но и проверяются в ‘действии:
опробоваются моторы, системы переклю-
чения агрегатов, механизм выпуека щит-
ков, триммеры, автоматы винтов и т. д.
Пробу производит техник звена или ме-
ханик- самолета. При этом контролирую-
	ЛИТЕРАТУРНЫЕ
РАДИОПЕРЕДАЧИ

В авиаучилище, ‘где заместителем ва:
	зальника по политчасти  ПолкОвНиЕ Powe,
HOB, ДЛЯ к

урсантов и офицеров каждую.
ee
	nf: EIEN REAM VI A
voor проводятея литературные par
не Лучшие чтецы учили
Ен ры микрофоном с чтение
т дений Толстого, Чехова. Гоголя,

бк мае
	ED AUD, ASL Usd fy

Фадеева, Шолохова, Маяковского и дру
гих зусских и иностранных писателей,
асто по радио читают свои произве
дения и начинаютиие писатели училища,
Старший техник-лейтенант
wo а А ШИГАНОВ.
	Киевский военный Ox yr