2: oom
					3. сентября 1946 г.
	вторник,

Разгром японекого
	Полковник В. ВОРОНИН
oy
	Японские агрессоры и в’ дальнейшем,
уже в советское время, нё отказались от
своих завоёвательных планов. В 1918 г.
они воспользовались военной слабостью мо-
додого советекого государства и, опираясь
на поддержку империалиетов Соединенных
Штатов ° Амврики, Великобритании п
Фракция, вторблиеь на нашу территорию и
в течение четырех лет грабили и угнетали
советских люлей, пока не были изгнаны
Красной Армней. В 1938 и 1939 годах
  японцы предприняли две новые попытки
вторгнуться на советскую территорию, но
понесли жестокое поражение, получив co-
крупительный ответный удар. Когда Япо-
ния развернула широкое каступление про-
тив тихоокзанских владений США и Вели-
кобританаи, на не отказалаеь от агрессив-
ных намерений против Советской страны.
Как показал недавний процесс белогвардей-
«ких згентов японской разведки, японский
генеральный штаб, по сговору с гермаским
команловачием разработал план нападения
на СССР, аналогичный немецкому плану
«Барбаросса»...

’ Слетовательно, Советский Союз ветупиа
в войну против, Японии, чтобы не только
ускорить окончание мировой войвы, но и
устранить постоянную угрозу, созданную
японской военщиной для советекого. Даль-
него Востока, восстановить то’ положение,
которое наша страна занимала ранее на
Дальнем Востоке, возместить урон, нане-
сенный нам Японией за поеледние сорок, ©
лишним лет, и, таким образом, защитить до-
стоинство и интересы советского народа.

Уже самый факт. об’явления Советским
Союзом войны Японии коренным образом
изменил всю военно-политическую обста-
новку на Дальнем Востоке. Кольцо страте-
гического окружения Япония замкнулось.
Ее важнейшая опора, на континенте—мань-
чжурско-корейский плацдарм оказалея под
угрозой, так же: как и находившаяся там
Квантунская армия. Могучий удар, нане-
сенный Советскими Вооруженными Силами,
завершивиияйся полным разгромом наиболее
мощной группировки японских войск и лик-
видацией их маньчжурско-корейского плац-
дарма, окончательно. выбил почву из-под
ног японских империалистов и вынудил их
пойти на. капитуляцию.

Военные лействия, которые Советекие Во
оруженные Силы ‘веля-на Дальнем Востоке,
продолжались недолго. За каких-нибудь пол-
месяца наши войска, во взаимодействии с
Тихоокеанским флотом и Краснознаменной

Амурской флотилией заняли всю Маньчжу-
рию, ряд городов Северной Кореи, Южный
Сахалин и ‘часть островов Курильской
	гряды. Ввантунская армия японцев, потер-
пев полное поражение: сложила оружие,
Этот замечательный. уепех наших войск
был достигнут в исключительно короткий
срок, несмотря на то, что за четырнадцать
	лет японцы построили в Маньчжурии мощ-
ные укрепленные районы, аэродромы, ком-
муникации. Японские империалисты дер-
жали в этих районах крупную группировку
СВОПХх  РОбок Troeragwan  уситивая pe
	ствий нашим войскам противостояло не ме-
	Hee половины сил действующей армии Япо-
нии. я

Наступление, предпринятое нашими во-
вруженными силами на Дальнем Востоке, по
	своим масштабам, напряжению и. AOCTHFRY-
	тым результатам не уступает лругим круп-
	ным наступательным. операциям второй ми-
ровой войны. За пятнадцать дней наши вой-
ска сокрушили японскую оборону и разби-
	ли Авантунскую армию. Была прорвана
мощная, глубоко сэшелонированная долго-
	временная оборона. на огромном фронте, ли-
квидирован ряд сильных укрепленных рай-
онов, форсированы. горный хребет Большой
Хинган, ширина которого достигает 250—
300 км, реки Амур и Уссури, с боями пре-
одолены обширные, . труднодоступные про-
странства. Развивая наступление в глубь
Маньчжурии, после прорыва приграничной
обороны, наши войска: продвинулись вперед
от 500 до 950 Ем.

В быетром прорыве маньчжурских ук-
реплений и стремительном развитии наступ-
ления, в согласованных действиях сухо-
путных войск, авнации и военно-морского
флота, широко применявшего высадку де-
сантов, в самом замысле операций и четком
их осуществлении ярко проявились высокое
боевое мастерство наших войск, искусство
военачальников, прошедших школу Отече-
ственной ‘войны; ‘овладевших Сталинской
наукой побеждать. Точно рассчитанные,
хорошо спланированные и подготовленные
удары с нескольких направлений дезорга-
низовали японскую оборону. Несмотря на
упорное сопротивление врага, она быстро
рухнула на большом протяжении. Это поз-
волило широко использовать подвижные
войска для развития наступления: в отдель-
ные дни они проходили до 170 км. Скорость
продвижения пехотных частей нередко пре-
вышала 50 км в сутки. Успеху наступлевия
способствовало тесное взаимодействие сухо-
путных войек с крупными силами авлании
	и кораблями Тихоокеанского флота и Красно-
	знаменной Амурекой. флотилии.

