3 денабря 1946г. № 182 (584).
р.
	СТАЛИНСКИЙ Сокол
	ЩИ о АН
3 Совете 1 министров иностранных дел  В комитетах Генеральной Ассамблеи

НБЮ-ЯОРВ. 1 Зака
	лосов в Париже, а предретить созыв ду-
найской конференции особым постановле-
нием Совета министрев иностранных дел.
Бевин возбудил вопрос © приглашений
на эту конференнию Греции. Молотов ука-
зал, что Греция не является  придунай-
ским государством.
- Следует отметить, что с каждым из’ по-
следних заседаний Совета министров круг
неразрешенных вопросов по мирным до-
говорам с бывшими союзниками гитле-
ровской Германии сужается всё больше.
; * * * $
На вчерашнем заседании Совета нинист-
ров иностранных дел присутствовали OT
советской делегации Молотов, Вышинский
и Гусев.
	скуссия на заседаниях Совета министров.
Советская делегация предлагала записать
определенный срок для вывода войск из
риеста, в то время как делегации Соеди-
ненных Штатов и ‘в. особенности Велико-
бритамии возражали противо назначения
такого срока. Еще на узком ‘совещанни Со-
вета министров 26 ноября Бевин предла-
гал, чтобы дата вывода войск была опре-
делена губернатором. По сушеству это

означало — оставить вопрос ©. выводе
ВОЙСК открытым.
	В результате обмега мпений было
	а РАНЫ ЗНАЕТ До
CTHTRYTO соглашение о том, что губернатор

Ср «РНЕ
	aw вринять решение о выволе войск в
течение 90 дней, считая < латы евоего
	После принятия
 : губернатором
	эступления в должность.
соответствующего решения
	eee heres ev

POUCKA должны быть выведены в точно
определенный срох, в течение которого их
эвакуация булет технически выполнима.
Делегации США и Великобритании  ожи-
дают от своих военных эксшертов уточне-
ния этого последнего срока. Это не ме-
няет, однако, того факта, что министры
согласились оговорить в мирном договоре с
Италией определенные сроки вывода — ИНо-
	странных войск из Триестз.
Численность британских, американских
	и югославских войск, продолжающих оста-
ваться на Свободной Территории, должна
быть сокращена немедленно после BCTYII-
ления в силу мирпого договора: решено ее
довести ло 5. тысяч человек - от - кажлой
страны. При этом эвакуация должна про-
изводитьея равномерно с таким расчетом.
чтобы на различных ее этапах численность
войск одной из оккупирующих стран не
	превышала численности войск другой ок-
вупирующей страны.
Не менее спорным вопросом, чем вопрос
	о выводе иностранных. войск из Триеста,
было назначение срока выборов в Народное
собрание Свободной Территории Триест. Со-
ветская делегация предлагала установить
четырехмесячный срок для проведения
этих выборов, тогда как американская и
британская делегации возражали против
	установления такого срока. В последние
	дни министры пришли к соглашению 9
м, чтобы выборы в Народное собрание
	Свободной Территории состоялись не поз-
же, чем через четыре месяца после вотуп-
ления в должность губернатора Свободной
Территории. р
	Г убернатор назначает дату и поряхок
	выборов по соглашению с временным нпра-
вительественным советом.
	Несколько заседаний Совета министров
иностранных дел в Нью-Йорке были посвя-
щены вопросу о субординации и фунвциях
начальника полиции. ‘Этот ‘на первый
взгляд технический вопрос имеет немало-
важное значение для будущего нормального
развития Свободной Территории. Решено,
что хотя губернатору будет предоставлено
право назначать начальника полиции, по-
следний будет работать под руководством
правительственного совета и только в эЕст-
раординарных, ‘исключительных случаях
его полномочия будут переходить в руки
губернатора.

Emo совсем недавно американская и
британская делегации возбудили вонрое 0
так называемом временном статуте Сво-
бодной Территорин, который предоставил
бы губернатору исключительные права йа
время переходного. режима — то-есть в
периох, который пройдет с момента утвер-
ждения мирного’ договора с Италией, валоть
10. выборов в народное собрание и принятия
конституции Свободной Территории. По-
становка этого вопроса, не обсуждавшегося
в ходе предылущих переговоров в Совете
министров. грозила увести работу совета
далеко назал. Однако в последние дни до-
стиснуто соглалоение о том, что в перехох-
ный период булут действовать соответет-
вующие статьи постоянного статута. За-
местители министров заняты сейчас про-
смотром проекта постоянном Статута с
пелью выяснения применимости его ста-
тей в условяях переходного режима.

