СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	3 июля 1946 г., № 82 (484).

Иросмаи обязанность поеполаватоле
				Па берегу Куры
	канёл, и Кура. обогнув гору. ‘снова впа-
	дет в свои. сстественные берега. koria
	все работы по сооружению плотины бу-
дут закончены, отводный. канал ‚завроет-
	CH, И... вода начнет: разливатьея между:
	горными высотами. Она затопит большой
Camyxcku лес, всею близлежащую ме-
cTHOCTS и образует. Минчегаурское., море.
Эта большая масса воды, - регулируемая
ве помощью уравнительных башен, прой-
дет по железным трубам сквозь нижнюю
	часть плотины на гидротурбины. Маши-
ны превратят силу воды в электричест-
BO.

Первая очередь Минчегаурской raze
роэлектростанции вступит в строй Е кон-
цу новой пятилетки. В 1950 году она
аст 150 тысяч киловатт, а через два
года будет работать на полную  мощ-
ность. В 1952 году народное хозяйство
Азербайджана получит 300 тысяч кило-
ватт дешевой электроэнергии.

Дав ток, Кура выполнит только пер-
вую свою задачу. Вторая проблема Мин-
чегаурского строительства — ‘это оро-
шение Кура-Араксинской низменности.

генеральном плане” освоения новых.
земель Кура-Араксинской низменности
предусмотрено - орошение ° площади в
1.100.000 гектаров.

Что кроется за этими цифрами? Что
предетоит сделать? Как будет выглядеть
Кура-Араксинекая низменность после ace
воения?

Контуры использования земель Кура-
Араксинской низменности п размещения
сельскохозяйственного производетва уже
наметились. В ближайших к Баку райо-
нах вдоль линии железных и шоссейных
дорог раскинутся мощные -выеокотовар-
ные молочные,  картофельно-овощные
хозяйства. В районах Ширванской, Кара-
бахской степей и частично в. других; 30
50 тысяч гектаров. будет отведено под

плодовые сады. и виноградники. Будут
созданы большие тунговые совхозы. Око-
ло 20 крупнейших совхозов — фабрик
зерна — с полной механизацией всех. про-
цессов возникнут на Мугани, в Миль-
ской, Ширванской степях. Безбрежные:
хлопковые поля раскинутся по всей низ-
менности. ‘

Законом о новом пятилетнем плане пре-
дусмотрено освоить в 1946—1950 годах
112. тысяч гектаров новых земель. Оева-
иваться они будут B: Пушкинеком, ‘Саль-
янеком, — Семирабадеком,  Саатлинеком,
Иминитинском и Ждановском районах.

Чтобы освоить эти земли, надо  обеле-
довать каждый тектар. Топографы прэ-
изведут повторную с’емку, агрономы п
землеустроители проведут землеустройст-
	во и организацию территории, введут
правильные  севообороты,. инженеры —
ирригаторы. и гидротехники построят
	внутриколхозную оросительную сеть. 05-
шая длина которой будет ‘такова, что-ею.
можно три раза опоясать земной шар:
по экватору.

По мере строительства сети и птлани-
ровки нолей- в. работу. вступят -мелиора-
торы, которым. предстоит промыть земли,
удалить соли:

Таковы замечательные перснективы, от-
крываемые строительством  Минчегаур-
ского гидроузла. Такова великая сталит-
ская забота о расцвете народного хозяй-
ства Советского Азербайджана.
	Напитан М. ЭЛОБИН.
Баку.
	‚ Проезжая по дороге Баку-—Тбилиси или
Баку-— Ереван, мы видим серые, безжиз-
ненные степи. И, кажется, нет им конца.
Более миллиона гектаров плодороднейшей
земли пустует потому, что нет воды, а
почвы ззеолены.
	Вода, которая будет направлена сюда в
годы новой пятилетки, преобразит эту нус-
тыню. На службу советскому человеку бу-
дут поставлены богатые почвы Мутгани и
закавказских степей, не имеющих себе рав-
ных по плодородию.
	одесь, на Куре, в небольшом селении
Минчегаур, стоящем в стороне от дороги,
строится. второй Днепрогэе — Минчега-
урекий гидроузел, на базе которого бу-
дут проведены крупные работы по уве-
личению орошаемых земель WIA созлания
	в Азербайджане зерновой базы и хлопко-
волства.
	В; строительстве .Минчегаурского гидро-.
узла. воплощается труд сотен исследова-
телей, долгие годы. изучавших Kypa-
Араксинскую низменность.

