14 коня 1947 г., суббота, № 138 (2625).
		лот
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

Просвирнин.
	Шире развернуть
социалистическое
соревнование
	Беседа с председателем ЦК
союза рабочих
судостроительной промышленности
тов. ЕРЕЛАЕЕВЫЛА
	 Б Москву вернулся после состоявшегоея в
Ленинтрале третьето с`езда профсоюза рабо-
чих судостроительной промьннленности из-
бранный  председателеи ЦЕ профсоюза
Т. В. Еремеев. В беседе с корреспондентом
«Враеного Флота» он сообщил:

— С’езд наметит большую программу
для всех профсоюзных организаций судо-
строительной нромышеленности и преднрия-
	тий Военно-Морсеких Сил. Вея наша даль-
нейшая работа должна быть натравлена
на широкое развитие социалистическото
соревнования, чтобы обеспечить акливное
‘участие рабочих, инженерно-технических
работников и служащих в выполнении за-
дач, стоящих перед судостроительной про-
мыптенностью и перед ‘предприятиями
Военно-Морских Сил. Вънюлнить и пере-
выполнить задания сталинской пятилетки
о судостроению — этой цели необходимо
подчинить всю ‘’ деятельность профортани-
заций.

Большое внимание с’езд уделил вопро-
сам организации и проведения политико-
воспитательной работы ереди членов проф-
союза. Заводекие и местные комитеты дол-
жны развернуть сеть кружков по изучению
истории ВКП(б), биографий великих вож-
дей партии. и Советского государства —
В. И. Ленина и И, В. Сталина, в клубах и
‘красных уголках проводить лекнии и. беев-
ЗЫ,

Было уделено также значительное веимал
ние вопросам бытового обслуживания членов
профеоюза: На текущий год намечена im.
рокая программа постройки и ремонта л1о-
	мов для работников еудостроительных пред-
	приятий. оадача профорганов — добмваться
полного выполнения этого плана. В теку-
щем тоду много судостроителей булет нат-
равлено в санатории и дома отдыха, для
детей работников значительно расширена
сеть летних лагерей.
	(С’езх избрал новый состав пленума цеп-
трального комитета профсоюза в количест-
ве 39 членов и 12 кандилалов. В состав
пленума ЦК союза вошли председатели
профкомитетов флотов и флотилий, предсе-
датели заводских комитетов крупнейших
судостроительных предприятий, стаханов-
цы: т. Пушкина Балтийского завода,
т. Соколов — с ремонтного завода, Северно-
го флота, т. Маргосъян -— 6 Севастополь-
CROLO завода, и другие.

и: ш
	Люсле с езда состоялся первый пленум
нового состава ЦК профсоюза. Предсетате-
лем ЦК союза избран т. Еремеев, секрета-
рем — т. Пресняков.
	Гастроли музыкального

театра ЦДКА
	СЕВАСТОПОЛЬ, 13 июня. (По телегра-
фу от корр. «Красного Флота»). В Севасто-
поль прибыл коллектив музыкального
театра Центрального Дома Красной Армии
имени Opynee. 3a время гастролей в Севас-
топояе артисты покажут на сцене Дома Во-
енно-Морского Флота оперы «Евгений Оне-
пин», «Севильский цырюльние», «Наталка
Полтавка». «Запорожещ за Дунаем» и да-
Тут рят концертов.
		Пересмотреть систему преподавания
в школах учебного отряда’
	пяти предметам преподавателю потребует-
ся не один год, чтобы в совертенетве-овла-
деть всеми этими дисциплинами, выработать
наилучшую методику обучения. Еще-сл0ж>
нее обстоит дело с инструкторами, общий
уровень которых еще недостаточен, чтобы
хорошо преподавать одновременно две-три
дисциплины. Между тем некоторые из них
проводят занятия по пяти-шести. предме-
там. -
° При многопредметной бистеме. обучения
преподавателю нехватает времени. на. подго
товку к урокам, ибо он вынужден. состав
лять планы и конспекты по нескольким
дисциплинам. Следовательно, HAHECTEO. ЗФ
тий снижается.

