т 4 декабря 1946 г., № 183 (585).
	М. Молотова
	демику С. И. Бавилову,
лемику Н. Г. Бруевичу
	=!
учения марксизма-ленинизма и pacuumen
от пережитков прошлого великими завосва-
ниями нашей  Советевой  Ролины, Служа
своему народу, мы испытываем тем большее
	удовлетворение, что в теперешних условиях
этим мы Служим всему делу прогресса и
	лучшим целям науки.
Ваш В МОЛОТОВ,
	TAINGABIX CaRONETOE
	ской скорости. Вму будет непонятно, по-
чему самолет при отрыве от земли вяло
елушается рулей, тем более что, продолжая
полет, пилот этого не заметит, так как
остальные элементы полета производятся
на скоростях, значительно больших, не-
жели критическая. Надо запомнить, что
скорость отрыва меняется в зависимости от
нагрузки на квалратный метр крыла.

В процессе взлета ночью особенно трух-
но выдерживать направление в первой по-
ловине разбега. При этом огромную пользу
приноевт световой ‘ориентир. вынесенный
внеред. Самым лучшим световым ориентя-
ром является прожектор —— лучом в зенит.
Это широко применялось в Великую 0те-
чеетвенную войну при полетах тяжелых
машин.

Вторым сложным элементом ззлета яв-
ляется отрыв, тав как он требует  TOTHE
определенной скорости. Даже небольшая
‘потеря скорости при отрыве может приве-
сти к тяжелым последствиям, С друмй
‘стороны, в результате завышенной скоро-
сти отрыва сильно удлиняется разбог, чт
‘также не желательно,

Взлет ночью по приборам — «велепую»
— при известной натренированности летною
состава можно производить на самолетах
с трехколесным шасси, Для тяжелых «амо-
летов с двухколесным пгасси тавой взлет
при наличии большого груза будет значи-
тельно сложней; эти машины более подвер-
жены разворотам на разбеге; и под’ем хво-
стз приходится делать «наошупь»—велед-
ствие того, что авиагоризонт во время 13з-
бега не обеспечивает надежных показаний
по вертикали и есть опасение «передрать
хвост». Практически на таких самолетах
выгоднее взлетать, пользуяеь визуальными
ориентирами, и переходить на приборы
только в конце взлетной дистанции.

При ‘использовании посадочных фар на
взлете разбег значительно облегчается, Ho
после отрыва самолета земля быстро исче-
‘завет из виду, и поэтому необходимо ofpa-
шаться к помощи приборов. Свет же заж-
женных фар’при наборе высоты мешает лет-
чику. Взлет в фарами широкого § pacip-
странения не получил и применялся лишь
в тех случаях, когда разбег был особенно
труден. Взлет с освещением взлетной поло-
сы прожекторами при очень большом раз-
беге. ненелосообразен. а тем более в темные
ночи, так как самолет очень быстро пер-
ходит от яркого света в темноте, и наибо-
пес ответственный элемент взлета — отрыв
самолета, — приходится делать или в теу-
ноте или при крайне тусклом свете. В даЕ-
HOM случае переход от визуального взлета к
взлету по приборам как раз может совпасть
с моментом отрыва, что ‘не рекомендуетея.
	Во время войны-был наиболее . растру-
странен валет при помоши световых ориел-
тиров < последующим переходом (при не-
обходимости) на приборы —~ на  вы6оте
50-—100 метров. Особенно больное внима-
ние требовалось от летчика в начале рзз-
бега и в момент отрыва. Длнинз взлета пря
равных условиях колеблется в прелелах
10 300 метров. Это свидетельствует о неко-
торых индивидуальных особениоетях тех-
ники взлета летчика и служит также одних
из показателей его квалификация.
	Поллелиовник В. ЛАВРОВСНИЙ,
	Простой, безыскусетвенной радостью
жизни проникнут и стихотворение
«Крестьянские дети». В нем реализм He-
Красова приобретает свой положительный
характер, утверждая внутреннюю правду и
красоту народной жизни,

