СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

1 декабря 1946 г,, № 181 (583).
	ОТ УЧАСТНИКОВ СЕССИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР
	Председателю Совета Министров СССР
	товарищу Иосифу Виссарионовичу
	Сталину.
	выдающиеся советские ученые — люди,
обогативиие своими открытиями и иссле-
	дованиями советскую и мировую науву.
	Пэстановление ЦА ВАП(б) по вопросам
идеологической работы ставит перед нами
большую задачу — овладеть всепобежда-
ющей теорией Маркса—Энгельса— Ленина
—щ Сталина, повысить ответственность
каждого учепого перед вародом, партией и
		государством в свеей
тельской деятельности,
	Дорогой и полной наш Иосиф Виссарио-
нович!

Академики, члены-корреспонденты и на-
учные сотрудники Академии наук Советско-
го Союза, собравшись на очередную сес-
сию, шлют Вам, гениальному вождю и учи-
телю советского народа, великому вдохно-
вителю и органязатору наших побед, свой
горячий привет и глубокую благодарноеть
за неустанные заботы © развитии советской
НАУКИ,

Ноябрьская сессия Академии наук СССР
происходит в обстановке герэической борь-
бы народов Советекого Союза за выполне-
ние плана первого. года новой пятилетки.
Советские ученые занимают достойное ме-
сто в борьбе нашего народа за дальнейший
рост экономической моши сопналистическо-
го государства, за осуществление перехода
страны от социализма к коммунизму. Пе-
ред нашим наролом во всем величии вета-
ли задачи восстановления и дальнейшего
развития народного хозяйства страны, по-
страдавшей от немепких оккупантов; ско-
рейшее достижение этих пелей создаст уе-
ловия для Нового мощного под’ема еоцил-
дистической промышленности, транепорта,
сельского хозайства и КУЛЬТУРЫ.
	На разрешение этих грандиозных задач
послевоенной сталинской пятилетки на-
правлен план научно-иселедовательских
работ Академни наук СССР на 1946 —
1950 rr.

Академия наук СССР переживает новый
этан в своей истопни. В нашу семью войтт
	В нраснодонском музее
„Молодая гвардия“
	Любимый сын партии и народа
		Та же пламенная вера в силы свободно
го советского народа звучала в ответах Ку-
рова отеталым, консервативно настроенным
людям, пытавшимея «обосновать» всевоз-
можными техническими соображениями не-
выполнимость новых заданий, которые пра-
вительство давало денинградеким заводам:
	«Не знаю как техничесви, но по вомму-
низтически это может и должно быть сде-
лано».

И трудящиеся Ленинграда, работая по-
коммунистически, по-большевистеки, пре-
одолевали все трудности и совершали то,
чего от них ждала страна,
	Крепки и неразрывны были узы дружбы
и любви, связывавшие Кирова с Праеной
`Армией, дн цосешал многие части Ленин-
‘гралекого округа, подолгу беседовал ¢ Goi.
пами и комалдирами, знакомилея © плана-
ми боевой и политической подготовки, пря-
сутстРовал на инспекторевих  етрельбах.
Особенно большое внимание уделял Сергей
Миронович политической учебе командных
калров, быту советеких воинов. Исключи-
тельную заботу проявлял он ©. воздупных
силах. Он хорошо знал многих летчиков и
направлял их боевую работу.

«Будьте на-чеку,—-призывал советских
воинов Сертей Миронович, — незетанно
врепите боевую мощь Советского Союза,
еще глубже овладевайте техникой совре-
менного боя! Будьте веюду и везде стойки-
ми и преданными бойцами пролетарекой

революции!» .
Влдохновенный пропагандист идей марк-
сизма-ленинизма, Киров неустанно доказы-
вал необходимость глубокого изучения ре-
волюпионной теории. «Никогда ни в одну
эпоху эта теория не играла такого нолос-
сального значения, наное она играет сей-
час!» — говорил он. Сергей Мироновит
жестоко высмеивал тех. кто, завертевшиюь
в текучке будничных дел, не учился, не
овладевал учением Ленина-—Оталина, On
доказывал. что всегла можно найти время
для повышения свобго илейпого уровня.
	Один из любимых руководителей партии
и народа, ближайший соратник великого
Сталина, Киров был государственных и
политическим деятелем крупнейшего мас-
штаба. Как член Политбюро и секретарь
ЦК ВЕЛ) эн принимал самое активное
участие в решении важнейших вопросов с9-
циалистического строительства, внутренней
и ‘межхунаротной политики советевого го-
сударства, Он-был в самой перетовой п-
ренге руковолителей победоноеной сопиали-
етической революпии.

