‚15 д2набрл 1546.г.. №
	2 (594).
	сокол.

в был этот человек.
‚ Вернее, но вылеплен,

KK &

os EKPACHAS Жизнь

8 Точно вырублен из

Ba. TL

развитие истребт- тельной авиации не- ‚ пременно потребует больших скоростей и высокой маневренностт. Следуя этому ево- ему убеждению, Чкалов стремилея выжать из каждой машины то максимальное, что она может дать. Война показала, насколько Чкалов был арозорлив. Боевая обстановка потребовала от каждого летчика-истребителя умения от- лично пилотировать нз самых разных вы- coTax. Tot, кто обладал этим умением, вы- итрывал воздушные бои в любых условиях, } Знаменитый. перелет Чкалова вместе. с Вайдукювых и Беляковым через Север- ный пелюс в Совдиненные Штаты Америки _ был триумфом советской авиации, рекор- дом, навсегда оставшимся в исторги. Вале Ъ2й. Павлович Чкалов, русский богатырь; за несколько часов покрыл беспример- ный в истории путь. Ни туманы и_- циклоны, ни угроза обледенения самолета — никакая сила но могла разжать бога ‚тырокой руки, сжимающей штурвал воз- Aymrtre корабля. Чкалов благополучно заа вершил перелет. . В те дни Валерий Павлович часто гово» рил друзьям: _ р — Нужно тренироваться в дальних пере» детах. Опыт Отечественной войны воочию по. вазал правоту Чкалова. Сотни его последо- вателей оказались способными выполнять самые ответственные боевые задания по бомбардировке хальних тылов врага. В тя- желые дни, когда враг стоял у стен Мо- сквы, наши экипажи дальнего тействия наностли удары по фапгистскому Берлину, по Данцигу и Кенигсбергу. Испытывая боевые машины разных. ти- пов, Валерий Павлович никогда не оставал- ся только летчиком-испьтателем. Он был блестящим новатором, человеком ясного, пытливого ума. Постояню ишуший, он всегда вкладывал в каждый полет, в каж- Ay фигуру пилотажа что-то свое, особен- ное, чкаловское. Многое из того, чм прк- менял он в своих полетах, стало а новным 5 тактике воздушного боя, как, например, лобовые атаки. Чкалов был автором нескольких фигур выслюго пилотажа, в том числе восходя- Mero иитопора. Он блестяще довел до конпа техвику выполнения воздушного тарана, усовершенствовал прием, примененный зна_ менитым русским летчиком Нестеровым. В одном из тренировочных полетов © учеб- ными стрельбами Чкалов дважлы атёковал шар, служивший мишенью. И первая п. вторая атаки увенчались успехом. Цель была поражена. Но, когда оч зашел-в’тро-- тий раз, патронов уже не было. Находив- птимся на земле летчикам казалось. чта истребитель вот-вот отвернет. Но свямолет продолжал сближаться ¢ целью. Чкалов. зинтом ударил шар. Чкалов не дожил ло войны, но ок чув- ствовал, как сгущаются тучи нат Родиной, 1 часто говорил: — Роли начнется война, я буду первым. ‚летчиком, ‘который врежетея во вражеские эскахры. Он говорил о своей любимой Ролине, о ее полях и реках, как о самом дорогом и любимом. — Образ Валерия Павловича, ег жизнь, мужество служили и служат выешим об- тазцом для каждого летчика. На фронте, зогда хвалили особенно отличившетося летчика, то говорили: _— Вот это чкаловекая хватка. чкалов- ский удар! Он бъет немпев по-чкадовски; Это было высшей похвалой. и обаятельным Валерием, «Валькой». как его звали друзья; Его. выразительное. оту- хотворенное липо, искрящийся блеск орли- ‘ных глаз, широкий лоб, резко очерченные тубы и упрямый подбородок — все под- черкивало большую силу воли, приковы- вало К себе внимание собеседника. Он ‘был до резкости прямолинеен и откровенен в беседах, и на его откровенность никто не обижалея. Внешние чуть угловатый; ок обладал исключительно отзывчивым сер. цем, был прекрасным товарищем, в лю--- бовью относилея к семье — жене ‘Ольге Эразмовне, сыну Игорю и лочке Лерочке: Память о