СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

9 онтядря 1290 Г., Whe bot (ood),
	Сочинений И. В. Сталина “ae про
т ™ J eTIRATHRHARSEa»
	п bh i Ww iid
’ Вышедший в свет второй том бочинений
. В. Сталина содержит произведения, на-
писанные в годы столыпинской реакции и
нового революционного нод’ема (1907—
1913 гг.). Эти произведения охватывают,
главным образом, два периода революцион-
ной деятельности товарища Сталина —
Бакинский и Петербургский.

Годы столыпинекой резкнии, наступив-
шие после поражения первой русской ре-
волюции, были труднейшим периолом в

м ЗУАЫ

ным переворотом перед пролетариатом с
еще большей настойчивоетью выдвигаетея
задача свержения царской власти. Статья
раз’ясняет, что причины, породившие рево-
люцию 1905 года, остались в силе, что они
действуют. и неизбежно приведут в новому
под’ему революции.

Под руководетвом товарища Сталина ба-
кинские большевики осенью 1907 года ye-
пешно провели кампанию по выборам в Ш
Государственную думу. Выборщиками в

RAY MMMM Ovi ili

с Плехановым. Троцкистский блок товарищ
Сталин назвал «тухлой  беепринципно-
стью». Блок Ленин — Плеханов потому и
является жизненным, указывая товарищ
Сталин, что он глубоко принципвален, oc-
нован на единстве взглядов по вопреу о
путях возрождения и укрепления неле-
тальной революционной партии  продета-
риата. -

В евоем письме товарищ Сталин обоено-
вывает важнейшую задачу большевиков.

2440 Но

Na a RG CPL Lad MD a,

сторонние обосновали положение © призна-
нии равенства и суверенности народов,
права наций на самоспределение вплоть до
отделения и образования самостоятельного
государства. Они выдвинули требование
решительного отказа от всех и всяких форм
принуждения в отношении национально-
стей. Ленин и Сталин обосновали положе-
ние © том, что прочное об’единение народов
в условиях многонапионального говударет-
ва может быть осушеетвлено лишь на на-

« противника »

(С командно-штабной игры)

В классе сидят офицеры штаба Н-ской
истребительной авиачасти, офицеры шШта-
бов подразделений. Сегодня день, заверша-
ющий большой этап их учебы. Идет комаи-
дно-штабная игра...

«Синие», сосредоточив перед фронтом

«красных» несколько пехотных и танко-
вых тивизий © уасесретом перешли в Ha-

вой действительности. В поле вышла п
оперативная группа офицеров штаба —
майоры Киров, Мигнач, капитаны Турун-
ский, Ресиедин. Вак это практиковалось во
время войны, в штабе остался только ery
начальник. Командир с полевого Kil через
начальника штаба управляет своей авид-
пией по радио. С помощью кодированной
карты и переговорной таблипы он передает

ай балла нА woes
	РТ вт, Барт B Ue pus veer Е РРР ГУС? ETE AANA

водюции, были труднейшим периолом B OCYAAPCTROHRYIO думу. оыборщиками в вывает важнейшую задачу большевиков,  В& может быть осушествлено AMIS HA HA-  pry дивизий, с рассветом перешли в на- А

: Е ; , а TAHOBKO, дан
истории борьбы большевистской партии и Думу по рабочей курии собрание уполно- которая требовала коренного улучшения   чалах полного равноправия, добровольного ступление. ’ Наступление поддерживала сведения © воздушной abc ‚ Данныю
народных масс Росепи. Это были годы раз- моченных от бакинских рабочих избрало! партийной работы в Росси. «По-моему,  сотрулничества и взаимопомощи. . авиация. Оборона прорвана. «Иротивник»
	Руководитель игры хочег знать, Kak
офицеры штабов умеют пользоваться срел-
ствами радиосвязи, переговорными табли-
цами. колированными картами. Результаты
проверки хорошие. В штабах подразделений
участники игры правильно нанесли вс
данные на свои карты.
	Начинаются «боевые» хействия. В полей
огправлены разведчики эскадрильи капита=
на Голованова. Командир части разыгрыва-
ет с ними полет на разведку. Затем он про
веряет, хоропю ли умеют штабы принимать
разведданные по радио и оформлять доне-
сения.
	Наступает кульминапионный пункт коз
манлно-штабной игры. Участникам переда:
но но радио сообщение о том, что ралиоло-
каторы засекли движение групп «вражес
ких» бомбарлировшиков в направления
танковых частей. Командиры подразделе
ний и оЗицеры штабов наносят данные на
карты. Определяетея маршрут бомбардиров»
ШИКовВ.
	Воманлир части передает по радио приказ
летчикам майора Довженко: прикрыть тан
ки от улара бомбарлировшикоз, В движе-
ние приводится весь штаб потразхеления:
Идея решения, принятого тов. Довженко,
оформляется в приказ. О ней докладывают
руководителю игры.
	—- Нравильные действия, — одобряет
командир.

