3 октября 1946 г., четверг, № 233 (2414)
	ЫЙ ФЛОТ
		Флагманский инженер-механик
принимает задачу
	Пулоеметчик Дегтярев помогал Немпрозт,
Он подавал подушки, навертывал ва клинья
паклю, макал их в сурик, вставлял в про.
боины. 0 том, как четко и грамотяо дейст.
‘воваля Немиров и Дегтярев, можно “вудить
по времени: в. 14.05 катер получил «пу
боину», а в 14.08 она была заделана, п
поступление воды ирекратитось,

Больше всего «повреждений» оказалось
в моторном отсеке. Здесь были «перебяты»
бензиновая магистраль левого мотора мех.
ду карбюратором и бензопомпой, масляная
магистраль от масляного бака в фильтру;
поврежден выхлопной коллектор,

Офицер Добровольский наблюлал сейчзе
особенно внимательно. Каков решение при-
мет командир катера? Как поведут себя
старшины и матросы?

Было два выхода. Первый, . папболее
легкий по исполнению, — остановить ka-
тер. Но тогда он отстал бы от остальных
катеров. И командир отказалея от тазото
решения.

— Устранять повреждения на ходу! —
приказал он. $

Это затруднило’ работу’ мотористов, п
Добровольский спустился к ним. Чтобы вв
выключать моторы и в то же время сохрз-
нить их от поломки, старшина  Шугатов
приказал включить аварийную систему,

— В отсек поступает инертный газ,—
предупредил Добровольский.

Шутанов броенлея к глушителю. Оглич-
ное знание техники помотло ему’ бы
найти место «разрыва». Старшина ехватил
подушку с аварийного щитка, достал рас-
порку и пролез под глушитель. Через мп-
нуту он поставил распорки.

— Бензоматистраль неисправна, —
вигнализировал Добровольскай.

Шутанов не проявил растерянности, На
поврежденный трубопровод оно наложил
дюрит и в двух местах скрепил его хому-
THKAaMH.

— Течь ликвидирована, — докладывал
старшина, — бензин нормально поступает
& моторам.

Поступила новая вводная: от поврежде-
ния масляной магистрали стало падать дав-
ление масла, что грозило выходом мотора
из етроя. Гвардии инженер-капитан 3 рал-
га Добровольекий приказал заглушить м-
тор. Старшина Цымбалюх выполнил npi-
казание. Катер еще двигался, по итерпит
вперед, а из моторного отсека докладывали:

— Масляная магистраль исправлена!

Отсек наполнилея ритмичным гулом кор-
мально работающего мотора. Катер догонял
остальные корабли,

Мотористы приступили к последаму
этапу ликвидации «повреждений».

Сложная задача борьбы за живучесть па
похолв вхали от берегов, максимально прл-
блаженная К боевой  лействительнути,
была решена отлично. Гвардии  инженер-
капитан 3 ранга Добровольский обчаружи
лить охну ошибку. По его ввотной быш
«перебиты масляная и топливная магист.
рали». Трое мотористов олновременно Sp0-
силиеь к месту повреждений, оставив
приемотра пост управления у моторов,

Больше оптибок или оплотностей  лопу-
щено не было.

Задача была решень успептно nowy,
что ей  прыппествовали многочисленные
тренировки. Инженер-механик потразхет-
	ния т. Добровольский готовит экипажи 1 >
	% 4 eee
	опециальным расширенным программам. 8
основе учебы =— опыт войны. Этим в Зна-
чительной степени и об’леняется успех, до-
стигнутый личным составом  гварлейском
подразделения.

Старший лейтенант М. ЛЬВОВ,
	Старший лейтенант С. ХАРЛАМПИЕВ,
Балтийский флот.
	ВБомандир подразделения вызвал гвардии
инженер-капитанз 3 ранга Добровольского
и поставил его в известность о том, что в
ближайшие дни катера выйдут в длитель-
ный поход, вт

— Что предпримете вы. для тренировки
личного состава в борьбе за живучесть? —
спросил командир.

—  Проведем учение, ‘== ответил, поду-
мав, флатманокий инженер-механик.