Победа на Дальнем Востоке. была oxep-
Жана нами в результате напряженных и
упорных боев. Яшонцы начали складывать
оружие только после того, как потеряли в
боях свыше 80.000 солдат и офицеров
убитыми, массу вооружения и техники;
почти 600.000 ‘японских солдат и офицеров
сдались в плен нашим войскам.

Могучий. ab, нанесенный Советскими
Вооруженными Силами по наиболее силь-
ному участку ‘стратегической обороны

понии, оказался последним и решающим.
Советский народ и его вооруженные силы
вправе гордиться тем, что напг своевремен=
ный и весьма эффективный вклад в дело
разгрома японского империализма ускорил
тиквихацию второго очага мировой агрессии
и окончание второй мировой войны.
торая мировая война явилась тяжелым
испытанием для нашей страны и всего мира,
Немецкая агрессия на Западе и японская на
Востоке создали смертельную угрозу веем
народам, мировой цивилизации и культуре.
Й если эфу опасность удалось устранить,
если „враг оказался‘ разгромленным и на
Западе и на Востоке, то это произошло бла-
годаря тому, ‘что решающей и ведущей си-
лой в борьбе против блока агрессоров было
наше советское государство.
Победа Советских Вооруженных Сил на
	Тод ‘назад — 2 сентября 1945 года —
империаластическая Япония, разбитая ва:
TOBY на морях и на суше в окруженная
си всех сторон вооружекными силами 6 e-
ханенных напий, признала себя поежден-
НоЙ и подпитала акт безоговорсчной капи-
туляции, Эта дата вошла в историю как
день окончания второй мировой войны.

` «Два очага мирового фашизма и мировой
агрессии образовались накакуне нынешней
мировой войны: Гермавия — на запале и
Яповия — на востоке, — говорил товарищ
Статин в своем обращении & народу в связи
с победой нац Японией. — Это они развя-
зали вторую мировую войну. Это они по-
ставили человечество и‘его цивилизацию на
край гибели». Первый и наиболее опас-
ный очаг мировой агрессии — фашистская
Германия — был ликвидирован в Mae
1945 г. Немцы сложили оружие под co-
Блупгительным ударами Советсках Boo-
руженных Сил. Через четыре месяца была
резгроилена и Япония. С ликвидацией
обоих главных очагов мирового фашизма
наступил колец второй мировой войны, бы-
ли созданы условия, необходимые для все-
общего мира.

Вторая мировая война продолжалась
шесть лет. Она была значительно более
кровопролитной и тяжелой. чем первая мл-
	ровая война, и далеко превзошла. масштабы
	прошлой войвы по нанесенному человече-
ству ущербу. Опасность второй мировой
вайны для лемократических стран была тем
более велака, что они оказались менее под-
готовленными к ней, чем страны-агрессоры.
заблаговременная и всесторонняя полготов-
ка к войне Термании и Япевин, ставшая
возможной вследствие политики попусти-
тельства к агрессорам, которую проводили
правительства крупнейших буржуазно-ле-
мократяческих стран, способствовала тому,
что фашистская агрессия сразу же приод-
рела огромный ‘размах. Германия, оккупиро-
вав страны Запалной и Юго-Восточной Ев-
роты, ринутась затем на восток, стремясь
поработить каролы Советского Союза и ис-
тотьзовать его огромные богатства, лля вы-
полнения свойх ‘дальнейших планов — за-
эоезания мирового госполетва.

’ Японские имперналисты, ‘воспользовав-.
Mech войной “в Европе, развернули войну
на Тахом окезне, внезапно напав на амери-
канские и английские базы и захватив 06-
ковные позиции США и Великобритании в
этой чаети мира. Фашистским агресеорам
казалось тогда, что исход войны уже почти
решен в их пользу. Они были уверены. что
их вероломное ‘нападение и большая готов-
ность к войне позволят им сокрупить своих
противчиков да того, как те успеют развер-
нуть свлы. Генеральные штабы Германия и
Японии заранее запланировали. соединевие
Свойх армий где-то ва Уралом и в Индии.

