24 асгуста 1945 г., № 105 (585),
	Изучают опьт
вРОЙНЫы —
	На конференции
в авиасоединении
	В Н-ском истребительном авиасоедине.
ний состоялась конференция по обобщению
боевого опыта на тему «Использование
истребительной ‘авиации в обеспечении
‘прорыва наземными войсками позиционной
‘обороны противника».

(основным докладом выступил Герой \
	Совегекого Союза генерал-майор авиации
Зимин. Он подробно говорил © завоевании
господства в воздухе Kak 00 одном в
важнейших факторов, обеспечивающих
прорыв наземными войсками позиционной
обороны противника.

Докладчик отметил, что борьба за ror.
подетво в воздухе начинается задолго yy
начала операции, В этом принимают уча-
стие, кроме истребителей, вое вилы боевой
‘авиации. Основной с10гоб борьбы закалю-
чается в нанесении ударов по аэротромах
‘противника. Сражения в воздухе в подго.
товительный период обычно бывают редки:
0бе стороны накапливэт и экономят свол
силы и ресурсы для решающих боев,
Истребители действуют совместно г бомбар-
дировщиками и штурмовиками, 8 также
самостоятельно.

— В восточно-прусекой операции, —
говорил докладчик, — напит чаети выпот-
няли залачи по завоеванию госполетва т

воздухе и прикрытию штурмовиков. (9-
бо следует выделить действия ист.
бительной авиации в подготовительный
	период. Гут преследовалась цель — nora.
зать воздушному противнику, что мы
данном участке фронта располагаем от.
лично подготовленными летчиками-истре
бителями. Для этого были выделены луч.
	  шие истребители-«охотники», которые ar.
	тивно и дерзко действовали в тылу про.
тивника, в районе его аэродромов и на
аэродромами, сбивали неприятельские га.
молеты, совершая полеты в тыл врага на
глубину 50—100 километров.

До начала операции с опытными лет
чиками проводились сиециальные занятия
10 изучению тактики противника и таки.
‘ки наших «охотников». В течение 20—
25 дней полностью было парализован
железнодорожное движение перед фронтом в
светлую часть суток. То же самое наблю.
далось и на шоссейных дорогах ва
глубину до 100 километров. Днем почти в
стали летать транспортные и связные сз.
молеты противника, до этого появлявиие.
ся в большом количестве.

В ходе наступления противник оказн-
вал менышее сопротивление в воздухе
так как его летчики потеряли наетуиа-
тельный порыв еще в подготовительный
период. Как правило, вражеские потреб.
тели вступали в бой с налними только пи
явно численном превосходстве и пренму-
ществе в высоте.

Докладчик подробно остановился такх
на вопросах боевой готовности истребн.
тельной авиации, на взаимодействии
наземными войсками, обеспечении ист
бителями боевых действий других por
авиации — в ходе наступательной опера.
ции, связанной с прорывом позиционной
обороны противника.

Кроме основного доклада, было заслуш
но 8 содокладов и 23 выступления ви
НИЯХ.

Следует отметить, 4TO Bee выступаь
шие на конференции офицеры-летчики
уделяли значительное внимание перелек-
тивам развития истребительной авиации,
внедрению в боевую подготовку. полразле
лений и частей того опыта, который бы
накоплен в годы войны,

В зале, где происходила конференция,
были вывешены в качестве иллюстратив
ного материала красиво оформленные cxe
мы. Внимание участников конференции
привлекали альбомы, отображающие бе
вой путь истребительного ‘соединения 1
его частей. Кроме того, было  продемое
стрировано много различных документ,
показывающих агитационно-пронагандист-
скую работу партийно-политического 81
парата. Здесь были представлены боевые
листки, стенные газеты, транспаранти,
портреты лучших людей — героев во
душных сражений и передовиков боевой л
политической подготовки,

Подполновнин А. МИРНЫЙ,
	Б учебных классах
	Просторная, светлая комната. На et
нах — красочные плакаты  разанчны
самолетов отечественных и ‘иностранны
марок, многочисленные схемы по воздуг
но-стрелковой подготовке, таблицы.