Вечно будет жить в памяти грядущих
поколений образ любимца партии и народа,
неустраптимого борца, пламенного трибуна,
подлинного пролетарекого ‘руководителя
тозадиша Кирора.

Товарищ Жданов. характеризуя светлый
образ. Сергея Мироновича, проникновенно
И ярко выразил мысли и чуветва нашей
партии, великого советского народа:

«Вея партия, весь рабочий класс. и. весь
народ нашего Советского Союза будет
свято чтить, будет беречь, как зеницу ока,
память © товарище Кирове. и он, нал на-
пох, поставит великий памятник товарищу
Вирову. Это будет не только необходимое
увековечение его памяти, которое связано
с наименованием именем товариша Кипова
Горохов, областей. Фабрик и заводов. Мы,
партия и рабочий класс. поставим памят-
ник Сергею Мироновичу в делах сопиа-
лизма. в победном шествии коммунизма
вперед». : .

Жизнь Сергея Мироновича в pacmpere
сил, в разгаре кипучей, творческой дея-
тельности была оборвана предательской
пулей злодея. Веего себя, до последнего
биения сердца, отдал Киров борьбе за
счастье нарола, за дело коммунизма. Луче-
зарный образ Кирова вдохновляет и будет
вдохновлять советских людей на  еамоот-
верженную борьбу за полное торжество
	верженную борьбу за полное торжес
великого дела Ленина—Сталина.

ф. САМОЙЛОВ.

12 лет минуло с того дня, когда от! советскую власть, Виров немедленно пере-
	CHAN этот план пенину и Уталину.

Советская страна в это время имела
технически очень слабую и крайне мал9-

Ераснодонский музей «Молодая пвардия»   РУКИ Фалгистского наемника погиб плд-
уже посотили тысячи оэкокурсянтов —   менный большевик. Сергей Миронович Ёи-

трузья молодогвардейцев, студенты, моло-   ров. Многое пережили, огромный путь

тые шахтеры, курсанты военных училищ,   прошли советские люди за эти тоды. Но! ЧИсленную авиацию. ХГ ариия располагала

тетчики, танкисты, моряки, делегации из  , всего 3—4 сильно изношенными, устарев-
события этих лет не заслонили в нашей   пиуи самолетами. Но Киров уже тогда

ююзных республик. 0 чуветвах, возни- -
‘ющих у носетителей при осмотре. музея, Памяти светлый образ Кирова. Он живет   придавал огромное значение воздушным
оворят записи в книге отзывов. и вечно будет жить в народе, Киров силам и уделял им много внимания. Ле-
	говорят записи в книге отзывов.
Вот некоторые из них:
	«С большим волнением я © братом ос-
мотрел музей «Молодая твардия», — пи-
шет приехавший в родной Краснодон лет-
чик млалший лейтенант Николай Камбулов.
— Незабываем героический подвиг моих
	друзей Сережи Тюленина. Любы Шевпо-
	вой, Анатолия Орлова. Помню, мы с Сер-
геем Толениным мечтали стать летчиками,
Моя мента сбылась, а Сережи нет в жи-
вых. Лорогой Сережа, Родина никогда тебя
	не забудет!».
Студент Ворошиловгралекого сельскохо-
	бессмертен потому, - что бессмёртно дело том 1919 года на Астрахань почти еже-
а ее THORHO налетали самолеты интервентов.
	зенина-——оталина, которому посвятил он
всего себя, все свои силы, Киров бессмер-
тен потому, что бессмертен народ, лучшие,
благороднейщие качества которого он так
ярко и полно воплошал в себе.

Сергей Миронович Киров вошел в исто-
рию как самоотверженный борец за сво-
боду и счастье трудящихся, как ближай-
mui соратник великего Сталина, как один
из талантливейших руководителей побело-

