17 сентября 1946 г., вторник, № 219 (2400)
	щим интересам и к интересам всеобщем
мира, затрулняя создание узких блоков и
группиров$ одних держав против’ других
держав и тем более затрудняя возможноеть
чьих-либо сделок с агрессором за спиной и
против интересов миролюбивых стран.

Что может означать отказ от права вето
в организации 0б’елиненных напий? Не-
трудно догадаться, что он может развя-
зать кое-кому руки для определенных дей-
етвий. Отказ от права вето, конечно, об-
легчит создание узких группировок и 610
ков среди великих держав и, во веякои слу-
чае, развяжет рукл тем. кто является про-
тивником влиног фронта  Об’елиненных
наций в защито дела мира. Но этот путь
	  уже изведан нами. Цо этому пути мы при-
	шли ко второй мировой войне. Ничег, кро
ме позорного крахз организации 0б’еди-
ненных наций, он не обещает,

Такие планы идут нзветречу желаниях
лишь  резкпионных кругов и помогают
лишь лагерю безудержных империалиетов,
Они не скрывают, что им в тягость сотруд-
ничество в Советским государством. В этих
кругах, конечно, немало тех, которые
склонны заняться етряпней новых и новых
знтисовелеких прожектов. Не перед нами
незабываемый опыт Лити наций. Оз попы
талась защищать мир без Советского (ою-
за и даже прямо за счет интересов Совет
ского Союза. Из этого ничего хорошего не
вышло. Игнорировать Советокий Союз, в3-
бывать 0 важности его поддержки в во-
просах мира в наше время опасно. На это
могут пойти только те, кто вместо сотруд-
ничества © Советским Союзом прелпочита-
ет строить свой расчеты нз еделках и со-
глашениях © будущим агрессором, что, по.
HATHO, He имеет ничего общего е интереса»
ми мира и международной безопасности,
Такие расчеты были уже раз биты, Они
будут биты снова, для чего особенно важ-
но во-время раскрыть народам их зве-
риную империалистическую сущность я пт
несовместимость в интересами мира и 6ез-
опасности народов.

После второй мировой войны появилась
новая оргапизация для защиты Mapa. Ha
Совет Безопаености теперь возложена за-
дача обеспечить сотрудничество всех вели-
ких держав ий вместе с тем неуклонно 38
ботиться 0б интересах всеобщего  ипра,
Такой организации не было ни в 19-м ве-
ке, ни перед. первой, ни перед второй ми
ровой войной. Создана междунароаная ор-
ганизация, которая построепз нз принии-
пе. не допускающем игнорирования не
только Советского. Союза, но и других ми-
ролюбивых государств. Право вето как раз
предназначено для атой пели. Конечно, ве-
то — не панацея. Блоки в группировкя
имеют. и теперь меето, но все же принпаи
вето дает известную основу лля развития
сотрудничества держав в деле зашиты безо-
пасности народов. как ни вёликя имеющие
ся в этом отношении затруднения, Если мы
действительно стоим за мир и безопасноеть,
мы должны дорожить этим оружием, пред*
назначенным служить таким важным пе
лям.

Конечно, между державами имеется Be-
мало расхождений по тем или вным в0!ро*
сам, и споры неизбежны, Но пута аля раз
решения разногласий мы уже не раз нахо-
дили. Эти пути не закрыты: для нае п в
дальнейшем, особенно, если все мы поймем,
что попытки диктовать волю одной держа
вы, или елной группы держав другям дер-
жавам небостоятельны и неуместны. Мы
должны смотреть вперел и не должны 1038с=
лить тянуть нае к старому, разбитому кэ-
рыту — Лиге налий. В созданной поел
войны международной. организации мы л0л-
жны стремиться К образованию единого
фронта миролюбивых государств, не допу-
скающего игнорирования какой-либо держа“
вы и направленного против всяких новых
попыток возрождения агрессора.

