14 июня 1947 г., суббота, № 138 (2645)
		КРАСНЫЙ ФЛ

‘Опровержение ТАСС
	и пограничным отрядом Монгольской На»
родной Республики,

ТАСС уполномочен сообщить, что эт
заявление представителя министерства
иностранных дел Китая не соответствует
зействительности` и является провокацион-
WHIM вымыслюм.
	Китайское агентство, «Сенфрал Вю»
расптостранияю_ заявление ° представителя

раны nar MnADaALRIY Ve7 Korag 0
	министерства иностранных де Aten >
том, что самолеты с опознавательными
знаками Советского Союза принимали УЧа-
стие ‘в пограничном интиденте, ’пройсшед-
нем 5, июня ва монголо-синьизяновой гра-
нипе. между китайской воинокой частью
	ТЕИИЧЕСКИЙ НОПФЕРЕИНИ
ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПО
	В яашей части недавно состоялась тех-
ническая конференция, ‘На которой Лет-
Чики, ‹ штурмавы, инженеры, авиатехни-
ки детально обсуждали вопросы ‚эксило-
атащаи  винтомоторной группы в ` летний
период, ^^

С ‘докладом выступил ‘инженер-подпол-
ковник Груздев. Он рассказал о факторах,
обеспечивающих безотказную работу вин-
томоторной ‘группы, раскрыл‘ «еёкреты»
снятия ‘полной мощности моторов при со-
хранении температурного режима, уста-
новленного инструкцией. векрыл ошибки,
которые допускают летчики в вэздухе.

-— Основной причиной преждевременню-
го выхола мотора из строя, — говорил
т. Груздев, — является загрязнение мас-
ляной системы двигателя. Моторы ‘наших
самолетов ‘ежеминутно расходуют 60 м
воздуха. Если вместе с воздухом засасы-
ваются песок и, пыль, двигатель засоряется.
Песок и зыль прежде всего оседают на
подшипниках коленчатого вала. Масляное
покрытие (подушка) нарушается, что при-
водит двигатель к перегреву, быстрому
износу, & то и расплавлению подшипников.
Экипаж самолета имеет. возможность пре-
дупредить разрушающее действие пыли
и песка. Для этого необходимы  тщатель-
ное наблюдение за фильтрами и регуляр-
ная. смена масла, произволимая по всем
правилам  экбплоатации. Чтобы предупре-
дить износ поршневых колен, в летнее
время, котда в перерывы между полетами
масло стекает. со стенок цилиндров, перед
запуском ‘нужно обязательно открывать
кран инжектора и плавно. переводить мотор
на повышенные обороты.

. Некоторые летчики при рулении резко
дают и убирают газ. Этог” следует‘ всяче-
ски избегать, так как возможно. разруше-
ние венца шестерен редуктора.

Докладчик подверг критике некоторых
летчиков, нарушающих  инструкнии по
экоплоатапии малериальной части.

— Офицер Платонов, ‘не проверив при-
годность материальной части к полету,
раеписа..ся в поиеме неисправного самоле-
та. Офицер Матвеев при пробе мотора зна-
чительно превысил количество оборотов,
чт) категоричееки запрещено. Жесткая.
требовательность к выполнению правил.
эксплоатации — вот что нам особенно.
нужно в период летней учебы, — заявил в.
заключение т. Груздев.

Доклад вызвал оживленные прения.
Офицер Морковкин обратил внимание лет-
чиков на необходимость правильной экепло-
атации вантомоторной группы в звоздухе,
напомнил им, как нужно пользоваться мото-.
ром, начиная от запуска, рулежки, взлета и
до посадви. 0 влиянии точности показания.
приборов на жизненность мотора говорил
	канитан Шелюх.

— На первый взгляд, — отметил т. Ше-
HIOX, — ошибки в показаниях тахомото-
ра на 650—100 оборотов и наддува на
8 мм ртутного столба безобидны. Но вель
это приводит к перерасходу горючего до
40 кг в чае и сокращает жизнь мотора.

Свое выступление майор Аккуратов по-
святил вопросам точности и ‘аккуратности.
Он привел пример, когда летчик Кудрин
плохо подогнал обмундирование, перед
взлетом рукавом задел за штурвальчик
регулятора оборотов и непроизвольно пере-
вел винт на большой шаг.

