23 июля 1945 г. № 88 (490).
		Герой Советского Союза гвардии майор А. Медведев (справа) прощается с
	Снимок капитана М. Рунова.
	демобилизованными сержантами и старшинамн, уезжающими домой.
  Снимок капит
	УКРЕПЛЯЕМ АВТОРИТЕТ
КОМАНДИРА ЗВЕНА _
	(ЗАМЕТКИ КОМАНДИРА ПОЛКА)
	Еще недавно приходилось во время учеб-
ных полетов наблюдать на аэродроме ти-
пячную картину: совершив посадку, моло-
дой летчик обычно подходил к группе офи-
церов, находившихся на старте, и докла-
дывал:

=— Товарищ командир эскадрильи, млад-
ший лейтенант такой-то задание выполнил.
Разрешите выслушать вапги замечания.

Тут же, на старте, стоял командир звена,
в котором служил этот младигий лейтенант.
Но не случайно летчик, минуя своего непо-
средственного начальника, обращался к
командиру эскадрильи. В этом сказывалось
положение, которое у нас тогда занимал
командир звена. Силонть и рядом на рапор-
тах рядовых летчиков, которые мне пере-
	давали командиры эскадрилий, не было 38-
ключения командира звена. Летчики He
чувствовали в нем своего непосредственно-
ro начальника.
	Надо сказать; что в этом отношения они
брали пример со старших офицеров. Ведь,
скажем, команхир эскадрильи гвардии кд-
питан Демкин, как правило, давах летчи-
кам задания на полет, минуя командиров
звеньев. Естественно, что и докладывать о
вниолнении задания летчики считали нуж-
Ъым только командиру эскадрильи:

Так, не задумываясь над тем, к чему это
ведет, мы командиров звеньев низводили н&
положение рядовых летчиков. Тот же rBap-
дии капитан Демкин, посылая людей своей
эскадрильи в наряд, дежурным по гарнизо-
ну назначал командира звена, & помощни-
ком его не рядового летчика, а тоже коман-
дирз звена. И боевую ‘учебу командиры.
звеньев проходили вместе с рядовыми лет-
чиками, в олних группах, по одним и тем
же программам. Веюду — и в повседнев-
ной воспитательной работе, и в фуковод-
стве экипажами — командир эскахрильи.
заслонял собой фигуру командира звена и
делал то, что лежит на обязанности коман-
лира звена.

Но мере того, как мы глубже, конкрет-
нее стали заниматься организацией боевой
подготовки, все. яснее становилось, Ha-
сколько отрипательно. сказывается такое
положение иона качестве занятий, и на
росте: командиров звеньев.