Наскоки австралийской делегации 88
право вето не имеют ничего общего е ин»
тересами всеобщего мира, © интересами раз
вития сотрудничества народов. Бессильное
злопыхательство против Совета Безопасву-
сти и против вето может оказать помощь
только тем, против кого мы воевали, и по-
лучит благодарность тольке от будущее
агрессора. Мы хотели бы надеяться, 919
эти потуги потерпят крах, встретив этпор
го стороны всех действительных сторонни-
ROB мира и безопасноста народов.
	вития, с большими различиями в быте и
языке. У нас есть полная уверенность в том,
что правильное использование этих достиже
ний может принести немалую пользу и В
Триесте. Конечно, и австралийская делега=
ция должна поделиться своим опытом в тд
кого рода вопросах. Но, насколько известно,
опыт этот невелик. Австралия имеет только
такио подмандатные территории, кав Новая
Гвинея и остров Науру с его двухтысячным
туземным населением. И всё же советская
делегация считает, что мы всв должны 10“
могать своим опытом в тех случаях, когда
организация. 06 единенных наций решает ту
или иную важную задачу. Но, поскольку
здесь подчеркивалась сложность националь“
но-политических проблем в Триесте, совет
ская делегация считает нужным заявить,
что многообразный опыт гулирования
межнациональных ‘отношений в Советском
Союзе во всяком случае принесет и здесь су-
щественную пользу.

В соответствии с изложенными мною 006
ражениями советская делегация вносит из
рассмотрение комиссии и для последующего,
более детального изучения в подкомиесии,
следующие предложения;

«В развитие положений, принятых (086-
том министров иностранных дел 3 июля
1946 гола, в Статуте Свободной Территории
Триест лолжны быть предусмотрены следую“
щие положения:

1. Свободная Территория Триест будет
нейтральна и лемилитаризована.

(Окончание на 3-й стр.»
	РАСНЫЙ ФЛОТ
		ной. конференции
	На Парижской Ми
		Статут Триеста и главные вопросы
	Речь В. М. Молотова на заседании комиссии по политическим.
и территориальным вопросам мирното дозовора с Италией 14 сентября
			вдинодушно высказавшиеь 34 ликвядацпию
монархий и за установление республики в
Болгарии.

Сравнивая две страны, мы видим, что в
Болгарии установлена республика таким
путем. который полностью  годтвететвует
общепризнанных ‘принципам лемократизма,
а. с другой стороны, в Греции восстанав-
ливается монархия такими средствами. ко-
торые не имеют ничего общего с честным
отношением в принципам  демократизма.
Конечно, плохим примерам подражать не
следует. Но разве не ясно, что. теперь мы
имеем достаточно фактов такого  проведе-
ния принципов демократизма. которов укз-
зываевт путь для осуществления демокра-
тизма в реальных политических условиях
Триеста;

Триест теено связан © современной по-
литической жизнью в Европе. В Триесте
около 300 тысяч жителей, которые при-
вВыкли в активной политической жизни a
	умеют ценить роль политических, профес-
	сиональных, культурных й других органя-
заций демократического типа. Нельзя прит-
ти в Триест с таким статутом. который бу-
дет игнорировать демократические. принци-
пы государственного ‘устройства. Антиде-
мократический статут не внесет желатель-
ного нам успокоения, а приведет к обрат-
ным результатам. Мы уже лавно живем в

веке, и следовало бы признать, что
демократизм стал жизненной потребностью
народов.

Некоторым, правда, больше нравитея де-
мократизм ХХ века, и они не хотят при-
знать прогрессивное значение установив-
шихся уже новых и весьма важных путей
в развитии демократизма в наше время.
Мы все знаем, что лемовратизм. ХГХ века
был большим прогрессом, и его  положи-
тельная роль в борьбе против деспотизма,
как и против фашизма в нап ‘время. из-
вестна. В ХХ веке в ряде стран развилея
демократизм парламентского типа, что бы-
ло большим шагом вперел в развитии гогу-
дарственной жизни. Но вне избирательных
кампаний и вне. стен‘ парламента этот де-
мократизм не получил -птирокого лазвития.
Участие народа в государственной  жизня
всё еще оставалось весьма ограниченным.

В наше время, в век ралио, газети. ки-
Но, когда к тому же существуют массовые
политические партий, профсоюзы и когла
нерелко лаже церковь принимает. самое ши-
рокое участие в проведении политических
кампаний, демократизм приобрел совертен-
но другой вил. В политическую жизнь те-
		Господин председатель, господа делегаты!

