29 августа 1946 г., № 102 (504),
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ а i
				м

- тактических учении
		eqns

епрерывно совершенствов

вать боевое мастерст

о аа Аим
				А. Булавченко, наносит удар по цели
	Эскадрилья, которой командует капитан
с пикирования.
	ЕЛАВНО в Н-ской авиачасти состоялось   ‘комплекбное‘ летно-тактическое
	ученне; В условиях, приближенных
	к боевым, летчики-и опытные, сражав”
		Удар по целям. у
	рых входило прикрыть действия штурмови-
ков над полем боя.

Нужно сказать, что четкий сбор. -само-
летов в зонах ожидания, их своевременный
приход к полю боя и уход от цели были
одним из достоинств учения. Плановая таф-
лица, составленная штабом, не нарушаелась
ни разу, Самолеты подходили к линии
фронта точно в указанное время и находи-
лись над целью столько, сколько было по-
ложено.

Первыми атаковали танковую колонну
эскадрильи офицеров Заовражного, Румян-
ева, Полякова. Предусмотрительно посту-
пил командир эскадрильи «Ильющиных»,
который перед атакой цели сделал холос-
той заход. Однако летчики не учли вет-
ра, плохо произвели боковую наводку,
3 это сказалось на точности огня. Танковая
колонна «противника» поне“ла от действия
этих групи значительно меньший ущерб,
чем другие цели.

Удачно проштурмовали передний край
вражеской обороны <амолеты офицеров Иг-
нашкина, Крючкова и Юрченко. Хороший
строй, умение вести прицельный огонь из
бортового оружия и точно бомбить — все
это обеспечило меткие попадания. Даже во
время атаки цели, когда разрывы вставали
прямо над узкой полоской траншей, име-
лась возможность судить © точности попа-
даний.

Штурмовики атаковали железнодорож-
ный узел «противника», — применив
штурмовку с круга. Штурмовики офицера.
Сухарева нанесли удар по переправе. По-.
следними появились над полигоном штур-
мовики офицера Волкова. Тремя группами.
атаковали они автоколонны «противника».

Когда последние › самолеты: отошли от
пели, офицеры штаба по горячим следам
0б’ехали. поле полигона, ‘устанавливая
результаты попаданий. Каковы результаты,
учения” В основном  сосредоточенный
бомбо-штурмовой удар пю группировке про-
рвавшегося «противника» был нанесен
удачно. Благодаря ‘четко спланированной
таблице была достигнута непрерывность
в воздействии на «противника», С другой
стороны, распределение целей между само-
летами, участвовавигими в учении, привело
к тому, что все наиболее важные об’екты
«противника» были подвергнуты уларам с
воздуха. Хорошо была поражена автоко-
лонна штурмовиками. Прямые попадания B
переправу позволили дать отличную оцен-
ку действиям самолетов офицера Сухарева.

Наряду с этим в ходе учения обнаружи-
лись и слабые места в подготовке эки-
пажей. Во время питурмовок из-за замыкаю-
тих слишком растягивался круг. Так, на-
пример, было в группе офицера Пономарен-
ко. В подлинно боевой обстановке растяж-
ка круга привела бы к нарушению непре-
рывности воздействия на цель. Не все лет-
чики при подходе к линии фронта произво-
дили противозенитный маневр. У некоторых
этот маневр был слишком паблонным и е9-
стоял из поочередного перекладывания ма-
тины то в правый, то в левый крен. У
бомбардировщиков тоже были недостатки,
свидетельствующие 0 том, что экипажам
следует оттренировать одновременное сбра-
съыпание бомб в звеньях при пикировании.

Тетно-тактические учения показали, что
летчики достаточно четко умеют взаимо-
действовать в составе больших групп, не-
прерывно повышают технику пилотирова-
ния и огневую похготовку.
	Иапитан Г’ СЕМЕНИХИН- _

шиеся в небе Белоруссии, Польши, Германни, и молодые, овладевающие мастер>
ством воздушных воннов, — славали своеобразный экзамен на боевую зрелость.
‚ Летчики и штабные офицеры показали результаты, которых они добились за
месяцы учебы. В полетах над полигоном Участники учения продемонстрировали
неплохую групполую. слетанность, Многие командиры групп не шаблонно, а твор-
чески подходили к выбору способов захода на цель, к построению атак и обра-
ботке целей. Наряду с этим выявились и слабые места в подготовке летного
		Ниже мы печатаем материалы об этом учении.
	Весколько дней подряд шла напряжен-
ная подготовительная работа. Так же, как
и во время войны, на. пестрых  топогра-
фических картах извилистой цветной ли-
нией обозначался фронт, красными стре-
лами — направление, в котором лыта-
лись нанести удар части прорвавшегося
«противника», кружками — «вражеские»
опорные пункты, переправы, мосты, тан-
ковые колонны.

