22 августа 1946 г., № 102 (504). ` СТАЛИНСКИИ СОКОЛ
	Учеба коммунистов
	волка

Партийное. бюро. , Н-ского. авпацнонного}
истребительного полка’ повседневно 3869-
тится 00, идейно-политичееком воспитаяии
коммунистов офицеров. Вопросы. самостоя-
тельнойучебы, офицеров систематически 0б-
суждаются на партийных собраниях, 3а-
седаниях бюро. Партийное бюро органи-
зует для офицеров коммунистов квалифи-
цирозанные консультации, беселы; лек
ЦИИ,

Учеба коммунистов’ полка не проходит
самотекоу, Партбюро вев время проверяет,
как учатся коммунисты, заботятся о том,
чтобы офицеры получили тлубокие и
прочные знания и умели применить ‘их: В
своей практической леятельности.

После изучения определенното периода
истории партии ‚ проводятея теоретические
собеседования. Они ‘помогают выявить’ сте-
HeHb подготовленности  KOMMYHHCTOB,
лучше усвоить материал. —

Большая часть офицерского. состава
полка работает сейчас над Х главой «Крат-
кого курса». Коммунист офицер Артюшин
полностью законспектировал все ХИ глав
«Краткого курса истории ВЕП(б)» и само-
стоятельно изучает труды Ленина и
Сталина. Артюшин принимает активное
участие в теоретических собеседованиях.
Его высказывания по отдельным теорети-
ческим вопросам отличаются глубиной и
свидетельствуют о том, что он хоропю ус-
воил материал.

Хорошо работает -над.в0бой. коммунист
офицер` Козлов. Ему, ‘как’ ‘наиболее ‘подго-
товленному товарищу, партбюро поручило
руководить итколой молодых коммунистов.

„Партийное, ‘бюро практикует отчеты от-
дельных офицеров коммунистов,е том, Rak,
OHM ‘учатся; повышают свой. идейно-тео=
ретический уровень.

Воммуниет капитан Ерин перестал за-
ниматься, не работал над собой. Это ска-
залось на его работе. Он не всегда еправ-
лялся-с0 своими обязанностями. Партийное
бюро тщательно разобралось в причинах
отставания т. Ерина, выяснило. в чем он
нуждается, и оказало ему помощь. Теперь
т. Ерин — один из лучших офицеров. Ox
сам учится и`‘учит подчинённых.
	Аналогичное положение было с офице-
ром коммунистом Тихоновым. Он потерял
авторитет как командир, не в состояний
был выполнить стоящие перед ним“ зада-
чи. Тихоновым заинтересовалось партий-
ное бюро. Выяснилось, что он даже не
читает регулярно газет, имеет смутное
представление о пятилетнем плане. Вопрос
о Тихонове был поставлен на бюро. Это
дало положительные результаты. Тихонов
понял, что отетал, что политические п
теоретические знания сами не придут, что
их надо добывать в упорной работе нал
книгой. журналом, тазетой.
	Однако в деятельности партбюро име-
ются и коупные упущения. Это прежде
всего относится к такому важному уча-
CTRY, Kak пропаганда пятилетнего плана.
Проверка показала, что далеко не вее
офицеры знают основные цифры пятилет-
ки, многие слабо разбираютея в экономи-
ческих вопросах. Проверка показала так-
же и то, что партбюро не интересовалось
тем, как повышают свои знания офицеры,
имеющие высшее образование, считая их
доетаточио толготовленными > -Межлу тег
некоторые из этих товарищей сильно от-
стали н обнаружили вопиющую полити-
ческую безграмотность. Коммунист офицер
Цитович, например, в числе союзных рес-
публик назвал Западно-Украинекую pec-
публику. ,

Партийное бюро должно извлечь уроки
из этого факта.
	Капитан Д, ФИЛАТОВ.
	TTAPTHGHHASDA RBRHBHSA.
	Встреча боевых друзей. Летчики H-cxoro гвардейского азнанолка Героя Советского Союза майор Сибирин: Герой Со-
	ветского Союза полковник Голубов,
Неман», находящимися в Москве.
	Русская
	На-днях мы побывали в польском горо-
ye Шитно (бывший Ортельсбург). Нам
показали латерь, где томились  француз-
ские, чехословацкие, польские и русские
военнопленные.