Охвако эти планы зарвавшихся империа-
листов потерпели крах; На своем захватни-
ческом пути агрессоры встретили непрео-
доличую прегралу,— могучий Советский

№3 и его вооруженные силы. Наша стра-
на, ее арупя и Флот выполнили ту истори-
ческую задачу, которую оказалигь неспо-
собными решить другие страны. Советский
Союз остановит” дальнейшее прелвижение
главного агрессора — гитлеровской Герма-
ная. Уже осенью 1941 года стало ясно, что
немецкое наступление не достигнет своей
пели. Битва пох Москвой, в которой гитле-
ревокая армия потёрпела первое решающее
поражение во второй мировой войне, приве-
ла к срыву стратегических планов герман-
Choro командования. Победа Советской Ар-
мии под Сталинградом, обозБачавтая корен-
ной перелом в развитии всей вторей миро-
вой войны, открыла путь Об’единенным ва-
циям к полной победе над врагом и на 3a-
паде и на Востоке.

Валоть до лета 1944 тода — в течение  .
трёх лет решающей фазы второй мировой  .

войны — наша страна вынуждена была не-
CTH Ga себе. основную тяжесть борьбы ©
титлеровской Германией; сражаясь один-на-

стин против гаавных сил немецко-фапгист-  .

скай армии и армай ее сателлитов. Совет-
ская Армия обескровливала врага и созлала
благоприятные ‘условия для наступления
союзных армий на Западе, открывших ак-
тивные боевые действия лишь на завертаю-
шем этапе войны. то-есть тогда, котда, гер-
манская военная мамина была уже оковча-
тельно налломлена.

После разгрома гитлеровской Германии
созлались необходимые прелпосылки для
уничтожения второго главного агрессора—
тмпериалистической Японии. Крах фапя-
стокой Германии, вызванный героической
борьбой Советских Вооруженных Сил, пред-
спределил и поражевие Японии.

Однако роль Советского Союза не ограни-
чилась только созданием благоприятных
предпосылок для победы нал Японией. На
всем протяжении войны против немецких
захватчиков Советский Союз, ве принимая
участия в военных действиях на тихооке-
анском тватре и придерживаясь об’явленной
им политики вейтралитета, тем He менее
сковывал значительные силы японской ар-
ман, которые.Япения держала в Маньчжу-
рии и Корее, Готовясь к вторжению на со-
Беётскую территорию. Эти &илы японское
командование не решалось использовать ни
против. союзных войск на тихоокеанском
театре, ни против Китая. В дальнейшем,
победоноско, завершив борьбу против Гер-
мании, Созотский Союз принял непосрелст-
веннее участие. в войне с Японией и 0бег-
печил ее полный и быстрый разгром. ^

Японские империалисты нё прекратили
войны против 06’ехиненных наций п поеле
Того, как их союзники — немецкие захват-
Чики — потерпели поражекие. Хотя уже
было ясно, что перспективы войны для. Яло-
нии. мрачны, тем не менее она могла еще
дзинтельное время оказывать сопротивае-
ние, сохранив довольно сильные внешние
стратегические позиции, крупнейшей из ко-
торых был маньчжурско-корейский плац-
ape. ва \

- Стремясь & скорейшему восстановлению
всеобщего мира, верное своему союзниче-
кому долгу, советское правительство 0б’-
явило войну Японии, У советского народа
были и свон особые причины для вступле-
ния в войну с Японией. Японские империа-
листы. издавна являлась заклятыми врага-
ми нашей Родины. В 1904 г. Япония, вос-
пользовавщись слабостью царской Роеспи,
вероломно напала на нашу страну н сумела
захватить у. России Южный Сахалин и. та-
КИМ-05 разом, закрыть для наптей страны на
Востоке все выходы в окезн. Япония ставила
себе задачу — отторгнуть от Росеии весь
95 Дальний Вост.

