8 лонабря 1846 г., #2 186 (588),
	AS

man
			HOBATOP

Поздно вечером, когда в штабе становит-
ся тихо и безлюдно, в одной из его комнат
нередко можно встретить командира эскад-
рильи старшего лейтенанта Льва Гванов-

ского. Пользуясь тишиной, он читает вни-.

гу, делает. математические и навигацион-
ные расчеты, составляет чертежи вли с ма-
котами бамолетов в руках обдумывает но-
вый прием воздушного боя. В этой комнате
собраны вырезки из газет и журналов. на-
ставления, уставы. схемы и карты. Гото-
вясь к занятиям или полету, командир эс-
кадрильи изучает тему и условия летного
упражнения, ло мелочей продумывает дей-
ствия эскадрильи в воздухе.

Его настойчивость и целеустремленность
заинтересовали меня. И рот однажды вече-

— Надо лучше отработать взлет пара-
ми, а потом будете учиться взлетать зве-
ньями, — бказал командир.

Командир эскадрильи в тот же день с0б-
рал летчиков и подробно разобрал оптибку
лейтенанта Менкина.

— Будь внимательным и  епокойным,
веди самолет смело и уверенно, не запазды-
вай с реакцией на работу винтомоторной
труппы, и тогда взлет будет точным, —
учил командир летчиков. До позлней ночи
он разбирал с ними полеты минувшего дня,
припоминал неточности в действиях под-
чиненных, давал каждому нужный совет п
указания. ;

Летчики вновь стали тренироваться во
взлете парамт. Еще придирчивее и требова-
	ром MBI разговорилиеь. On BEICKA3ad OHO} TCIBHSO COIR 3a их деиствиями  воман-

положение, оказавшееся особенно интерес-   дир эскадрильи. Небольшой крен, подчас
НЫМ. . трудно уловимый глазом, незначительное
	— Ao сих пор, — сказал Дев Гванов-
ский, — при полете группы истребителей
развороты в етороны производилиеь пере-
строением пар. Это подчас сковывало лейст-
вия командира. не позволяло ему веей эс-
кадрильей атаковать бомбардировщиков
противника, вести бой сколоченной в ети-
вый кулак группой. Вак правило группы
распадалиеь на. разрозненные пары, кото-

рые и сражались се протявником, Такая
практика, по-моему, устарела.
Техника — совершенствуется, подни-.

мается «потолок» самолетов, увеличива-
ются их скорости, Можно предположить,
что в воздушных: сражениях будут участ-
вовать десятки, сотни и тысячи самолетов.
Мы. должны учиться организованно взле-

тать и вести бой большими группами, уп-.

равлять самолетами в разреженной. атмос-
фере. Но существует такое ‘препятствие,
как отсутствие у летчиков навыков в иро-
изводстве разворота звеном. Представьте се-
бе: к об’екту подходит большой эшелон вра-
жеских бомбардировщиков. Нужно разбить
строй противника и заставить его повер-
нуть обратно. Первую атаку я смогу произ-

Dares лол ее nt

О НХ

отклонение ов подмечал н говорил 9 20
летчику, показывая, как нало взлетать.

Долго не удавались  развороты звеном.
Летчики, привыкшие в развороту © пере-
строением пар, нарушали строй, отетавали
от ведущего, вырывалиеь вперед.

— Держите на разворотах большую еко-
рость; -— по ралио указывал командир э5-
кадрильи младшему лейтенанту Гинзбургу,
летавшему в группе внешним крайним ве-

‘домым. Он требовал от подчиненных етро-

гого следования за ведущим пары, cofan-
дения интервала.

Лейтенант Селяфанов срывалея в штопор
на вертикальном маневре.

— Не горячитесь в полете, не входите
в азарт, управляйте машиной спокойно, де-
лайте плавные движения рулями и не пез
фетятивайте ручку, — учил его Гванов-
ский.

°С каждым новым вылетом летчики дей-
ствовали увереннее и смелее. Они научи-
лись не только взлетать четверкой, но и 0р-
ганизованно производить развороты звень-
ями. Возросло их мастерство в ведении в03-
aymuoro боя. Теперь группа «Яковлевых»
	руна У чо. доноро круиноа We a A DA

вести эскадрильей,
дрильен, но вторую` и последутю- могла, не разбиваяеь на пары, атаковать

TT AMAT TY Wher м о аль wn ей
	щие атаки при существовавитей до сих
пор практике разворота в стороны. путем
	перестроения пар произвести группой или
	всей эскалрильей невозможно.
	колонну бомбарлировщиков «противника».

