3 августа 1946 г., № 93 (495).

второго ранга удивила присутствующих.

Касаясь затронутого на заседании воп=
роса о прёстиже Франции, Молотов енова
подтвердил уважение советской делегации
лично г-ну Бидо, а также уважение к не-
му, как к главе французского правитель-
ства. Он напомнил, что Советекий Союз
имеет многолетний союзный договор ¢
Францией. Хотя это первый пример такого
договора Франции в другими союзными го-
сударствами, советокая делегация надеется,
что этот пример проложит дорогу для дру-
гих аналогичных договоров с Францией.
Выражая уважение лично. в главе француз-
ского правительства bajo. a в союзной
Франции, советская делегация продолжает
поддерживать предложение Совета Минист-
ров Иностранных Дел по’ вопросу о предсе-
дателях конференции в том виде; в каком
оно было. принято. всеми членами совета,
включая и самого представителя Франции.
Неожиданно председатель комиссии Спаак
об’явил, что продолжать обеуждение правил
процедуры сегодня уже нет смысла, по-
скольку неизвестно мнение самого Бидо по
данному вопросу. On предложил закрыть
заседание, не принимая никакого решения.
Против этого возразил представитель Юго-
славии Пьяде. Он сказал, что было бы не-
правильно разрешать вопрос о методе ру-
ководства конференцией, как личный воп-
рос Бидо, и предложил поставить на голосо-
вание рекомендацию Совета Министров
Иностранных Дел.

Но Спаак наотрез отказался приступить
к голосованию. Его поддержал предетави-
тель Великобритании Макнэйл. На этом за-
селание было закрыто.

. 1 nlp te te
	Вечером на пленарном заседании конфе-
ренции прололжалась общая диекуссия.
Первым в прениях выступил представи-
тель Чехословакии Масарик. Он подчерк-
нул, что выступает в качестве предетави-
теля малой страны, _ расположенной B ca-
мом сердце Евроны.

Чехословацкий делегат рассказал о тя-
желом ущербе, нанесенном Чехословакии
фашистами, о героической борьбе чехосло-
	‘ваков за свободу. «Чехословакия, лойяль-
	ная по отношению & своим союзникам, гор-
дая тем, что она ‘является славянекой CTpa-
ной, гордая тем, что ве сыны сражались
н& Украине и вступили в. Прагу вместе с
побелоносной Красной’ Армией — освободи-.
тельницей, ожидает с чуветвом реалистиче-
ского и разумного оптимизма окончетель-
ных результатов этой Мирной конференции
и других, которые последуют за ней», —
сказал в заключение Масарик.

После выступления представителя Кана-
ды слово было предоставлено делегату Поль-
ши Ржимовскому. Польский делегат напом-
нил о значении экономических проблем, ко-
торые предстоит разрешить Мирной кон-
ференпии. Он указал, что военно-политиче-
ской агресеии гитлеровской Германии пред-
шествовала агрессия экономическая. Бае-
сейн Дуная и Балканы сначала стали рын-
ками сбыта для Германии, затем — попри-
щем для пропагандистов «третьей импе-
рии» и, наконец, плацдармом фапиетских
армий.

Далее Ржимовский вновь напомнил 0
кровной заинтересованности Польши в раз-
работке проекта мирного договора © Венг-
рией, поскольку венгерские войска участ-
вовали в вероломном нападении на польз
скую территорию и в ее разграблении.
Польская делегапия одобряет результаты
работы Совета Министров Иностранных
Дел и считает, ‘что сотрудничество вели-
ких держав является основой прочного и
длитеньного мира.

Представитель Эфнопии Акилу поставил
вопрее о возмещении Италией огромных
потерь, понесенных Эфионией в результате
итальянской агрессии. В минувшей войне
погибло 700 тысяч” граждан Эфиопии —
7 пропевтов ее населения: Стране нанесен
огромный материальный ущерб. Акилу по-
требовал возвращения. Эфиопии областей,
отторгнутых у нее Италией.

’_ С. большим вниманием выслушали участ=
‘ники конференции’ выступление представи
теля Белоруссии т, Биселева, который гово-
‘pua o6 огромном значении единства свобо-
‘долюбивых народов. Опыт второй мировой.
войны показал, что правительства хемокра-
тических стран, выполняя волю евоих на-
родов, могли  договоритьеяхи. разрепгить
весьма сложные политические, эбономиче-
ские и военные вопросы, вознакавшие В
холе вейны. Это единство, в конечном сче-
те, обеспечило. полную. победу над фашист-
ской Германией и.ее сателлитами. Опыт с0-
трудничества военного периода необходимо
продолжить ив условиях мирного времени.