oe Bom) oe ow oe om ome ot ce ome i а Са са ell ri lll >

> - et “A> @

а сы

mee ty ey SO oe eet ST

агрессора —
	Дальнем Востоке завершила вооруженную
борьбу Советского Союза за дело мира. «0т-
	Ныне мы можем считать нашу отчизну из-
	бавленной от угрозы немецкого нашествия
на западе и японского нашествия на восто-
	ке», — сказал товарищ Сталин в своем 9б-
ращении к народу 2 сентября прошлого го-
	да. Б этом состоит величайший ИТОГ тяже-
	лой и упорной борьбы: советского народа
сначала против ‘титлеровекой Германии, а
	затем и против имнериалистической Яповии,
	Одержанная победа явилась результатом
того, что нам удалоеь. достигнуть превос-
ходства над противником во всем, что нуж-
	НО для успешного ‘ведения современной: рой.
	НЫ. Воуруженные силы нашей страны оказ
	эатИсь на высоте своих задач. Опираясь Ha
	прочные материальные и моральные устои
социалистического. общества, они распола-
гали первоклассной боевой техникой, были
вооружены таким могучим идейным оружи.
ем, как. марксистеко-ленинская теория. (о-
ветские воины сражались по законам
сталинской военной науки, создавшей самую
	ветсвие воины „сражались по законам
сталинской военной науки, создавшей самук
передовую стратегию, оперативное искус-
<тво.и тактику. Большевистская партия су-
‘мела соединить воедино и направить на де-
по разгрома врага’ все усилия советского на-
рода, все силы и средства страны. Всемир-
но-исторлческая победа, одержанная нами в
минувшей войне, есть результат мудрого во-
енного, государственного и политического
руководства- товарища’ Сталина.
Напряженная международная обстановка,
в которой прошел первый послевоенный год,
свидетельствует о Том, что, хотя главные
	очаги мировой агрессии разгромлекы, силы
	мировой реакции еще далеко we искорене-
ны, — они яростно противодействуют поли-
тике мира и безопасности, которую после-
довательно и настойчиво проводит совет-
ское правительство. Резакционные англо:
американские круги стремятся все основные
международные проблемы решать имперна-
листическими методами, в интересах моно-
полистического капитала. Все чаще слышит-
ся за рубежом бряцание оружием, открыто
обсуждаются планы новой войны. Мы не
можем ни на минуту. ослаблять. нашей бди-
тельности по отношению к проискам миро-
вой реакции. Товарищ „Сталин призывает
всегда помнить указание Ленина о том, что.
перейдя к мирному труду, нужно постоян-
но быть на-чеку, беречь, как зеницу ока,
вооруженные силы и обороноспособность на-
шей страны.

`° Дальнейшее повышение военно-экономи-
Ческого могущества нашей страны и укрен-
ление боевой мощи Вооруженных Сил СССР.
являются важнейшей задачей новой сталин:
ской пятилетки. .

Наши вооруженные силы призваны бди-
тельно охранять ‘завоеванный мир и. созн-
дательный труд советского народа, быть
надежной опорой Советского Союза. Успеш-
ное выполнение этой почетной задачи воз-
можню лишь три сусловии дальнейшего ро-
ста военной культуры и военного мастерства
бойцов и командиров: нашей армии, флота и
авиации. Всемерно и непрерывно’ совершён-
ствовать свои военные и политические зна-
ния, непрестанно повышать уровень своего
военного искусства на оенове всестороннего
изучения и обобщения богатейшего опыта
минувшей войны, на основе развития воен-
ной науки и техники, — вот что требует от
советских воинов товарищ. Сталин.

Задачи, стоящие перех Советекимя Boopy-

keHHBIMM CuaMH Ha. HEIHeLIHeM историче-
ском этапе, велики и многообразны. Нет ‹со-
мнения, что наши сухопутные войска, во-
енни-морские и военно-воздушные силы
решат их так же успешно, как они выпол-
нили свою историческую мнесию в Великой

‚Отечественной войне © фашистской Герма-
	нией и в войне против империалистической
Японии. Порукой этому является то, что
как тогда, так и теперь нами руководит
большевистская партия, что во главе наших
вооруженных сил` стоит испытанный вождь
и мудрый полководец Генералиссимус Совет-
ского Союза товарице Сталин.
			1 Верный защитник
дальневосточных рлбе
	IMONH DEN

Вице-адмирал А. ФРОЛОВ
>
	Невосточные морские границы, готовый
каждую минуту выполнить свой. воинский
долг. Родина призвала моряков-тихоокеан-
цев’ к этому через три месяца после пол-
ного поражения. гитлеровской. Германии.

9 августа Тихоокеанский флот обрушил
на врага свою боевую мощь. На долю мо-
ряков выпала честь совместно. © войсками
Дальневосточного фронта очистить от япон-
цев исконно русские земли — Южный Са-
халин и обтрова Курильской гряды, от-
крыть для нашей Родины выход в Тихий
океан.

Эти задачи Тихоокеанский флот выпол-
Нил.

Мы имели перед собой сильного на море
противника, флот которого базировался на
военно-морские порты Японского моря и со-
здавал реальную угрозу нашим прибреж-
ным коммуникациям на всем ‘их протяже-
нии, К тому же острова Япония занимают
охватывающее положение относительно по-

Южного и Северного Приморья. Всё
это ставило Тихоокеанский флот в невыгод-
ное условие веления морской войны.
	Дополнительные трухности создавали тя-
желые . гилрометеорологические условия
вдоль всего побережья, от Владивостока до
Берингова пролива. Большинство операций
проводилось флотом при ‘туманной или
штормовой . погоде. Но’ моряки’ ‘преодолели
все эти трудности, Против Врага выступил
флот, люди которого с самото ‘начала его
истории прониклись: духом творческого дер-
зания, научились быстро овлахбвать совре-
менной техникой и тактикой, смело исполь-
зовать новейшие способы ведения морской
войны. Так ‘воспитывала тихоокеанцев
большевистская партия. ,

Операции флота фразвернулись стреми-
тельно и на огромном протяжении — от
мыса Лопатка до южных портов Северной
Кореи. За полторы недели флот провел де-
вять крупных десантных операций. Все они
увенчались успехом. Причина успеха ‘за-
ключается прежде всего в точном взаи-
модействии флота © армейскими’ частями.
Порты Юки, Расин, Сейсин и Гензан были
захвачены © моря как раз к моменту выхо-
да войск 1-го Дальневосточного фронта на
рекадные дороги`Северной` Корёи. `В резуль-
тате понадобился весьма короткий срок для
того, чтобы Квантунская армия’ оказалась
отрезанной от портов Северной Кореи, ‘была
раздроблена и разбита.

