Прежде чем непосредственно приступить к интересующей нас теме, мы считаем небезполезным дать хотя бы в сжатом виде некоторый экскурс в историю художественной карикатуры.
Весьма интересная область бытовой сатиры в рисунке, художественного шаржа в графике имеет за собой многовековую историю. Карикатура существовала в самые отдаленные времена, и признаки ее даже имеются в рисунках самых малокультурных народов; правда, она тогда носила весьма примитивный наивный характер. В последую
щие эпохи карикатура постепенно развивалась и совершенствовалась, оставив свой след в античном искусстве и творчестве средних веков. С конца XVI и начала. XVII в. появляются карикатуры с политическим оттенком. С XVIII века английская карикатура самая старинная уже славится такими знаменитыми мастерами, как Хогарт, (1697 - 1764), Джемс Джилльрей (1757-1815), Томас Роландсон (1756-1827). Особую остроту карикатура приобретает во Франции накануне революции, би
чуя аристократию и духовенство. Целый поток политических карикатур заполняет печать в эпоху францусской революции. Эти шаржи, злые насмешки и ядовитые кроки очень злобно и яростно со смертельной ненавистью высмеивали пороки и недостатки буржуазии и больные сто
роны всех врагов революции. Появление фигуры Наполеона I-го дает обильный материал художественной сатире, и карикатуристы с азартом посвящают Наполеону не сотни, а тысячи сатир и набросков. Особым гневом проникнуты художественные листки великого Франциско Гойи (1746-1828), заклеймившего в своих Ужасах Войны „всеуничтожающей насмешкой“ кровавые таланты Наполеона 1-го.
К началу XIX века относится изобретение литографии, которая значительно упрощает технику воспроизведения карикатуры, вместо гра
вюры на дереве и на металле художники прямо рисуют на камне, что значительно удешевляет дело издания сатирических листков и журналов, и в конце 1830 года появляется знаменитый политический сатирический журнал „La Caricature“, особенно преследовавший своими язвитель
ными насмешками короля Людовика Филиппа. В первый год издания на плакате журнала обещано было 104 больших литографии - девизом журнала было изречение: „Всякую истину хорошо сказать“.

Успех сатирического журнала „La Caricature“ заставил редактора,

этого органа, литографа Шарля Филиппона предпринять с 1832 года