Велорусекая делегация ечитает, что Со-
вет Министров Иностранных Дел проделал
большую работу по подготовке проектов
мирных договоров. Она согласна © предло-
женными проектами мирных договоров. Од-
нако она считает необходимым сделать ряд
замечаний и предложить некоторые поп-
равки. :

Белорусская пелегация настаивает н&
том, чтобы было ускорено решение сульбы
бывших территориальных владений Ита-
лий в Африке, поскольку дальнейшее пре-
бывание английских оккупационных войск
в итальянских колониях истолковывается
общественным мнением, как посягательство
Англин на эти территории. По мнению бе-
лорусской делегапии, бывшим  итальян-
ским колониям в Африке должны быть
обеспечены широкие возможноети для по-
литического. экономического и сопиального
прогресса.

Далее представитель Белоруссии обра-
шает вниманяе участников конференции н&
в01р06 о Юлийской Крайне и Триесте. Он
°оворит, „Что героические народы Федера-
гивной Югославии. виеешие неопенимый
вклал в общее лело 0б’елиненных напий,
вираве ожидать справедливого решения в0-
просов, имеющих для них жизненно важ-
ное значение. Нодлерживая решение Совета
Министров Иностранных Дел об организации
свободной территории Триеста. белорусский
делегат настаивает на том, чтобы при pe-
шений этого вопроса были учтены полити-
ческие и экономические интересы ‘местного.
населения. Елинственной страной, которая
способна удовлетворить потребности эконо-
мического распвета Триеста. является Юго-
славия. В свою очередь Триест является для
Югославии естественным общегосударетвен-
ным портом, который экогомически и эт-
нически тесно связан с ней.

Завтра на конференции будет продолжена
дискуссия по общим вопросам.
	Советом министров правил процедуры и
тех, кто булет их защищать и защищает,
Конференция уже продемонстрировала по-
статочно ярко это отношение. Она избрала
представителя Франции временным предее-
дателем, и предетавитель Франции уже в
течение ряда заседаний отлично выполняет
свои обязанности. [ostomy нет никаких
оснований говорить, что установление ка-
кого-либо иного порядка, который конфе-
ренция решит принять для: своей дальней-
шей работы, явится проявлением какого-то
невнимания или нелюбезноети по отноше-
нию к Франции.

Другой довод, приволившийся злесь про-
тивниками предложения, внесенного Сове-
TOM министров, сводился к указанию Ha
необходимость следовать установившейся в
этом вопросе дипломатической практике.
Этот довод также  несостоятелен. Именно
практика последних лет, Rak 06 Этом сви-
детельствует, например, конференция в
Сан-Франциско, говорит в пользу предло-
жения Совета министров о том, чтобы пред-
седательствование: на Мирной конференции
было поручено Совету министров, члены
которого должны поочередно выполнять
председательекие функции. Предложение
Совета министров по поводу председатель-
ствования не только, следовательно, не про-
тиворечито этой практике, но, наоборот,
эту практику утверждает.

Говорят, что это неудобная практика, по-
TOMY что ‘она ломает преемственность и по-
нижает качество руководства конференцией.
Этот довод, опять-таки, опровергается при-
мером конференции в Сан-Франциско. Там
решались очень сложные и. острые вопросы;
однако конференция, которой руководили но
очереди предетавители великих держав, ву-
мела добиться хороших результатов.

Далее говопят, что если поручить пред-
	седательетвование членам Совета Миниет-
ров Иностранных Дел, то тем самым будет
	проведена черта, отделяющая их от осталь-
ных участников. конференции, С таким до-
	водом никак нельзя согласиться, Tak Bak
‘избрание председателя не создает пропасти
между ним -и-теми, кто его избрал, а, н80-
борот, демонстрирует. единство чувств и
стремлений тех, кто избирает. и тех, вто
	оказывается избранным.

Бразильская делегация предетавляет се-
бе председателя, как толкователя правил
процедуры во всех сомнительных елучаях.
Но право° толкования правил  процедурь
принадлежит. единетвенно самой конфе-
	Далее Молотов сказал: «Поскольку здесь
упоминались Советский Союз, Белоруссия
п Украина, я должен подтвердить, aro Co-
ветекий Союз, Белоруссия и Украина фор-
мально не об’являли войны Германии и
Венгрии, так как в этой формальности не
было необходимости в данном случае, а бы-
ли вынуждены е оружием в руках высту-
пить против вторгиихея в советскую стра-
ну агрессоров, и никто не может сомневать-
ся _в том, что Советский Союз, Украина и Бе-
лоруесия, входящие в организацию 0б’еди-
ненных наций, должны участвовать в TeX
вомиссиях, которые будут рассматривать
пять мирных договоров, обсуждаемых здееь»

В заключение Молотов подчеркнул. что.
аналогия с Советеким Союзом, Украиной и
Белоруссией, о которой здееь упоминали,
правильна в том отношении, что она гово-
рит в пользу учаетия Польши В ROMHCCAAX,
которые будут рассматривать проект мирно-
го договора © Венгрией.