Вопрос 9 государственном устройстве
«Свободной Территории - Триест» имеет
важное принципиальное и практическое
значение. ‘ :

Вы знаете, что основа для’ выработки
статута Триеста у нас имеется. Онз зана
в решении четырех министров от 3 июля.
В этом решенип намечены грапипы «Сво-
бодной Территория Триест»; признано, что
целостноеть и независимость терратерня
обеспечиваются Советом Безопасности: уз-
тановлены и общие принципы, Ha которых
	должны. быть построены органы власти
	Тем не менее избранная Советом мини-
стров иностранных дел комисепя Ш выва-
ботке статута Триеста не пришла в едииа-
мт мнению. Нам представлены, с одной сто-
	роны, тря. более или менее близких друг
другу проекта от английской, аморакан-
‘екой и французекой делегаций. С другой
		‘представленные советской и югославекой
`лелегациями. в которых также есть немало
	однородных пунктов. Конференции пред-
стоит разобраться в этих проектах и выска-
зать свое мнение о статуте Триеста,
Можно. по-разному полойти к вопрасу о
государственном устройстве Триеста. Надо,
однако, помнить, что мы имеем в вилу по-
ставить вею эту территорию под покрови-
тельство (0б’единенных наций.  Следэва-
тельно, принципы организации  госуларет-
венной власти в Триесте должны соответ-
	ствовать основным целям Об’единенных
наций. } }

Нельзя расематривать «Своболную Tep-
риторию Триест» как какую-то подманлат-
ную территорию. Тем более нельзя расемат-
ривать эту территорию как своеобразную
колонию Совета Безопасности. Цель, кото-
рую мы должны поставить, ясна: благопо-
лучие населения Триеста и установление
хороших отношений © соселями и е другими
народами.

Если было бы неправильно раесматри-
вать Свободную Территорию как какую-то
колонию или полуколонию, то мы неё дол-
жны рассматривать её’ и кяк военную базу
для тех или иных держав, или даже для
самого Совета Безопасности. Нельзя пре-
вращать Триест в чью-то новую базу во-
оруженных еил на Балканах. Это не соот-
ветствовале бы ни интересам населения
Трлеста, ни интересам 0б’единенных на-
пий. Всеми признаетея, что Триест являет-
ся важным международным торговым
портом, и он должен выполнить свою круп-
пую роль в развитии международной тор-
OBIE. . . $

Предложение ‘советской делегации исхо-
дит из решений, принятых четырьмя ми-
ниетрами. Моей задачей является раз’яс-
нить точку зрения советской делегалии по
этому вопросу, особенно в связи с проек-
тами других лелегапий.
	перь втягивается весь народ, миллионные
массы. Не только в’ периоды избиратель-.
ных камизний, но и повседневно широкие
массы народа ‘участвуют теперь в полати-
ческой жизне своей-страны и активно
реагируют из события межлунаролного пэ-
рялка. Вместе в великими ‘успехами ралио,
ежедневной прессы и многих других фору
массового просвещения  чемократизы й
формы его осуществления делают быстрые
успехи в наше время. Триест расположен
в одном из важных политических пунктов
Европы, и все. это к нему полностью при-
менимо. Нас нео поймут, если мы прилем к
тому мнению, что надо отказатьея от про-
ведения, принпипов . лемократизиё в
Триесте. Из ‘этого. мы должны  сде-
лать вывод, что госуларетвенное устрой-
ство Гриеста необходимо осуществить Ha
демократических основах. Тоиест не может
остаться в стороне от большой дорога. в
стороне от развития демократизма в стрз-
нах Европы. Если хорошенько присмотреть-
ся к тому, что есть для всех нас приемле-
мого в современных демократических фор-
мах в Европе, мы. наверное, найдем нема-
ло хорошего п применимого для Своболной
Территория. И тогда мы откажемся от то-
го, чтобы переносить сюда принпяпы гу-
бернаторекой власти в колониях, & возьмем
то, что полезно, и то. что практячески при-
менимо  в данных условиях лля’лемократя-
ческого развития Триеста.

Вот почему мы высказываемся против
предложенного британской хелегапией про-
екта, напоминающего в какой-то мере ко-
лониальный режим, и считаем естествен-
ным, что. Свободная Территория должна
быть организована ва основах демократиз-
ма, не откладывая этого дела «в долгий
ящик». Народ Триеста должен ‘иметь в03-
мсжноеть дышать действительно свободно
п пользоваться всеми правами, как ‘это
имеет место и в других’ демократических
государствах, — и только тогда всем будет
понятно принятое нами решение о создании
Свободной Территории.