На десятки километров раскинулись
строительные работы. Тысячи рабочих,
инженеров, техников создают сейчас под-
собные предприятия — цементный, кир-
пичные заводы, лесопильный комбинат.
Здесь же вырастет большой благоустроен-
ный поселок.

На месте, тде будет создано гигант-
ское искусственное море, идет рубка
Самухского леса.

Никогда еще Кура не видела на ево-
их берегах такого количества людей п
‘такого размаха строительства.

Кура — крупнейшая водная артерия
Азербайджана и всего Кавказа.

‘Bo время паводков Кура — затопляет
вдоль своих ‘беремв большие площади,

создавая болотистые районы — очаги ма-
лярии. Малярия — бич здешних мест.

На протяжении веков население ведет
ожесточенную борьбу с разливами Куры,
наносящими . громадный. ущерб хозяйству.

Строящийся Минчегаурский гидроузел
угомонит Куру. Энергия реки принесет ко-
лоссальную пользу человеку.

По своей мощности  Минчегаурский
гидроузел явится второй, после Днепро-
гаса, электростанцией в СССР. Его плоти-
на —-самая крупная в Европе, ее высота
около 80 метров.

Запруженная Кура создаст водохрани-
лище емкостью в 16 миллиардов куби-
ческих метров — в 13 раз больше, чем
Московекое море. .

Чтобы создать такое искусственное
море, требуется проделать  колоссальней-
шую работу. Нужно пробурить xo пяти
тысяч метров горных пород в горе Боз-
даг и срезать ее верхние слои. Это зна-
чит снять не менее 9 миллионов
кубических метров ненужных мягких
грунтов. После выполнения земляных
пабот начнется сооружение плотины.
Потребуется. 13 миллионов кубических
метров песка и гравия. Для добычи та-
кого, количества породы необходимо pas-
работать карьеры ‘плоптадью в 10 квал-
ратных километров. Сооружения гидро-
узла — плотина, эшектростанция, от-
водный канал, аварийный спуск и дру-
гие—потребуют ‘не менее одного миллиона
кубометров. бетона.

На время строительства плотины русло
Куры будет отведено в сторону. Для
этого под горой проложат огромные же-
лезобетонные трубы. а дальше пророют
		На самолете трудно проследить за рабо-  ских школ. Установка смонтирована : так,
скрытых от.глаз агрегатов. Старий qTO Bee агрегаты работают в тех же усло-.
	той скрытых от глаз агрегатов. Старший
техник-лейтенант Михно создал. трениро-
вочную действующую установку, наглядно
показывающую работу регулятора поетоян-
ства давления как на земле, так и на вы-
соте. Эта же установка дает представление
9 порядке регулировки бензо- и масло-
помп, & также регулятора постоянства 060-
ротов.

_ Тренажер тов. Михно — ценное посо-
бие для обучения курсантов авиатехниче-

SHAR, Kab HHS MOTODE. = aa
Старший техник-лейтенант Михно, вроме.
тренировочной установки, создал много
других наглядных пособий. Работая инст-*
руктором Серпуховской авиатехшколы, 08,
как и другие преподаватели и инструкто-
ра, © успехом применяет эти пособия при.

обучении авиационных механиков.
	НОПТЕВ_
	Мапитан В.
	Экскурсия.
	авиаторов
	на нефтяной промысел
	Твардни: старший: - лейтенант Олихневич
на очередном политзанятии- рассказывал
рядовым и сержантам о природных богат-
ствах и полезных ископаемых нашей Роди-
ны. Когда групповод закончил свой рассказ,
выступил один из слушателей:

— Хорошо бы своими. глазами посмо-
треть, как добывается руда, уголь, нефть.
Ведь не многие из нас это видели.