Чкалове, любимом терое co- ветского народа, гордом соколе сталинской авиации, будет жить в сердцах многих и многих поколений советских людей. Ero образ вечно булет служить примером му- т жества, геройства и беззаветной предан- вости-делу партий иенина-—Сталина. _ Ваше правительство. партия. лично товарищ Сталин, повеезневно ухеляя не- ослабное внимание Военно-Воздушным Си- лам, создали самую могучую в мире авиа- Товарищ Сталин лично следит за уснеё- хами и боевой подготовкой наших Военно= Воздушных Сил, Он вырашивает кадры хужественных. волевых и отважных ‘лет чиков, таких, каким был Валерий Чкалов. Гений великого Сталина хавно предви- дел огромное значение авиации в грядущих боях, и это позволило нашему государству создать такой военно-воздуш- ный флот. который, булучи оснашен пер- воклассной боевой техникой, е честью справляется с задачами по охране созида- тельного труда советского народа. Победа нашего народа в Великой Отече- ственной войне над немецким фашизмом и японским империализмом неразрывно свя- зана с нашей партией, с гением великого Сталина. “Чкалов умер. Ушел от нас навсегда в6- зикий летчик, верный сын партии Ленина— Сталина, но живут вечно в серд- пах и помыслах, в героических подвигах сталинских летчиков чкаловекие тради- пии, его воля и умение, его беззаветная любовь к отчизне, партии, великому Из неопубликованных писем В. П. Чкалова Помешжаемые ниже выдержки из писем Чкалова относятся к 1927—3Т гг. Рабо- тая старшим летчиком, Валерий Павлович отдавал всю свою энергию поискам но- вых путей совершенствования летного умения, изобретал новые приемы воздушного боя, разрабатывал теорию и практику бреющего полета, Пламенный патриот своей великой Роднны, талантливый летчик-новатор, Чка- лов вместе с тем был замечательным человеком, прекрасным товарищем и семьянином. О. ЧКАЛОВА. ‚.Я должен быть всегда готов в буду- старшему летчику Чкалову за 06060 Вы- дающиеся фигуры . выешего пилотажа». Это было прочитано в Большом театре: на ордественном заседании. хх хх щим боям, и в такой мере, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбятым. А для этого нужно себя натрени- ровать п закалить в себе уверенность, что Я буду победителем. Победителем будет только тот, кто с уверенностью идет в бой. Я признаю только тажюго бойпа бойцом, который для спасения других люлей готов пожертвовать своей жизнью. И есле нужно булет Союзу, тоя в любой момент моту это сделать. Когда мы, сжимая штурвалы, Воздушную вахту несем, — Ои с нами, он с нами наш Чкалов, Как прежде, в строю боевом. И сердцем, м мыслью, и кровью Оп русским, он воином был, Безмерной сыновней любовью Отчизну он свято любил. Хлебами Поволжья вскормленный И волжской вспоенный водой, Он верен был славным знаменам С родной пятилучной звездой, Й твердо в безбрежные дали Следь молний, туманов и гроз. Он имя заветное — Сталин, Как знамя победы, пронес. 17 июня вернулся только из команди- ровки. Испытание закончил успешно, и ме. ня представили в награде ортеном Врасной Звезлы и мотоциклом «Харлей» с коляской обр. 31 г. Так что можешь судить по на- грале, какую большую работу провел. Представили Е награде также п Аниси- Грустно, что нет ролной мамы. Лелик? да, родная, грустно, тяжело. Человечество устроено так по своему складу жизни, что ребенок, вырастая во взрослого. человека, 8с9-таки хочет материнской ласки-и заботы, И ебли этого нет, то уже человек ‘совсем Ipyrod... Товарищ Ворошилов представил Чкалова товарищу Сталину 2 мая 1935 года на Центральном аэродроме. Товарищ Сталин задал летчику ряд во- просов, внимательно выслушал его отве- ты и затем спросил, почему он не поль- зуется парашпотом, а старается во что бы то