Помимо обучения бу дущих специалистов,
на руководителя занятий возлагается также
большая воспитательная работа. Он обязан
воспитывать выюокодислритлинированных м
культурных моряков, прививать им любовь
K морю и кораблю, развивать патриотические
чувства. Офицер же или старшина, прено-
дающий несколько предметов, едва, справ“
ляется с работой в классах.

Таким образом существующая: ныне зно-
гопредметная система преподавания-отрипа-
тельно сказывается на качестве обучения и
не дает возможности руководителю по-на-
стоящему заняться воспитанием учеников.

Практика показывает, что наиболее жиз-
ненной и отвечающей современных требова=
ниям является система, при’ которой офицер
или старшина проводит занятия по одной
или двум дисциплинам в нескольких сменах.

При этой системе преподаватель и ин»
структор имеют возможность повышать свою
квалификацию, развивать дальше познания
своего предмета, выработать более совер-
шенную методику обучения. Так. капитан-
лейтенант Плакидин и мичман Горбачев;
преподававшие в школе в течение учебного
года по одной дисциплине, сумели усоверы
зненствовать метод обучения по своим прел=
метам и на основе личного опыта написали
методическое руководство. На их опыте
ныне учатся молодые преподаватели и
инструктора.

Таким ‘образом однопредметная система
преподавания повышает качество обучения,
дает возможность улучшить воспитание ‘OF
дущето военного моряка.

По нашему мнению, многопредметная си
стема преподавания должна ть ‘заменена
однопрелметной.

В ходе Великой Отечественной войны
школам учебного отряда приходилось гото-
вить специалистов для кораблей в трудной
обстановке. Ввиду большой потребности.
в людях нужно было в сокращенный срок
дать знающих свое дело специалистов, при-
вить матросам необходимые практические
навыки. Исходя из этого, в 0б’елиненной
школе Черноморского флота придерживались
системы обучения, которая вполне соответ-
ствавала пред’являемым тогда требованиям.

Что собой предетавляла эта система?

№ одной или двум группам (сменам) на
весь ‘периох мтодротовки учеников прикреп-
лялись старикий инструктор из чиела глав-
стариин или мичманов и преподаватель-
офицер. Они полностью отвечали за обуче-
ние и воспитание будущих специалистов.
Офицер в своей смене преподавал по четы-
ре— шесть дисциилин, старший инструк-
тор — по две— три.

Несмотря на 10, что такой метод полго-
товки, когд» преподаватель и инетруктор
делили между собой все преподаваемые в
смене предметы, имел ряд существенных
недостатков, он все же соответствовал пе-
риоху военного времени. Как известно, пико-
da ‘6 поставленной перед ней задачей
справлялась ‘успешно. Совершенно иначе
надо подходить к подготовке специалистов
в послевоенный период. Богатейший опыт
минувшей войны и нововведения в K9-
рабельной технике обязывают расширить
программу обучения. А это, в свою очередь,
немыелимо без дальнейшего улучшения ме-
тодики` боевой и политической подготовки.

Спрапивается, может ли преподаватель
или инструктор. улучшить методику эбу-
чения при многопредметной, если ев так
можию назвать, системе, которая суше-
ствует и поныне. Чтобы ответить на этот
вопрос, следует. несколько остановиться на
этой системе и разобрать ее положительные
и отрицательные стороны.

К положительным нужно отнести то, что
смена имеет определенных преподавателя и
инструктора, которые постоянно находятся
в ней и полностью отвечалт за обучение и
воспитание своей грушты. Руководитель за-
нятий имеет возможность подробно изучить
учеников, а последние привыкают к его
методу обучения. Инструктор или препо-
лаватель всегда может присутствовать на
самостоятельных занятиях.

Значительно больше имеет эта система
отрицательных сторон.
  При проведении занятий но ‘четырем —

Ноэт, премия. присуждена за поэмы.
«ЖМлеб» и «Думы про’ Москвуз; стихотво-
рения «Брат и сестра», «Народное спа-
сибо», «Если ‘бы мне быть». «Встреча»,
	Н. М. Микеладзе.