Слева, от стены к стене, натянуты
три троса, на которых смонтирован Tepe:
движной макет самолета. Вращая ручку
можно приближать или удалять движущий
ся макет и через’ установленный. 3100
	„рицеЛл тренировать себя к  полем\
Это — тренажный прибор для опреде.
ния дистанции по сетке прицела.

трава, в углу, стоит большой cror ¢
	исвуено выполненным макетом полигон
Макет сделан старшиной Каланниковых.
Здесь же — макеты схематичной. стрельб
по наземным целям, различные данные о
пушках, прицеле, о времени полета ся
ряда ит. д.

На специальных шитах — разобраниая
авиационная пушка, бомбодержатель 1
другие виды авиационного вооружения.
	eee ON nn 2

Так в 1
ыглядит учебный класе возлушие.
	Тя
стрелковой подготовки в авиасоединений
полковника Правдина.

Многочисленные наглядные пособия,
	демы, чертежи помогают руководителя»
делать занятия живыми, интересными, ув
лекательными. Содержательный рассказ 1
сочетании с нагаядным показом дает боль
Юй эффект, и слушатели хорошо ’усват
вают изучаемые темы.

В свободное от занятий время, в 9468
самостоятельной подготовки 31ech бываю’
	ACTUURH И механики, которые готовят
К занятиям.

Все оборудование и оформление класса
дело рук бойцов и офицеров, работавших

TA}; и 1
	нод руководством подполковника Чигирин
Рядом еще две комнаты, В олной из ни
стоят кабина Линки для тренировки
‘летым полетам и РПК-10. CMOHTIPORTE
ный майором Бекетовым. На стенах вия
четеопологические таблипы. плакаты обла
ков и прочее. 910 — штурманский клас
Дальше помещается моторный класс.
	Напитан Ф. ЛУШНИКОВ.
	Аак капитан Дегтярев учит летчиков
меткой стрельбе Sits
	Прячась от неумолимо палящего солнца,
летчики расположились под плоскостью
самолета. Возле них лежат планшеты и
шлемы. Когда взлетает или садится истре-
битель, разговоры прекращаются. Bee
провожают глазамн машину.

Неожиданно издали появляется и про-
ходит над стартом пара «Лавочкиных»,
Один из летчиков торопливо вынимает из
кармана целлулоидную пластинку и, вы-
супувшиеь на солнпепек, подставляет ее к
глазам. Затем сообщает:

— Упреждение 70 тысячных... 60...
50...

— Ракурс? — спрашивает друтой. —
Он тоже следит за машинами в целлу-
лопдный макет прицела.

— Лве четверти...

— Правильно...

Несколько поодаль и также в тени два
других летчика е миниатюрными моде-
лями истребителей в руках ‘разыгрывают
построение полета на полигоме. 0Особен-
	но их интересует момент четвертого рзз-
	ворота. Неред ними лежит записная
книжка, испешренная а и Cxe-
ами.
	Это — летчики Н-ской части,

За послелнее время истребители  лоби-
лвсь неплохих результатов в воздушной
стрельбе. На инспектореком смотре часть
получила хоротую оценку.

Однако и карманные прицелы, и за-
писные книжки с формулами, и модели —
только детали в большой работе, проведен-
ной командованием и направленной к
олной цели — научить летчиков меткой
стрельбе.
	..Это было не так тлавно. В worry
	плохо стреляли еще многие ЛЕТЧИБИ.
Капитан Дегтярев не удивилея, кот-
ла Узнал. что молодые пилоты слабо
	знакомы < теорией воздущной стрельбы.
Прелстояло убедить их в том. что без зна-
ния теории невозможно научиться метко
етрелять.

Дело оказалось трудным. Плановых за-
нятий было недостаточно. И потом —
тде и на чем учить? Ни схем, ни прице-
лов, ни плакатов не было.

Начав провеление занятий, капитан Дет-
тярев решил оборудовать класс. Командир
полка выделил в помощь ему людей. 0с-
новная работа была проделана за десять
дней.

