9 октября 1946 г., среда, № 238 (2419)
	Подписание кредитного
и Торговых соглашений
между СССР и Швецией
	-B результате закончившихея  нерегово+
ров, которые велись Министерством Внеш-
ней: Торговли СОСР со Шведской Торговой
Делегацией; 7 октября сего года в Москве
было подписано Кредитное Соглашение ме-
жду СССР и Швецией.

Правительство Швеции ^ прехогтаваяет
Советскому Правительству кредит в разме-
ре одного миллиарда шведских крон.

Кредит булет использован в течение пя“
тя лет дЛя оплаты советских заказов в Шее-
ЦИИ, ‘
Приложенным к Кредитному Сотлашению
бишском шведских поставок о по Бредиту
предусмотрены оборудование для гидро“
электростанций и паровых электростанций,
оборудование для механизации добычи п
обогащения руд, оборудование для механи
зации лесоразработок и торфяных работ,
оборудование для домостроения и производ“
ства строительных материалов, паровозы,
рыболовные траулеры и другие виды 0604
рудования.

Срок погашёния кредита установлен A
15 лет, а стоимость кредита в 3 процента
годовых. Однако в течение. первых. трех лет
троценты по кредиту начисляться не бу*
‘зут, что, наряду с некоторыми другими
условиями Кредитного Соглашения, снич
жает стоимость кредита до 23% процента
годовых.

Помимо Кредитного Соглашения, достиг»
нута договоренность по другим вопросам
ри товарооборота между СОСР и

вецией. Стороны договорились продлить
на 5 лет Соглашение о товарообороте и пла
тежах, заключенное между ними 7 севтяб+
ря 1940 года. Установлены контингенты
взаимных товарных поставок на перлод по

31 декабря 1947 года в сумме по 100 млн,
швед. крон с каждой стороны. Контипген<
ты шведеких поставок в СССР предуемат-
ривают различные виды качественных ст
лей н изделий из нее.

Стороны признали необходимым 3 даль“
нейшем стремиться к расширению взанм“
ного товарооборота.

Во время переговоров была достигнута
удовлетворяющая 0бе Стороны договорен-
ность относительно урегулирования нек)-
торых имущественных претензий, возник
ших во время войны.

Переговоры протекали в дружественной
атмосфере и показали взапмное желание
обоих Правительств развивать экономиче
ские связи между двумя странами, что 0
ответствует как собстзенным интересам
обеих стран, являющихся близкими с96еч
дями, так и интересам восстановления и
развития международных торговых связей,
варушенных второй’ мировой войной.

Сотлашение подписали: со стороны (0+
ветского Союза — за Министра Вляешней
Торговли СбСР тов: П. Н. Кумыкин и 60
стоны Швеции — Председатель Торговой
Делегации г-н Гольф Сольман,

(ТАСС).
	Лучший механик
морского флота
	ВБ 1951 году в причалу завода имени
Закавказской федерации был поставлен н&
капитальный ремонт крупнотоннажный
танкер «Берия». Но перегруженный работой
завод не мог приступить к ремонту. Тогда
старший механик танкера С. Е. Охоньке
решал организовать ремонт силами судового
экипажа. В результате двадцатилневного
напряженного труда машинная команда 384
кончила пероборку и ремонт правого глав
ного двигателя и сэкономила государству
65 тысяч рублей. Удалось избежать длиз
тельного проетоя танкера на заволе.

Танкеру необходимо было срочно выхо-
дить в море. но` не был отремонтирован ле
вый двигатель. Тогда тов. Охонько решил
произвести ремонт этого двигателя на ходу,
вй время плавания. Несмотря на сильные
штормы и холодную погоду, экипаж успеш-
но справился © этой сложной задачей.

С тех пор танкер находится в непрерывч
ной эксилоатации, (Отсутствие заводских
ремонтов 38 столь длительный период
не только не ухудшило техническое
состояние судна, HO - позволило выпол-
нить ‘заданные показатели скорости Fa
102 процента. Благодаря этому в период
1941—1946 гг. танкер перевез несколько
сот тысяч тонн грузов сверх плана.