В процессе действий по прикрытию тан:
ков разыгрывается наращивание сил истре
бителей, перенацеливание по радио «Boe
душных охотников» подполковника 30а:
рева. усиление воздушных патрулей май:
ona Любина: проверяется мобильность шта»
бов: отрабатывается их искусство действо
вать в условиях сложной. быстро меняю-
щейся наземной обстановки.
	Ва разборе команхно-штабной ° игры
командир дает общую хорошую оценку
действий участников игры. Мо не вее в
деятельности штабных офиперов удовлет-
ворило ег. Ме вее штабы должных
образом отработали систему воздутной 0бо-
роны своих аэродромов, а, например, офн-
пер Шипитов вовсе не подумал 06 этом:
Некоторые офицеры слабо натренировлны в
обработке данных традиолокатора. В pe
зультате отдельные командиры  подраздея
лений получили отрывочные сведения 6
движении самолетов «противника» и 18
смогли точно оценить обстановку. _

Таковы паиболее важные итоги итры:
Выявленные недостатки должны быть пса
правлены в кратчайший срок,
		гула черносотенной реакции. Царекое upa-
вительство зверски нодавляло революцион-
ное движение, учиняло кровавые расправы
над рабочими и крестьянами. Боясь репрес-
сий паризма, многие мелкобуржуазные  по-
путчики партин покидали ее ряды. В эпо-
ху реакпии меньшевики, не веря в возмож-
ность нового под’ома революционного дви-
жения, отетупали в панике, позорне отре-
Кались от революционной программы пар-
тии, Они становятся ликвилаторами, пыта-
ются ликвидировать, уничтожить нелегаль-
ную, революционную партию пролетариата.
Шиквилаторетво было атентурой либераль-
ной буржуазии внутри партии, опаеней-
лм врагом партии.

В это трудное время большевики, ру-
ховодимые Лениным и Сталиным, сумели
иравильно отступить, сохранить и укре-
лить революционные партийные организа-
ции, подготовить силы народа для новой
революции. Это был период поворота на-
шей партии от открытой революционной
борьбы в обходным путям борьбы против
царизма. Новая обстановка требовала от
большевиков сочетания нелегальной рабо-
ты с использованием всех легальные в03-
можностей — от страховых касс до дум-
ской трибуны. Обстановка требовала за-
мечы тактики наступления тактикой обо-
роны, собнранця сил для того, чтобы
Вновь Ветупить в открытую борьбу против
царизма и российского империализма,

‚ Произведения втором тома раскрывают
Величие плодотворной революционной. дея-
тельности тозариша Сталина, страетную и
непреклонную борьбу за болыпевиетсвую
партию; за сохранение старых и воспита-
ние новых ее калров, за чистоту маркеист-
ской теории, за непримиримую борьбу про-
тив. ликвидаторов, отзозиетов, тропкистов,
они всех сил реакции.

ф = «
	-БВторой том Сочинений И. В: Сталила от-
крываетея произведениями, посвященными
тактике большевиков в первой русской ре-
волюции. В работах «Предисловие к гру-
ЗинсЕому изданию брошюры В. Kayreroro
«Движущие силы и перснективы русской
революции». «Пролетарнат борется, бур-
жуазия заключает союз.с правительством»
и в других статьях товарищ Сталия отстаи-
вает и развивает ленинскую теорию рево-
люции, тактические положения, которые
были разработаны Лениным в его истори-
ческой книге «Две тактики еопиал-демо-
хратии в демократической революции».
Товари Сталин защищает и дальше pas-
вивает ленинское учение о гегемонии про-
летариата в революции, о <0103е рабочего
класса с революционным крестьянством, 0
революционно-хемократической диктатуре
пролетариата и крестьянства, о временном
революционном правительстве и 06 отно-
пении к нему социал-демократии, 06 оттес-
нении и изоляции либеральной буржуазин,
пытавшейся потчинить крестьянство сво-
ему влиянию. В этих работах товарищ
Сталин подверг уничтожающей критике
оптюртуниетическую, соглашательскую
тактику меньшевиков, ‘пресмыкавитихея
перед либеральной буржуазией, пезед ка-
	Благодаря ленинско-сталинской `нацио-
нальной политике, проводимой партией
большевиков, широкие массы угнетенных
паризмьм наролов России. стали резервом
русского пролетарната. Сплачивая вокруг
себя эти народы, рабочий класс вел их за
cose на борьбу против царского самолер-
жавия и империализма,

В первой главе своего замечательного
трула «Маркеизм и национальный вопрос»
товариш Сталин дал единственно научное,
марксистско-ленинское определение на-
WH: «Нация есть исторически сложившая-
сэ устойчивая общность людей, возникшая
на базе общности языка, территории, эко-
номической жизни и психического склала,
проявляющегося в общности культуры»
(стр. 296).

