41 декабря 1946 г., № 188 (590).
	СТАЛИНСК
	‚Штаб— творческий организатор
опоративно-тактической подготовки
	Оперативно-тактическая подготовка од-
На, из важнейших дисциплин в системе обу-
чения летных кадров. Без твердого знания
основ и природы современного боя, искус-
ства вождения войск и применения их в
	тесном взаимодействий между собой невоз-
	можно правильно строить боевую. нодготов-
ву авиаторов в целом.

Организатором  оперативно-тактической
учебы является штаб. Выполняя волю
	командира. штаб не может отраничиться
	ТОЛЬКО составлением программ в расписаний
	занятий, ветением учета й отчетности и 90-
	щим контролем за учебной подготовкой.
Основной задачей штаба в учебной прак-
тике является создание всех необходимых
условий, обеснечивающих высокое качест-
во оперативно-тактической подготовки и
непрерывное совершенствование военных
знаний . офицерского состава. .
_ Расемотрим это на конкретных примерах.
Не так давно на одном учебно-поверочном
	занятии летный состав и штаб Н-ской ча-
	CTH получили хорошую оценку TO OCHOS-
ным элементам боевой подготовки.

Как же была организована здесь опе-
ративно-тактическая учеба?

Начнем с планирования. Штаб. этой час-
ти большое внимание уделяет полноте и
	вачестьу планирования оперативно-таЕти-
	ческой подготовки. Прежде чем составить
учебный план на очередной месяц, штаб
подводит итоги за пропедшее время. В 06-
нову’ берутся месячные тонесения подчи-
	ненных и доклалы офицеров штаба части,
	поверявигих ход оперативно-тактической
		Например, изучение тактики начинается 6
освещения в лекциях и докладах теорети-
ческих основ, при этом дается четкое
представление о современном общевойсковом
бое и операции, динамике их разветия, за-
дачах каждого из родов войск, основах вза-
имодействия авиации с наземными войска-
ми и организации управления.

После прочтения лекций ‘ проводятся
тренировочные занятия: летучки, грунло-
вые упражнения, военные игры и выходы
в поле. Штаб части большое внимание уде-
ляет качеству и материальному обестече-
нию проводимых занятий.

При проведении тактических занятий
широко внедряется опыт Великой Отечеет-
венной войны. Особенно много боевых при-
меров используют командиры подразделе-
ний на занятиях © летным составом.`

Штаб части еще до начала учебного года
проделал большую организационную работу
	по: подбору’ и подготовке руководителей зз-
NHATIPN.
	Непосредственное руководство подготов-
	кой руководителей занятий по тактике с
	летным составом и офицерами штаба
	командир взял на себя, & подготовку руко-
водителей по другим дисциплинам и авиа-
	ионным специ
	никам специальных служб и командирам
подразделений.
	В этой части установилея такой по-
рядок: с руководителями занятий по так-
тике командование и штаб части пэ-
	риодически проводят методические сборы,
на которых подытоживается опыт боевой
	учебы в подразделениях, разбираются по-
ложительные ‘и отрицательные примеры в
подготовке руководителей занятий.

На этих сборах заслушиваются также
	доклады о методике составления конспектов
лекций и провеления занятий по тактике.
	Участники сбэров в своих выступлениях
	обмениваются опытом, рассказывают, ` как
они подбирают и используют различные
	учебные материалы при составлении кон-
спектов лекций, как используют примеры
	из опыта Великой Отечественной войны и
как проводят занятия.
	Больптинство командиров частей и их
	начальников штабов выдвинуто на эту ра-
	боту в годы Великой Оточественной войны:
естественно, они не имеют хостаточного ме-
	тодического опыта в учебной деятельности.
Штаб части учел это важное обстоятельство
й организовал специальные сборы руково-
	дителей занятий по тактике, на которых
	были. разобраны  вопросы методики cocTs-
вления разработок. и проведения групповых
упражнений.