..Сейчас летчики называют этот власе
«лабораторией успеха». В нем есть почти
все, что нужно для стрелковой трениров-
ки, Помимо разнообразных макетов само-
летов, наглядных схем и чертежей, при-
пелов, в классе установлено еще несколько
оригинальных приспособлений,  отличаю-
шихея простотой и доступностью в изго-
товлении.

Очень прост выполненный 10 эскизу
Дегтярева макет сетки прицела. Металли-
ческий штырь вделан в деревянную под-
ставку. № нему приварены два кольца —
олно внутри. другого. Кольца пересекает
крестовина. Подобно штрихам, прутики
креста разделены короткими проволочны-
ми делениями. Они отетоят друг от друга на
расстоянии двух сантиметров. Вея сетка
выполнена в масштабе: <дна тысячная
равняется двум миллиметрам.

Преподаватель помещает сзади сетки
модель бомбардировщика: создается иллю-
зия взятого в прицел самолета. Фетчик
должен быстро и точно велух назвать
тип и скорость самолета, определить даль-
ность до цели, потом, указав ракуре, pac-
считать величину углового упреждения и
показать на макете точку визирования в
момент открытия огня.

Привлекает внимание протянутый через
всю комнату под потолком трое. В нему

подвешен маленький конус, сделанный из
трех металлических колен и марли в
1/50 натуральной величины. В углу комна-
ты стоит тренога е подвижным прицелом
на шарнире. Пилот может переносить тре-
ногу и изменять расстояние до конуса, за-
поминая, как он проектируется в сетке
прицела на различных дистанциях. Чтобы
приблизить тренировку к условиям полета,
трое пропускают через два блока и нама-
тывают его на барабан лебедки. Вращая
ручку лебедки, можно заставить конус
двигаться. Летчик Же получает  велико-
лепную возможность тренировать свой
глазомер.

Вее наглядные приспособления в классе
преследуют одну цель: натренировать глаз
летчика. Действительно, что нужно, чтобы
поразить цель? Надо, чтобы летчик не
только усвоил, что, скажем, на дистанции
200 метров упрежленне равняется 45 ты-
сячным, & в момент выхода из атаки цель
занимает 25 тысячных, но чтобы они
зрительно так же хорошю представлял эту
картину. Тогда в воздухе ему несравненно
легче будет добиваться той единственно
правильной позиции самолета, при кото-
рой размещение цели в сетке прицела
обеспечит верное поражение.

Как и подвижной макет конуса, так и
миниатюр-полигон, расположенный поере-
дине комнаты, имеют олно назначение.
Вырезанные из белого картона крохотные
щиты, выложенные на миниатюр-полиго-
не, позволяют пилоту постоянно трениро-
вать. глазомер.

На первых занятиях по воздушной
стрельбе надо было разбить укоренившееся
ошибочное мнение но поводу «ошибки Ла-
тышева», как ее все называли в части.
Вот в чем было дело.

Как-то на одном из собеседований вы-
ступали летчики Федорин, Агафонов,
Сиземин, которым неплохо давалась
стрельба. Несмотря на то, что это ©0бесе-
	дование оказало помощь молодым истреби-
	телям, Дегтярев решил изменить метох
бесед. Он попросил младшего  лейте-
нанта Латышева, у которого дело во
стрельбой „обстояло плохо; откровенно
рассказать о том, как он сам производит
заход на стрельбу по щитам.

Все шло благополучно до тех пор, пока
речь не зашла о сносе после ввода само-
лета в пикирование,

— Чтобы погасить сное, — уверенно
сказал Латышев, — я делаю небольшой
отворот в обратную сторону разворота...

— Правильно? — обратилея Дегтярев к
присутствующим.

— Правильно! — подтвердили несколь-
RO голосов.

Преподаватель насторожился.