Только наличие всех этих признаков,
взятых вместе, учит товариш Сталин. лает
‘лействительное представление о нации. Он
подверг сокрушительной критике буржу-
`азно-пационалистические теории, дал глу-
бокий анадиз исторического процесса обра-
‘зования наций на западе и востоке Евро-
пы, возникновения напиональных и много-
национальных государств, векрыл корни
напионального движения, выявил. его ха-
рактер и формы развития.

Товариш Сталин показал, что еила па-
пионального движения опрелеляется степе-
нью участия в нем широких слоев нации,
пролетариата и крестьянетва. Вместе с тем
он векрыл огромное значение пролетарско-
го интернационализма в борьбе за 06вобо-
жление труляшихея от классового и напи-
онального гнета;

Право наций на самоопределение вплоть
о отделения — основной пункт. больше-
виестекой национальной программы. 060-
новывая его, товарищ Сталин указывает,
что нация должна иметь право устроить.
свою жизнь по своему желанию, на нача-
лах автономии, что она имеет праве всту-
пить © другими напиями в фелеративные
отношения, что она должна быть равно-
правной во всех областях политической.
экономической и КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ.
	Товарищ Сталин подверг уничтожающей
критике австрийскую национальную про-
грамму, полдержанную Бундом и меньше-
виками. Эт» буржуазно-националистиче-
ская программа отрицала право напии на
самоопределение, считала, что пролетариат
не должен бороться за полное освобождение
нации, а добиваться лишь «культурно-на-
пиональной автономни», то-есть права уг-
нетенных наций добиваться созлапия евопх
иизол и других культурных учреждений,
— без революции, путем реформ, остав-
ляя всю политическую власть в руках
господствующих классов господствующей
нации. Эта программа вела к. разрушению
единства рабочего движения, к увековечи-
тж империалистического угнетения на-
nak.
	Известно, что Ленин очень высоко оце-
нил работу товариша Сталина «Марксизм
и национальный вопрос». Узнав, что ре-
дакния журнала «Просвещение»  прелпо-
лагает напечатать эту работу в виле дие-
куссионной. Ленин решительно протестовал
	против этого: «Аонечно. мы абсолютно про-
тив. Статья очень хороша, Вопрое боевой
и мы не сладим ни на иоту принципиаль-
ной позиции против бунловской сволочи»
(стр. 403).

В статье «0 национальной программе
Р.С.-Д.Р.П. Ленин писал: «В теоретической
маркенетекой литературе это положение
дел и оновы национальной программы с-л
уже были освешены з> последнее время (в
первую голову здесь вылвигаетея ‘статья
Сталина)» (Ленин, том ХУП, стр. 116).
	Это произведение, вместе е другими ра-
ботами Ленина и Сталина, выграло огром-
ную роль в борьбе за победу Великой Ок-
тябрьской социалистической революции, за
создание и укрепление многонационально-
го советского госухарства. Большевистская
национальная программа нашла свое  во-
площение в нерушимой дружбе народов
СССР, дружбе, которая выдержала суровое
испытание Великой Отечественной войны и
являетея одним из главных источников си-
лы Советского Союза, Утвердившаяся в на-
шей стране ленинско-сталинекая идеология
фавноправия и дружбы народов сдержала
полную побеху над гитлеровской илеологией
— идеологией звериного национализма и
расовой ненависти,

ххх

Произведения, вошедлие во второй том,
раскрывают страстную и непримиримую
борьбу товариша Сталина — великого со-
ратника великого Ленина -— за сохранение
и укрепление нелегальной революционной
партии пролетариата. Эти произведения по-
казывают, как большевики во главе с
Лениным п Сталиным в самые трудные для
нашей партии голы сохраняли бодрость
духа, способность преодолевать любые
трудноети. Они показывают, как больше-
вистокая нартия сумела’ сохранить и укре-
ПИТЬ. связь с широкиин массами трудящих-
ся, воспитывая нх в духе идейности, в дууе
непоколебимой веры в победу своэго дела.
- Партия большевиков и советский народ,
вооруженные учением Ленина и Сталина,
одержали в октябре 1917 года воемирно-
историческую победу, построили в нашей
стране социалистическое общество и в же-
сточайшей ройне завоевали воликую победу
над германским фашизмом и японским им-
периализмом.