Огромную роль в действиях флота сыгра-
ло тщательно отработанное, устойчивое ‘б08-
во6 управление. Организация’ комантных
пунктов и их взаимодействия’ была завер-
гена до начала военных действий“и совер-
шенствовалась в ходе боев. т
	Особенно показательна в емыече четко-
сти и строжайшей последователвности де-
савтная операция по захвату города и пор-
та Сейсин. Штормовая погода и туман, не-
выгодная оперативная обстановка-на театре,
минные заграждения не’ смогли помешать
успеху дела. Наращивание наших сил и
средств в районе высадки ‘происходило с
железной закономерностью. За короткое врё-
мя ожесточенное сопротивление японцев,
располагавших здесь значительными сила-
ми пехоты и артиллерии, было сломлено.
	Офицеры, старшины и матросы Тихооке-
анского флота продемонетрировали в боях
с японскими захватчиками высокую воен-
ную и морскую выучку, непоколебимую
стойкость, мужество и отвагу. ^

Родина навсегда запомнит боевые дела
катеров Героя Советекого Союза. капитана
3 ранга Кострицкого, которые успешно про-
вели разведку боем огневых средств в пор-
ту Сейсин, действия торпедных катеров ка-
иитан-лейтенанта Марковского,. ‚ разведчи-
	оях проти
	Тихоокеанский флот, созданный в 1932
году по воле товарища Сталина, строился
и развивался в условиях постоянной воен-
ной угрозы со стороны империалистической
	ЯПоНИий.
	рубежей
	ков дважды Героя Советского’ Союза rane
тан-лейтенанта Леонова, автоматчиков [a
роя Советского боюза старшего: лейтенанта,
Ярецкого, личного состава кораблей капи-
тана 3 ранга Беспалова и Героя Советского
Союза капитан-лейтенанта‘  Балякина. 05-
разцы отваги*и умения показали морские
пехотинцы Героя Советского Союза гвар-
дни генерал-майора Трушинали твардии под-
полковника Бараболько. Отлично действо-
вали в боях за острова Сюмусю-и Параму-
шир экипажи кораблей Героя Советского
Союза капитача 1 ранга Пономарева.
	 Через десять дней после начала военных
действий CCCP противо японских импе-
риалистов враг начал складывать оружие,
Наступил день, которого сорок лет ожидали
Hee русские люди. Черное пятно’ пораже:
ния в войне 1904—1905 тг, было емыто;
Южный Сахалин и острова Курильской гря-
ды стали не средством отрыва’. Советского
Союза от океана и базой японского напа»
дения на наш Дальний Восток, а средство
прямой связи Советского Союза.с Тихим оке-
ансм и базой обороны ‘нашей. страны. Jo.
стойные наследники славы героев обороны
Порт-Артура подняли. над старой ‘русской
крепостью победный флаг своей: великой
Ролины. ль
	Победа над империалистической Японией _
		была. одержзна в столь короткое время й0-
тому, что Советские Вооруженные Силы, 0б0-
гащенные опытом Великой Oréteeraernok
войны, имели высокую боевую внучку: по-
тому, что у них, нз вооружений  былз
сталинская военная наука и их вел Е побб-
де Верховный Главнокомандующий Геяез
ралиссимус `` Советского Союза ‘товарищ
Сталин.
	Родина высоко. оценила боевые действия
тпхоокеанцев в войне против японских им-
периалистов. Указом Президиума Вёрховно-
ro Совета. Союза ССР. несколько coexne-
кий, кораблей и частей флота были награ-
ждены орденом Красного Знамени: более
десятка, кораблей и частей преобразовано
в гвардейские. Сорок два моряка-тихо-
океанца удостоены звания Героя Советеко<
го Союза. А, ый
	В результате победы над Японией стра-
тегическое положение нашей Родины на
Дальнем Востоке кардинально изменилось.
Это сразу же потребовало от офицеров, стар
шин и матросов настойчивой и кройотли-
вой работы для решения новых задач. 34
год, прошедший после разгрома Япония,
‘моряки Тихоокеанского флота много ‘потру-
‘дились над тем, чтобы еще выше Поднять
скою боевую выучку, освоить новые базы.
Тральщики офицеров Капанадзе, Макурки-
на, Гвоздедкого прошли не один’ десяток
тысяч миль, очищая от вражеских мин фар-
ватеры и порты. Сторожевой ‘корабль
«Метель» и другие гвардейекие ‘Ko-
рабли свято соблюдают своп славные тра-
диции, держат первенство в боевой учебе,
Добились успехов в совершенствованяй в0:
инского мастерства. и-тихоскванские: латчи
ки. морские пехотинцы и воины других ро
дов оружия, ы
‚Личный состав Тихоокеанского флота
правильно понимает значение задачи, 1ю-
ставленной товарищем Сталиным. ‹ пере
Вооруженными Силами нашего государётва:
«...бдительно охранять мирный созидатель“
ный труд советского народа, надежно обес-
печивать государственные интересы Совет
ского Союза и сделать недоступными для
врагов рубежи нашей Родины». Советские
люди могут спокойно трудиться нах’ осуще:
ствлением грандиозной программы   мир
го строительства. Тихоокеанский фло! вме-
сте с другими Флотами нашей страны, вме
сте со всей Советской Армией неустанно
повышает свою боевую мощь, стоит ва
етраже интересов великого социалистиче
ского государства.
	Тихоокеанский флот.
	Японии
	Японцы, препятствуя нашему продвиже-
нию по, Сунгари, пытались взорвать же
лезнодорожный мэжт через реку, чтобы пре-
традить дальнейший путь кораблей к Хар-
бину. Но во-время подоспевшие бронекатера
предотвратили полный взрыв. моста, .