Режиссер, премия присуждена за смек-
Tak, «Сказка о правде» в Лвниягралд-
	ском театре имени Ленинского KON.
		Инженер, премия присуждена з& созда-
ние грузового автомобиля «<ГАЗ.51».
	110 ПУТИ технического прогресса
	Главный металлург завода Газезъян во-
дил профессора по цехам, знакомил 6 ин-
женерами, техниками, мастерами.

— 90 профессор Фридман: Выклады-
вайте ему все, он вам поможет.

— Yro y Bac Be ладится? — опросил
профессор. .

— Прутки трудно резать. Горят те
цы, — ответил мастер.

—.А есть такие прутки, что легко обра-
батываются?

— Были месяц назад.

— Не осталось ли у вас хоть одного?

Мастер откуда-то принес несколько. 0б-
разцов. металла. Ночь ушла на исследование
твердости и других свойств стали. Они бы-
ли одинаковыми и в старых и в новых
прутках. «В чем же дело?» -— спрашивал
себя Я. Б. Фридман и не находил ответа.

Он подверг прутки тщательному иселе-
дованию и увидел, что одни имели мелко-
зернистуто структуру, другие — крупнозер-
нистую. Первые не поддавались резцу, вто-
рые легко обрабатывались. ‹ Профессор
отобрал на складе несколько образцов, ие-
следовал их и убедилея, что сталь, посту-
павиая на ‘завод, имела крупное зерно. Но
прежде чем пустить ее в проязволство,
прутки подвергались термической обработ-
ке, и сталь’ становилась мелкозернистой.
Сами того не ведая, производетвенники  со-
здавали себе затруднения.

Так родился правильный диагноз, & за
ним и метод ‹лечения металла». На спе-
циальном ‘заседании’ технического совета
министерства был обсужден доклад доктора
технических ‘наук Фридмана о методе‘ улуч-
шения ‘обработки металла. Мелюд был одоб-
рен и рекомендован. другим заводале.

Спустя несколько месяцев профессор по-
лучил письмо OT приятеля. Тот писал:
«Твой метод нам очень пригодился. На-днях
один мастер’ еказал ‘про тебя: «Молодец
старик!». Я расхохоталия, но не стал опро-
вергать, да и вряд ли он бы мне поверил,
что тебе всего тридцать лет».

Да, профессор молод: и по возраету, и по
научному стажу. В семнадналь лет он был
студентом, а в двадцать один год препода-
вал в Московском высшем техническом учи-
лище. В 25 лет т. Фридман защитил кан-
дихатокую диссертацию, а в тридцать —
закончит докторантуру Академии наук
СССР. В конце войны молодой ученый был
автором 50 научных трудов, в том числе
такого капитального, как «Единая теория
прочности». Ей он посвятил несколько лет.
	`Она стала теоретическим фундаментом двух
	монографий:
	«Деформация и разрушение
	металлов при статических и ударных на-
грузках» и «Механические свойства метал-
лов». 0ба труда вышли в прошлом году и
ныне‘удостоены Сталинской премии. _

Посещая заводы и лаборатории, он собя-
рал коллекции изломов металла, сортировал
их, устанавливал причины разрушения. Он
пытался установить общие законы ` дефор-
мации металлов и создать единую теорию
прочности. Много здесь было неизвестного,
загадочного. Один и тот же материал ведет
себя в тазных условиях по-разному. В
крепкий мороз на дорогах Сибири иногда
достаточно легкого удара по рельсу, чтобы
тот лопнул. В то жё время коленчатые ва-
лы и шатуны моторов, подшипники, оби
паровозов и вагонов выдерживают много-
кратные повторные нагрузки. Так, колен-
чатый вал принимает на себя огромное число
Ударов переменной силы и периодич-
ности, По рельеу проходят тысячи вагонов,
не оставляя на нем видимого следа. Но на-
ступает день, когда путевой обходчик обна-
руживает, что релье лопнул.

Лопатки и ‚другие детали турбин, работа-
ющие обычно при очень высокой темпера-
туре, тоже подвержены разрушению. Поче-
MY ж6 различные сплавы в разных уело-
виях становятея хрупкими? Что связывает
воедино все эти случаи, что между ними
общего?