Герой Советского Союза Корзунов в сво-
ем выступлении обратил 060б0е внимание
на то, чтобы знания, приобретенные офи-
церами на командирской учебе, умело при-
менялись на практике. Это будет впособ-
ствовать непрерывному улучшению ake-
плоатации самолетов.

Техническая конференция принесла
большую пользу ‘офицерам части.
	Подполковник Ф. ЧАЦКИЙ.
	` Точный глазомер—условие

> Тяазомер — олно из важнейших качеств

каждого военного моряка. По определению
‘адмирала С. 0. Макарова, «под словом гла-

°зомер морякя понямают вообще хоротий

oe Морской. глаз,

oS “CBORM кораблем».

т. е. умение ориентиро-
ваться относительно других судов и берс-
та». В ‘этому С. 0. Макаров добавлял:
«Человек, не имеющий хорошего. морского
Глаза, не’ может хорошо управиться co
Эти утверждения спра-
зелливы-и сейчае, спустя сорок с лишним
“лет. Несмотря на появление и развитие за

° это время новых срелетв кораблевожления,

° “EEL,

ТОЧНЫЙ глазомер попрежнему является не-
‚пременным условием а, плава-

``Товорят, что хороший командир познает-

“en ‘no тшвартовке. Действительно, хорошо
= швартовалься может лишь тот. командир.
- Который твердо знает маневренные свой-

ства своего корабля и обладает, развитым
`Таазомером. Еели у командира нет этих

-  RaWeCTB, то он будет швартоваться неуме-

10. Его корабль, возврашаясь в базу, совер-
тает сложное маневрирование, которое
‘иногда. ‘продолжается несколько часов и
> имеет результатом потерю якоря, каса-
“Hae кормой стенки, навалы на другие
корабли. и т. п.

‚Мне пришлось однажды наблюдать за
_ Хействиями командира Ф. Возвращаясь С
„моря. он то ударит в борт кого-либо из с0-
` селей по причалу, то посадит свой корабль
‚на мель, то потеряет якорь или заберется
ночью в такое место, откула утром © боль-
им трудом елва улается выйти на фарва-
тер. Отранно было видеть, как при возвра-
шений этого корабля в базу на всех. других
играли аврал, матросы стояли с кранцами
‚в руках в ожидании удара или назвала.
Неларом этот корабль повсемество считался
аварийным. Причина заключалась в отсут-

_ ствии-у командира глазомера и способностя
быстро и точно опенивать обстановку,

_ Такой командир в мирное время наделает
. аварий, а в боевой обстановке подведет и
себя и других:

Командиру эсминца Н. было приказано
высадить на побережье, занятое немпами,
первый бросок десанта. Этот офицер в ре-
ттительный момент He сумел на полном
ходу навильно определить на-глаз расето-
яние до берега” и в результате корабль
совершил не тот маневр, который требо-
валось.

С точки зрения разбираемого нами
вопроса, любопытно обратиться в опубли-
кованной в № 10 «Морского сборника» ва
1946 год таблице потерь флота США во
втерую- мировую войну. Потери по нави-
тационным причинам в абсолютных цифрах
занимают там первое место: 150 кораблей,
из которых 139 боевые, преимущественно
‘небольшого водоизмещения. Гибель при
плавании в тумане, посадка на мель или
-рифы; крушение во время шторма — все
Это свидетельство плохого глазомера у офи-
„церов этих кораблей. Стоит подчеркнуть
—заееъ и друтое любопытное обстоятельство:
«вряд оли какой-либо из флотов других
‘иностранных держав был во время войны
столь обильно насышен техническими
средствами дальнего обнаружения, как флот
США. Но; судя по цифрам, не эти средства
-в-нервую- очередь обеспечивают безопас-
ность плавания.
-`ТРаливлокационная техника значительно
облегчает рабэту офицера, момогает ему
действовать более успенно, во она не может
	Скоро в Арктику
	_ ВРОНШТАДТ, 13 июня. (По телеграфу от
корр. «Красного Флота»). На кронштадтском
рейде, сверкая новой окраской, стоит
лелокол «Капитан Белоусов». Это одик из
лучших кораблей советского ледокольного
‘флота. В беседе с нашим корреспондентом

канитан судна т. Пономарев сказал:
	= 33 нае только что закончились pe-
монтные. работы. Через несколько дней с
экспедицией Арктического института мы
выйдем в плавание. Люди нашего корабля—
участники неоднократных ледовых плава-
ний, старые полярники. Для меня лично
это будет тридцать пятая навигация. Мы
сделаем. вее. чтобы с честью выполнить
залание Ролины.
			безаварийного плавания.
				вения в бухте, посадка на камни Jame
тихоходных катеров и т. п.