Так, в течение нескольких дней был
согласован ряд важнейших вопросов орга-
низации Свободной Территории ‘Триест,
которым в течение длительного времени
существовали расхождения между членами
Совета министров иностранных дел. Это
открыло возможность для согласования ря-
да других вопросов. Наметилось решение
вопросов © руководстве внешними согла-
шениями. Своболной. Территории, © предо-
ставлении Югославии и Италии специаль-
ных зон в порту Триест, о железнолорож-
ных соглашениях между Свободной Терри-
торией и соседаими странами.

Достигнуты также соглашения по ряду
экономических вопросов. Министры pac-
смотрели локлал Экономического комитета.
подготовлявшего еще не’ согласованные эко-
номические статьи проектов мирных  д%-
говоров. По большинству этих етатей уча-
стники Экономического комитета пришли к
	тс в о МА.

460). В работе Совета министров HHoer-

ранных дел, заседания которого

в Нью-Й $ происходят
орке вжедневно, наступил в

лолнее время определенный по вое

Как известно, в в

’ течение  длительгого
срока участникам Света министров иное
ранных дел не удавалоеь доСтитнуть ere.
воронности OTHOCUTEIBHO важнейших .
ложений проектов мирных Roropopop o

у рюв с
бымпими союзниками Германии — И

та-
ней, Румынией, Болгарией Венгрией
Финляндией. Основные Вы м я

при
этом roan mean В СВЯЗИ © выработкой тех
РО АН
ской границе и ми лит
Свободной Территории Tones ® craryry

В этих вопросах ИО
расцениваются как а Е
происходящих перегово А
две установки. Одна из ae CTOAREYTHCL
Ha соблюдение основны Слив

Хх демократических
принципов в организации Свободной Tep-
ритории Триест и создании системы управ-
ления этой территорией, принадлежит
Советскому Союзу, Противоположная линия
нашла свое паиболее яркое выражение в
стрехлении наделить губернатора Свобол-
ной Территории Триест широкими диктатор-
скимю правами, которые, по меткому выра-
жению Молотова, могли превратить Сво-
болную Территорию в губернаторекую тер-
риторию.

Эта последняя устамовка находилась в
явном ‘противоречии с принципами; ефор-
мулироваиными во статье 16-й проекта
мирного договора с Италией, подготовлен-
ного Советом министров иностратных дел
в период, предшествовавший Парижской
Мирной конференции. Здесь уместно на-
помнить; что в своем первоначальном ви-
де эта статья проекта мирного договора ‘с
Италией содержала следующие общие прин-
ципы, Первый пункт первоначального тек-
ста этой статьи устанавливал, что губер-
нар Свободной Территории назначается
(оволом безопасности после консультации
в Югославией и Италией. Второй, важней-
ший пункт гласил: «Законодательная и
исполнительная власть устанавливается на
демократических началах, включая всеоб-
ее избирательное право». Третий пункт
провозгляпал прав» населения Свободной
Территории «в отношении прав человека и
осповных свобод, в частности, свободы ре-
лигии, языка, печати, школ и доступа в
административным долакностям». Наконен,
четвертый пункт обязывал губернаторов
Свободной Территории представлять Совету
безопасности ежегодные доклады.

С упорством, достойным лучшего приме-
пония, некоторые члены Совета министров
иностранных дел пытались на протяжении
ряда последних месяцев изменить и иска-
зить эти согласованные основные прин-
пипы организации Свободной Территории
Триост, в частности те из этих принци-
поз. которые были изложены во втором и
третьем пунктах первоначального текста’
16-Й статьи проекта мирного договора с
Италией. Такие попытки получили нагляд-
ое отражение на Парижской Мирной кон-
феронции,

Для того, чтобы заставить советскую
делегацию отказаться от ее линии по соб-
людению. демократических принципов, из-
ложенных в первоначальном текете проек-
та мирного договора с Италией, на Париж-
ской конфоренции было мобилизовано нема-
ло усилий, Всем еще памятна острая бэрь-
ба, происхолившая в Париже в комитете
пе политическим и территориальным воп-
расам для Италии, в комитете по статуту
Триеста, а затем и на пленуме Мирной
конференции. Не будучи в состоянии 3а5-
тавить совотскую делегацию отойти от
своих принципов, державы, располатавиие
большинством голосов на Парижской
гонферендии, решили использовать это
свое чисто условное преимущество для то-
то, чтобы навязать советской делегации
угодные им решения, В октябре англо-
саксонская печать пыталась представить
птогя голосований на Парижской  конфе-
ренции как чекую «победу» западных
держав над Советским Союзом.