Й Яков Борисович Фридман добился от-
вета на эти вопросы. Результат его иселе-
дований: «Диаграмма механического соетоя-
ния металла».

«Диатрамма Фридмана» ‘оказалась на-
столько нростой, что сейчас специалисты
могут заранее определить; из каких. метал-
лов лучше всего изготовить ту или иную
деталь машины, как продлить. ее существо-
вание, не прибегая к больнтинству исныта-
ний, проводивитихея раньше.

Это было новым словом в науке. Выда-
ющийся советский специалист в области
деформации, действительный член Украин-
ской Академии наук профессор Давиденков,
выступая перед московскими учеными, за-
кончил свой доклад следующими словами:
«Американские ученые Бриджмэн и Мак-
Адам поныне считают невозможным еуще-
ствование каких-либо общих законов раз-
рушения. Их пессимизм ничем не оправдан.
Единая теория прочности возможна, и на-
чало ее, положенное Фрилманом, следует
считать вполне разумным».

Как только монографии Фридмана доли
до читателей, в заводеких и вузовеких ла-
бораториях, в  научно-исследовательских
институтах единая теория прочности стала
PYKOBOACTBOM к действию.
	`Судостроители долго’ искали простейший
метод испытания листовой стали. Оеновы-
`ваясь на теории профессора Фридмана, кан-
дидат физико-математических наук Шеван
“дин нашел такой метод. Лаборатория Горь-
ковокого металлургического завода измени-
ла с10с0б закалки стали для пил, и 910
сразу же повысило их качество. Бакинцам
стали ясны многие проблемы ‘прочноети бу-
рового инструмента, выдерживающего в эк-
сплоатации колоссальное сжатие.

Горьковекие автозаводцы и ленинград-
ские турбинщики, металлурги ‘и инстру-
ментальщики, строители паровозов и ‘уче-
ные другими глазами взглянули ‘на евои
поиски наиболее совершенных . методов: ие-
нытания прочности. металлов. Теория Фрид-
мана открыла новые возможности для. тех-
нического прогресса. Это было лучшим до-
казательством жизненности теории, .#е не-
разрывной связи с практикой.

Через полгода носле опубликования моно-
графии «Деформация и разрушение метал-
лов при статических и ударных нагрузках»
из «Американского общества металлов»
пришло письмо, в котором сообщалось, что
ряд компетентных американских ученых
считает, что книга Фридмана должна быть
переведена и издана в Америке. Затем в
английском журнале «Металлургия» появи-
лась обширная статья о научных трудах
советского исследователя. В`ней было ска-
зано:

«В России проведено значительное коли-
чество работ по практическим и теорети-
ческим проблемам, связанным с механиче-
CKHM поведением материалов... Область,
рассматриваемая в 0бзорах, написанных

американскими и английскими ‘авторами,

является неполной из-за пропуека работ,
выполненных русскими инженерами и фя-
зиками. Напротив, такие жё обзоры, опуб-
ликованные в России, свободны от этого
недостатка, так как ‘их авторам знакомы
работы, опубликованные как в других стра-
нах, таки в их собственной,

Таким образом, русские обзоры представ-
ляют собой наиболее полную оценку совре-
менных идей почти по любому научному
вопросу, чем это возможно для любой лру-
той страны до тех пор, пока знание рус-
ского языка не сделается гораздо более
распространенным, чем в настоящее время.
Примером сказанного является книга Фрид-
мана...»

Успехи советской науки вызывают за-

о S м-в

=

‚=

ky =e Co oa
	конную гордость народов СССР. Наши уче-
	ные прокладывают новые пути техническо-
	го прогресса.
. Б. НОВИЦКИЙ.
	которых Семен Федорович удостоен. звания

лауреата Сталинской премии.
Одновременно е «Эранжевым» Bp 1927 ro-

ду. зародился не менее славный сорт —
	«Оуворовец». Он произошел от антоновкй и
	«ранета Семиренко». Олно из любимейших
нашим наролом-—антоновское яблоко с ето
	‘неновторимым ароматом, бледножелтой 000-
	лочкой и освежающим винным вкусом не
лишено, однако, крупных недостатков: пло-
ды антоновки очень различны 10 величине,
форме, нередко излишне киельг.