Начали мы‘ того, что стали укреплять
авторитет командиров звеньев как полно-

властных начальников. непосрелетвенных
	руководителей боевой подготовки экипажей.
	Прежде всего командиры звеньев были  пр
	привлечены к активному участию в пред-
варительной подготовке. Они стали зани-
маться с летчиками в часы подготовки к
полету и проводить разборы в звеньях. Мы
положили конец «паломничеству» рядовых
летчиков с рапортами к командирам эскад-
рилий, а то и к командиру полка. Резуль-
чаты  не’ замедлили сказаться: Раньше“ поч-
ти He бывало случаев, чтобы командир
звена по своей инициативе об’явил благо-
дарность за образцовое выполнение эбязан-
ностей по службе или наложил взыска-
ние за то или иное нарушение дисципли-
ны. Теперь наши лучшие командиры
звеньев — гвардии лейтенанты `Паршут-
кин, Брыжник, Янгаев — правильно ис-
пользуют свои дисциплинарные права в
руководстве звеном и в практике воспи-
тания подчиненных.
	Создавая командирам звеньев авторитет,
хы понимали, что авторитет этот должен
быть подкреплен их разносторонними зна-
ниями; их навыками педагогов и воспита-
телей, их методической. подготовкой. Толь-
ко такой всесторонне подготовленный
командир звена может быть .в глазах лет-
чиков нодлинным руководителем, авторитет-
ным начальником. Между тем именно не-
достаточная теоретическая и методическая
		ляет слабую сторону командиров звеньев.
В дни войны быстро вырастали нынеш-
ние командиры звеньев. Летчик, обладаю-
щий хорошими боевыми качествами и до-
казавший вое уменье возглавить и пове-
	сти группу в бой, в течение нескольких.
месяцев проделывал `путь от рядового воз-
душного бойца до командира звена. Часто,
кроме умения водить группу, командир
звена пою уровню своему ничем не отли-
чалея от рядовых летчиков. Теперь же,
когда ему нужно подняться до уровня пол-
ноценного руководителя звена, особенно
остро встает вопрос о накоплении коман-
дирских и методических навыков. Рост
командиров звеньев, их совершенствова-
ние; расптирение их кругозора является
сегодня решающим условием повышения
и укрепления их авторитета.
	Учитывая это, мы, в соответствии с тре-
бованиями Курса боевой подготовки, по-но-
	вому организовали учебу командиров звень-
	ев. Теперь они занимаются в отдельной
группе. Лекции им читает руководящий со-
	став полка: по тактике —— командир полка,
по практической аэродинамике — замести-
тель командира по летной части. Воздушно-
стрелковую, штурманскую и техническую
подготовку команхиров звеньев осуществля-
	ют начальник воздушно-стрелковой служ-
	бы, штурман и инженер полка. Вроме того,
е командирами звенъев занимаются и коман-
		АТО ПОКАЗАЛО ЛЕТНО-
ТАКТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
	Б просторной комнате собрались летчи-! Отойдя километров на пять от об’екта,
	  ки. Вчера они были «воюющими» сторона-  Шукин убелилея, что. его викто не прееле-
	ми, & сейчас ведущие пар и групп прикры-
тия, «охотников», разведчиков доклады-
вают о вынолнении: заданий. Раскрывается
вся картина летно-тактического учения.

Подполковник Смешков, имеющий боль-
шой боевой опыт, правильно построил свой
тактический замысел. Перед его летчиками
стояла задача — обеспечить боевые дейст-
вия штурмовиков: .

Эту задачу командир решил так. Он вна-

дует. Тогда он решил навязать свою волю
истребителям «противника» в открытом
«бою»: вернулся к цели и завязал «бой» С.
летчиками Королева на`высоте 2.560 мет-
ров. Благодаря такой тактике он дал воз-
можность группе штурмовиков капитана
Саламатова подойти к 0б`ехту. Но вес же
летчики Королева, хотя и поздно, — когда
штурмовики уже отходили от цели, заме-
тили их и атаковали.
	Бия штурмовиков, . штурмовики уже отходили от цели, заме-
Эту задачу командир решил так. Он вна-  тили их и атаковали. :

чале выслал разведчиков, которые достави- «Охотники» Буйкевича, находясь вбли-
ли данные о «противнике». Вслед за раз- зи «вражеского» аэродрома, с которого лей-
ведчиками ‘на «охоту» вылетела пара лей- ствовала авиация «противника», успешно
тенанта Буйкевича. «Охотники» пошли на   атаковали одиночные «вражеские» само-
территорию «противника» для уничтожения леты, находящиеся в зоне.

отдельных его самолетов. Такую же задачу Замысел учения в основном был решен
	успешно. Но вместе с тем выявилиеь и не-
достатки в действиях отдельных летчиков.
Опгибку допустил ведущий группы штурмо-
виков капитан Саламатов, который игтурмо-
взл переправу с высоты 200. метров, -тог-
да как во время войны штурмовики дейст-
вовали по узким целям с высоты 8090—
1000 метров. Истребители прикрытия ка=
питана Королева’ не атаковали штурмовиков
при подходе к цели, а начали их. пресле-
довать, когда последние уже уходили. Опыт
войны учит тому, что, на какой бы высоте
ни подходил к цели противник, святой лолг
истребителей первыми заметить врага, вету-
пить © ним в бой и не допустить к цели.

