10 -августа 1946 г., № 96 (498),
	и а уое  **>
	Выдающее
	В этом фильме отражены важнейшие
события, происходившие в нашей стране в
течение 22 лет. Только самое важное, са-
woe существенное, таким образом, могло по-
пасть в картину. Необходим был тщатель-
нейнтий отбор фактов, событий, судеб.

Перед авторами фильма «Клятва»“) —
лауреатами Сталинской премии Н. А. Пав-
ленко и М. 9. Чиаурели стояли трудности
столь же огромные, сколь гигантским был
их замысел.

Нужно было показать советский народ и
ето великого вожля так, чтобы у зрителя
	возникло впечатление, что они не Только
	прочно связаны, но что судьбы их неотдели-
мы друг от’ друга.

В картине главное действующее ли —
Сталин. . =

Fro именем начинается перечень дейст-
вующих лип. Впервые в кино, вернее,
впервые в искусстве, образ, вождя дан с
такой полнотой. Сталин творит, мыслит,
печалится, торжествует, руководит, учит,
воюет.

Лауреат Сталинской премии М. Гелова-
ни, создавший в кинематографе многочис-
ленные портреты вождя, никогда ло сих
пор не подходил к своей работе © таким
пристальным вниманием, никогда не шел
на такое углубаяение образа.

«Зима в 1924 году была суровая...»

Так начинается фильм. На экране 6бу-
Iyer снежная метель. Высоко в гору под-
нимаются двое. Отец рассказывает дочери,
как он воевал здесь, под Царицыном, в
тражданскую войну, как руководил  крас-
ныуи полками товарищ Сталин.

Фраза остается незаконченной. На по-
луслове ее обрывает кулацкий выстрел.

Царицынский рабочий убит. Перед
смертью он успевает передать жене Варва-
ре Петровой письмо Ленину. С письмом идет
она в Москву.

В тот гох свирензя. стужа сковала пед-
ступы к столице. Но, преодолевая холод,
со всех концов большой страны спепили Е
Ленину ходоки,

Каждый нес в столицу, к Ленину, свое
торе, свои обиды. В деревне в то время
еще орудовали кулаки. Молодая советская
республика толька начинала прочно етано-
виться на ноги. В сознании народа Ленин
был символом новой жизни, справедливости,
вожлем революции.

В. Москве Ленина неё оказалось. В Гор-
ках. гле тогла жил Влалимир Ильич, холо-
	ков жлало величайшее горе: Ленина не
стало, Ленин умер.
Как быть? Кому принести свои не-
	счастья? Вому отдать письмо?

Но вот выступает га площади Сталин.
И холокам становится понятно, кому надо
рассказать о своих обидах.

— Ему отдай письмо, мать, — говорят
он  Варваре Петровой.

Вместо Ленина письмо принимает
товарищ Сталин.

Судьбы ходоков к Ленину в дальнейшем
прослежены в фильме. Они — его герои. У
каждого из них своя большая жизнь. Пусть
характеры их очерчены не одинаково пол-
но, зритель чувствует, как они типичны.
А это важнее всего в таком фильме, где
размах замысла соответствует гигантскому
развороту истории.

Здесь каждая фигура должна быть мону-
ментом. Но не холодом памятника веет от
этих исторических обобщенных  персона-
жей. Художникам, создавшим картину,
удалоеь сохранить их человечность. Bea
они живы, согреты подлинным чувством.
	*) Производство ордена Ленина Тбилис-
ской киностудии. Сценарий П, Павленко и
М. Чиаурели. Постановка М. Чиаурели.
Оператор Л. Косматов.
	закон воинской
HHH
	В этот день в части капитана Воржне-
PA прохолили занятия по изучению Дис-
циплинарного устава. Несколько часов
младшие авиаспециалисты провели за чте-
нием и разбором основного закона BOHH-
ской жизни.

Занятия проводили ад’ютанты эскадри-
лий лейтенант Сагайдаков, старший лейте-
нант Степанов и исполняющий обязанно-
сти командира эскадрильи лейтенант Рах-
  дугин. Чтобы глубоко и всесторонне изло-
жить требования Дисциилинарного устава,
‘они заблаговременно ` сами изучили его,

‘прочитали газетные статьи о дисциплине
‘и подобрали необходимые факты из жиз-
ни своих эскадрилий. .

