$ 4-3
				J Ве 5 - 7   es
ule сессии Генеральной Ассамблеи организации Об‘единенных наций
	зопаснюсти, — это другой вопрос, и еме-
шивать их нельзя. Совет безопасности ве-
сет прямую ответетвенность за работу
контрольных органов, работающих на 0с-
нове положения, которое им выработано».

Напомнив о четких и ясных раз’яенени-
ях, которые были даны по этому вопросу
главой советской делегации Молотовым,
Выинский вновь подчеркнул, что соблю-
дение принципа единодупия пяти великих
держав необхолимо и для тех решений Co-
вета безопасности, которые будут отно:
ситьея к учреждению комиссии по контро
лю За сокращением вооружений и за запре-
щением атомного оружия. Но когда реше-
ние о создании контрольных комиссий бу-
дет принято и контрольные комиссии при-
ступят к работе, они, естественно, будут
работать по тем правилам, которые будут
выработаны для них Советом безопасности,
и вопрос © принципе единогласия, хейству-
ющем в Совете безопасности, He будет
иметь никакого отношения в работе самих
контрольных комиссий.

Васаясь многочисленных поправок, пред:
лагаемых британской  делегапией, Вытиин-
ский показал, что они не имеют сущест-
венного значения и только усложняют, а
не упрощают дело. Он тлявил. что из. бри-
танекого проекта советская делегация счи-
тает полезным взять только один: абзац,
касающийся предоставления контрольным
комиссиям права пополнять еписок запре-

шенных орулий войны по мере того, как
	этого будут требовать обетоятельетва.
	соглашения об опеке
	стеме опеки дая соответствующих террито-
рий».

Делегат США Даллес оказал, что совет-
свое заявление, по его инению, может по-
служить основой для зоглашения по этому
вопросу. Однако он тут же от имени аме-
риканекой делегации предложил не прини-
мать на данной сессии решения oO TOM,
какие страны являются «непоерелетвенно
заинтересованныме». Даллес рекомендовал
создать редакционный подкомитет, который
подготовил бы резолюпию в этом духе.

Характерно, что и Каллес и выетупив-
mu после него делегат Бельгии уУмудри-
лись связать советское предложение ‹о
столь «модным» еейчае на ассамблее воп-
росом о вето. «Призрак вето, — заметил
1о этому поводу свовжский делегат, —
очевидно, преследует некоторых делегатов.
Могу раз’яснить, что советское предложе-
ние ясно предусматривает, что в отношений
соглашений об опеке великие державы бу-
тут иметь такие же права, как в другие
непосредетвенно заинтересованные  госу-
таретва, в том числе и страны-мандата-
рии».

Делегаты Великобритании, Франции,
Австралии, Бельгин, Kanai и Новой 3e-
ландии поддержали американское предло-
жение, свохящееся к тому, чтобы фактиче-
ски отложить решение вопроса на неопре-
деленное время.

Представитель Индии заявил, что его
страна претендует на права непосредствен-
но заинтересованного государства в отно-
шении подготовки проекта соглащения 06
опеке над Танганайкой. Между тем прави-
тельство Великобритании не вонеультиро-
валось по поводу этого соглашения © Ин-
quel. Представитель Индии критиковал
американское предложение.

Советский хелегат указал, что американ-
ская делегация пытаетея заранее предре-
шить. что на данной сесеин нельзя будет
определить, какие госуларетва елелует от-
пести к категории непосредственто заинте-
ресованных. Он предложил. чтобы  редак-
пионный полкомитет вначале рассмотрел
советское претложение, а уже затем, если
te будет лостигнуто соглашение, перешел
к американской резолюции.

Поеле длительной дискуссии был созлан
рабочий полкомитет из представителей
СССР и США, которым дано право привле-
кать других делегатов к работе.