Представитель Чехословакии  Масарик
поддержал просьбу польской делегации и
выразил полное согласие с соображениями,
выеказанными Молотовым.

Вслед за тем выступил представитель (Со-
вдиненных Штатов Америки Бирне, заявив,
что, хотя разные страны непосредственно
ве участвовали в войне против отдельных
‘сателлитов Германии, тем не менее они
должны рассматриваться, как востоявшие
в войне © любым из этих сателлитов, пото-
Му что война — елина. Бирне заявил, что
в Совете министров он выеказывалея за
Чо, чтобы комисени были составлены из
всех участников конференции, & не только
из тех. кто состоял в войне непосредетвен-
HO C каждым данным вражеским государет-
вом. Однако эта его «либеральная» позиция
была отклонена. Ссылаясь на то, что поль-
ское предложение якобы противоречит при-
Нятому. вчерашнему решению о составе
комиссий, Бирн высказалея. против этого
предложения. Попутно Бирне заявил, что
конференция должна вернуться к вчераш-
нему предложению нидерландской пелега-

ли, настаивавшей на том, чтобы в комис-
вии по мирным договорам для каждой вра-
жеской страны были включены все 063
пеключения члены конференции,

Не было никакого сомнения, что вся
аргументация Бирне» против предложения
польской делегации, в сущности говоря,
преследовала одну цель — попытаться
дезавуировать решения Совета. министров
H попробовать провести предложение, ко-

О ВИ ЕЕ ЕВА: ARE я И О ЗК.

тер, во многом солействовать увеличению РИ. а. 4. .
роли и действенности об’ективных момен- торое не было принято в свое время Сове-  ренции, а не прелселателю. Если ae
тов против преобладания суб’евтивных   ТОМ министров. Выступияший велел за это право  прелоставить  предеедателю,
т том представитель Югославии M. ЦШьяде  То почему предоставление такого права
	связывается с тем, что должен быть только
один председатель, а не пять председателей,
руководящих конференцией по очерели, как
	Это преллагается Советом министров.
	Исходя из всех этих соображений, тов.
Вышинекий от имени советской делетации
горячо поддержал предложение, внесенное
	Советом Министров Иностранных Дел.
	Выступление советской делегаций под-
	держали представители Норвегии и Юго-
славии. Представитель Ванады высказал-
ся против.

Выступивший велел за тем представи-
тель английской делегации Макнэйл про-
изнее речь, содержание которой. можно
	охарактеризовать русской ‘пословицей: «На-
чал за здравие, а кончил за упокой». Вна-
чале он сказал, что выступает за предло-
жение Совета министров. Однако тут же
он отрекся от своих слов, заявив, что было
	седателем Министра Иностранных Дел
Франции Бидо, но не как предетавителя
Франции, & просто, как г-на Било, как
человека опытного и умеющего хорошо ру-
ководить заседаниями. Одновременно Мак-
нэйл предложил ‘избрать випе-предееда-
телем конференции ‘предетавителя Китая
Ран Ши-пзе° в пользу чего ‘выступавший
	Слово взял Молотов. Он напомнил, что
в работе 0б’единенных наций надо стре-
миться к единодущию в решениях и уже
имелось немало примеров единодупгия.
Почему бы He воспользоваться такими
примерами? В самом деле, из всех конфе-
ренций, которые имели место до сих пор,
больше веего для настоящей конференции
подходит опыт конференпия в Сан-Фран-
циско, на которой  предеедательствовали
по очереди предетавители четырех держав,
созвавших конференцию. Этим было 06ес-
печено единодущие в решениях. Хорошим
	примерам следует подражать.
	критериев при подготовке уирното договора.
При условии, что на данной конференция
будет преобладать искреннее желание
притти к всецело удовлетворительному сот-
лашению со странами, непосредственно не
заинтересованными в отдельных пунктах
мирных договоров, при условии, что дела
на настоящей конфоренции не будут ре-
шаться формально, простым голосованием,
что иногда могло бы ‘оказаться проетым
навязыванием непосредственно заиптересо-
ванных странам условий, которых они не
могут принять, наконец, при условии, что
Bee лелегации благосклонно выслупталот и
тоброжелательно воепримут похлинно
об’ективный аргумент, — при этих усло-
виях, я не сомневаюсь, настоящая кон-
ференция может сыграть значительную
роль в окончательном оформления мирного
договора, который в максимально возмож-
ной степепи должен быть справедливым
ко всем. Именно по этим причинам Юго-
славия не может ечитать правильным, 9что-
бы без ее согласия принимались решения о
ее собственном народе, о территории, ко-
торая была освобождена собственными си-
лами Югославии и ее народов, проживаю-
щих там, равно как и о других жгучих
вопросах в связи е ‘мирным договором с
Италией. ЧОгославля пталека от того. ятобы
желать навязывать “свото волю. дназчоказа-
ла это всеми своими действиями, и юго-
славская делегация и сегодня заявляет, что-
ее-елинственной пелью. является достиже-
ние справелливого: еоглащения, е ее COI03-
никами в войне по вопросу мира-с Италией.