— Готовьтесь! — заключил командир

Добровольский готовил не первое  уче-
ние по борьбе за живучесть. Сейчас, полу-
чив приказание, он репгил перед выходом
в море проверить выучку личного состава.
Для этой цели гвардии инженер-калитан’ 3
ранта использовал старый тендер, броптен-
ный на берегу. В моторном отделении был
положжен бензин. Старшины и Матросы
тренировались в тушении пожара, исполь-
зуя при этом все средства, которыми во-
оружен торпедный катер.

После ликвидации одного пожара эки-
пажи поочередно занялись тушением вто-
рого, третьего. Затеф матросы и старии-
ны залелывали Фактические пробоины в
надводной и подводной части корабля.

Флагманский инженер-механик  убедил-
ся в Том, Что личный состав неплохо под-
готовлен в борьбе за живучесть катеров,

Перед выхощом в море каждый командир
катера получил ‘пакет, вскрывать который
следовало в указанное время. В пакете бы-
ли вводные задачи, которые командиры
доллены давать личному составу. Комзихир
подразделения одобрил их. Сам Доброволь-
ский решил итти на одном из катеров п-
разделения, которым команиует Герой ©%-
ветекого Союза Гуманенко.

В назначенное время командир катера,
на котором находился Добровольский,
вскрыл пакет. Там было написано: «Не-
приятельские бомбардировщики атакуют
катер. Снарядами на корабле пробит кор-
nyc, Выше ватерлинии большая пробоина.
Осколки бомб пробили средний бензобак. В
отсеке — пожар».

— Действуйте! =— ‘лнуиказал Доброволь-
ский.

Весь экипаж под руководством команди-
ра принял участие в ликвилации пожара
и повреждений. Добровольский наблюдал
aa всеми. Он с удовлетворением залтисал в
блокноте: «Отаршина группы ‘мотористов
Цымбалюк хорошо обеспечивает хох’ кате-
ра». .

— Пробоина в борту угрожает тяжелы-
ми последетвиями, — сказал флагманский
механик.

Радист, находивикийея ближе всего к
«пробоине», быетро заделал ее брезенто-
вой потушкой и RIAN.

— Пламя разрастается! — произнес
Добровольский.

Старшина 2 статьи Шутганоз энергично
лействовал огнетупгятелем и ебал «пламя».
Без дополнительных указаний ‘он гермети-
чески задранл люк и поспептил _B MOTOD-
ный отсек, гле возникло несколько новых
«повреждений».

Команхир катера получил новую ввод-
ную: «Самолеты птроизвели вторую атаку.
Силой взрывной волны в лвух местах про-
бит правый борт катера ниже ватерлинии.
В моторном отсеке осколки пробили мас-
ляную магистраль».

Хлынувшую в главный отебк воду не-
возможно было остановить изнутри. Коман-
дир решил прибегнуть к пластырю. Боцман
Немиров и пулеметчик Дегтярев протянули
концы под’воду, удачно завели пластырь
на. «пробоину». Матросы задраили отвер-
стие изнутри. Для этого они использовали
брезентовые подушки, чопы, клинья и
пакаю. Зе
	(От корреспондентов «Красного Флота»)
	ИЧтормовой поход торпедных
катеров
	  Двадцать часов находились в море ка-
терники Героя Советского Союза гвардии
капитана 3 ранга Малика. Когда все испы-
тания остались позади и катера возвраща-
лись в базу, твардии старший лейтенант
Алексей. Максимович Холин сказал:

— Надолго запомнится этот поход. За
тринадцать ‘лет: службы на торпедных. ка-
терах мне еще‘ не приходилось бывать” в
таком трудном и полезном походе.

Запомнить действительно было что.
Из двадцати ходовых часов десять личный
состав катеров боролся с шестибальной. вол-
ной в темную осеннюю ночь. В этой борь-
бе проверялись морские качества гвардей-
цев, их умение управлять боевой техникой,
тактически выгодно применять ее. пра-
вильно взаимодействовать е другими ко-
раблями.
	Начало похода не предвещало больших
трудностей. Правда, подвечер; когда кате-
ра снимались в заливе с бакштовов мино-
носпев, с моря потянулся. густой туман и
появился небольшой накат. Но это не пу-
тало катерников. Они и раньше водлхи ко-
рабли в кромешной тьме по Яцонекому No-
рю, часто показывающему свой строитивый
характер. В прошлом году в такую же све-
‘my! погоду торпедные катера совершали
дерзкие набеги на военно-морские базы
японцев. ‘

Но между нрашлогодним и нынешним
маршрутами была существенная разница:
‘теперь курсы’ лежали значительно мори-
етее. Й чем дальше катера уходили от 6бе-
-рега, тем труднее становилось еоблюдать
ордер. Темнело, появился сильный накат.
Волны мешали управлению катерами, вы-
бивали их из кильвзтерной струи минонос-
_ цев.