Чувство жизни. мудрое и глубокое ее по-
нимание, утверждение в ней наролном
положительного начала определяют реализму
	Некрасовского стиля — его естественность,
многогранноеть, простоту,
Народность поэзии Некрасова прежде
	всего в ее органической связи с нарохных
творчеством, так как в свонх стихах он вы-
ражал мысли и чувства, волновавиие и
увлекавшие весь народ, боролся за его луч:
щую жизнь, за его свободу.
	Некрасов вернул поэзии ве животверную,
‘органическую связь с народным творчеет-
вом, с языком народа и обогатил ее песея-
ными ритмами, образами, Поэт-революпио-
нер, поэт-новатор, он создал новые формы
етиха — простые, ясные и в то же время
‘Рлубоко и подлинно народные. В своем 06-
ращении к чувствам, мыслям и языку нд-
‘рода Некрасов прокладывал дорогу поэзии,
последующие поколения ноэтов учил 206-
ви к народу и емо творчеству,

Находяшемуся на смертном одре Некрз-
сову Чернышевекий просил передать свои
пророческие слова: <...его слава будет 0ес-
смертна, ...вочна любовь Россий К вему».

Предсказание это оправдалось. Имя Не-
красова дорого советскому народу.

Читая произведения гениального наро
Ного. поэта, советские люди не только испы-
тывают высокое эстетическое наслаждение,
Сравнивая наши дни с тем мрачным време
„нем, которое описывает Некрасов, опи ее
тучше и ярче видят достижения советеког
общественного и государственного строя и
еще кренче начинают любить свое Coles
листисаское отечество.
	Творческое наследие Некрасова Gana
советской поэзии. Посты разных творческих
индивидуальностей в наше время продол-
жают и развивают традиции идейной, 19-
литически целеустромленной поэзии’ И
Красова. Они. эти традиции, сказались и
в творчестве Маяковского. и в публициети-
ческой поэзии Демьяна Бедного, и в Del
нях Лебедева-Кумача и М. Исаковского, и
В реалистических, глубоко идейных п
Max ч стихах А. Твардовского, и в TBO
Честве многих других советеких поэтов,
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Учеба летчиков Закавказского военного округа. «Петляков-2» над целью.
Снимок капитана М. Рунова.
	Комплексные полеты истребителей
	аки peeria, на презварительной пол-
	готовке к полетам командир эскадрильи ка-
питан Черников полробно говорил © пред-
	стоящем задании, 00 особенностях упраж-
нений, которые следует учесть летчинам.
На этот раз предетоял комплекеный полет.
	Его нало было произвести по мариюуту со
	стрельбой но шитам, а затем, He делая
посадки, набрать высоту 7000 метров и там
выполнить ряд фигур пилотажа.
	062, эти упражнения требуют хоронтей
подготовки, макоимального напряжения и
	внимания летного состава. Говоря о стрель-
бе по шитам, командир эскадрильи 95000
предупредил летчиков, чтобы оне выводи-
ли самолеты из пикирования не ниже 150
метров, учитывая инерционную потерю вы-
	соты при выхоле машины из пикирования.
	Васаяеь выеотного пилотажа, комамхир нах
помнил летчикам, что самолет на высоте
становитея более инертным. Это обетоя-
тельство необходимо учитывать при вывол-
нении фигур.
	..5 воздух поднялись командир звена
лейтенант Зулов и его подчиненные: На
высоте 2000 метров истребители легли на
курс. Маршрут делился на три этапа. На
порвом этане лейтенант Зудов вел звено по
етвору двух ориентиров. Затем командир
звена вывел самолеты на курсе следования
по линейному ориентиру. Нд третьем эта-
пе истребители шли по курсу, рассчитан-
ному на земле по шаропилотным данным.

Вее три этана мартирута пройдепы истре-
бутелями без малейнего отклонения от кур-
еа. Это и обеспечило EM Правильный вы-

ход на цель. овено сразу же приняло с0-
ответетвующей боевой поряхов для атаки
цели. В то время, дав один истребитель
производил етрельбу по щитам, остальные
его прикрывали. Так часто бывало во вре-
мя Отечественной войны, когда истребите-
ли в целях успешного вынолнения задания
по штурмовке ‘06’евта, расположенного в
тылу врага, раенределяли евой силы е рас-
четом в любую минуту отразить нападение
воздушного противника.