Существенным недостатком следует счи-
тать и то, что самолеты не имели харак-
терных отличий, что приводило к неразбе-
рихе во время «боя». °

Рации всех самолетов были настроены на
одну волну, чего в практике боевой дея-
тельности не бывало. Это позволило коман-
диру полка, пользуясь наземной радиостан-
цией, по позывным и фамилиям узнавать
количество групп «противника», находя-
щихся в воздухе, фамилии ведущих.

Несмотря на эти недостатки, учение по-
казало рост военной культуры и` боевого
мастерства многих летчиков. настойчиво
	Лейтенант М. КАМЕНЕЦНИЙ.
	имела и пара лейтенанта Никитина.

Через десять минут в воздух поднялась
сковывающая группа майора Щукина. Она
должна была связать боем истребителей
«прогивника» и тем самым обеспечить сво-
боду действий своим штурмовикам, которые
имели задание нанести удар по вражеской
переправе.

Вогда самолеты набрали высоту 600 мет-
рев, их внезапно атаковали истребители
«противника». Шукин приказал по радио
паре лейтенанта Меркулова:

— Свяжите боем «противника».

Меркулов точно выполнил указание ве-
дущего. Самолеты группы Щукина на боль-
шой скорости пронеслись над об’ектом. Их
заметили прикрывающие истребители «про-
тивника», которых вел капитан Королев.

Некоторые летчики из группы Королева
уже начали разворачиваться, намереваясь
атаковать самолеты труппы Шукина, но
своевременно были по радио предупреждены
своим командиром: ‘

_ — От цели не отходите. Будьте внима-
тельны.

Опытный летчик капитан Королев раз-
гадал тактику «противника». Он не пошел
на уловку и остался с0 своей группой в
районе патрулирования.  Сковывающей
	районе патрулирования.  Сковывающей   мастерства многих летчиков,
групие Щукина не удалось осуществить   осваивающих опыт войны.
	Н-ский авиагарнизон.
	свой замыюел и оттянуть от цели охраняю-
щих ве истребителей.
	Навстречу Дию сталинской авнамик
	& предстоящему празднику готовится
художественная самодеятельность. Джаз,
созданный еще в дни войны, репетирует
большое музыкальное выступление.
программе — «Марш Первой Сталинград-
ской» (музыка подполковника Морозова,
текст техника-лейтенанта Костюченко),
«Песня о Волге», написанная старптиной
Шабалиным (музыка Морозова) и др.

Организован коллектив детской худо-
жественной самодеятельности. Дети под
руководством жены офицера Вайсберг го-
товят интересную программу. т

Большую работу развернули епортеме-
ны. Всенародный праздник физкультур-
ника они отметили проведением во всех
подразделениях спортивных соревнований.
21 июля свои достижения показали баскет-
болисты, волейболисты, футболисты. Со-
стоялся бег на различные дистанции Cc
	Отличные показатели в учебе
	БЕЛОРУСС