Эти недостатки Черненко решил уетра-
вить в «Суворовце».

Олинаковой формы. плоды. «Суворовца»
сочныь, в меру кисловаты. Деревья «Суворов-
ца» переносят очень холодные зимьг.

Не только в центральных, нои в южных
областях Союза большая часть яблок поспе-
вает осенью. И потому особенным успехом
является создание для центральной полоеы
Союза лвух новых сортов раннего созрева-
ния: «Июльского» м «Розового превосход-
ного».

22—25 июля, склоненные до земли
больяпими тяжелыми плодами, ветви 0сво-
бождаются от яблок: плоды созрели; это, —
яблоки «Июльского». А недели через две
поспевает «Розовое превосходное»,

Талант преобразователя природы развил-
ся в годы советской власти. Сын бедных
родителей, Семен Федорович Черненко с
трулом получил до революции достун в
сельскохозяйственную школу с, пятилетним
сроком обучения. После революции, уже
пожилым человеком, он продолжил свое .0б-
разование, стал профессором, получил уче-
ную степень доктора сельскохозяйственных
наук.

Свыше ста сортов плодовых деревьев вы-
вел Семен Федорович Черненко. дни распро-
странены от Алтая ло родной его Чернигов-
	ЩИНЫ,
	Десятидневный
семинар коков
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 13 июня. (По теле-
графу ot Kopp. «Красного Флота»). В Н-ском
соединении ‘торпедных катеров проведен
десятидневный семинар коков. Под руко-
волством опытных специалистов кулинау-
	`Ного дела они изучали способы приготовле-
	ния пищи, обменялись опытом своей рабо-
ты. Семинаром  руковолило начальник
	Люди, обретшие крылья.
	Буран рассказывает Лому о -сушествова-
	ний — подпольной opranmeamuy. — dom
горюет по поводу гибели Ирки. и ищет
	сочувствия у своей соседки Марты. Но она
оказываются шпионкой. Воспользовавтяеь
доверчивостью Тома, Марта узнает -от_ него
0 настоящей роли Яны Томешовой, Но Лом
предупреждает Яну о грозящей. ей. опаено-
сти, Убивает’  предательницу Марту. if
нескольких гестаповцев, однако _ сам. ‚тябнет
в. борьбе.

Финал фильма глубоко оптимистичен.
Дело, за которое боролись Буреш и. его
друзья, восторжествовало. Заключительные
кадры картины показывают радостный лень
полного освобождения Чехословакии. Врас-
ная Армия освобождает Прагу, чехословац-
кий народ. от наглых захватчиков. -- :

Фильм достигает высокого драматическо-
то напряжения. Эпизоды ожесточенной
борьбы быстро сменяют друг друга, неос-
лабно приковывая внимание зрителя.
Острый приключенческий сюжет не мешает,
как это часто бывает в фильмах. подобного
рода, глубоко реалистической ‚обрисовке
центральных персонажей. Именно в Дина-
уике борьбы раскрываются характеры
тероев. Особенно интересен образ механика
Петра Лома. Ставший вначале на путь
индивидуальной стихийной борьбы, он при-
ходит к сознанию того, что сила народа—в
его. организованности. Талантливый артист
Г. Незвал правдиво и убедительно ноказы-
	вает трудный нуть Дома.
	Новый фильм называется: «июди 063

крымьев»*. Он посвящен только одной стра-
ничке бессмертной летописи славной
борьбы непокоренного чешского народа про-
тив иноземных поработителей.
‚ Первые кадры фильма сразу вводят в
гушу событий. Неизвестные терои, вырз-
жая волю всего народа, казнят кровавого
палача — гитлеровского наместника Гей-
дриха. В яростной злобе немцы сжигают
и сравнивают с землей расположенную
невдалеке от Праги деревню Лидице, возле
которой казнен Гейдрих. Мужчины расетре-
ляны, женщины и дети угнаны на фашист-
скую каторгу. Но этот зверский акт не
достигает цели, которую преследуют немцы.
Чехословацкий народ не замирает? в ужасе
перед свирепствующими налачами, в нем
еще сильнее разгорается ненависть к врагу,
стремление расплатиться за мучения Ли-
дине. Сотни новых метителей вливаются в
ряды бойцов наролното сопротивления.