Успешно проводя операцию по ‚захвату
города Саньсин, флотилия с боями ‘лвину-
лась на Харбин. Противник снова’ неодно-
кратно, но безуспешно, пытался задержать
наше наступление. Получив праказ-коман-
дующего фронтом, корабли, преодолев
350-километровое расстояние, на. рассвете
20 августа вышли на харбинский рейд,

Так закончился знаменитый Сунгари
ский -Похот. . oY
	‘раснознаменная Амурская флотилия уе-
пешно выполнила свои боевые задачи. Е»
корабли на протяжении веёго периола воен-
ных действий действовали в звангарле на-
ступавших войск 2-го Дальневосточного
фронта на’ Харбинском направлении,
	За десять дней наступления тлазные ся-
лы флотилии с боями прошли от Фуюзня до
Харбина свыше 900 километров — из них
более 700 километров по реке Сунгари.
Взаимодействие флотилии с войсками 1-го
и 2-го Дальневосточных фронтов было тес-
ным и непрерывным. Это было обусловлено
самими особенностями операций.
	Боевые дела Краснознаменной: Амурской
флотилий и её роль в разгроме японских
имперяатистов отмечены в приказе Верхов-
ного Главнокомандующего `Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина. Тыся-
чи амурцев награждены орденами и меда-
лями, многие корабли преобразованы в
гвардейские, a соединения награждены
боевыми. орденами. к
	Прошел год после окончания войны. Фло-
гилия перешла к мирной боевой’ подготовке.
Изучая ‘и обобщая боевой ‘опыт Ве-
ликой Отечественной войны“ и войны с
Японией, личный состав кораблей флотй-
INH настойчиво совершенствует свою 606
вуЮ и потитячеекую: подготовку, чтобы уме-
ту ис честью охранять маоный возйлатель-
вый труд советоких людей“ в’постевоенной
сталинекой пятилеткр. чу “
	Большие п ‘ответственные ‘задачи ветали
перед личным составом флотилий, и моря-
КИ-амурцы булут решать ях г TOR me ca-
моотверженностью, с какей онп выполняе
ли боевые праказы во время войны,
	(Старый, закоренелый враг нашего наро-
да — японская военщина BH на мп-
нуту не расставалаеь с мыслью о «великой
Японии ло Урала», то и дело прощупывала
нашу обороноспособность, организовывала
одну провокацию за другой. Получив сокру-
шительный отпор у озера Хасан и на Хал-
хин-Голе, японские империалисты решили
	действовать сообща < другими зтрессивны-
	ми державами — Германией и Италией. За
пресловутым «антикоминтерновским пак-
том» последовал заключенный в 1940 го-
ду так называемый ‚‹тройственный пакт».
Всенный союз Германии, Японии и Италин
	был оформлен.
Особенно 0
	особенно осложнилась обстановка Ha
Дальнем Востоке после вероломного напа-
	дения гитлеровской Германии на Советский
Союз. Японские империалисты решили. что
	настал, наконец, благоприятный момент для
нападения на СССР. Япония сразу же про-
вела мобилизацию и приступила к срочной
переброске войск в Маньчжурию и Корею.
Квантунская армия пополнялась отборны-
ми дивизиями. Порты Северной Кореи —
Юки, Расин, Сейсин — срочно превраща-
лись в маневренные базы японского флота.
Известно, что японцам, несмотря на войну
с Соединенными Штатами Америки и Ан-
	глией, удалось сосредоточить на границах
с Советским Союзом огромные силы.
	Опубликованные на-днях в печати мате-
риалы по делу руководителей антисовет-
ских белогвардейских организаций. атентов
японской разведки атамана ‘Семенова, Род-
заевского и других проливают дополнитель-
ный свет на события того времени. Из этих
материалов видно, что ‘ещв в середине
1941 года японекий генеральный штаб, по
сговору © германским командованием, раз-
работал план. военного. нападения на Со-
ветский Союз. Условно план называлея
«Кан-току-эн» (00быв маневры Квантун-
ской армии).