Нервым атаковал пель лейтенант меть.
Установив утол пикирования в 45 граду-
сов, он нажал на гашетки, когда самолет
отлеляло от земли расстояние в 600 метров.
В 200 метрах от земли он прекратил огонь
	 и плавно вывел манину. Тавим путем было
	слелано четыре’ захола. оалание лейтенант
Кметь выполнил хорошо — он сделал пять
попаданий в пель.

Стрельба по наземной цели закончита,еъ.
Однако истребителям предетоял еше полет
в зону для освоения техники пилотирова-
ния на большой высоте в использованием
кислорода. Вогла стрелка высотомера пока-
зала 7000 метров, командир звена лейте-
нант Зудов подал команду: «Внимание,
приступаем к пилотажу!» Истребители
разомкнулигь и начали вынолнение фи-
гур. Важдый из них произвел по четыре
виража с креном 50 градусов, четыре 00°-
вых разворота и четыре nepeBopora через
крыло.

Звено тов. Зулова отлично выполнило
упражнение. На ра3боре полетов команлир
	отметил умелые лействия летчиков.
	Капитан Н. БАЛАКИН.
	подвижных
	турмовиками
	Другое, что было для нас новым на этом
учении, это ©1006 встречи е истребителя-
	ми на определенном заранее заданнюм от-
	резке маршр

ута.
	Телеграмма 5. №.

Президенту Академии наук СССР ака
Секретарю Академии наук СССР ака
		 оддержка
частей B07
	Четчикам-штурмовикам нашего подраз-
деления на последнем учении с наземными
войсками была поставлена задача. поддер-
живать действия механизированных частей
в момент прорыва ими обороны «противни-
ка» и во` время развития уснеха Ha. onepa-
тивном просторе. Для многих авиаторов та-
кая тема была совершенно новой и требо-
вала кропотливой подготовки. НЁгаб начал
с того, что еще до начала учения ортани-
зовал для летного состава ery серию
лекций, посвященных этому вопросу. Од-
ной из первых была прочитана лекция 06
организации подвижных соетинений и их
тактике. Большую пользу принесла прове-
ленная в процессе подготовки к учению ле-
тучка на тему «Действия штурмовиков,
поллерживающих  нодвижное соединение,
	введенное в прорыв». Были отработаны ме-
толы бомбометания. варианты боевой 3за-
	калки и боевые порядки при действии
пРгурмовиков по об’ектам, задерживающим
продвижение нотвижных войск.
	Отнако занятия по тактическому при-
менению штурмовой авиацин  составля-
лин лишь один этап подготовки. Успех дей-
ствий на учении штурмовиков находился в
прямой зависимости от летной подготовки
экипажей. Условия учения требовали, что-
бы в момент прорыва обороны «нротивти-
ка» мы нанеели е возлуха сосредоточен-
ный Удар большюй групной, а после дей-
ствовали эшеленированно, ненрерывио под-
держивая подвижные части, развиваю-
щие успех. Такой метод  неоднократ-
но окупал себя высокими результатами в
дни Отечественной войны. В частности, в
Севской операции наши летчики нанесли
перед вводом в прорыв подвижных частей
массированный удар, & затем, итурмуя
противника небольними группами, помег-
ли им быетро пролвигалься вперед. Анало-
тгичную картину можно было наблюдать и в
других операциях. Однако простое. копиро-
вание этой тактической схемы и методов,
которыми она выполнялась в дни войны,
еще не принесло бы хороших результатов и
не слелало бы учение солержательным.
	НЕаб, оргавизовавший летно-тактиче-
ское учение, разрабатывая его, предуемо-
трел применение новых форм взаимодейст-
вия, новых способов выполнения штурмво-
го полета. Наптим летчикам раньше ве при-
ходилось атаковать пели, совершая при
этом групповое пикирование. На прошед-
лем же учении, ноддерживая введенные в
прорыв танки, они подавляли цели «иро-
тивника», успению примоняя этот метод
атак.
	Тотовить летный состав к полетам с
групповым пикированием мы начали задолго
ло учения. Обыкновенно каждый учебно-
тренировочный полет на полигон йли же по
маршруту заканчивалея групповым. ники-
рованием. Сначала подготовку летчиков
мы начали с полетов парой, в которых
ими отрабатывалось одновременное пикиро-
рование. Когда этот подготовительный этап
был пройден, мы перешли к одновременному
пикированию четверкой. Каждый нелоста-
‚ток, допускаемый летчиками, при этом тша-
тельно фиксировалея и подвергался всесто-
роннему анализу нз послеполетных pasio-
‘pax.

