за наи Советскую Родину!
	aX CHM SI
СОЮЗА CCP)
	ВЫХОДИГ .
ЕРЕЗ ПЕНЬ
	День авиации прошел как всенародный праздинк.

Великий вождь партия и народа товарищ Сталин в своем приказе,
посвященном Дню авиация, пожелал. летчикам и всему личному составу
Военно-Воздушных Сил, конструкторам и всем работникам авиационеой
промышленности дальнейших успехов в деле совершенствования совет-
ской. авиация. В этом пожелавии заключается программа дальнейшей
работы советских авиаторов.

По-боевому ‘выполним задачу, поставленную товарищем Сталиным,
		да®е

вашего наро
	с честью оправ
		м доверяе и надежды
	ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ
(ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СО!
	№ 101 (505)

шино (под Москвой) 18 августа 1946 года. На снимке (слева направо): товарищи А. А.
ерня, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, А. А, Кузнецов, Н. М. Шверник, А. Н. Косыгин,
		ДЕНЬ СТАЛИНСКОЙ АВИАЦИИ. На авиационном празднике в Тушино (под Москвой) 18 авгус
К. Е. Ворошилов, И. В. Сталин, К. А. Вершинин, Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Й. М. Каганович, А. И.
	НС пПатоличев.
	успехам,
авиаторы!
	‘все наши звенья — от одиночного эвипа-
	жа до крупного авианнончого штаба =—
пронизать. высокой  организованностью,
железной дисцинлиной, кренкой сплочен-
ностью, позволяющими глубоко и творче-
CRH постигаль зершичы военной. науки и
летного мастеротва. Жиль старыми заслу-
тами, стоять на месте мы не имеем права.
Отетавание пагубно скажелея на воем.
Жизнь настолтельно учит, что никакой
предмет нельзя освоить 063 кропотливого
наращизания знаний, 063 епрестанного
их совершенствования.
	Советекие авиаторы должны помнить за-
мечательные слова товарища Сталина,
сказанные им еще много лет. назал: «Ис-
KYCeTBO веленяя войны в современных ус-
	ловиях COCTORT B TOM, чтобы, овлалев вее-
	ми формами войны ‘и вееми достижениями
науки, в этой облаети, разумно их неполъ-
звать, умело сочетать их или своевремен-
но применять ту или иную из этих форм
в зависимости от обстановки». На всоруже-
нии напих частей имеется огромный” бое-
вой опыт, наним летчикам народ доверя-
ет первоклассные боевые машины. Дело
только за тем, чтобы командиры и их шта-
бы постоянно заботились 06 укрензения
боевой мои своих частей, 9 непрестанном
совершенетвовании каждого летчика, штур-
мана, воздушного стрелка, каждого техни-
ка. механика и моториста.
	Товариши летчики! Вы окружены горя-
чей любовью и заботой народа. Народ гор-
длится вами и смело полагается на вас. Он
верит, что вы, нолные сил, бодрости в
энергии, сумеете па еще большую высоту
поднять летное мастерство, нашу авиа-
циомную культуру. Трулитесь неутомимо,
влохновенно, с присущим вам рвением.
(Становитесь в ряды мастеров искусното пи-
лотажа, точного огня и бомбометания. Не-
утомимо изучайте веесильную теорито боль-
мевистекой партии, повышайте свою обще-
образовательную подготовку. Помните, что
овладение новейтими достижениями авиа-
ционмой техники без достаточных теорети-
ческих знаний невозможно. Знания законаз
механики, физики, аэродинамики, матема-
тики необходимо для грамотного полета,
пилотажа, воздушной стрельбы и бомбомета-
ния. Помните, что в учебе, какив 00ю.
нужны непрерывное творчество и дерзание!
	Товарищи техники и механики! Своим
самоотверженным трудом на земле вы спо-
собетвуете успеху летчиков в воздухе. Bee
свои силы отдавайте отличному, культур-
ному обслуживанию материальной части
самолета. мотора и вооружения. Ни на мн-
нуту не прекращайте технической учебы!
Будьте подлинными мастерами своего дела!
	Товарищи командиры! Нартия и прави-
тельство доверили вам обучение и воспита-
пие советеких военных летчиков.  Горди-
тесь своей профессией и высоко держите
комаилирскую честь. Baw священный
долг — отдать все силы на успешное. вы-
полнение задач боевой и политичеекой под-
готовки. на дальнейнюе строительство и с9-
верменетвование боевой моши Военно-Воз-
душных Сил. Образцово организуйте учеб-
ный процесс, каждое занятие, каждое лет-
но-тактическое учение. Боритесь за  даль-
вейшее укрёпление дисциплины, порядка
и организованности. В твердой  дисципли-
ле — ключ к новым успехам в боевом с9-
вершенетвовании советских Вооруженных
Сил, в укрепления военной мощи налей со-
циалиетической отчизиы,