Ситналом для выступления японцев про-
тив СССР должно было послужить падение
Москвы. Японцы не дождались такого сиг-
нала. Под Москвой немцы получили первый
сокрушительный удар и были отброшены от
стен столицы советекого государства.
	Но и после этого в Токио не отказались
от нападения на нашу Родину, а лишь ото-
двинули сроки его. Новым сигналом для
выступления японцев должно было послу-
жить падение Сталинграда. Но волжекая
твердыня устояла. Партнер Японии — гит-
леровская Германия потерпела поражение
под Сталинградом, от которого уже. не емо-
гла оправиться. После этого японцы стали
заверять нас в своей хружбе и одновремен-
но усиливать Авантунскую: армию Зучши-
ми частями. . вл

Обстановка ‘на тихоокеанском морском.
театрё настоятельно требовала от личного
ссстава` постоянно’ поддерживать высокую
боевую готовность своих кораблей и ча-
стей; неустанно ` заботиться 0 сохраненин
оперативного режима. ’

Ни на один день не прекращалась усн-
ленная боевая учеба офицеров; старшин и
матросов. Тихоокезнцы вдумчиво изучали
огыт` действовавших флотов,” учитывали
особенности своего`тватра и боёвую способ-
ность вероятного противника. Штабы co-
единений` решали серьезные ‘и ответствен-
ные задачи. Нужно было детально и быстро
проанализировать ход боевых: операций на
Западе, изучить все’ повов в’ тактике ис-
пользования оружия; в организации боевого
взаимодействия, впитать все ценное, что
ежедневно давала война. ‹

Настойчиво овладевая современным воен-
но-морским искусством, личный состав Ти-
хоокеанского флота надежно оберегал лаль-
		солотилия B 6
		Амурская
	Сегодня советский народ отмечает знаме-
нательную дату — День Победы над имие-
риалистической Японией. В августовекяе
дни пропитого года, выполняя приказ Верхов-
ного Главнокомандующего Генералиссимуса
Советского Союза товарища Сталина,
воины героической Советской Армии вместе
© моряками-дальневоеточниками нанесли
сокрушительный удар по хишническому
японскому империализму. В короткий ерок
были разгромлены его вооруженные еллы,
Фашиетская Япония была поставлена на
келени и капитулировала.

В историческях боях против империали-
стической Яшонии рука об руку с вой-
_вками 1-го и 2-го Дальневосточных фрон-
тов активное участие принимали моряки
Краснознаменной Амурской флотилии. Сво-
нии боевыми действиями флогилия помогла
войскам Красной Армии разгромить Кван-
тунскую армию, освободить от японских
захватчиков Маньчжурию и тем самым
ликвидировать плацдарм, в которого японцы
готовили нападение на Советекий Союз.

В боях против злобного врага моряки-
амурцы продемонстрирсвали свою беззавет-
ную преданность Ротине, большевистской
‘партии и великому Сталину, свое высокое
воинское мастерство, мужество и отвагу.
Они еще раз доказали, ‚что для советских
воинов, воспитанных партией Ленина —
Сталина, нет таких трудностей, нет таких
преград, которые были бы непреодолимы.

Роевые действия, кораблей нашей Амур-
ской флотилии. совместно с войсками Даль-
невосточных фронтов начались ранним ут-
ром 9 августа 1945 тода и сразу же стре-
уптельно развернулиеь на обширном фрон-
те — на реках Амур, Уссури, Шилка, озеро
Ханко, общим протяжением свыше 3.000
километров. Перед флотилией были постав-
лены задачи: помочь войскам 1-го и 9-го
Дальневосточных фронтов внезапным и ре-
шительным ударом сломать пограничную
линию мошных японекях укреплений на
правом берегу Амура и левобережье Усбу-
ри, овладеть пограничным плацдармом и ук-
репленными ‘районами противника, оказы
вая огневую поддержку наземным войскам,
производя высалку десантов на фланги и
в тыл противника; обеспечивая переправу
сухопутных ‘войск ‘и в” дальнейшем про-
рывом кораблей @лотизаи по Сунгари co-
действуя наступлению наших войск В
глубь территории Маньчжурии на Харбин-
ском направлении.
	Героя Советского Союза контр-адмирал Н, АНТОНОВ
>
	полоса эыла очищена от протлвняка. Это
		EERIE SIE gp OSES
Амур и Уссури в качестве коммуникаций.