ЕЁ полуночи корабли ушли далеко в от-
крытое. море. Здесь волнение приближалось
к тому пределу, при котором плавание тор-
педных катеров даже днем считается. не-
безопасным. Их бросало из стороны в сто-
рону, порой они зарывались в волны так,
что носовые леерные стойки скрывались
под водой, винты со свистом крутились в
воздухе, ход на какое-то мгновение прекра-
щался. Затем катера снова взлетали Ha
голну и опять ныряли, поднимая каскады
брызй. Вода ‘заливала мостики и палубы.
В это время нам пришлось наблюдать дей-
ствия экипажа катера, которым командует
гвардии старший лейтенант Холин. Трудно
сказать, кто в те часы лучше выполнял
свой долг.— все действовали самоотвержен-
HO. :

На мостике вместе с командиром стояли
промокшие до нитки боцман Гущин; стар-
шина Овчаров. Командир с покрасневитими
от соленой воды глазами был, как и в на-
чале похода, бодр и деятелен. Почти всю
ночь он искусно вел катер в кильватер
миноносцу. Передавая управление боиману.
командир не раз обходил боевые посты.
чтобы ободрить людей словами и личным
примером.

— Держитесь, твардейпы!-— говорил он
одним. — Самое тяжелое уже позади!

На других Холин воздействовал прика-
зом. Некоторым, видя, что они выбились из
сил, советовал:

— Спуститесь в кубрик, отдохните ми-
нутку, переоденьтесь.

Сознание долга вселяло в людей мужест-
BO и решимость выйти победителями из
этой борьбы. Матросы и старшины отлично
действовали, находясь на боевых постах.

В таких трудных условиях этот катер,

как и все другие, миля за милей шел впе-.
ред.

Мотористы обеспечивали кораблям. нуж-
ные скорости хода. Радисты держали связь
с флагманом и другими кораблями, свое-
временно предупреждали своих командиров
о перестроениях и изменениях курса. Моря-
	ки быстро выходили из любых затрудне-
ний.

На одном катере волна’ залила распре-
делительный щит электросети. Когда по-
требовалось включить ходовые огни, онн
не зажглись. Это могло привести к. стод-
кновению катеров: Боцман гвардии стар-
пина 2 етатьи Петров: определил. причину!
повреждения и тут же заменил фонари з3-
пасными, подключенными к исправному
участку сети. Еще в базе, задолго до вы-
хода, боцман обдумал варианты вынужден-
ной замены ходовых огней. ^

Командир другого катера гвардии лейте-

нант’ Пойе заметил, что волной сорвало
антенну. Гвардии матрос Ревнивых быетро
переключился на вторую антенну, а через
некоторое время восстановил поврежден-
ную.
С наступлением рассвета катерпикам
стало легче. Теперь командиры могли’ точ-
но вести корабли в кильватер миноноецам.
«приминавшим» волны. От этого качка
уменьшилась, люди приободрились. .

Скоро стало извеетно, что «противник»
пытается навязать нам в открытом море
встречный бой, Торнедные катера нолучи-
ли задачу: оборонять свои корабли и атако-
вать корабли «противника».

Флагман об’явил тревогу. Гвардия ка-
питан 3 ранга Малик тотчас же по радна
распределил цели между катерамя.

Катера гвардии старшего лейтенанта
Красовского ‘и гвардии ‘лейтенанта Пойса
устремились навстречу «неприятельским»
кораблям. Под прикрытием зртиллерийского
огня катера резким маневром сблизилясь с
«противником» на дистанцию торпедного
залпа и произвели залп по макету.
` Можно было считать, что первал атакз
отбита, но через несколько ‘минут ‘появи-
лись корабли с другой стороны. Их атако-
вал катер гвардии мичмана Якушева.