Подробно. 0й’яснял первую главу устава
лейтенант  Рахдугин. Он пользовался
соответствующими цитатами из произве-
дений Ленина и Сталина, приводил кон-
кретные примеры из истории Отечествен-
ной войны, когда железная воинская дис-
пинлина обеспечивала успех выполнения
боевых заданий. Закончив 0б’яснение той
или иной статьи Дисциплинарного уетава,
Рахдугин задавал слушателям  вопровы,
чтобы выяснить, как они поняли устав.
Иногда задавали вопросы и слушатели,

Изучение Дисциплинарного устава про-
ходит не только на занятиях, предуемот-
ренных расписанием. Атитаторы сержанты
Трубочев, Шелчков, Дятлов и старший
сержант Крупин провели несколько бесед
с механиками о советской воинской дис-
цинлине. С целью пропаганды нового ус-
тава широко используется наглядная
агитация. Написаны лозунги, еделаны от-
дельные выдержки из нового устава, из
произведений Ленина, Сталина и выдаю-
щихся русских полководцев. Проводятся
лекции о Дисциплинарном уставе и совет-
ской воинской дисциплине для офицерско-_
го состава.

Bee это положительно сказывается HA
дисциплине. Личный состав стал более
требовательным к себе, усилил борьбу за
укрепление воинского порядка. Штаб стро-
го контролирует выполнение распорядка
дня, расписания занятий, приказаний
командиров; Повыеилась бдительность су-
точного. наряда.

Высокую дисциплинированность прояв-
ляют летчики в воздухе. Недавно 18. чело-
век во главе с майором Цимбаловым полу-
чили задание перегнать самолеты за не-
сколько тысяч километров. Маршрут про-
легал через тайгу, высокие горные хреб--
ты и безлюдные степи. В сложных метео-
рологических условиях летчики провели
машины без единой заминки.

Капитан В. ЖУНОВ.
	Теоретическая
	конференция авиаторов
	В авиационной части, где командиром
подполковник Петров, недавно состоялась
теоретическая конференция офицеров, пэ-
	священная пятилетнему плану восстанов-
	ления и развития народного хозяйства
CCCP.

Конференции предшествовала большая
подготовка. 38а месяц до ее созыва был
разработан план, намечены докладчики.
Библиотека части подготовила диаграм-
мы, схемы и плакаты. Офицеры прослу-
шали несколько лекций: «Основные зада-
чи пятилетнего плана». «Восстановление
и развитие тяжелой промышленноетн в
новой пятилетке» и др.

Особый интересе ‚у офицеров вызвал
доклад гвардии старшего лейтенанта Гри-
горьева на тему «Советская ‘наука в
	°С неменьшим вниманием был прослу-
шан доклад лейтенанта Соболева на те-
му «Ленинград в новой пятилетке», а
также доклады капитанов Захаренко, и
Иткина, младшего лейтенанта Тарадай,
лейтенанта Сысоева.

Несмотря на большую подготовитель-
ную работу. в конференции, она имела и
недостатки. Например, слабо были увя-
	заны задачи пятилетнего плана с кон-
кретными задачами части.
Сейчас в части готовится  теоретиче-
	ская конференция на тему — «Дизлек-
тический и исторический материализм —
	мировоззрение марксистеко-ленинской
партии».
	Гвардии старший лейтенант
В. КОНОНОВ.
	10 тысач
	На-днях летчик Гражданского воздушного
Флота старший лейтенант И. Е. Мосолов от-
мечал двадпатипятилетний юбилей своей
летной работы. Юбилей совпал с другим вы-
дающимея событием в жизни летчика —
завершением безаварийного налета второго
миллиона километров.

Иван Евсеевич Мосолов принадлежит к
старшему поколению советских авиаторов.
Ему уже 47 лет, из которых больше поло-
вины отдано летному делу Подечитано, что
налетал он около 10.000 часов.