После выполнения операцай B погра-
HHTHON NO10ee центр тяжести боевой дея-
тельности флотилии переместился на: реку
Сунгари. Сунгарийское направление стало
основным, . Проливные, дожди - размыли до-
роги и затрулнили переброску. боевой тех-
ники в глубь Маньчжурии вдоль; берега, В
этих условиях возросла роль флотилии: она
не только высаживала десанты и поддер-
живала их продвижение артиллерийским
огнем, но и питала эти десанты, обеепечи-
вая передовые похразделенля танковых и
сухопутных войск горючим, боезапасом и
продевольствием.

Корабли начали знаменитый Сунгарий-
ский похол. Предетояло пройти, по незнако-
мой богатой перекатами реке более 700 ки-
лометров. А к тому же японцы пускали по
пути следования кораблей множество пло-
тов и бревен, затопляли. баржи: с берега
стреляли из засад снайперы.  Но ничто, в
том числе и неблагоприятные ‘метеорологи-
ческие условия -— облачность, проливные
дожди, сильные ветры‘и безлунные очи.
когда затруднялесь опознавание береговой
черты, — не смогло пометадъ: кораблям вы-
	полннть босвую залачу.
	Первые бон на реке Сунтаря происходили
в районе города Фугдин. Противник. опи-
раясь на заранее оборудованные лоты и дзо-
ты, оказал упорное сопротивление: огнем
мощной корабельной артиллерии были по-
давлены огневые точки врага, и совместным
ухаром с реки и с суши Фугдин был ВЗЯТ,
Велед за этим командование 2-го Дальне-
восточного фроята поставило перёл амур-
цами задачу — овладеть во взаимодействии
с сухопутными войсками областным горо-
дом Цзямусы.

Ворабли Амурской флотилия, преололев
MHOTO трулнопроходимых участков реки,
покрыли расстояние в 200 километров и по-
доки к горолу Цзямуеы, Артиллеряйский
огонь кораблей прикрывал действия пер-
вых бросков десантов. 15’ августа наши де-
сантники начали захватывать плацдарм и
перешли в наступление.
	В сложных условиях начали выполнение
боевой задачи корабли амурцев. Шли дож-
ди, густой туман окутывал реку и ее бе-
рега. На путя дважения наших войск нахо-
дились мощные укрепленные районы япюн-
цев — Усть-Сунгарийский, Сахалянский и
другие, связанные между собой цепью
сильных узлов сопротивления, © многочис-
денными дотами и дзотами.

Темной ночью с десантами на борту вы-
шли наши корабли на выполнение задания.
Корабли Н-ского Краснознаменного со-
единения одними из первых  выса-
дили десант в пункте Н. Одновременно был
выброшен десант и осуществлен захват
других пунктов, прикрывавших Сунгарий-
ское направление, и проведена операция по
	‘разведке и подготовке плацларма для фор-
	спрования реки и захвата Сахааянского и
Цикейского укрепленных районов.

Внезапный и ренительный удар обес-
печил ‘успех намеченных операций. Наши
бронекатера своим артизлерийским огнем
помогали сухопутной артиллерии подавить
вражеское сопротивление в (Сахалянеком
укрепленном районе, подожгли и затопили
часть плавсредств противника и вынудили
его поспешно отступить. из города Сахалян.
	В первые же дни после начала боевых
действий кораблями флотилии были проведе-
НЫ следующие операция: Корабли капита-
на 3 ранга Гунлорина унячтожили япон-
окие пограничные посты в райене Верхне-
го Амура и 10 августа, взаймолействуя с
сухопутными частями, овладели городом
Мсха. Корабли капитана 1 ранга Воронкова
в 10 по 14 автуета захватили горох Айгун
н обеспечили форсирование, реки Амур в
районе села Константиновка Hamann сухо-
путными войсками,

На реке Уссури корабли’ капитава 1 ран-
га Фадеева солействовали ховетсклм вой-
скам в форсировании реки Уссури и захва-
те городов Дунаньцжень и Хаота.
	`В это же время при ‘активной полдерж-
ке кораблей- флотялия Войска‘ 2-го’ Дальне-
восточного фронта форонрювзли реки Амур
H SCCYPH, уничтожили’ яйонекйе   опорные
пункты и узлы сопротивления на всех на-
правалениях, Таким образом, пограничная