Например, охним из наиболее тиничных
недостатков было отставание ведомых на
развороте перед началом ввода в пикирова-
ние. Дополнительная тренировка помогла
устранить эту ошибку.
	Вади летчики ваучились пикировать в
составе группы е олинаковыми углами и
	охновременно произвотить необходимые ма- !
			‚ Приношу глубокую благодарность Ака-
демии наук и лично Вам за оказанную мне
советскими учеными высокую честь — из-
бранне меня почетным членом Академии на-
ук СССР. Поставленные нашим великим
вождем И. В. Сталиным задачи «превзойти
в ближайшее время достижения науки 38
		НЫХ, ПУТЬ которых вперед освешен светом
	Пеобениости вэлета
	В’ пвастоящее время тяжелые самолеты-
	  бомбардировщики ‘обладают очень высокой
	нагрузкой на крыло — она превышает о00
	  вилограммов на квадратный метр. Ноэтому
	длина, их разоега весьма велика заласт о
более километра. Возрастает и взлетная
дистанция, то-есть расстояние OT места
	старта до точЕи набора самолетом ВЫСОТЫ
	в 20—25 метров, необходимой для прохода
над препятствиями,

Взлет бомбардировщиков  лимитируется
пногла размерами аэродрома. Поэтому пви
максимальной нагрузке отрыв самолета
приходится производить на наименьшей из
возможных скоростей. Обычно она на 15—
20 процентов превышает критическую ско-
рость (при данном весо и данном отклоне-
нии заврылков).

Нало также учитывать то обетоятель-
ство, что коэфициент трения колее пра раз-
беге зависит от харакзера покрова летного
поля. Если покрытие бетонированное; коэ-
	фидиент близок к 0:02: на плохом же лет-
	Ном поле он возрастает до 9.2. Вели же
	коэфициент трения ‘больше 0,25, то при
	иятком, размоктем грунте иле глубоком
снеге взлет будет затруднитетен.

Условия взлета требуют максимальной
мощности, ноэтому летчик в наикратчай-
шее время старается дать полный mas.
Закрученный винтамн ноток возлуха CHAL-
но воздействует на вертикальное онерение
и етремитея развернуть самолет в сторону
(при левом вращении винтов —— вправо,
при правом — влево). При нол’еме же хво-
CTA возникает препеесия, етремяшщаяея раз-
вернуть самолет в ту же сторону. Вее это
дополнительно нагружает «внутреннее» ко-
лесо и создает повышенное трение, Возни-
кают условия лля перехола самолета в раз-
ворот в начале разбега.

Ввиду того, что в начале разбега руль
направления, как правило, малоэффективен,
разворот чаето приходится парировать
дросселировкой крайнего (противоположного
направлению разворота) метора. Это сни-
жает суммарную мощность, удлиняет раз-
беги в то же время требует повышенного
внимания, так как, благодаря  несиммет-
	  ричной тяге и етремлению самолета развер-
	нутьея, процесс выдерживания прямой в
начале разбега усложняется.