ВИЙ ВОЕННЫЙ О\ЖРУГ. (0т
	наш. спец. корр. по телеграфу). Широко
	развернулась подготовка ко Дню авиации в
частях Н-ской гвардейской дивизии. Свой
традиционный праздник авиаторы ветре-
чают хорошими и отличными показателя-
ми в боевой и политической подготовке.
Соединение в целом на-днях закончило
изучение первого раздела учебной  про-
граммы. Летно-тактические учения, про-
веденные в частях, показали высокую
выучку летчиков, особенно по разделу
	бомбометания. Большинство летчиков полы.
	ложило в цель по 6—10, а отличники
боевой подготовки — по 15—16 60м0.
Наиболее высоких показателей достигли
воины Н-ской части. Так, например,
эскадрилья Героя Советского Союза май-
	Командиры звеньев призваны руково-
дить боевой подготовкой подчиненных, пе-
редавать им свои знания, но умения в
этой области им еще. явно нехватает. Эти
навыки мы прививаем командирам звеньев
на сборах, которые у нас устраиваются
ежемесячно.
	B программе сборов главное внимание
уделяется методике подготовки к полетам.
Сборы эти используются и для того, что-
бы привить молодым офицерам командир-
ские качества и практические навыки в
	руководстве звеном. Начальник штаба пол-
 ка на сборах проводит занятия ‘по уставам,
	учит командиров звенБев правильно пони-
мать и претворять в жизнь уставные поло-
жения. Специальные занятия посвящаются
правилам оформления документов, с кото-
рыми приходится иметь дело командиру
звена.
	Командиры звеньев получают на сборах
насущно необходимые им знания. Напри-
мер, мы обнаружили, что молодые офиперы
при, всем желании усердно заниматься не
умеют работать над книгой, не знают, как
правильно построить занятие с подчинен-
ными. Составление конспекта для многих
было непосильной задачей: второстепенные
вопросы выдвигались на первый план или
попросту перешисывалея весь учебный ма-
териал. Поэтому я посвятил особое занятие
раз’яенению того, что такое план, конспект,
урок, лекция, консультация, доклад. Дру-
гое занятие провел на тему о роли коман-
дира звена. в боевой учебе, о том, чем дол-
	хны заниматься командиры звеньев,
	Мы уже начали пожинать плоды работы
с командирами звеньев. Их авторитет зна-
чительно вырос. ПВомандиры ‘ эскалрилий
	уже не обходят их в повседневной работе.
	Бомандиры звеньев в свою очередь почув-
ствовали тягу к знаниям и лежашую на
вих. ответственность, ощутили необходи-
мость повышать свои знания. Занавшись
	теорией, они стали яснее осязать и по-
Ут в свойх знаниях Показателкно это
	среди командиров звеньев родилась мысль
создать группу. желающих изучать физику,
математику, русский язык.

Большинство наших командиров звеньев
обладает боевым опытом и в летной под-
тотовке уже занимает подобающее им ме-
сто. Но нельзя этого же сказать о роли
командиров звеньев в наземной подготовке
воздушных бойцов. Здесь они еще неё в
состоянии удовлетворять все запросы лет-
чиков. Но они быстро растут. Задача co-
стоит в том, чтобы не ослаблять контроль
за их работой и всемерно способствовать
укреплению делового авторитета команди-
ров звеньев. Е
	Гварлии полковник С. КУДЕЛЯ,
	о Штурмовики летят
по.неизвестному маршруту
	Бо время полетов по маршруту в есиль-
	ную облачность очень важно, чтобы лет-
чики умели не только ходить в строю 22,
	чики умели не только ходить в строю 33
ведущим, но и продолжать полет вамостоя-
тельно. Поэтому в Н-ском гвардейском
штурмовом завиаполку придают большое
значение тренировочным полетам  экипа-
жей по неизвестному маршруту.

Еще недавно лейтенанты Бабаджанян и
Ваняшин не владели искусством  вожде-
ния самолета по неизвестному маршруту.
Через некоторое время, когда ими были
освоены на «отлично» все теоретические
вопросы, связанные с выполнением этого
упражнения, а также закончена необходи-
мая тренировка, летчики были  допуще-
ны к ответетвенному полету.

Первым вылетел командир звена лейте-
нант Бабзджанян: Ему дали довольно слож-
ный маршрут. Он простиралея от аэродро-
ма на расстояние до 100 километров, при-
‘чем через каждые несколько минут полета
	линия пути должна была меняться. Этот
	район был весьма. сложный по условиям
ориентировки.

Лейтенант. Бабаджанян ясно представлял
себе трудность предстоящего полета. По-
этому он еще на земле тшательно проверил
работу всех агрегатов и показания прибо-
ров, чтобы в воздухе использовать имею-
щиеся на «Ильюшин-10» аэронавигацион-
ные приборы.