Произведения, включенные во второй том
Сочинений И. В. Сталина, — ценнейший
вклад в сокровищчицу маркензма-лениниз-
из. Изучение этих произведений должно
помочь нашим партийным, советским, воен-
ным кадрам еще глубже познать непреодо-
лимую силу лечинско-еталинских илей. их
	могучую организующую и рувководяшую
роль в борьбе за дальнейший раепвет на-
шей Советекой Редины,
		развивает успех. Авиания «синих» группа-
	крытием 8—12 истребителей чамосит
удары по артиллеряйско-минометным бата-
	реям главноЯ полосы обороты «красных».
Оказывая упорное сопротивление, «крас-
	оказывая упорное сопротивление, «крас-
ные» отошли нз заранее укрепленный ру-
	беж.
	Клуб под замком
	большевиков. а кандидатуры меньшевиков   для нае очередной залачей. — писал он, —
провалились. Это собрание приняло напи- не терпящей отлагательства, является op-
санный товарищем Сталиным «Маказ с0- ганизация пентральной (русской) группы.
циал-демокоатическам депутатам Ш Госу-100’елиняющей нелегальную. полулегаленот
	дарственной думы».
	об’елиняющей нелегальную, полулегальную
и легальную работу на первых порах в
главных центрах (Питер, Москва, Урал.
	В «Наказе» по-ленински определена так-
тика социал-демократической фракции в
Думе. Наши депутаты, указывал товариш
Сталин, идут в Думу не для органической
«законодательной» работы в блоке с каде-
тами, как этого требовали меньшевики, а
для того. чтобы использовать Думу в ин-
Tepecax революционной борьбы, борьбы за
гегемонию пролетариата, за высвобождение
крестьянства из-пол влияния
ной буржуазии. за сплочение многомилли-

либераль-.

Юг). Назовите её как хотите — «русской
частью Цека» или вепомогательной груп-
ной при Цека — это безразлично. Но такая
труппа нужна как воздух, как хлеб»
(стр. 211).

Таков сталинский план возрождения и
укрепления партии, который был принят
шестой («Пражской»)  общепартийной
конференцией (январь 1912 года). создав-
шей Русское бюро ЦЕ. По предложению
	шей гусское бюро ЦВ. По предложению.
Ленина, в соётаз бюро был заочно избран
товаринг Сталин, Это и был практический
	центр для руководства всей революционной
работой в Росеии.

В листовке Центрального Комитета
РСДРИ «За партию!», написанной в на-
чале марта 1912 года и широко распрост-
	раненной по всей России, товариш Сталин
	с исключительной силой и проенипательно-
стью раскрыл историческую роль россий-
ского пролетариата и большевистской пар-
тии в решении великой залачи — задачи
революционного прэобразования России.
ликвидации ео вековой отсталости и пре-
вращения ео в свободную, демократическую,
передовую держеву, достойную нашего ве-
	ливого народа. Первым нтагом на этом ПУТИ
	должно было явитьея ниепровержение ца-
ризма, уничтожение всех крепостничес-
ких пережитков революционным путем.
Для того, чтобы пролетариат мог с до-
стоинством встретить грядущие ревоаюци-
онные схватки, выполнить евою руководя-
щую роль в революции. товариш Сталин в
листовке «За партию!» указывал, что пре-
Же всего необходимы «наличность сильной
и гибкой пролетарской партии, могущей
	об’единять отдельные увилия местных op-
	ганизаций в одно общее усилие и тем на-
править массовое революционное движение
на главные укрепления вратов» (стр.
215). Товарищ Сталин призывал всех
революционеров, переховых рабочих не ща-
дить сил для дела строительства больше-
вистекой партии.

В решении поставленной товарищем
Сталиным задачи укрепления партии выда-
ющуюся роль сыграла большевиетская га-
зета «Правла», созданная по инициативе и
указаниям Ленина и Сталина. В первом но-
мере «Правды» 22 апреля. 1912 гола това:
	DUT Сталин публикует свою статью «Наши
цели», в которой призывает пролетариат в
	единству,

& сплочению в
	&рестьянства Из-под влияния — лидераль-
ной буржуазии, за сплочение многомилли-
онного крестьянства вокруг революционно-
го пролетариата,
	Умело мобилизуя рабочие массы на по-
литическую борьбу против царизма. бакин-
ские большевики во главе © товазишем
	Сталиным добились серьезных успехов в
кампании вокруг проветенного в конце
1907 гола и начале 1908 года совешания
	рааочих и нефтепромьинленников.