Нечего екрывать, что с переменой мес»
та работы по выработке мирных логово’
ров с бывшими союзниками Германии та-
кая тенденция изменилась ме сразу. Пер-
вые заседания Совета министров ивюст-
ранных дел в Нью-Йорке, на которых рас-
сматривались месогласованные рекоменда-
ции Парижской  конференпии, были мало
плодотворными. Выражая ва этих засела.
ниях готовность договариваться по второ-
стененным пунктам, делегации Соединен-
ных Штатов Америки и Великобритании. в.
т, же время не хотели итти на уступки по
основным вопросам. Некоторые из первых
заседаний Совета министров в Нью-Йорке
проходили по формуле: «Согласимся, что

Та о че АМ

(Cnonropp.

мы ме’ можем: UpPaTTH BK О Мори собласовали. так»
Однако . последовательная  принципиаль’ соглашениям. Министры согласовали так

ная позиция советской делегации взяла) же вопросы о eyabGe cobcTROHTIOCTH. В
sO BET Ce ро   донной с перехозящих от Италии террито-
	рий, 0 собственности лиц, проживающих
па переходящих территориях, и др. Рял сиг
ласованных вопросов касается одновремен-
но всех пяти проектов мирных договоров,

Соответственно продвинулась вперед ра-
бота по подготовке мирных договоров ©
Румынией, Болгарией, Венгрией и Фин-
ляндией. Решен ряд вопросов, связапны
с договором с Болгарией. Делегация США
сняла свои возражения против суммы вен-
герских репараций для (‘оветского Союза
		ИВ

На заседании Совета министров obcyx-
	талбя лунайский вопрос. По этому вопросу
советская делегация внесла прелложение.
чтобы навигания mo Дунаю была < вобод-
ной и открытой на условиях равенства В
то. что касается портовых. и навигапион-
пых 6боров и условий торгового судохот-
ства в пределах коммерческих отношений.
От имени делегапии США Бирне согла-
сился в этим предложением. Остальные
удастники заседания также не выдвинули
против. него возражений, но окончатель-
ная редакция еше не согласована.
Министры обсудили на двух заседаниях
вопросе о созыве конференпии для опреде-
ления режима навигапин по Дунаю. Co-
ветская делегация предложила созвать эту
конференпию в составе придунайских го-
сударств и четырех великих держав. Одия-
ко советекая делегация предложила ‘не
включать вопрос © созыве дунайской кон-
ференции в Тексты мирных договоров, как
это было предуемотрено большинством го-
	дру-

д попытками представителен
Деле-

верх на
гих. держав навязать ей свою волю.
ганий СПА и Великобрятании, заинтересо-
	_ ee

ваплые в заключении мирных. договоров с

а а
	THC RACE ERAN =P MBER Be RO
‘нвштими союзниками гитлеровской Герма-

a geet
	нии но меньше Советского 300%, Baws
вынуждены, в конпе концов, пойти на. не-
которые уступки, которые привели К 60-
гласованным решениям. Это и опрелелило
перелом в работе Советз. министров иво-
странных дел по выработке мирных 40-
говоров © Италией, Румынией, Болгарией,
Вентрией и Финляндией.

На-днях в результате переговоров, иНи-
платива которых исходила OT советской
толегации, американская и британская де-
легапии вогласились внести существенные
изменения в Формулировки CBOHX предло-
жений, касавшихся полномочий губерна-
тора Свободной Территории Триест. Эти
измепения направлены в сторону ограни-
чения губернаторской власти. Со своей
стороны, и советская делегация внесла ве-
которые изменения в свои формулировки.
Таким образом было осуществлено сближе-
ние позиний участников Совета министров.
В результате все статьи проекта статута
(Свободной Территории Триест удалось с0-
гласовать. При этом осповные положения

проекта статута приведены в соответствие
с лемократическими приппипами, нашед-
шими выражение в статье 16-й проекта
мирного договора © Италией. Министры до

стигли соглашения © выводе иностранных
войск из Триеста. Решению этого вопроса
препгоствовала особенно оживленная ДИ-
	организапии Об‘единенных наций
	Обсуждение советского предложения о всеобщем ‘сокращении вооружений
	запрещении производства и использования
атомной энергии для военных целей.
Далее Шоукрюес в столь зе определен-
ной форме высказался против того, чтобы
ответственность за проведение в жизнь
всеобщего ограничения вооружений была
возложена на Совет безопаености. Он зая-
вил, что если этим делом будет ведать Сд-
вет безопасности, то любая из великих
держав может «наложить вето» на запре-
щение применения в войне того или иного
вновь открытого смертоносного оружия.
Шоукросе поддержал прелложение канал:
	ловутой «проблемой вето». Так, газета
«Дейли ньюс» выражает особое недовольст
во тем, что предусматриваемые советским
предложением органы контроля должны
находиться в системе Совета безопасности,
в котором дейетвует принцип едивогласяя
предетавителей великих держав. Газета ци-
ничНо заявляет: «Соединенные Штаты
должны отнестись к советскому предложе-
нию < крайней осторожностью и скептициз“
мон и продолжать создавать запасы атом-
ных б9мб».