Вскоре «противник» выслал в этот рай-
он большое количество торпедных. катэров.
Они пытались прорваться к нации кораб-
лям. Но все их атаки оказались бесплодны-
ми. Катерники офицера Малика успешно
защищали свои корабли,

‚Особенно отличился твардий старший
лейтенант Холин. Во время «неприятель-
ской» атаки он держал свой катер на 60е-
вом курсе атакующего, обстреливал его, и
торпела к нашему кораблю не смогла прой-
ти. Через несколько минут Холин так же
мастерски прикрыл другой корабль, атако-
ванный сразу тремя катерами.

Во время войны с Японией катерникам
не приходилось вести оборонительные
бои,— тогда они сами нападали, высажи-
Рали десанты. Действия твардейцев в этой
учебной операции показывают, что ‘они
умело осваивают’ боевой опыт ие только
своего, но и других флотов.

Поход торпедных катеров принес экипа-
жам большую пользу. Но в нем векрылись
и недостатки, виновниками которых были
прежде всего работники Н-ской базы Ба-
за не обеспечила катера нужным фильтру-
ющим материалом, Моторы заправлялись
недостаточно чистым горючим. Вследствие
этого в походе было два случая скисания
механизмов.

Работники базы не позаботялись и о
питании личного состава. Не учтя условий
плавания торпедных катеров, они выдали
на корабли свежее мясо. Приготовить его
уталось только во время случайной стоянки
	в первый день похода, а на вторые сутки
	люди питались бутербродами с консервиро-
ванной рыбой и потом страдали от жажды.
Работники базы до сих пор неё могут по-
нять, что успех каждого похода во многом
зависит и от того, насколько хорошо и ево-
евременно они обеспечивают корабли всем
	необходимым.
_ Старший лейтенант Н. ТРЕФИЛОВ.
	Тихоокеанский флот.
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	Северный флот. Пожарная тревога на линкоре после налета авиации «противника».
фото Н. Веривчука,
		нет порядка
	Северного флота
	«Красного Флота»)
	В Военфлотторге
	(От корреспондента
	готовят недоброкачественно, помещение ии-
щеблока находится в антисанитарном со-
стоянии. Четыре месяца назад инспек-
ция взнитарного отдела флота: особо отмети-
ла запущенность этой столовой, Шо актам
инспекции управление торга издало соответ-
ствующие приказы. Затем в. июле во ис-
полнение этих приказов была опять прове-
дена проверка и опять написаны приказы,
но дело, к сожалению, с места не двину-
лось. В столовой осталось все ‘так, Как
было.

‚ Плохо обстоит дело и с не кадров
в Военфлотторге. На работу в торг часто по-
падают непроверенные люди. В результате
немало случаев хищений и растрат. Только
в одном отделении, которое обслуживает ос-
повные соединения флота и авиации, за по-
следние восемь месяцев сменилось пять нз-
чалькиков. Ясно, что ждать порядка в та-
ком отделении трудно. Флотские организа-
ции, несмотря на то, что они кровно заинте-
ресованы в подборе кадров, которые
флотторг посылает для работы в частях, со-
вершенно не вникают в это дело.

Партийно-политическая работа в органах
Военфлотторга Северного флота не проводит-
ся. Начальник, Военфлотторга изйор Лавит
считзет, что воспитание подчиненных не
входит в круг его обязанностей.

Говоря о недочетах в работе Военфлоттор-
га, было бы несправедливо нё указать на
то, что немалая доля вины за эти недочеты
падает и на тыловые органы флота. В этом
голу Военфалотторг должен раскорчевать и
распахать пятьдесят, гектаров земли для
расширения своего подсобного хозяйства.
Северное лето кончилось; скоро начнутся
снегопады и заморозки, а работа пока; в на-
чальной стадии, и есть угроза чевыполне-
ния задания. Тыл флота совершенно не по-
могает Topry транспортом ‘и рабочей силой,

Показателен и другой факт. В одной из
баз на ремонт была закрыта хлебопекарня,
сизбжавшая больное количество воинских
частей. Ремонт требовался  незначитель-
ный, — штукатур, два маляра и печник
произвели бы его самое большее за пятнад-
цать дней. Однако тыловые органы веяче-
скп затягивали ремонт, и три месяца воин-
ские части вынуждены. были гонять мази-
ны за тридцать километров, чтобы получать
хлеб в другом. месте. Специалисты утверж-
дают, что средств, потраченных на излиш-
ние перогоны транспорта, хватило бы на по-
стройку новой хлебопекарни.