Более сложной формой проведения
занятий по тактике являются военные иг-
ры. Было известно, что без помощи в про-
ведении этих занятий командиры и их шта-
	бы встречаются с’ большими трудностями.
	Штаб части провел с руководителями. по

тактике несколько. практических занятий

и, кроме того, организовал учебно-показа-

тельные занятия, на которых были закрен-

лены полученные ими ‘ранее теоретические
и практические знания.
	В другой авиачасти планирование’ опе:
ративно-тактической ‘учебы проводилось
	формально, без‘ учета’ качества  отрабаты-
вземых тем в ‘учебных группах. Штаб ча-
сти не контролировал хода тактической под-
	готовки в подразделениях и не оказывал им
	конкретной помощи.
	ий СОКОЛ
	Использование радиолекаторов
‘для самолетовеждения
	фразой дает команду экипажу. бчотета —
ззать такой-то контрольный курс.
	2. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПОЛЕТОВ ПО МАРШРУТУ
	Ставя перед собой задачу  зафиксиро-
вать фактический путь самолетов, коман-
дир должен учитывать допустимые ошибки
радиолокатора, качество работы которого
зависит не только от его конструкпии, но‘
и’в большой степбни от оцытности опера-_
тора.

Как уже упоминалось выше, радиолока-
тор может точно зафиксировать фактиче-
ский путь нескольких самолетов (груши)
одновременно лишь. в том случае, если по-
леты четко организованы ‘по времени, ес-
ли дежурный офицер на радиолокаторе име-
ет у себя плановую таблицу полетов, схе-
му маршрутов (желательно е профилем
высоты). Радиолокаторный пункт через де-
журного офицера должен, кроме того, ре-
гулярно информироваться <о старта о. фак-
тическом времени вылета самолетов на вы-
полнение задания.
	3. ВЫВОД САМОЛЕТОВ В ЗАДАННОМ
НАПРАВЛЕНИИ ОТ РАДИОЛОКАТОРА
	Известно, что в. самолетовождении пра-
вильный выход на линию заданного пути
имеет большое значение. Такой вывод сз-
молета с помощью радиолокатора, находя-
щегося у исходного пункта маршрута, дол-
жен совершаться по аналогии с полетом от
радиопеленгатора. Самолет сопровождается
на радиус действия радиолокатора. Судя по
техническим возможностям, этот способ ис-
пользования радиолокатора также может
применяться во всех видах авиации. При
этом необходимо учитывать «мертвую 30-
ну» локатора, наличие которой не позво-
ляет радиолокатору следить за самолетом
сразу от исходного пункта маршрута, а
лишь спустя некоторое время, которое
требуется на пролет «мертвой зоны», воз-
растающей по мере УВодичения ВЫСОТЫ
полета.
	4. ПРИВОД НА АЭРОДРОМ
ЭКИПАЖЕЙ, ПОТЕРЯВШИХ
ОРИЕНТИРОВКУ
	После того как указанными выше спо-
собами определены © помощью радиолока-
торов координаты самолетов и установ-
лена радиосвязь 6 ними, вывод эки-
пажей на себя не сопряжен со сложноетя-
ми, так как радиолокатор способен непре-
рывно следить за самолетом до момента
входа последнего в «мертвую зону» радио-
локатора. Так как радиус «мертвой зоны»
радиолокатора при средней высоте полета
невелик, то эхипажу легко. выйти на
аэродром `«взрячую» с курсом, переданных
ему радиолокатором еще до подхода Е
«мертвой зоне». Момент попадания само-
лета в эту зону должен быть сообщен эки-
пажу условной фразой. Радиус «мертвой
зоны» экипаж может легко сократить, сни-
жаясь при подходе к радиолокатору. При
выводе самолета на себя радиолокаторный
пункт, помимо курса, обязан информиро-
вать экипаж о времени, оставшемся на по
лет. до аэродрома.

На радиолокаторном гункте‘и у экипа*
жей самолетов должны быть кодовые пиф-
ры аэродромов в радиусе полета самолетов
на случай, если по стечению обстоятельств
возникнет необходимость вывести потеряв-
mui орнентировку самолет на’ какой-либо
другой аэродром.

Несомненно, что применение радиолока-
торов для нужд самолетовождения дает
положительные результаты только при хо-
рошей организации полетов, прочной дву-
сторонней связи радиолокатора с самоле-
том и при грамотной работе дежурного
штурмана.