Нужно было им дать отпор, Сергей Миро-
HOBHY беседовал с летчиками, выясняя
имевшиеся у них возможности. Воолушев-
ленные Кировым, молодые летчики Шекин
и Воротков вступили в бой со значитель-
но превоехолящими силами противника и
одержали победу, В одном из боев они
ебли вражеский самолет и обратили в
бегство остальные машины. Экипаж еби-
того самолета, состоявлтий из английских
офицеров, был взят в плен. Киров особым
приказом отметил героизм советских лет-
	Сергей Миронович принимал все меры к
TOMY, чтобы укрепить авиацию, дать лет-
чикам более совершенную материальную
часть, обеспечить горючим. 12 июля
1919 гота он поелал Ленину телеграмму.
в которой просил в самом срочном порялке
выслать Надежные самолеты для дальних
	разведок, а также самолеты-истребители,
	Преодолев огромные трудности, Сергей
Миронович организовал доставку в Астра-
хань авиационного бензина и смазочных
масел из захваченного интервентами Баку.
Бензин и’ масла перевозились тайком от
	врага на рыбачьих лодках.
	йз талантливейших руководителей победо-   приказом отметил гер
носной сопиалистической революпий. Чиков и наградил их.
	оаверяем Вас, дорогой Иосиф Виссарио-
вович, что советские ученые ‘отдадут все
свои силы на выполнение Вашего указания
	«превзойти в ближайшее время достиже-
ния науки за пределамт нашей страпы».
	Мы твердо уверены, что наши ученые,
	внимательно изучая и используя вее до-
стижения мировой науки и техники, бу-
	лут двигать науку и технику дальше. 050-
	PaTAT HAVRY НОВЫМИ Ибелелованиями и OT-
	крытиями, которые обеспечат хальнейнний
	рост технического прогрееса в народном
хозяйстве, роет экономичеекой и военной
	мощи советского государства. возвеличат
	напгу Родину и советскую науку.

Да здравствует наша сопиалиетическая
Родина — Союз Советоких Сюцизлистичес-
ких Республик!
	Да здравствует наш Великий вожЖль
	учитель, корифей науки, Почетный
академик Иосиф Виссарионович Сталин!
	Принято на сессии Академии
наун СССР 29 ноября 1946 гола.
	зайственного института Владимир Диков  носной социалистической революции.
		Он прожил суровую, трудную н непо-
вторимо прекрасную жизнь.
	Юнотей вступил Киров на тернистый и
влавный ПУТЕ  Теволюпионной борьбы,
встал под больтевистское знамя, безраз-
дельная верность котерому опрелелала
каждый шаг. его ‘замечательной жизни,
Ему еще не было 19 лет, а он уже являл-
ся одним из руководителей большевист-
ской организации. Стойкий ленивец, ©
огромной энергией вел он революпионную
работу, выступал среди рабочих, печатал
прокламании, устраивал демонетрации.
	Во время демонстрации в Томске в 1905
году Киров шел во главе вооруженной ра-
бочей дружины. Царские власти жестоко
расправились с рабочими. Киров едва
спасся от озверевших казаков. В тот же
день вечером он сквозь полипейские па-
трули пробрался в покойницкую и разы-
скал трун своего товарища — печатника
Кононова, убитого царскими палачами. Ки-
ров знал, что на груди Вононова — знамя
томских рабочих, которое тот нес во время
демонстрации. Киров нашел это знамя,
обагренное кровью павшего борца, и унес
ого.

Через несколько дней по городу распро-
странилаеь написанная Кировым листовка.
«В венок убитому товаришу» == называ-
лась она. Гневной ненавистью Е палачам,
пламенной верой в грядущую победу хы-
шали слова листовки. Киров нисал, что
тюрьмы и виселицы не запугают рабочих,
штыки и пули не остановят революцион-
ного движения пролетариата. Дистовка до-
шла до Ленина, который был в это время
за гранипей. Ленин напечатал ее в траур-  .
ной рамке в большевистской газете «Впе-
ред», _

Киров, один из лучших представителей
старой большевистской твардий, вынес
ВСЮ ТЯЖЕСТЬ полпольной работы, прошел
через баррикадные бои и тюрьмы. После
Октябрьской революнии Жиров целиком
отдался делу организации и защиты совет-
своя власти.
	В начале 1919 года одним из важней-
ших стратегических пунктов была Астра-
хань. Оня являлась форпостом советской
влаети нз юге и мешала соединению бело-
глчптейских армий Колчака и Деникина.
В это вемя партия поставила Кирова Bo
главо обороны Астрахани, Аетоаханекая
эпопея, неразрывно связанная © именем
Китова, может по по°ву быть назрана 9д-
Ной из самых геротчезких страниц граж-
ланской войны.
	«Сережа Левашов, Вася п Шура Бонда-
Ы -— мон товараши. Совсем недавно
	реБы - мои товарищи. ©
\Ы учились в отной школе.
	Дела «Молодой гвардии» мне очень
близки. Во время оккупации Донбасса я
за участие в партизанском движении, ал-
тифашиетекую агитацию и раепростране-
ние листовок был схвачен немпамя в по-
селке Таловом. Но мне удалось бежать.
Теперь я учусь. После окончания институ-
та я все свои силы отдам на восетановле-
ние нашего народного хозяйства»,
	Музей посетила группа курсантов. Вюро-
шиловтрадского авиаучилиша. Они ocra-
вили в Книге следующую запись:
	«Озпакомившиеь с жизнью и деятельно-
стью молодогвардейцев, мы, будущие лет-
Чики, обязуемся с таким же мужеством и
стойкостью охранять мирный созидатель-
ный труд советского варода. И, если но-
требуется, не задумываясь, отдадим евою
жизнь за счастье нашего велнкого народа».
	Все эти записи свидетельствуют о; том,
что на подвиге героев Краснодона воепи-
тываются десятки и еобтни тысяч юношей
и девушек, что светлые образы молодогвар-
дейцев вдохновляют нас в нашей борьбе
3a счастье Родины.
	Старший тохник-лейтенант
А. ШИГАНОВ.
	Хороший клуб
	Офицеры Н-ской авиачаети любят и це-
нят свой клуб. Любовь эта вполне заслу-
женна.