Газета «Нью-Йорк тайме» сегодня помез
	НЬЮ-НОРК, 30 ноября.  (Спепкорр.
ТАСС). Обсуждение советского предложенил
0 всеобщем сокращении вооружений, раз-
вернувшееся в комитете № 1, BO MHOrOM
напоманает по своему характеру дискуе-
сию по первому советскому предложению
относительно представленая информации 9
вооруженных силах, находящихся на чу-
жих территориях. Так’ же, как и тогда, все
выступающие ораторы приветствуют ивя-
UHaTHBY, проявленную советской делега-
цибй. В то же время определенная групиз
делегаций, по форме не возражая против
	м а .
Гусев сделал доклад о работе замести-

телей министров по редактированию согла-
гованиитх остатай mnnertoan unmngiusr ramnne

этого предложения, делает. многочиеленные  ской делегапии 6 том, чтобы контроль нал   стила на первой странице характерный
оговорки и вносит поправки, - которые ог-   Всеобщим сокращением вооружений был   крупный заголовок: «Советский Союз
раничивают, сужают и, в конечном счете,   перучен самостоятельному международно-  настаивает ‘ва запрещении аточного
	извращают самую суть советского предло-
жения.

‚ Сладкие речи о необходимости разору-
жения используются в качестве своего рола
прикрытия теми, кто в действительностя
хочет уйти от практического решения этой
задачи. Стремление всячески запутать вэ-
прос о разоружении и том самым затруд-
нить его разрешение сказывается в том,
что ряд членов комитета пытается искус-
ственно притянуть к этому вопросу вопрос
© так называемом «вето». Эти члены ко-
митета твердят, что принпип единогласия в
Совете безопасности, в системе которога
должен осуществляться международный
контроль над сокрашением вооружений,
якобы является препятствием на пути к
выпелнению этой задачи. Характерно, что,
рассуждая о «вето», они пытаются укло-
ниться от прямого ответа, на вопрос — 60
гласны ли они принять советское предло-
жение о всеобщем сокращении вооружений.

Именно такой характер носили речи вы-
ступавших сегодня делегатов Канады, Гре-
ции, Эквадора, Голландии. Делегаты Фран-
ции и Витая, которые выступали за быст-
рейшее осуществление всеобщего сокраще-
ния вооружений и даже за контроль над
индустрией, производящей средства мас-
сового вооружения, также сочли нужным
присоединиться к рассуждениям 0 «вето»
и поддержать предложения делегаций Ка-
нады и Аветралии..

С широким обоснованием этих предло-
жений выступил сегодня британский деле-
гат генеральный прокурор Шоукроес. Его
сегодняшнее выступление было более кон-
кретным, чем вчерашнее и позавчераиенее.
Нз этот раз он как бы сформулировал про-
грамму, противопоставляемую сейчас ря-
дом делегатов советскому предложению. -

Шоукросс начал с заявления, что Вели-
кобритания уже значительно сократила
свои вооруженные силы, но не может пой-
ти на дальнейшее их сокращение, пока не
будет создана «прочная» система коллек-
тивной безопасности. Тут же он посетовал
на то, что согласно Уставу организации
0б’единенных наций международные всору-
женные силы, которые будут находиться в
распоряжении Совета безопасности, не
удастся применять против той или иной
великой державы; поскольку в Совете бе-
зопаености действует принцин единогласия
постоянных. членов.

Говоря о представленных комитету про-
октах резолюций, Шоукросс признал, что
предложения австралийской и канадской
делегаций почти не отличаются друг от
друга. Противопоставляя их советским
предложениям, он настаивал на принятии
основных ‘положений, сформулированных
каналекой делегацией.