Для повышения ‘технических  энаний
команды на судне работали кружки. 34
эти годы было подготовлено 60 мотористов,
4 кочегара, 12 электриков и 6 механиков,

На одном из заседаний коллегии Мини“
стерства морского флота тов. Охонько рас+
сказал о методах своей работы. Отмечая от
личные результаты технической эксплоатал
ции Танкева «Берия». министр морского
флота СССР 1. И. Ширшов приказал дозе-
сти до сведения всех экипажей судов и по“
ставить в пример замечательный опыт стар
шего механика танкера «Берия» тов:
хенько. Капитанам и старшим механикам
судов ‘предложено детально изучить этот
оцыт и наметить практические мероприя“
тия для широкого его. применения.

С. Е. Охонько приказом об’явлена благо
дарность. Он премпрован ценным подарком,
Лучшие люди танкера отмечены денежными
премиями. :
	Юбилей
старого рабочего
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 8 октября. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). Лич-
ный состав минно-торпедного отдела Черно-
морского. флота отметил сорокалетие службы
старейшего рабочего Зиновия Петровича Пу-
рахина. й
	Соров лет тому назад т. Пурахин пришел
в торпедно-прастрелочную мастерскую про-
стым матросом п с тех, пор непрерывно ра-
ботает в этой организации. Теперь т. Пурз-
хин — мастер. За свою многолетнюю и 6ез-
упречную службу он подготовил десятки
высококвалифицированных специалистов.

Во время Великой Отечественной войны
т, Пурахин отлично выполнял задания Ко-
мандования по обеспечению кораблей Черно-
морского флота. Он награжден: орденом Ore-
чественной войны [Ц степени, медалями «За
боевые заслуги» и «За оборону Кавказа».
Тов. Пурахин получил также десятки благо-
дарностей и денежных вознаграждений 38
‘свою честную и добросовестную работу
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		Из опыта Отечественной войны
	Борьба с воздушной. разведкой
противника
	re 1 2%
Несколько десятков самолетов-разведчиков
	нё вернулось на свои базы.
	Чтобы упредить противника, своевремен-
но подготовить средства обороны. к борьбе
с самолетами-разведчиками, наши части
настойчиво совершенствовали организацию
наблюдения и отражения налетов врага.
Пост, «первым. обнаруживший самолет, . не:
медленно доносил 09. этом Ha вомандный
пункт противовоздушной обороны своего
подразделения и одновременно сообщал. ©
вражеском разведчике на глазный 410ст
ВНОС. Последний, в свою. очередь, оповещал
войска ПВО всего театра. Наблюдение 34
развелчихом не прекращалось до его уни-
чтожения или выхода ‘из района паблюде-
	НИЯ, . .

Для уничтожения одиночного сомолета-
разведчика использовалось, как правило,
4—6 пар истребителей. Пары самолетов-
петрабителей в заданном районе располага-
лись в шахматном порядке, Каждой из них
отводилась определениая зона, © учетом
напболее вероятного курса и высоты полета
разведчика. Между прочим, практика пока-
зала, что метод ожидания себя не оправдал,
и мы заменили его методом активного
поиска.

Зенитная артиллерия по одиночным са-
молетам-разведчикам, как правило, вела так
называемый групповой огонь. Несколько
батарей производили огневой налет 10
3—5 выстредов в каждой серий. Дая
стрельбы батареям назначались разные вы-
соты ступенью через 100 м в большую п
меньшую стороны от измеренной высоты, а
одна-две из них вели огонь по измеренной
высоте. Различные высоты ведения огня
обеспечивали одновременное поражение
большего пространства, в пределах которого
маневрировал самолёт-разведчик.

На коммуникациях самолеты-разведчики
уничтожались истребителями, которые вы-
летали с двух, а иногда с трех аэродромов
смежных баз. Они создавали заслоны яз
отдельных Участках ‘коммуникации, fe
предполалалея пролет вражеского самолета.
В каждом заслюне находилось не менее
двух пар истребителей, эшелонированных
по высоте.

Корабли, находящиеся з море, обнаружив
разведчика, немедленное доносили на глав-
ный пост ВНОС, наводили ча врага своч
истребители, & порой и сами вели по нему
отоНЬ.

В безоблачную погоду ко времени веро-
ятного появления самолета-разведчика чад
базой поднималась пара истребителей. Она
патрулировала обычно на высото 6.000—
7.000 м. С появлением разведчика патру-
лирующий истребители наводились на про-
тивника и уничтожали его еще на подсту-
пах к об’екту..,

Умелое применение перечисленных мето-
дов борьбы с вражескими  разведчиками
дало хорощие результаты. За сравнительну
пебольшой период времени мы уничтожили
около 30 самолетов-разведчиков.