К новых успехам, товарищи. авиаторы!
	Жданов; И. С. Конев, Н. А. Булганин, А. И. Антонов,
	А. А. Андреев,
	Н. А. Вознесенский, Г. M. Toros,
	Фото Н. Петоова.
	На Тушинском аэродроме в День сталинской авиации
		«УТКА» И ГЕЛИКОПТЕРЫ
	после двух ранверсманов звено, набирая
скорость, исчезло.

В небе снова «ЯК-3», но на этот раз их
еще больше — пять. Группу привел стар-
ший лейтенант Бондаренко, на ведомых
	машинах — старшие лейтенанты Балурин
я Чернов, лейтепанты Тутушкин и Целикин.
Bre OHIL — инетруктора авизикоты. Baa-
	дея в совемненетве машиной, они показа-
ли сложный вих пилотажа — пилотаж в
груние.

Пятерка «Тавочкин-7» сменила «Яков-
левых». Командир эскадрильи Высшей
офицерской авиашколы возлушного боя ка-
питан Трушин, старшие лейтенанты Серте-
ев и_Астахов, лейтенанты Кузовкин и Не-
жланов подошли к аэродрому в строю oe
ленг. Самолеты одновременно вынолнили
тэрку.. Каждая фигура — ато резуль-
тат больного, мастерства ^ летчиков, по-
казатель того, как они умело владеют. ма-
шинами,

— Смотрите направо. Ke аэродрому при-
ближаетея девятка самолетов «ЯЁ-3», —
оповещает диктор.

Участник боев за Москву в 1941 году
подполковник Маренков, кавалер трех ор-
денов, вел «ЙЯковлевых», пилотируемых
подполковником  РОМАНОВЫМ. старшими лей-
тенантами Артемовым, Жуком, Шпаком,
Барановым, Ярковичем, старшим лейтенан-
том Косаревым, младшим лейтенантом Сви-
ридовым. Боевой счет этих летчиков —
около 30 сбитых вражеских самолетов. яа
нотетупах к столице,
	А сейчас в мирном небе летчики девят-
ки показали виртуозность в выполнения
фигур высшего пилотажа группой, состоя-
щей из большого количества самолетов.
	Изумительным ‘аккордом демонстрации
группового и ‘интивилуального летного
мастерства послужил одновременный син=
хронный пилотаж звена «ЯВ-3». Герой
Советекого Союза подполковник Ткаченко
с веломыми Героем Советского Союза майс-
ром Середа и майором Пахомовым показали
высший класс пилотажа С земли каза-
лось, что «Яковаевы» касаются друг IpPY-
та  конеолями, — в таком о плотном
строю летела и делала фигуры эта
тройка скоростных истребителей. Красота
й необыкновенная сложность этого номера
заключались в том, что звено выполняло
все фигуры высшего пилотажа вокруг оси
ведущего самолета; две остальные машины
являлись как бы продолжением его пло-
скостей. .
	АЭРОДРОМОМ
	значение имеет радио для современной
авиации.

Не ‘успела трупиа скрыться; как над
аэродромом появился одинокий «ЯК-3», уп-
равляемый одним из старейших советских
тетчиков” —=оноднолковником Полуниным.
Это имя известно многим в нангих истре-
бутельных авиационных нолках. Тысячи
летчиков знают Полунина Kak своего в0с-
питателя и Учителя. Блестящий мастер
воздушного пилотажа; он неоднократно
участвовал в боях с ‘вратом и каждый раз
выходил победителем. 8.500 раз поднимал-
ея Полунин в BOBTYX на самолетах разных
конструкций.

Вогла боевая машина, повинуясь руке
мастера, свечей пошла высоко вверх, зри-
		теля советеких асов. Особенно громко ан-
		НИКе Гости ИЗ Франции —— летчики полка
	  «Ворманлия». Qs крылом ю крылу. вместе
	советекими летчиками  воовали на
«ЯЕ’ах» против «Фокке- Вульфов» И «Мес-
сершмиттов».