Подполковник Д. БАБИЧ.
	Появившиеся в период второй мировой
войны радиолокаторы обнаружения и наве-
дения зарекомендовали ©6бя как’ надежное
средство для ‘обеспечения от; внезапных
налетов противника и наведения на него
своих истребителей в любых условиях ви-
димости. Поэтому наряду с новыми, 00-
лее совершенными радионавигапионными
системами они могут широко применяться
	ТИ для самолетовождения как в сочетании
	е6  средетвами 300, так’ и  самостоя-
тельно. Это особенно важно для тренировки
летного состава < тем, чтобы в дальней-
шем перейти к новым, более совершенным
системам радиолокационного самолетовож-
дения.

0 том, что, пользуясь радиолокаторами,
вполне возможно приводить на аэродром
самолеты, потерявшие ориентировку, сви-
детельствуют хотя бы такие данные: в
течение пяти месяцев в Н-ской части бы-
ли приведены на аэродром ев помощью при-
водных радиостанций и наземных радиопе-
ленгаторов четыре экипажа и ве помощью
радиолокаторов — три экипажа.  Ероме
того. там же произошел случай с летчиком
лейтенантом Соловьевым, который на само-
лете-штурмовике потерял ориентировку, и
его местонахождение во время блужданий
фиксировалось радиолокатором. Ho так как
Ha экране локатора одновременно были от-
мечены в разных местах два других самоле-
та, руководитель полетов не решился дать
правильный куре на аэродром летчику, хо-
тя и держал с ним непрерывную  радио-
связь. Если бы лейтенанту Соловьеву бы-
ле указано в течение определенного отрез-
ка времени итти, контрольным курсом, его
машину легко можно было бы отличить от
остальных и вывести на аэродром.
	Известны следующие методы использо-
вания радиолокаторов для самолетовожде-
НИЯ:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ
САМОЛЕТОВ
	Когда на самолете имеется исправно дей-
ствующий прибор опознавания «евой-чу-
жой» («СЧ») со специальным сигналом, то
определение координат данного самолета
или группы не представляет особой труд-
ности. Для того, чтобы ев помощью назем-
ного радиолокатора установить свое меето-
нахождение, летчик, включает тумблер спеп-
сигнала «СЧ» и по радио условной фра-
зой вызывает радиолокатор.

Наведя луч радиолокатора на самолет
с включенным енецеигпналом «СЧ», опера-
тор радиолокатора легко может  обнару-
жить на экране этот самолет и отличить
его от других по импульсу с  периоди-
ческими вспышками, согласно. установлен-
ному коду. Поддерживая радиосвязь с <а-
молетом, радиолокаторный пункт по мере
надобности сообщает экипажу  нолучен-
ные координаты или курс на любой
аэродром. т

Гораздо сложнее: е помощью. радиолока-
тора определить координаты самолета, не
имеющего прибора, «свой-чужой», если B
воздухе находится больнюе количество ма-
шин. Однако, как, показал опыт, при хоро-
шей. слаженности. работы: -радиолокацион-
ного пункта и экипажа и в этом случае
возможно установить действительное. место-
нахождение любого самолета, или группы.
Для того; чтобы данный самолет. можно бы-
ле отличить OT других одновременно
c ним обнаруженных экраном  радио-
локатора, летчик, потерявший ориентиров-
ку, должен прекратить полет по маршруту
и лететь по треутольнику, тратя по три
минуты на каждую из сторон. Вместе с
тем он по возможности обязан. набирать
высоту, если она была. недостаточной. При
наличии двусторонней связи между радио-
локалорным  пунктем и самолетом дежур-
ный офицер радиолокатора. закодированной
	стрелов в нашу сторону мы обнаружрели под! лянного
	навесами и в скирдах снопов большую
группу танков. Боекомплект у нас был цел,
и мы в дополнение к четырем  холостым
произвели семь таких заходов, от которых
немцы сразу лишились шести танков.