На проведенных недавно  летно-тавти-
ческих учениях эскадрилья показала выео-
кую боезую выучку.

...Рано утром, как только  раесеялся
туман и ‘ветер угнал облака на запад, в
штаб части передали срочный приказ. В
нем говорилось: «В районе Н. на. высоте
6.000 метров обнаружена большая группа
бомбардировщиков «синих». «Противник»,
видимо, намеревается нанести удар по на-
шим резервам, сосредоточенным в лесу,
близ города С. На отражение налета «не-
приятельских» самолетов вышлите. иетре-
бителей».
	Первой взлетела эскадрилья старшего
лейтенанта Гвановекого. Летчики в мини-
	HS ОПЫТА ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ^
	БОЛЬШЕВИКИ-АВИАТОРЫ
В БОЯХ ЗА МОСЕВУ
	Г енерал-лейтенант
В. КЛОКОВ
~~
	фронтах, о международном положении. Он.
инструктировал беседчиков, которые долж-
ны были рассказать летчикам о тактике
немецкой авиации, поручал нарторгу про-
верить, как идет подготовка к технической
‘конференции по вопросам  экеплеатации
‘материальной части зимой. Его всегда мож-
но было видеть в кругу летчиков и тех-
ников своей эскадрильи. В самые тяжелые
дни политработники вселяли бодрость в
<ердца авиаторов и задушевным paccka-
зом, и песней, и шуткой, и страстным
словом ненавиети `к немцу-зверю. Таков
был стиль их работы.

Из многих форм политической работы в
ту пору следует отметить беседы между Goe-
выми вылетами. Детчики, возврашавшиеся
с боевого задания, были полны впечатле-
ний, волнующих чувств. Им хотелось по-
делиться с кем-то пережитым, поспорить о
тактике проведенного боя, рассказать 0
виденном. В этот момент в беседу вклю-
чалея комиссар или парторг. Они умело
поддерживали ‘разговор, помогали  pasob-
раться в споре, слелать нужные выведы,
они накоротке рассказывали летчикам 0
последних известиях по. радио, известлях ©
фронтов, подымали бодрость духа летчиков
перед следующим боевым вылетом. Эта фор-
ма политического обеспечения боевого вы-
лета оказалась очень эффективной.

В период тяжелых оборонительных боев
партийные организации воспитывали У
коммунистов и всего личного состава стой-
хость и волю к победе. Они использовали
для этого все ередетва агитации и пропа-
	ганды. Вогда страна узнала о сверптив-
шемея под Москвой подвиге 28 панфилов-
цев, в авиационных частях состоялись мно-
голюдные митинги. Сотни агитаторов рас-
	сказывали летчикам подробности событий,
разыгравитихея 16 ноября 1941 г. у раз’ез-
да Дубосеково, неподалеку от города Воло-
коламека, где 28 панфиловцев, во главе со
своим политруком Василием Клочковым, па-
ли смертью героев, но отбили атаву 50 не-
мепких танков.

«Велика Россия, а отступаль некуда
— позади Москва!» — эти слова Василия
Клочкова повторялиеь на митингах, их, как
клятву, произносили летчики, они были па-
чертаны на лозунгах. и плакатах, украшав-
ших землянки.

Величайнгий пол’ем в боевой работе авиа-
торов вызвали доклад товарита Сталина, о
24-й годовщине Октябрьской социалисти-
ческой революции и его речь, произнесен-
ная 7 ноября 1941 г. на параде Врасной
Армии.

Партийные организации, политические
работники провели большую работу по раз’-
яснению личному составу этих иеторичес-
ких. выступлений товарища Сталина.
Выполняя требования товарища Сталина,
они развернули большую работу по вос-
питанию летчиков Ha боевом опыте
лучших командиров. В частях  созда-
вались специальные группы актива из
лучших летчиков. и техников. Они проводи-
ли беселы о тактике противника, методах
действий нашей авиации. В частности, ак-
тив сыграл большую роль в передаче опы-
та действий штурмовиков против танков.
Н-ская авиачасть в ноябрь нанесла большой
урон немецким мотомехвойскам, рвавшимся
к Москве. Среди штурмовиков, прославив-
шихся в этой операции, был Герой Совет-
ского Союза старший лейтенант Хитрин.
Парторг собрал летчиков и попросил Хит-
рина рассказать о способах неожиланного
захода на цель, противозенитном маневре,
снособах выхода из атаки. Летчики задали
Хитрину много вопросов. Были и такие во-
просы, которые в практике Хитрина не
встречались. Тогда на помощь пришли бо-
евые друзья Хитрина, поделившиеся своим
опытом.