Так вот в чем ошибка, вот почему сна-
ряды ложатся справа от щитов! Дегтярев
молча улыбалея — оказывается, не
только Латышев, но и многие летчики со-
вершенно не отдают себе отчета в том,
что доворотом вправо они не гасят получен-
ную после разворота инерцию самолета
(причину сноса), а, напротив, сохраняют и
даже увеличивают ее.

Теоретическому обоснованию природы
этой ошибки и способам устранения ee
было посвящено епецизльное двухчасовое
занятие. Вез летчики присутетвовали на
нем. Скорее это был диспут, на котором
Латышев и ето единомышленники убеди-
лись в своей неправоте и теоретической
беспомощности.

Спор еще более разгорелся, когда речь
зашла по поводу одной прямо-таки ковар-
ной оптибки, вытекающей из теоретической
неподготовленности летчиков. Суть ее в
следующем: перейдя в пикирование и COB-

местив центр  перекрестия прицела с
упрежленной точкой, тем самым выполнив,
кажется, все, что требуетея, пилот тотчае
открывал огонь. Олнако попаданий не
было. Летчики волновались. В чем дело?

Разрешить вопрос помог Дегтярев. Qu
сказал, что, прежде чем открыть огонь,
нало дать самолету обрести устойчивость п
направленность в пикировании, чтобы за-
тушить то ноступательное движение ма-
IWHHH по вертикали, которое сообщается
ей взятием ручки «на себя» нри подволке
самолета на цель.

Так рождалась любовь к теории. С этой
поры и появились записные книжки, цел-
лулоидные прицелы, а Класс воздушно-
стрелковой службы стал самым популяр-
ным, и тренажи фелко были свободны, В
полковой библиотеке вдруг не стало учеб-
ников Пугачева и «Справочника по в03-
душной стрельбе». 0 теории стрельбы
заговорили всюду — в столовой, общежи-
тии, на аэродроме.

Фундамент успеха — теоретическая
подтотовка — был заложен. Успех теперь
решался на полигоне, /

С земли лучше видны оптибки, допускас-
мые летчиком. Опытный офицер с наблю-
дательной вышки следил за прилетевигим
на полигон истребителем и держал © ним
связь пю радио. Уже после третьего разво-
рота наблюдатель опрелелял, велик иле
мал будет угол пикирования, в сообщал
летчику. Изменяя маршрут, летчик устра-
нял ошибку.

В рабочем журнале наводчик записывал
недостатки стрельб каждого летчика. Ре-
‘зультаты тщательно фиксировались. Место
падения снарядов отмечалось на рисунках
от руки, но с фотографической точностью.
На следующий лень рисунки вывепитвались
на специальном стэнде. Строгий. радиокон-
троль и радиопомошь приносили свои ре-
зультаты: е кажлым летным днем звозра-
стало число попаданий. Латышев, Рыжков.
Мисюров поражали топерь щиты с оценкой
не ниже чем «хорошо».

Но предстояла еще большая и длительз
ная работа.

Чтобы сохранить постоянство в эффек
тавной стрельбе, летчик  лолжен строго
	придерживаться одного угла пикирования.
	Наивыгоднейшим является угол в 40—45
традусов: Как ero добиться?’ Bea труд-
ность соетоит в том, что Вуре боевой под-
готовки определяет время четвертого раз:
ворота моментом, когда цель проектирует-
ся на первой четверти консоли крыла от
конца его. Летчики в точности выполняли
это требование, но Угол создавался всего
лишь в 30 градусов. Тогла, постепенно,
наощупь, перемещая точку  визирования.
цели поближе к кабине и увеличивая тем
самым угол, установили, наконец, —476
угол пикирования, равный 40—45 граду-
сам, у «Ла-7Т» создается лишь в том слу-
чае, когда линия визирования на цель
проходит через механический указатель
уборки и выпуска шасси. Так практика
тополняла теорию.
	Когда обозначился успех у одиночек, ето
следовало закрепить и раентирить. В тес-
ном содружестве с командирами эскадри-
лий капитан Дегтярев тщательно готовился
к каждому разбору стрельб. Вдумчиво ана-
лизируя причины успеха. всячески поощ-
ряя отличников и распространяя их опыт
на весь летный состав, он учил отетаю-
ших. Прежде всего, отстающего летчика
	Самолеты эскалрильи старшего лейтенанта А. Захарченко производят посадку
после учебных полетов.
	По ходу летно-тактических учений «про-
тивник» закреплялея своими передовыми
частями на западном берегу реки Н., упор-
но удерживая. захваченный плацдарм. Его
самолеты активно действовали по нашим
боевым порядкам, железнодорожным стан-
циям и аэродромам. «Неприятельские» ист-
ребители оказывали сильное сопротивле-
ние нашей авиции.