Продолжительное время пребывать над
целью -—— значит непрерывно находиться
под угрозой нападения вражеских истреби-
телей или под угрозой быть себитым зенит-
ным снарядом. Поэтому надо уметь всегда
и веюху строго соблюдать боевой порядок,
держаться строя, искусно маневрировать в
зоне зенитного огня. Любой боевой порядок,
любой маневр — не самоцель, a сре-
ство обеспечения. длительного пребыва-
ния в заданном районе, = максималь-
пого воздействия на противника, сохране-
ния экипажей, Раньше, когда штурмовики
наносили удар с хода, их появлениеи уход
были до- того внезапны и стремительны, что.
вражеские истребители и зенитчики, не-
посредственно охранявигие 9об’ект, не мог-
ни по-настоящему организовать  противо-.
лействие. Следовательно, ведущие не имели
тогда особых оснований ‘задумываться о
способах построения трупп и маневрирова-
ния над целью. Совершенно иными етали
обязанности ведущего, когла штурмови-
вам припелось «висеть» над расположением
противника, вызывая на себя вее виды его
противовоздушной обороны. Тут уже было.
над чем задуматься...

«Круг» с его взапиной огневой поддерж-
кой экипажа экипажем давал птурмовикам
некоторые преимущества при атаке истре-
бителей. Но, как только заканчивалась
штурмовка и группе требовалось  прини-
мать обычный боевой порядок, эти преиму-
щества утрачивались. Наиболее успешно
мы выходили из атаки «змейкой» со ени-
жением. При этом маневре пары все врёмя
ютавались неразрывными и могли активно
обороняться от истребвтелей с обоих на-
правлений. Многое здесь, конечно, зави-
село от ведущего. Он должен был уметь не
только. во-время сократить амплитуду
«змейки», но и выбрать наиболее подходя-
щую скорость для того, чтобы дать воз-
можность всей группе быстрей принять
боевой порядок следования по маршруту,
Еще большую опасность прелетавлял
ля нас зенитный огонь противника. Вра-
жеские зенитчики имели возможноеть при-
стально наблюдать за нашей тактикой под-
хода к цели, построения «круга», за на-
шими приемами атак и выхода из боя. Тот.
кто делал все это неизменно, по раз уста-
повившемуся шаблону, обязательно стано-
вился жертвой точного, заранее пристре-
	ЗАКАВКАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. На снимке: стрелки-радисты Н-ской
	в стрельбе из пулеметов по’ воздушным
	бомбардировочной авиачасти тренируются
	целям. Слева ‘направо: старший сержант А. Воронин, сержант В. Багданов и стар-
	ший сержант’ И. Козявкин.
	Свимок капитана. М. РУНОВА.
	о взаимодействии
	рос 00 установлении прямой связи между
экипажами танков, ведупгих бой в глубине
обороны, и взаимодействующими группами
истребителей ил игтурмовиков. На поелел-
них учениях авиационные представители
высылались не только на КП старшего
командира, но и непосредственно в те тан-
ковые подразделения, которые прорывали
оборону. Благодаря этому устанавливалась
прямая связь между землей и воздухом и
командир танкистов имел возможность во-
время перенацеливать авиацию в нужном
направлении. Эта форма взаимодействия
заслуживает одобрения и ее следует прак-
тиковать в дальнейшем.

Остановимся также на значении воздуш-
ной разведки. После осуществления проры-
Ба, когда механизированные части продви-
таются вперед, своевременное получение
разведывательных данных имеет для них
огромное значение. Во-время полученное
сообщение о путях отступления противни-
ка или о направлении, в котором он етре-
мится подбрасывать резервы для контрата-
ки, позволяет вносить командиру механи-
зированной группы необходимые корректи-
вы в свои действия. Вполне понятно, что
непосредственная связь летчика, ведущего
разведку, с танками, введенными в прорыв,
повысит в этом случае успешность их дей-
ствий, отрадит от внезапных контратак,
булет способствовать выбору наиболее уяз-
вимых мест в тылу противника! для нане-
сения последующих ударов при развитии
успеха. Поэтому стоит пражтиковать. пере-
дачу разведывательных данных © борта, са-
молета, танкиетам, ведущим паступление.

Таковы, на наш взгляд, те элементы вза-
Емодействия, которые следует отрабатывать
в дальнейшем на наших совместных уче-
ниях. Они намного повысят качество бое-
вой учебы авиации с механизированными
подразделениями, тюмогут не только при-
менить весь опыт, полученный во время
войны, но и найти новые, более соверштен-
ные методы и фотмы взаимодействия.