В тот же период широко были распро-
странены такие формы передачи опыта, как
техничеекие конференции, к организации
	том — «решительным наступлением завер-
шить, начавшийся разгром немцев под
Москвой! ».

Трудно выразить словами величайший
под’ем, силу наступательного порыва, охва-
тивацего в ту пору сталинских  соколо
Сложные метборологические условия, me
кая облачность и туманы сильно затруд-
няли боевую работу. Тогла летчики-ком-
мунисты Н-ского  авиасоединения обра-
тились к командованию < провьбой разре-
шить им летать в сложных метеоуслови-
ях олиночными самолетами или неболь-
шими группами. Иницраторами этих труд-
ных полегоз были такие летчики-коммуни-
сты, как Герой Советского Союза капитан
Болотов, майор Никифоров, капитан Мокро-
усов, лейтенант Башкиров. Их смелый по-
чин поддержала масса летчиков — штур-
МоРИкОВ И истредителей.

Был такой случай. Наши сухопутные
войска вели тяжелые бои с превосходящими
силами противника под Волоколамском,
Враг оказывал жестокое сопротивление. С
командного пункта сухопутных войсз по-
ступали телеграммы е требованиями ока-
зать поддержку с воздуха, чтобы сломить
сопротивление противника и развивать
дальнейшее наступление. Но сложные ме-
теоусловия ограничивали боевую работу
авиации. И в этот ответетвенный момент
летчики-коммуниеты вызвались одиночны-
ми самолетами штурмозать боевые: позиции.
противника. Их примеру последовали ‘и
беспартийные летчики. Немцы никак не
ожидали, что в такую плохую погоду над
их позициями могут появиться советские
штурмовики.

На примере героев политотдел, партий-
ные организации воспитывали у летчиков
	боевую инициативу. уменье проявлять на-
	стойчивость и находчивость в самые тяже-
лые периоды боевых лействий.
Битва под Москвой по существу была
	первой большой наступательной операцией
Красной Армия. В авиачастях в ту пору
только нашупьвались формы партийно-по-
литической работы в наступлении. В те
дни остро встал вопрос о непрерывности по-
литической работы во время наступления,
06 умелой расстановке вил, обеспечиваю-
щей политическое влияние нд каждого ави-
атора, об’ умении партийного руководителя
правильно определить свое место на аэро-
дроме.

Некоторые политические работники
полагали, что они могут влиять сна
летчиков, техников голько своим личным
примером. Конечно, такой факт, когда ко-
миссар сам вел группу «ИТов» на штурмов-
KY аэродрома, имел огромное воснитатель-
ное значение. Но этого было мало. Перел
политработниками встала задача — умело
руководя партийной организацией, обеепе-
чить непрерывность политического влия-
ния на каждого летчика, техника, Вникая
во все детали боевой деятельности полка—
й днем и ночью, на аэродроме и в поле-
те, — твердой рукой насаждать диеципли-
ну и порядок.

Большие задачи в дни московской битвы
стояли перед большевиками—-инженерами,
техниками ^ авиачастей Западного фронта:
эксплоатация самолетоз в условиях. суро-
вой зимы, начавитихея снегопатов. быстрая
подготовка самолетов в боевым вылетам.
ремонт и восстановление ‘подбитых и
поврежденных машин. Веем этим вопросам
перед началом нашего контрнаступления
были посвящены. специальные партийные
собрания. Партийные организации  потре-
бовали от коммунистоз и комсомольцев —
инженеров, техников, механиков, оружей-
НИКОВ -—— показать пример самоотверженной
работы при подготовке самолетов к боевым
вылетам.