В беседе с корреспондентом «Сталинско-
го сокола» Иван Евсеевич поделилея неко-
торыми подробностями своей летной биогра-
фии. Она неразрывно связана © историей
советского воздушного флота. Тов. Мосолов
пришел в авиацию в 1922 году, когда
большевистекая партия и советское прави-.
тельство бросили клич: «Пролетарий, на са-
молет!». Мастеретво летчика росло вместе
с совершенствованием нашего воздушного
флота, в укреплении и строительстве кото-

рого он принимал непосредственное участие.
	— С летным делом, — говорит тов. Мо-
волов, — я впервые познакомился в 1921
году. Артиллерийской части, в которой я
служил, был придан самолет-коррёктиров-
щик. Я очень заинтересовалея им, подру-
жился © летчиком и вскоре стал летать с
ним в качестве летнаба на корректировку
стрельбы своих батарей. Эти полеты мне
так понравились, что я решил сам стать
летчиком и немедленно подал рапорт о пе-
реводе в авиацию.
	  ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
Работники политотделс
не учатся
	(От специального коррес
	повдента «Сталинского сокола»)
	ся произведение советского искусства
		Кадр из фильма «Клятва».
		ко знакомы. ь разных ситуациях неизмен-
но встречая друг друга, герои поставлены в
такие условия, что не встретиться и UC
подружиться им было никак невозможно.

Всех их об’единяют партия, Сталин. .
Отсюда, от всеобщей нартийности re-

роев картины, завязаны и нити сюжетной
EPO УТ

претворяются в жизнь, и В процессе, этого
великого созидания он, сам  увлекшись,
перерождается. Необычайно широк, таким
образом, творческий диапазон артиста, с0з-
давшего когда-то. вдохновеннейший образ
великого гражданина. Инженер. в исполне-
пии Боголюбова диаметрально  противоно-
ложен великому тражланину. (Он скорее
	пии Боголюбова диаметрально  противоно:
ложен великому. гражданину. Он скоре
гражданин Маленький. И тем труднее бы-
ло верно, не фальшивя и не впадая в
ложный пафос, показать его перерождение.
	ГО ПУТЬ. ‚А сделано это так, что зритель
	как бы вводится во внутренний мир героя.
	Благодаря применению мало употребляе-
мого приема — появляющихся на заднике
кадра туманных картин — мы как бы
входим в мысли действующих лиц. Таковы
кадры со Сталиным, управляющим первым,
еще несовершенным советским трактором.
	Сталин едет вперед на зрителя, а на этом
	Веех их 0б’единяют партия, Сталин. .

Отсюда, от всеобщей нартийности сге-
ткани.

Фильм этот о TOM, как жила 629
Ленина созданная Лениным страна, как ею
руководили партия большевиков, Сталин и
как люди шли за партией.

В первой части картины Сталин произ-
носит слова великой клятвы, данной им
после смерти Владимира Ильича Ленина.
Влятва была произнесена на П с’езде Сове-
тов. СССР. Но в фильме это событие проие-
ходит на Красной площади. Окруженный на-
родом, Сталин < высокой трибуны произно-
сит великие слова.

Слова вождя как бы произносит весь
народ. .
В лальнейшем вся жизнь тероев
	Бывает и так, что офицеры политотде-
ла, вопреки установленному порядку, сзик
решают вопрос о том, нужно ли им при.
сутствовать на той или иной лекции, В
один из дней учебы офицеры штаба слуша-
ли лекцию 0 штабной работе. Работник
политотдела лейтенант Дубин решил, чо
эта тема неинтересна, и ушел © занятий.

Офицеры политотдела мало самостоятель-
но работают над повышением своих воен-
ных знаний. Они даже не имеют ясного
представления © программе обучения лет-
ного состава на 1946 год.

Игнорирование офицерами политотдела
военных занятий зашло так далеко, что
они начали  сторониться  учебно-боевой
подготовки летного состава,

В полках проводились летно-тактическия
учения. Выполнялась ответственная учеб-
но-боевая задача. Между тем, период под-
готовки к учениям и в дни их проведения
партийно-политическая работа в частях не
была организована. Во многих эскадриль-
ях не проводились ни партийные собрания,
ни совешания партийного актива, на кот9-
рых бы обсуждался вопрос 0б авангардной
роли коммунистов в выполнении  учебно-
боевых заданий.