В этом духе югославская делегация счи-
тает, что основной залачей настоящей
конференции является сделать возмож-
ным наиболее полное обсуждение аргу-
ментов заинтересованных союзнических
государств. е тем. чтобы было коетиг-
HYTO согласие с этими непосредственно за-
интересованными госутаретвами. Лить при
таких условиях могут рекомендации На-
стоящей конферениии иметь реальную
ценность при создании мирных договоров.
Югославское правительство и все югослаз-
ские народы считают, что они обязаны за-
нять такую позилию перед лицом одного
миллиона семисот тысяч мертвых сынов ий
лочерей. нашей страны. павших в ВОЙНЕ
Югославии против оси Берлин-— Рим. В
борьбе с врагом ее хоблестные бойпы пада-
ли с крепкой верой, что они борются ‘за
окончательное освобождение всех своих на-
родов, а это означает — за принципы, во-
торые в своих декларациях во время ВОЙНЫ
провозгласили все союзнические тосулар-
ства.

В этом гухе’я еще раз выражаю горячее
желание югославекой делегации, чтобы на-
стоящая конференция успешно провела свою
работу. Это будет являться еще одной ве-
nano и решающей победой союзнических
народов, победой мира и сотрудничества
межлу народами над остатками агрессии,
пытающимися внести разлал межлу сила-
ми, которые защитили мир от фатистского
варварства.
	все признают, что Польша имеет полное
право участвовать в разработке мирного
договора с Италией, так как польские вой-
ска участвовали в борьбе на итальянской
территории.

Молотов сказал, что как представитель
Поветекого Союза ‘он ‹ подтверждает, что
польские войска вместе с советскими вой-
еками воевали против Германии и ее вен-
герского союзника и помогали союзникам
покончить с германской агрессией и с &г-
рессией всех’ тех, кто поддерживал в’ ваче-
стве сателлитов гитлеровскую Германию:
У нае есть все основания говорить. что
польская делегация, имея право подписать
мирный договор © Венгрией наряду © де-
легациями других государств, подпиеываю-
щими этот. договор, и, естественно, золжна
принять участие в соответствующих ко-
миссиях по выработке договора с Венгрией.
	‘поддерживал польское предложение.

Предегавитель Югославии Пьяде  под-
держал выступления Молотова и Масарика.
‘Он указал, что бывают войны, когда
згреесор без предварительного об’явления
войны вторгается на территорию другой
страны, сея смерть и разрушение. Нельзя
судить 06 участии в войне только по
формальным ‘актам — об’явления войны.

Затем выступили предетаватели Велико-
болтании, Южно-Африканского Союза и
Голландии, возражая против включения
Польши 8 состав комиссий по Венгрии,
причем все они в основном повторяли
аргументацию Бирнса, хотя и. не могли
отрицать, что Польша находилась в CO-
стоянии войны в Венгрией

Обсуждение этого пункта порядка дня
закончилось тем, что представитель Поль-
ши енял свое предложение. От имени поль-
ской делегации он выразил удовлетворение
тем, что представители веех высказавших-
ся лелегапий признали, что Польша фак-
тически нахолилаеь в войне с Венгрией и,
таким образом, пель, которую ставила пе-
ред собой польская  целегапия — более
точно определить’ понятие о том, RTO Ha-
холился фактически в войне ©  танным
вражеским государетвом, — достигнута, и
польская делегация ‘ве видит необхолимости
настаивать и дальше на своем предложении:

Затем комиссия перетла в рассмотрению
второго пункта пропедурных правил, ре-
комендованных Советом Министров Ино-
етранных Дел о предеелателе и локлалчи-
ках. Совет Министров Иностранных Лел, в
соответетвии @ установившейся практикой
межлунаролных конференпий, рекоменло-
вал в своем проекте правил процедуры,
чтобы конференпией руководили в каче-
стве прелеедателей поочередно в порядке
алфавита представители госутаретв —
членов (Совета министров, а именно: (0-
ветского Сотоза, Великобритании, США,
Франпии и Китая. >

Обсуждение этого, казалось бы, неслож-
ного вопроса неожиданно вылилось в за-
тяжную дискуссию. Шоследняя еще раз
‘продемонстрировала, что некоторые из
‘участников конференции при похдержее
а членов Совета Министров Ино-
‘странных Дел упорно пытаются сорвать
решения, единогласно принятые членами
(Совета министров.