Клуб (начальник стампий лейтенант Се-
миженко) проводит большую и серьезную
работу по маркенстско-ленинскому образо-
ванию офицеров. В нем хороню обзрудована
комната лля самостоятельной работы авиа-
торов, Офицеры, изучающие историю и тёо-
Вию большевизма, регулярно получают
здесь консультацию, советы и помощь. В
клубе систематически проводятся лекции
на актуальные политические темы.
	Серьезно относятся здесь и к культурно-
Уассовому обслуживанию летчиков. Успеш-
но работает коллектив хуложественной са-
модеятельности. В концертные програхмы
включаются лучшие произведения совет-
ских авторов и русской клаесичеекой лите-
ратуры, доступные для’ исполнения на
клубней сцене. Коллектив неоднократно
выезжал в авиапионные подразделения,
	Недавно в клубе был проведен сбор ак-
тивистов `культурно-масеовой работы, Сбор
длилея 11 дней. Собравшиеся прослушали
ряд лекций и докладов но истории ВЕПСб).
O задачах советской литературы B евязи
6 постановлением ВК РЕП(0) о журналах
«Звезда» и «Ленинград», & также доклады
на спемиальные темы: 0 библиотечной ра-
боте, об ортанизапии художественной еамо-
ятельности. о кичоавпаратуре. В резуль-
тате этого сбора культурно-маесовая рабо-
та в подразделениях значительно улучши=

зась.
Н. КОПЬЕВСКИЙ.

Виров постоянно бывал Ha фронте, в
передовых частях. В трудные минуты он
своим мужеством и решительностью влох-
новлял бойцов. Однажды  хеникинокие
войска прорвали фронт в районе Черного
Яра. Нани чаети были нрижаты к берегу,
враг обрушил на них убийственный огонь.
Казалось, еше минута, и красноармейцы
будут сброшены в Волгу. В это время по-
явилея среди бойпов Киров. Громко и вла-
стно зазвучал его голос: «Вперед, за ре-
волюционную победу!»  Воодушевленные
этим призывом, бойцы с новой яроетью ки-
нулись в бой оптокинули п отогнали
	нулись в бой, опрокинули в
врага.
	В январе 1996 гола Пентральный ко-
	митет партии направил Вирова в денин-
	грал. Началея самый замечательный пеё-
	риол прекрасной жизни народного трибу-
на, Виров — во главе ленинградских боль-
шевиков. Он организует разгром зиновьев-
	ских отшепенцев. ведет трулящихея Je-
	нинграта на борьбу 3&8 инлустояализатию
	страны. ‘С его именем связаны невихан+
	вый под’ем промышленности города Je-
нина. превращение его в арсенал сопиали-
стической индустриализации, в. крунней-
ший хозяйстревный ий культурный пентрв.
	Под руководством Сергея Мироновича
тенинградская промышленность не только
количественно выросла в несколько раз.
Она стала совершенно новой, передовой
нромыитленностью. Она освоила. сотни но-
вых произвотетв. — от мощных турбия,
кораблей, блюмингов ло синтетического
каучука и отечественного алюминия, на-
чала давать Красной Армии могучую п раз-
нообразную боевую технику.
	В упорной борьбе, настойчивым преодо-
лением многочиеленных трудностей дости-
галиеь эти победы. Пламенный” больше-
BAK Киров всегда умел зажечь сердна лю-
1ей уверенностью в успехе, потому что го-
ряча и неугасима была его вера в сплы ©0-
Заместителю Председателя Совета Министров СССР
и Министру Иностранных Дел
	Доротой Вячеслав Михайлович,