«ЯК» Полунина четко вырисовывался
на белом экране высоких облаков. Летчик
совершал каскат фигур. Тройная бочка,
иммельман, ранвереман, нетля, свеча следу-
ют олна за другой в разных комбинациях,
Самолет то в ревом несся к небу, то стре-
мительно. пикировал. ..
	Над аэродромом другой скоростной ист-
ребитель — «Лавочкин-7». Старший лей-
тенант Мехалин, командир одного из луч-
ших звеньев Высшей офицерской авиашко-
лы воздушного боя, демонстрирует выс-
ший пилотаж на манине, которая вместе
с истребителями Яковлева отлично служи-
ла нашим летчикам в боях е немецкими
фаптистами и японскими империалистами.
Зрители могли наблюдать серию разнооб-
разных сложных фигур, - совершаемых в
исключительно быстром темпе. И вот «Ла-
вочкин», набирая высоту, исчезает из по-
ля зрения.

Но в небе тотчас же появляются  дру-
the самолеты: Ha этот ‘раз’ — три
«ЯК-3». Звено вел Герой Советского
Союза генерал-лейтенант авиации Иванов.
Ведомыми были майор Соловьев и капи-
тан Храмов,
	Всеобщее восхищение вызывает их мас-
теретво. Они начали комплекс фигур с пет-
	ли В 6100  «аАЛИЕ>, затем последовали
иммельман, бочка, = переворот, снова
петля, потом несколько других фигур, и
	Ha какой-то короткий срок аэродром, на
котором собрались сотни тыеяч москвичей,
превратилея в важный военный of err.
	Над ним на большой высоте патрулировала
	группа наших истребителей. Их ведущий
— подполковник 0рл0в.

Раздалея голое диктора — полу-
чено . сообщение о приближении самояе-
тов «противника». В небе бурые хлопья
разрывов ——открыла заградительный огонь
зенитная артиллерия. Справа появились
«Фокке-Вульф-190». Но их вели co-
велекие летчики — Бурщюв и  Старо-
дубцев. В небе фокот пушек, трель
пулеметов -— завязался воздушный 00й.
Bee услышали зловещий, прерывистый вой
моторов, нарастающий < каждой секундой.
Два «Хейнкель-111» подошли в аэродро-
му. Появились истребители усиления—че-
тыре «ЯК-3». Эту группу вел. старший
лейтенант Косарев.

В небе — жаркий воздушный «бой». Он
напомнил о сражениях в воздухе, евидете-
	Торжественно и радостно провела наша
страна традиционный праздник советской
авиации — 18 автуста. Как и всегда в
лни народных торжеств, неподражаемо кра-
сечна была Москва. Улицы и площади, еа-
	ты и паоки сие нахануие украсилиеь зна-
	менами и транспарантами, портрета py-
ководителей партии и правительства, луч-
ших представителей советской авиации —
героев-летчиков и творцов авиационной
техники.

За несколько часов до официального
	этжрьегия праздника сотни тысяч москвичей
	начали стекатьея к Тушинскому а3р6др0-
му, чтобы отметить боевые успехи сталин-
ских соколов, полюбоваться их  летным
мастеретвом, посмотреть новые достижения
советской авиационной техниги.

На аэродроме Центрального аэроклуба
имени В. И. Чкалова к открытию празт-
ника собралось свыше 300 тысяч MOCKBH-
ей. . а

Ровно в 13 часов фанфаристы возве-
стили 0 начале празлника, и был. поднят
флаг Военяо-Воздушных Сил СССР.

Артиллерийский зали потряе воздух. В
тот же мир. от земли оторвались три тыюя-
чи цветных шаров-пилотов, В небе нал
яэродромом вспыхнули многоцветные фей-
врверки и гирляндами посыпалиеь вниз.

Справа донесся ровный гул моторов.
Тысячи глаз стали пристально втлядывать-
ся туда, гле на фоне серых облаков Bee
отчетливей вырисовывается пятиконечная
звезда. Ее вычертили самолеты «По-2»,
тредставляющие на празднике авиацию
Осоавиахима. Флагманскую машину 3Be3-
ды вел старейший русский летчик пол-
ковник Ф. Родин. Нельзя было смотреть без
восхищения на мастерство пилотов; на их
умение тах управлять машинами, чтобы
нарисовать в воздухе эту ‘emporyio и тру
ную фигуру.

Не успели зрители ПРОВОДИТЬ, ‚таазами
	Внимание зрителей привлек самолет
необычной форм. Он летел хвостом. влерех.
	Это — новый оригинальный ‹амолет типа’

о а ее сетках OUP anno on!
	«Утка». Стремясь увеличить скорость по-
лета, авиационные конструктора ит
для своих машин новые конетруктивные
формы. Нри такой схеме, когда пропеллер
помещается позади крыла, а хвостовое
перение впереди его, создаются лучшие
условия для работы крыла, ис большим
успехом можно применять скоростные
крыльевые профили.