Представитель Новой Зеландии предло-
жил, чтобы на заседаниях конференции по-
стоянно предеедательствовал представитель
страны, на территории которой происходит
конференция, т. е. в данном случае —
представитель Франции. Свою позицию он
мотивировал сбивчиво. и бездоказательно,
утверждая, что принятие предложения Co-
вета министров будет, якобы, способство-
вать отделению великих держав от осталь-
ных государетв. Представитель Бразилии
выдвинул еше более странный довол в
обоснование новозеландекого предложения.
Он заявил, что председателю должно быть
дано право толковать правила процедуры
конференции в сомнительных случаях, что
будет лучше, если это будет предоставлено
постоянному председателю. Представитель
Голландии солидаризировался © делегата-
ми Новой Зеландии и Бразилии. Француз-
ский пелегат Кув ле Мюрвилль высказался
в пользу предложения Совета министров,
аргументируя это, между прочим, тем, что
панная. конференция созвана не франпуз-
CRHM правительетвом, а Советом министров,
который и подготовил проекты мирных до-
говоров и который должен нести ответетвен-
ность за работу конференции над этими
проектами. г

Выступивший велел за тем представитель
советской делегации А. Я. Вышинский про-
анализировал доволы, выдвинутые предста-
вителями Новой Зеландии, Бразилии и
Голландии. Он указал, что не может быть
никакого сомнения 06 отношении в Фран-
ции во стороны авторов рекомендованных

Быступление главы делегации Югославии господина Кардель
	ПАРИЖ. 1 авгуета, (ТАСС). Глава юго-
лавской делегации мардель, выступая на
Мирной конференции, заявил:

Господин Председатель, господа  деле-
гаты! В эти дни взоры миллионов людей
so всем мире направлены сюда, к Парижу,
в ожидании, что на той общей Мирной
конференции представители союзных и с0е-
диненных чародов вынесут решения, ко-
торые, нарялу с теми, что за ними ‚после-
дуют, смогут явиться прочной» основой
ительного мира. Делегация Федеративной
Народной Республики Югославии выра-
жает в первую очередь свою  благодар-
ность героической и многострадальной
франции за ее гостеприимство, в большой
степени облегчившей работу конферевиияи.
В то же самое время югославская делега-
пия приветствует от имени народов Югу-
славии союзные народы и их предетави-
телей, собравшихся здесь решать столь
ответотвенные залачи © желанием, чтобы
взаимное понимание содействовало. всем
нашим усилиям, направленным на то, что-
бы настоящая конференция как можно
успешнее осуществила свои великие пели.
	В новейшей истории имели место мно-
тие войны и мирные конференции. Ряд из
этих конференций история осудила, так
как опи поступили либо слепо, руковод-
етвуяеь исключительно ненавистью или
coro победителя, либо близоруко,  поло-
винчато, не уничтожая источников, из-за
роторых ‘возникла война.

“Подобного рода ошибки облегчили‘ по-
рождение новых ‘апрессий, новых войн.
Мирные договоры, которые мы теперь
должны выработать, не должны  пов-
торить такие ошибки. Завтра же исто-
pia прольет беспощадный луч света на
уаждую позицию, занятую на данной ROH-
ференции, и она их не булет расценивать
на основе того, в какие слова они были
закутаны, а на основе того, каким было
п об’ективное, фактическое значение и к
каким последствиям они привели: Мы за-
служили бы самый строгий приговор че-
ловечеетва, ‘если бы искренним образом Be
стремились, К тому, чтобы. хотя бы B
ранииах. которые, предоставляют эти
упрные договоры. о которых мы будем го-
	ворить, напести решительный удар аг-
жении тем самым избавить будущие
поколения от страланий и мук, которые
	приносит с собой война.