Еще будучи курсантами военно-морских
училиш и проходя летнюю практику на
кораблях флота, моряки постепенно приоб-
ретают навыки глазоемерных определений.
Очень хорошо помогает в этом управление
катерами и нарусными. шлюнками. Отхол
на шлюпке от корабля или подход к трапу,
повороты, движение в узкостях, трениров-
ки в свежую погоду — все это в числе
	других ценных качеств вырабатывает У
	моряка и глазомер. Управление шлюнкой
на. веслах, затем под парусами е последу-
ющим допуском к управлению моторным
катером в различных условмях, при долж-
ном руководстве и контроле со стороны
начальника всегда. дает весьма положи-
тельные результаты, Поэтому полезно
возможно ‘ чаше практиковать шлюпочные
	гонки. & сожалению. 09 этом забывают
	на некоторых кораблях.

Развитие глазомера при yOpansenan Ma-
лыми. судами, естественно, дополняется
тренировками во время пребывания корабля
в море. Каждый выход корабля необходимо
максимально использовать для того, чтобы
обучать офицеров практически определять
дистанция, курсовые углы и другие эле-
менты в различной обстановке и при: самых
разнообразных действиях.

Когда я командовал кораблем, то придер-

живалея правила — каждый раз перел
с’емкой с якоря лавать офицерам инливиду-
альные задания. помогающие развивать
глазомер. ‚В чем они заключались?
Это прежде всего зрительный расчет
дистанции до ветречаемых в море об’ектов,
определение типов кораблей, их скорости,
курса, & если ветречалея транспорт, то и
его водоизмещения. Точность таких данных,
полученных в различных условиях погоды,
проверялась по приборам и другими спосо-
бами. ‹ После того как офицер достигал
необходимых результатов и. сдавал на
мостике зачет по несению вахты, я учил
его держать корабль на заданном от других
кораблей расстоянии, сохранять место в
строю сначала днем, а затем и ночью или
в плохую погоду. Дзлее офицеры осваивали
еше более сложное маневрирование: подход
в бочке, проход в узкостях, прорезание
строя, перемена места в строю ит. д. Хо-
роншие результаты дает, кстати еказать. и
зарисовка входов в бухты, маяков, примет-
ных сопок, мысов и других ориентиров.
Это приучает глаз распознавать местность
без всяких специальных определений, что
дая моряка особенно важно.

Выработать у себя и у подчиненных
морской глазомер — длительное и трудоем-
кое дело. Порою и десять попыток офицера
выполнить зздание командира в области
глазомерных определений дают неутеши-
тельные итоги. Но если у офицера есть
настойчивость, если его учит опытный,
знающий руководитель, 10 раньше или
позже, а он своего добьется. Й как приятно
испытать чувство, что вот сделан еще один
War к овладению поллинным мастеретвом!
	В заключение скажу, что методика раз-
вития глазомера весьма богата. Осветить
ее сколько-нибудь подробно в рамках га-
зетной статьи не представляется возмож-
ным. Мы задались более узкой целью—
подчеркнуть, что точный глазомер является
	непременным условием безаварийного пла-
	вания, что воспитание такого качества —
задача каждого офицера,
	Участниви похода вели самостоятельную
прокладку и навигационный журнал, онре-
деляли скорость корабля на мерной миле и
поправку лага, решали астрономические за-
дачи.

Используя частые заходы в гавани и
бухты, командир перехода капитан 1 ранга
Лежава учил офицеров швартовке, поста-
новке на якорь и с’емке е якоря, управле-
нию кораблем при исполнении различных
маневров.

За короткий срок в Н-ском соединении
проведено несколько учебно-тренировочных
походов. Они помогли офицерскому составу
изучать военно-морской театр, осваивать и
совершенствовать практические навыки
кораблевождения.
	Контр-адмирал
А. ГУШИН.
		Чему учат первые недели
боевого траления
	кораблей, механиков, мотористов, элевтри“
ков тральщиков строго соблюдать в море
и на походе. требования уставов, инструк“
ций и наставлений, обеспечить безаварий-
`‘иое плавание.