В дни наступления советских войск, 0е0-
бенно важно было’ информировать лет-
чиков, техников о результатах их 00е-
вых действий, 06 изменениях во назем-
ной обстановке. Это  поднимало бое-
вой дух воздушных бойцов, усилива-
ло их наступательный порыв. Зача-
стую атитаторы, на основе оперативных
данных штаба, вечером после напряжен-
ного летного дня рассказывали летчикам
06 успешном наступлении Советской Ap-
мии, о том, что села, над которыми рано
Утром вели воздуптный бой истребители, к
полудню были заняты нашими войсками,
Широкий размах в авиачастях получили
беседы в связи © передававшимиея по ра-
дио сообщениями Советского Информбюро
—- «В последний час». Партийно-полити-
ческие работники умело использовали
центральные, фронтовые, армейские газе-
ты, радио для проведения политинформа-
ций, лекций и беед © положении на
фронтах, в советском тылу, для воспита-
ния чуства ненависти к врагу. Порой
эти беседы стихийно превращалиеь в
митинг, на котором звучали гневные речи
авиаторов, клявшихея не давать немцу пе-
редытшки, гнать ето из-под Москвы, на
запад. Й вот, нзконец, настал день, когла
на полевые аэродромы пришла радостная
весть — сообщение Советского Информ-
бюро © провале немецкого плана окруже-
ния и взятия Москвы. Хвастливый план
Гитлера окружить и взять Москву прова-
лилея. Ударные фланговые группировки
немцев были разбиты. Немпы отступали от
Москвы, бросая технику, вооружение,
неся огромные потёри. В этом была заслуга
й авиаторов, которые в боевом содружестве
с сухопутными войсками героически oT-
стаивали родную Москву. Й в авангарде
тех, кто бесстралино сражалея против гит-
леровских полчищ, рвавпиихся к столице
нашей Родины, как всегда и везде, были
верные сыны великой партии Ленина —
Сталина. ;

Победа под Москвой явилась ярким
неоспоримым свидетельством правильности
руководства большевистской партии. Под
волительством большевистской партии, под
мудрым руководством великото Сталина
Советская Армия, наш народ выдержали
величайшее испытание перво периода
‘войны. Враг под Москвой был остановлен и
затем разгромлен. Советские воины развея-
ли миф о «непобедимости» германской ap-
мии, положив начало будущим победам под
‘Сталинградом, Курском, на полях Украины
a Белоруссии, окончательному разгрому
гитлерозцев в их собственном логове.
	Разгром немцев под Москвой в 1941 г.,
осуществленный по тениальному сталин:
скому плану, под непосредственным руко-
водством товарища И. В. Сталина — это
была не только крупнейшая военная пюбе-
да, в результате которой, впервые за время
второй мировой войны, гитлеровекая армия
была остановлена и отброшена далеко на-
зад. Это была и`победа огромного полити:
ческого значения, показавшая всему миру
могущество социалистического государетва.
социалистической экономики, могущество
парода, который под руководством комму-
нистической партий, едиными усилиями
фронта H тыла, отетоял свою, столицу.

В дни разгрома немцев под Москвой, в
ноябре и декабре 1941 г., блестяще выяви-
лись отличительные качества советских
воинов — беспредельная преданноеть делу
партии Ленина — Сталина, стойкость a
отвага, готовность умереть, но не отету-
пить перед врагом.

Это к ним были обращены слова товари-
ща Сталина, сказанные им на параде Rpac-
ной Армии 7 ноября 1941 года.

«На вас смотрит весь мир, как на силу,
способную уничтожить грабительские пол-
_чища немецких захватчиков. На вас емот-
‘рят порабощенные народы‘ Европы, подпав-
ие под иго немецких захватчиков, как на
своих освободителей. Великая освободитель-
ная миссия выпала на вапту долю. Будьте
же достойными этой миесии!».

Советские воины оказались  доетой-
ными эй миссии. Пехотинцы и ар-
тиллеристы, танкисты и летчики, 060-
роняя ©толипу Родины, покрыли се-
бя  ноувядаемой славой. Советские
‘летчики в те дни вписали много яр-
ких страници в летопись Отечественной
	войны. Ато из сашитников Москвы не пом-
	нит славных героических дел летчиков
соединения, которым командовал  пол-
ковник (пыне генерал-лейтенант авиа-
	ции) 0. Толетиков. Они приняли на
себя первые же удары немецких за-
хватчиков еще в июне 1941 года, Они
штурмовали немецкие танки под Оршей
прикрывали переправы через Березину, ве-
ли воздушные бои над Смоленском и Гжат-
ском, штурмовыми ударами преграждали
путь немепким танкам, рвавшимея к Мос-
кве от Волоколамска и Можайска. Выеше-
то напряжения их боевая деятельность до-
стигла в ноябре 1941 г., в период самых
ожесточенных боев под Москвой, Летчики
совершали тогда по 4—5 боевых вылетов в
день. С переловых позиций. командных пун-
хлов сухопутных войск поступали теле-
траммы-благодарности летчикам за эффек-
тивную помощь пехотинцам, танкистам.
Полки этого соединения одними из первых
были удостоены в декабре 1941 г, высо-
кого гвардейского звания. Многие летчики
из этих полков в тб дни вошли в славную
семью Тероев Советского Союза. Только в
одном гвардейском истребительном  пол-
ку 6 летчиков в тот период были удостое-
ны звания Героя Советского Союза. Среди
BUX гвардейцы майоры Онуфриенко, Го-
родничий, старший политрук Соколов, ка-
литан Болотов.