ни стало спасти машину. «Я ответил, — вспоминал Чкалов, — что летаю на опытных, очень ценных машинах, губить которые жалко, Обычно стараешься’ епа- сти машину, & вместе с ней и себя». _ — Ваша жизнь лопоже нам любой ма- ШИНЫ, -—— сказал товариш Сталин. Ha долю Чкалова выпало счастье не раз встречаться с товарищем Сталиным. Това- риш. Сталин начертал маршрут перелета Москва-—Петропавловок-на-Памчатке. Ura. лов и его экинаж назвали этот маршрут именем его ТН — «Сталинским марирутом»: Мобилизовав все свое мастезетво, пре- долев исключительные трудности, экипак легендарного самолета во главе с Чкаловым олестяще выполнил еталинское задание. Пробыв в воздухе 56 часов 20 минут, самолет покрыл расстояние в 9.374 км., из них 8.774 км. по заданному маршруту п 600 км. — на обход циклона в районе Северной земли и Охотекого моря. Так Чкалов одержал первую крупную победу, ставшую одним из мировых дости- жепий советской авиации. Вся‘страна ли- ковала, когда был завершен перелет. Mo- сква устроила отважному экипажу востор- женный прием. Валерий Чкалов не остановился на до- стигнутых успехах и настойчиво думал о полете через Северный полюс в Америку. К полету в Америку чкаловская тройка готовилась долго и тщательно, Церед полетом в Америку Чкалов вместе с Байлуковым и Беляковым был вызван в Кремль и принят товарищем Сталиным. Циклоны, сплошная облачность, обледе- нение, скалистые горы Северной Амери- Ки — все как будто пыталось наказать отважных летчиков за дерзость. Но побе- Ja осталась за сталинскими питомцами, Накопленный долгими годами опыт, муже- ство, хладнокровие, отличное знание сво- Челик, ты не MORONS себе предетавить, Что Я здесь сделал сволм полетом. Везь аэродром кричал и аплодировал за мол фигуры, и мне было разрешено на любой высоте и любую фигуру делать. Так что я отмечен 00бым приказом. в ROTO ром говорится: «Выдать денежную награду ты Чкалова общим нивелирующим назвз- нием; «рискованные полеты». Иравда, в ранней летной практике у Чкалова были действительно отдельные рискованные по- леты, которые не вызывались необходи- уостью, Во и они свидетельствовали 06 изумительном бесстрашии, мужестве и мастерстве. 3 В 1929 году Чкалов. демобилизовался и поступил летчиком в Осоавиахим. В кон- це 1930 года он вновь возвратился в во- енную авиацию, пеликом отдался летно- исследовательской работе и выполнял от- ветственные полеты. Имея большой опыт, Чвалов стремился стать летчиком-испыта- телем. Его мечта вскоре сбылась: он был назначен летчиком-испытателем на завод им. Менжинского. : В жизни Чкалова началась новая по- лоса. Прекрасный коллектив завода исклю- чительно чутко отнесся к емелым экспе- риментам летчика, прислупеивалея к его инению. Работая в качестве летчика-испытателя, Чкалов испытал более 70 систем самоле-. тов. Он летал еше на «Фарман-20», потом на «Вуззене», «Фоккере», «Авро», «Нью- поре», Когда появились первые машины совет- ского производетва, Чкалов с радостью испытывал их, гордился успехами совет- ских конструкторов и внимательно следил за рождением новых машин, помогая улуч- шению их конструкции. Известно, как сложна и трулна профес- сия летчика-испытателя. Конструктор жлет от него правильно поставленного «диагноза». 