° Н-ская гвардейская авиачасть располо-
жена невдалеке от нефтяного промысла, и
У Олихневича возникла мысль организовать
экскурсию. Вечером групповод доложил за-
местителю командира полка по политической
части о желании бойцов и высказал свое
предложение.
	На другой день молодые авиаторы узна-
ли, что в воскресенье они поедут на нефте-
промысел, директором которого работает
Иван Павлович  Щепаник, денутат Верхов-
ного Совета СССР, за которого они TOL0CO-
вали 10 февраля 1946 года.
	В выходной день экскурсанты выехали
на нефтепромысел. Когда _машина” остано-
вилась у конторы, летчиков” встретил `по-
жилой человек среднего роста. 90 и был
директор депутат Верховного’ Совета СССР
И. П. Шепаник. Он уже ждал гостей и
тепло принял их.
	Через несколько минут гвардейцы подо-
шли к нефтяной вышке. Директор подробно
знакомил их е работами. Он еще подроет-
KOM пришел на промысел, знает каждого

рабочего, знает в деталях И БожЖдой
ВЫШЕИ.
	— Наш нефтяной промысел; — сказал
тов. Щепаник— существует давно. Когда
Западная Украина нахолилась в руках пан-
	ской Польши, промыслом владели частныей
	В ЛАБОРАТОРИИ.
	предприниматели.. Вот эти ряхом находя-

щиеся скважины принадлежали различным! Ё
хозяевам-дельцам, охотникам до быстрой ин
легкой наживы. Они  хищнически р
эксплоатировали промысел, нефть брали  3
	тегкой наживы. Они  хищнически
эксплоатировали промысел, нефть, брали
сразу же из различных пластов, наруша-
ти технические правила эксплоатации.
Эзпасы нефти быстро иссякали, скважины
глохли одна за другой.
	С установлением советской власти сюда
	пришли настоящие хозяева. Они восстану-
Вили старые скважины, оснастили промысел
	современной техникой и. оборудованием.
	ним. быстрее ‘ овладеть этой техникой. В
	НЦу пятилетки число действующих ›сква-
жин У нас возрастет в несколько-раз, во
иного раз увеличится добыча нефти.
`Ватем директор ‘познакомил экскурсантов
с мастерами. Они рассказали, как выкачя-
вается нефть, об’яснили устройство машин.

Более четырех часов продолжалась экс-
курсия но нефтяному промыслу. Много
HOBOTO и интересного увидели и узнали
твардейцы. Экскурсия оказалась замеча-
тельным подспорьем в изучении авиатора-
ми темы о природных богатствах и полез-
ных ископаемых нашей Родины.
	Старший лейтенант И. ПОЗДНЯНОВ.
	Львовский военный округ.
	УДАРА И ВЗРЫВА
	Преподаватель Грозненской высшей офи-
церской школы инструкторов инженер-
майор Олейников получил на-днях письмо
от лейтенанта Салахова. Бывший слуша-
тель сообщал о споре, который произо-
шел у него с летчиками подразделения
по одному из вопросов теории полета. Са-
лахов просил разрешить возникшие сомне-
ния. Олейников незамедлительно написал
ответ.
	Этот факт далеко не единственный в
педагогической деятельности офицера
Олейникова. К нему, как преподавателю
теории полета, часто обращаются с самы-
ми разнообразными вопросами и всегда
ветречают с его стороны внимание и пре-
дупредительность.
	Офицер Олейников сумел возбудить у
слушателей интерес и любовь к диециили-
не, которую преподает, завоевать автори-
тет ввоей чуткостью к людям.
	Педагогическая работа тов. Олейнико-
в примечательна и в другом отношении.
Вывшие воспитанники благодарят ero He
только 3а То, что он обогатил их знаниями,
но и за то, что приучил настойчиво рабо-
тать над. собой, привил вкус к теоретиче-
ским вопросам, показал, как нужно вос-
питывать людей.
	Мы привели этот пример для того, что-
бы показать, насколько велика роль пре-
	„Подавателя училища в воспитании и фор-
	уировании будущего летчика и авиацион-
ного специалиста.
	Сейчас, в связи с возросшими требова-
ниями к подготовке летного состава, во-
просы педагогического мастерства и вос-
питания приобрели особо важное значение.
Работа преподавателя ¢ каждым днем ста-
новится сложнее и ответственнее. Препо-
даватель, который считает, ITO он может
ограничиваться ‘чтением лекций J0-
пускает большую ошибку. Он забывает о
тлавном: преподаватель военного училища
— 910 прежде всего воспитатель, отвеча-
ющий за подготовку летчиков в той же
	степени, как инструктор и етроевой коман-
	ДИР,