В авангарде авиаторов-—героев боев за
оборону Москвы — шли коммунисты и
комсомольцы. Нример отваги и мастерства
в бою показывали политические работни-
ки, славные сыны и посланны  коммуни-
стической партии, носители ее боевого ду-
ха, мужества и непоколебимой воли К

победе. «Делай тах, как я!» — это был их
воинственный клич, обращенный к авиа-
торам.

— Делай так, как я! — говорил комис-
сар эскадрильи Герой Советского Союза
старший политрут Соколов, когда OH BO
главе девятки истребителей вел бой с чис-
ленно превосходящим противником. В пе-
риод решающих боев под Москвой на его
счету были уже десять сбитых вражеских
самолетов. Летчики эскадрильи учились
у своего комиссара искусству воздушного
‘боя. После полетов они группировались
вокруг него, слушая его рассказы. о  так-
тике противника, о методах боя с «Мессер-
	ЗАКАВКАЗСКИИ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
В Н-ской бомбардировочной авиачасти.
“Подготовка самолета к учебно-боевому
	вылету.
	Снимок капитана М. Рунова.
	«ИЛЬЮЩИНЫ»
В ВОЗДУШНОМ
«b OR,»
	По вызову наземного командования груп-
па штурмовиков поднялась с азролрома.
Под прикрытием пары истребителей опа
должна была атаковать танковую колонну
«противника», продвигавшуюея к «линия
фронта».

Ведущий группы гвардии старший лей-
тенант Денисенко установил связь с радио-
станцией наведения, уточнил обстановку
и местонахождение пели. Вот и цель:
	волонна танков: «противника», свернув с
	дороги, стояла на опушке леса,

По команде ведущего штурмовики стали
в круг и начали бомбометание. Поеле вто-
рого захода «Ильюшины» неожиданно бы-
ли атакованы четырьмя истребителями
«противника». Одна пара их стала захо-
дить сверху со стороны солнна, а вторая
намеревалась атаковать «ИТ’ы» снизу.

— Внимание, — предупредил штурмо-
виков по радио ведуший группы «Илью-
шиных». — Снизу и сверху истребители
«противника». Приготовиться к «бою»...

Истребители, прикрывавшие штурмови-
ков, устремились наперерез нападающим.
Но попытка верхней пары прорватьея
внутрь круга штурмовиков и нарушить
строй была сорвана. Ве же вскоре
«противнику» удалось связать истребите-
лей прикрытия. Активней стала действо-
вать вторая пара «неприятельских» ис-
требителей, державшаяея до этого в. еторо-
не. Она пошла в атаку на «Ильюшиных»
снизу. Штурмовики встретили их сильным
огнем.

В завязавшемея воздушном «бою»
«ИТы» умело осуществили огневое взаимо-
действие. Когда истребитель «противника»
	атаковал ведущего группы . штурмовиков,
	шедший сзади гвардии лейтенант Демин
быстро довернул в его сторону евой само-
лет. Атакующий истребитель попал пот
огонь штурмовика. Когда же гвардии лей-
тенант Демин сам подвергся атаке, на вы-
ручку ему поспешил гвардии лейтенант
Труш, Своим огнем юн отразил нападение
«неприятеля».

Попытка истребителей «противника»
нарушить круг штурмовиков не увенча-
лась успехом. Отбив нападение с тоздуха,
«Ильюшины» — продолжали «бомбить»
танковую колонну.

После четвертого захода на цель веду-
ший группы офицер Денисенко подал
команду «ебор».