В горячие дни боевого траления болышая
роль отводится комсомольским  организа-
циям, Расскажем о их работе. Сразу жа
после прибытия тральщиков в пункт 1.
было проведено комсомольское собрание, на
котором обсуждали вопрое «Итоги перехода
катеров и задачи комсомольцев на боевом
пралении». После собрания члены бюро
тт. Алферов, Левашев, Парамонов, Абрамо-
вич и секретарь первичной камеомольской
организации т. Ромашков побывали на всех
кораблях, провели беседы с молодежью,

Одновременно было организовано первое
занятие кружка по изучению биографий
В. И. Ленина и И. В. Сталина. На заседа-
нии бюро обсудили вопрос о подготовке к
предстоящим политзанятиям.

Позаботились комсомольцы и 0б органи-
зации культурного досуга. Своими силами
оборудована волейбольная площадка. Уже
состоялась. товарищеская встреча между
командами. На ‘расчищенной стометровой
беговой дорожке происходят тренировочные
пробеги на сдачу норм по комилекеу ГТО.

Секретарь комсомольской организации
бывает на кораблях, беседует с комсомоль-
пами, вникает в их боевую жизнь. В море
на одном из тральщиков из-да ошибки
рулевых произошла заминка, вызвавшая
прекращение тральных работ на некоторое
время. В связи с этим было созвано спе
‘циатьное совещание комеомольцев-рулевых,
На этом совещании секретарь комеомоль“
ской организации т. Ромапшиков, который сам
является ‚хорошим специалистом, — обстоя-
тельно рассказал ‘0 причинах задержки
траления, а также о мерах для предотвра-
шения таких случаев в дальнейшем. Вы-
ступившие затем тт. Кожуцико, Герасимов,
Маевский и другие поделились своим опы-
TOM вождения катеров, вокрьыхи недостатки
других рулевых.

Совещание было весьма полезным, В те-
чение последующего. времени рулевые лей+
ствовали хорошо. Инициатива бюро комсо=
мольской организации была одобрена коман-
диром. соехинения,

Сказанное въыпие показывает,, что на: ко-
раблях соединения есть все Условия дая
успенгного проведения партийно-политиче-
ской работы, есть силы, есть желание ком-
мунистов и комсомольцев. Достаточно было
прибывшим  политработникам направить
работу партийных и комсомольских оргаз
низаций, как деятельность их сразу ожил
вилась.
	Первые недели начавшегося траления
учат, чо партийные и комсомольские 0р-
ганизации смогут оказать необходимую
помощь командованию и способствовать ло-
стижению значительных успехов в трале-
нии, если их усилия будут систематически
направляться на выполнение этой 0
новной задачи. Репающим условием такой
деятельноети является умелое руководство
CO стороны политотдела соединения.
	Балтийский флот.
	Майор А. ЗАГОРЯНСНИИ.
	(От специального корреспондента, «Красного Флота»)
	Начало боевого ‚ траления кораблями
Н-ского соединения показало, что полити-
ческие работники и руководители парт-
организаций соединения плохо. подготови-
лись к этому важнейшему делу.

Можно было ожидать, что политработни-
ки особенно широко развернут политиче-
скую работу непосредственно в районах
траления. Однако этого не случилось. Край-
He слабое руководство партийными органи-
зациями привело к тому, что деятельность
послелних почти прекратилась.

В самом деле. За полмесяца тральных
операций проведено всего... одно политза-
нятие и... одна политинформащия. Семинара
руководителей политических занятий во-
обще не было. Между тем этому ничто не
мептало, о чем убедительно говорит, напри-
мер, такой факт. В течение двух дней —
28 и 29 мая — траление не проводилось. В
эти дни были вее условия для того, чтобы
провести занятия политшколы и кружка по
изучению иетории ВЁТ(б). Секретарь пер-
вичной партийной организации Malad
лейтенант Дребезгев заявил, что занятия
будут. Однако они сорвались из-за непод-
готовленности к ним, В этом повинны и сам
т: Лребезгов и руководитель политшколы
инженер-капитан-лейтенант Максимов.