Боясь роста революционного хвижения.
буржуазия сама предложнла созвать сове-
щание по вопросу о заключений коллектив-
ного JOTOBOPA, чтобы тем самым отвлечь
	рабочих ог политической борьбы. Товарищ
	Сталин поставил перех бакинскими ироле-
тариями задачу: «..превратить совещание
из оружия попрошайничества в оружие
дальнейшей борьбы...» (стр. 96).
	Тактика большевиков, поллержанная по-
	давляющей массой бакинских пролетари-
ев, привела к замечательным успехам. В
те время, как по веей России свирепство-
вала черная, столышинская реакция, в Ба-
ку в марте— апреле 1908 года заседал
Совет уполномоченных, открыто обсуждав-
ший большевиетские требования, которые
рабочие пред’являли нефтепромышленни-
кам.

Под руководством товарища Сталина ба-
кинская большевистская организация вы-
росла и окрепла, опа сплотилась вокруг
ленинских лозунгов и превратилась в кре-
поесть большевизма. :

Великая идея борьбы за партию, за co-
хранение и упрочение ее, за укрепление ев
связей с массами проходит красной нитью
через содержание веех произведений вто-.
рого тома.

В статье «Партийный кризис и наши за-
дачи», опубликованной в августе 1909 го-
да, товариш Сталин определил пути и еред-
ства возрождения и оздоровления партии,
пути выхода ев из кризиса. который ona
	тогда нереживала. Говариш Сталин указал,   совую организацию, к беспоалной борьбе
	против врагов рабочего движения. Он пол-
черкивал, ч® вопрос о единстве рабочего
класса со всей настойчивостью ставят лен-
ские событня и предстоящие выборы в [М
Государственную думу.

Избирательная кампания в связи с вы-
борами в Думу закончилась, вав известно,
крупной побелой партии. В завоевании этой
победы большая заелуга приналлежит «На-
казу петербургских рабочих своему рабоче-
му депутату», написанному товарищем
Сталиным.
	что наша партия «...пользуется широким
идейным влиянием на массы, ве зпают мас-
вы, ев уважают массы» (стр. 146). Что-
бы это влияние росло и имело прочные кор-
ни в массах, необходимо организационно
закрепить его, умножая связи партии с
широкими массами и используя для этого
все нелегальные и легальные формы ра-
боты.

Проявляя исключительную заботу 06 уп-
рочении этих связей, товариш Сталин при-
зывал партийные организапии, наряду с
	Начальник штаба докладывает команди-
ру обстановку и свои соображения по во-
	просам использования авиации.
	Начался первый этап командно-штабной
игры на тему «Действия истребительной
части по обеспечению наземных войск и
бомбарлировочной авнации, уничтожающих
	проуравятнеся мотомехвойека противника»,
	Офинеры учатся управлять боевыми леист-
виями части в условиях угрозы продвиже-
ния войск противника. Игра протекает не
только в классе, но и в поле, кула выне-
сены командные пункты части и подраз-
делений. Держат экзамен и офицеры-евязи-
CTH и те. кто занимается в штабе обработ-
	кой . данных радиолокаторной станпии о
движении вражеских самолетов. Прове-
	ряетея искусство штаба организовывать
	вза имодейетвие.
Руководитель игры принимает на себя
	роль команлипа и начальника штаба тан-
	ковой дивизии, которая лолжна нанести
контрудар по наступающим «вражеским»
частям. Участники игры, по его предложе-
нию, составляют планы взаимодействия с
этой дивизией, пройзволят расчеты, чер-
тят схемы. заполняют плановые таблицы.
	Первый этап игры — работа командира
и штаба по организации боевой деятельно-
сти частей в условиях угрозы продвиже-
ния войск «противника».—близится к кон-
цу. Руководитель игры излагает идею <вое-
го решения, т. е., по существу, устно пере-
дает содержание боевого приказа. Пока
идет письменное оформление этого приказа,
из подразделений поступают донесения:
авиация заняла исходные позиции.
	Прикзз оформлен и вручен командирам—
Учаетникам игры. С рзесветом истребите-
лям предстоит обезпечить марш и еосредо-
точение танковых частей, а также рабо-
ту штурмовиков и бомбардировщиков. Тан-
кистов должно прикрывать Н-ское авиаци-
онное подразделение. Метод прикрытия—
дежурство на аэродроме и патрулирование
четверок, шестерок. Одному из подразделе-
ний» поставлена задача — УничтожатЬ
бомбардировщиков «противника» на ближ-
них и дальних полетупах к полю «60я».
	Командный пунЕет командира чаети вы-
несен в поле” Игра продолжается. Теперь
она протекает в условиях. близких к б0е-
	Год назад, когда часть перебазировалась
на новое место, летчики, техники и MOTO-
ристы решили собственными силами по-
	строить. в Н-ском авиационном городке
клуб. Авиаторы стали плотниками, землё-
копами, малярами, штукатурами. Закипела
работа. Каждый отдавал свободные от уче-
бы часы строительетву культурного очага.
Запущенный сарай вскоре был превращен
в отлично оборудованное, просторное поме-
щение. Командующий об’явил  благодар-
ность строителям клуба, а наиболее отли-
чивнгихея премировал.
	Однако люди, которым вручили ключи
от построенного силами личного состава
клубного помещения и которые отвечают
за организапию досуга авиаторов, беззабот-
но и равнодушно относятся к своим обязан-
ностям. Клуб почти всегха находится под
замком, а когда и открыт, то ничего в нем
не бывает, кроме падоевних танцев пол
звуки радиолы и хриплого баяна или де-
монстрации устаревптих, без начала и кон-
ца, кинокартин. :