В то-самов время, пока штурманы «Пе-
тляковых» тренировались в прицеливании,
= истребители и штурмовики продумывали
заходы на цель и боевые порядки, политон-
ная команда заканчивала свои приготовле-
НИЯ. Ona ycTaHaBIHBada B колонны авто-
мапгины, маскировала отневые позиции на
территории опорного пункта, оборудовала
в траншеях пулеметные гнезда.

Когда предварительная подготовка в
звеньях была закончена, в о воздухе
состоялся своеобразный розыгрыше учения.

Действуя в тех боевых порядках, которые
были уже тщательно обдуманы и взвеше-
ны, применяя те способы выхода на цель
и атак, которые в итоге многочасовой пох-
готовительной работы на земле намечено
было применить во время учений, команди-
ры трупи и эскадрилий получили возмож-
ность убедиться в правильности избранных
ими сределв воздействия, выявить ошиб-
ки и промахи. На состоявигихся после этого
разборах летчики проанализировали все
неправильности, внесли необходимые кор-
рективы. Например. истребители, сопрово-
ждавшие группу «Петляковых», ведомую
офипером Улебниковым, отметили,
что звено непосредственного прикрытия на
маршруте отетало и не сумело защитить
последние самолеты в момент внезапной,
тактически грамотной атаки «синих».

Штурмовики еще раз в процессе пред-
варительной подготовки обратили внимание
замыкающих на отставание при выходе из
атаки и отходе от пораженной цели.

В течение двух дней шли затем в клас-
сах занятия, а над полигоном то и дело
появлялись разведчики, наблюдавшие 3a
действием «противника».

Й вот настал день учений. С высокой
наблюдательной вышки перед тлазами —
улачно имитированное поле боя.

Первыми над полигоном появились
«Петляковы». Одно за другим прошли
звенья бомбардировщиков,  сопровожда-
емые истребителями. В тот момент, когда
самолеты становились на боевой куре; в
небе показались истребителя «противника».
Завязались воздушные «бои» на вертика-
лях. Бомбарлировщики, ведомые офицерами
Гончаренка.,Ролотеким, Лоскутовым, © пи-
кирования бомбили опорный пункт «про-
тивника».

Некоторые эскадрильи на этом учении
впервые производили бомбометание с пики-
рования по звеньям, но показали достаточ-
но хорошую слетанноеть. Они первыми
нанесли сосрехоточеиный удар по контр-
атакующему «противнику». Релел за бом-
барлиповитякамя нах полем боя появились
штурмовики. Их еще we было видно, ког-
да в наушниках у радиста, дежуривитего
на станиня вавелещия, раздался теолог
офицепа Зяовражного.

— Я «Аиет 4-10», — хва раза повторил
тот, обраттаяеь к истребителям  сопрово-
ждения. которые ожидали «Ильюшиных» В
зоне ветречи. .

Точно ‘по плановой таблице в зоне ожи-
дания ветречалиеь пгурмовиви е истреби-
телями офицера Горбатюка, в задачу кото-

Над чем нужно работать
_ штурмовикам
	Тетчики Н-ского тваотейското питурмо-
	  вого подразделения много раз Принимали
участие в массированных налетах. Доста-
точно лишь бегло просмотреть историю
этого подразделения, вспомнить Орловеко-
Курскую битву, Бобруйскую операцию,
итурмовые удары по войскам противника
в районе Праги-Варитавской, и перед мыс-
ленным взором всплывут десятки вылетов,
когда летчики, действуя в составе крупных
авиационных групи, громили опорные пунк-
ты немцев, их железнодорожные узлы и
переправы.