На дворе большой фабрики стоят низкие,
© маленькими окошками бараки. Они ого-
рожены колючей, в два ряда, проволокой.
Уже скоро два года, как бараки пустуют, но
д0 сих пор сохранились следы страшной
жизни. На стенах висят об`явления, угро-
жающие смертью. На полу валяется мно-
го бирок с надпиеями на немецком языке.
На них указаны номера военнопленных и
их фамилии: «32228  Андрюшкин»,
«24119 Меняшев», «17133 Станислав
Калиновский». На оборотной стороне. не-
которых   читаем: «Прощай, `Кубань!»,
«Убит палачами!», «Умрем, но не поко-
римея!». «Скорее‘бы пришли наши»...

Умирая от толода, от зверских истяза-
ний гитлеровцев. русские люди вепомина-
	ЛИ Родину, с нетерпением ждали и звали
	воинов праеной Армии.
	подполковник Заморин беседуют с летчиками французского авиаполка «Нормандия-
	Сиимок: капитава ТТ. ‘Мельника.
	Непонятная
		ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(От наш. соб. норр.). На авиаремонтной ба-
зе, где начальником инженер-подполков-
ник Синеоков, еще не приступили к раз”
яенению Дизцинлинарного устава Boopy-
женных Сил Союза ССР.

Весь коллектив возннослужащих про-
являет большой интерес к уставу. Но до
сих пор они не имели возможности ознако-
миться в этим важнейшим документом,
так как в авиарёмонтной базе нет ни одч
ного экземпляра устава.

Правда, рядом. с базой расположены дру-
гие части, и при должной расторопности
можно было найти Выход Из положения,

Руководители ремонтной базы давно
уже могли бы организовать коллективные
чтения. с раз’яенением положений устава
и его. значения для. дальнейшего, укрелле-
ния Вооруженных Сил. Ничего этого не
делается. Совершенно, непонятна такая
медлительность, свидетельствующая 0 пэ-
литическом недомыслии некоторых руково-
дителей.

Это тем более странно, что в злешнем
подразделении есть случаи грубого нару-
шения воинской дисцинлины отде: ЛЬНЫМИ
военнослужащими.
	5 авиационных
_ гарнизонах
	(От наших корреспондентов)
	Новый Дисциплинарный устав” глубоко
изучают слушателии преподаватели авиа-
училища, где начальником генерал-майор
звиации Симоненко. В подразделениях про-
водятся беседы, политинформации. TOKAI.
На партийных собраниях обсуждаются «За-
дачи коммунистов по обеспечению изуче-
ния Дисциплинарного устава Вооруженных
Сил СССР». От военнослужащих, закончив-
ших изучение устава, принимаются заче-
ТЫ.

kk &

Лучшие курсанты Липецной высшей
офицерсной — летно-тантической щиелы
вступают в ряды ВЛКСМ. Комсомольская
организация проводит в молодежью боль-
шую массовую работу, готовя достойное по-
полнение своих..рядов. Ярко и интересно
отражают жизнь подразделений на страни-
пах боевых листков. комсомольцы Бабкин,
Михеев и Таран. Комеомольцы Бондарев и
Ермаков систематически проводят читки ма-
териалов из газет. Недавно комсомольская
организа приняла вучлены. ВЛЕСМ кур-
сантов Безрядина, Пухова Гребенкина.

ate te ote

Выиграли матч со счетом 3:1 футболисты
	авйационного училища связи, где началь-
ником генерал-майор авиации Птицин, у
футбольной команды Чутуевекого авиацион-
ного училиша.
	незаконные действия в отношении подчи-
ненных, подавших заявления.
Немаловажное значение приобретают
учет жалоб и заявлений и контроль рас-
поряжений тех начальников, которым эти
жалобы подавались. По специально yera-
	новленной уставом форме в каждой роте.
	и равных eH подразделениях ведется
«Книга жалоб и заявлений». Учет жалоб и
заявлений на командиров рот и должност-
	ных лиц, равных. им и стоящих вые их,
	ведется в штабе части. эти жалобы и
заявления заносятся лично начальником
штаба части. Ё

В «Книге жалоб и заявлений» (ona
должна быть пронумерована.  скреплена,
	сургучной печатью и заверена команди-
	ром части) имеются четыре графы: «1. Зва-
ние, фамилия, имя, отчество и лолжноеть.
2. Сущность . жалобы или заявления.
	3. ROMY подано и время подачи. 4. Реше-.
	вие по жалобе или заявлению и время
об’явления результатов». Это позволяет
старшему начальнику проконтролировать,
какие меры приняты по той или иной
жалобе (заявлению), удовлетворен ли по-
давший жалобу и устранены ли недостат-
ки, указанные в заявлении. Устав  тре-
бует, чтобы «Ёнига жалоб и заявлений»
представлялась командиру части еже-
месячно, & инспектирующим — при поее-
щении иуи частей.