Работники политотдела стоят в стороне
от партийно-политичезкой работы в частях,
не помогают командованию в повышении
боевой выучки личного состава, в укреп-
лении дисциплины, порядка и организован-
HOCTH. :

Командование решительно notpebona-
ло от всех  политработников неустанно
совершенствования военных и  политиче»
ских знаний, отличного знания материаль-
ной части, глубокого изучения програмы
обучения летного состава. Работникам по-
литотдела следует сделать из этого полити-
ческие выводы, всерьез взяться за ‘воен:
ную и марксистско-ленинскую учебу, вю
свою деятельность направить на повы-
нение боеспособности подразделений, на
укрепление дисциплины и порядка в них.
	Майер И. ПВЕТНОВ.
	В управлении Н-ской штурмовой авизди-
визии регулярно проводитея командирская
учеба. В установленные для этого дни офи-
церы изучают материальную часть само-
летов, тактику авиации, знакомятся C HO-
винками авиационной техники. Вольшин-
ство офицеров управления настойчиво
повышает свои воепные и политические
знания.

Иначе относятея к учебе работники по-
литотлела дивизии. Они редко посещают за-
нятия. Так, например, заместитель на-
чальника политотдела майор Лопатин за
несколько месяцев на занятиях был толь-
ко два раза.

— Некогда, — говорит он, — всегда
бывает какая-нибудь срочная работа.

Инструктор политотдела старигий лейте-
нант Балакирев, лосетивши занятия один

раз, ссылаетвя на другие причины.
— Mena, — заявляет он, — никто не

ставит в известность о дне учебы.

Майор Палий, старший лейтенант Малов
й лейтенант Дубин жалуются ка то, что в
дни учебы их часто вызывают на какие-
нибудь совещания или посылают в коман-
дировку.

Так ти это в действительности?

Факты опровергают заявления работни-
ков политотдела. Дело в том, что они зача-
стую сами на дни учебных занятий, кото-
рые всем известны заранее, назначают
инструктивные зовешания, семинары, пла-
нируют поездки в командировки. Напри-
мер, в один из дней учебы должны были
состояться тренировочные стрельбы. Майор
Палий отлично знал об этом и тем не ме-
нее запланировал провести в этот день ин-
структаж групповодов политзанятий и на
тренировочные стрельбы не пошел. Так же
нередко поступает и старший лейтенант
Малов. Однажды, чтобы избавиться от
командирских занятий, он устроил себе
поездку в соседний гарнизон для провер-
ки... состояния кладбища. Майор Лопатин
часто в дни учебы пишет всевозможные
донесения, _
	ХУДОЖ И
А

нелопонимает и даже не верит в возмож-
ность осуществления плана строительства
огромного завода. Но вот начинаются <тро-
ительные работы. Он видит, как его чер-
	тежи, чертежи  индонера-конструвтора,
	одухотворены идеей, приведены в движе-
ние сложным, но естественным сюжетом.
Нелегко было даже только познакомить
такое количество разнообразных и разно-
племенных людей. А в фильме они не толь-
ко знакомы. В разных ситуациях неизмен-
	Отличники боевой учебы вступают в партию
		Лучшие воины Н-ского виасоединения
вступают в ряды партии. Среди них от-
личник учебы. механик самолета гвардии
старшина Киторов. Более 200 боевых вы-
летов обслужил он во время войны. И не
было ни одного случая аварии или полом-
ки. Теперь тов. Киторов так же умело и
старательно готовит машину к учебным по-
летам. Свой богатый боевой опыт молотой
	коммунист передает Новому пополнению,
	номогая ему лучше изучать материальную
часть. Активное участие принимает тов.
Киторов и в общественной работе. Он часто
проводит беседы, выступает с докладами
перед ряловым и сержантеким составом,
	СОВЕЩАНИЕ
АГИТАТОРОРВ,
	ГРУППА СОВЕТОВИХ ОВКУПАЦИОН-
НЫХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ. (0т наш,
co6. норр. по телеграфу). В Н-ском авиа-
соединении состоялось совещание агита-
торов и начальников школ партийного
актива. Совещание открылозь докладом
майора Говорова 0б итогах проверки полит-
занятий и марксистско-ленинской учебы
офицеров.