— Скучно у нае в гарнизоне. С настун-
лепием вечера деваться некуда, — жалу-
ются офицеры.

0б организации  политико-воспитатель-
ной и культурно-массовой работы среди
личного состава здесь не заботятся, о за-
конных трабованиях и желаниях сержантов
и офицеров забывают.

Вскоре после торжественного открытия
клуба сюда привезли хороший киноаппа-
рат и выхелили квалифицированного ма-
ханика. Старательный и инициативный,
он регулярно привозил новые Фильмы п
показывал их личному составу. Но полит-
отдел части перевел механика в другой
гарнизон, а киноаппарат заменил другим.
С этого и началось: новый аппарат оказал-
вся плохим, а новый механик халатно от-
новится к своему делу. С евредины августа
демонстрация кинокартин прекратилась.

Начальник клуба младитий лейтенант
Панфилов повесил на двери клуба огром-
ный замок и спимает его лишь в те вече-
ра, когда в клубе бывают тайцы. Боль-
ше тов. Панфилов ничем заниматься не
хочет. Неспроста его в гарнизоне называ-
ют бездельником. Несколько раз офицеры
чнтали об’явления: «Сегодня в клубе
лекция о международном положенни» нлп
«Завтра состоится лекция о творчестве.
				Приморский военный округ.
(От наш. спец. корр. по телеграфу).
	Лермонтова». Но наученные горьким one
том офицеры знают: коль Папфилов 06
щает, значит ничего не будет, ‘обманет.
Так оно и бывает на самом деле: люди со-
бираются, но по различным причинам дека
ции срываются,
	Среди личнго состава гарнизона имеется
много способных певцов, чтецов, танцоров,
музыкантов, но никто из клубных работ
ников He позаботился 06 `организацих
кружка художественной самотелтельности,
Тов. Панфилов этим заниматься не хочет, §
ег непосредственный начальник замполят
звизтехнического подразделения майор
Абраменко спокойно взирает на своего
подчиненного.
	При клубе имеется неплохая библиотека,
Здесь более полутора тысяч книг. Недавно
она пополнилась новой литературой. He
библиотекарь, кроме выдачи книг. ничем нб
занимается. А ведь столько было предложе-
ний 0 стороны офицеров и сержантов
проводить обсуждение книг, устраивать
литературные вечера, лекции, знакомить
личный состав © творчеством  советеких
писателей и классиков русской литерату“
пы. Однако ни одно из них пе реализовано,
На всей, с позволения сказать, работе клу»
ба лежит печать безынициативности, фор“
мального отношения к организации куль“
турного досуга летно-технического состава,
	Поэтому справедливы замечания многих
летчиков, техников, мотористов, заявляо
щих о том, что они живут словно на He-
обитаемом острове. Майор Заволокии, 38
полит одного из подразделений, ежелневио
сообщает в политдонесениях: «Скучно
в гарнизоне, культурная работа не прово-
дитея». Донесения плут в политотдел, Их
читает начальник политотлела.Но все 06-
тается по-старому. Вель еще в чачале BB-
густа начя”ьник политотдела приезжал в
гарнизон, Ему жаловались летчики на 3
пущенность  культурно-массовой работы:
Он лично убетилея. что клуб находится DOL
замком, и обещал навести порялок. Одна-
Бо пролтло уже два месяца; а положение
с организацией культурно-массовой работы
здесь попрежнему остается неудовлетво-
рительным.
	Майор С. ГРИГОРЬЕВ,
Ленинградский военный округ.
		После У с‘езда РОДРИ, в работах кото-
рого товарищ Сталин принимал активное
Участие, партия направляет его в Баку —
важнейший центр революционного движе-
ния в России. В непримиримой борьбе про-
тив ликвихаторства товарищ Сталин епла-
чивает и укрепляет бакинскую партийную
организацию, создает. большевистские орга-
ны печати. Под редакцией товарища
Сталина с июня 1907 года стала издавать-
ся большевистская нелегальная газета
«Бакинский Пролетарий». В августе того
же года союз нефтепромышленных рабочих
приступил к изданию большевистекой ле-
гальной газеты «Гудок». В обеих этих га-
зетах печатались руководящие статьи
товарища Сталина, ныне опубликованные
во втором томе Сочинений,