В статуте о Триесте важное значение
имеет еще вопрое о: гражданстве. Советская
делегация считает правильным югослав-
ское предложение, направленное в данвом
случае против бывших активных деятелей
фашизма в Триесте. Не так давно мы все
признавали, что надо покончить с остатка-
ми фашизма. Если это так, то активные
деятели фашизма и их платные агенты ие
должны получить право гражданства в
Триесте.-
		ся и дальше, то уважение к организаций
0б’единенных наций будет полорвано в с3-
мом . корне.

Чего, собственно, хочет австралийская
делегация, выступая против вето в Совета
Безопасности и понимает ли она, куда это
ведет? ;

На конференции в Сан-Франциско была
впервые основана международная органи-
зация с серьезными задачами борьбы за
мир и безопаеность народов. Эта оргапизз-
ция построена на об’единении всех миро-
любивых держав для целей защиты всеоб-
шеге мирз. Главным и принципиальным
элементом этой организации является имен-
но право вето, предоставленное пяти вели-
ким державам в Совете Безопасности.

Согласно уставу организации 06’единен-
ных наций вето означает, что во всех важ-
ных вопросах, затрагивающих `° интересы
мира, Соединенные Штаты Америки, Ве-
ликобритания, Советекий Союз, Франция и
Витай должны действовать согласованно и
Советом Безопасности не может быть при-
нято по таким вопросам решений, © кото-
рыми была бы несогласна хотя бы одна
из этих держав. Это значит, что вето ме-
ыает тому, чтобы две или три или даже
четыре державы сговаривались между со-
бой и действовали против того или другого
из пяти главных государств. Вето побуж-
дает великие державы к совместной рабо-
те, затрудняя интриги одних против дру-
тих, ч10, без сомнения, в интересах всех
06’единенных наций и в интересах всеоб-
шего мира. Разумеется, этим не снимаются
имеющиеся разногласия и споры, но сво-
бодное и открытое обсуждение спорных во-
просов при наличии вето, в конце концов,
обеспечивает лучший путь к взаимопони-
манию и уступкам, к сотрудничеству и с-
глашениям. Таким образом, вело направле-
но на то, чтобы действия великих держав
шли на пользу всех миролюбивых госу-
дарств, как больших, так и. малых.

В Лиге наций не было права вето у ве-
ликих держав. Лига формально была по-
строена на принципе равноправия большях
и малых государств. Те, кто выступают т8-
перь за отмену вето, тянут нае назад от
организации 06’единенных наций к чему-
то вроде Лиги наций. Но этим самым опре-
деляется и политический смысл этих вы-
ступлений:

Придется снова кое-что напомнить о е0-
бытиях предвоенных лет.

Лига наций была созгана после мировой
войны 1914—18 гг. Это был первый епыт
создания международной организации, но
его нельзя признать удачным. На деле Лига
наций не сыграла существенной роли в от-
стаивании дела мирл. Лига наций не смогла
стать действенной организацией в защите
безопасности народов, да не емогла отетоять
и безопасности стран ‘англо-французской
группировки, имевшей господствующее
влияние в этой первой международной орга-
низации. Как это закончилось — мы знаем.

Свое бессилие в защите дела мпра Лига
наций наглядно продемонетрировала в мо-
мент, когда стала налвигаться военная
гроза. Тогда решетие вопроса было пере-
несено из Женевы в Мюнхен, как этого пэ-
требовал агрессор. Позор Мюнхена заклю-
чается в том, что здесь тё державы. кото-
рые играли руководящую роль в Лиге на-
ций, расписалиеь в своем бессилия в от-
ношении защиты дела мира и пошли на
сделку с агрессором, слелав это за спиной
других миролюбивых стран и за счет их
интересов, что лишь поошрило агрессора в
эго планах военных авантюр. Мюнхен при-
вел нас к новой мировой войне, убелитель-
но показав, что без единого Фронта всех
миролюбивых держав нельзя обеспечить
должное противодействие агрессии, нельзя
отстоять дело мира.
	Б ходе последней войны. ележилея блэк
великих держав, ставших во. главе демокра-
тических стран и разгромивших агрессора
на запале и на востоке. В результате этого
было признано необходимым создать новую
международную организацию. по защите ми-
ра и безопасности народов. Появилась орга-
низация 06’единенных наций, & также Сэ-
вет Безопасности и право вето. Этим была
сделана попытка создать, наконец, дейст-
венную организацию для обеспечения все-
общей безопасности. Именно вето играет
здесь главную роль. Принцип вето требует
OT BCOX великих держав внимания к их 02-
	Перехожу к выводам.