При правильной организации приема
жалоб и заявлений, а также при понима-
нии сущности этого военнослужащими
применение положений 15-й главы Дис-
циплинарного устава явится мощным ры-
чагом для укрепления боеспособности ча-
стей, дисциплины и порядка в них, для
устройства жизни и быта веех военно-
служащих и, наконеп, для установления
правильных взаимоотношений между на-
чальниками и подчиненными,

Глубокое изучение и выполнение 15-й
главы, так же, как и всего устава, — од=
на из важнейших обязанностей военнослу-
жаших,
	  Подполиовник Н. КОСТРОВ,
	CcOPOuUuH
	Олнако никакие истязания He могли ело-
MATh волю советского воина, заставить его
отступить от клятвы Родине. Вогда  ‘изу-
веченного, полуживого летчика возвранта-
ли в лагерь, К нему приходила Мусорова.
Она ухаживала за ним, лечила его.

Олнажды гитлеровцы долю и зверски
мучили пленника. Мусорова рентила снасти
умирающего героя. Она взяла у себя кровь
и сделала ему вливание.

06 этом узнали немцы. Они умертвили
русскую женщину.

„Польский житель Густав Гинц подробно
рассказывает, о. жизни и похоронах Ма-
рии Федоровны:
	— Немцы запретили военнопленным
хоронить русскую женщину с почестями. В
ответ на это весь латерь запротеетовал и
добился: своего. Myeopony хоронили сотни
людей.

== Помню, — paconsasrmaet местная жи-
тельница Елена Линдеу, —- в этот день дул
сильный ветер и моросил дождь. Качалсь
от усталости и истощения, военнопленные

несли. крест ‘и много венков. Они медленно
шли за гробом.

Немцы не разрешили похоронной про-
цессии итти по тороду. Военнопленные
прошли за городом более пяти километров
и похоронили Мусорову на опушке соено-
вого леса, на общем кладбище русских
людей; убитых и замученных гитлеровиа-
ME.

Мы легко нашли могилу Марии Мусоро-
вой. Поросшая травой и цветами, она 303-
вышается среди могил ее земляков. Около
Нее установлен большой деревянный крест.
Ha мраморной плите „надпись: «Здееь по-
коится русская военнопленная врач Мусо-
рова Мария Федоровна. Родилась 5/УШ-Ы—
1911 г. Умерла 14/Х—1944 г.».

Склонившись над могилой, седой поляк
Густав Гинц сказал:

— Наш поклон тебе, богатырка, вечная
слава тебе!

Высоко над могилой шумят сосны. И
кажется, будто и они говорят о бееемер-
тной славе, русской женщины-героини.

Майор И. ЦВЕТКОВ.
	магора Игитян
	‚Иргитян.-Серодня он’ блестяще провел. исны-
тание нового парашюта.

Майор. Игитян. давно полюбил парашют-
ный спорт. Он прыгал в любых условиях
и на любую местность со всех учебных и
боевых самолетов. За время своей службы
в авиации он воспитал не одну сотню па-
		лись на фронтах Великой Отечественной
ВОЙНЫ,
` Старший сержант Б. ИЛЕШИН.
	Политзанятия проходят
			Политическое занятие в группе, которой
руководит младший  техник-лейтенант
Иванов, согласно расписанию должно бы-
лэ начаться в 8 часов. Но прошло 30 ми-
нут после назначеннного срока, и никто в
класс не являлся. ©
` — Всегда у вас с такой «точностью» на-
чинаются занятия? — спросили мы у
дежурного по общежитию.

— Бывает и позже, когда бойцы за-
держиваются на построении, — ответил
дежурный.

Наконец, явился  групповод. Прошло
еще пять минут. Несколько бойцов в К)-
ридоре курили.