Подполковник Л: КУШ.
	3аметки танкиста
	Совместные действия танкистов и звиа-
торов всегда обеспечивали крупный ‘уснех
в современном бою. На войне штурмовая и
	истребительная авиация чаще. всего оказы-
	зала тазьистгам DOA Eby BO время проры-
ва обороны и в действиях, когда мотомеха-
низированные. части углублялись в тыл
гротивника.

Остановимся последовательно на обоих
этих этапах. Особенно важным является
для нас поддержка авиации в момент нача-
ла прорыва обороны. Противник обыкно-
венно стремился сорвать успех танковой
атаки всеми своими огневыми средствами.
На, танкистов обрушивалея огонь и мино-
метов и артиллерии всех калибров. Нели в
это время штурмовая авиация наносила
массированный удар по огневым позициям
противника и заставляла ето прекратить
стрельбу, то она оказывала неоценимую
поуощь танхистам. Исходя из этого, следует
считать, что на совместных тактических
учениях с наземными войсками, темой ко-
торых является прорыв обороны. авиация
	долзюна точно по времени наносить удар по
переднему краю «противника», добиваясь
	такого положения, чтобы не было разрыва
между ее появлением нал «полем боя» и
	занятием танками исходной позиции для
атаки.
Что касается непосредотвенном — сопро-
	вождения авиацией танковых подразделе-
ний, развивающих успех после прорыва, то
здесь основное значение приобретает фак-
тор непрерывного воздействия. Ве время
войны бывали случаи, котла штурмовики,
сопровождая нас, допускали слишком боль-
шие по времени разрывы между вылетами
отдельных групи. Это усложняло обстанов-
ку, позволяло’ противнику опомнитьея и
собраться © силами. Когда же непрерыв-
ность вВоэтействия вытетжкиралаер как.
	зобраться с силами. Loria Re непрерыв-
ность воздействия выдерживалась, как
Это, натример, было в настунлёнии за. Вис-
ой. танкисты продвигались в ‘быстром
	темпе на, плечах Y Bpans. “
При сопровождении авиацией танковых
частей приобретает большое значение воп-
	По своему содержанию месячные итоги
отвечают на следующие вопросы: задачи,
которые были поставлены по оперативно-
тактической учебе; особенности, повлияв-
шие на ее организацию; данные, характе-
ризующие выполнение плана (какие темы
изучены; какие мероприятия и в каком
0б’еме не выполнены и почему); харакле-
ристика оперативно-тактической подготов-
ки руководящего состава (качество изуче-
ния запланированных тем); характеристи-
ка и оценка подготовки подразделений
(четкость и оперативность в их работе,
	‘умение быстро, культурно и грамотно под-
	тотовить данные командиру для принятия
решения, навыки по составлению опера-
тивной документации, умение обеспечивать
непрерывное управление); общие выводы
и предложения (оценка отработанных тем
или учебных мероприятий, какие темы же-
лательно повторить, что необходимо прове-
сти в жизнь для улучшения качества под-
готовки в дальнейшем).

Подготовленные в таком виде итоги Ha-
чальник Штаба в конце кажлото месяца
докладывает командиру части и по его
указаниям разрабатывает план оперативно-
тактической учебы на новый месяц, руко-
водствуясь при этом программами и Куреом
боевой подготовки.

Такой порядок ‘планирования дает воз-
можность ‘штабу  авиачасти наиболее
целесообразно определить учебные задачи
на прелетоящий месяц, учесть  положи-
тельные и отрицательные етороны, влияв-
	‚ие на ход. оперативню-тактической подго-
	товки в прошлом, определить качество от-
работки пройденных тем и принять. необ-
ходимые меры к улучшению занятий.