Вряд ли есть нужда доказывать, сколь
убого выглядит тот педагог, который знает
своих людей только по классному журна-
лу. Не будет у такого педагога доброй сла-
вы. ‘впустую пойдет его работа; а сам он
превратится в захудалого чиновника.
	Обучением и воспитанием курсанта за-
нята большая группа офицеров училища
— инструктор, строевой командир, врач и
хругие. Преподаватель должен работать в
тесном содружестве е ними и прежде все-
го с инструктором, который был и остает-
ея центральной фигурой в обучении и
воспитании будущих летчиков.
	В ходе учебы, в классах и на аэродроме,
фицеры: обязаны изучать своих подчинен-
ных, их особенности, повседневно ` совето-
ваться‘ друг в другом, согласованно рабо-
ТАТЬ.
	Недавно в Армавирском училище обеуж-
тался вопрос об успеваемости курсантов
труппы лейтенанта Шеремет. Выяснилось,
что ни один из обучающих не знал своих
учеников. Преподавание велось формально,
08 души, и потому тав много оказалось
недостатков. Их легко можно было бы из-
бежать, если бы обучающие офицеры зз-
ботились о каждом курсанте в  отдельно-
CTH.
	Знать людей, обучать Bx 4H « BOC
питывать — кровная обязанность Upe-
подавателя училища. Пришла порх поста-
вить вопрос о педагогическом мастерстве,
® том, как лучше и эффективнее учить.
будущего авиатора, как добиться, чтобы
слушатель не механически, а осмысленно
воспринимал знания и понимал существо
цела. Этого можно достигнуть только тогда,
когда преподаватель станет мастером евое-
то дела, отличным методистом, ортанизато-
ром и рационализатором учебного процез-
ca. «От офицерского состава; — указыва-
эт товарищ Сталин, — сейчас, ‘как
никогда раньше, требуется умение хорошо
	обучать и’ воспитывать евоих подчинен-
НЫХ»: .
	Известно, что всякий педагог, готовясь
Е очередному занятию, хочет дать слу-
шателям побольше знаний Pre — ern
	прямой холг. Ню как, каким методом орга-
	низовать и провести урок?
Практика показывает, что лучшим ме-
	тодом является наглядная учеба. В классе
радиотехники Армавирского училища, на-
	пример, позаботились так обетавить заня-
тия, что курсант имеет возможность He
только теоретически знакомиться со схема-
ми радиоустройств, но и наглядно видеть
	их работу. одесь сделали действующие ма-
	кеты этих устройств и тем самым облег-
чили усвоение предмета. Преподаватели
учебно-летного отдела училища сконетру-
	ировали такж, рлд простых, но остроум-
ных пособий по воздушной стрельбе, е по-
мощью которых произволитея тренировка.
	Свой рассказ педагог должен закреплять
показом, тогда материзл усваивается лет-
че и глубже. .
	Кроме того, важно вызвать у слушате-
	лей активность нд уроке, всячески було-
	ражить их мысль, приучить самостоятель-
HO решать задачи.
	Работа летчика связана е явлениями,
на которые он должен реагировать MIHO-
венно. В боевом полете бывает очень мало
времени на размышления, на расчет. По-
этому следует повседневно воспитывать у
курсанта инициативу; сообразительноеть,