Весьма с1або была развернута внутри-
партийная и ’партяйно-маесовая забота.
Коммунисты He вовлекались в активную
партийную жизнь. Правда, им давалиеь’ от-
	дельные поручения. Но.они носили случай-
	ный характер, причем не всегда учиты-
валиеь способности и возможности тех, ко-
		во всех случаях полностью заменить чело-
века. Командиру необходим хороший глазо-
‘мер. Значение его особенно возрастает ве
время морского боя. Ошибиеь, например,
артиллерист в определении стороны движе-
ния корабля противника, — снаряды поле-.
TAP MEMO, драгоценные секунды будут
упущены.

В сожалению, некоторые наши офицеры
забывают развивать у себя и у подчинен-
ных морской глаз. Происходит это главным
образом потому, что они упускают из виду
уроки Отечественной войны. Ведь известно,
что в некоторых боях от попаданий снаря-
дов или сотрясения корпуса корабля при
взрывах авиабомб. технические средства
подчас на длительное время выходили из
строя. Тогда у командира корабля для
успешного продолжения боя оставалось
единственное средство — его глазомер.

Многих моих товарищей по службе, ла
и меня самого. не раз в трудную минуту
выручало умение быстро и безошибочно
определить обстановку на-глаз, Сошлюсь
на один случай, имевший место в конце
1943 года. Отряд кораблей Черноморского
флота в составе шедитег» головным крей-
сера «Красный Кавказ». крейсера «Врас-
ный Крым» и сопровождавших их лидера
и двух эсминцев совершал переход из
Новороссийска в Севастополь. Шли ночью,
в полной темноте, строем кильватера. В
один из моментов нерехода корабли сделали
перестроение. Случилось так, что 0б этом
перестроении командир головного крейсера
оповещен не был. Такая ненормальноеть,
в причины которой я здесь вдаваться не
булу. не замедлила сказаться. При подходе
к маяку Сарыч на «Красном Кавказе»
внезапно обнаружили: справа один из эс-
минцев перерезает курс корабля. Коман-
дир «Красного Кавказа» сразу же определил
на-глаз, что при следовании прежним кур-
сом неизбежно столкновение кораблей.
ЁВрейсеру пришлось дать задний. аварийный
ход. Вее оковчилось блатополучно. Помогло
умение точно определить расстояние на
море, оценивать обстановку с первого
взгляда.

Некоторые офицеры считают тлазомер
врожденным качеством. Это правильно
лишь постольку, поскольку человек © ост-
рым от ‘природы зрением может легче и
быстрее развить У себя глазомер и
достичь в этом более выеоких результатов.
Но бесспорно и то, что зрение, < которым
люли допускаются к службе на флоте,
совершенно достаточно для воспитания
морекого глазомера, Мее не раз приходилось
встречать офицеров, которые в начале
службы казались совершенно безнадежными
в смысле выработки глазомера, но посте-
пенно, путем непрерывных тренировок
достигали нужных результатов. Главное,
чтобы у человека хватило силы воли дове-
сти дело до конца.

Выработка глазомера —— целая школа,
проходить которую каждый военный моряк
должен с того момента, как ему выдали
морскую форму. Если бы эта истина стала
всеобщим достоянием, то на наших флотах
значительно сократились бы, & возможно и
вовсе исчезли бы такие досадные явления,
как переворачивание шлюпок и <толкно-
	БАЛТИИСВИИ ФЛОТ, 13 июня. (По те-
лефону от корр. «Красного Флота»). Учеб-
ный корабль вышел в море. На его ходо-
вом мостике группа офицеров — командиры
кораблей, их помощники, штурмана.
Перед походом офицеры прослушали ряд
обзорных лекций о военно-морском театре,
с ними были проведены занятия по изуче-
нию тактико-технических данных корабля.

Учебно-тренировочный поход многое дал
офицерам. Молодые штурмана Юрьев, №вар-
даков и другие изучали входы в гавави,
бухты. места стоянки кораблей на рейде.
обстоятельно знакомились с. навигационной
обстановкой района плавания. Офиперы
произвели зарисовки маяков и наиболее
приметных береговых ориёнтиров.
	Не лучшие было и в партерганизациях
подразделений. Секретарей бюро этих орга-
низаций не собирали, не учили, никаких
указаний пм не давали,

Все это явилось следствием того, что от-
сутетвовало необходимое оперативное руко-
BOICTBO 0 стороны политотдела Н-ского
соединения.