“Пора в-органах Военфлотторга Северного
флота навести большевистекий порядок.
	Северный флот.
		Военфлотторг Северного флота пользуется
среди офицеров и вольнонаемного cocTasa
недоброй славой. В магазинах при морских
базах и гарнизонах нет в продаже простей-
ших предметов игирпотреба, ‘даже знаков
различия для офицерского состава. He
справляется Военфлотторг и с бытовым 0б-
служиванием моряков: Пошивочные и сз-
жные мастерские’ могут ‘удовлетворить
тотько. крайне ограниченное число офице-
ров.

Особенно много претензий пред’является
к Военфаоттореу по поводу плюхого обелу-
живания покупателей в магазинах и недо-
брокачественного приготовления пищи в сто-
ловых.
	Ярким фактом полного отсутетвия забогы
со стороны Военфлотторга ‘0б улучшении пи-
тания офицеров может служить бесхозяй-
ственное использование ‘им своего подеобно-
го хозяйства. Военфлотторг редко’ балует
офицеров свежими свощами, хотя имеет воз-
можность время от времени давать в столэ-
вые салат, огурцы, помидоры, редис. В под-
собном хозяйстве имеютея тысяча парвико-
	вых рам, тепличная галлерея с полезнаи
	площадью в 600 квадратных метров, откры-
тые посадки картофеля и капусты, В тече-
ние весны и лета нарники и теплиды дали
немалое количество ‘зелени, но XO столовых
дошли только крохи,  Ше желая
утруждать себя заботами и хлопотами по
перевозкам и резлизации овощей, Военфлот-
торг вошел в контакт ©.  судоремонтным
предприятием, расположенным ‘неподалеку
от подсобного хозяйства. Девяносто процен-
тов всей продукции хозяйства сдается за-
воду. Незначительная часть этой продук-
ции, остающаяся в ‘распоряжении торга,
распределяется среди узкого круга людей.
В том же подсобном хозяйстве в течение
лета пустовало в теплицах сто шестьдесят
квадратных метров “полезной площади. На
этой площади, как утверждает диреклор под-
собното хозяйства Аникеев, могло быть вы-
рашено несколько тонн зеленого лука.
	Не лучше обстоит дело и © заготовкой
рыбы. [ye-rge а ya а Севере
рыбы достаточно. Ее ловят, но в столовых
свежая рыба — явление не частое. Дело в
том, что Военфлотторгу, как здесь утверж-
дают, «невыгодно» и слишком хлепогно за-
ниматься снабжением отдаленных ооловых
мелкими партиями рыбы. Но п тогда, когда
рыбу отправляют 8B столовые, Ona
хоходит туда в весьма ограниченном коли-
честве: коятроль за транспортировкой рыбы
отсутствует.

Особенно возмутительным надо’ считаль
отношение Воонфлотторга и тыловых орга-
нов к столовой, обслуживающей лет-
чиков, техников и авиаспециаяистов пере-
хового Ha флоте авиасоединения, Цищу здесь

Самолет героя передан в музей
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 2 октября. (По теле-   верного флот» и вручён Терою Советском
	Союза капитану А. К. Тарасову. В боях ва
Советское Заполярье летчик-герой сбил ва
этом самолете 13 немецких машин.

Недавно судостроители Нарьян-Мара 9-
ратились к командованию ‹ просьбой пем-
тать самолет героя на хранение в музей го-
рода. Их просьба удовлетворена.

графу). ВБ перяод Великой Отечественной
войны коллектив рабочих, служащих и ин-
женерно-технических работников Нарьян-
Марской судостроительной верфи приобрел
на свои средства боевой самолет, названный
«Нарьян-Марский судостроитель». Этот са-
молет был передан в Н-секую авиачаеть (6-
	руководимая видными учеными, создавшая
ряд замечательных научных работ. Гидро-
графические суда «Ост» и «Вест» неуетач-
но бороздят его воды. В небе над ними
изрят воздушные разведчики, следящие
за каждым изменением в состоянии льдов.
Вее они помогают морякам безопасно пла-
вать в море Лаптевых,
	В Тикси находится одна из основных баз
воздушной ледовой разведки. Здесь работает
Много. замечательных летчиков, возглав-
ляемых известным полярником Иваном Ива-
новичем Черевичным. Они много сделали
для освоения восточной части Таймырского
национального округа и северной части
Якутской АССР—этого богатейшего района,
прилегающего в Тикси. А район не только
велик (на его территории могут разместить-
ся три—четыре крупных государства Евро-
пы), но и сказочно богат. В самом заливе
вырастает мощный порт, оснащаемый раз-
личными погрузочными механизмами.