Общее собрание Академии наук СССР
шлет Вам, виднейшему руковолителю боль-
шевистекой партия и советского гоеударст-
ва, ближайшему соратнику Великого
Сталина, свой горячий привет. Советский
народ и все передовое человечество знают
Вас как вылающегоея политического и го-
сударственного деятеля, активного етроите-
ля советекого государства, крупного теоре-
THES марксизма-ленинизма. Ваши труды,
обобщающие гигантский опыт строительст-
ва первого в мире социалиетического го-
сударства, Ваши блестящие выступления в
области внешней политики предотавляют
ценный вклад в марксистеко-ленинскую
науку об обществе и государетве, о межлу-
народных отношениях.

Bama деятельность на посту Министра
Иностранных Дел Советекого бо1оза показы-
вает всему миру пример последовательной
борьбы за прочный демократический мир и
безопасность народов против темных сил
реакции и новых поджигателей войны.

Блестяще осуществляемая Вами сталин-
ская внешняя политика советского rocy-
	В. М. Молотову
	дарства совпадает с интересами евобололю
бивых народов, вызывает уважение и бла.
тодарность всех, кому дороги мир и 6е30-
пасность, свобода и независимость наро
дов.

Отмечая Ваши выдающиеся заслуги в
леле строительства и укрепления советско-
го государства, испытывая чувство глубо-
кой признательности к Вам ва всё, что Вы
внесли B MADKCHCTCRO-JeHHHCRYW науку
мы избрали Вас почетным членом Акадс-
мии наук СССР.

Приветствуем в Вашем лице, Вячеслав
Михайлович, олного из ближайших сорат-
ников Великого Сталина, верного и забот-
ливого друга советеких ученых, неизмен
ч0 оказывающего огромную поуйщь во веей
работе Академии наук СССР. Желаем Вам,
лорогой Вячеслав Михайлович, здоровья #
Двльнейшей плодотворной работы на блага
и преуспевяние нашей Великой Родины.
Президент Академии наун СССР акаремик

С. И. ВАВЯЛЗВ,
Анадемик-сонретать Акаломим наук СССР
ачадэмик Н. Г. ВБРУЕВИЧ.

29 ноября 1946 года, г. Москва.
	ча родине летчицы-героини
	2 EE oe I

feet Ht ip te DEE
	АПОРОЖЬЕ, 30 ноября. (ТАСС). В селе
имени прославленной летчипы Полины Де-
нисовны Осипенко сейчае уже не осталось

следов страшных разрушений, причинен-
ных немпами.
	Восемь колхозов, расположенных на его
территории, успешно восстанавливают свое
хозяйство. Построены новые хаты, школы,
общественные здания и культурные уч-
реждения. Большая часть села электрифи-
цирована. Есть свой ралиоузел, имеющий
300 точек. В школах обучаетея до 600
ребят. Функционируют больница, родиль-
ный дом, аптека, летсал.
	Носле дневного труда колхозники идут
в свой клуб. Здесь каждый вечер прово-
дятея культурные мероприятия. Шри клу-

0е имеется библиотека с книжным фондом
в количестве шести тысяч томов,

Жители села имени Осипенко свято
чтут память своей прославленной земляч-
ки. Ев письма и фотографии хранятся как
торогие реликвии. В центре села находит-
ся большой парк имени Осипенко, нал
которым шефствуют учащиеся веех трех
школ. До войны здесь стоял бронзовый
бюст Полины Осипенко. Немёцкие захват-
чики отправили его на Мариупольский за-
вод для переплавеки; Олнако неизвестные
патриоты бюст аа и доставили В
село.

На-днях состоялось открытие памятни-
ка. В парке собралось более 2 тысяч че-
повек. На митинге присутствовала мать
летчины-героини. Ф. Ф. Дудник.

Зы: КП вый
	Киров был фактическим организатором   OT? ВаРОде,  РУКОРОДИОГО ВоЛИВИЫ

ааа а М сы Сталиным.
	п политическим руководителем ХГ армии,   iets.
оборонявшей Астрахань. Сергей Миоонович В евое время; организуя беспримерный
лично руководил важнейшими боевыми  перехох Красной Армии через ечитавшие-