Вдумчивый подход к делу помог успеш-
но выполнить задание, Лейтенант Бабаджа-
нян 6 первых же минут полета действовал
уверенно. Он все время точно держал уста-
новленную дистанцию от ведущего самоле-
та. Особенно лейтенант следил за тем, ког-
да ведущий менял курс. В это время
Бабаджанян записывал время и определял
расчетное место. Й это очень пригодилось
при обратном полете.
	теле есть полузамкнутые полости — при-
даточные пазухи носа (из них в данном
случае имеет ‘исключительное значение
лобная пазуха) и полость среднем уха.
Быстрые изменения барометрического дав-
ления в окружающей атмосфере влекут за
с0б0й замедленное выравнивание давления
воздуха в этих полостях, чем вызываются
изменения в кровообращении и, как след-
ствие ‘этого, боль в области лба и уха. К
счастью, это бывает только у человека; у
Которого сообщение полости среднего уха
или лобной пазухи с внешней средой на-
рушено. У большинства же людей перепа-
ды давления прохолят без болей.
	В кишечнике всегда скопляются газы,
давление которых уравновешивается атмос-
ферным давлением. Если человек  подни-
мается на высоту, то кишечные газы на-
чинают расширяться и давить о на диа-
фрагму, затрудняя дыхание и вызывая
боль в животе.
	Избежать этой неприятности можно пу-
тем регулирования ассортимента продуктов
питания зв период высотных полетов.
	Б заключение надо сказать несколько
слов о тех разрывах кровеносных сосудов
на большой высоте, о которых упомянул
Герой Советского Союза Г. Байдуков в сво-
ей статье, в вое время напечатанной в
«Сталинском  соколе». Это утверждение
явно ошибочно. Правда, у летчиков, погиб-
ших на высотах от аноксемии (кислород-
ного голодания), в легких обнаруживаются
очаги. кровоизлияний, но такие же крово-
излияния бывают. и у лиц, умерших от
недостатка кислорода на земле. Если во
время выеотного полета иногда бывают
кровотечения из носа и глотки, 10 они
об’ясняются не чем иным, как высушиваю-
щим действием кислорода на евлизистые
оболочки носа и глотки, прелрасположен-
ные в кровотечениям и на земле (в жар-
кую, всухую погоду, в особенности при ды-
хании запыленным воздухом).
	В этом нас убеждают те мноточиелен-
	ные врачебные наблюдения, которые про-
изводилиеь в барокамерах и на старта.
	Как только Бабаджанян получил при-
казание восстановить ориентировку, он
прикинул глазомерно на карте линию пу-
ти и определил расчетное место нахожде-
ния. Чтобы облегчить себе дальнейшую
работу, он отметил на карте расчетное ме-
сто нахождения, а затем стал в круг, что-
бы за 5 минут, которые отводятся по Вур-
су боевой подготовки, определить действи-
тельное место нахождения. Этого времени
для летчика оказалось даже много. Он за
4 минуты отичил карту с местностью и
сделал соответствующую отметку, сэконо-
MBB минуту времени.

Обратный полет лейтенанта Бабаджаняна

тоже проходил нормально. Через каждые
пять минут он уточняя курс, запрашивая
‘пеленги с земли.
’_ Действиям летчика Бабаджаняна дал
‘высокую оценку Герой Советского Союза
‚гвардии майор Афанасьев, контролировав-
Jitu его работу в воздухе.

Вскоре’ лейтенант Бабаджанян. получил
задачу в короткий срок подготовить теэ-
ретически и проконтролировать в воздухе
лейтенанта Ванянитна. С этой задачей Бабад-
жанян справился. Недавно Ваняцин совер-
шил уже третий самостоятельный полет
по неизвестному маршруту, причем каж-
дый из них был оценен командованием как
отличный.

При полете по неизвестному маршруту
от каждого летчика требуется умение ca-
мостоятельно действовать в еложной o6-
становке. Большинство летчиков Н-ского
гвардейского питурмового, авиаполка ус-
петшно овладевают этим сложным видом бое-
вой подготовки.

Гвардии майор И. ВОЛОКИТИН.
Московский военный округ.
(От наш. спец. корр.).
	В училищах и школах
ПРЕПОДАВАТЕЛИ-
РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ
	Преподаватели цикла воздушной стрель-
бы Липецкой высшей офицерской школы
создают ценные наглядные пособия.

Старший техник-лейтенант Ничик скон=
струпровал  тренировочную аппаратуру
для контроля выполнения важнейших
элементов воздушной стрельбы. Тренажер
для прицеливания по наземным целям
сделал старший техник-лейтенант Богомо-
лов. Значительно облегчают учебный
процессе разрезные действующие макеты
взрывателей, сконструированные инже-
нер-капитаном Моисеевым.