Нало отметить, что самолеты © трех-
колесный шасси имеют меньшую тенлен-
цию к развороту на разбеге, а-у некоторых
типов она практически ве ощущается.
Самолеты жес лвухколесными шасси и 0с0-
бенно с не разнесенным вертикальным опе-
рением часто весьма склонны в разворотам
в начале разбега,
	Учитывая все выпесказанное, Можно
	слелать вывод о том, что, велелствие OT-
	носительно малой скорости отрыва от зем-
ти тяжело нагруженного самолета, тетчик
обязан в этот момент проявлять  обобую
внимательность и тем более ночью.
Молодым летчикам при обучении часто
таются опрелеленные скорости для Tore
или иного элемента полета. Например, при
среднем полотном весе скорость отрыва бу-
дет равна 140 км/час... то-есть на 20 про-
пентов больше ‘критической. Если чить
механически запоминать эти данные бе
учета взлетного веса самолета. то и при
полном полетном весе летчик будет отры-
вать машину от земли почти на критиче-

В период Отечественной войны штурмо-
вики, как правило, базировались © истре-
	бителями прикрытия либо на одном, либо
	на соседних аэродромах, Б последнем случае
сбор и пристраивание обычно происходила
так. Штурмовики взлетали, нрихолдили на
	соседний аэродром и делали над ним не-
	сколько кругов, TOKa K ним не пристраи-
вались истребители сопровождения, Это
приводило к растяжке времени и нерацио-
нальной трате горючего. На прошелитем уче-
ний © войсками командование поставило
перел нами зздачу-—тотработать ©10600
	перед нами зэлдачу-—отработать ©0600
встречи с истребителями на маршруте, ука-
	зав заранее определенный отрезок. Базиро-
вание штурмовиков и истребителей было В
	пределах ста километров. Вомандиры ю0еих
	чаетей знали в этом ‘случае только время
удара, которое они всегда получали по ра-
тпо от старнето авиатионного начальника,
находившегося на КП о наземных войск.
При номоши радиосвязи команлиры WTYp-
мового и истребительного подразделения,
зная заранее время нанесения удара, дого-
варивались о временя встречи, порядке при-
страивания и © других вопросах взаимолей-
	ствия. рлагодаря тому, что еше. накануне
	учения этот с10е0б` ветречи выл тщательно
продуман, действия цутурмовиков надежно
прикрывалиеь  истребителяуи, & самая
ветреза происходила четко, в строгом е0-
ответствии с плановой. табляней.
	Выше мы фаесказали о том’ новом, что
обогатило летную практику офицеров на-
шего подразделения на последнем учении
совместно © наземными войсками. Теперь
остановимся на тактической стороне этога
учения. Взаимодействуя с подвижными ча-
стями, паши летчики в значительной сте-
пени обогатили и <вою. тактическую полго-
товку. Ценность учения увеличилась бла-
годаря тому, что оно не свелось только
лишь в повторению ранее известных из
опыта, войны епособов. взаимодействия. В
тактике действий штурмовой зриаций, пол-
	херживавлней наступление мотомеханизиро-
	ванных частей, новым было $0, что мы
практиковали непосрелетвенное взаимодей-
ствие самолетов с передовыми танками,
находящимися в глубине обороны «против-
ника». В дни войны нашим летчикам
чаще всего прихолитоев получать ¢ Kil
паземпых командиров лишь общие ука-
зания о характере целей, а подробно 06
об’ектах, непосредейвенно мешавиих про-
движению передовых танков, узнавали не-
редко с некоторым опозданием. Поэтому
влучалось и так, что штурмовики не успе-
вали нанести удар во-время,
	На проведенном учении накануне оневах
ции в танковые ‘части были направлены
снециальные авиапавалчики из числа хо-
ронто подготовленных в тактичееком отно-
шения офицеров штаба. Вместе с передовы-
ми танками они Участвовали в. протыве
оборонительной полосы противника. Когда
над полем «боя» появлялись штурмовики,
командир очередной группы связывалея с
звианаводчиком, ( пахоливиеимея: неноеред-
ственно в танке, и получал от него конкрет-
ные данные, уточняющие цедь. Благодаря
этой связи танка, ведущего «б0й» на зем-
ле, и командира труппы штурмовиков, на-
хохивиеелося в возлухе, наши летчики име-
ли возможноеть нолавлять наиболее важные
пели именно в то самое воёмя. когда они
представляли наибольшую угрозу для тан-

EECTOB.