(евоение Великого Северного Морекого
пути позволяет поставить на службу Ро-
дине огромные богатства этих районов. Для
быстрейшего решения этой задачи в море
Лаптевых переброшены мощные ледоколы,
число которых все время растет, пополня-
ются авиагруппы ледовой разведки.

По 15—18 часов без посадки летают
над льдами самолеты. Советские люди, 0с-
воившие эту могучую технику, своим те-
роическим трудом умножают славу своих
предшественников — братьев Лаптевых,
летчиков Николая Евграфовича Попова и
Нагурского, совершивших в 1909 ив
1914 годах ряд замечательных ‘полетов в
этих северных районах. Известные всей
стране полярные летчики Титлов, Котов,

Козлов, Черевичный, Задков, Сырокваша
и многие другие и летом и зимой несут
службу воздушного ледового патруля, до-
стигая самых «высоких» широт.
’ В ледовых разведках участвуют обычно
‚и ученые—гидрологи, географы, океанологи.
В августе 1946 года в большом полете на
ледову разведку принял участие доктор
географических наук, профессор, инженер-
контр-адмирал Н. Н. Зубов. 84 часа провел
в воздухе шестидесятилетний ученый. 06-
следовав огромную территорию от Карского
до Чукотского моря, экипаж самолета. полу-
чия подробную картину ледовой обстановки
	Самоотверженный поступок
	Волжский пароход «Феликс Дзержин-   транепорта Владимар Корунов, бывший 69-
ский» был на траверзе села Юркино, когда   еи бригады морской пехоты. Он быстро схва-
на реке раздались крики о помощи: тонула   тил левочку и вытащил её из воды. Ребенок
левочка. На помощь утопающей. бросился   был спасен. ° Г. ДАНИЛЕВИЧ.
студент Инетитута инженеюв  волного  г. Горький.
	Порт на море Ла
		`От специального корреспондента
«Красного Флота»
>
	лат, укроп, редиска, капуста, огурцы, мор-
ковь. Подготовлен новый огород на площа-
ди в 3.000 квадратных метров. Выросшая
на нем капуста уже поступила в продажу.
За один июнь в Тикси было собрано более
500 килограммов огурцов. Для Севера
это —достижение большой важности!

„Энергично развивается и животноводство.
Вса большее количество свежего мяса полу-
Чают жители полярного города. Только одно
подсобное хозяйство вырастило 254 ‘поро-
сенка. ‘

Но славится Тикси своим портом. В раз-
гар навигации отсюда уходят суда в Мур-
манск и Владивосток, в порту пополняют
запасы караваны, следующие сквозным
путем по Северному Морскому пути. Здесь
же производится перегрузка товаров с мор-
ских судов на каботажные, отплывающие
вверх по рекам Лена, Оленек, Анабара, Ха-
танга, Яна. Тикси имеет свое топливо—
уголь из Сангареких копей. В порту имеет-
ся все необходимое для быстрой разгрузки
и погрузки судов любого тоннажа—под’ем-
ные краны, транспортеры, мотовозы, узко-
колейные пути. Судоремонтные механиче-
ские мастерские к началу навигации ус-
пешно закончили ремонт евоего ‘портового
флота — кунгасов, несамоходных барж,
катеров, специальных судов, ледокольных
букенров. }

В этом. году бухта поздно очистилась от
льда. Лишь 9 июля подошли к главному при-
чалу ледокольные буксиры «Якутия» и
«Леваневский», за ними пришли гидрогра-
фические суда «Вест» и «Ост»; а в ночь на

1 июля, уже по чистой воде, к главному
пирсу подошли баржи № 17 и № 6. Нача-
лась погрузка транзитных грузов, следую-
щих на реку Яну.