Серьезная задача была возложена на
штурмовиков офицера Заовражного в лет-
но-тактическом учении. Они должны были
нанести массированный удар по танковой
колонне «противника», Казалось бы, что
‘летчики, имеющие «оль богатый боевой
опыт, выполнят задание по крайней мере на
«хорошо», если не на «отлично». Однако
этого не получилось. Фактические попада-
ния, отмеченные комиссией, которая обеле-
довала полигон после летно-тактических
учений, дали возможность оценить действия
летчиков Заовражного только на «поеред-
ственно», в то время. когда другая грул-
па, действовавшая тоже по узкой цели. —
автоколонне, — поразила цель на «хоро-
10». _ .

В чем кроется причина, поментавшая
ттурмовикам офицера Заовражного выпол-
нить задачу с более высокими резуль-
татами? Меткость штурмового удара енизи-
ли недостатки, которыми страдали как
наземная, так и летная подготовка эки-
пажей,

Существенный недостаток был допущен
при составлении плана розыгрыша поле-
тов. Опыт показывает, что если план ро-
зыгрыша состоит из усложненных вводных»
то он приносит гораздо больший эффект,
нежели план, составленный из обычных,
вопросов, отованных от конкретной дей-
ствительной обетановки, < которой в том или
ином случае летчик может столкнуться В
полете.

Эта истина была забыта некоторыми.
командирами, в частности гвардии’ калрита=
ном Румянцевым. План розытрыша у него
состоял не из вводных, а из общих вопро-
сов, оторванных от реальной обстановки,
вынисанных из Наставления по производ-
ству полетов и Инструкции по технике
пилотирования. Летчик, которому на пред-
варительной подготовке задавалея один из
таких вопросов, зачастую отвечал мохани-
чески. Этот недостаток нужно учесть на бу-
дущее. Устранение его намного повысит <9-
тержательносль предварительной  подго-

товки.
Совевм иной характер носили  под-
	готовительные занятия „там, где BOTH
сы, включенные в план позыгрыпта, стави-
лись в виде вволных. Таков проведение
прехварительной подготовки пзиучало лет-
чиков быстро оценивать обстановку, про-

диктованную руководителем, и принимать
решение так, как в полете,

Второй и наиболее важной ‹ причиной,
снизившей меткость бомбового удара птур-
мовиков, был не вполне хорошо отработан-
ный маневр при заходе на цель. Взлет
парами летчики произвели четко. За один
круг група могла собраться над аэродро-
мом, причем сбор ее обошелея без каких
бы то ни было шероховатостей. Так же ор-
	ганизованно, без нарушений плана взаи-
	модействия, произошла ветреча е истреби-
телями прикрытия в обусловленном месте.
Благодаря тому, что, начиная © вырулива-
ния и взлета, расчетное время полета вы-
лерживалось с предельной  чочноетью,
штурмовики встретились с истребителями
секунда в секунду. еогласно плановой таб-
лице, Так же точно, в указанное время
появились самолеты и над полигоном.
	Все зило гладко до момента нанесения
турмевого удара, и. только тут, при ма-
невре во время, захода на цель, была допу-
цена’ летчиками Ta отибка, которая CHH-
‘зила меткость попаданий.

Как известно, при бомбовом ударе по
узкой цели группой с определенного на-
правления ‘ппедставляет еложноеть маневр,
предшествующий атаке. Этот элемент полета
и был плохо усвоен штурмовиками. При
заходе на цель, когда командир труппы
делал доворот, ведомые, производя соответ-
ствующий этому довороту маневр, растяну-
ли интервалы и дистанции. Такая растяжка
произошла, главным образом, за счет замы-
кающих. Веледствие этого площадь рассеи-
вания значительно увеличилась, что пони-
зило результаты поражения. К тому же при
бомбометании ‘недостаточно зерно был
учтен ветер. Какой урок, мотли извлечь лет-
чики подразделения из летно-тактических
учений? С одной стороны, их штурмовой
удар показал и ряд положительных  ка-
честв, приобретенных экипажами за месяцы
напряженной боевой учебы. В ним прежде
всего нужно отнести умение точно выдер-
живать расчетное время полета — качест-
во, которое при выполнении задач во
время массированного удара имеет огромную
цену. Не менее важно и то, что группы по-
казали на учении отличную  слетанность,
умение ортанизованно взлетать и собирать-
ся над аародромом за один круг, точно вы-
держивать маршрут.

Слабым местом в боевой выучке экила-
жей является маневр при атаке пели груп-
пой. Этот пробел, снижающий качество
огневой подготовки, должен быть устранен.
У летчиков Заовражного, показавших на
учении хопотую трупповую слетанногть.
	тесть вое возможности поднять на такой жа
	уровень и маневр пои атаке целей. А
ппавильный, грамотно произвеленный  Ma-
невр над полем боя всегда окупает себя
выеокими тезультатами попаланий.