вырабатывать те навыки; которые оп-
ределяются особенностями летного дела.
	Общеобразовательный ‘уровень курсантов
нангих авизучилищ значительно вырос.
Все более обтирным становится круг их
интересов и запробов, Спрашивается, может
ли преподаватель удовлетвориться тем за-
пасом знаний, который он получил 3
учебном заведении, может ли он ловольст-
воваться в евоей учебной практике только
	побросовестным изложением учебников?
	Вонечно,. нет. Надо пристально
следить за развитием советской и зару-
бежной авиационной науки и техники,
вдумчиво изучать все новое, чем обогати-
лась авиация в последние. годы. Офицер-
преподаватель должен заботиться о расши-
		Новое. в авиации ‘связано е повышен-
ными скоростями самолетов, изменениями
в двигателях. ° достижениями в области
	радио и специального оборудования, в так-
	тическом применении авиации. Нреподава-
тель не может проходить мимо всего это-
	го. Ом обязан быть в курсе всех успехов
	и достижений авиационной техники и
уметь делать их достоянием своих  елу-
шателей. Разумеется, это. не простая за-
	дача. В существующих учебниках не най-
дешь всего. Тем с большей настойчивос-
тью и вниманием преподаватель должен
следить за тазетами, журналами; ‚ новин-
ками технической литературы.
	Назрела необходимость в организации
	для преподавателей лекций, знакомящих с
	последними работами и открытиями уче-
ных, авиаторов:
	`Наконен, как никогда раньше,  akTy-
зльными становятся вопросы  педагоги-
ческой науки. Преподаватели наптих учи-
лищ должны изучать богатейшее наследет-
во выдающихся педагогов и военных тео-
ретиков прошлого, знакомиться с опытом
лучших советских пелагогов-методис-
тов и вее лучшее использовать в своей
практической работе. -
	Бое-гдо жалуются на отсутствие време-
ни, на чрезмерно большую загрузку по
а. ‘Слов нет, офицерам приходится
	много и напряженно работать, но бесспор-
но также и 10, что при желании можно
	всегда выкроить время для работы над!
	собой. Нужное только поднять культуру
труда и научиться ценить фактор времени.
	Капитан П. ЦАРЕВ.
			В Военной воздушной краенознаменной сконструировал кнопочное управление для
	ордена Ленина академии имени Жуковского
оборудована лаборатория улара и взрыва
	производетва  взрывов и фотографирования.
Вее это в значительной мере облегчило про-
	заряда. здесь ведутся опыты по ‘изучению ведение экспериментов. Вроме > того, тов.
	действия взрыва в зависимости “OT формы,
расстояния и ‘устройства оболочки ‘заряда.
Таких опытов проведено уже около тысячи.
Достигнуты ценные результаты наблюдений
над взрывом зарядов в ‚различной а
новке. у :
	В охной из комнат лаборатории — 6po-
	некамере——изучается сила удара зарядов,
их осколочное и бронебойное  действие   8
разной. среде. Для измерения импульса’ 803
душной волны и осколков в камере. уста-
новлен специальный прибор, изобретенный
доктором технических наук  генерал-майо-
ром инженерно-технической службы  Пок-
ровеким.