Подразделение штурмовиков получило
боевую задачу «уничтожить» живую силу
в траншеях, артиллерийские и минометные
батареи и танки на плацдарме. солействуя
	пехоте в прорыве обороны «противника».
	Боевой приказ был усвоен всем личным
составом. Каждый летчик хорошо знал
общую обстановку и свою конкретную за-
дачу. Накануне в штабе, учебных классах
и на аэродроме кипела работа. Штаб плани-
ровал предстоящую боевую операцию, лет-
Чики проводили предварительную полготов-
	‘KY. Гехнический состав еще и еще раз про-
	верял материальную часть. Б день учений
каждый уже рано утром был на своем ме-
сте. каждый стремился как можно лучше
	ВЫПОЛНИТЬ Поставленную перед подразлеле-
	нием задачу.
«Ильюшины» олин за. другим вырулива-
	ли на старт и по взмаху флажка поднима-
‚лись в воздух. Собравшиеь в грунпу; они
1пошли по заданному курсу. Вскоре «ИТы».
	сопровождаемые истребителями, появились
Нат полигоном.
	эдесь были созданы условия, приближен-
	Снимок старшего лейтенанта А. Дмитриева.
	решения действовать по целям. Если же
цель оказывалась уже занятой нашими на-
земными частями, штурмовики перенаце-
лиралиев.
	Вот появилась группа капитана Марты-
ненко. Над полигоном «ИЛ’ы» перестрои-
лись в замкнутый круг. Ведущий устремил-
ся на заданную. цель. В-крайней точке пики-
рования от самолета оторвались бомбы. Они
попали в траншеи «противника». Точно по-
ложили бомбы и ведомые — старптий лей-
тенант Рыбальченко, лейтенанты Больша-
ков, Колесников. Хилевский, младший лей-
тенант Захаров. На третьем заходе «ИГы»
обстреляли «противника» пушечно-пуле-
метным огнем.
	Б это время в воздухе появились истре-
бители © белой полосой на фюзеляже. Это
самолеты «противника». Видя, что наши
истребители барражируют выше «ИЛ’ов»,
они атаковали штурмовиков снизу. Наши
истребители заметили эту хитрость и рас-
пределили свои силы. Часть из них осталась
вверху, а другие бросились на выручку
штурмовиков. В воздухе завязывается воз-
душный «Sof». При. ЭТОМ 06000 отличились
истребители старшгий лейтенант Пискунов,
лейтенант Кузнецов, младшие лейтенанты
Гулаев un Romopoxa.
	Четчики капитана Мартыненко успешно
выполнили задание. За отличные действия
над полем боя и меткое поражение пели
старший авиационный начальник об’явил
всей группе благодарность. Высокое мастер-
ство бомбометания и штурмовки показали
также летчики Героя Советского ‘Союза
гвардии капитана Янковекого. Эшелонирэ-
ванным ударом ‘гвардейцы ‘разбили опорный
пункт «противника» и лали возможность
нашей пехоте прорвать его оборону и лик-
видировать илацларм.
	Напитан А. ПУЛЬЯНОВ.

Прибалтийский военный округ.
(По телеграфу).
	са! Врасновато-серые неприступные откосы
упираются в воду. Это — верный страж
портартурского рейда.