Гварлии майор А. БЕЛОУСОВ.

Снимок сделан с борта самолета нашим фотокорреспондентом
	старшим лейтенантом А. Дмитриевым.
	Как деиствозали пикировщики
		своеобразный розыгрыш учения в воздухе
должен был, определить сильные и слабые
стороны экипажей.

Что дал этот розыгрыш?

Экинажи бомбардировщиков хорошо пора-
зили цели. Особенно высокую технику бом-
бового удара © пикирования показала грул-
па офицера Вевера. Летчики правильно
выдерживали углы пикирования, скорости
при вводе`и выводе. Точно было произве-
дено и прицеливание. После осмотра фото-
планшетов и полигона были обнаружены
два прямых попадания в мост. Вее осталь-
ные бомбы легли © небольшим рассеива-
нием. Нужно сказать, что во время полета
пикировщики, наносившие удар ло мосту,
действовали не. в составе звеньев, а одиноч-
ными экипажами, бомбившими © неболь-
шими интервалами. Это позволяло летчи-
кам заходить на цель под маленьким углом,
свободно, без всякой стесненности произво“
дить необходимые довороты.

Можно было ожидать, что ©пособ дейст
вия по точечной пели одиночными экииа-
жами, так хоролю себя оправдавший, дол-
жен был бы быть применен и на уче-
нии, но штаб части, готовивитий удар с пи-
кирования, принял иной вариант, мало
обоснованный в тактическом отношении, Он
решил выслать на уничтожение моста в Ot
HOBHOM не одиночные самолеты, а звенья,
К чему же это привело? Опыт учит, 9
пикирование звеньями становится хороших
средством воздействия по целям плошад-
ным, а не точечным. Когда во время уче-
ния мост стали бомбить звенья «Летляко-
вых», причём ширина строя каждого зве-
на превышала пгирину цели, да еще с боль:
шим углом по отношению к ней, прицел-
ность значительно снизилась. В звене
один из ведомых почти не захватывал We
ли, второй же захватывал. ев липть слегка,
И по сути дела, так же, каки в первый
раз, прицельно бомбил с пикирования толь-
ко ведущий. Но если в первом случае он
свободно маневрировал, то теперь наличиз
ведомых значительно усложнило выполне-
ние маневра. В силу этого результаты ока-
зались низкими.

К числу других недостатков относится
слабый (а у некоторых групи совершенно
отсутствовавший) противозенитный маневр,
производившийся за счет изменения курса,
высоты и маневрирования скоростями.
Недостатком являлось то, что до начала

боевого пути все группы подхолили 110 01

ному и тому же маршруту. Это прихо
дится считать шаблонным решением 39
дачи.

Подводя итоги полетов, необходимо ука-
зать, что экипажи обнаружили хоропую
слетанность. Участвуя в учении. летный
	состав значительно повысил свои тактичег-,
	зив знания и нолучил хорошую трениров-
КУ в бомбометании с пикирования по узких
и точечным целям, повысил технику пило-
тирования и улучшил результаты 606
метания с пикирования. Выявившиеся Be
достатки должны напоминать командира
и штабам о том, что следует более проду-
манно выбирать способы действия — B 2%
висимости от характета це

лей и конкрет-
ной тактической обстановки.
	Подполковник С. _ МАРШАЛНОВИЦ
	старте, следили за тем, чтобы личный
состав своевременно получал свежие 1%
	зеты и журналы, организовали регуля)-
ный выпуск стартовок, в которых отра-
жали ход учения, писали о  летчиках,
отлично выполнявших боевые _ задания
Первые номера стартовок тт, Дягилев п
Улыбышев выпустили сами, а Hay Cae
дующими работала редколлегия пох os
	ро ЧЕТА. Я ЕВ