Интересные опыты проделал в aaGoparo-
рии инженер-капитан Кузнецов. Он отрегу-
	Фузнецов изготовил очень важное приспо-
собление для предохранения от разрушения
‘во время взрыва пьезо-кварцевого прием-
ника.. Приспособление позволяет также за-
‘мечать степень давления воздушной волны
‘На весьма близком расстоянии от заряда.
` Вместе с младшим техником-лейтенантом
Тараном инженер-капитан Бузнецов iye-
	‘пешно выполнил 150 подрывов и закончил
	сврию экспериментов по изучению действия
взрыва на преграду. На основании полу-
ченных данных тов. Кузнецов готовит сей-
час диссертацию на тему «Разрушитель-
ное действие взрыва». :
Весьма интересные работы в области
направленного действия взрыва выполняют
инженер-майоры Поволоцкий, Мислин и
	лировал и установил 0с0бую аппаратуру,  Привалов.

ГРУППА

ГЕРМАНИИ. На
	ГРУППА СОВЕТСКИХ ОККУПАЦИОННЫХ. ВОИСК В ГЕРМАНИИ, Па
снимке: после учебных тренировочных полетов летчики Н-ской авиачасти читают
очередной номер «Стартовкиз». и полученные свежие газеты.

Снимок старшего лейтенанта А. Дмитриева.

‚во оценивая явления, офицер, таким об- лодчинить своей воле бойцов, что все они
разом, сохраняет‘свое командирское досто-   как бы являются частицами его мужест-
	венного сердца. Это и есть идеал воинско-
	го воспитания.
	WHCTBO.

Умение владеть собой проявляется ив
чувстве бодрости, когда человек, не-
взирая на неудачи, на тяжесть окру-
	жающей ero обстановки, He унывает,
сохраняет энергию. Насколько — это
важно в 601, знает каждый, — вто
	был на фронте. Бодрость помогает самому
офицеру переносить тяжести боя, а также
поднимает дух подчиненных. Мне приходи-
лось встречаться с командиром гвардейско-
го артиллерийского дивизиона офицером
Поливничий. Это — мужественный, серь-
езный, знающий свое дело командир. Од-
нако его серьезность совсем не похожа на
ту замкнутость и молчаливость, которые.
ощибочно принято считать признаками
серьезности. В критические минуты боя
его энергия переходит в ту непосредет-
венную бодрость, которая подчас cuocob-
на творить чудеса.

Во время боев южнее Кенигеберга, ког-
да наши войска громили прижатую в м0-
рю группировку противника, несколько
десятков немецких танков © десантом пе-
хоты прорвались через наши боевые по-
рядки и окружили наблюдательный пункт
офицера Поливничий. Положение казалось
безвыходным, но командир дивизиона, за-
глушив в себе всякие проблески волне-
ния, продолжал спокойно передавать
команды на батареи, даже шутил. Когда
запылал первый немецкий танк, офицер
громко воскликнул: «Вот и чаек поепел!
Лаже телефонист, приунывший перед этим.
	от души засмеялся, забыв 0 грозящей
опасности.
‚Наступил момент, когда значительная
	часть вражеских танков И самоходных
орудий сгрудилась вокруг подвала, rie
размещалея.. наблюдательный пункт. По-
тивничий так же спокойно, е полным со-
знанием выполняемого долга, передало по
рации: «Огонь на меня!»—и сотни совет-
склх снарядов обрушились на это место.
Было уничтожено много немецких танков
и пехоты.

Поливничий пользуется иоключитель-
ным уважением в части. Он сумел так
	Быть активным и диециплинированным
членом офицерского коллектива, знать тра-
диции этого коллектива, понимать и ува-
жать честь и достоинетво своего коллек-
тива, быть ‹ хорошим товарищем — эти _
качества нужно воспитывать в молодом
офицере, в. первых минут его поступления’
на. службу. Только при этом условии он
быстро поймет, что  самовоспитание не
есть его личное дело, а дело общее, и глу=
боко проникнется этим сознанием.

Офицер должен потратить много. труда,
энергии и сил, чтобы воспитать в.66ебе-
сильную волю. И, вспоминая слова М. Горь-
кого, скажем, что хороший военачальник
не выйдет из: человека, который думает
й рассуждает не для того, чтобы «иселе-
довать явления жизни, а потому, ‘что
спешит: найти для своей мысли спокойную
пристань, торопится установить различные
«бесспорные истины». Волевая деятель-
ность есть прежде всего деятельность с03-
нательная, связанная с искусным выбором
путей для достижения поставленной цели,
имеющая в виду планирование и творче-
ское обдумывание каждого шага в жиз-
ни, предусматривающая критический ана-
лиз ввоих действий и предвидение разви-
тия событий, требующая строгого контроля
разума над чувствами. Поэтому воля долж-
на воспитываться главным, образом путем
воздействия на сознание офицера.