Много труда и умения вложил в созда-
ние подвижной кабины для стрельбы в
тире старший техник-лейтенант Столяров.
Ел кабина цопущена к государственным
испытаниям.

Начальник цикла полковник Энвальд не
только умело руковолит всей рапионали-
заторской работой препохавателей, Ho и
сам активный рапионализатор. Во  де-
шифратор ЭДИ-25 лля дневного дешиф-
рирования снимков кинострельбы  поль-
зуется заслуженным успехом.

Инженер-майор Л. ЦИВЛИН.
>
ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА
	Труппа офицеров Пачинского училища
посетила спецшколу военно-воздушных сил,
где начальником тов. Носков. Тепло ветре-
тили гостей булущие авиаторы. С большим
интересом прослушали они доклад об исто-
рии старейшего авиационного училища, 8
также просмотрели красочно оформленную
передвижную выставку, привезенную офи-
церами училища и пассказывающую о его
боевом пути. Особенно понравилиеь всем
рисунки одаренного художника  красноар-
мейпа Николаева.
	Вачинны присутствовали на государет=
венных экзаменах в школе, беседовали 6
преподавателями и учашимиея, расска-
	зали им о жизни и учебе в своем училище.
Майор А. МАРЖЕНЦЕВ.
	ора Малена, входящая в эту часть, полу-  преодолением труднопроходимой  местно-
чила оценку «отлично». 2,3 ee, FOTH
оао gu Mw
	Повышают свое боевое мастерство
	На аэродроме клубится пыль. Равномер-
но взлетают и садятся один 38 другим тя-
желые «ИТы». В воздухе стоит  непре-
рывный гул: одни самолеты ходят по кру-
гу, другие в зонах выполняют очередную
залачу,
	За столиком руководителя по поле-
там—командир эскадрильи майор Проко-
	пало. Он внимательно следит за взлетом
	й посадкой каждого самолета, за поведе-
нием летчиков в воздухе.
	— Товарищ майор. разрешите слуша-
	телю Лядову первый самостоятельный по-
	лет, — обращается к командиру эскад-
рильи командир звена старший лейтенант
Рештаненко.

— Лядову? Paspemaw.

Вчера командир сам летал с Ляловым. и
	остался доволен им; Лядов — хоропю. под-
отовленный курсант.
	Ни одно действие “Лядова не ускольза-
ет от внимания майора Прокопало. Вот
он в кабине. Сзади него уже нет инструк-
тора. Он прогревает мотор, проверяет
работу приборов, радиостанции и, нако-
нец, дает знак — готов к полету!

Стартер вытянул руку с белым флаж-
	KOM в сторону взлета. Мотор взревел, и
первый самостоятельный полет Лядова
начался. Руководитель по полетам и
	командир звенз молча провожают машину
взглядом. Рештаненко держит у рта млк-
рофон, чтобы в нужный момент помочь
ученику по фадио. Но ни одного слова
не пришлось произнести ему: ЛТядев взле-
тел безукоризненно.
	Физиологи установили, что у человека,
поднимающегося над поверхностью земли,
наблюдается постепенное усиление pac-
стройств функций организма. При под’еме
на 1.000 метров в организме никаких пе-
ремен нет (индиферентная зона). На
2.000 метров’ в ‘организме уже появля-
ются предпосылки для реакций на измене-
ние атмосферного давления и парцизаль-
ного давления кислорода — наступает по-
рог реакции. Однако до 3.000 метров уча-
щением дыхания, ускорением кровотока
ит. д. полностью компенсируются те вред-
ные влияния, которые оказывает понижен-
ное парциальное давление кислорода (на
этой высоте парциальное давление кисло-
рода будет равняться 111,4 миллиметра
ртутного втолба). Еще на 1.000 метров
выше могут возникнуть более серьезные
нарушения, и чем выше, тем больше. На
5.000 метров полностью компенсировать
расстройства организм уже не. в состоянии.
6.000-—7.000 метров-—критическая зона.
	Исходя из этих соображений, авиацион-
ная медицина требует, чтобы, нанример,
для. безопасного. выполнения полетов
	НОЧЬЮ

при длительном нахожде
	ame пользоваться кислородным прибором с

2.000 метров, так как на. этой высоте по-
нижается световая чувствительность гла-
за. При дневных высотных полетах киело-
родный прибор необходимо включать на-
чиная © 4.000 метров. .