Английский делегат, в. частности, пели-
ком присоединился к возражениям канад-
ской делегации против того пункта совет-
ского проекта резолюций, гле говорится в
	Принятие резолюции
	Сегодня на совместном заседании коми-
tera № 1 — политическом и комитета
№ 6 — юридического закончилось обсуж-
дение жалобы правительства Индии на ра-
совые преследования индийского населе-
чия в Южной Африке.
	Делегат Великобритания Шоукроее снова
пытался доказать, что, обсуждаемый вэпрое
не является политическим и что он должен
быть передан на обсуждение в Международ-
ный суд. Британского. делегата поддержали
представители Австрални и некоторых дру-
гих стран.
	Бозражая против предложения Шоу-
кросса, глава индийской делегации Пандит
Виджайя Лакшими вчера заявила: «Шоу-
кросс недавно был. прокурором в Нюрнбер-
ге, а теперь здесь выступает защитником
по делу о расовом преследовании. Только
блестящий юрист мог так изменить свою
роль». Пандит Виджайя факшими сказала.

сованных статей проектов мирных догово-
ров с бывшими союзниками Германии. За-
местители дотоворились © применении в
условиях временного режима в Триесте не-
которых положений постоянного- етатута
Свободной Территории, а также ряда. ре-
шений, принятых Советом министров по
вопросу о Триесте. Однако заместители ве
смогли достигнуть соглашения по вопроеу
0 полномочиях временного правительствен-
ного совета Свободной Территории. Оенов-
н0е расхождение, заключалось, в слелую-
щем; делегапии США, Великобритании и
Франпии считают; что полномочия вре-
менного правительственного совета долж-
ны ограничиваться вовешательными функ-
циями и ‘исполнением распоряжений гу
бернатора; советская делегация полагает,
что временный правительственный совет
должен обладать и исполнительной вла-
Стью,

В результате обсуждения министры до-
стигли предварительной договоренности 0
следующей формулировке статьи; каеат-
щейся взаимоотношений между губернато-
ром и временным правительственным сове-
том в переходный период: «При ветуплевии
з должность на Свободной Территории Три-
ест губернатор будет уполномочен выбрать
среди жителей Свободной Территории, пос-
ле консультации ¢ правительствами Юг-
славии и Италии, временный правительет-
венный совет. Губернатор будет иметь
право провести изменения в составе вре-
менного правительственного совета, когда
он считает это необходимым. Губернатор
и временный правительственный совет
должны выполнять свои функции в поряд-
ке, установленном положениями постоян-
ного статута, в мере того, как эти положе-
ния являются приемлемыми».

Бевин резервировал свое мнение по этой
статье до составления окончатёльной инст-
рукции губернатору на время переходного
периода.

В заключение министры вогласовали не-
которые экономические пункты проектов
мирных дововоров < Италией, Румынией,
Болгарией и Финляндией. ]

. eek
	Наметивлиеся сдвиги в фаботе Совета
министров иностранных дел и, в частности,
достигнутые соглашения по ряду важней-
ших вопросов проектов мирных договоров
е бывшими союзниками Германии дают аме-
риканской печати основание писать о близ-
ком завершении работы по подготовке мир-
ных договоров. Нью-йоркские газеты отме-
чают, что с каждым днем сокращается круг
несогласованных вопросов по вырабатывае-
мым мирным договорам.

Американская общественность явно удов-
летворена таким оборотом дела. Усилия,
приложенные советской делегацией для ло-
стижения согласованных решений, находят
широкое признание. Такие настроения от-
разил в евоем выступлении радиокоммента-
тор Раймонд Суинг. Он заявил: «Повидимо-
му, тупик преодолен. Все вздохнули с 0б-
легчением». Далее Суннг говорил о приоб-
ретении Советским Союзом новых друзей в
результате его ‘дипломатических успехов.
Он подчеркнул, что. благодаря искусству
советекой делегации » ведении перегово-
ров она занимает «выигрышную позицию».
Американский радиокомментатор добавил:
«А мы проиграли».

Обозреватель агентства Ювайтед Пресс
Шекфорд писал 00 поводу вчерашнего за-
седания Совета министров, Ha котором рас-
сматривались вопросы penapanuit, что
«Бирне внервые присоелинилея к позиций
Росспи против Великобритании по важяо-
	уу вопросу мирных договоров, соглашаясь
	на понижение суммы репараций © Болга-
рии и на увеличение репараций с Италии.
Это было полным отхолюм от общей поли-
тики, проводивиейгя Бирнезм в Париже,
гле он совместно с Великобританией настаи-
вал на возможно минимальной сумме, ре-
парапий с Италии, вопреки “требованиях
Югославии и Советского Союза». 0бозре-
ватель добавляет, что подобная позиция
Бирнса явилась следствием его последних
переговоров е Молотовым.