Во что бы то ни стало отомстить за
погибитих — это желание становится един-
ственной целью механика Петра Лома и
его маленького племянника Ирки. случай-
	  HO спасшихся от расправы палачей. Цетр
	см находит приют у рабочих Нражекого
аэродрома. Они устраивают его на работу.

Внешне вемцпы чувствуют себя хозяевами
на Нражском аэродроме. Здесь фатистский
директор, фашистокая охрана, фашистский
надемотрщик-—судетский немец Ульман,
следящий за каждым шагом рабочих. Но
подлинные хозяева аэродрома — чешекие
патриоты. Акты саботажа следутот один за
другим, диверсия за диверсией. Всей этой
борьбой руководит труппа сопротивления
BO главе co старым мастером Бурешом. А
в самой гуще врагов действует бесстраш-
ная разведчица Яна Томешова, работающая
секретарем директора аэродрома. Окружен-
ная презрением соотечественников, видя-
цих в ней изменницу, известная лишь
‘немногим подпольщикам, с огромным риском
для жизни добывает она важнейшие сек-
ретные данные, предупреждает 06 опасности
Бурешй и его друзей.

Подпольная группа Буреша готовится к
широким действиям. Из-под носа врага
рабочие. уносят’ оружие, снабжают разве-
дывательными сведениями ` подпольные
радиопередатчики, работающие на союзни-
ков. Но Петр Лом не знает о существования
подпольной антифашистской организации.
Он горит жаждой немедленной мести и CO-
бирается бороться в олиночку. Оплошность
Joma приводит к гибели Ирки от тестапов-
ской пули и провалу организации. Яна из
окна канцелярии видит казнь мальчика и
падает в ‘обморок. Фашист Ульман, давно
подозревавший ее ‘в причастности к полполь-
щикам, наблюдает эту ецену. Он обнару-
xupaer у Яны шифровку © информацией
Jin подпольных радиопередач. Ульман,
однако, не успевает донести об этом геста-
повнам. Рабочие его убивают.
	* Художественный фильм «Люди без
крыльев»—0о славной борьбе чехословацких
патриотов против фашистов. Сценарий Б.
Штепанека, режиссер Ф. Чап, операторы И.
Таллих и С. Гунька, музыка И. Калаша.
Производство Чехословацкой государствен“
ной киностулии, Прага: 1946 г., выпуск
Главкинопроката,
	Новый отряд моряков.
торгового флота
	Эа три года своего существования Мари-
упольская мореходная школа’ подготовила
около тысячи моряков-специалистов. Вы-
пускники этой школы — машинисты, коче-
гары, мотористы, электрики и радисты ==
плавают на Азовском, Черном, Балтийском,
Баренцовом морях, на Тихом океане и и Ду-
нае.
	На-днях в школе состоялся четвертый
выпуск. Учебу закончило 180 человек, Бо-
лее Юловияы и3 НИХ -— ОТТИЧНИКИ.
		110 страницам