Необычный самолет вполне нормально
летает, выполняет на глазах у зрителей.
различные эволюнии. Emre ofa новинка.
нашей авиапнонной техники! _

На середину летного поля выруливалот о
новые летательные аппараты необычной’
формы: унравляемые ‘летчиками Пономале-.

вым и Байкаловым. Это геликонтеры ковет-
	Незом ‘над аэролромом овладели истре-
битваи. Первой появилась восьмерка
«Яковлев-5». Самолеты  пилотировали
аетчики Выешей офицерской авиашколы.
воздушного боя — катитаны Нечаев и Ди-
патенко, старшие лейтенанты  боколов-
ский, Дубенко, Иванов, Гуляев, Гайдуков,
лейтенант Букреев. Группу вел командир
эскадрильи Соколовский. Каждый из этих
летчиков улостоен многих правительствен-
ных наград за обучение мастеров воздуш-
ного боя. За один 1944/45 учебный roy
	‚ Над морем голов развевались на флаг-
токах знамена Военно-Воздущных Сил,
Гражданского флота и Осоавиахима.

Трибуны, балконы и ложи Центрального
Зэроклуба СССР имени В. П. Чкалова были
украшены живыми цветами. Ha фронтоне
главного здания’ аэроктуба — портреты
членов Политбюро ЦК ВЕНСб). В центре—
большой портрет товарища Сталина.

За несколько минут до открытия праз-
дника в центральной , ложе появляются
встреченные громом аплодисментов това-
pem И. В. Сталин, товарищи №, Е.
Ворошилов, 4. ИП. Берия, KX. OA.
Кланов, А. И. Микоян, А. А. Андреев, 1. М.
Каганович, Г. М. Маленков, Н. М. Швер-
‘ник, Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин,
Н.А. Булгании, А. А. Кузнецов, Г. М, Мо-
„нов, Н. С. Патоличев;, И. С. Конев, К. А.
Вершинин, А. И. Антонов.
	звезлу. как диктор’ обратил RX вВНима-
	Hie на очередной номер программы. Ho-
	строившиеь фронтом, в аэродрому прибли-
жалаеь пятерка «По-2», связанных лен-
той. Свова по аэродрому“ пронеслись BOa-
глагы одобрения.

Высоко над азродремом появились Три
учебно-тренировочных самолета  «УТ-2».
Их вели мастера выешегое пилотажа —
летчики. Осоавиахима` Захудалин, Недош-
ковекий и Петров. Точно и законченно вы-
черчивая в небе одну фигуру за другой,
самолеты стремительно неслись к земле. И
Когда се уст зрителей готово было бсорвать-
ся прелостерегающее «ах!», машины мгно-
венно и стройно вемыли ввысь.

_ Тройку «УТ-2» сменила семерка, воз
главляемая четчиком Павловым. Групповой
пилотаж — высшее достижение техники
управления самолетами. Словно повинуясь
одной руке, машины с удивительной строй-
ностью лелали петли, бочки, виражи.
	рукции талантливого еоветского инжене-
ра, лауреата Сталинекой нремии Ивана
	Павловича Братухина. У этих машин —
	огромные винты-роторы, расположенные в
горизонтальной плоскости. Летчики дают
газ. Вее быстрее вращаются роторы. Гели-
конторы полымаются в воздух прямо с ме-
ста. Для взлета им не нужен разбег. Они
	TOIBIMAW TCH вверх по вертикали, делают
круги, новорачиваюля на месте вокруг
спбственной оси. лают  залний хол. Олин
	геликонтер неподвижно повис 5 воздухе.
Открылась дверь кабины. Из нее выкину-
ли трап. тю которому ва землю спустился
	пассажи,
	№ новым
товариши
	Совелекий народ х огромным патрио-
тическим под’емом отметил Веесоюзный
лень авиации — праздник  победонос-
ного Воздушного Флота социалистической
державы, день торжества и триууфа cTa-
линсквих авиаторов.

Празднование Лня авиации вылилось в
большой всенародный праздник. Народ-ге-
рой, народ-победитель воздал елаву и п9-
чести своим гордым  боколам-летчикам и
работникам авиационной иромышаленности
п вместе с ними выразил  беспредельную:
любовь и признательность творну советекой.
авиации,  влохновителю и организатору
всех наних нобэд — великому Оталину.