В первом и втором номерах «Бакинского
Пролетаоия», в июне—июле 1907 года,
была напечатана статья «Лондонский с’езд
Российской сопиал-демократичеекой рабо-
чей партии (Записки делегата)». В этой
статье товарищ Сталин подвел итоги <’ез-
ха, отстаивал илейные и тактические пози-
ции большевиков, разоблачал либерально-
буржуазную. линию меньшевиков в рево-
люции, их ликвидаторстве. Борьба больше-
виков против ликвилатеретва означала пре-
жде всего борьбу за ленинскую  тактиче-
скую линию, за гегемонию пролетариата в
демократической революций.

Товарищ Сталин учил, что только марк-
систекая революционная партия может
обеспечить гегемонию пролетариата как в
буржуазно-демократической революции, так
и в ходе еэ перерастания в революцию co-
циалистическую.

` Товарищ Сталин подверг уничтожающей
критике выетунлення меньшевиков, пред-
татавших создать так называемый «рабо-
чий в’езд», в котором участвовали бы со-
пиал-лемократы, эверы и анархисты. Этим
«рабочим с’ездом» меньшевики пытались
создать мелкобуржуазную, широкую бее-
программную партию, а нелегальную co-
циал-демократическую рабочую партию
ликвидировать. Лондонский с’езл осудил и
отверг эту антипартийную, _вреднейшую
затею менытевиков.

От имени рабочих-большевиков, делега-
тов @’езла, товариш Сталин заявил: «Мы
патриоты партин, мы любим свою партию
и мы не дадим дискредитировать ее уста-
лым интеллигентам» (стр. 75).

В первом же номере «Бакинского Проле-
тария» была опубликована статья И. В.
Сталина «Разгон Думы и задачи пролета-

общеполитической агитацией, вести и эко-
номическую агитацию на почве острых по-
вседневных нужд, связывая эти нужды ©
общеклассовыми задачами пролетариата.
Товариш Сталин выдвинул задачу корен-
ного улучшения работы  фабрично-завод-
ских партийных комитетов, предложил со-
средоточить важнейшие партийные функ-
ции в руках переловых рабочих, наметил
пути выращивания идейных руководителей
масс из среды этих перодовиков.

В своих исторических «Письмах © Кав-
каза», опубликованных в 1910 тоду в
центральном партийном органе— газете «Со-
пиал-Демократ»,—товарищ Сталин выдви-
нул очередные задачи партии: екорейтий
созыв общепартийной конференции, изда-
ние легальной партийной газеты и создание
нелегального практического партийного
центра в России.

Товарищ Сталин на примере тифлисских
меньшевиков всесторонне разоблачил лик-
видаторство — программное и тактическое.
Он показал, что в области программы взгля-
ды меньшевиков «..являютея ликвидацией
программы-минимум партии,  ликвида-
цией, требующей приспособления нашей
программы к программе кадетов» (erp. 192).
Характеризуя ликвидаторство тактическое,
товариш Сталин писал: «.. «новая» ©aK-
тика тифлисских меньшевиков является
ликвидацией подтвержденной революцией
партийной тактики, ликзидацией, требу-
ющей превращения пролетариата в хвостик
т кадетской буржуазии» (стр.

В «Письмах с Кавказа» товарищ Сталин
выступил © решительной защитой позиций
Ленина против пособников троцкизма. В
них говорилось о необходимости ‹«..ликви-
дации создавщегоея за последние мезяны
ненормального положения внутри фрак-
ции» (стр. 182). Имелось в виду преда-
тельское поведение Каменева, Зиновьева,
Рыкова, содействовавших Троцкому в его
борьбе против большевиков.