xa,
	Сегодня 1-Й полкомитет комитетах по
опеке приступил в постатейному голосова-
нию проектов соглашений об опеке. Совет-
ский делегат Н. Новиков заявил, что, по
мнению советской делегации. проекты
соглашений об опеке, представленные Ве-
ликобританией, Францией. Бельгией, Ав-
	стралией и Новой Зеландией, не являются
удовлетворительными. Советская делегация
внесла ряд существенных поправок, Ha-
гравленных на защиту законных прав и
интересов народов подопечных территорий
и на устранение тенденций к аннексии, ко-
торые характерны для представленных
проектов соглашений об опеке. Однако со-
ветекие поправки были отклонены. Ввиду
Этого советская делегация не может голосо-
вать за проекты, котбрые она считает
веправильными.
Аналогичную позипаю заняли дехегаты
Югославии и Чехословакии. Представители
Индии и Ирака также критиковали проек-
TH соглашений и сделали оговорку © своем
праве вновь внести свои отклоненные под-
комитетом поправки, когда подкомитет
представит свой доклад комитету.
	Ларактерно, что почти все проекты
соглашений об опеке были одобрены оди-
наковым количеством голосов: за проекты
голосовали 12 делегатов, против — 3, 2
воздерживались. Против проектов голосова-
ли представители СССР, Чехословакти и
Югославии. Воздерживались от голосования
делегаты Индии и Ирака. При голоеовании
проекта соглашения об опеке над Новой
Гвинеей, представленного правительством
Австралии, от участия в голосовании в03-
держалась также делегация Битая. ПШо-
пытка председателя подкомитета Макичена
(Уругвай) оказать давление на делегатов,
воздерживающихся от голосования, успеха
не имела. ‘

Представители  стран-мандатариев —~
Англии, Бельгии, Франпив, Аветралии и
Новой Зеланлий голосовали единым блоком,
опираясь на твердую подхержку делегаций
США, Канады, Южно-Африканекого Союза,
Голландии и некоторых других стран.
	чтобы после ратификации соответетвую-
шей международной конвенции Coser 6e-
зопасности был полностью отстранен ет
Участия в практическом решении этой
важнейшей проблемы.

Советский делегат Вышинский в своем
выступлении показал, что такие рассуж-
дения противоречат уставу организации
0б’единенных наций и должны быть отверг-
нуты. «Что значит «независимость» кон-
трольных органов, © которых говорил Кюн-
Нэли, и что имеют в виду те, кто требует
этой «независимости»? — спросил Вы-
шинский. — Можно ли говорить о незави-
симости органов. которые должны суще-
ствовать в рамках или в системе Совета
безопасности? Вель против того, чтобы
эти органы находились в системе Совета
безопасности, никто не возражает, — <о-
ответетвующий пункт есть и в советском
и в британском прелложениях. Да и труд-
но возражать против этого, поскольку Co-
вет безопасности несет главную OTBETCT-
венность за сохранение мира и безопаену-
сти».

Вышинекий подчеркнул, что вопрос of
ответственности Совета безопасности за
всеобщее сокрашение вооружений w BO-
прое © так называемом «праве вето» ни-
чем не связаны, и попытки установить
взаимную зависимость межлу ними ис-
кусствениы. «Ответетвенпость Совета 6бе-
зопасноети за всеобщее сокрашение воору-
жений — это один вопрос, — сказал Вы-
шинский, — а применение принципа
единогласия великих держав в Совете бе-
	Обсуждение проектов
	НЬЮ-ЙОРК, 6 декабря.  (Спепкорр.
ТАСС). Интересная дискуссия развернулась.
в подкомитете № 1, созханном комитетом по.
опеке для рассмотрения проектов соглаше-
ний 06 опеке над несамоуправляющимися
территориями. Предметом дискуссию слу-
жило определение понятия «непосредствен-
но заинтересованные страны». Как  изве-
етно, согласно уставу, государства, пред-
ставляющие проекты соглашений, должны
консультироваться со всеми непосредетвен-
но заинтересованными странами. Точное
определение этого поняткя пока еще не
выработано. Пользуясь этим, государства,
представившие проекты соглашений, игне-
рировали важнейшее уставное положение.

Выступивший в полкомитете © заявле-
нием от имени советской делегации Н. Но-
виков напомнил. что советская делегация
уже обрашала внимание на то, что пред-
ставленные проекты еоглашений of опеке

над 8 бывшими полмандатными  террито-
риями не были согласованы со всеми не-
посредственно заинтересованными  ©трз-
нами.

«На протяжении всего перпода между
первой и второй частями первой сессий
Генеральной Ассамблеи, — сказал Новиков,
— не было сделано дзже попытки. достиг-
нуть соглашения относятельно того, какие
государства являются непосредственно за-
интересованными в той или иной подман-
TaTHOH территории, отдаваемой пох опеку.
В некоторых случаях этот вопрос решался
односторонне и произвольно самими госу-
дарствами-мандатариями. Такое положение
вешей противоречит статье 79-й устава
ЮНО.