Советская делегация считает необходи-
мым, чтобы организация власти в Триесте
была построена на ‘демократических
началах, как это п предложено в предетав-
ленном проекте, Тряест должен быть дей-
ствительно Свободной Территорией, 8 нэ
какой-№ губернаторской — территорией.
Это — наш первый вывод.

Советская ‘делегация стоит также за ту,
чтобы был сохранен предложенный в проек-
те принцип, устанавливающий взаимоотно-
шения межлу Триестом и Советом Безопаз-
ности. При этом мы 6@читаем, что в наших
предложениях 10 вопросу о Триесте, ero
отношениях © соседями и другими странама
дана достаточная база для решений конфа-
ренции. Таков второй наш вывод.
	Рассмотрение статута Триеста выдви-
	Нуло перед нами рад важных политических   С
	вопросов, Чри новом положении Триеста
приобретают 060б0е значение правильное
разрешение вопроса о взаимоотношениях
между основными национальностями этой
территории, 3 также взаимоотношения © со-
седними народами. В этом отношении может
быть ‚весьма полезным опыт Советского Co-
юза в разрешении национального вопроса.
На основе ленинско-сталинской националь-
ной политики в Советеком Союзе, об’единяю-
щем 16 союзных республиЕ и целый ряд ав-
тономных республик и национальных обла-
стей, достигнуты важные успехи по Устано-
BACH} дружбы между народами, стоящими
нз различных ступенях политического раз-
	I.
Организация власти и демократизм
	Основы организаций влаети в Гриесте—
	‘таков первый важный вопрос. В чьих ру-
‘вах должна находиться власть в’ Триеете:
	в руках народа или в руках губернатора?
По этому вопросу наметиливь главные рас-
хождения между проектами, предетавлен-
ными на конференцию. `

В решении Совета’ министров иностран-
ных дел сказано, что «законодательная Я
исполнительная власть устанавливается на
демократических началах, включая всеоб-
щее избирательное правэ». Таким образом,
ясно сказано, кому должна принадлежать
законодательная и исполнительная власть
в Триесте. Из решения вытекает, что эта
власть должна находиться в руках народа
Триеста и что она должна быть организо-
вана нз демократических началах.

В этом решении говорится также ‘о том,
Какое положение должен занимать губер-
натор Триеста. Там сказано, что «губерна-
тов назначается Советом’ Безопасности
после консультации е Югославией и Ита-
лией». Кроме того, сказано; ‘что «губерна-
тор представляет Совету Безопасности
ежегодные: доклады». Таким образом место
губернатора определено также совершенно
точно.

Тем не менее по проекту английской де-
легапии ве полнота власти передается в
руки. губернатора. Таков же смысл амери-
канского проекта, а в значительной мере и
французекого проекта. В оправдание при-
водятся всякого рода соображения насчет
напряженности политического положения в
Триесте. Указывается, что здесь пока не
следует вводить демократическое самоуп-
равление, что надо отложить осуществле-
ние демократических принцицов на этой
территории. на будущее время. Вопреки ре-
	шению Совета министров иностранных дел,
	английский, американский и Ффранцузевий
проекты требуют, чтобы хозяином. Триеста
был губернатор. Такова однз политическая
установка.

Возникает вопрос, как же именно вы-
глядят права губернатора в Триесте с этой
точки зрения?