Мы, ютославы, подвергшиеся коварному
зАпаденаю CO стороны германо-итальян-
ких захватчиков, установивших режим
оккупации. терзавших своими массовыми
зверствами наше население, мы преврати-
зн вею свою страну в театр военных дей-
(твий, се не было разнипы между фрон-
у и тылом, между бойцом и мирным
пражданином, где в винтовкой в руках
боролись матери, девушки ий дети, где враг
дпубтошил целые. краяг»Вот. почему _ мы
пивогла не забудем, что такое агрессия и
война. Мы, конечно, чрезвычайно переоце-
вили бы свои силы, если сказали бы, что
данной Мирной конференцией могут быть
навсема устранены войны. Наша залача
в 663 подобных претензий весьма велика.
(лнако то, что мы злесь можем достичь и
Чему мы злесь обязаны перед лицом мил-
ионов жертв, которые отдали свой жиз-
Ни в убожлепии, что они борются за глубо-
во справедливое дело, чем мы обязаны пе-
р лицом прогресса человечества и сча-
(thd Каждого человека в отдельности —
9то наше стремление быть, с одной стороны,
справедливыми и преиснолненными доброй
воли 0 отношению к народам и люлям
без различия, ® Какому государству или
напий они принадлежат, однако, е другой
стороны, быть именно поэтому до крайних
пределов решительными, когда речь идет
06° уничтожении источников агрессии, с
Которой мы до вчерашнего дня воевали,
когль речь ‘илет о том, чтобы до основания
разрушить веё здание, возлвигнутое наси-
лнем вчерашних агрессоров. Некоторые п9-
лагают, что виновниками этой войны яв-
ляются отдельные липа из верхушек вче-
рашних фашистеких захватнических госу-
аетв. Олнако конференпия не смогла бы
нанести ‘серьезный удар по корням агрес-
сли и войны, если бы она заняла подоб-
ную точку зрения. Корни агрессии лежат
гораздо глубже, и как  несправедла-
вым было бы пелые народы обвинять 6ез
какого бы то на было различия, точно
так же несправедливым было бы усматри-
вать корень зла лишь в способе мышления
некоторых отдельных лиц. Я не буду вда-
ваться в какие бы то ни было анализы,
Но всем нам известно. что Гитлера и Мус-
солини выдвинул не народ, &, в первую
очередь. банки, тресты и картели, и считаю
ввобходимым  потчеркнуть, что основным
проявлением агрессивных тенленпий RAR 49
Гитлера, так и во время его являлась бестре-
рывная тенденпия к захвату чужих земель.
в их постоненному экономическому и поли-
тическоиу  поработению. к уничтожению
свободы и ‘незавиеимоети “народов, & рас-
ширению экономической экепанеии. К 03-
даНиюЮ ваГеальных  полузависимых госу-
паретв ^ антилемократическими режимами
пт п то вытекает из всего этого? Юго-
славекая делегапия ечитает, что из этого в
качестве главного фактора для настоящей
конференпийи вытекает, что ona должна
нанести улар именно этому ословному про-
явлению агрессли. Следовательно, если
данная конфеленпия желает действительно
	_ воздать прочную и плительную базу мира
	ПАРИЖ, 2 августа. (Спепкорр. ТАСС).
Сегодня заседание комиссии по вопросам
процедуры ‘началось с обсуждения письма
польской делогапии, которая ` возбудила
холатайство о включении ве прелставителя
В комиссий, установленные для рассмотре-
ния различных статей мирного поговора с
Венгрией Польский делегат, выступивший
6 обоснованием этого ходатайства, яапом-
пил общеизвестные факты,  свидетельст-
Вующие о том, что межлу Польшей й Венг:
рией фактически существовало состояние
войны Венгерские войека sean ВОРННЫе
действия против Польша, они оккупирова-
ли важные районы Польти и нанесли эй
большой материальный ущерб.

Велел За выступлением польского делега-
та пемелленно взял слово Эватт (Аветра-
лия), который, как обычно, попытался 38-
путать ясную и логичную постановку воп-
	для конференпии, если бы суб’ективные
интересы отлельных союзных государств
начали отодвигать 00’ективные критерии.
Понятно, что при таких условиях нельзя
было бы достичь справедливого мира.

В отношении  югоблавеко-итальянской
границы. например, проеБт мирно A0-
говора с Италией, который внее Совет
Министров Иностранных Дел, базируется,
преимущественно, на так называемой
французской лянии. Франнузекая линия
заменила этническую гранипу так назы-
ваемым ‘этническим  равновесием: Фран
пузская линия означает отрицание как раз
самого основного, 32 что боролись наши
народы в обшей мировой схватке против
фашизма, против агрессии и империалиети-
ческого угнетения. Франпузекая линия от-
нимает у словенекого и хорватекого народов
возможности быть воссоединенными в «воем
национальном государстве—в рамках Феде-
ративной Народной Республики Югославии
и предоставляет значительные части их но-.
BOMY угнетению 60 стороны итальянского
пипериализиа. Кроме того;-проект мирного:
договора отрезал Триест от- его  югослав-
ского тыла. Отнимая от Югославии Триест,
проект мирного дотовора допускает еще
дальнейшие несправедливости. Он создает
KOPHIOP между Триестом и Италией, — в
который должна войти этнически abco-
лютно чисто-словенекая территория. Он,
далее, отнимает у Югославии значитель-
ную часть Истрия, где также в большин-
стве живет югославекое население.