Политотлел не использовал возможностей
	для развертывания воспитательной работы.
	А о том, как много можно: сделать, еви-
цетельствуют факты последнего периода. В
соединение прибьта группа политработвиа
ков-выптестоящего политотдела. При ee по-
мощи проведены лекщии о биографиях В. И.
Ленина и Й. В. Сталина, хоклады по вопро-
сам международного положения, организо-
вана партийная учеба.

Эта же групиа помогла наладить выпуск
в соединении специальных листовок, ко-
торые рассказывают о матросах, старпи-
нах и офицерах, с энтузиазмом вынолняю-
ших боевое задание, показывающих образ-
цы умения преодолевать трудности ноходно*
боевой обстановки.

«Боевой счет уничтоженных мин от
крыт!» — говорится в одной из лиетовок.
Первыми затралили мины и вытралилти мин-
ные защитники экипажи катеров стариги-
ны 1 статьи Ловаллева и главного crapma-
ны ФТогвиненко. «Выше качество боевого
тратения, —— призывает листовка, — не
оставим в наших водах ни одной вражеской
мины! Неустанно крепите воинекую лис-
цититиягу — основу наших успехов на тра-
лении! ».

Друтая листовка призывает комалхиров
	УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОХОДЫ
		В Политическом управлении Военно-Морских Сил
	новки кадров политического состава Boer:
но-Морских Сил» сделал капитан 1 ранга
В. И. Орлов.

`После докладов началось их обсуждение,

В прениях выступили подполковник Ви-
нокуров (Тихоокеанский флот) и капитая
2 ранга Вязанкин (Балтийский флот),

Сегодня продолжается обсуждение докла-
Дов.
	10 сигналу десантники открыли огонь и \

начали демонстративное наступление, В 2%
время разведывательные пруппы, используя
противотанковый ров и складки местности,
стали продвигаться на флангах и вок
подошли к переднему краю противника 18
расстояние 100 и меньше метров. С таком
расслояния . оказалось возможным весь
точно ‘определить насыщенность оборояы
‚противника отневыми средствами,
	Разведывательная труппа старшин

статьи Дмитриева ветупила на деву
фланге в боевое соприкосновение © врагу
и засекла огневые точки и сосредоточение
его живой силы. Не ввязываясь в дальней
ий бой, разведчики по сигналу отопыи и
исходный рубеж.

В результате разведки боем было состав
лено донесение — схема обороны противий
ка. Там указывались ориентиры, линия
переднего края обороны» все лоты, даты
скопления живой силы, Точные ориентиры
огневых точек были даны также взаимодей
ствующим сухопутным частям.

Получив исчерпывающие данные 06%
становке, командир соединения приказ
немедленно открыть огонь из орудий глам
ного калибра. . Корабельные артиллеристы
разрушили и подожгли шесть казарм, четв
ре дота, пять дзотов, рассеяли до роты 00%
дат противника.
	Ь 159 часам город полностью нахоикя
в руках советоких войск,

Столь же успешно разведывательный от
ряд решил и другие задачи в период ®%
на реке Сунгари. Разведчики показали вы
сокую воинекую выучку, находчивость
умение быстро ориентироваться в обстаной
ке. Они продемонстрировали мужество, 0
Bary и беспредельную преданность Родине
Их деятельность помогла сухопутным %
стям Советской Армии и кораблям флотилий
с честью выполнить все задачи по разгром
ПРОТИВНИКА.
	Герой Созетского Cow32
	Вчера открылось совещание начальников
отделов кадров политуправлений флотов и
старших инструкторов по кадрам полит-
отделов флотилий.

С докладом о состоянии и задачах идео-
логической подготовки кадров политработ-
ников Военно-Мореких Сил выступил пол-
ковник Д. И. Корниенко.