— Иванов, где Иванов? -— начал про-
верять по списку трупповод.

Однако никто не знал, где Иванов. Че-
рез некоторое время он явился.

— [де вы были? — сиросил его груп-
повод.

— Так... нигде... — неопределенно от-
ветил боец и сел на нары.

Замечания от групповода он не получил.

..Началея урок.

_ — Сегодня состоится беседа по темв

’ «Победа социализма г СООР». Вто расска-
жет об учении Ленина—Сталина о победе
содизлизма? Вопрос понятен? — спраши-
вает руководитель группы.

Bee молчат. Групповод не вылержя-
вает томительной тишины и обращается
6 одному из слушателей:

— Старший сержант Оленин, отвечай-
те вы.

Оленин долго думает, прежде чем на-
чать говорить.

И. действительно, © какой етороны по-
дойти к изложению этой обширной и
серьезной темы?

Ни один из слушателей, которых вы
зывал групповод, вразумительно на воп-
рое не ответил.

Разве можно было ставить в такой фор-
у вопрос перед бойцами, имеющими обра-
зование в 0б’еме начальной школы.

“Руководителю трушты пришлось по ©у-
ществу снова начать пересказ всей темы.

Он длинно и невразумительно говорил
о дальнейших перспективах развития `с0-
ветского тосударства в условиях капита-
листического окружения, о построении
коммунизма в нашей стране.

Так прошел первый час. В начале вто-
рого урока групповод предложил слушате-
ig рассказать 06 «Индустриализации и
коллективизации —— ознове построения с0-
Циализма».

Снова молчание. Слова руководитель
труппы качииает говорить сам, и в толко-
вании этого вопроса допускает уйму новых
ошибок.

Войцы не слушали этого непродумав-
него, путанного изложения. Одни из них
слали‹ другие, ‘отвернувшиеь в- сторону,
занимались своими делами,
	Наша, лекторекая группа была создана в
феврале 1946 г. За это время она проде-
1ала большую работу по идейно-политиче-
CKOMY и военному воспитанию рядовых и
офицеров. Лекторы выступали перед бойца-
MH, офицерами и членами их еемей 75 раз.

Шекторская группа состоит из 15 офине-
в — коммунистов, комсомольцев и 6ес-
партийных. 6 человек из них имеют выс-
шее образование.

После того, как ‘была утверждена тема-
тика лекций, каждый член группы выбрал
(бе тему и приступил к работе над ней.

Текции обсуждаются на методических с9-
вещаниях группы, причем обсуждению под-
зергается не только содержание, но и форма
изложения материала,

Первое время были и неудачно подготов-
ленные лекции. Например, над первой лек-
цией старший лейтенант Александров ра-
ботал много, но не сумел хорошо изложить
материал, так как включил туда слишком
иного вопросов. Автору предложили Еорен-
ным образом переработать лекцию.

Итак, беседы по пройденной теме He
получилось, слушатели материал не YCBO-
ИЛИ.

В чем дело, почему политзанятня про-
ходят на таком визком уровне?

Прежде всего потому, что Иванов зани-
мается с большой об’единенной  грунпой,
в Которой насчитывается 36 человек.
Здесь и механики и младшие авиаенециа-
листы, люди с разным уровнем общеобразо-
вательной и политической подготовки.
Естественно, что к ним нужен разный
подход, должны  пред’являться разные
требования.

—щ Зачем же об’единили группы? —
спрангиваем мы Иванова.

— Видите ли, олин из групповолов
	усхал в отпуск, вот его группу ко ине и
ВЛИЛИ.
	Поистине «мудрое» решение. Неужели во
всей части не нашлось человека, который
мог бы заменить временно  отсутствую-
шего товарища?

Почему занятие пришло скучно, вяло?
Дело в том, что групповод к занятию He
подготовился, план урока не  продумал.
вопросов, которые нужно было поставить
перед слушателями, не разработал. Груп-
повод привык к тому, что его не контроли-
руют, так как считают наиболее  полго-
товленным в части. Пользуясь поблажной
своего начальства, Иванов успокойлея.
перестал работать над собой, серьезно то-
TOBHTECH к занятиям.

Недостатки, характерные для группы
т. Иванова, имеются и в других. группах
части. Они говорят о том, что работники
политотдела дивизии на политических 33-
нятиях с бойцами и сержантами бывают
редко. Занятия, как правило, проходят бес-
контрольно. Они полностью’ отданы на от-
куп групповоду.