Сейчас, когда наш подкомитет  закон-
чил предварительное раеемотрение проектов
соглашений об опеке ‘и должен вынести
свои решения по этим проектам, нам необ-
ходимо, наконец, устазерРиТть, кого He мы
считаем непосредственае заинтересован-
ными государствами. В статье 79 устава
говорится © том, что в чиело таких  госу-
дарств входят страны-манлатарии, но там
не указывается, кого считать непоеред-
ственно заинтересованными государствами.
кроме этих стран. Эта залача должна быть
решена организапией 0б’единенных наций.
В противном случае дело может пойти по
нежелательному пути, по пути всякого
рода частных соглашеней между странами-
мандатариями и отдельными державами, что
будет нарушением устава.
	Советская делегация считает, что в
числу непосредственно заинтересованных
государств следует отнести в первую 9че-
редь пять великих держав. Это вытекает
прежде всего из того, чо США, Великобри-
тания, СССР, Кетай и Франция являются
постоянными членами Совета по опеке, что
годчеркивает их ответственность за
подопечные территории. Необхолиме. иметь
также в виду, что подопечные территорий
в соответствии со статьями 76 и 84 уста-
ва призваны играть свою роль в поддержа-
нии международного мира и безопаености в
общей системе мероприятий, относящихся
к компетенции Совета безопасности и на-
правленных на осуществление указанных
пелей. Это обстоятельство, разумеется, не
можег не учитываться при решению воп-
роса о непосредственно заинтересованных
гоеуларетвах.

Исходя из приведенных выше соображе-
ний, советская делегация считает важным
договориться © том, что каждая из держав
постоянных членов Совета безопасности и
Совета по опеке имеет право заявить, что
она является непосредетвенно заинтересо-
вавным государством в отношенти подопеч-
ной территории. Однако это не значит, чте
каждая из этих держав сделает таЕое ззяв-
ление в отношении всех подопечных тер-
риторий.

Кроме того, должна быть предусмотрена
возможность учаетия в качестве непосред-
ственно заинтересованной стороны и для
других государств. Мы должны иметь в
виду, что и малые страны могут претендо-
вать на признание их непосредственно
заинтересованными страпами в отношении
некоторых подопечных территорий.

Договоренность по этому вопросу, —ска-
зал в заключение Новиков. — булет епо-
собетвовать выполненик требований уста-
ва. Тем самым будет создана возможность
для заключения соглашений по опеке и
будет положено начале деятельности  Со-
вота_по. опеке и всей международной си-
	Отказ от посылки комиссии в лагери
для беженцев
	дополнительных фактов © нонормальном
Положении в лагерях, гле бывшие еоюбщни-
ки фашистов ведут профашиетекую  про-
паганду и всеми мерами мешают  возвра-
щению беженпев ва родину. «Чтобы поло-
жить конец в исправить эте ненормальное
положение, советская хелегация предлагает
назначить специальную комиссию для
проведения в месячный срок обследования
состояния дел с возврашением беженпев и
перемещенных лип на родину», — предло-
жил советский делегат.

Это предложение потдержале хелегаты
Франции. Белоруссив, Польши. Югославии.

Против него выступили предетавители
США; Великобритания в Баналы. Ванад-
ский делегат заявил, 90 посылка специ-
альной комиссии в лагери лля беженцев
означала бы... «подрыв авторитета со0з-
ных властей».

Трудно назвать подобеые ловохы еколь-
ко-нибуль состоятельными. Нельзя  сомне-
ватьея в том, что принятие советского
предложения во многех отношениях пемогло
бы выяснить действительную обстановку в
лагерях для беженцев и перемешенных
хип. Оно также помогле бы ‘ликвилировать
нехостатки в лагерях для беженпев. Охна-
50 большинство ‘делегатов Ae решилось
принять предложение советской лелегации.
Большинетвом в 29 голосов против 9 при
левяти возлержавтихея комитет отклонил
это предложение. За советское ппехложе-
ние голосовали прелстазители СССР. Бело-
руссии. Укпаивы, Польши. Чехословакии,
Франции, Египта, Норвегии.
	Обсуждаемый вопрое вызывает оживлен-
ные отклики в печати. Ла Гардиа провел
преес-конференцию, нз которой заявил,
что не может разделить позицию США. Эта
позиция основана на мнении хорошо от-
кормленного американца, — заявил он.