ся неприступными. в зимнюю пору кавказ-

операпиями. Он, например, организовал за-
хват на Каспийском мопе белагварлейско-   свко перевалы, Виоэв говооил: «Ренают
	XEAT на Ёаепийсеком мопе белогвардейско-   ско перевалы, виров говорил: «Еенают
го сутаа. на котооом. как улалось узнать   вопрос настроение и. болрость - людей, ни-
	ro судна, на ROTODOM. вак улалоеь узнать   вопрос настроение И BULBUCTS WM len, ви:
ИЗ парехваченной радиогваммы, к Колчаку какие перевалы не ‘могут быть препят-
направталея тенерал Грашин-Алуазов с  ствием AIA лостижения большевистской
	направлялея тенерал Гришин-Алуазов с ствием для достижения большевистской
важным поручением от Леникина. Благо-  нели». Й большевистекая цель была ло-
	важным поручением от Деникина. Благо-  нелн». И большевистекая цель была до-
тауя этому в руки Кирова попал план  етигнута: Красная Армия протянула руку
овмеотного  похала Колчака, Деникина  братекой помоши трудящимся Грузии,
и Юденича. похола имезтегло  пелью   восставшим против меньшевистекого пра-
	И Юленнчя. похола. имерител  пелью   восставигим против меньшевистског
захватить Москву и Петроград, залутить   вительства. Грузия стала советской.

облемы высотн
	—— `
ПО МАТЕРИАЛАМ
ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ
>

ческих статей, посвященных развитию са-
молето- и моторостроения и достижениям
в этой области. Шо очень мало есть ра-
бот, касающихся вопросов обеспечения
жизни летчика в стратосфере и мер борь-
бы против значительных перегрузок от
действий инерционных сил, воспринимае-
мых организуом человека нри современных
скоростах.

Как известно, уже на высоте 4, 500 мет-
ров длительные полеты возможны только ©
применением специального кислородного
прибора. Причины неблагоприятного влия-
ния разреженного воздуха стратосферы на
организм весьма сложны, Из них наиболее
существенными и изученныхн являются
низкое баромегрическое давление и недо-
статок кислорода. Неблагоприятное дейет-
вие пониженного  зтмосферного давления
обусловливается тем, что в теле человека
веть полости и системы (полость лобной
пазухи, кишечник), содержащие воздух и
другие газы, не имеющие сообщения ©
наружным воздухом и отделенные от вего
твердыми или эластичными стенками и
диафрагмой,

С уменьшением наружного давления
воздух этих полостей и систем стремится
выравнять давление и, расшираяеь, дей-
ствует на стенки лобной пазухи, барабан-
ные перелолки и стенки кишек, Нелоста-
ток кислорода, испытываемый при пребы-
вании на высоте, об`ясняетея уменьшени-
ем парпиального (частного) давления кие-
лорода, причем ухудшается насыщенность
гемоглобина крови кислородом. В результа-
тв нарушаются нормальные функции кле-
ток тканей и всего организма в пелом, а
это сопровождаетея некоторыми болезнен-
ными симптомами. Чем больше и ллитель-
	ом обеспечения
‚ при сверхвы-

получили широ-
‘трукциях боль-
тных самолетов.
’ регулировать
вентиляцию,

запотевания и

подразделяютея
нерационные и
.

ного типа 0бес-
визиологические
воздуха, & сле-
Нов — давление
емпература;. ко
тате TOM, чт
ры непрерывно
` пагнетателями

ного типа кис-
тажем, воспол-
очищения в03-
ляемой при ды-
имеется регене-
специальными
ии углекяелого
туха в кабине,
авление кисло-
RACqODIAA.
ционных кабин
я к восполнение
ет кислорода и
кабину. Из-за
рода указан-
ого применения

‚ кабинами раз-
сетратосферных
иду похожих на
наченных ДлЯ
ии тела летчи-
еким кабинам,
тов —= венти-
гые.

все первые ре-
0 летчика По-

июля 1937 года — 15.665 метров;

14.500 метров; английского летчика Свей-
ва, 26 декабря 1936 года — 15.280 мет-
ров; итальянского летчика М. Пецци, 7
анг
лийского летчика Адама, 30 пюня 1937
года — 16.450 метров и другие) были ©о-
вершены авиаторами, одетыми в скафанд-
ры.

Создание конструкции скафандра, удов-
летворяющего всем требованиям, и се-
тодня еще связано со значительными труд-
ностями.