Труды товарища Сталина, опубликован-
ные во втором томе, показывают его непри-
мпримую борьбу не только против ликви-
даторов, но и против отзозистов, ультима-
тистов, богостроителей и других антиболь-
шевистских групп и течений. 06 этом ярко
свидетельствует  каписанная товарищем
Сталиным резолюлия Бакинского комите-
та о разногласиях в расширенной редакции
«Пролетария».

Товари Сталин полностью солиларизи-
ревался с Лениным в борьбе против ликви-
даторов, поотив августовского блока Троц-

«Мы бы хотели, — говорилоеь в «Нака-
зе», — чтобы с высоты думекой трибуны
громко раздавались голоса членов соп.-дем.
фракции о конечной пели пролетариата, о
полных и неурезанных требованиях пятого
года, о русском рабочем классе, как вожде
народного движения, о кребтьянетве, как
наиболее надежном союзнике рабочего клас-
са, о либеральной буржуазии, как измен-
нице «народной свободы» (стр. 252).

Товарищ Сталин со всей силой научного
предвидения дал в «Наказе» перспективу
новой победоноеной революции, новых гря-
дущих массовых выступлений, более глу-
боких, чем в пятом году. Он указал, что об
этом свидетельствует. прежде всего, лен-
ский расстрел рабочих, послуживший сиг
налом новой волна революционного движе-
HEA, *

Ленин придавал сталинскому «Наказу»
иеключительное значение. Направляя его в
типографию для напечатания в «Социал-
Демократе», Денин написал на полях: «Не-
пременню вернуть! Не исначкать. Крайне
важно сохранить этот локумент». В пиеь-
ме в редакцию «Правды» Ленин настаивал:
«Непременно поместите этот наказ петер-
бургекому депутату на видном месте круп-
ным шрифтом» (стр. 399).

Цартия большевиков, партия Ленина—
Сталина, возглавив народные массы Роз-
сии, привела их к великой победе — к
свержению царского самодержавия, К свер-
жению власти помещиков, власти империа-
листов.

++

Во второй том Сочинений включено
классическое произведение И, В, Сталина
«Марксизм и национальный вопрос». Здесь
дано гениальное обоснование большевист-
ской национальной программы и нодверг-
вуты сокрушительной критике взгляды
российских и международных онпортуни-
стов по национальному вопросу. Эта рабо-
та была написана в конце 1912 года и на-
чале 1913 года в Вене, то-есть в то время,
когда национальный вопрос, как отмечал
Ленин, выдвинулея на видное место и пря-
обрел исключительно важное значение. Ле-
нин придавал исключительное значение
разработке теории вационального вотроса.
В письме: к А. М. Горькому он с6общал:
«Насчет национализма вполне с Вами сог-
ласен, что надо этим заняться посурьез-
нее, У нас один чудесный грузин засел и
пишет дая «Просвещения» большую
статью, собрав все австрийские и пр. ма-
териалы. Мы на это наляжем». (Ленин, том
XVI, erp. 328).

Теорию напионального вопроеа, как и
	Boe другие вопросы тезрии и Политики
нашей партии, товарищ Сталин разраба-
тывал в тесном содружестве с Лениным.
Ленин и Сталин разработали маркеист-
скую национальную программу, Они вее-
	риата», 5 статье раскрыта сущность так   кого. В «Нисьме в ЦЕ партии из Сольвы-
называемого третьенюньского переворота и чегодекой ссылки» товарице Сталин вы-
определены задачи рабочего класса и его  ступил с рептительной поддержкой возглав-
партий в новой обетановке. Товарищ! ляемого Лениным блока большевиков с
Сталин указал, что в связи © государетвен-‘ группой меньшевиков-партийцев во главе
	ЛЕТЧИКИ — СЛУШАТЕЛИ ВЕЧЕРНЕГО УНИВЕРСИТЕТА
	ском факультете учатся командир 3BeHA
старший лейтенант Первых,  лейтенаю
Радченко и другие.

Сейчас слушатели исторического фа
зультета готовятся к семинару по работе
«Манифест коммунистической партии». В
библиотеке клуба значительно в03рос спрос
на книгу Энгельса «Анти-Дюринг» п дру
гие произведения классиков марксизма:
	При Доме офицера, me начальником
майор Макаров, с 1 октября начал работать
вечерний университет марксизма-лениниз-
ма. Уже состоялось три занятия.
	Среди слушателей — болыпая группа
авиаторов. Подполковник Белкии, командир
эскадрильи капитан Павленко,  парторг
старший лейтенант Гупаленко занимаются
на философском факультете. На историче-