А как долго может человек пробыть wa
высоте без кислородного прибора?

На 6.000 метров — максимум 8 минут,
после чего может наступить высотный 96-
морок; на 7.000 метров-—уже 4 минуты,
на 8.000 метров — 2 минуты, на 9.000
метров — 1 минуту, на 10.000 метров —
30 секунд, а еще выше — не может про-
быть и нескольких секунд.

Но действием одного пониженного парци-
ального давления кислорода дело не огрё-
ничиваетея. Известно, что газ, растворен-
	Через несколько минут глаза - всех
Устремились навстречу самолету Тядова,
идущему на посадку. Первая  самостоя-
тельная посадка! Заработала рация. Реш-
таненко снова подносит к губам микро-
фон, и опять ‘не требуются никакие ука-
зания. ПШосалка прошла отлично.
	№ руководителю по полетам подходят
слушатели и курсанты е докладом 0 то-
товности лететь на «Ут-2» по мМаршру-
ту. Майор проверяет их знания по штур-
манскому делу, карты и только после
этого принимает решение.
	Важдую мелочь замечает командир
эскадрильи майор Прокопало. Он знает,
чт0 Из мелочей складывается та сумма
необходимых знаний, которая должна быть
навсегда и прочно усвоена каждым, кто
хочет стать настоящим летчиком.
	..Полеты закончились. Самолеты рулят
на стоянку. Майор делает пометки на
стартовой доске о выполнении `сегодняш-
них задач; просматривает стартовой бое-
вой листок и последним покидает aapo-
дром.

После отдыха тов. Прокопало обетоятель-
но разбирает прошедшие полеты,  кропот-
ливо учит молодых авиаторов летному
мастерству. Растут ряды  отличников-
штурмовиков. Офицеры и курсанты ‘ero
эскадрильи готовятся встретить lens
	сталинской авиации хорошими показате-
лями в боевой подготовке,
	Старший техник-лейтенант
А. ШИГАНОВ.
	Н-ское авиационное училище.
	НЫЙ в Жидкости, сейчас же начнет выде-
ляться в виде пузырьков, как только из-
менится давление над жидкостью. В быту
это обычно наблюдается при откупорива-
нии бутылок с газированными жидкостями.
В водолазной практике такое же явление
встречается в крови, если водолаз быстро
выскочит на поверхность воды с глубины,
где ло этого находился.
	В практике высотных полетов TO же
самое может произойти при быстрых под’-
	емах на 9.000-—10.000 метров и выше. Это
явление носит название’ «лесатуращия’
	явление носит название «десатурация
азота» или «аэроэмболизм» и вызывается
тем, что. на высоте меняется (уменьшается)
парциальное давление атмосферного азота,
в необходимом количестве‘ растворенного ‘в
крови и тканях при земном давлении: Про-
исходит выделение растворенного азота в
виде пузырьков, вызывая боли в суставах
и мышцах, зуд кожи и т. д.
	Эффективным мероприятием для преду-
преждения этого состояния будет непре-
рывное дыхание в течение 15—20 минут
чистым кислородом еще на земле, до взлета,
или же при самом полете, если под’ем
до 7.000—8.000 метров занимает не менее
20 минут. Если подышать 15-20 минут
чистым кислородом до под’ема, & потом
снять маску, набрать 4.000 метров и сно-
в» надеть маску, то никакого эффекта не
получится. Надо, чтобы дыхание чистым
кислородом обязательно былонепрерывным
в нродолжение 15—20 минут = до дости-
жения 7.000—8.000 метров.