Передовая статья газеты «Нью-Йорк
геральд трибюн». близкой к государствен-
ному департаменту США, отмечает; «Рус-
ские с утомительной настойчивостью б9-
ролись по каждому вопросу хо вамо:о кон-
па. [о многим вопросам они выяграли. Пе
некоторым. вопросам они потеряли». Авто-
ру передовой статьи в «Нью-Йорк гераль?
трибюн» не слишком нравятся такие ито-
ги. как не правится и достигнутое согла-
шение о судьбе Триеста. «Нельзя сказать,
— пишет оп, — что трисетинекий ком-
промисс является хорошим. Фактически
он. вероятно, хуже большинства других
соглашений... Запалным союзникам. припт-
лось проглотить много всяких вещей, что-
бы обеспечить соглашение».

Борьба советской делегании за поелело-
вательное  соблюлоние демократических
принпипов при зазлючении мирных дого-
воров © Италией, Румынией, Болгарией,
Венгрией и Финляндией привела к положи-
тельным результатам. Никому пе удалось
заставить советских делегатов -отступить
OT своих принципиальных позиций. Тем,
‘кто рассчитывал поиски великими держа-
вами согласованных решений подменить
вомнительными комбинациями в подечетом
голосов. пришлось отказатьея от таких
расчетов. После длительной и упорной pa-
боты улалось достигнуть приемлемых ©ог-
лашений по главным вопросам мирных л0-
говоров с бывшими союзниками Германии
в полном воответетвии с принципами, уста
новленными Советом министров иностран-
ных лел в пернод, предшествовавший ПНа-
	рижской мирной конференция.
	5 у органу, в котором отсутствовало вы пра-
вило единогласия великих держав и кото-
рый обладал бы неограниченными полно
‘мочиями в области инепекпия. Совету бе-
зопасности ‘английская делегация склонна
иредоетавить лишь «разработку плана»
‘сокращения вооружений,

Шоукросе возражал против советского
‘предложения о предоставлении 0б’единен-
ным напиям и Совету безопасности
информации о вооружениях к’тому момен-
‘ту, когда Совет безопасности будет pac-
сматривать предложения о всеобщем сокра-

‘щении’ вооружений. Он настаивал на’ том,

‘чтобы подобная информация была пред-
`ставлена лишь после принятия плана соё-
тТащения вооружений и лишь такому меж-
дународному контрольному органу, в кото-
ом отсутствовало бы правило единогла-
сия великих держав.

Откровенные попытки. подменить задачу
всеобщего сокращения вооружений. плана-
ми регулирования вооружений, из’ять
из общего плана сокращения вооружения
наиболее разрушительный вид оружия —
атомную бомбу — и отстранить от орга-
низации международного контроля Совет
безопасности, несущий главную  ответст-
венность за мир и безопасность народов,
встречают отпор со стороны ряда делега-
тов. Так, делегат Польши Виневич заявил
сегодня: «Советское предложение, которое
все приветствуют, ясно и определенно, а
австралийское и. канадекое вызывают сом-
нения.. Недоверие к Совету безопасности не
может быть ничем оправдано. Противники

принципа единогласия говорили в свое   Е

время, что этот принцип должен. приме-
НЯТЬСЯ ТОЛЬКО В самых важных вопросах.
Но разве всеобщее сокращение зооружений
не является таким важным вопросом?» .
Министр иностранных дел Югославии
Симич напомнил о том, что после первой
мировой войны в побежденные страны бы-
ли направлены международные  контроль-
ные комиссии. Они не справились со своей
задачей именно потому, что они не руко-
водетвовались  принпином единогласия.
«Безопасность может быть’ только слел-
ствием CIRHOIVINGS великих  вержав —

оружия в качестве первого шага в разору:
жении. Оптимизм в ЮНО уменьшается»
Ссылка на ОНО (т. е. организацию 0б’еди:
ненных наций) в: данном случае сделана
для отвола глаз. Больше всего ветревожены
советским предложением о запрешение
атомного оружия именно те, кто неноеред-
ственно заинтересован в сохранении моно
польного владения этим оружием. Эта тре-
вога явственно сквозит в опубликованной
сегодня в газете «Нью-Йорк геральд триз
Som» статье Уолтера Липпмана.

Типиман откровенйо выступает против
сокращения вооружений Соединенных Шта-
тов. «Если мы перестанем произволить
свои сложные военные орудия и машины,
если мы не сохраним средства, необходимые
для их использования, и если мы переста-
нем готовить спепналистов, которые могли
бы ими пользоваться, мы по сути дела
окажемся разоруженными». Мыель о сокраз
щении вооружения настолько пугает Лип-
пмана, что он не в состояний скрыть вол-
нения по поводу того, что проведение таз
кой программы может помешать осущшеств-
лению имперпалистических планов опреде-
ленных американских кругов.