Вылет принес большую пользу. Все лет-
чики, особенно молодые, убедились в TOM,
что штурмовики, имеющие высокие боевые
И летные качества, лаже при слабом пои:
	ьрытии & Воздуха могут успешно OTDPa-
	жать атаки истребителей «противника».
Необхохимо только строго соблюдать строй,
поддерживать четкое огневое  взаимодей-
ствие между экипажами, своевременно вы-
полнять указания ведущего группы.

И. КОРСУН.

Московский военный округ.
	МОДЕЛЬ

«ИЛЬИ МУРОМЦА»

ЛЕНИНГРАД. (Наш. норр.). В Фенин-
граде в трудные для жителей города-героя
дни блокады умер авиационный инженер
Эргант. Среди его вещей осталась ценная
историческая реликвия русской авиации
— модель самолета «Илья Муромец». Три
десятилетия хранил старый инженер эту
модель самолета, в создании которого он
принимал личное участие.

«Илья Муромец» был первым в мире
крупным многомоторным аэропланом. (9-
здали его русские инженеры, построен он
был русскими рабочими. В войну 1914—

918 гг. началея серийный выпуск этих
самолетов. Наши  «Муромпы» принесли
тогда существенную пользу русской ар-
мии, Они сбрасывали на войска противни-
ка крупные бомбы, безукоризненно отра-
жали атаки неприятельских самолетов. За
всю войну немцам, несмотря Ha Bee HX
усилия, не удалось ебить`ни одного «Му-
ромпа». /

Сейчас эта реликвия русской авиация
передана Ленинградекой военно-воздушной
акалемии.
	В ходе учебы мне однажды удалось сде-
	разворот звеном,
	удачно, так как одни самолеты немного от-
стали в строю, другие вырвались вперед.
Но впоследствии я пришел к убеждению,
что развороты четверками, бесспорно. в03-
		Не раз во время учебы эскадрилье Гва-
Новокого приходилось вылетать на отраже-
	цие налета бомбардировщиков «противни-
	ка». «Противник» действовал на больших
высотах. Его удавалось обнаружить лишь
недалеко от линии «фронта». Поэтому or
	истребителей требовалось в минимально ко-
	роткий срок взлететь, набрать выеоту и  Мальный срок поднялись на высоту 6.200
перехватить бомбардировшиков до того, как   Метров и с курсом 270 градусов пошли
они приблизятея к об’ектт.   навстречу «противнику». С истребителями
	они приблизятся к об’екту.

Анализируя полеты свозй эскадрильи,
старший лейтенант Гвановский пришел к
выводу, что на взлет парами уходит лиш-
Нее время и надо учиться взлетать звеном.

От елов командир перешел в делу. Он
	«енних», прикрывавигих бомбардировщи-
ки, завязали бой истребители другого под-
Разделения. Старший лейтенант пошел в
атаку на бомбардировщиков.  Развернув=
шие. влево. истребители атаковали самоле-
	стал учить своих подчиненных взлетать  ТЫ «противника» с передней полусферы
		под равурсом 54, прошли над строем бом-
бардировщиков и атаковали их сзади. Ови
произвели одну за друтой четыре атаки,
Трулно было действовать в таком возхуте
	глаз  НОМ «60ю», в Котофом участвовали тесятки
	самолетов, но HH эдин из летчиков эекал-
	..Самолет вырулил на старт и, набирая
	Скорость, пошел на взлет. Кажется, что
ов Точно выдержал направление, взлетел
строго по прямой. Однако опытный гла:
команлира заметил неточность.
	— Взлетали с небольшим креном, —   РИЛЬИ Гвановекого ни на секунду не остав-
говорил тов. Гвановский возвратившемуся   ЛЯл места в строю. Обученные разворачи-
	ваться звеньями, они вели бой организо-
ванно, атаковали всей группой.
	Вю время разбора учений командир части
	—- Чем отличились летчики старшего
лейтенанта Гвановского? Прежде всего вы-
сокой слетанностью, умением взлетать чет
верками, разворачиваться и вести бой зве-
НБЯМИ. °

Эскадрилья старшего лейтенанта Гва-
BOBCKOTO заняла на учениях первенетво. Но
успех не векружил голову командиру. 0ей-
Час он потробно изучает опыт.  проведен-
вых учений.

— Все время надо итти вперед, — го-
ворит старший лейтенант Рвановский. —
Вот мне на учениях приходилось не раз ле-
тать на поиск воздушного «противника». Я
действовал по своему усмотрению и без
чьей-либо помощи. Сейчас я думаю, чо
истребители — «охотники» и, например,
самолеты. навеления и связи могут и лолж-
ны’ тесно взаимодействовать с ратиолока-
торами. Над этим вопросом слелует поду-
Мать.