В английском. проекте подробно говорит-
ея об этих правах. .Здесь сказано, что пра-
вительственный совет будет состоять из
председателя — губернатора, заместителя
губернатора, . директора порта.и трех лиц,
назначаемых Ассамблеей Свободной Терри-
тории © согласля того же губернатора. При
этом указывается; что губернатор, замести-
тель губернатора и начальник порта лол-
жны быть не из граждан Триеста и не из
граждан Югославии и Италии, & из граж-
дан других государств. Таким образом,
предлагается, чтобы правительство Триеста
состояло: наполовину ‘из иностранцев. В
английском проекте говоритея ‘дальше о
тем, что губернатор сохраняет за собой от-
BOTCTBOHHOCTh за внешние сношения. за
	‘поддержание общественном. порядка и 0е3-
	опасности, что он имеет право увольнять
членов правительственного совета и рекс-
мендовать Ассамблее назначение других.
Кроме того, сказано, что всв алминистратяв-
ные должностные лица назначаются и
увольняются по распоряжению губернатора,
	что он может увольнять членов судебных
	органов, что губернатор имеет право при-
останавливать действие любого закона, от-
менять любое административное распоряжз-
тие и издавать приказы, имеющие силу 33-
кона. Губернатор уполномачивается также
	заключать. соглашения с другими государ-
	ствами.

вступать в междунаролные BHO!
	‘сторонние соглашения и т. л- Вак видите,
‘согласно английекому проекту власть пол-
	ностью передается губернатору. Примерно
10 же самов говорится как в американском,
таки во французском проектах.

_ Возникает вопрос, что послужило образ-
ЦОМ ДлЯ выработки такого рота проектов?
` В этой связи представляет несомненный
интерее положение, которое можно ветре-
тлть в британеких колониях. Здесь губер-
наторам предоставлены права такого же
рода.

‚ Так, в Индия генелал-губернатор, он же
вице-король, предселательствует, OTIS хо-
цет, на заседаниях совета министров, 8 са-
ми министры назначаются тем же генерал-
губернатором. От генерая-губернатора 83-
висит, согласиться или не согласиться 6
тем или иным биллем (законом), причем
генерал-губернатор может обнародовать лю-
бой указ, который, по его мнению, тре-
буется - данными обстоятельствами. Поли-
	ция и органы безопасности находятся в ру-
ках генерал-губернатера Индии. Остается
добавить, что такие же права. предостав-
лены губернаторам в отдельных провинци-
ях Индии.

Возьмите apyroi пример. В Западной
Африке имеется британекая колония 004
названием Золотой Берег. Губернатор 30-
лотого Берега имеет право утвердить. или
не утвердить решение местного заковода-
тельного совета. Он осуществляет высшее
руководетво администрацией колонии. Он
может увольнять чиновников, если они не
назначены королем. Исполнительный co-
вет колонии Золотой Берег, выполняющий
роль местного правительства, находится под
предеедалельством губернатора. и, вотати
сказать, тоже состоит из шести человек,
как это предложено для правительственно-
го совета в Триесте,

Из всего этого видно, что положение гу-
бернатора в Триесте будет похоже на по-
ложение генерал-губернатора в Индии или
на положение ‘губернатора в колонии 39-
дотой Берег в Африке. Спрашивается, под-
ходит ли такое положение для «Свободной
Территории Триест». Что получится, если
мы дадим такие права губернатору в Три-
всте? Не получится ли у нас вместо Сво-
бодной Территории нечто вроде губернатор-
ской территории, вместо свободного Трие-
ста—губерналорскай Триест? Мне кажет-
ся, что эта опасность налицо. Естествен-
но, что советская делегация возражает про-
тив того, чтобы переносить опыт управле-
ния в британских колониях на Триест.

Будет неправильно, если в отношении
Триеста мы будем придерживатьея уста-
	новки лорда ЩБерзона насчет  Ин-
yuu. Mma 56 ‘можем сочувствовать
такой политической  Установке“ Нам
	чужды также идей Сесиль Родеа, из-
вестного организатора «Южно-Африкан-
ского Союза», котерый говорил так: «0 ту-
земцем надо обращатьея как с ребенком и
нельзя давать ему избирательных прав тах
же, как и алкоголя; Мы должны овущест-
вить систему деспотизма, подобную той, ко-
торая дала такие хорошие результаты в
Индии». С такой рабовлалельческой илеоло-
гией нельзя итти в Триест. Советекая де-
легация хотела бы, чтобы это стало. всем
нам понятно.

Веё это говорит о том, что предложениз
британской делегации не соответствуэт
элементарным принципам  демократизма.
Выступавший здесь британский делегат
сказал, что’он не недооценивает идеологиче-
ской привлекательности советского проекта,
но будто бы этот проект неприменим к ре-
альной действительности в Триесте. Однако
ен. этого не доказал и я думаю, что не смог
бы этого сделать. С другой стороны, совет-
ская делегация не может согласиться, что-
бы принцины, которые проводятся Британ-
ской империей в Индии и на Золотом Берэ-
гу, были подходящи для Тряеста.