«Мы должны заявить Молотову, — пиз
шет Липпман; — что мы хотим обсуждать
вопрос © всеобщем сокращении вооружений
лишь при одновременном обсуждении ве6еоб-
щего урегулирования во всем мире». Под
«всеобщим  урегулированием» — Ииппман
подразумевает, как это выясняется из его
дальнейших рассуждений, «реконетрувнию
вропы» в соответствии < американскими
интересами, создание «равновесия» Ha
Среднем Востоке, а на Дальнем Востоке
Липпман требует «урегулирования между-
народных позиций Китая и Японии».

В заключение Липпиман цинично заявз
ляет: «Я не думал, что нам следует испыа
тывать смущение. занимая такую Noone
цию; нам не следует проявлять слабоств
из боязни, что нас могут обвинить в не+
желанки стать на сторону ангелов и в отч
казе от немелленного разоружения».

Таким образом. Липоман откровенно
	ствием единодушия великих держав, —
сказал Симич. — Мир зависит от их со-
гласия. И международный контроль, кото-
рый не будет построен на принпипе едино-
гласия великих держав и не будет входить
в систему Совета ‘безопасности, не сможет
быть эффективным». Симич высказался
против канадского и австралийского пред-
ложений, которые не доверяют контроль
Совету безопасности и не предусматрива-
ют ни уничтожения  аточных бомб, ня
контроля над производством: атомной энер-
гии.
++

Некоторые газеты, отетаивающие те же
интересы, за которые борются авторы ряда
«поправок» в советским ‘предложениям,
внесенных в комитете № 1. после первого
замешательства предпринимают попытки
‘укрыться от вопроса ‘разоружения за прес-

каким  Форазои, ABANDON UTA PARSONS
предлагает использовать вооружения США
в пелях прямого давления на союзников
при решении послевоенных проблем. Нель=
зя не заметить; что Липиман в свойх OTA
вровениях выбалтывает то, что некоторые
ораторы в комитете № 1 пытаются скрыть
за своими рассуждениями о «вето».

Некоторые американские газеты отмез
чают в связи с этим явную слабость ар=
гументов, выдвигаемых противниками co
ветекого предложения; и силу позиции, за
нятой делегацией СССР. Так, газета «ИМ»
пишет: «Россия заняла сильную страте=
гическую позицию в дебатах © разоруже-
нии. Она знает, что США, Франпия; Велиз
вобритания и Китай не желают отказатья
ся от своего права вето. Таким образом;
вев разговоры о вето в связи © вопросом 0
разоружении являются лишь туманом».

против преследования индийцев в Южной Африке

что предложение о передаче вопроса на
заключение Международного суда является
попыткой обойти этот вопрое.

Нротив предложения Шоукроеса высту-
пали также представители Советского бою-
‘за, Белоруссии, Франция ий других стран.

” Сегодня после продолжительных прений
комитеты № Та № 6 на своем  совмеет-
ном заседании большинством 24. голосов

‘против 16 при 6 воздержавшихся рекомен-  0

довали Генеральной Ассамблее принять ре-
золюцию относительно обращения с индий-
цами в Южно-Африкванеком Союзе, прелло-
женную французской и мексиканекой деле-
гапиями, в которой констатируется, что
обращение привело в ухудшению дружест-
венных отношений между лвумя  государ-
ствами =— членами организации и что’ в
случае, если неё будет достигнуто уловлет-
ворительное соглашение, эти отношения
рискуют еще больше ухудшиться в буду-
щем.

Резолюция заявляет, что обрашение 6
индийцами в Южно-Африканском Союзе
должно находиться в соответствии с меж
дународными обязательствами по соглаше=
ниям, заключенным между двумя  правиз
тельствами, и соответетвенными —ноложе-
виями устава, и приглашает, в соответетз
вии © этим, оба правительства’ доложить на
следующей сессии Генеральной Ассамблеи
мерах, принятых с указанной целью.
Таким образом, зашитники расовой дисз
криминации в Южно-Африканеком Corse
потернели поражение.