В указанной выше авиачасти, в
соответствий с требованиями Курса 6б0е-
вой подготовки и указаниями вышестоя-
щего петаба, созданы учебные группы. (0-
став групп и имена их руководителей от-
ланы приказом. Расписания занятий co-
ставляются на месяц для а Гры
в отдельности. —

При планировании и проведении заня-
тий в учебных группах соблюдается опре-
деленная методическая послетовательноеть.
	Открылся Дом авиационной промышленности
	В Москве вновь открылся Лом авиацион-
ной промылиленноети. В декабре здесь будут
проведены интересные тематические вечера.
Профессор В. Н. Сарабъянов прочтет лек-
цию на тему «Роль советской науки в осу-
	лекабря состоится вечер, посвященный па-
мяти великого летчика напюго времени —
Валерия Павловича Чкалова.
Деятельноетью Дома руководит совет,
утвержденный министром авиационной
птомьипленностя. В соетав совета входят
	подчиненных, каждый командир обучает
	евой штаб».
	Подполковник Н. ЩЕПАНКОВ.

шествлении нового сталинского пятилет-  промьтиленноести. В; состав
	него плана». Лекция о радиолокации булет вилные конетруктера-и научные работни-
	былое немедленно подавить в интересах
продвижения наших пехотинцев и танки-
стов. Они предупреждали нас о внезап-
вых атаках вражеских истребителей.

Станции наведения помогли нам, летчи-
хам, развернуть самое широкое движение за
продолжительность пребывания штурмови-
ков над целью. Каждая группа «Илью-
шиных», приходившая к переднему краю,
получала по радио © земли определенный
участок работы и точное указание целей,
которые подлежали уничтожению. Тот же
майор. Корчагин, который полтора года
назад первым в полку четыре раза подряд
атаковал автоколонну, теперь по указанию
наземной станции наведения сделал семь
захолов на бумажную фабрику  северней
гор. Гольдап. На этой фабрике засели немцы
с самоходными орудиями и танками. Вор-
чагин видел, что поджег два танка и, кро-
ме того, нанес немцам немалый урон в жи-
вой силе. Пробыв над целью пятнадцать
минут, он запросил у станции наведения
дальнейпгих указаний. Оттуда сообщили:
«Достаточно, возврашайтесь домой». На
следующий день в полк пришла телеграмма:
«Благодарим за работу. Уничтожено два
танка, самоходное орудие и до роты пехо-
ты противника. Наши части взяли фабрику
без потерь».

Но станция наведения бессильна, если
ведущий плохо ориентируется на поле боя.
не умеет тактически грамотно отыскивать
цели, определять их характер и местона-
хождение. Мы всегда отчетливо понимали,
что в первую очередь ‹ледует надеяться
только на себя, на свои способноети, на
свой опыт. Трудно угадать наперед, что те-
бе придется делать через несколько минут.
— так изменчива динамика боя. Будь у
тебя хоть сто станций наведения, но, коли
ты по-настоящему не умеешь пользоваться
их указаниями, He умеешь правильно.
творчески претворять эти указания в
жизнь, проку не будет.
` Однажды с переднего края по радио мне
сообщили, что в квадрате Н., расположен-
пом в пяти километрах за линией фронта.
сосрелотэчена группа немецких танков. Я
	гопровождаться показом кинофильмов. 165 ки авиации.

план огня чемецких = зенитчиков.

В каждом вылете мы непременно учи-
тывали эту опасность и разнообразили, ви-
доизменяли способы атзк, сочетая их He
ТОЛЬКО © важнейшими элементами противо-
зенитного маневра, но и с действительной
обстановкой на поле боя. Приведу один
характерный пример. Мне была поставлена
задача штурмовать огневые позиции ap-
тиллерийских и минометных батарей, ме
шавиших нашей пехоте овладеть Бальга —
последним опорным пунктом в «мешке»
Фриш—Нерунг. Во главе шести «Ильюши-
ных» я пришел в район цели на высоте
300 метров. Немцы открыли по самолетах
ожесточенный огонь из всех видов. зенит-
ROTO оружия. Я решил прежде всего пода-
вить мешающие нам зенитные средства
противника. Сделал по ним две атаки и 32-
ставил замолкнуть. Но, зная по опыту, 99
где-то могла притаиться еще одна дейст:
вующая батарея, я построил группу в
«круг» не с обычным левым, а с правых
разворотом, что еще больше  обезопасило
наши действия. После этого мы принялись
за обработку основных целей, которые мы
хороню выемотрели, пока штурмовали зе-
нитки. Чтобы добиться при этом лучших
результатов, экипажи спускались до брею-
щего полета и стреляли по немцам почти в
упор. Так мы произвели восемь атак.