Представитель США Стивенсон в свою
очередь провел нресс-конференцию, на ко-
торой пытался оправдать свою позицию. Он
отрипал, что США хотят использовать свои
запаеы продовольствия в политических пе-
лях. Однако заявил, что «если какая-либо
страна совершит враждебный акт против
СПГА, очевидно, что Соединенные Штаты не
будут оказывать помошь такой етране». On
уклонился от точного определения «враж-
лебного акта».

На сегодняшнем засехании комитета
№2 вновь разгорелаеь долгая лискусеия,
которая не привела ни Е какому резуль-
тату. Нетрудно было заметить совершенно
определенную тенденлию представетелей
США и тех, кто их поддерживает, во что
бы то ни стало добиться отказа от между-
народного сотрудничества в деле помоши
странам. пострадавшими or фашиетской
	‘агрессии. Нозипия. занятая этими хелега-
	тами, не только He соответствует духу
международного сотрулеичества, но прямо
направлена на использование похорван-
ного экономического положения некоторых
стран е пелью собственного обогащения, &
также — © пелью политического давления
Ha эти етоаны.
	Комитет № 3 — по социальным, гума-
нитарным и культурным вопросам вот уже
несколько нелель обсуждает вопрос о Ge-
женцах и перемещенных лицах. hak мы
уже неоднократно писали, представители
ряда стран, и в первую очередь США.
оеячески пытаютея усложнить эту пробле-
му — вместо того чтобы помочь скорей-
тему возврашению на 1юдину беженцев и
перемешенных лец, они настаивают на
TOM, чтобы эти люди были переселены в
заокеанские страны. Под вихом помощи
беженцам сейчас. как известно, во многих
случаях оказывается содействие изменни-
Кам и прелателям родины. сотрулничавшним
е гитлеровпами, Делегаты СССР. Югоела-
вии, Чехословакии и Польши привели боль-
шое количество фактов, показывающих. что
в некоторых местах лагери превратились в
убежиша для престутных элементов, из
которых готовятся кадры для будущих
авантюр. и что во многих лагерях фаши-
сты терроризируют беженпев, заставляя их
отказываться от возврашения нз ролину.

Советским  лелегатом А. Я. Вышинским
внесено предложение послать опепиальную
комиссию по`расслеловянию положения в
лагерях для беженцев и перемещенных
лиц.

Сеголня Это прехложение обсуждалось на
заселании комиссит. Советский  лелегат.
формально предетавивлтий предложение ко-
миссии, подчеркнул, что сейчас назрела
необхолимость проверв фактов, © кото-
рых говорили делегаты и неоднократно
сообщала мировая печеть, и привел ряд
	Вомитет № 2 — по экономическим и
финансовым вопросам — продолжает 06-
суждение предложения генерального ди-
ректора ЮНРРА Лз Гардиа © создании при
ЮНО международной организации помощи
странам, пострадавшим от фашистской
агрессии. Создание такой организации тем
более необходимо, что ЮНРРА в конце
этого года прекрашает евою работу и в
связи с этим страны, пострадавшие от фа-
MHCTCKOM эгрессии. лишаются помощи,
	Делегаты СССР, Польши, Чехословакии,
Югославии и другие поддержали прехложе-
кие Ла Гардиа, подчеркивая необходимость
прололжить помошь указанным странам в
1947 г. Противоположную позицию заняли
представители США, Великобритании, Ва-
нады и Австралии. Они настаивали на том.
чтобы послевоенная помощь основывалаеь
на «двусторонних договорах» между тем,
кто лает эту помошь, и тем, кто получает
ее. После долгих дебатов был создан ре-
дакпионный подкомитет, которому было
поручено подготовить проект решения.
Однако и в этом полкомитете не ухалось
притти Е согласованному решению. Вы-
‘ступавший неоднократно в комитете и
подкомитете Ла Гарлиа указывал, что по-
зипия США не отвечает хуху международ-
ного сотрудничества. Соединенные Штаты,
настаивая на двусторонних договорах, хо-
‘TAT использовать свое продовольствие как
 средетво давления на другие страны, —
‘говорил он.
	О помощи странам, пострадавшим
от фашистской агрессии
	Обсуждение советского предложения
о всеобщем сокращении вооружений