0> епособноети испытателя быстро подмечать отдельные недостатки ма- шины и, главное, правильно ‘определять их причины зависит почти все. Всем эбим требованиям Чкалов безусловно отвечал целиком и полностью. Он подвергал само- леты всевозможным испытаниям и помо- гал конструкторам улучшать машины. Замечательным событием в жизни Чка- лова была ero встреча с тавазйщом Сталиным. Эта встреча сыграла решаю- щую роль в формировании Валерия Павло- вича Чкалова. “ак летчика. Она направила. его бурную жизнь в верное русло. дала возможность осуществить новые херзно- венные порывы с пользой для Родины, от- крыла увлекательные перспективы. Народный геро В студеную зиму 1938 года, 8 лет Haga, оборвалась изнь великого лет- Чика нашего времени —Валерия Павловича < нинграде, В время ЧКалова, GoaBITHX - малом Скорбно склонив головы, весь наш Балтийского флота Чкалову и друго- уногомиллионный народ чтил память сво- у летчику оэскалрильи —— Леоптьеву 60 гепояа. было поручено ответетвенное заланте: 99 героя. «Я буду держать штурвал самолета до № пор, пока в Моих руках имеется сила, & г1аза видят землю», =—— говорил Чкалов мварищу Сталину. Йон честно выполнил вою клятву. Олицетворением мужества и отваги, же- лезной выдержки и хладнокровия, настой- Чивости и мастерства навеки запечатлен з памяти народов Советского Союза заме- чательный образ великого летчика нашего Вечени. Верный сын народа, воспитанник тия Ленина-—Сталина, Валерий Чка- в стал подлинно народным героем. В иеторию советской авиации Чкалов виисал немало славных страниц, Он был рожден для авиании. Он в совершенстве владел выспгим пилотажем, был непгевзой- еиным виртуозом летного искусства. Исключительная. выносливость, природ- НЫЙ талалт, бесстташие, вылержка. Уме- ние найти быстрый и правильный выход 13 самого трудного положения — эти ка- чества были ему присущи в полной море. Впервые Валерий Павлович увидел са- молет в 1919 году в Нижнем Новгороде. (я е восхищением следил за полетом стальной птицы. С этой перы заветной мез- м Чкалова было стать летчиком, Он Yuen добровольцем в Красную Армию п начал работать слесарем по ремонту само- ters. После долгих стараний ему удалось Поступить в Егорьевекую авиационную WROLY, The он получил возможность изу- чать любимое дело. Это и послужило на- алом замечательной жизни летчика Вале- ия Чкалова. (овотская Армия, инструктора ее авиа- ионных -ткол —— первые учителя: и на- извники Чкалова. 0 пастойчивости и воле к победе. об Moperss Чкалова свидетельствует один из найти в море флагманский корабль «Ма- рат» и сбросить на его палубу вымпел. На сухопутных самолетах, при скверной погоде, при плохой горизонтальной види- мости они должны были летать над во- ой, выполняя боевой приказ. Векоре по- года окончательно испортилась и пошел проливной дожль. Через два с половиной чаюа, не выполнив задания, Леонтьев вер- нулся. Прошел еще час, запас бензина У Чкалова должен был уже кончиться, а на зэродром он так и не возвратилея. Срочно были приняты меры для розысков Чкало- ва. И в это время позвонили из Ораниен- баума. Звонил Чкалов. Он сообщил коман- диру эскадрильи, что нашел корабль и обросил вымпел на палубу, тем самым вы- полнив задание. Из-за недостатка бензина он не смог вернуться на свой аэродром и благополучно приземлилея в нескольких километрах от города. Утром. прилетев в эскадрилью, Чкалов доложил; «Я решил искать флагмана до Tex пор, пока у меня в баках хватит бен- зина. оставив его лишь на дорогу до бе- рега». : Чкалов, овладевая в coBepmexcrse искусством высшего пилотажа, знал, на- сколько это важно для летчиков боевой авнации. Он знал, что умение и знания военных летчиков будут в конце конпов проверены в огне сражений, и ‘стремился быть победителем во всех грядущих схват- ках © врагом. В Чкалове постоянно бур- ania творческая мысль. Он рвался все к НОВЫМ И НОВЫМ экспериментам. Но не- легко было ему добиться признания необ- холимости изучения всевозможных BELIOB фигурного полета. Разные люди по-разно- му относились к его опытам. Они окре- стили эти важные и нужные эксперимен- Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. ЛЯПИДЕВСКИЙ