Нрошелшнее ‘учение показало. что мы
должны еше упорнее, еще кропотливее ра-
ботать нах повышением своего уастерезва
н соверненотвованием ‘взаимодействия ¢
наземными частями,

Герой Советского Сзюза
гвардии подпелиозник С, БОРЩЕВ.

>_>
К 125-ЛЕТИЮ С0 ДНЯ
РОЖДЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА
	вратизосвим идеям, которые проповедыва-
ли Белинский, Чернышевский, Добролюбов.
В 50——60-х годах поэт возглавлял «Совре-
менник» — наиболее передовой журнал то-
го времени. Редактируя с 1868 гола «Оте-
чественные записки», Некрасов привлек к
участию в них Салтыкова-Щедрина и Пи-
сарева. Редакторской работе он отдавалея
целиком, ве шадя сил. И вместе е тем бы-
стро и чутко, с огромным поэтическим
мастерством, он в евоих произведениях от-
кликалея на злободневные явления жизни
общества.
	Реалнетическая правхивость поэзии Herx-
		Выпускники авиационного училища
	Похана. команда — смирно. Вурсанты-
выпускники Фатайского военного авиаии-
онного училиша замерли в строю. B tos-
	жественной тишине слущают они приказ
	00 итогах государственных экзаменов.
Первый послевоенный вынуск легчиков-
	истребителей — большое и радостное со-
	бытие. Родина получила новый отряд воз-
тУШНыЫх Воинов.
	Профессия
	и * *
летчика-истребителя тре-
	варищей. Некоторые сомневались в спо-
собностях Фомичева и говорили, что вряд
ли он сумеет стать опытным летчиком,
ню Фомичев был упорен, Он проявил
большевистскую настойчивость и добился
своем. Экзамены сдал на «х000Шо», в
учебном воздушном «бою» сбил два истре-
бителя «противника».

Курсант тов. Холоппев был примерным
слушателем, дисниплинированным в нлае-
се, на аэродроме, в полете. Он напряженно
работал над собой. Его старания не прошли
даром, Чейтенант Холонцев — один из
ЛУЧНГИХ ВЫПУСКНИКОВ.

Больше двух третей курсантов сдали
государетвенные экзамены по первому и
второму разряду, а младишй лейтенаит
Ильин получил отличные оценки.
Тев. Ильину. присвоено военное звание
	Тов. Ильину. присвоено военное звание
лейтенант и вручается золотая медаль.
	му предложено выбрать место службы по
его желанию.
(От наш, корреспондента по телеграфу).

язвы современного общества. И он же — [чтобы она сталь в полном ‘смысле слова
Цоэт, утверждающий хоброе начало, поло-  могучей и обильной... У нас есть материал
жительные демократические идеалы. луч- и в природных богатетвах., и в запасе че-
шие и благородные качества человека.   ловеческих сил, и в прекрасном размахе,
Музой «мести и печали» назвал Некрасов   который дала народному творчеетву вели-
ввою поэзию, подчеркнув этим основные   кая революция, — чтобы создать действи-
ве тенденции. ‹   тельно могучую и обильную Русь» (Сочино-

Некрасов в `ввоей ноэзии стремится к  ния, т. ХХИ, стр. 376). Товарищ Сталин в
предельной ‘правдивости и простоте. Ето! своей речи «0 залачах хозайствонников»
	бует от авиаторов высоких моральных ий
	и физических качеств, упорства, инициз-
тивы, вевсторонних знаний. Вуреанты н®
жалели ни времени, ни сил, чтобы при-
обрести эти качества. Неопенимую  пП9-
мошь оказали им преподаватели, инструк-
торы. — все офицеры, партийные и ком-
сомольские организации училища,

...В строю лейтенайт Евгепий Фомичев
В училище он прибыл по окончании ле-
нинградекого аэроклуба. В первые месяця
учебы юноша заметно отставал OT TO-

польских рассказов») Некрасов писал:
«Не хочу говорить, как высоко я ставлю
эту статью («Севастополь в мае») и вообще
налтравление ванего таланта и то, чем он
вообще силен и нов. Это именно то, что
	нужно теперь русскому обществу: правда,
	— правда, которой ео емертию Гоголя так
мало осталось в русской литературе».
Правда мысли, правха изображаемой  дей-
ствительности, как бы горька и тяжела она
HH была, правда в пустом, подлом суще-
ствовании господствующих классов, © тя-
ъелой, безралостной жизни народа.