’ В начале пюля в Тикси прибыла значи-
тельная группа новых советских людей, рс-
	Тиха и спокойна бухта Тикси. Вогда в
открытом море ревет шторм, ветер рвет па-
руса, а льды грозят раздавить судно, эта
глубокая и хорошо защищенная бухта —
надежный приют от северной непогоды. И
хотя Тикси была известна русским морякам
много лет назад, ее живописные берега ожи-
‘ли только после появления на Севере совет-
ских сг:роителей. Они пришли сюда в 1932
году, а через 14 лет на месте десятка па-
латок выросли большое селение и порт,

С каждым годом все шире развертывается
И совершенствуется новый арктический
порт. Работы не прекращаются ни летом,
ни зимой, в полярную ночь. 06 их разиахе
можно судить хотя бы по тому, что только
‚в 1945 году «Тиксистрой» сдал готовыми
свыше 70 об’ектов, 32 тысячи кубометров
зданий, 2.700 квадратных метров жилой
площади. Мощная электростанция дает до-
статочно энергии. для производственных
предприятий; порта и селения. Улицы,
магазины, столовые, больница. почтово-
_ телеграфная контора, средняя школа Тикси
сейчае з-литы светом.
	ВБырастает, богатеет, благоустраивается
молодой советский заполярный город. Для
снабжения населения хорошей водой закой-
чено строительетво водопровода из озера
Мелкое до порта. Заканчивается строитель-
ство’ летнего клуба,

Отсутствие свежих овощей долгое время
было весьма серьезной проблемой для людей,
работающих на Крайнем Севере. Сейчас и
это препятствие преодолено. Большевистекая
‘настойчивость победила суровую северную
природу. Уже в этом году жители Тикси по-
чти полностью обеснечены ‘собственными
свверными овощами. Это — результат напря-
женной работы на лалеком Севере многих
советских ученых, таких, как М. М. Хуен-
никовз, Которая разработала и внедрила
новые оригинальные методы обработки
почвы, таких, как мастер тепличного хо-
зяйства Царьков, в 1939 году положив-
лтий здесь начало парниковому хозяйству.
Сейчас в Тикси созданы 2 теплицы и 300
парниковых рам, в которых созревают са-
	минном заградителе «Амур» Новиков при-
обрел большой опыт плавания, научился
грамотно эксплоатировать механизмы. После
лемобилизации старшина Новиков прибыл в
Тикен и поступил машиниетом на ледоколь-
ный буксир «Леваневский», Но. привычке,
приобретенной во время службы на военных
кораблях, машиниет Новиков. продолжал и
на Севере непрерывно учиться. В 1942 году
он блает экзамен на второго механика, а в
1944 году становится уже’ старшим меха-
ником «Леваневского»; И Глазунов, и По-
темкин, и Новиков награждены орденами,
похвальными грамотами Главсевморпути и
значком «Почетный. полярник».
	Патриоты Родины, подобные Глазунову,
Потемкину, Новикову, сумели завоевать сво-
ему порту славу одного из лучших на Се-
верном Морском пути. За успехи в выпол-
нении плана коллективу Тиксинекого пор-
та в июне было присуждено переходящее
Красное знамя.
	06°ем грузооборота Тикси — этого круп-
нейшего порта на море’ Лаптевых —
непрерывно растет. Через Тикси сельское
хозяйство Якутии получает хибинские апа-
титы, северные районы получают товары,
техническое и промышленное оборудование
ит. д. Население этого самого северного в
СССР города не чувствует себя оторванным
от жизни веей страны. Полярники напря-
женно трудятся над осуществлением плана
послевоенной сталинской пятилетки. в ко-
тором перед ними поставлена конкретная
задача-—«завершить в 1950 году работы по
превращению Северного Морского пути в
‚нормально действующую судоходную маги-
страль»,

Это почетное задание Родивы полярники
	восприняли как призыв к новым победам над
	силами арктической природы, к самоотвер-
женному труду нал освоением величайших
	богатств Советского Севера, как призыв В
неустанной работе во имя расцвета эконо-
мики районов и округов, прилегающих к
трассе Северного Морского пути, развития
культуры народов Севера, избавленных со-
ветской властью от нищеты и вырождения.

Море Лаптевых — «ерединное море» Be-
ликого Северного Морского пути. Через него
проходят десятки больших кораблей, сотни
каботажных судов. В Тикси регулярно рабо-
тает постоянная геофизическая лаборатория,
	на Северном Морском пути в 1946 году,
смог дать капитанам ледоколов ценные ука-
зания, как вывести караваны на чистую
воду. Помимо экспедиции профессора 3уб0ва
в августе закончила работу воздушная экс-
педиция Арктического  научно-иселедова-
тельского института. Около 18 тысяч кило-
метров, достигая 82-го градуса северной шт-
роты, пролетели участники экспедиции, 19
пути испытали специальный прибор. коЕ-
струкции профессора Логачева для изучения
морского дна.