РУКОВОДСТВОМ.
Коммунисты в перерывах между поле
тами ‘провели беседы © летчиками, Раз’.
яеняя задачу учений и содержание 006.
вого приказа. Например, майор Проворие
хин провел с молодым лелным $0714
вом беседу на тему «ВБомбовой удар по
крепости и порту Данциг».
- Летно-тактическое учение прошло ye
пешно. В этом немалая заслуга полит:
работников, коммунистов И комсомольцев,
Младший лейтенант Н. БАЖЕНОВ,
	В прошедшем летно-тактическом учений
видное место занимали действия «Петля-
ков-2» с пикирования. Бомбовые удары
наносились не только одиночными самозе-
тами, но и целыми звеньями. Как известно,
техника выполнения удара © пикирования
для летчика и штурмана значительно
сложнее обычного бомбометания с горизон-
тального полета. Поэтому успешное реше-
ние пикировшиками задач, поставленных на
учении, во многом зависело от качества
предварительной подготовки,

Как же готовилось подразделение пики-
ровщиков к участию в летно-тактическом
учении?

Ben предварительная подготовка была
здесь направлена на то, чтобы как можно
лучше довести задачи до каждого экипажа.
В практике проведения летно-тактических
учений можно столкнуться © фактами, ког-
да тот или иной штаб обращает внимание
летчиков почти всецело на способы нане-
сения удара и веления воздушных боев, на
технику пилотирования и навигационное
обеспечение полета, а самому тактическому
фону учений, формам взаимодействий с дру-
гими ‘видами авиации или родами войск
внимания уделяется мало.

Подготовка к учению у пикировщиков не
страдала этими ‘недостатками. Ставя зада-
чу перед экипажами, командиры ‘подразделе-
ний начали прежде всего с анализа назем-
ной обстановки. Изложив < исчерпывающей
полнотой условия, в которых должны были
бомбить «Петляковы»; они перешли ‘к, опи-
санию и характеристике пелей и епособов
	3 действий. Благодаря этому каждый летчик
отлично знал поставленную ‘перед ним за-
	дачу. Экипажам были розданы фотопланиге-
ты крупного масштаба, по которым они
стали изучать цели.

Удар с пикирования предстояло наносить
по заводу, опорному пункту и мосту. По
условиям учения мост был важным об’ек-
том, ибо в период наступления «красных»
«противник» мог для своего отхода в 0с-
новном. пользоваться только им. К тому же,
если две первые цели — завод и опорный
пункт — были площадными целями, то
мост представлял ©0б0й точечную цель. Эти
тва обстоятельства потребовали, чтобы для
удара по мосту были выделены наиболее
опытные экипажи. Так и поступили в под-
разделении. Когда задания были вручены,
командиры организовали изучение методов
захода на цель, способов обороны от ист-
ребителей «противника». Га

Предварительную подготовку завершил
розыгрыш полета, на котором командир
подразделения задавал вопросы летчикам и
штурманам в форме вводных по всему ком-
плекеу полета. Следует подчеркнуть, что
постановка вопросов в виде вводных, соот-
ветствующих реальной обстановке пред-
стоящего полета, была методически пра-
вильной и полностью себя оправдала. Впо-
слежствии в воздухе летчики с такой же
точностью выполняли расчет, с какой от-
вечали на вопросы в часы предварительной
подготовки,

Экипажи наносили удар < пикирования
по тем самым целям, по которым им прел-
стояло действовать и в день учения. Этот
	В Н-ской звиационной части предстоя-
ло провести  летно-тактическое учение.
Летчики-истребители должны были отра-
ботать четвертую тему Курса боевой под-
готовки истребительной авиации.

Партийные и комсомольские организа-
ция провели большую работу, чтобы. как
можно лучше политически обеспечить
учение. Во всех эскадрильях были 603-
ваны партийные и комсомольские с обра-
ния, на которых командиры подразделе-
ний рассказали о задачах учения, парт-
орги и комеорги совместно © командира-
ми разработали конкретный план прове-
дения политических мероприятий.