В поэзии Некрасова окружающая поэта
	: действительность показана в обобщенных
	реальных образах —— в образах ярких и
конкретных, в которых, как в фокусе, в00-
раны ее типические черты. Наряду © ‘ли-
рическими произведениами Некрасов  ©03-
дает опические полотна: «Кому на Руси
жить хоропю», «Мороз = красный нос».
Цоэт изображает в них жизнь народа, cos-
дает правдивые образы его представителей.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» —
целая энциклопедия народной жизни.
ликий поэт-патриот еоздал в ней замечя-
тельные образы русских людей, наделив их
душевным благородотвом, бесконечной стой-
костью, глубокой любовью Е своему отече-
ству. Некрасов был не только певцом горя
народного, но умел видеть прекрасные и
светлые характеры в народе, его внутрен
HOW, моральную силу. Таковы образы Ер-
мила Гирина —= «правильного мужика»,
умного и честного радетеля за врестьян-
ские интересы, старика, Савелия — «бога-
тыря святорусского» е его суровой требо-
вательностью справедливости, готовностью
не на словах; а на деле постоять за нарох-
ное благо.

Цве основные тенденции определяют
творчество Некрасова. Он — поэт-обли-
читель, клеймящий «злодея и глупца» и
$ предельной правливостью раскрывающий
	Выполняя на учении групновое нпики-
рование во время сосредоточенного удара и
эшелонированных налетов, они показали
хоропгую слетанность и технику пилотиро-
вания в группе.
	Сегодня исполняется 125 лет со лия
рождения великого народного поэта Николая
Алевосевича Некрасова. Среди русских
поэтов Некрасов занимает почетное место.
Он — поэт-гражданин, поэт-трибун, выра-
зивигий в своем творчестве чаяния и ин-
тересы народа. Его стихи помогали воепи-
тывать в народных массах революционное
сознание:

В поэзни Некрасова нашли свое отраже-
ние передовые идеи его времени, револю-
ционная страсть поэта и его безграничная
любовь в народу. Борьйз за благо народ-
ных Масс — таково основное содержание
тгорчества Некрасова. Этим определялся и
особый характер его реализма, не удовле-
творявшетося пассивных отражением  сов-
ременной поэту действительноети, & произ-
носившего над нею свой приговор.

Новое ‘революционное понимание искус-
ства НоЭт в св06х творчестве противо:
поставлял господетвовавшей тогда теории
«искусства для искуоства»:

...А ты, ПОЭТ! избранник неба,

Тлашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлоба

Не стоит вещих струн твоих!..

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Вееобнимающей Любви...

Поозия Некрасова говорила неприкра-
шенную, горькую правду о положении на-
рода. Она совмещала в себе. публициети-
чесвую злободневность и глубокое понима-
ние движущих сил эпохи.

Цоэзня Некрасова всегда была повернута
лицом к жизни, она никогда не была хо-
одной и безилейной. Страстность худож-
ника, острая политическая мыель прида-
вали ей идейную устремленность.

Цекрасов но «енижал» поэзию, не делал
ев «прозаической», как эт® казалось ври-

вспомнил некрасовские слова из «Руси».
когда говорил о старой России и ее отета-
лоети.

Будучи на стороне революционной де-
мократии, защищая интересы народа,
Некрасов был революционером в области
искусства. Он создал новый реалисти-
ческий стиль, органически связанный co
всем солержанием его поэзии.
	Резлизм Некрасова — типизирующий,
обобщающий явления жизни и вто же
время действенный, утверждающий волю
художника. Его зарисовки и портреты
сделаны рукой писателя-реалиста, зорко
отбирающего наиболее характерное, эмо-
ционально возлействующее, типическое.
Это —— реализм больпюй внутрен-
ней правды. Строгая точность образов” со-
четаетея у Некрасова с их народной мет-
костью, с их изобразительной наглядно-
стью. Некрасов рисует больнюе полотно,
на котором особенно рельефно и правдиво
встают зрительные детали.