Благодаря этому происходит так назы-
ваемое «отмывание» азота из крови. При
достижении 8.000—10.000 метров пузырь-
ки азота тогда совсем не будут выделяться
или же выделение будет незначительным,
потому что количество азота в крови
уменьшилось еще до под’ема на ту высоту,
на которой обычно начинается это явле-
ние.

Действие высоты на организм  вказы-
вается еще и в результате понижения ба-
рометрического давления, в особенности
быстрых изменений его. В человеческом
	О высотных полетах
	Генерал-майор медицинской службы
А. HOnoOB
~~
	ров. над уровнем. моря и. парциальное дав-
ление кислорода будет такое, какое свойст-
венно этой выботе, то тогда можно бу-
дет не обращать внимания и на остальные
вышеуказанные факторы. Пока же этого
нет. Поэтому влияние перепадов давления
разреженной атмосферы. и нехватки киело-
рода оказывается достаточно эффективным,
чтобы вызывать в организме человека рас-
стройства, об’единяемые под и назва-
нием «высотная болезнь».
	Известно, что атмосфера состоит из сум-
мы газов с определенным общим давлением.
Давление, которое приходится на долю каж-
Дого газа в ‘отдельности, называется парпи-
альным давлением. газа. Если на земле пар-
циальное давление кислорода равно 159
миллиметрам ртутного столба (при общем
атмосферном давлении у поверхности земли
в 760 миллиметров), то на высоте 6.000
метров оно будет составлять 74 миллиметра,
з на высоте 12.000 метров — всего 30
	#9 45

миллиметров ртутного столба. П
 yTHOTO . Понижением
ING. AUT AN ve) 2.000
	парциального давления кислорода и лими-
тируется под’ем человека на высоту, велед-
ствие чего и приходится прибегать к по-
мощи специальной аппаратуры, обеепечи-
вающей дополнительную т кислорода
тля лыхания.
	На какую высоту может подняться чело-
век без дополнительной подачи кислорода,
чтобы не вызывать в организме рас-
стройств. которые помешали бы ему вы-
полнять работу пидота. штурмана или
стрелка?

На этот вопрос надо ответить следую-
щим образом: отдельные липа делают
«евечки» на высоту до 7.000 метров; но
для большинства она колеблется между
5 000 и 6.000 метров.
	Horta pew заходит о полетах на-боль-
ших высотах, то прежде всего возникает
ворс 0’ так называемом индивитуальном
	«потолке» летчикз, штурмана и стрелЕа.
` Нужно ли говорить о таком «потолке»?
	Если производится испытание отдельного
человёка, который” должен выполнить ка-
кую-либо индивидуальную задачу или при-
нять участие в спортивном соревновании,
то вполне можно говорить 06 индивидуаль-
ном «потолке», а также определять этот
«потолок», принимая его во внимание при
назначении задания. Вели же необходимо
тренировать в высотных полетах личный
состав подразделения, части, соединения,
то никакого индивидуального «потолка»
быть не может, определять его для каждо-
To летчика не нужно и строить обучение с
учетом этого «потолка» нельзя. При мас-
совом обучении берется за норму какая-то
средвяя оптимальная величина, и на `нее
слелует ориентироваться.
	Индивидуальный «потолок» — величи-
на не постоянная и зависит от того состоя-
ния, в котором находится в данный момент
организм. Недосыпание, грини или какая-
либо другая инфекция, злоупотребление ал-
коголем, половые излишества, нервно-пеи-
хические переживания -— все это снижает
выносливость при кислородном голодании и
понижает «потолок уе
	Что служит главным фактором, действу-
ющим на организм в высотном полете?

До сего времени считалось, что в высот-
ном полете на организм человека действу-
ют температура, разреженная атмосфера,
быстро возникающие изменения атмосфер-
ного давления и недостаток кислорода.

В ряде современных самолетов устанав-
ливаются обогревательные системы, хотя
бы в пилотских кабинах. Поэтому темпера-
турный фактор может быть скинут со сче-
та. ели появится машина с герметиче-
скимн кабинзуи, в которых независимо от
высоты полета всегла будет тавление соот-
вететвовать высоте примерно в 3.000 мет-