В день полетов весь политсостав на-
ходился. на аэродроме. Каждый политра-
ботник твердо знал свое место и задачу.
Следует отметить работу комсоргов млад-
тих лейтенантов Дягилева и Улыбышева.
С под’ема до отбоя находились они na
	тФх шоказало лотно-тактическое учешие
	Посредники назначались — из
	Двустороннее летно-тактическое учение,
	Горбатюка. Они обеспечили  завершаю-
щие ‘удары. Произведенный после учения
осмотр полигона выявил, что этот удар дал
основательные результаты. Задача была
выполнена.
	Однако некоторые недостатки в приня-
THX командирами решениях казались Ha
меткости огня. Так, например,  бомбарди-
ровщики, действовавшие по железнодорож-
ному мосту, пикировали звеньями и этам
самым снизили эффект поражения. Наибо-
лее правильным решением было бы дейст-
вовать по такой цели одиночными пикиров-
щиками, Тут и сил потребовалось бы мень-
ше и эффект был бы несравненно выше.
	0бнаружились слабые стороны и у штур-
мовиков. Такие цели, как траншеи с. жи-
вой силой, подверглись бомбардировке пол
углом 60—30 градусов. Между тем в)
время войны их всегда обрабатывали или
вдоль или же под углом не более 15—20
градусов, даже при метком бомбоуетании.
Площадь сейчас была поражена  меныше.
чем при правильном захоле па цель.
	Бедущий первой группы штурмовиков не
принял команды своего командира © КПИ.
Причиной послужила неудовлетворительная
настройка командной рации. Настройка —
важный фактор в управлении авиацией, и
пренебрегающий этой мелочью командир
теряет управление подчиненными.

Учение в целом прошло организованно и
достаточно поучительно. Учебные цели
были «красными» выполнены полностью.
Штурмовики и бомбардировщики показали
в приемах и способах действий несомненный
рост. Штабы хорошо обеспечивали боевые
вылеты и управление. Истребители «cu-
них» активно и грамотно действовали, но
способы их не всегда отвечали обетановке.
Несмотря на хорошее управление и обесле-
ченность средствами обнаружения, нередко
запаздывало наращивание сил, ‘что вытека-
лю из недостаточной оценки ‘обстановки;
тут сказывалось вместе се тем неправиль-
ное распределение и использование сил.

Учение также доказало, что боередоточен-
ный удар бомбарлировщиков и штурмовиков
может быть эффективным только при тща-
тельной. всесторонней подготовке его на
земле. Учение было серьезным испытанием
лля всех участников, Оно принесло большую
пользу делу совершенствования боевой вы-
учки всех видов авиапии.

Гвардии полполновник
		DO1- лично поражена важная точечная цель.
	которое было иедавно проведено в нашей   разделений, не участвовавших в учении.   Меткий удар нанесли по переправе нтур-
	авиачасти, несомненно, повысило
	мовики офицера Волкова.  Поражены
были и другие цели, но © меньшей точно-
стью. Бомбардировочно-штурмовой удар ру-
ководителей групи © точки зрения органи-.
заций вылета, выполнения графика  дей-
ствий и управления авиацией над полем боя
выполнен вполне удовлетворительно.

В подразделениях этот вылет и
действия экипажей подверглись детальному
разбору. Отдельные недостатки и положи-
тельный опыт помогли командирам и их
штабам отлично подготовиться к нанесению
масспрованного удара всем составом участ-
ников.

Лень накануне самых учений был ис-
	пользован для воздушной разведки и аэро-
фотографирования. Разведчики «красных»
настойчиво пробивались к району пред-
	стоящих действий для уточнения целей,
«енпие» стремились вскрыть базирование
авиации «красных» и их численность,
Аэрофотографирование, произведенное раз-
ведчиками всех видов авиации, дало весьма
ценный материал для принятия  оконча-
тельного рентения на уда.

После этого руководство поставило точ-
ные задачи на сосредоточенный бомбарди-
ровочно-штурмовой удар всеми силами. Вы-
писки из боевого приказа были вручены в
части через офицеров связи и продублиро-
ваны шифром. ломандирам предоставлялась
инициатива в выборе способов действий
по отдельным целям.

День учений отличался неустойчивой по-
голой, и поэтому © утра высылались развед-
чики погоды в юго-западный район. Про-
верив наземную подготовку играющих Ha
земле, посредники контролировали степень
выполнения ими задачи в 8в903-
духе. Управление же авиации над полем
боя производилось старитим командиром <
НИ. Точно выполняя график, бомбардиров-
щики показали высокую организованность
и сколоченноеть. Истребители действовали
активно и грамотно. ‘

Учение `` наглятно` подтвердило, что’ мас=
сированному налету бомбардировщиков
должны противопоставлятьея  масснрован-
ные действия истребителей, а наскоки мел-
ких групп истребителей без наращивания
сил и вотречи бомбардировщиков на под-
холе-к цели не могут быть эффективными.
	как   Выполняя инетрукцию; посредник являлся   мовики
	контролером — руководства подразделе-
ний. В деятельность командира или шта-
	«Со- ба (играющих) он не вмешивалея, но о
	BCOX замеченных недостатках докладывал
по команде руководству ЛТУ, контролируя
подготовку к учению. Посредник уделял
	летную, так и тактическую  подготовьу   контролером
	личного состава.