Нас приветливо встретили артиллеристы
батареи старшего лейтенанта Игоря Кули-
ковского. Им доверены ворота Порт-Артура,

Отсюда, с гранитных высот, сорок ©
тишним лет назад глядели в море
орудия пятнадцатой батареи капитана Жу-
ковского. Теперь здесь стоят морские пуш-
ки. Они покоятся на том самом месте, где
дрался любимый герой молодых портартур-
цев поручик Борейко. И нынче, когда ар-
тиллеристы вечерами. читают книгу писа-
теля Степанова «Порт-Артур», перед ними,
	как живыз, ветают герои девятьсот четвер -
того года.
	У одзой из пушек мы познакомились с
Николаем Буньковым. Он охраняет покой
родины на том самом месте, где сорок два
года назад сражался с японцами его
родной отец, Сын написал отцу на Алтай,
что он несет службу на Электрическом
утесе. Из далекого Бийска пришел ответ:

«Дорогой сыночек!
	Читал твое письмо и досыта наплакал-
ся. Ведь я служил в тех же самых местах,
те ты теперь находишься. Когда нас В
1904 году впервые атаковали японцы, я
‹ товарищами находился в секрете. Мы
взяли «языка». Меня наградили Георгиев-
ским крестом 4-й степени. а также знач-
ком «За поход в Китай». Я хоро знаю
Электрический утес, и Золотую гору, и
Орлиное гнездо. Теперь на старости лет
утешаюсь тем, что ты и твои товарищи
снова в Порт-Артуре».

..Мы уезжали из города вечером. Из
парка неслась музыка. На военных кораб-
TAX зажглись сигнальные огни. Пере-
мигивалиеь маяки. В вечернюю тишину
ворвалась песня, Ee пели возвращавшиеся
gt

Tren Yemrrernn nn ат:
	О BN A A

С тактических занятий оветекио Hite
	Б Норт-Артуре — советекое знамя.

Пусть родные края далеки,

С нами Сталин и Родина с нами,
а-чеку боевые полки!
	Старший лейтенант В. CMOJMH.
Порт-Артур.
(От наш. корр.).
	]турмовики над целью
	Е ЩЕ ОС АЕ

еще раз заставляли изучать основные ВоП- ные. к боевой обетановке.. Траншеи прел-

росы теории. Потом он усиленно трениро
валея в тире, в стрельбе по конусу © зем-
ли. Только после этого ему разрешали
стрелять с боевого самолета.

Такая снетема вполне себя оправдала—
качество стрельбы повысилось:

Младший лейтенант
А АНФИНОГЕНОВ.
	ставляли ©060й одну цель, макеты артил-
лерийских орудий — другую, макеты ми-
нометных батарей — третью, макеты тан-
ков — четвертую и т. д. Каждая группа
получала определенную пель и наносила по
	-  Ней `‘б0омбово-штурмовой удал.
	Авиационный вачальник. руковоливтий
	‘т учениями © командного пункта, давал pa3-
	раненого. товариша = Михаила Ольхови-
ча. На почерневших бинтах, обившихея на
голове раненого, запеклись стустхи крови.
Он что-то бессвязно кричал в бреду. К
бойцам подбежала жена arpoHoma Mapua
Васильевна Сажина.

— Умрет он в дороге, — еказала она.
— Оставьте его у меня. Поправится —
догонит вас.

— Немцы идут по нашим пятам! — от-
ветили бойцы.

—- Я спрачу его.
	Два месяца днем и ночью Мария Василь-
	евна выхаживала раненого. Немцы рыека-
	ли по дорогам. Пришлоеь бойца перенести
в поле и в одной из скирдо устроить ему
жилище. По ночам Мария Васильевна при-
носила пишу и рассказывала новости. Ра-
ны затянулись. Со слезами на глазах, ©
чувством горячей благодарности боец ухо-
дил K своим. на восток.
	И вот проныю пять лет. Мария Василь-
евна, жена офицера, приехала к мужу в
Порт-Артур. На-днях она ветретила в горо-
де старшего лейтенанта со ‘шрамом на ле-
вой щеке. Уж очень знакомым показался
ей офицер.

— Михаил Иванович! — позвала она.