орт» an”
	НЬЮ-ЙОРК, 6 декабря. (Спецкор.
ТАСС). Подкомитет № 3, созданный  пер-
	BHM комитетом для выработки согласован-
	о решения © всеобщем сокращении во-
(ужепий, сегодия после длительной и,
временами, довольно бурной дискуссии одо-
бриз второй пункт резолюции в той редак-
ции, Которую предложила советская деле-
мция с чебольшими поправками. В эм
	‚рункте советского предложения содержа-
	лись две рекомендации: во-первых, совет-
(кая делегация предлагала. настоятельно ре
томендовать комиссии по атомной энергии
‘корейшее выполнение ее задач; во-вторых.
(14 предлагала рекомендовать. чтобы Совет
(опасности ускорил рассмотрение докла-
ja, КОТОРЫЙ комиссия по атомной энергии
представит ему, и облегчил успешный хол
	работы этой комиссии, а также, чтобы Съ-
	por безопасности ускорил рассмотрение
проекта конвенции © запрещении атомного
оружия.

Не далее, как вчера, делегат Великобри-
ний Шоукросс заявил в подкомитете, что
y HOM нет возражений против советского
преложения и что он хотел бы лишь внес-
пи некоторые «стилистические. поправки».
А хелегат США сенатор Коннэли сказал,
что ему хотелось бы переставить две фра-
вы. Вчера же вечером американская делега-
пия передала советекой делегации новый
	‘вариант проекта резолюции, в которой пол-
	осью было включено советское предло-
жение с одним лишь добавлением — она
предлагала добавить несколько слов о том,
что установление международного контро-
ля над атомной энергией и другими совре-
увнными научными и технологическими
открытиями необходимо «с целью обесле-
чения их применения только для мирных
чкелей».

Выступая ва сегодняшнем заседании,
оломв сказал, что советская делегация
отасна с этой формулировкой, так как она
правильно отражает существо вопроса. Он
указал, что запрещение использования
зммной энергии в военных целях не озна-
TOT, что следует помешать использованию
зтомной энергии в мирных целях. Молотов
пичеркнул, что главным отрицательным
лочентом настоящего положения следует
признать тот факт, что до сих пор внима-
me сосредоточено лишь на том, как ис-
пользовать атомпую энергию в качестве
фужия, и ничего не слышно 0 том, какие
WeNTCH намерения в отношении исполь-
эвапия атомной энергии в мирных целях.
«Само по себе запрещение атомного ору-.
хия будет означать, что мы против ис-
пьзования атомной энергии в военных
цыях и имеем в виду использование ее в
утрных целях, —— еказал Молотов. — Аме-
канекая поправка как раз ‘и говорит о
NM, ITO внимание должно быть направлено
13 использование атомной энергии в мир-
ных целях. Поэтому нам кажется; что эта
пиравка отвечает нашим общим желани-
au),

Подкомитет единотлаено одобрил первую.
часть предложенного советской делегацией
пулкта с американской поправкой. Можно
(ыло ожидать, что и вторая часть этого
пункта будет принята единодушно. Однако
‘лершенно неожиданно дело приняло не-
илько необычный оборот. Британский де-
ит Шоукросс начал предлагать поправку
и поправкой, причем они отнюдь не но-
шли характера «стилистических °измене-
tat», © которых он вчера говорил, а амери-
мнский делегат Коннэли, когда председа-
тельствующий Спазк констатировал, что
логация США согласна © советеким пред-
пжением, вдруг бурно взапротестовал и
мазал, что он не может с ним согласиться.
Тома Молотов, дав справку о том, что но-
вЫй вариант американской резолюции.
эмлючающий почти без изменений текст со-
втского предложения, был вручен совет:
ской делегации помощником Коннели Ро-
мм Шерли, сказал: «Если это неофици-
альный текст, то я его касаться не буду».

Неожиданный, крутой и лишенный вся-
fot такта поворот американской делегаций
(0837 же вызвал оживленные толки среди
публики и корреспондентов, присутетвовав-
их в зале, Многие связывали резкий и
неуклюжий отказ Воннэли от позиции, за:
пятой американской делегацией вчера ве-
wp, е той новой атакой на советские
предложения, которую иачала британская
делегация.