В заключение хочется. повторить,  ‘что..
воспитание воли является наптим общест-
венным долгом.  Марксистеко-ленинское
понимание сочетания личных интересов
с общественными предполатает. не. только .
гарантию праз человека, но и онределен-_
ные обязанности его перел обществом, ибо.
несение этих обязанностей и обусловливает
в конечном итоге свободное развитие и
существование каждого члена советског®
общества. Одной из. таких священных обя-
занностей, ставшей профессией нашего
офицерства, является защита целостности
и независимости отечества. Вот почему
стремление обладать твердой. непреклон-
ной волей должно стать первейшей потреб-
ностью и постоянным желанием советеко-
го офицера.
		Записки о воспитании воли“) о
	5. Невоторые вопросы
гаповоспитаняия
	Воля нужна человеку для вЕТИВНОЙ
творческой деятельности, быстрейшего до-
стижения своих идеалов, устройства своей
жизни в интересах народа. Воля неотдели-
ма от умственного развития человека.
Почти все элементы воли требуют разви-
того, гибкого ума. Поэтому офицер, желаю-
щий воспитать в себе твердую волю, дол-
жен прежде всего расширять свой кругозор.
	Фундаментом, на котором зиждется кру-
гозор офицера, является марксистеко-ле-
нинекое образование. «Нужно признать,
как аксиому, — говорил товарищ Сталин
на ХУШ с’езде партии, — что чем выше
политический уровень и марксистеко-ле-
нинская сознательность работников’ любой
отрасли государственной и партийной рз-
боты, тем выше и благотворнее сама р4-
бота, тем эффективнее результаты работы,
и наоборот, — чем ниже политический
уровень и марксистско-ленинская  созна-
тельность работников, тем вероятнее сры-
вы и провалы в работе, тем вероятнее из-
мельчение и вырождение самих работников
	в деляг-крохоборов, тем вероятчее их пере-
	рождение».

Марксистско-ленинская сознательность
порождает и укрепляет в характере офи-
цера моральные основы воли, намечает це-
ли борьбы и движения, организует волю.
Изучение произведений Ленина и Сталина,
особёнио книги товарища Сталина «0 Ве-
ликой Отечественной войне Советского (0-
юза» и «Краткого курса истории ВВИ(6)»,
помогает диалектически оценивать разви-
тие военных и политических событий, по-
вволяет заглянуть в будущее, вооружает
умением предвидеть. Знание марксистско-
пенинского учения, подкрепленное опытом
и навыками в военном деле, воспитывает
в характере офицера столь необходимую в
	*) Окончание, Начало см. «Сталинский
	вокол» №№ 70, 71, 73, 890.
	играет художественная литература. А. М.
	Горький говорил: «Рядом е естественными
	науками, не менее — если не более — мо-
гучим средством воздействия на разум и
волю человека служит художественная ли-
	тература». Она помогает глубже понять.
идеи нашей большевистской партии, разоб-
	раться в законах жизни, яснее предотавить
себе идеал человеческого характера совет-
ской эпохи. Такие произведения, как «Та-
рас Бульба» Н. Гоголя, «Севастопольские
рассказы» и «Война и мир» Л. Толстого,
«Мятеж» и «Чапаев» Д. Фурманова, «Как
закалялась сталь» Н. Островского, «Непо-
коренные». Б. Горбатова, «Молодая гвар-
дия» А. Фадеева и многие другие,
погазывают волевой. характер русского че-
ловека, учат подражанию сильным и еме-
лым людям, поднимают дух патриотизма.
Привить молодому офицеру вкус в худо-
жественной литературе, чтобы чтение ве
было для него насущной. потребностью, —
одна из основных задач наших воспита-
телей.
: ket

Каждый офицер должен воспитывать
себя в духе строгой дисциплины. 9т& дис-
циплина нужна в выполнении служебных
обязанностей, в отношениях с товарищами
и близкими, во всех без исключения елу-
Чаях жизни и леятельности офицера. Си-
	стема воспитания дисциплинированности.
	вытекает из сущноети нашего Дисципли-
нарного устава, распространившего свои
требования на все. сферы офицерской дея-
тельности, начиная от выполнения воин-
ских уставов и приказов начальников и
кончая нормами поведения офицера в 06-
ществе, в семье, т. в. элементами этиче-
скими, нравственными. . Уи

Воспитание воли немыелимо без. ‘твер:
дого самоконтроля. Пожалуй, ничто так не
роняет авторитет офицера, как грубость.
излишняя вепыльчивость, поспешность.
Нужно всячески избегать этого, помня,
что строгая требовательность и грубость—
вещи разные и несовместимые. Сдерживая
порывы вецыльчивости, спокойно и злра-
	бою интуицию, вак епособность мгновенно
понимать сложные ситуации и находить
правильное решение.