Подготовкой групповодов к занятиям, их
теоретической учебой здесь руководят
плохо. Правда, по каждой повой теме с
групповодами проводятея семинары. Ho
качество этих семинаров крайне низкое.
Руководитель семинаров обычно излагает
лишь содержание темы, но никаких Me-
тодических указаний не делает, плана
проведения занятий не дает. А ведь боль-
IWHHCTBO трупповодов части — молодые
офицеры, не имеющие опыта в руководстве
политическими занятиями.

Было бы полезно разобрать на Семи-
наре одно из занятий какого-либо груп-
вода, указать на ошибки, посоветовать,
как надо правильно строить урок. Всего
этого здесь нет лишь потому, что руково-
дитель семинара на занятиях у группо-
водов не бывает и положения дел в груп-
пах ве знает.
	Мапитан Ф. ЛУШНИКОВ.

Из нисьма француза Гастона Дэфэна со-
ветским людям стало известно, что в лаге-
ре Ортельсбурга томилась русская женщи-
на — врач Мария Федоровна Мусорова.
Ее имя хорошо знали все военнопленные.
Она подбадривала людей, падавших духом,
лечила больных, спасала изувеченных,
обреченных на смерть. Ве любили чехо-
	словаки, французы и поляки, ею горлилиеь
	ис нее брали пример русские.

‚ Здесь, в титлеровеком концентрацион-
зом лагере, она явила миру исключитель-
ный образец мужества и беспредельной
преданности своей Родине.

В августе 1944-тода в одном из. воздуш-
ных боев над Восточной Пруссией был сбит
воветский самолет. Летчику перебило ноги.
В тяжелом состоянии он был доставлен нем-
пами в лагерь Ортельебурга.

Чтобы немцы не смогли  воспользова-

ться документами, летчик передал их Му-
соровой.
	Вскоре немцы стали допрашивать 69-
ветского офицера, но он ничего не говорил.
Тогда гестаювцы прибегли к пыткам.
	230-й прыжок.
	Собравнтиеся сна аэродроме. летчики,
техники и мотористы внимательно следили
за небом. Шли долгие минуты, а парашю-
иста все не было видно, Но вот из облаков
показалась черная точка и стала быстро
	приближаться в земле. Когда до ‘земли 06-
	тавалось не более 300 метров; раскрылся
белый купол парашюта. Паралиютист благо-
	получно приземлилея. Это был 520-й пры-
	жок мастера парпютного епорт& майора
	Лекторская группа при части
	Хорошо справились CO CBOUMH темами
«таритий лейтенант Балаканян — «0 ком-
муниотической нравственности», старший
техник-лейтенант Шевченко-—«Атака ато-
много ядра», майор Нишкин — «Истори-
ческие решения сесеии Верховного Совета
СССР», младший лейтенант Алексеев —
«Горький — великий писатель и патриот
нащей Родины». Капитан Кивров неодно-
кратно выетупал © лекпиями о международ-
ном положении.

(Сейчас утверждена новая тематика  лек-
ций. Майор Шишкин работает над темой
«Социалистическая система народного хэ-
зяйства и характер ее экономических .за-.
конов». 0 революционной деятельности Ле-
нина и Сталина раескажет старший лейте-
нант Шафрытин. «Русокий народ—выхаю-
шаяся нация и руководящая вила Совет-
ского Союза» — тема лекции капитана
Мараджана. Старший техник-лейтенант Ма-
MaeB готовит лекцию «Радиолокация и ве
	дальнейшее развитие».
Подполковник В. МОСТОЛЫЬГИН.

обязан доложить 06 этом по команде и
может направить письменное. заявление
высшему начальнику». Офицерам и гене-
ралам, кроме того, разрешается подавать
заявления о злоупотреблениях и,недостат-
ках в состоянии техники, снабжении и
других фактах, приносящих ущерб бое-
CHOCOOHOCTH вооруженных сил. Олновре-
менно с полачей заявления по команде
разрешается в этих случаях подавать
заявления и высшему начальнику, вклю-
чительно до Министра Вооруженных Сил
Союза ССР.