Шоукросе теперь уже не заикался 0
«стилистических изменениях». Он в кате-
торической форме заявил, что советская ре-
акция латного пункта резолюции вообще
неприемлема, поскольку она, по его утвер-
хдонию, прелусматривает лишь запрещение
аммного оружия при сохранении других ви-
юз вооружений, предназначенных для мас-

Г}
	НЬЮ-ЙОРК, 7 “декабря.  (Спепкорр.
Т\СС). Подкомитет № 3, созданный по-
1итическим комитетом для выработки ре-
адюции о всеобщем сокращении вооруже-
лай, сегодня приступил к рассмотрению
третьего пункта американского проекта и
правок к нему, относящихся к вопросам
ганизапии международного контроля нал
общим сокращением вооружений. В аме-
рначеком проекте в общей Ффорие дается
указатие на необходимость такого контро-
м и предлагается рекомендовать (Совету
бмоплености, чтобы он быстрее разработал
практические предложения относительно
контроля над использованием атомной энер-
ши и относительно других огранич и
гулирования вооружений.

Представитель СССР Вышинсвий заявил
#тдня, что советская делегация считает
иот пункт приемлемым, но предлагает до-
полнение к нему. Советокая  делегапия
предлагает учредить в системе Совета бе-
упасности, который несет главную ответ-
	Ne ee NS

`ионность за всеобщий мир H besonac-
		Th, международный контроль, действу:
щий на основе 060бого положения, пре-
усматривающего создание органов инспев-
ши, Она считает необходимым создать
Tho enornnonetrery ФОБГАНА — комиссию 19
	a aes ee Зы в te
OATDOIIO Hal выполнением решения © CO

ope PTS
	Г OS а

шений вооружений и комиссию по &ОН-

лю над выполнением решения © запре-

цении использования атомной энергий для

менных целей и других видов оружия.

и для массового упичтожег
я,

_В хо ллительюй дискуссии, резвер-
	сового истребления, и не говорит о межлу-
народном контроле. Не возра
советского предлож, owen aller.
ения по существу, Шоу-
кросс потребовал внести в текст целый pat
дополнений и исправлений, запутывающиах
ео и ведущих к двусмысленному толкова-
Вию, Шоукроссу в меру своих сил помогал
австралийский делегат, Молотов подверг
все эти «дополнения» и «исправления»
терпеливому и всестороннему разбору. Так,
он обратил внимание на то. что британ-
ская делегация предлагает сказать вмеето
«регулирование и сокращение вооружений»
—- «регулирование или сокращение воору-
жений». Молотов указал, что такая поправ-
ка противопоставляет регулирование сок-
ращению вооружений. Приведя целый ряд
подобных примеров, Молотов сказал:

— Британский проект — я возлаю лол
жное Шоукроссу — отличается от совет-
ского более подробными указаниями, но
они производят впечатление таких указа-
ний, которые осложняют вопрос. превра-
щают ясный вопрос в менее ясный. Совет-
ское предложение ускорить рассмотрение
проекта конвенции © запрещении атозно-
го оружия просто и ясно. В британском
проекте это же предложение изложено ©
большим количеетвом деталей и пояснений,
дающих основание лля дискуссии на пос-
ледующей стадии работы. поэтому мы ето-
ИМ за советское предложение, как более
простое и удовлетворяющее нашему стрем-
лению выработать ясную резолюцию, выра-
жающую мнение Генеральной Ассамблеи по
данному вопросу.

Однако Шоукросс продолжал настаивать
на своих многочисленных поправках. Его
горячю поддерживал Коннэли. 0ба они соч-
ли нужным повторить уже опровергнутое
Молотовым утверждение о том, булто бы
советские предложения предусматривают
применение пресловутого «права вето» к
контролю и инспектировалию, и требовали.
чтобы вопрос © запрещении атомного ору-
жия был подготовлен комиссией по атомной
энергии, в не Советом безопасности, «где
действует право вето». И британский и
американский делегаты OUATh заявляли,
будто бы Советский Союз хочет запретить
только атомную бомбу, сохраняя в непри-
косновенности другие средства массового
уничтожения.