Действительно, наряду с портативной и
надежной аппаратурой, большей частью
размещаемой на скафандре для обеепече-
ния и контроля всех условий жизни (над-
дув, вентиляция или регенерация, снабже-
ние кислоролом, регулировка давления, 0обо-
грев и предохранение стекол от запотева-
ния) в конетрукции скафандра должны
быть гибкие сочленения. Отсутствие таких
сочленений лишает летчика возможности
производить какие-либо движения даже
при перепаде давления между наружным
возтухом и внутренним в скафандре поряд-
ка 0,1 атмосферы (0,1 килограмма). В ка-
честве индивидуального высотного костю-
ма скафандр должен быть легким и одно-
временно прочным, удобным для самостоя-
тельного и быстрого одевания,  геристич-
ным, должен иметь безотказно работаю-
щую автоматическую аппаратуру и належ-
ные приборы контроля. Важно также, что-
бы он без особых усилий обеспечивал весъ
комплекс движений, необходимых летчику
тля управления самолетом и ведения ра-
боты штурманом,

В то время как конструкции первых
скафандров весили до 45 килограммов, со-
временные конструкции немецких образпов
1943 — 1944 годов и. американеких

-1944 — 1945 голов облегчены до 10—

12 килограммов. Но все же вопросы экс-
плоатации скафандров окончательно еще
не решены. т

В течение последних лет был поставлен
зопрое © том, нужны ли вообще страто-
сферные скафандры, поскольку герметиче-
екая кабина лучше гарантирует безонас-
ность в сверхвысотных полетах. Конечно,

года —— высота  у герметической кабины больше положи.
	ляется наилучшим средством обеспечения
жизнелеятельности летчика при сверхвы-
сотных полетах.

ерметические кабины получили широ-
	тельных данных. Но что будет делать Ie
чик, если при аварии ему придется поки-
нуть герметичесвую кабину, например, нз
высоте свыше 15,000 метров, где киело-
родный прибор ему жизнь не спасет? 0т-
сюда ясен вывод, что стратосферные ска-
	Фандры в первую очередь призваны не 3a-
	менять, а дополнять герметическую каби-
ну, как спасательное средство для экипа-
жей самолетов. Роль самостоятельных кон-
струкций стратосферные скафандры могут
играть только в специальных испытатель-
ных полетах.

Стремление окончательно решить эве-
плоатационную конструкцию скафандра
можно в настоящее время наблюдать в ря-
де стран, и особенно в Америке, где, по
имеющимся сведениям, этой проблеме уде-
ляется значительное внимание. р

Наконеп, очень важное значение имеют
поиски средств, предохраняющих организм
летчика от действия перегрузок. В военно-
воздушных силах США и Англии одним
из таких средств служит антиперегрузоч-
ный костюм, не исключающий, а облаб-
ляющий воздействие перегрузок на орга-
низм латчика.
	Щействие антиперегрузочного костюма
заключается в том, чт во время Tepe-
грузки создается соответетвуюнщев давле-
ние извне на нижнюю часть корпуса п
на воги летчика, чем затрудняются при-
ток крови к этим частям тела и отлив от
головы и верхних частей. Костюм состоит
из пяти надувных подушек: две охваты-
вают икры, две — бэлра и одна — ниж-
нюю часть корпуса. Лавление воздуха в
подушках автоматически регулируется
специальным влапаном в соответетвии с
перегрузками. Такими костюмами были
спабжены — самолеты-истребители Р-51
«Мустапг». Указанная конструкция прел-
ставляет собой первую попытку в борьбе
с перегрузкой и требует значительных
уеовершенствований.

Таково вкратце современное состояние
техники и дальнейшие пути обеепечения
жизни летчика при полетах на больших
высотах с большими скоростями.

Инженез-полполковник
		Современная авиация ставит перел собой
задачу освоить длительные полеты на
больших высотах и в стратосфере, Появле-
ние моторов с многоступенчатыми нагнета-
тедями, © турбокомпрессорами и, чако-
нец, реактивных двигателей дает возмож-
ность в наше время практически осуще-
ствлять полеты на высотах в 15 — 20 ты-
сяч метров. Полеты на больших высотах
позволяют значительно увеличить ско-
рость. У самолетов с реактивными дви-
тателями скорость и теперь уже доходит
до 1.20) — 1.400 километров в чае,

На основе проводившихея за границей
исследований некоторые крупные авиапя-
онные инженеры предполагают, что в суб-
стратосфере можно довести скорость по-
лета до 2.400 километров в Час.