Так обстоит дело в этническо-террито-
риальном отношении, в экономическом же
отношении проект мирного договора не пре-
доставляет Югославии никаких гарантий,
что ей будет возмещена более или менее
разумная часть огромного ущерба, ‘причи-
ненного ей итальянским, фашизмом H UM-
периализмом во время войны, когда он
в течение двух с половиной лет держал пол
оккупацией 15 всей Югославии. Веб это
Tem более трудно понять, когда известно,
что Югославия лишь в войне с Италией
потёряла свыше  400 тысяч человек уби-
тыми. Очевидно; что такие условия He
может принять страна, которая принеела
такие жертвы в борьбе против фашистских
завоевателей.

Эта конференция может, несмотря Ha
преимущественно консультативный харак-
	между ‘народами, тогда она должна в пер-
вую очерель до основания разрушить все
рю Германии, Италии и
TOABRO. eaeata те устранить не
этой войны, но ик и
захватов Конфе ль ОВ
которые ‘Geran pacrepaal должна народам,

рзаны. на куски между
не агрессивными: государствз-

, озможноеть наконеп-то 0б’е-
диниться и стать свободными. Она долж-
На сделать всё это, чтобы обеспечить мир
на их границах. Конференция должна. да-
лее, иметь в виду, что освобожденные ва-
роды должны быть лейетвительно свобол-
HbIMB OT BCAROTO экономического и полити-
Ческого давления извне, от всякого вме-
шательства в их внутренние дела. Вроме
того, странам, по которым прошла вой-
на и вражеская оккупация со всеми их
ужасами и разорениями, необходимо обеепе-
чить соответствующее возмещение за ечет
агрессора, так как он опустошил их, и
OHH сами не будут в состоянии подняться
из развалин. Это, по мнению югославской
делегации, единственный правильный
путь, если конференлия желает достичь уе-
пеха. Только таким образом будет агрес-
сия справедливо наказана.

Некоторые предлагают другой, по мне-
нию Югославской делегации, весьма оши-
бочный и опасный метод. Они отбрасыза-
ют об’ективные критерии и предлагают
руководетвоваться исключительно лишь
тем обсотоятельством,. какое участие при-
нимало определенное агрессивное госудат-
ство в войне. Неходя из этой точки зре-
ния, некоторые требуют, например, пону-
стительских. решений в отношении Италии,
Что практически должно выразитьея в пре-
доставлении Италии. части Юлийской Край-
ны. Югославская делегапия также считает,
что при заключении мира следует прини-
мать во внимание участие отдельного ‘аг-
рессивного государства в войне. Более то-
го, она желает, со своей стороны, стремить-
ся в тому, чтобы мирные хоговоры создали
этим государствам как можно скорее усло-
вия для нормальной жизни и восстановле-
ния, а народам и отдельным лицам обеспе-
Чили их национальные и демократические
права. Однако, если речь идет о попусти-
тельстве и уступчивоети, тогда они могут
й должны иметь место лишь в рамках
прав и справедливых требований этих го-
сударетв и народов. Но ни в коем случае
не может быть речи о попустительстве в
отношении агрессивных и захватнических
требований за счет пругих народов. Юго-
славекая делегация считает, что не может
иметь место какое бы то ни было попусти-
тельство в отношении агрессии и агресеив-
ного империализма.

Югославская” делегация согласна © теми
ораторами, которые говорили, что необходи-
мо проявить добрую волю по отношению к
народам вчератних агрессивных стран. что-
бы дать им возможность демократического
возрожления. Однако эта добрая воля долж-
на относиться в демократическим и есте-
ственным правам человека и народов и не
полжна проявляться в То“, чтобы попусти-
тельствовать вчерашнему врагу там, где он
совершал и еще продолжае, совершать на-
силия над другими народами. Добрая воля
должна быть направлена на то, чтобы ши-
роким народным массам вчерашних агрее-
сивных стран были созданы возможности
нормальной жизни и всестороннего личного
счастья и прогресса, а также уважения их
напиональных оправ, чтобы они сами ре-
шали в своей стране. Между тем вполне
ошибочно было бы считать. что вчерашние
страны агрессоры можно привести на путь
доброй воли, мира и демократического с0-
трудничества таким образом, чтобы оставить
им часть несправедливо приобретенной ими
раньше добычи в виле чужих напиональных
территорий. Такие, пойствия полхлестывали
бы силы агрессии и укрепили бы их убеж-
дения агрессоров. что насилие может явить-
ся успешным средством захватнической по-
литики. Первым условием мира является
требование. чтобы агрессоп и захватчик по-
кинул территории, которые он несправелли-
во захватил. и чтобы он ‘отошел в своим
этническим гранипам. Если же настоящая
конференция не лостигнет этого. тогда ей
He удастся убелить силы агрессии. что пра-
во-—еильнее насилия. тогла она не сможет
предупредить повторепия агрессии.