Офицер остановился на секунду, взгля-
нул на женщину. Узнал и бросился к ней.

В этот вечер в семье капитана Сажина
долго не спали. Михаил Ольхович расека-
зывал, как спасла его русская женщина,
как он перешел линию фронта, стал офи-
пером. .
	— Вот уж не думал и пе тадал perpe-
тить вас в Порт-Артуре, — говорил Ольхо-.
вич, — Несколько раз писал вам в Синь-
ковичи, но ответа не получал,

Я в Минск, к. матери. переехала,

До глубокой ночи друзья вспоминали
тревожные дни войны. .

Таких setpey немало в Порт-Артуре.

...Полдень. Из школы рядом с русскими
малышами чинно шагали китайские дети.
Много прохожих задерживалось у витрины,
где быта вывещена китайская газета.

`..Наша машина мчится к Электрическо-_
\у утесу. Дорога эта знакома, Еще осенью.
прошлого года вместе с летчиками-бомбар-
дировитиками мы впервые побывали здесь.
Величественна гранитная громада  утс-
	В Порт-Артуре
	Интересную историю поведал артилле-
рийский разведчик Анатолий Хвостов. По-
казывая на башню горы Перепелиной, он
	— На этой башне я встретил отца. Батя
меня тогалалея башню вместо полевой
	Дело было прошлой
	Шоссе идет вдоль берега Желтого моря.   чае возвращения! Чуветвовали ли, слыша- Улыюбнулся и сказал:
От буйной зелени распространяются души-   ли ли славные защитники Порт-Артура,   — На этой бане
	стые запахи. Порывы ветра доносят, шум  как на омытых их кровью камнях в знак  У Меня догадался
морских волн. Наш «Виллис» ныряет в  великой победы было водружено красное   почты использова
	длинный тоннель, пробитый в холме, — на  знамя. Его принесли внуки‘ и сыны геро-  зимой в декабре. Отец в ту пору в армии
минуту охватывают темнота и холод, — и  вв, бойцы, прошедшие путь наступаения от’ Находился. Служил он неподалеку, HOTOMY
вдруг перед взором открывается чудесная   Сталинграда до Берлина. что письма от него приходили на второй—=
	Бойцы вспоминали девятьсот четвертый
	встает! год, подвиги своих отцов. С моря ис суши
	картина. В блеске синего моря, умытый и
свежий после утреннего дождя, встает
	находился. Служил он неподалеку, потому
что письма от него приходили на второй—
третий день. Однажды наш взвод в вос-
кресенье пошел на экскурсию по исторл-
ческим местам Порт-Артура. Взошли на
гору Перепелиную, поглядели на пушки,
стали подниматься на башню. Я мимоходом
читал налниси. Вто там бывал, веякий ос-
тавлял © себе память, Вдруг вижу свежую
надпись:

«Моему сыну Анатолию. Здесь был твой
отец Н. Хвостов 3 декабря 1945 года».

Меня Анатолием зовут, батю — Ни-
колаем Александровичем. У меня серд-
це забилось. Стою — глаз не свожу!
Не иначе, думаю, отец написал, и закорюч-
ка буквы «Х» в точноети такая, какую
отец всегда выписывал. Товарищи спрапти-
вают: «Ты что там увидел? Или под-
писываешься?» «Нет, — отвечаю, — от-
цовское письме нашел».

«Dae? >.

«Да вот, на стене».

Комсорг советует:

«Вернемся, напиши письмо отцу, ITO
приедешь-сюда в следующее воскресенье в
4 часа дня. Может быть, вы и вегрети-
тесь».

Я так и сделал. Через неделю мы с OT-
пом на башне встретилясь и вместе с. вы-
соты на Порт-Артур глядели. Сфотографл-
ровались,: написали общее письмо домой.
Мы с ним с июля 1941. года не виделись.
Отцовская надпись и сейчае есть..;

Портартурские встречи! Они никогда
не изгладятея из памяти тех, кого сульба
свела здесь, Свята и нерушима дружба,
рожденная в боях за отечество.