Флотских зазет
	В части, rye служит политработник
т. Трудолюбов, всеобщим уважением поль-
зуютея отличники боевой и политической
учебы, умелые воспитатели подчиненных
старпеина 1 статьи Фомин, сержанты Ку-
лешов, Папенков и Блинов. Недавно при-
казом командира части все они награжде-
ны фототрафическими карточками, на кото-
рых они засняты нод развернутым знаме-
нем части («Северная вахта»).
	В матросском клубе состоялось вру-
чение медалей «За доблестный труд в 0те-
чественной войне 1941—1945 гг.» групое
рабочих и служащих судоремонтных ма-
стерских. В торжественной обстановке ме-
дали были вручены  столяру-стахановцу
Горкуну, мастеру деревообделочного цеха
Евдокимову, токарю Ткачеву, электросвар-
щику Лаптеву, нормировшщище Белолатот-
ковой и другим. Все они заверили командо-
вание, что и впредь будут передовиками в
труде. («За Родину»).
	8 В Н-ском подразделении состоялись
соревнования по стрельбе из личного ору-
жия, в Которых приняло участие несколько
команд. Среди офицерского состава первое
	место заняла команда капитана Павлова,
второв место — офицеры старшего лейте-
нанта Сорока. Среди старшин лучите всех
стреляла команла капитана Павлова. («На
страже Заполярья»).
	*# Техник-лейтенант Петрик сконстру-
ировал испытательный ‘прибор для теле-
фонных станций, отличающийся” более.
простой по сравнению с существующей
схемой. Комиссия по рационализации и
изобретениям признала схему. прибора
т. Петрика вполне пригодной для самосто-
ятельного изготовления Флотскими CBA-
зистами. Команлующий флотом за рациона-.

Галантливый мичуринец
	использовать в качестве «отца» или $ма-
тери» будущего нового сорта яблоню-боро-
винку. Эта старая наша соотечественница,
вывезенная в свое время в больном коли-
честве в Северную Америку и распроетра-
няемая там ‘под названием «Ольденбург»,
обладает хорошими илодами. Но в ней дав-
но уже наблюдаются признаки своеобразно-
	TO старения. вырождения COPTa: деревья и
	плоды очень подвержены трибным заболе-
ваниям, ветви чрезвычайно ломки. Даже
наиболее когда-то характерный и ценный
признак боровинки — зимостойкость-— стал
частенько изменять ей.

Семен Федорович хорошо знал, что неко-
торые. сорта растений, скрещенные с дру-
тими, передают гибриду свои наиболее цен-
ные качества, а остальные качества как бы
растворяются в нем. К подобным разновид-
ностям и принадлежала, по наблюдениям
Семена Федоровича, боровинка.

Поэтому. он взял. ее за основу нового
сорта.

Смелым, чисто мичуринским приемом
было произведено окрещение с, южанином
«ранетом Семиренко». По старым теориям
	‘соединять раетения географически... различ-
	ных зон нельзя, так как они якобы не дают
потомства с устойчивой наследетвенноетью.
Мичурин ‘доказал, ‘что ato неверно. И
Черненко, следуя примеру учителя, сблизил
юг с севером... .

’ Прошло 18 лет. Много’за это время ‘вы-
росло. наследников смелого скрещения. Во
большинство из них не удовлетворяло Семё-
на Федоровича. Оставтял он только наилуч-
шие. И он добился своего. Вот уже. второй
год как новый черненковский гибрид рае-
пространяется по рекомендации сельскохо-
зяйственных органов в колхозах и совхозах
Тамбовской области.

Этот сорт — «Оранжевое»—олин из че-
тырех новых сортов яблок, за выведение

наук   Мики А. В. Паллалин и В. П. Никитин из-   ты ME at
) a _И8-   ты. Семинаром руководил нат
доклад.  браны членами. И Академии Наук   интенлантской службы _ бепеловой.
	Яблони  отцвели.  Завязалиеь  плюды.
Они очень маленькие — с вишневую кос-
точку. Но пройдет несколько месяцев, и
они превратятся в желтовато-зеленые, 6
оранжевыми полосами, яблоки. Лучше всего
сесть их в декабре —= январе. В этому вре-
мени завершатся процессы внутреннего со-
зревания, и яблоки станут особенно вкус-
ными: сочными и винно-сладкими.

Название их — «Оранжевые».

Создатель этого нового сорта яблок Ce-
мен Федорович Черненко работает под горо-
дом Мичуринском в Центральной генетиче-
ской лаборатории имени И. В. Мичурина.

Среднего роста, худощавый, с «запорож-
скими» усами, он выглядит  челове-
ком лет, шестидесяти, На самом деле ему
за семьдесят лет. :

В течение целого дня его серая шляиа
мелькает то в одном, то в другом углу боль-
шого сала лаборатории. Впервые Черненко
появился здесь в качестве сотрудника Ива-
на Владимировича Мичурина в 1926 году.
Он. приехал из Черниговской области, . где
Тавно уже занимался селекцией плодовых
деревьев по`методам Мичурина.