Кропотливую и систематическую работу
Над собой офицеру необходимо начинать в
первых дней пребывания в полку. Ё сожа-
лению, некоторые молодые офицеры, толь-
ко что окончившие военные учебные заве-
дения, склонны думать, что шЕола& или
училище достаточно: подготовили их тео-
ретически и что теперь можно ослабить
усилия. Они глубоко ошибаются. Только
яа практической работе, в борьбе с труд-
ностями, в условиях творческой и зктив-
яой деятельности создается полноценный
командир © непреклонной волей в харак-
гере, е прочными знаниями и навыками.

0 твердости воли офицера можно судить
по тому, как он работает над‘собой. Стрем-
ление к самообразованию есть почти У
каждого офицера, a осуществляет это
стремление далеко не каждый. Обычно
ссылаются на недостаток. времени. 0. М.
Киров говорил по этому поводу: «Когда мы
касаемся вопросов самообразования, У нас
чаще всего один аргумент — некогда, це-
лый лень беготня, целый день язык на
плече. А я советую, вот попробуйте этот
языв © плеча снять хотя бы на Час, и вы
увидите, что ничего страшного не  про-
изойдет, лучше будет. Думают, что если
TH запыхалея, если-пот.с тебя градом ка-
ТИТ——вот это работа. Мы хотим так нала-
дить нашу работу, чтобы каждый из нас
находил время и для газеты, и для книги,
и для изучения ленинизма, и для повы-
‚шения своего культурного уровня. Это бу-
дет огромным. вкладом в нашу практиче-
скую работу и вознатрадится сторицей».

Таким образом все, оказывается, зави-
сит от умения найти время, от организа-
ции труда. Планируйте свой день, четко
решайте все вопросы по службе, создайте
актив, шире опирайтесь в своей деятель-
ности на партийную и комсомольекую ор-
танизации, и.вы найдете врем: для само-
образования. `

Огромную роль в самовоспитании воина
	Самоконтроль играет огромную роль в
преодолении чувства страха — этого на-
пряженного состояния, вызываемого преу-
величенным представлением человека о
трудностях и опасностях. И если мы гово-
  рим, что среди наших офицеров большинет-
во людей смелых, самоотверженных, то
это еще вовсе не значит, что для них £0-
вершенно чуждо ощущение опасности.
Суть дела в другом: они сумели в мину-
ты опасности подавить чувство страха соз-
нанием долга перед Родиной. Именно в
этом заложены источники отваги совет-
ских офицеров на поле боя. Воспитывая в
себе веру в свои силы, офицер тем самым
готовит себя к мужественному поведению
на поле сражения.

На процессе становления воли офицера
огромное влияние оказывает коллектив,
организующим и направляющим ядром ко-
торого должна являться партийная оргз-
низация. Логическое представление о пло-
хом и хорошем есть у каждого человека.
Но не всякий может отделаться от личного
«я», критически взглянуть на себя. В
этом случае особенно рельефно и значимо
выявляется роль коллектива, который обя-
зан отвечать за моральные устои каждого
своего члена.
	Нужно так поставить воспитательную
работу, чтобы офицер сам тянулся к кол-
лективу, измерял. все свои действия требо-
ваниями последнего. «Не требуется 06060
доказывать, — говорил М. И. Валинин на
собрании партийного актива города Моск-
вы 2 октября 1940 года, — что внедре-
ние коллективности должно занимать вид-
ное место в коммунистическом воспитании.
Я имею в виду здесь нз теоретические ос-
новы коллективизма, & внедрение в произ-
водство, в быт, в жизнь общественных на-
выков, создание таких условий, при ко-
торых коллективность составляла бы
неот’емлемую часть наших привычек, норм
поведения, чтобы действия эти соверша-
лись не только обдуманно, сознательно, а
вытекали инстинктивно, органически»,