..Осенью 1941 года небольшой отряд
советских бойпов оставлял маленькую бело-
	Порт-Артур — легендарный город русекой   была отрезана крепость c ее 35-тысячным
		гарнизоном. Против каждого руеекого нас-
	Мы едем к горе Перепелиной. У Алексе-   7940 тесть японцев, но город не. сдавал-
	ADPYTHIC  ) полотнише.
	Сталь и огонь извергала гора Высокая,
в униеон вторило ей Орлиное гнездо.

Прекрасен вид на Орлиное гнездо! На
острой вершине, конусом уходящей ввысь,
й поныне стоят две русекие пушки. Вогда-
то они были грозной силой.

Шквал огня выбрасывали орудия Элек-
трического утеса. И теперь на утёсе мо-
ряки-артиллеристы находят старые снаря-
ды русских пушкарей!

Форт № 2. Здесь погиб генерал Кондра-
тенко. На форту не раз бывала в те дни
сестра милосердия Евгения Едренова, нле-
мянница капитана Жуковекого, ‘командира
знаменитой пятнадцатой батареи.

Евгения Ильинична Едренова прожива-
et сейчас в Дальнем. Ей 80 лет. Часто
Евгения Ильинична в обществе офицеров
отправляется в Порт-Артур. Бывшая’ сестра
уилосердия рассказывает о времени, про-
веденном на знаменитых бастионах.

На вершине горы Перепелиной стоит ко-
лонна, увенчанная снарядом. Когда-то
этот памятник символизировал победу
японцев над портаргурцами. Вот уже год,
как на кончике снаряда развеваетея алое
	Тихо и торжественно “вокруг, Было вре-
	евского дворца, где когда-то жил царский
наместник, на перекрестке китайский по-
лицейский регулирует уличное движение
Машины идут сплошным потоком.
С высоты горы открывается вид на
Порт-Артур. Зубчатой стеной высятея отро-
ги Дяотешаня. Видны отчетливо очертания
_ горы Высокой. Как грозный часовой, сви-

сает над входом в бухту знаменитый
Электрический утес. Город прижался к
морю, разбросал свои кварталы по берегам
Тихой бухты. На узких улинах Старого
города всеми красками пестрит восточный
базар. Над лотками торговцев поднимается
пар. Здесь можно найти любое блюдо ки-
тайской кухни. Вругом обилие фруктов.
В весну этого года — первую весну осво-
беждения — китайский люд свободно при-
нес на рынок плоды своего труда. Разог-
нулись спины рикш и кули. Вот уже
гот. как пришел конец янонскому влады-
честву; 24 августа прошлего года Порт-
Артур был освобожден советскими войска-
МИ.

Это было время, когда наши части ео-
вершати двухтысячекилометровый марие по
степям Монголни, преодолевали крутые
склоны Большого Хингана. В те лни гор-
		я а {< ов а ll EEE MI OO

сточка советских бойцов-авиалесантников мя, когда на веригине “башни кажлый из
	оставлял CBO подпись.
испешрены — иероглифами.
	в кс чение р в >

высадилась на ближайшем к Порт-Артуру  вояк-самураев оставлял
аэродроме. Каждый из них прошел тысячи   Стены башни  испешрены
	верст

С

&ВОЗЬ

ОГОНЬ,
	Тенерь мы читаем здесь русекие фамилии
	Велико было волнение бойцов, ступив-  воинов-победителей Норт-Артура. Старший! русскую деревню Синьковичи. На проводы
ших на землю Порт-Артура. Ведь сорок] сержант Давыловский и сержапт Залорож-  высынало все население. Люди с тоской и
	лет HA эти священные холмы не ступала   ный написали: «Мы пришли сюда во имя   тревогой смотрели веледх бойцам.
	нога русского человека,
	Необычайно
	торжественным был этот’ рода».
	тревогой смотрели вслед бойцам.  Позаль
отряда два солдата несли на носил-
ках, сделанных из плащпалатки, тяжело
	прололжения боевых традиций русского Ra-