На учении отрабатывалась тема «Со-
средоточенный бомбардировочно-штурмовой
удар».
	Оперативно-тактический фон, на кото-  внимание каждому звену и эвинаму,
	Олним из основных условий проведения
ения было максимальное приближение
	ром проходило учение, пред являл высокие
	требования ко всем его участникам. Ибеле   учения было
	тшательной полготовки «синие» перешли в его к действительной боевой обстановке. В
	каких-лиэ0
	наступление значительными танковыми си-  ходе учения не допускалось
	лами. Благодаря численному превоехолетву   условностей. Исключительное значение при-
им удалось в результате упорных четырех-   давалось вопросам управления. авиацией
	дневных 002в вклинитьея В  000рон
«красных» на направлении главного удара.
Дальнейшее продвижение «еиних» быю
приостановаено подошедшими резервами
«красных». Располагая крупными силами,
«красные» стали тотовить и наносить
	оборону   над полем bos.
› удара.  (Опыт войны показал, что крайне необхо-
	димым мероприятием при подготовке к мас-
сированным действиям авиании является
специальная разведка (в том числе и боем)
презетояттего тайона лействий На этом
	«красные» ‘стали’ тотовить и наносить пециальная разведка в -тон. числе
контрудар по зклинившейся группировке   предстоящего района действий. На
	Накануне была проведена репетиция —
полеты командиров групи и звеньев. Прове-
рялиеь организация вылета. график дейет-
	«ФИНИХ» C задачей окружить я уничтожить   принципе и строилось учение.
	ее, намереваясь затем восстановить утра-
ченное положение и перейти в решитель-
ное контрнаступление.

Полигон. претлназначенный для боевых
	предназначенный для боевых   вий в районе целей, вопросы управления.
ибарлировщиков и штурмови-  Офицеры должны. были действовать ири-
	ков, представлял собой острие вклинившей- мерно так, как полагалось бы в ходе вы-
ся группировки «синих». На полигоне бы-  полнения ими задачи — в роли команди-
	BOB групи при полном составе подразделе-
	В день удара погода была неустойчивой.
C paccBeTa экипажи находились в готов-
	ла созлана мипенная обетановка. соответ-
	ствуюшая заданию и максимально придбли-   ний.
	женная к реальным 00евым условиям, —
танки, автомашины, артиллерия,
	А д”
		Задача решена успешно
	Нодготовка к учению свелась к тому, что   ности. Первыми нанесли удар штурмовики.
все играющие — до экипажа включительно   В назначенное время им предстояло дейст-
— отработали и повторили теоретические  вовать комбинированным впособом—одним
вопросы данной темы, Руководством были труппам бомбить с хода, другим — с двух
составлены организациомные ук.зания, оП-   заходов. в зависимости от характера целей
			порядок   и противодействия зенитной
	проведения учения и все моменты 0е30-  Получив подтверждение < КПИ старшего
пасности. Эти указания вместе с приказом командира на поражение заданных пелей,
по соединению 0 проведении учения были штурмовики согласно графику. приступили
	вручены командирам подразделений
	На   к выполнению задачи. Штурмовиков емени-
	специальрРом инструктивном совещаний 37 ли боубартировшики. По точным целям они
	10 дней до начала учения.
	действовали с пикирования. Истребители
	Залание-план проведения учения и ука-   «синих» появились в районе действий
зания по отдельным службам были цере-  бомбардировщиков и последовательно атако-
ланы играющим через посреднический ап- вали тех при выходе из пикирования.
	парат за шесть лней. Большое внимание! Истребители, сопровождавитие бомбардиров-
	улелялось работе посредников. Для них бы-  щиков, не остались в долгу. завязались
	ла составлена специальная инструкция, а  воздушные бои. Одна за другой пришли
-впет выезлом в полразлеления  про-  группы «Петляковых», бомбившие с пики-
	резены олнолневные занятия по изучению   рования и горизонтального полета.
	Что
учению”
		всех документов, подготовленных штабом к
			прелшествовавший   Ромбардировитиков сменили штурмовики
	под прикрытием  пстребителеи офицера
	Пикировшяками была 0т-