В это время открыла огонь наша. артил-
лерия. Нам грозила отаеность поражения
ев снарядами. Не размыкая «круга», я увел
группу на сгою территорию и стал наблю-
дать за артиллерийской подготовкой. Наши
снаряды не долетали до цели. Я тотчас
сообщил 0б этом на станцию  навеления.
Огонь был прекращев. & мб было переха-
но разрешение продолжать работу. 3а один.
этот вылет мы произвелю по 14 заходов
каждым самолетом, а в целом — 84 штур-
мовые атаки.

Мы возврашались на аэродром в полной
уверенности, что Бальга булет взята. Ha
следующий день всей Hamel группе об’яви-
ли благодарность, за успешные действия.

Опыт войны неопровержимо доказал, что
водлинная эффективность хостигаелея не
одним количеством самолетов, появивигихея
над целью, а еще и длительностью их. пре-
бывания над заданным об’ектом, количест-
вом их атак по обнаруженным целям и ка-
чеством их работы. Совершенно неоспоримо,
что, например, восемь штурмовиков, 6де-
лавигих по пять заходов на цель, принесут
пользы больше, чем сорок штурмовиков,
нанесшиих шаблонный удар © хода.

_ Дважды Герой Советского Союза
гвардии майор В. МЫХЛИК.
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОМНЫ
	_’Длите
	льное пребывание _
	штурмовиков над целью
	Вопрос об эффективном использовании
«Ильюшиных» был актуальным все четы-
	Ветераны нашего полка, лучшие веду-
щие нровели < молодыми летчиками
	несколько наиболее опытных экипажей.
Вогда мы подлетели к берегу, десант уже
высадился и вел бой за маленький населен-
ный пункт. Сначала я сделал холостой
заход и хорошо рассмотрел и немцев, укры-
вавшихея за придорожными камнями, и па-
ших десантников, залегших под огнем про-
тивника. Выбрав наиболее удачное. натрав-
ление атаки, я обрушил на немцев огонь
своих штурмовиков. После повторной атаки
я уже видел фигуры убитых немцев, разби-
тые огневые течки врага и’ нашу пехоту.
	‘устремившуюся вперед. Кому не понятно.
	Что вид всего этого заставил меня сделать
и четвертый, и пятый, и шестой заходы...
На восьмом заходе я израсходовал все ена-
ряды и патроны. Это ‘была моя ошибка,
ибо в случае появления истребителей про-
тивника единственным спасением был бы
пулемет стрелка ла маневр самолета. Ho
появление истребителей при пятидесяти-
метровой облачности было маловероятным.
Я решил не покидать видимую цель и про-
извел на нее еще восемь холостых, «пеихи-
ческих» заходов. Только тогда, когда наши
бойцы появились на противоположной эк-
раине населенного пункта, я повел самоле-
ты домой. .

Вскоре я вылетел снова в этот район.
Десантники вели бой уже далеко от того
пункта, над которым я е ними рассталея.
Приход штурмовиков был как нельзя более
кстати. Нам снова пришлось выбивать ‹9-
противлявшихея немцев. Снова повторили
мы 16 заходов. Правда, на этот раз я рас-
холовал боекомплект разумнее и, чередуя
действительные атаки с холостыми, вел
отонь до конца боя. Таким образом за два
вылета было сделано 32 захода. Анализи-
-DYA их, я пришел в выводу: чем больше

ряд занятий по тактике действий с
«круга». Мы учили летную молодежь ис-
кусству держаться в строю при атаке с
«круга», строго соблюдать взаимодействие
гар — основу боевого. порядка штурмови-
ков. Хорошая слетанность — первое ус-
ловие успеха. Ведомый должен понимать
каждую эволюцию ведущего самолета, каж-
дый его маневр и неуклонно следовать за
ним. Как говорит поговорка: «Куда иголка
— туда и нитка».