Навечно сохранятея в памяти народ-
ной заслуги советеких авиаторов, локазаз-
ших в Великой Отечественной войне 0ез3а-
ветную стойкость, отвагу и подлинный
теронам в завоевании побелы. В битвах с
врагом они побеждали не только емело-
стью н отвагой, но и прекрасным умением
воевать, своим высоким боевым мастерет-
вом, которое в ходе боев день ото дня р96-
10 и соверненетвовальсь.

На авпапнонном празднике в Тушино
наши летчики перед своим вождем, учи-
телем и другом товарищем Сталлным, ру-
ководителями партии и правительства, пе-
ред лином трехсот тысяч трудящихся. еще
раз продемонстрировали свою беспредель-
ную преданность Родине, народу, партии
]энина— Сталина, показали выдающееся
авиационное мастерство, умение в совер-
пенстве владеть техникой, врученной им
народом.

Но достигнутые успехи не должны
зекружить нам голову. Они должны стать
тем могучим трамнлином, оттолкнувигись
от которого мы обязаны еще решительней
двинуться вперед по пути ° дальнейдтего
совершенствования Военно-Воздутных Сил.
Советский народ, любовно вынестовавший
свою авиацию, хочет видеть ее еще более
сильной, еще более могучей.

Наш великий вождь ‘и полководец
Генералиссимус Советокого Союза товарии
Сталин, приветствуя и поздравляя авиато-
ров и всех воинов Красной Армин с всена-
родным праздником-—Днем авиации, в своем
приказе 18 августа пожелал летчикам
и веему личному составу Военно-Воздуш-
ных Сил, конструкторам и всем ‘работни-
кам авиационной промышменноети далБ-
нейших уснехов в деле совершенствования
советской авиации.

Это пожелание товарища Сталина вы-
звало огромный творческий нод’ех среди
летчиков, штурманов, воздушных стрел-
вов и радистов, мотористов и механиков,
работников авиационной промышленности.
Во всех частях и соединениях прокатилась
волна митингов. Выступая на митинге,
летчик гвардии лейтенант Василий Тропин
68а:

—В пожелании товарища Сталина за-
ключена огромнан программа дальнейшей
созидательной работы наших. летчиков,
конструкторов, ° программа для всех тех,
кто причастен к Военно-Воздунитым Си-
Нам, Явигать влеред и непрестанно COBED-
енетвовать советскую авиацию —— зна-
чит трудиться на своем посту самхоотвер-
жЖенно, не зная устали, значит учиться
так, чтобы каждая минута учебного времени
была потрачена с пользой для поднятия бо-
евой выучки каждого экипажа, каждого
воздултного воина в отдельности.

Этими словами летчик-гварлееи Тропин
выразил сокровенные чуветва, думы и ча-
яния всех советских авиаторов.

Велики наши задачи. Чтобы достойно,
C честью и славой решить их, мы должны

ями которых были многие зрители во
время войны.

Одна группа «ЯЕ’ов» связала боем ист»
ребители «противника», а другая — ата-
ковала «вражеские бомбардировщики». Вот
за одним из «Фокке-Вульфов» потянулся
шлейф черного дыма. Преследусвый .
«ЯКами», загорается «Хейнкель». 00°я-
тый густым дымом, он имитирует паление.
Подбит и второй истребитель. Очередь те-
перь за оставшимся «Хейнкелем». Олна из
мелких очередей зажигает и его. Самолет
«горит» и «надает». .

— Группой наших истребителей коман=
довал старший лейтенант Косарев, — 06’-
являет по радио диктор. — Во время вой-
ны он лично сбил шесть вражеских сам0-
летов... Сегодняшний, естественно, не в
счет... — заканчивает диктор под одобри-
тельный тул свилететей только что прове-
wewnoro «fon»...
	(Окончание см, на 2-й стр.).
	Геликоптеры имеют огромное будущее.
Они. безопасны, просты в управлении, не
нужлаютея В специальных посалочных
	LAIMA TA.
	В НЕБЕ — МАСТЕРА ПИЛОТАЖА
	они подготовили для фронта около 150 ©9-
веских асов.

Действуя но команде, которую с земли
по радио передает Герой Советского Сотоза
генерал-лейтенант авиации Благовещен-
ский, восьмерка «ЯА-3» проходит строем
«фронт», разворачивается на 90°, затем са-
	молеты последовательно делают разворут
Ha 180°, переходят в левый вираж,
стремительно делают горку... Безуко-
	PHSHCA AO точно BoM HAT радвововав-
TY латчиинм TORA2nIRaAT. такое большое