Доклад «0 состоянии изучения и засста-
	ШКОЛЬНИКИ ВЫЕЗЖАЮТ В ЛАГЕРЬ
	БАЛТИИСКИЙ ФЛОТ, 13 июня. (0т корр.
«Красного Флота»). В живописной местнос-
ти на берегу моря расположен небольшой
горолок. Вокруг красивых двухэтажных
домиков разбиты сады и цветники. Городок
окружен сосновым лесом. Здесь находится
пионерский лагерь базы. В нем будет от-
дыхать свыше 500 школьников.
	противника, систему его обороны и место   сантное подразделение. Оно лолжно. было
	сосредоточения.
	теиствовать иа правом фланге. В 08.45 на-
	Исходя из этих задач, были опрелелены   Чалаеь выездка и на левом фланге.
	состав, боевые порядки, вооружение и сна-
ряжение разведчиков. Обстановка нодсказы-
вала; что выгоднее действовать мелкими
пруштами. Так и сделали. Группы: возглав-
лялись опытными разведчиками.
	Боевой порядок каждой группы состоял
из дозора и основного ядра. Дозоры, двига-
Ach на пределе видимости, обязаны были
предупреждать о появлении противника.
Разведчики были вооружены автоматами,
гранатами и пистолетами.

Овязь внутри групп осуществлялась по-
сыльными, а с кораблями — через специ-
ального связного. Он был снабжен сигналь-
ными флажками красного цвета. Эти флаж-
ви служили также своеобразным паролем
для. связи с береговыми частями. Применя-
лись также ракеты.
	Подготовка разведчиков к выполнению
задания быль проведена так, что каждый
Из НИХ Имел не менее семи часов отлыха.
	Ца рассвете 11 августа корабли хозорно-
разведывательного отряда с боем вошли ва
Фуцзиньский рейд, Противник открыл пуле-
метный и артиллерийский огонь из дотов
и дзотов по налим бронекатерам. Бронека-
тёра маневрировали, используя плохую по-
году (туман и мелкий дождь), вели ответ-
ную стрельбу и сумели засечь прибрежные
огневые точки, Через десять минут по этим
орневых точкам начали стрельбу мониторы.

В 08.20 один монитор подошел к при-
стани. Разведывательная партил немедлен-
но сошла на берег. На случай вынужден-
HOTO отхода и для связи с кораблями в рай-
оне высадки был оставлен спепиальный ка-
тер. Монатор отошел на рейд.
	Приняв заранее установленный боевой
порядок, разведчики очистили от противнч-
ка прибрежные кварталы и пристань. Вы-
салка десанта с кораблей была обеспечена.

ттт DA Зена manda балла wit noi9opat.
	Ири первом соприкосновении с противии-
ком пленных взять не удалюсь, но из опро-
сов местных жителей было установлено,
что гарнизон врага несколько часов назад
начал отход в направлении военных город-
ков. у

По мере продвижения в глубь торода вра-
жеский огонь усиливалея и сопротивление
возрастало. С чердаков, из подвальных по-
мещений и других заранее оборудованных
укрытий стреляли снайперы. Преодолевая
сопротивление, разведывательная партия
въипта на главную улицу и дорогу, веду-
щую к военному тородку,

Как было установлено позже, японцы
приняти действия дозорно-разведывательно-
го отряда кораблей за начало наступления
основных сил флотилии и решили закре-
циться на заранее оборудованных рубежах.
В качестве заслона японекое командование
оставило отряд «смертников» в количестве
300 человек и батальон маньчжуреких
войск. Это усложнило действия отряда и
заставило тщательно «прочесывать» черда-
ки, подвалы, убежища,

К 12.00 разведчики с боем выпили НА
	окраину города, развернулись вдоль проти-
вотанкового рва и организовали разведку
наблюдением. К этому времени на линию
рва вышли десантники и полразделение
танков. Дальнейшее прохяйжение без артил-
лерийской обработки переднего края оборо-
ны противника было невозможно, Так как
вся впереди лежащая местность до воееного
городка (на расстоянии до 800 метров) про-
стреливалась ружейно-пулеметным и аттил-
	лерииско-минометным огнем японцев.
	Чтобы точно определять истинное начер-
тание переднего края, численность войск
		врага, необходимы были более активные ме-
ры. Решено было провести разведку боем по
плану: в центре действуют десантники с
	Tao & wer
	п масла © — NASVATLIROTA TL .
	еиствия разведывательного
‘отряма на реке
	Из боевого опыта
~~
	лы сопротивления противника, такие, как
Фунзинь (Фугдин), Цзямусы и Саньеин.
этих условиях большая роль отводи-
	лась развелывалельному отряду, созланно-
	му по опыту боевых действий на Севере и
Черном море.