Но «круг» не могут образовать два или
четыре штурмовика. Для этого нужно по
меньшей мере  шесть-восемь самолетов,
т. е. три-четыре пары летчиков. Взаимо-
действие пар остается неизменным при
любой численности группы, так же, как
остается единым управление. ею:

В нашей учебе большую роль сыграл
опыт ближайших соседей — ленинградских
летчиков-штурмовиков. Jetaa на подавле-
ние артиллерийских батарей, обстреливав-
ших город, они под сильным зенитным ог-
нем делали. по 3 — 5 заходов на цель.
Эти заходы, производимые с различных на-
правлений и с разных высот, строились,
примерно, по такой схеме: при первом за-
ходе летчики обнаруживали цель и знако-
мились © нею, при втором —= детальнее
изучали цель и определяли, куда лучше
следует поражать ее, при третьем — вно-
сили поправки, учитывая ‘ошибки при
штурмовке с первого и второго заходов, &
на четвертом-пятом заходе они доетигали
таких результатов, что обработанная ими
батарея противника навсегда переставала
действовать.

Впервые мне удалось добиться наиболее
продолжительной и, следовательно, наибо-
лее эффективной штурмювки во время боев
за освобождение Эстонии. Многие из нае
уже делали к этому времени по 6 — 8:3а-
ходов, пребывая над пелью по 10 — 15
минут. Ноя был твердо убежден, чт и
это — не предел.

Мне было приказано поддержать высад-
ку морского десанта на остров Даго. Метео-
рологические условия препятствовали вы-
лету большой группы, и я повел только

ре года Великой Отечественной войны.
Тактика первых дней, в оенове которой
лежал удар © хода, не давала желаемых
результатов, не отвечала постоянно в0з-
раставшим требованиям современного боя.
Обычно: летчики выходили в заданный
район, сразу наносили удар по цели и не-
медленно‘ уходили на свою территорию.
Время было столь ограничено, что-летчи-
ки Не могли даже как слелует рассмотреть
цель. Немедленный уход на’ <вою  терри-
теорию также не позволял летчикам видеть
то, что они сделали.

В нашем полку Давно поговаривали о
том, что тактика удара е хода — тактика
пассивная, отсталая, что придерживаться
этой тактики — значит только пугаль, а
не уничтожать противника.

В дни знаменитой Орловско-Курской
битвы мы внервые получили на вооруже-
ние двухместные «Ильющины». Шесть та-
ких «Ильюшиных» под команлой лейте-
нанта Вюрчатина, ныне майора, Героя Со-
ветсекого Союза, вылетели на штурмовку
автоколонны противника, которая двига-
лась по лороге Карачев-—Брянек, в 60
километрах от линии фронта. Маскируясь
рельефом местности, Корчагин незаметно
вывел свою группу к цели. Всея шестерка
сделала горку высотой 100—150 метров
и сбросила бомбы на вражескую автоко-
лонну. Атака была стремительной, немпы
вначале даже не поняли, что происходит.
Ворчатин решил использовать замеша-
тельство противника и дополнить удар. Он
приказал своим ведомым  построиться
«кругом». Штурмовики произвели еще че-
тыре захода на, пель, атакуя ее поочеред-
но, друг за другом.

Новый тактический прием обработки
цели принес хорошие результаты. Важдый
экипаж видел плоды своей работы, что
имело немаловажное значение для летчи-
ков. Эта штурмовка наглядно убедила нае
в том, что тактика «круга» может прине-
сти отличный результат, что увеличение
времени пребывания над целью обеспечит
максимально эффективное поражение вра-
та.
	времени находишься над целью, чем больше   прилетел тула и никаких танков не обна-
	делаешь заходоз на цель, даше холостых,
тем полнее твоя помощь пехоте, тем
больше твой вклад в дело разгрема врага.

В осенних боях 1944 года по прорыву
немецкой обороны в _ Восточной Пруссии
	ружил. Решил искать. Оделал три  холо-
сотых захода, просмотрел все хутора и
фольварки, расположенные в этом районе.
— все равно ничего нет. Тогда я пошел
на риск: приказал всей группе снизиться
	большим подспорьем в нашей работе стали  ло 300 метров и тшательно просмотреть те-
станции наведения. Они располагались у невые стороны строений. Мы подверглись
	переднего врая и наводили самолеты н4 за-
ранее обнаруженные цели. Авиакаводчики
точно указывали цели. которые необходимо
	  сильному зенитному обстрелу, но задание
выполнили. По следам гусениц, отнечатав-
шимся на свежем снегу, по вспышкам вы-