Советские моряки, ученые и летчики,
вдохновляемые грандиозным планом после
военной сталинской пятилетки, добиваются
того, чтобы корабли следовали по Северному
Морскому пути безостановочно и безопасно,
не опасаясь ледовых «ловушек». Наши уче
ные во главе с лауреатом Сталинской пре-
мии Б. Ю. Визе на основе огромного факти-
ческого матернала, собранного в течение
многих лет, уже выработали систему 09°
ставления вполне достоверных долгосрот
ных и краткосрочных ледовых прогнозов,

# хх хх
	В комнате ветерана Севера И. И. Черевия-
ного, работающего в Арктике, как г‘
BOPAT тиксинцы, «со дня ее основания», ве
село и людно. Один из летчиков рассказы“
вает, что «туман вчера на Косистом мыс
был такой, что я рукавицы в него засунул
а на обратной дороге взял...». Здесь можт
встретить человека, видевшего на горизонте
одновременно солнце и луну незаходящимя
в течение 10 суток. Здесь вы узнаете
что вблизи Тикси ‘найдены хорошо ©0114
нившиеся трупы мамонта и мускусного бы-
ка. Здесь расскажут и о трагедиях, разы
гравшихся в свирепые метели, о жертвах,
которые понесены в беспощадной борьбе ¢
природой. Но этих жертв все меныйе, (1
важные полярные моряки и летчики, стро
ители и  эксплоатапионники  паучилиь
преодолевать трудности полярной жизни
все успешнее, все с меньшими потерями.
Они знают задачу, поставленную пятиле-
ним планом, и уверены, что сумеют её вы
полнить, ибо, как учит нас товарищ

талин, «нет таких крепостей, которых #8
могли бы взять большевистская смелость
и организованность».

Ник. БОЕРОВ,
	Тикси — Москва, Сентябрь
		шивших отдать свой силы развитию Co-
ветской Арктики, Среди них специалиеты—
строители, машинисты, электрики, крано-
вщики, , механизаторы. Но не в пример сов-
сем недалекому прошлому прибытие новых
людей вовсе не’ означало, что старые уе-
дут на Большую Землю. Многие жители
Тикеи остаются в Заполярье на долгие годы.
	В Тикси все знают семидесятилетнего мо-
ряка с седыми висками-—Лмитрия Семенови-
ча Глазунова, по-юношески бодрого и жизне-
радостного. Полвека назад он служил мат-
росом на крейсере «Очаков», а сорок два
года назад — млалигим  боцманом крейсера
«Громобой», участвовал в известном мор-
ском бою трех русских кораблей с эскадрой
адмирала Камимура, когда русские вышли с
победой из ‘этого нерзвного боя. За отвагу,
проявленную в этом бою, боцман. Глазунов
был награжден именными золотыми часами,
& 38 ПОДВИГИ в следующих сражениях—ге-
оргиевеким крестом. Дмитрий Семенович
участвовал в гражданской войне, дрался с
непрошеными гостями на Севере, изгоняя
их из Архангельска и Мурманска. Великий
пафос строительства захватил старого моря-
ка. Прервав заслуженный отдых, Дмитрий
Семенович Тлазунов в. 1934 голу едет из
Москвы в Арктику и здесь, в Тикси, вот уже
двенадцать лет несет почетлую вахту, учит
И воспитывает молодых моряков.
	Здесь же, в Тикси, работает в механиче-
ских мастерских бывший матрос «Асколь-
да» Георгий Никифорович Потемкин. Потем-
кин проявил себя храбрым и находчивым
воином во время бол, который вел
«Аскольд» в 1915 roxy nexasexo or Bocdo-
ра, и в ряде других схваток, закончившихся
	уничтожением двух кораблей противника. Б
тоды гражданской войны Георгий Никифо-
рович на матросском бронепоезде «Степан
Разин» громит белые банды. Затем вновь
возвращается на корабли, служит старшиной
на миноносце «Бравый», В этом году Геор-
гий Никифорович отметил десятилетний
юбилей работы на Севете.
	Много бывших военных моряков можно
встретать в Тикси. За пять лет службы на