За приведенную выше резолюцию голосо-
вали делегапии СССР, Украины, Белорус-
сии, Франции, Чехословакии. Югославии,
Польши, Египта, Эфиопии, Ирана, Ирака,
Филиппин, Мексики, Сирии. Саудовской
Аравии и других стран. Против резелюпии
голосовали представители Великобритании,
США, Австралии, Канады, Южно-Африкан-
ского Союза. п других.
	ляюшимися территориями. Их поллержала
делегапля США, Не выступая прямо про-
тив советской поправки, они всячески
стараливь затущевать истинный суысл
соответствующей статьи проекта соглаше-
ния. В этих выступлениях сквозило стрех-
ление добиться ог организации Об’елинен-
ных наций санкций на бесконтрольное уп-
равление подопечными территориями.

Это же стремление сказалось при 06-
суждении третьей советской поправки. (С9-
ветекая делегалия преллагала предусмо-
треть периодическую проверку выполнения
тех или иных статей соглашения и пере-
смотр их в зависимости от достигнутых
результатов. Это предложение пеликом вы-
текает из 76-й статьи устава ЮНО. 0д-
Нако делегаты Англии, Австралии. Новой
	зелавлии и США выступали оротив него.
	Обсуждение проектов соглашений об опеке
	В течение последней ведели в полкоми-
тете № 1 комитета по опеке пад несамо-
управляющимися территориями обсуждался
проект соглашения 06 опеке нал. оетрова-
we Западного Самоа, представленный де-
легацией Новой Зеландии. Как уже сооб-
‘шалось, правительство Новой Зеландии
составило этот проект с таким. расчетом,
9т0бы было обеспечено бесконтрольное уп-
равление указанными островами, «словно
они являются частью собственной терри-
тории Новой Зеланлии». Между прочим, эти
слова даже фигурировали в проекте cor-
латения,

Делегаты ряла стран выступили против
таких установок. Советская делегация на-
стаивала на том, чтобы ссылка на’ то, что
опекаемзя территория является «как бы
частью территории  государства-опеку-
ча», была исключена из текста соглаше-

ний. Эта точка зрения была поддержана
большинством членов полкбиитета, и е9-
ветская поправка была принята.

Советская ` делегация обратила также
внимание членов подкомитета на то, что
проект соглашения предоставляет властям
право содержать и строить на подопечной
территории военные базы и военные <0-
оружения. Но это означает. что такая ‘тер-
ритория приобретает стратегический xa-
рактер, а устав ЮНО прехусматривает,
что условия соглашений относительно
стратегических территорий должны утвер-
ждатьея Советом безопасности. Советская
делегания предложила строго придержи-
ваться устава, -

Этому воспротивилиеь делегаты Вели-
кобритании, Австралии и льгии —
стран, которые, как известно, сами претен-
луют на роль опекунов нал несамоуправ-
	ОРГАНИЗАЦИЯ ЮЖНО-АФРИКАНСКИХ ИНДИЙЦЕВ ПОДДЕРЖИВАЕТ
_ ЖАЛОБЫ ИНДИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА -
	НБЮ-ИОРЕ, 30 ноября. (ТАСС). Времен-

ние Дурбана состоит, примерно, наполови-

ная штаб-квартира организация ЮжНо- ну из индийпев и наполовину из европей-

африканских индийцев «Совет пассивного
сотротиваения», находящаяся в настоящее
время в Нью-Йорке, опубликовала в под-
держку жалобы индийского прарительства
в организацию Об’единенных наций на
плохое обращение с индийцами в ШЮжно-

цев, индийнам не разрелтается иметь своих
представителей в мунинипальном совете.
Они платят равные © европейпами налоги,
но ке имеют Голоса при решении вопроса
о расходовании налоговых поступлений.
Часть этих денег была иснользована на по-

ления, как например, запрешение индий-
пам пользоваться мунипипальной библио-
текой в Дурбане, на содержание которой
индийцев собирают налоги. В провиннии
Южно-Африканского Союза Наталь с насе-
лением в 232 тые. европейнев и 228 тыс.
инлийцев на визшее и среднее образование
европейнев расходуется 1 млн. фунтов
европейпев расхолуется 1 млн. фунтов
стерлингов и на образование индийцев: —
309 тые. фунтов. За исключением лвух
университетов, которые принимают неболь-
шое ‘число неевропейцев. все другие выс-
шие учебные заведения отказывают в прие-
ме неевропейдам.
	Афреканском Союзе бротюру, в которой сылку представителя в организации 0б’е-
описызает условия жизни индийцев и диненных”наций на Генеральную Асбамб-
африканского населения в Южной Африке. лею; однако он представляет лишь  евро-

В брошюре «Совета пассивногс сопро-   пейское` наседение. В брошюре приводятся
тивления» указывается, что хотя населе-  случаи дискриминации в отношении насе-