Чтобы решить проблему дальнейшего
увеличения скорости, исследователи дума-
ют над полетами в ореде, где сопротивле-
ния воздуха почти нет, то-есть на BEICO-
тах, превышающих 150 километров. Уже в
1944 году с помощью мощной ракеты даль-
него действия «ФАУ-2> немцам удалось
впервые доставить 1.000 килограммов
взрывчатого вещества на расстояние около
300 километров при высоте полета. более
100 километров и со скоростью свыше
5.000 километров в чаз,

Использование атомной энергии даст в03-
можность получить колоссальные скорости
полета. Основываясь на теоретических
расчетах, инженер А. Кливер утверждает,
что в случае применения зтомного лета-
тельного аппарата можно достичь скорости
порядка 3.000.000 километров в час.
Принимая во внимание силу притяжения
земли и еопротивления атмосферы, есть 0-
пование считать такую екорость более чем
достаточной для межпланетных перелетов.
Йз сказанного следует, что с увеличением
скорости значительно увеличится и выеот-
пость перелетов.
	нее паступает болезненное состояние, кэ-, Кое распространение в конструкциях болЬ-
	торое в тяжетых елучаях приводит к по-
тере сознания и к смерти,
	шинства современных высотных самолетов.
Их оборудование позволяет регулировать
	Далее, характерен незаметный переход   давление в кабипе, наддув, вентиляцию,
болезненного состояния от более легких   предохранение с‹текол от запотевания и
форм к более тяжелым, часто при кажу-   обогрев самой кабины.
	Щемся удовлетворительном самочувствии.
	предохранение стевол Of запотевания и
}богрез самой кабины.

Терметические кабины подразделяются
1% вентиляционные, регенерационные ий
кислютодно-гентиляционные.

В кабинах вентиляпионного типа 0бес-
	Нехостаток киелорола прежде веего отра-   Ha вентиляционные.
	жается на центральной нервной системе;
появляются тяжесть в голове, головная
	боль, сонливость с мгновенным засыпа-   печиваются необхолимые физиологические
	отчужденность,

HHOTAd
	оеспричинная веселость, внимание рас- довательно, И парпиальное давлени
соивается, уметвенцая рабета протекает вя-   кислороза: вентиляция и температура. ко
	ло и неувевенчо.
		Цри пегегрузках AT лействия инерцион-   через воздушные радиаторы непрерывно
пых сил (возникающих при выполнении   прогоняется воздух, сжатый нагнетателями
различных фигур пилотажа) наблюдаются   мотора.
	такие явления, Как потемнение в ГлаззЗх,
полная потеря зрения, а также потеря со3-
	Б кабинах регенепапионного типа вис-
лород, потребляемый экипажем, воспол-
няетсея из баллонов. Для очищения во3-
	нания. Все это вызываетея отливом крови   няется из баллонов. Для очищения в03-
от голозного мозга к нижней части тела и  духа от углекислоты. выделяемой при ды-
	MON CUTOCTHM. :
Вакими же средствами располагает сов-
пеменная техника ANA  созлання нобмаль-
	хании, и излишней влаги имеется регене-
рационная установка co специальными
	ременная техника лля создания нормаль-   техническими Ноглотителями углекислого
пых условий жизни и работы па больших   газа и влаги. Давление возлуха в кабине,
выеютах? Как предохранить организм лет- 3 значит, и парциальное давление киело-
THE OT действия значительных перегру-   Рога, регулируется подачей кислорода,
	ДЛЯ
	Чиа от действия
30?
	кислородно-вентиляционных кабин
	Современная авиационная техника рас-  удаление продуктов дыхзния ий восполнение
полагает рялом конструкций. в известной   кизлорода достигаете» за счет кислорода п
	мере обеспечивающих белее пли мепее ноз-
мальную жизнелеятельность летчика в по-
	воздуха, проходящих через кабину. Из-за
значительного расхода кислорода указан-
ный тин кабины практического применения
не нашел.

Наряду с герметическими кабинами раз-
	лете, Применение: кислородных приборов   ный тин кабины практического применения
		леты Ha высотах OT
10.000 — 12.000 метров.

кислородных приборов
тание организма кислородом, но ве устра-
няетея воздействие пониженного атмосфер:
ного давления. Более благоприятные уело-
вия на болыпих высотах могут быть <озла-

4,09‘ ДО   работан ряд копструкций стратосферных
С помощью   скафандров, по внешнему виду похожих на
улучшаетея пи-  KOCTON водолаза и предназначенных

длЯ
индивилуальной герметизации тела летчи-
ва. Аналогично  герметичееким кабинам,
скафандры бывают твух типов —\ венти-
ляционные и регенерационные.
	Интересно отметить, что все первые ре-
	ны только герметической кабиной самоле-
та. С физиологической и гигиенической
	та. © физиологической и гигиенической   корлы выеоты (американского летчика
точки зрения герметическая кабина яв- ста, 3 декабря 1934 гола — BE

За послелние годы в иностранной п6-  нее нодача кислорола отетает от потребно-
	чати появилось большое количество техни-
	сти в нем организма, тем скорее и силь-