Савраска увяз в половине сугроба—
Две пары промерзлых хаптей,

Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
	Crapyxa в больших рукавипах
Савраску сошла понукаль.
Сосульки у ней на реснипах;
С морозу — должно полагать.

Недаром эта картина, нарисованная с
такой потрясающей жизненной правдой и
экономией средетв, была перенесена ху-
дожником Перовым в его «Похороны
крестьянина». У Некрасова зрима и точна
каждая деталь, и в то же время весь пей-
за» подчинен одному  госнодствующему
настроению: .

Как саваном; снегом одета
Избушка в деревне стоит...

Точно, со всей об’октивностью ‘и в 10
же время зоркостью художника-реалиета
описывает Некрасов действительный MED,
суровый в своей жизненной правде.

Только народная поэзия знает Эту чи-
стоту тонов, эту конкретность и вместе с
тем обобщающую силу. Это проникновение
{именно проникновение. а не подражание)
в сущность народного стиля особенно ощу-
тимо в описании зимнего леса в поэме
«Мороз — красный нос». Здесь Некрасов
на оенове народного восприятия природы
воссоздает зимний пейзаж, в котором так
полно, так чудесно чувствуется красота
именно русской природы, особенно Тадост-
ная и бодрая сила во.
	стиль делается юбличающе обнаженным,
когда ‘он говорит © сопиальной несправедли-
BOCTH, рисует вопиющие контрасты город-
ской жизни, нишету и горе крестьянекого
быта. В стихотворении «0 погоде» («Ут-
ренняя прогулка») OH говозит:
	Ах, еще бы на чир нам е улыбкой
	смотреть!

Мы глядим на него через тусклую
сеть,

Что, как слевы, струинтея но окнам
домов

От туманов сырых, от дождей и оне
ГОВ!
	Этот мир, который он увидел не с
улыбкой, 4 «сквозь слезы», увидел глаза-
ми обездоленного и утгнетенного народа,
выступает у поэта в свзем неприкрашен-
ном, суровом обличьи. Город встает в не-
прикрытой наготе. нищеты, екорби и горя,
в. его будничной и трагической повееднев-
ности.

В евоем отрицании поментичье-буржу-
азного строя поэт возвышается до BEICO-
кой натетики. И в то же время, разобла-
чая его, он широко пользуется средствами
сатиры. Таковы’ в неэме «Кому на Руси
жить хоропю» замечательные по своёй
	Ве-социальной обобнюнноети образы помени-
	ка Оболта-Оболдуева, выжившего из Ума
крепостника князя Утаятина, немца-ул-
равляющего.

_ Высоко оценивал творчество Некрасова
В. И. Ленин. Ето привлекали в Некрасове
патриотизм, глубокое проникновение в на-
родную жизнь, смелое раскрытие лицеме-
рия и хищничества господствующих клас-
сов.

Характеризуя положение советской стра-
ны в различные периоды ее исторического
развития, Ленин и Сталип неоднократно об-
ращалиеь в творчеству Некрасова и, в Ча-
стностя, к его гениальной песне «Русь» —
замечательному произведению о неиечерпа-
емых силах русского народа. В. И. Ленин
в марте 19158 года писал, что надо «до-
биться во что бы то ни стало того, чтобы
Русь перестала быть убогой и бессильной,
	тикам из лагеря сторонников «частого ис-  расова сказалась и в об’ективноети изобра-
	куества». Наоборот, он возвышал те ето-
роны жизни нароза, которыв до него не
были показаны, делал их достоянием ис-
вусства, не отрывая их вместе о тем от
действительности.

В течение веей своей жизни Некрасов
оставался верен том революционно-лемо-
	жения окружающей действительности в
мужественной  ревслюционной ее направ-
ленности против несправедливости гоепод-
ствующего строя. Именно в такой правли-
вости изображения действительности видел
Некрасов задачу писателя. В своем нисьме
к Льву Толстому (по поволт его «Севаето-