_ Выступивший на совещании майор
Руль поделился опытом проведения семи-
наров с групповодами политических за-
нятий. С большим интересом участники
совещания выслушали доклады майора
Сажина о партийно-воспитательной работе
и майора Фельгина о работе школ партий-
ного актива,
		тасов в
	25 лет работы летчика
И. Е. Мосолова
>
	Егорьевская теоретическая школа авиа.
ции, Борисоглебская военная школа летчи-
ков, Высшая школа воздушного боя — в
них Иван Евсеевич овладевал летной про-
фессией. Затем — служба в строевых час-
тях и авиационных школах Военно-воздуш-
ных сил. Здесь Мосолов обучал летному ис-
кусству молодых воинов. С 1932 года он—
в Гражданеком воздушном флоте. Снова
школьная работа, подготовка кадров для
нужд только что созданной гражданской
авиации. Им обучена не одна сотня летчи-
ков. Многие из них прославили <вои имена
в годы войны с немецко-фашистскими
захватчиками, стали Героями Советского Со-
22.
	Как линейный летчик тов. Мосолов 0б-
летал весь Советский Союз. Он не только
побывал на всех действующих воздушных
трассах, но некоторые тражеы прокладывал
сам. Во всех столицах союзных и автоном-
ных республик, во. всех областных и крае-
вых центрах, многих районных городах.
селах, совхозах и колхозах приземлялея его
самолет.

Отечественная война застала Мосолова
в должности инструктора учебной эскад-
рильи. С первых же дней войны он ушел в
ряды воздушных бойнов. Ответственные
авиадесантные операции, полеты в глубо-
кий тыл противника, к партизанам. Толь-
ко дальних ночных вылетоз летчик совер-
шил около семидесяти. Многие из них про-
	должались по 10—12 часов. Всего им npo-! 7
	Недавно приняты в члены BRII(6) or-
личники боевой и политической подтотов-
ки механики по вооружению  гвардич
старшина Лукин и гвардии старший сер-
жант Савченко. В дни войны они  вмеете
готовили ‘оружие x бою,’ обеспечивая” лет- 2:
чикам победу в воздухе. За самоотвержел:
ную и умелую работу оба механика удо-
стоены правительственных наград.

Принят в члены партии гвардии Тех-
ник-лейтенант Паламарчук. Это требова.
тельный к себе и к подчиненным офицер,
мастер своего дела, умелый воспитатель,

Гвардии млалший лейтенант
П. УЛЬЫБЫШЕВ.
	Семинар руководителей групп
марксистско-ленинской подготовки
офицеров
	В Н-ском авиационном соединении‘ н4-
днях состоялся пятидневный <еминар руко-
водителей групи  ‘маркейстеко-ленинской
подготовки офицеров.

Участники семинара прослушали лек-
ции; «Выход в свет первого тома Сочи:
нений товарища Сталина — важней нее
событие в идейной жизни партии», «Рус-
ский народ — выдающаяся и руководя
щая нация СССР», «Пятилётний план и за-
дачи дальнейшего повышения обороносио-
собности СССР», а также несколько лек»
ций по истории народов СОСР.

Капитаны Тинин и Рыков провели №
участниками семинара показательные
класено-групповые занятия.
	В заключение слушатели обменялись
опытом изучения истории нашей Ролины,
	Капитан И. КАБАНОВ.
	как бы произносит весь! Фоне вырастают тысячи совершеннейших
	тракторов -—— результат гигантской индуст-
риализации. страны.
В. картине. множество таких изобрете
	фильма — «друзей по клятве» — направ- И
aaa wa wrimangeune nkamauwa raumnrn  AHH. Приведу, к примеру. еще одно. Поеле
	лена на выполнение обещания, данного
Сталиным Ленину. Не уклоняясь, шагают
они к намеченной цели, преодолевая на
этом трудном и великом своем пути тех-
	ническутю отсталость страны, бескультурье,   *°
	разруху.
И вот здесь-то фильм поднимается до от-
	ромных публицистических высот. В него   зи
	ВХОДЯТ RYCKH KHHOTORYMPATOB. — СтТроитель-
ство Сталинградекого тракторного, строи-
тельетво оросительных каналов в Узбеки-
стане, кадры, показывающие великую
стройку в стране. 06 этом, как бы под-
черкивая хроникальность приема, раюска-
зывает диктор. Но ни ‘на секунду не: рвет-
ея прочная сюжетная ткань. На ней новы-
	MH узорами распветают подлинные куски
	документально выхваченного зорким кино-
`об’ективом стремительного потока жизнен-
ных явлений.