Много других вопросов волнует коман-
тира эскалрильн, творчески  мыслящет,
стремящегося к овладению новыми выез-
тами летного мастерства.
	Майор И. ЦВЕТНОВ.
	с полета летчику. — Баш самолет укло-
нилея в сторону. Резко давали газ. запаз-
	дываете с ответом на реакнпию BIATOMO-
	торной группы. Учтите это, действуйте
смелее, увереннее.

Командир обучил своих потчпненных бе-
зукоризненно точному взлету в одиночку и,
когла они достигли в этом совершенства,
перелтел к отработке взлета парами, а за-
тем звеньями,

Во время тренировочных полетов на азро-
хром приехал командир части. На старте
собрались офиперы других эскалрилий. Они
внимательно наблюдали за дейстриями зве-
нев эскадрильи старитего лейтенанта Гва-
HOBCKOTO.
	...В взлетной полосе подрулили лве пары
«Яковлевых». Взмах флажков, и самолеты
стремительно побежали по бетонированному
полю. В начале разбега один из них, пило-
тируемый лейтенантом Менкиным.  Укло-
нилея влево, затем сделал резкий разворот
внраво и чуть было не врезался в самолет
ведущего второй пары.
	— Дорого могут обойтись нам эти пос-
пешные «новаторекие приемы» Гвановеко-
го, — укоризненно сказал один из офице-
ров. Кто-то попытался ему возразить, но в
это время командир части полоэвал тов.
Гвановекого и приказал прекратить полеты.
	Газвернуть вассовую
	Библиотека клуба Н-ского о авпасоеди-
нения располагает богатым книжным фон-
дом. В ней имеются труды классиков марк-
сизма-ленинизма, книги по вопросам ис.
тории военного искусства, по авиационной
тактике, аэродинамике, навигации. Много
в библиотеке художественной литерату-
NEE,
	В последнее время библиотека пополни-
лась новыми изданиями таких книг, как
«Анти-Дюринт» и «Диалектика природы»
Энгельса, «Порт-Артур» Степанова. «Иг-
тория русской литературы ХУШ века», де-
сятками брошюр на политические и науч-
но-просветительные темы.
	О культурном росте офицеров свидетель-
ствует все возрастающая тяга к книге. По
сравнению с прошлым годом количество
читателей библиотеки увеличилось почти
влвое.
	запросы и вкусы читателей разнообраз-
ны и широки. Так, например, летчик стар-
ший лейтенант Юрятин за этот год прочел
более 70 книг. Среди них: «Происхож-
дение семьи, частной собственности и го-
сударетва» Ф. Энгельса, «Наполеон» Тар-
ле, «Отелло» Шекспира, «Порт-Артур»
Степанова, «Дни и ночи» Симонова. Стар-
mui лейтенант Козаченок — слушатель
вечернего университета марксизма-лени-
низма — брал в библиотеке для самостоя-
тельного изучения первый том «Ranara-
	шмиттами”,   ` своих   КОТОРЫХ привлекались коммунисты инже-
— Шелай, как я! — и en ры и техники. Штабы и политотделы не-
летчиков комиссар другой  ЭСКаАРИЛЬИ   торых частей выпускали специальные
	старший политрук тов. Мандур, когда он
водил труппу самолетов на штурмовку вра-
жеского аэродрома. Во время этого вылета
тов. Мандур поджег 4 самолета и бензо-
склал. Мичным примером он Укрепляя В
сердцах летчиков волю Е победе, воспиты-
вал в них презрение к емерти. Однажды
во время сопровождения  бомбардировщи-
ков загорелся самолет Мандура. Пламя
охватило кабину. Отважный комиссар
принял решение посадить самолет на своей
территории, а по пути, пока есть горючее,
боеприпасы, пока работает. мотор, штур-
мовать немцев. Тяжело раненный в голову,
он на бреющем полете пронесся над колон-
ной немцев и дотянул до своей территории.

EES ee i a ee eee NE EE NE

бюллетени, в которых подробно излагались
тактические приемы штурмовиков, истреби-
телей, популяризировались методы боевых
действий лучших летчиков, анализирова -
лись наиболее характерные воздушные бои,
штурмовые удары по мотомехвойскам.