Мы отнюдь не преллагаем проведение
принципов советского демократизма в Три-
есте, хотя на опыте нашей страны эти
принципы, как известно, дали немалые а,
можно сказать, замечательные результаты
По мнению советской делегации, осуществ-
ление этих принципов возможное лишь при
определенном уровне политического развя-
тия, когда это делзется действительно жиз-
ненной потребностью народа. Но мы счи-
TaeM, что общеизвестные принципы демо-
кратизма, которые получили теперь такла
сильное развитие в странах Европы, могут
быть в пользой применены и в Триесте.
Такэва наша установка.

Разумеется, мы должны различать поло-
жение, как оно складывается в отдельных
странах.

Возьмите для примера две соседних стрз-
ны: Грецию и. Болгарию. где в самые пэ-
следние дни решался вопрос о судьбах мо-
нархии путем плебисцита. Известно, как
это происходило. В одном случае—в Греции
решалея вопрос о восстановлении  монар-
хии, причем были пущены в хол все сред-
ства давления со стороны внутренних ор-
ганов и внепнних сил, и в стране было
создано таков положение. при котором ни-
чего, кроме фальсификации плебйецита. не
могло получиться. Свободное о выражение
воли народа в таких условиях было невоз-
можно. Другое ‘дело — в Болгария. Bee
признают. ‚что там в нормальных условиях
прошел свободный плебиецит, который пре-
вратилея в общенародное торжество. Веё
население Участвовало в этом плебисците,
	Международные отношения и право вето
	гут  пПодразумеваться AH вооруженные
силы. Если это’ действительно так, то
советекая делегапия. не может дать согла-
сия на предложение Соединенных Штатов.
Для нас должно. быгь ясно, что приеут-
ствив вооруженных сил превратит Свобод-
ную Территорию в военную. базу. Это 6у-
дет и в том случае, если эти вооруженные
силы будут находиться в формальном пол-
чинении Совету Безопасности. В Совете
министров иностранных дел было приня го
	Предложения, воторые мы взялись под-   гут
	готовить, должны дать новое место Триесту
в международных отношениях.

Еще в сентябре прошаого года Совет ми-
нистров иностранных дел признал, что Три-
ест должев быть свободным международ-
ным портом. Триесту надлежит сыграть
важную роль в международной торговле, и
мы должны позаботиться о том, чтобы вы-
рабатываемые нами предложения содей-
	ствовали этому. Разумеется, это надо сде- ! министров иностранных дел было приня го
	лать не за ечет интересов населения само-
го Триеста, а. напротив, с учетом этих
интересов. -

В этой связи веобходимо остановиться
на взаимоотношениях. Триеста с соседя-
ма — с Югославлей и Италией. Мы счита-
ем необходимым, чтобы в триестеком пор-
ту были специальные свободные. зоны для
обоих соседних государств. При этом нель-
зя не видеть, что Триест особенно заинте-
ресован в развитии отношений с Югосла-
Buell, являющейся его главным хивтерлан-
дом, хозяйственным тылом. В связи с этим
советская делегация считает правильным
предложение 0 таможенной унии Триеета
e Югославией, а также установление со-
вместного с Югославией управления желез-
ными дорогами Триеста. При таком поло-
жении будут созданы более благоприятные
условия для экономического  пох’ема
Триеста и для всей международной тор-
говли.

Один из выступавших делегатов выска-
зывал в связи с этим опасение, не подго-
товит ли это почву для включения CBo-
бодной Территории в Югославяю. Однако
это опасение не было ничем. подкреплено.
Во всяком случае, создавая Свободную
Территорию, мы не можем забыть 0б её
географическом положении и о необхоли-
мости для нее тесных экономических свя-
зей, особенно с таким соседом. как Югосла-
вия. Забота об интересах Свободной Терри-
тории требует такого решения. и мы долж-
ны пойти 00 этому пути.

Перехожу к вопросу о политическом ме-
сте Триеста в международных отношениях.