Деятельность отряда определялась зада-
чами, поставленными перед флотилией. Эти
задачи сводились к разгрому Суягарийской
речной флотилии японцев, к завоеванию
полного господства на речных рубежах и
высадке армейских десантов. Помимо этого,
корабли должны были огнем содействовать
сухопутным войскам в наступлении.

Естественно, что эти задачи предопреде-
Лили методы разведки. Они заключались в
поиске, наблюдении и разведке боем.

Поиск проводилея небольшими разведы-
вательными партиями. Это давало возмож-
ность захватывать пленных и документы,
	выявлять характер обороны, огневой систе-
	уы и инженерных сооружений противника,
определять места расположения штабов.
командных пуйктов, узлов связи, огневые
позиции артиллерии и минометов, а также
доразведываль и уточнять районы скопле-
ния войск противника.

Операции на Сунгари отличались ван
рым темпом. Веледетвие этого разведчики
имели на подготовку всего несколько часов
За это время требовалось решить все вопро-
сы организации взаимодействия, оценить и
довести обстановку ло каждого бойца, по-
	ставить ему четкую задачу и обеспечить 6?
	В начале боевых операций войск 2-го
Дальневосточного фронта и кораблей Крас-
‘ознаменной Амурской флотилин против
Японии” на сунгарийском направлении ис-
ключительно важную роль играла наземная
разведка. От нее зависели успешное выпол-
нение кораблями поставленных залач и ор-
танизация взаимодействия.

_ Необходимо прежде всего остановиться на

условнях, в которых пришлось действовать
разведке. Обстановка на реке Сунгари от-
личалась некоторыми особенностями. Oc-
новная из этих особенностей — своеобра-
awe театра. Перед нашими сухопутными
войсками на протяжении 3.000 кило-
метров лежала волная преграда. Это были
DORE Амур_и Уссури. Влоль них проходила
тосударственная граница с Маньчжурией.
Здесь янонпы созлали мощные и ронитель-
ные сооружения. Веледетвие дождей образо-
вадся. паволоЕ рек Амурского бассейна и
особенно ‚Сунгари. Паводок сделал лороги
низменной Сунгарийской долины трудно или
совершенно непроходимыми для мотомеха-
низированных войск, танков и артиллерии.
В результате на этом участке фронта про-
лвижение наземных войск, отставало от дви-
жения кораблей,

Вораблям пришлось действовать В ‚т
виях неосвоениого театра плавания. Оба бе-
pera -были заняты противником. В пути
предстояло преодолеть рях укрепленных
районов и ‘узлов сопротивления, подготов-
ленных для холговременной обороны. Тем
не менее корабли лолжны были продвигать-
ся и наноеить внезапные, ошеломляющие
удары по’ врагу.

“Ca vaered nenn Crarapr 19 Landa oR Ato
	бина разведывательный отряд шел в соета-
BO лозорно-разведывательного отряда корад-
тей, в авантарде наступавииих частей, про-
изводя наземную и речную разведку.

Первостепенную роль при этом сытрала
тщательно продуманная подготовка развет-
чиков, основанная на опыте Отечественной
войны, а Также умелый подбор людей.
Отряд комплектовалея из решительных ни
находчивых, физически выносливых, воле-
вых матросов и старшин, безраздельно пре-
данных делу партии [енина — Сталина #
социалистической Родине; -

В качестве примера можно рассказать,
как была офганизована разведка в Фу-
цзиньекой операции.

(С; занятием города Тунцзян основное ядро
отряда было придано командиру соединения
речных кораблей. действовавшего в аван-
гардё частей 2-го Дальневосточного фронта.
К исходу дня 10 августа 1945 г. разведы-
валельная партия перешла на корабль Н.,
входивший в дозорно-разведывательный от-
ряд. Злесь она получила от начальника,
штаба общую задачу: с рассветом 11 ав-
туста быть готовой в высадке в
района города Фупзинь для  уточ-
вения имеющихея данных и их дораз-
ведки, а также для определения переднегл
края обороны противника, расположения п
численности его войск, системы огня и ха-
рактера оборонительных сооружений,

Несмотря на то, что времени на подго-
товку оставалось всего 12 часов, удглось
разработать тщательный план действий.

Через несколько часов командир coe JH-
нения поставил разведывательному отряду
частную задачу: высадиться в районе при.
стани Фупзинь, овладеть береговой чертой