При этом, Rak указывает ст. 107-я
Дясциплинарного устава,  «военнослужа-
щий, — обнаруживший злоупотребление
или какой-либо серьезный недестаток и
способствовавший своим заявлением их
устранению, подлежит поощрению».
	Нельзя иереоценить общественно-ноли-
тическое значение таких заявлений. Роди-
на как бы говорит своим сынам, состоя-
щим на военной службе: «Вее вы вместе
с советским народом кровно заинтересова-
ны в том, чтобы наша родная армия была
мощной аруней. Стойте на страже ее 60е-
вого могущества, не оставайтесь безуча-
стными даже к малейшим фактам fec-
хозяйственности и неорганизованности».

Таким образом, вся хозяйственная
деятельность больших и малых начальни-
ков берется под общественный контроль.
Устав не только разрешает, з обязывает
каждого военнослужащего доклалывать по
команде о замеченных им фактах бесхозяй-
ственности. Долг офицеров, генералов,
сержантов и рядовых — свято выполнять
это требование устава. Старшие же на-
чальники, получившие заявления 0 тех
или иных нелостатках и найля их пра-
BUAbHEIME, должны немедленно принять
зависящие от них меры кв устраненит
недостатков,
		жалоба или заявление, устав предупреж-
лает © строгой ответственности. если ими
булут проявлены несправедливость или
	менно и устно на инспектороком 91просе.
Злесь следует указать на некоторые де-
тали, без понимания которых эта форма
подачи жалоб может быть неясной.
Известно, что для инспекторекого опро-
ва подразделение (часть) выстраивается.
Следовательно, военнослужащие; находясь
в строю, не могут подавать жалобы. Как
же нужно поступать в этом случае?
Прежде воего инсцекторский 0прос
должен быть хоропю подготовлен и орга-
низован. За два-три дня в части 9б’яв-
ляется приказом день инспекторокого
спроса. Вее военнослужащие части ставят-
ся 0б этом в известность. Соответетвенно
каждый, кто намерен обжаловать действия
	начальников, Продумывает, в каком виде
И пак эта рлелате (устно. письменно) В
	и как это сделать (устно, письуиенно). Б
день опроса подразлеление выстраивают,
инспектирующий здоровается © военно-
служащими и указывает, куда, какому
начальнику можно подать жалобу. Офице-
ры, сержанты и рядовые выходят из строя
отдельно. Поскольку сам инспектирующий
не в состоянии принять жалобы от раз-
личных категорий военнослужащих, он
назначает для этого себе помошников, в
распоряжении которых на определенном
удалении от строя могут быть столы. Дол-
жны иметься книги (тетради) лля записи
жалоб. Таким путем военнослужащие по
служебным категориям подают или заяв-
ляют свои жалобы.

Разумеется, каждый. вобннослужащий
обязан знать, что подача заведомо лож-
ной жалобы является недопустимой. и пре-
ступной и что за это военнослужащий бу-
дет привлечен к ответственности.

Наряду с жалобами устав разрешает
воем военнослужащим подавать заявления
	0 замеченных ими действиях, наносящих
yntep6 боевой мощи советской армии.
105-я статья  Лиесциплинарного. устава
	говорит: «Если возннослужащий  обнару-
щит где-либо хищение или порчу  воен-
ного имущества, незаконное расходование
денежных средств или другие явные зло-
употребления в снабжении войск, то он
		О жалобах и заявлениях
	Советская армия — армия ocodoro
типа. Ее полководцы, генералы, офи-
перы, сержанты и солдаты — дети
народа, его представители и защит-
ники его интересов. Взаимоотношения на-
чальников и подчиненных поэтому CTPOAT-
ся на едипом понимании ими своего слу-
яебного долга перед Родиной, имеют в
основе ‘кровное родетво интерееов.

Могучему советбкому государству нуж-
на и могучая армия. Заботясь 05 этом, ©0-
ветский народ, руководимый большевиет-
ской партией, принимает все меры BK 06-
нащению вооруженных сил самыми совер-
шенными боевыми и техническими сред-
ствами: самолетами, танками, орудиями,
пулеметами, автоматами и пр. Веякая
армия сильна, как известно, ве только
вооружением, но главным образом  твер-
Хой воинской дисциплиной. Дисниплина
как бы пементирует армию, делает ее б0е-
вой, монолитной, четко управляемой орга-
низапией. Без дисциплины неги не может
быть армия — об этом неоднократно ука-
зывали вожди нашей большевистской пар-
tat Денин и Сталин.