Молотов хал отпор подобным  демагоги-
ческим рассуждениям, он’ напомнил, что
советская делегация не возражала и ве
возражает против запрета всех видов ору-
жия, которое может быть использовано,
как средство массового ‘истребления, оз
указал, что ве далее как в ‘предылущей
фразе проекта решения, сформулировантюй
советской делегацией и уже отобренной
подкбмитетом, содержится прямое ‘указа-
ние на необходимость из’ятия из нацио-
нальных вооружений всех OCHOBHEIX видов
оружия, пригодных для маесового уничто-
жения. «Мы не возражае»м против того, что-
бы и во второй фразе повторить эту форму-
лировку»; —— заметил Молотов. Далее он
вновь напомнил о том, что советская деле-
гация вовсе не настаивает на том, чтобы
«право вето» использовалось внутри кон-
трольных органов. «Право вето действует
в Совете безопасности, а не в контрольных
комиссиях», — сказал он.

Мы поставим себя в неловкое положение,
заявил Молотов, если будем приписывать
другим членам комиссии то, че они He
предлагали, но что подходит для критики, &
потом будем критиковать то, чего они ве
товорили. Лучше придерживаться фактов.
	После этого. выступления главы  совет-
ской делегации американский и британский
делегаты сняли целый ряд поправок. Это
дало возможность  подкомитету в течение
5 минут притти в согласованному решению
по второму пункту рэзулюции.

Таким образом, ничем не оправданные
и явно несостоятельные нападки, которым
сегодня некоторые делегаты подвергли ©0-
ветские предложения, привели лишь К
тому, что этш делегаты сами’ себя поста-
вили в неловкое положение перед осталь-
кыми членами подкомитета и публикой,
присутствовавшей на заседании. Bee o6pa-
тили внимание на то, что за неимением
лучших аргументов бризанский и амери-
казанский лелегаты вновь и вновь вытяги-
вали на спену потрепанное пугало пре-
словутого «вето». Это созлало определен-
ное впечатление, что кекоторые лелегаты
интересуются не столько существом воп-
роса о всеобщем сокрашении вооружений,
сбеужхдаемого по инициативе советской де-
легапии, сколько воевозможными маневра-
ии. которые можно прехиринять в связи ©
	осуждением этого вопроса ради своих узво
	эгоистических целей.
+ #
	06 отношении к франкистскому режиму
в Испании
	Четвертый подкомитет, созданный поли-
тичееким комитетом для выработки согла-
сованной резолюции об отношении 0Об’еди-
ненных наций в франкистекому режиму в
Испании, работает уже третий день. Подко-
митет одобрил вступительную часть резо-
IONE, предложенной. хелеганией США,
поправкой, внесенной польской хелегапи-
ей. Во вступительной части указывается.
что «режим Франко в Испании является
фашистеким по своему происхождению,
природе и структуре» и что «Франко 95а-
зывал помощь Гитлеру и Муесолини во
время борьбы 05’единенных наций против
держав оси»:
	Далее подкомитет принял тот пункт ре-
золюции, в котором говорится, что прави-
тельству Франко должно быть отказано в
праве быть членом ЮНО (т. е. организации
06’единенных наций), а Также организа-
	ций. возданных ЮНО или находящихся
	в отношениях © нею.
	занных делегаций представитель США how-
нели заявил, будто бы разрыв дипломати-
ческих и экономических отношений с пра-
вительством Франко... не ослабит фран-
кистекий режим и не поможет испанско=
му народу, а, наоборот, укрепит режим
Франко и ухудшит материальное положе=
ние трудящихся Испании. Воннэли не 0-
тановилея перед прямой угрозой, чт США
не вогласятся с решением о разрыве отно-
шений © Франко даже в том случае, есля
оно будет одобрено большинством. «Я гово
рю откровенно, но твердо, — сказал он, —
вы должны принять любой другой план,
кроме разрыва дипломатических отнолений
© Франко и кроме проведения экономиче-
еких санкций, ибо США не могут еоглаз
ситьея ни с одним из этих план».

Советский делегат Громыко сказал, ата
Генеральная Ассамблея должна принять
такие меры, которые не усложнили
бы обстановку в Испании, а поз
могли бы испанскому Народу скорее
покончить с фашистским режимом. On
подчеркнул, что благие пожелания,
высказываемые некоторыми  делегапия-
ми, в действительности птикрывают не-
желание оказать народу Испании такую
помощь. «Проповедуя невметательство,
они берут на себя ответственность за про-
холжение существования фашистского ре-
жима Франко», —— сказал Громыко. Он
сказал, что разрыв дипломатических и эко-
номических связей е правительством Фран-
ко является минимальной мерой.