Такова точка зрения югославской деле-
гапии о принпипах. которые прежде всего
должны быть положены в основу работы
данной ‘конференции. ‹ Чеобхолимо отдать
поизнание михистрам иностранных. дел
США. СССР, Великобритании и Франпии,
которые выполнили трудное. но значитель-
Hoe дело по подготовке мирного хоговора.
Во многих областях они выработали прел-
ложения, которые ой’ективны и справедли-
вы и в лействительноети смогут стать ос-
новой прочного мира.

Олнако не вее решения — такой при-
point. Среши них имеются и такие. кото-
рые прямо противоречат. принципам, 0
‘которых я говорил выше. Югославекая пе-
легапия похчеркивает это как вопрос прив-
пипиальной важности и как вопрос, кото-
рый непосредственно затрагивает  напио-
нальные права Югославии. По нашему
мнению. такие решения могли возникнуть
в первую очередь потому, что не всегта и
не все союзные  госуларства принима-
ют во внимание права и интересы неко-
торых малых и срелних союзных народов

и их государств. Роковым являлось бы
ф зая
	роса. Произвольно толвуя решения Москов-
ской конференции, он утверждал, что
Польшу нельзя хопустить к участию в р4-
боте комиссий, поскольку В вих, якобы, не
предетавлены Украинская в Белорусская
Советские Республики, которые, как и
Польша, ‘Формально не об`являли войны
державам оси и их союзникам.

Слово взял глава советской делегации
Молотов. ‚ Он. высказал пожелание, чтобы
комиссия удовлетворила ходатайство Поль-
ши. Отношения межлу Польшей п Венгри-
ей Halo рассматривать не только 6 чисто
юрилической стороны, но обязательно ис
фактической стороны. Венгерские войска,
выступив на помошь гитлеровцам, приня-
ли участие в оккупации ее территории, не
об`являя войны Польше. С другой стороны,
известно, что, хотя состоядие войны меж-
ду Польшей и Италией не было об’явлено,.

Далее Молотов напомнил, что процедура,
предложенная на рассмотрение участников
конференпии, была единодушно принята
Непонятно, как можно в Совете голосовать
за пропедуру. & потом притти на конфе-
ренцию и голосовать против нее. Это не
является примером единодушия. Bo вея-
вом случае, советская челегапия не может
пойти по этой линии. Вели она голосова-
ла и высказывалась за данную процедуру
	в Совете Министров. Иностранных Дел, то
ata emamaam ТАТГЛАА worrma ГОПООбПРАТЬ — 34
	она считает толгом чести голосовать sa
это же поелложение и на конференции.
	Встати, Молотов напомнил, что три недели
назад решение о правилах процедуры Совет
	Миниетров Иностранных Дел принял еди-
ногласно в том же зале, где заседает сей-
часе комиссия по процедуре.
	«Я думаю, что мы могли бы сократить
— manna HVRENROTCPRVAGCh именно
	наши прения, руководствуясь ивовн
стремлением достичь единодушия в нашей
работе, — еказал Молотов, — и мне Ба-
жется, что предложение, которое и у пред-
етавителя Франции не вызывает никаких
сомнений и возражений, может быть нами
принято единодушно».

Выступивший вторично ys де Мюр-
вилль повторил, что франпузекая делега-
пия поддерживает  гредложение Совета
Министров Иностранных Дел. Он просил
делегации Новой Зеландии, Голландии п
Бразилии снять свою ‘поправку. Ту же
просьбу он адресовал английской  делега-
пии: Однако представители указанных де-
легаций продолжали упорствовать, доби-
ваясь срыва. решения, принятого Советом
Министров Иностранных Дел.

Председатель комиссий Спаак внес пред-
ложение, илущее вразрез. ве общепринятыми
правилами ведения собраний и конферев-
пий: Бидо — первый председатель, пред-
ставители СССР. Великобритании. США я
Китая — вторые предеедатели. Такая по-
пытка разделить руководителей  конфе-
ренции на. председателей первого и