Мы уже говорили 06 игре артиста Гело-
вани. Он сделал все, чтобы донести до
зрителя живой образ великого вождя и под-
ковохна. Й картина уж одним этим войдет
в золотой фонд советской кинематографии.

Народная артистка РОФСР С. Гизпинто-
ва, исполняющая роль Варвары Петро-
вой — простой русской женщины,
теряющей — сначала мужа, — убитого
кулаками, потом дочь, погибшую во
время туптения пожара, вызванного дивер-
сией, затем сына, гибнущего на войне,
	обогатила, таллерею  напгих героинь великл-
	лепным портретом, исполненным живейших
красок животворного советского патриотиз-
ма. С первых же ее слов и до последних,
10 торжественной встречи © товарищем
	Великой Отечественной войны Сталин со
своим штабом идет по Георгиевекому залу
в Времле. и пол ноги ему стелютея повео-
	кенные фашистские знамена. ,

Обтирность темы диктовала  необходи-
мость этих изобретений.

И так, перед нами огромное событие.
Миллионы людей будет покорять этот фильм
	своими глубокими идеями и подлинным ис-
кусством. Вероятно, он вызовет немало
подражаний, о нем будут, несомненно, Ha-
писаны специальные исследования.
	Исторический фильм! Вот первое, что хо-
	чется сказать после просмотра этой выдаю-
щейся картины,
	щеися картины, : } новой  пятилетке»,
И здесь необходимо говорить о режиссе- 6 неменьшим в

ре Михаиле Чиаурели. Его мастерству обя-   шан доклад лейте
зана картина своей побеждающей логикой,   му «Ленинград +
тем, что актеры чувствовали себя слитным,   лакже пллелан п
	еДИНЫМ коллективом.
Но подобно тому, как в сыгранном орке-
стре режиссерская палочка только угады-
	вается, так и здесь присутствие режиссе-
	ра скрыто за кропотливон внутренней ра-
	ботой. На первый план выдвинуты лю-
	ди, персонажи, герой, актеры,
	Впрочем, и в них глубоко запрятано их
актерское существо. Кажется, что аппарат
	каким-то чудом фиксировал живую и тре-
петную жизнь, что все эти сцены в Коемле
	действительно происходили так, а не ина-
	че, и иначе происходить не могли.

Вот почему эта большая современная,
сегодняшняя в большом плане картина
действительно историчиа.
	Й что, пожалуй, уливительнее всего,
	малая отлаленность событий никак не мз-
	воздухе
	изведено свыше 200 боевых вылетов, В
самые тяжелые для Родины дни, когда шли
жестокие бой под Москвой. самолет Моо-
лова летал с «ответным визитом» к немиам
— в Восточную Пруссию.
	Во многих сложных переделках пришлось
побывать летчику за время войны. В oe
риод Курской операции он доставлял окру-
женным частям боеприпасы и вывозил ра-
неных, Как-то за транспортным самоле-
том Мосолова  погнались два немецких
ФВ-190. Один вражеский самолет был 0т-
влечен атакой нашего истребителя, другой
продолжал преследование. Только больное
искусство пилота, отлично овлалевшего ма-
стерством бреющего полета, помогло Мосо-
лову уйти от неминуемой гибели. Самолет
отделался четырьмя пробоинами в хвосте,

раненых бойпов были благополучно до
ставлены к месту назначения. Всего за вре-
мя боев под Курском Мосолов вывез 1333
раненых бойпов и командиров. Его. заслуги
перед Родиной отмечены многими прави“
тельственными награлами.
	Окончилась война, и снова Иван Евее-
евич — линейный летчик Гражданском
воздушного флота. Сейчас он обслуживает
заграничные линии. Географические знания
Мосолов приобретает, так сказать, «практи-
ческим» путем — он побывал уже в один»
надцати столицах и десятках городов ино-
странных государств.