С критикой американской позипяи и $
требованиями незамедлительно разорвать
дипломатические и экономические отноше-
ния © правительством Франко выступиля
также представители Франции, Белору<-
сии, Польши, Гватемалы, Чили, Мексики;
Югославии, Венепуэлы.

Против разрыва отношений с франкиет-
ской Испанией выступили делегаты Гол-
ланлии и Кубы.
	Сегодня комитет приступил к расемот-
рению третьего пункта американской ре-
золюции, в котором высказывается пожела-
ние, чтобы сам Франко добровольно пере-
дал власть «новому временному поави-
тельству, прелставляющему испанский на-
род». Такое общее пожелание не удовлет-
воряет многих делегатов. Польская делега-
ция, Как уже сообщалось, предлагает ра-
зорвать дипломатические отношения с
Франко; белорусская делегация настаивает,
кроме того, нё разрыве экономических от-
ношений © франкистекой Испанией; деле-
гации Мексики, БВенецпуэлы, Гватемалы,
Панамы и Чили, ©0 своей стороны, требу-
ют, чтобы в американскую резолюцию бы-
ла внесена поправка о разрыве липломати-
ческих отношений с правительством
Франко. Вокруг этих предложений и раз:
вернулась сегодня горячая дискуссия в
полком итете.
	Выступивший против предложений
	нувшейся на заседании подкомитета, се-
годня, как и вчера, отчетливо сказывалось
стремление некоторых делеганий и в пер-
вую очередь делегации Великобритании
всячески усложнить обсуждаемый вопрос.
Представитель Великобритании Шоукроесе,
представивший подкомитету документ ва
6 страницах. озаглавленный «Поправки к
резолюции Соединенных Штатов и поправ-
кам делегации СССР», выступал сегодня
несколько раз, причем всякий раз вносил
какие-нибудь новые поправки и измене-
ния. Эти поправки и изменения не носили
принцициального характера, но затемняли
и усложнаяли текст так, что 3& многосло-
вием терялась самая суть советских пред-
ложений. В то же время делегаты Велико-
брятании, США и некоторых других. стран
вновь и вновь поднимали вопрос о пресло-
	Е Сы ре

вутом «праве вето», пытаясь доказать, что

nas ny
	будто бы советская делегация настаивает
на применении принпипа единогласия ве-
ликих держав при провелении WHCUCRILEE
по сокращению вооружений. Эти избитые
рассуждения потребовались американско-
му и английскому лелегатам для того, что-
бы как-то обосновать 6в0е требование 0
полном отделении органов международного
контроля от Совета безопаености, которому
они склонны отвести третьестепенную роль
в проведении всеобщего сокрашения во-
оружений. Американский делегат Коннали
прямо заявил, что Совет безопасности дол-
жен лишь «формулировать» план сокра-
шения вооружений и запрета атомной бом-
бы после предоставления доклала комиссии
по контролю над атомной энергией. © тем,
		0 принципе единогласия великих держав
	раздражением говорил аветралийский деле-
Tat о китайском проекте резолюции, етво-
дящем несправелливые нападки от Совета
безопасноети. Он настаивал па принятии
австралийской резолюции. #

Инлийевий делегат и глава китайской
делегапии Ву высказались против аветра-
лийского проекта, подчеркивая, что было
бы излишним и вредным подвергать оеу-
ждению деятельность Совета безопаено-
ети. «Надо не заниматься  гробокопатель-

ством, не рыться в прошлом, не ссылать-
ся на расхождения и не подчеркивать их,
a думать в будущем и стремиться в согла-
сию», — сказал Ку. Е
	‹ (Окончание — на 4 стр.). !
	НЬЮ-ИОРЕ, 8 декабря. — (Спепкорр.
ТАСС). Сегодня в комитете № 1 было, на-
конец, завершено обеуждение вопроса 9
принципе единогласия великих кержав,
вокруг которого в течение месяпа вели не-
здоровую шумиху представители ряда co-
сударетв; пытавшихся использовать наду-
манную дискуссию о так называемом вето
как средетво определенного давления ча
другие делегапии при решении основных
вопросов повестки дня.

Носле того, как докладчик подкомитета
сообщил, что подкомитет не емог  выфабо-
тать согласованный проекг решения и по-
TOMY зозврашает комитету все : _елложе-
ния, слово. взял делегат Австралии. В своей
ллинной речи он повторил старые избитые
рассуждения о праве «вето», С явным