Кажлый военнослужащий натей стра-
ны, будь то офицер © HAH рядовой,
является прежде всего гражданином Сотоза
Советских Социалистических Республик.

& него в полной мере разпространяютея
вв положения Сталинской Конституции.
Вот почему наши военные уставы так рев”
Hoernn ‘оберегают достоинство граждан,
служащих в армии. Забота об этом, в чЧа-
отноети, ярко выражена в 15-й главе Дис-
циплинарного устава. *

Оураняя достоинство военнослужащих,
устав ив только запрещает начальникам
проявлять грубость к подчиненным. н0 и
предоставляет права каждому военнослужа-
щему обжаловать незаконные в отношений
его действия начальников. «Наждый воен-
	диру роты; если же он жалуется на дей-
ствия командира роты, то жалоба подает-
ся командиру батальона. Таким образом,
командир, действия которого обжалуются,
узнает. о жалобе не от подчиненного, а от
своего начальника. Подобный еп060б пода-
чи жалоб епособетвует, во-первых, бы-
строму разрешению вопроса по существу
дела и, во-вторых, избавляет полчиненного.
от возможных несправедливых притяза-
ний начальника, если бы жалоб» была
подана по команде. Устав допускает поха-
чу жалобы по команде лишь в том случае,
если заявляющий жалобу не знает, › по
чьей вине нарушены его права. Этим са-
мым, опять-таки, создаются условия,
устраняющие все препятствия лля подачи
жалобы.

Устав запрещает военнослужащему по-
давать. жалобы при нахождении в строю, в
карауле, на вахте, в суточном наряде и на
занятиях, так как в данном случае воен-
нослужащий обязан все внимание сосредо-
точить на безупречном выполнении своих
обязанностей. Если он присутствует на
занятиях, его мысли должны быть на-
правлены на глубокое усвоение изучае-
мого предмета. Пра исполнении  обязан-
ностей часового, дежурного, ‚ дневального
военнослужащий выполняет боевую зада-
чу. Никакие посторонние вопросы его не
должны отвлекать. Жалобу. и. он. может
подать В любо3 свободное время.

Запрещается, кроме того, подавать ma-
л0бы групповым порядком, а также жало-
ваться на строгость дисниилинарного взы-
скания, вели дисциплинарная власть,
данная начальнику, не превышена, Эти
положения устава направлены на укреп-
‘ление авторитета начальников и основ
воинской диспиплины вообще.

Выше мы упомянули о том, что военно-
служащие могут подавать жалобы пись-
	нослужащий, — говорится в 96-й статье
Дисциплинарного устава, — имеет право
подавать жалобу о незанонных в отноше-
нии его действиях и распоряжениях на-
чальнинов, о нарушении установленных
по службе прав и преимуществ или в
неудовлетворении его’ положенным до-

‘вольствием». .

Основной смысл этого положения, как
мы видим, состоит в том, что каждый
военнослужащий является блюститёлем за-
конноети и порядка, установленных в
армии. Так, например, обжалуя те или
пные незаконные действия начальника,
подчиненный тем самым не только от-
стаивает свое достоинство, но и 010соб-
ствует восстановлению должногс порядка,
законности. Другими словами, жалобы на
незаконные действия являются весьма
важным средством для выявления пороч-
ных методов работы начальников как В
обучении и воспитании, так и в обеспече-
нии положенным военнослужащему  до-
вотьетвием. А это есть, несомненно, важ-
нейшее условие для укрепления боевой

мощи вооруженных сил.

Устав определяет такой поряхок подачи
жалоб, который облегчает  военнослужа-
шему возможность’ обжаловать незаконные
в отношении его действия. Он может по-
дать жалобу и устно, и письменно, и на
пнснекторском опросе. Шредусмотренные
уставом ‘инспекторские опросы имеют
больное воститательное значение. На ин-
спектореком опросе старший начальник
выявляет все случаи нарушения законно-
CTH, полирания прав военнослужащих.

Военнослужащий подает жалобу  «не-
посредственному начальнину того лица,
действия которого обжалуютея» ($ 97).
Коли, например, командир отделения обжа-
лует действия командира взвода, то 0H
подает или заявляет устно жалобу коман-