Мосолова трудно застать лома Зато го
	раздо легче встретить его самолет в возду-
xe.
	Двухмиллионный километр был пройлен
	ри возвращении самолета Мосолова из
Праги.
	IE ER а Г РАГС: Е: On ЗЕ

Сталиным в Времле уже после победы   тает их историческому. обобщению. Наобо-
зритель не перестает следить за малейши- рот, то, что история здесь новейшая, по-
ми движениями этой широкой души. Hal могает воспринимать особенности сюжета
экране открывается тайное тайных совет- с остротой, какой не знала еще историче-
	ская, кинематография.
	экране открывается тайное тайных совет-
ского человека, формируется, мужает er
характер. Киноаппарат дает нам  возмож-
ность следить за его ростом е пристально:
стью замедленной с’емки. И в этом преж-
де всего заслуга, конечно, актрисы.

Подстать ейи остальные участники
картины.

Нужно прибавить к этому, что’ многие
актеры играют в непривычных для себя
змплуа.

Прежде всего это касается’ мародного
артиста РСФСР Н. Боголюбова, исполняю-
щего роль Александра Петрова, старитего
сына Варвары Михайловны Петровой. В
первых частях фильма Александр многое
	После просмотра этой картины каждому
хочется уяснить свое собственное «вчера» и
	«сегодня», свое поведение и место в жиз-
НИ.
	Й тут главная удача фильма, превра-
ющая его в пропагандистекое оружие ог-
	Щающая его в пропагандистское в or-
ромной силы.

Для всех становится еще более понят-
ным, что дал нам, нашей стране товари
Сталин, куда он направлял и направляет
свои и наши стремления.

Такое множество идей заключено в этом
сюжете, таково богатство его замысла.

И. РАХТАНОВ.
	Босторженные отклики авиаторов ва фильм „Клятва“
	ствление пятилеток, проникаешься гордо-
стью за свой народ, радостным сознанием

того, что живешь в такой замечательной
стране».
	Чейтенант И. Смирнов, покидая зал, где
демонстрировался фильм «Клятва», оставил
свой отзыв: «Картина вызывает у каждого
советского патриота прилив самых лучших
чувств, стремление всю свою энергию, все
умение отдать на укрепление мощи воору-
женных сил. на благо нашей отчизны».
	Слушатели училища с особым чувством
смотрели этот фильм. Многие из них сни-
мались в  массовых эпизодах картины и тем
самым в известной степени участвовали в
ее создании.

Коллективные просмотры фильма «Ёлят-
ва» состоялись также в Краснознаменной
военной воздушной академии командного
и штурманского состава Военно-Воздуш-
ных Сил, в ряде авиачастей и соединений:
	ных просмотров фильма «Влятва». Здесь
нет ни одного курсанта, ни одного коман-
дира, не просмотревшего нового фильма.
После просмотров в подразделениях состоя-
лись оживленные обсуждения. Фильму бы-
ли посвящены специальные номера стен-
ных газет.

В подразделении старшего лейтенанта
Евдокимова на следующий день после де-
монстрации картины вышли босвые лист-
ки, Вот что пишет в одном из них ком-
сорг роты старший лейтенант Jaymes:
«Фильм «Клятва» — художественная ил-
люстрация величайших событий, проие-
шедших в нашей стране в течение 22 лет.
Авторы картины е большим мастерством
сумели показать, как выполнялась наро-
дом. великая клятва, данная товарищем
Сталиным над гробом Владимира Ильича
Ленина. Глядя на то, с каким мужеством
и упорством советские люди под руководст-
вом великого Сталина боролись за осуще-
	На экранах кинотеатров страны  про-
должаетея демонстрация нового. художест-
венного фильма «Ёлятва».

По общему признанию зрителей, «Клят-
ва» является одной из. лучших картин,
созданных советской кинематографией. Она
нашла горячий отклик среди рабочих,
крестьян, интеллигенции, офицеров и бой-
цов нашей армии, Многомиллионный со-
ветский зритель, просмотрев это выдающе-
ея произведение искусства, оценил ero по
лостоинетву. Для каждого советекого чело-
века самое дорогое и волнующее в фильме
— 0603 любимого вождя товарища
Сталина, созданный лауреатом Сталинской
премии М. Геловани.

Восторженные и взволнованные отзывы
свилетельствуют 06 исключительном уепе-
хе фильма среди авиаторов.

В 1-м Московском краснознаменном ор-
лена Ленина военном авиационном учили-
те связи состоялось несколько коллектив-