Непосредственное повседневное общение
в великим преобразователем природы при-
дало большую пелеустремленность работам
Семена Федоровича.

Уже с воены 1927 гола Черненко зало-
Жил основу для создания нескольких новых
сортов фруктов для средней полосы Совет-
ского Союза. Он стремился обогатить её на-
бором яблонь, не боящихся природных нев-
эго, далотих вкуюные плоды, способные ©0-
храняться и до’ следующей весны.

Черненко произвел множество различных
скрещиваний. Мичуринская методика позво-
HANA смело пользоваться рискованными, на
первый взгляд, приемами. С точки зрения
старой науки бессмысленно было, например,
	Aopomia и артистка И. Нетровицка в
трудной роли Яны. Ев лиоциилинирован-
ность, умение подчиниться организапин
противопоставлены безрезу льтатным вепьти-
кам одиночки Joma.

Артист Л. Струна создает_ ‘правдивый
образ старого рабочего Буреша —= вожака
подпольной организации, олицетворяющего
тиничные черты передовых nperctaparenet
рабочего класса.  *

Фильм был бы еще сильнее а
нее. ‘если бы отчетливее была показана

вязь группы Буреша с главными силами
сопротивления, полнимавитими весь народ
	Зехословакии Ha берьбу против ваклятого
врага.

Дух фильма близок и понятен советским
людям, выдержавшим жестокую борьбу- с
вековым врагом славянства —~ мо
захватчиками.

Пройдя суровую школу сапротивления,
чешекий народ сеготня строит свою новую
демократическую республику. Лишенные
было крыльев, народы Чехословакии B Te-
роической борьбе, 6aaroqapa © советскому
народу и его армии, вновь обрели эти
крылья. Фильм напоминает народам Чехо-
словакии о недавних тяжелых тодах окку-
папии, зовет к сплочению и единству. ^^”

Высокие идеи, заложенные в” фильм,
мастерство сценариста, режиссера и актер-
ского коллектива способствовали’ созданию
полноценного произведения, заслужившего
премию на международном кинофестивале
в Каннах.

Выпуск на советский экран -чехословайз
кого фильма «Люди без крыльев» послужит
делу дальнейшего укрепления” дружбы
между народами Советского Союза’”и Uexo-
	OBGKHH,

A. HYHHT, ©

КУРСЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ФЛОТСКИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ
РАБОТНИКОВ
	Слушатели курсов проведут читатель
	кую конференцию по книге Фадеева «Мо
лодая гвардия». примут участие в органи
	зации книжных выставок, в подборе литеа
ратуры и составлении библиографиических
указателей.

Лекции читают ты Tonaryinpasae-
Hid ora, mopcKon dmtuuorern, Tpuraame-
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 июкя. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
Начались занятия на курсах переподготов-
ки библиотечных работников флота. В про-
	грамме курсов —— лекции по истории пар-
тии, о социалистическом строительстве в
СОСР, о международном положении, по. во-
просам партполитработы в Вооруженных
Силах. СССР, о. практике библиотечной ра-.
	ЗАКРЫТИЕ СЕССИИ АКАДЕМИИ. НАУК СССР
	Вчёра, 13 июня, закончила работу
сёобия Академии наук СССР.
- На заключительном заседании был за-
слушан ряд научных сообщений. Канли-
дат исторических наук П. Н. Шульц вы-
ступил с локлалом о результатах работы
	зрхеологической экспелиции в KpbiMy.
	Академии
стелал
	Член-корреспондент
(CP Н С Шатекий
	земной кофры ископаемых споровых Par
стений.

Общее. собрание произвело перевыборы
вице-президентов Академии наук СОСР в
связи о истечением срока их полномочий. В
результате тайного голосования вице-пре-
зихентами вновь избраны академики И. П.
Баллин и В. И. Ролгин. Кроме того, акале-