Особое внимание при организации пере-
дачи боевого опыта партийно-политические
работники уделяли новому пополнению
авиачастей. Молодым летчикам и техникам
рассказывали не только © боевом опыте
старших боевых товаришей. Им рассказы-
вали и о традициях полка, о его героях, не
скрывали перед ними больших трудностей,
ожидающих их в бою.

Изучая боевой опыт лучших мастеров
	Белики были успехи авиационных пол-
ков в дни героической обороны столицы
Родины. Этими своими успехами они были
обязаны прежде всего нашей партии, това-
ришу Сталину, который лично направлял
боевую деятельность советской авиации.
Командование Военно-Воздушных Сил на
Западном фронте, авиационные дивизии и
полки ежечасно ощущали помощь Москвы,
помощь великого вождя.

Успехи, одержанные авиаторами в боях
за Москву, в значительной мере были
обеспечены огромной помощью, которую
оказали командирам политические органы
частей и соединений, партийные и комсо-
мольские организации.

Трудно переоценить огромную  мобили-
зующую и организующую роль партийно-
политического аппарата, партийных орга-
низаций авиационных частей и воедине-
ний Западного фронта. Вся их деятель-
ность в ту пору напряженных сражений пол
Москвой была подчинена одной задаче —
не пропустить врага в нашу столипу! Враг
должен быть разбит и отброшен! Все еред-
ства п формы  партийно-политической
работы, пропаганды, атитации, передачи
боевого опыта — все было подчинено pe-
mena одной этой задачи Старший
политрук Соколов не только личным при-
мером показывал летчикам, hak надо
драться самоотверженно и умело. Вернув-
шись с боевого задания, он собирал лет-
Чиков и рассказывал им о положении на

воздушного боя, мастеров штурмовых и
бомбовых ударов, летчики готовились в ре-
шающему дню начала нашего контрна-
ступления, И вот, наконец, наступил долго-
жланный день. Период активных оборони-
тельных боев закончился. В действие всту-
пили подготовленные под мудрым ру-
ководетвом велико Сталина мощные
стратегические резервы, которые со-
средоточивалиеь на избранных для контр-
наступления направлениях —  север-
нее и южнее Москвы. Авантюристиче-
скому плану немцев, надеявшихея взять
Москву в гигантские «клещи», командова-
ние Советской Армий противопоставило раз-
работанный под руководством товарища
Сталина контрманевр, трезво и точно рас-
считанный на То, чтобы нанести мощные
удары по охватывающим фланговым груп-
пировкам гитлеровцев. Товарищ Сталин
лично следил за подготовкой всех родов
войск, и в частности авиации, к предетоя-
щему контрнаступлению. Он интересовался
буквально всеми деталями, мелочами, CBA-
занными с подготовкой к предстоящим боям.

6  цекабря началось историческое
вонтрнаступление советских войск, оборо-
нявших Москлу. Первые удары были нане-
сены нехцам на Клинском и Солнечногор-
ско“ направлениях к северу от Москвы и
эт Михайлова на Тулу — к югу от столицы.

Лозунг, который стоял перед зашитника-
ми столицы в период обороны, «Ни ша-
Ty назад!» сменился новым боевым лозун-
	работу с читателями
	ла» Варла Маркса и Сочинения Ленина.
Из хуложественной литературы он прочи-
тал «Войну и мир» Л. Толстого, «Мать»
М. Горькогэ. Активными читателями явля-
ются офицеры Ефимов, Гольдин, Щербак,
Матвеев и многие другие.
	Работники библиотеки стремятся к то-
му, чтобы умножить количество читате-
лей, привить им вкус к кни№. С этой
целью в читальном зале выставлены хо-
рошо оформленные монтажи, посвященные
жизни и творчеству Пушкина, Горького,
Маяковского, есть витрины новиноЕ поли-
тической и художественной литературы.
веонародным праздникам устраиваются те-
матические выставки брошюр, журналь-
ных и газетных статей.
	Вок известно, одной из эффективных
форм пропаганды книги являются литера-
турные вечера, посвященные обсуждению
выдающихся произведений военно-полити<
ческой и художественной литературы. Не-
сколько месяцев назад библиотека попыта-
лась провести литературный вечер. Три дня
висело об’явление, но вечер так и не <0-
стоялся.
	Начальник библиотеки лейтенант РыЕ-
лин не использовал всех возможностей
для развертывания массовой работы с W-
тателями.
	Старший лейтенант А. ЛЬВОВ.
Закавказский воегный округ.