Во всех проектах, внеселных представи-
телями четырех министров. имеетея прел-
ложение о лемилитаризапии Тряеста, 02.
нако только в советском проекте говорится,
что Свободная Территория должиз быть
также п нейтральна. Признание ‘нейтраль-
ности означает, что на этой территории не
булет никаких вооруженных сил — ви
внутренних, ни иностранных. ’`Советекая
делегация ечитает, что конференпия холж-
на высказатьел за такое предложение.
  В связи с этим, прежде всего, необходи-
’мо, чтэбы было принято решение о выводе
‘иностранных войск из Триеста в опрелелев-
  ный срок. 0б этом, однако. ня слова не гэ-
‘ворится в представленных проектах. Co-

ветская же делегация не считает возмож-
НЫМ пройти мимо такого важного вопроса.

Обращает на себя внимание, что в. м2-
морандуме Соединенных Штатов Америки
подчеркивается, что Совет  Безопаености
‚должен иметь необходимые средства для
обеспечения пелостноети и независимости
Свободной Территории. При этом деликат-
HO умалчивается, о каких «необходимых
средетвах» илет речь. Hs поставленные
‘мною представителю Соединенных Штатов
‘вопросы здесь также не было получено
`уловлетворительного ответа. Но нетрудно
‘догадаться, ч10 nox  «иеобходимыми
средствами» в данном случае  мо-
	—®>э>эзЗ»З=]]=:]==Э:=«:З « =:[=: :=«]З«=]= ««Э««З,‹А А—оюою—о—ю—ю—ю—ю—ю—ю—ю—ю—ю—ю—ю—юо—ююююю—ФФъэь  —2—2ж—жрррЩщщ——————бШШб—мэЭ4/={- О >.

решение о том, чтобы Триест был свободным
международным портом. Но никто еще
не считал возможным говорить о том, что
Триеет должен стать базой каких-либо вэ-
пруженных еил. Советская делегация исхо-
дит из того, что не только никакая отдель-
ная держава, но и Совет Безопасности не
должен превращать Свободную Территорию
в военную базу. так как это прилало бы
совершенно новый и притом совершенно
нежелательный характер всему вопросу о
Трпесте.

Как известно, уставом организации 06’-
единенных наций опредусматривается, что
члены этой организации в определенных
случаях должны предоставлять Совету Без-
опасности необходимые для поддержания
мира вооруженные силы. [о смыслу устава
здесь имеются в виду действия, связанные
с прехлупреждением агрессии или с подавле-
нием выступления агрезсивной державы.
При атом предусмотрено, что на случаи
такого рода должны быть заключены спе-
циальные соглашения между Советом Без-
опасности и членами организации. Все
это, однако, не дает никаких оснований,
чтобы нз Своболную: Территорию были вве-.
дены вооруженные силы какой-либо дер-
жавы или Совета Безопасности и чтобы
фактически эта территория превратилась в
военную базу. Папытки такого рода не
должны встретить поддержку среди нас. =

Вопрос о взаимоотношениях Своболной
Терратории е Советом Безопасности заслу-_
живает особого внимания. По предетав-
ленному проекту Совет Безопасности обес-
печивает пелостность и независимость Сво-
болной Территории, вазначает губернато-
ра и, наконец, получает от губернатора
ежегодные токлады.

Вчерз австралийская делегация выету-
пила © возражениями против этих реше-
ний. Оча доказывала. что Совет Bezouac-
ности не справится с такими залачама, Ав-
стралийекзя делегапия не смогла сделать
никаких других предложений, заслужи-
вающих внимания. ‘во онз заявила, что
Совет Безопасности: с правом вето. предо-
ставленным его постоянным членам,
является нёработоспособным органом и что
поэтому на него не следует возлагать ука-
занных выше полномочий,

Таким 0бразом, аветралийская делега-
ция вновь нашла случай, чтобы порипать,
охаивать и оплевывать право вето, KOTO-
рое предоставлено определенным членам
Совета Безопасности. Можно было бы ска-
зать по этому поводу: «не плюй в коло-
деп — пригодится виды напиться». Но мы
не можем ограничиться‘ только таким от-
ветом пе вопросу о праве вето. Тем более,
что в последнее» время происходят
все новые и новые бесшабашные выступ-
ления против вето, которые не встреча-
ют должного отпора даже со стороны тах
членов организации, которые были авто-
рами устава. Если: так будет продолжать:

Выводы и предложения