Сложность борьбы с воздутщной развед-
кой заключается в своевременном обвару-
жении самолетов противника. Именно вре-
мя решает успех действий нашей истреби-
тельной авиации. Своевременное донесение
позволяет летчикам заблаговременно под-
няться в воздух, набрать нужную высоту,
занять наиболее вытодную позицяю. для
зтаки. Поэтому совершенствование органи-
зации оповещения, сокращение времени,
затрачиваемого на подготовку к вылету, fi
самый вылет должны быть предметом 0со-
бенной заботы командира и в период боевой
подготовки.

Примененные нами пряемы’ борьбы с
самолетами-разведчиками не являются, ко-
нечно. совершенными. Необходимо пролол-
жать изучение тактики, применявшейся
развехывательной авиацией в минувшей
войне, ‘и ‘на основе опыта искать еще более
совершенные методы действий.

Майор И. ГНИТЬНКО.

Анализ разведывательных полетов, 69-
вершенных немецкой авиацией в период
войны, показывают, что тактическле прие-
мы противника; в частвости на черномор-
ском театре, были стачдартными и повто-
ряющимися. 3а период боевых действий в
нашем районо немцы не внесли каких-либо
новшеств в тактику ведения’ воздушной
разведки. Они обычно пользовались
одними и тёми же приемами, но по-разному
их комбинкровали.

Для ведения дальней разведки немцы
использовали на Черном море двухмоторные
самолеты тила «10-88» или «Хе-111», по
всей вероятности облегченных конетрук-
	a дя  ближней-— истребители
т 108 и «ФВ-199». Разведка ближних
об’ектог выполнялась, как ‘празило, па-
	Стремясь получить ‘наиболее полные
данные о наших морских базах, немцы ле-
тали обыкновенно днем, в безоблачную
погоду и редко —в лунную. Полеты прю-
изводились на высотах от 7.000 до 9.000 м.
Это, естественно, позволяло им избегать
эффективного ‘огня зенитной. артиллерии.
Выход на об’ект разведчики осуществляли
с набором высоты и, как всегда, со сто-
роны моря. Этим опи стремились’ добиться
скрытности подхода, замаскировать от прэ-
тивовоздушщной обороны действительную
высоту полета в данный момент.

Нал базой самолет-разведчик производил
два захода, причем обратный по’ маршруту
не совпадал с червым. Этим, видимо, проти-
возенитный маневр сочеталея с двукрат-
ным фотографированием об’екта. Судя по
большой высоте полетов и прямолинейным
курсам, самолеты провохили фотографиро-
вачие об’ектов, так как визуальное наблю-
дение с высоты от 7.000 м малонадежно.

Уходили разведчики от морской базы с
резкой потерей высоты, ло бреющего, и
обычно в сторону моря. Этим они значи-
тельно повышали скорость, разгоняя ма-
ину на снижении.

Нам неоднократно приходилось наблю-
дать, когда разведчик уклонялся от ветре-
чи с нашей истребительной авизцией еще
до того, как можно было визуально обнару-
жить самолет. Это позволяло нам прелиола-
гать, что разведчики быля оборудованы
радполокаторными станциями.

Для разведки чисто морских целей немцы
посылали, как правило, одиночные самоле-
ты и как исключение лишь разведку
баз проволили двумя самолетами. Пара
обычно эшелонировалась то по высоте, то
п времени. Самолет, державшийся /на
меньшей высоте, не долетая до об’екта
10—15 км, разворачивалея и уходил 06-
ратным курсом, отвлекая на себя средства
обороны. В это время второй разведчик ва
больной высоте выходил на цель и произ-
водил аэрофотографирование Иногда оба
самолета производили разведку обычным
610б0бом с интервалом по’времени 5—7 ми-
Нут, :

Полеты на разведку коммуникаций про-
тивних производил как днем, так и ночью,
но лишь в безоблачную погоду. Одиночные
самолеты ходили обычно ломаными. марш-
рутами. Ночь использовалась главным 0б-
разом для наблюдения за водным плесом.
Высота полета колебалась в пределах от
200 xo 3.000 м.

Постоянный анализ тактики ‘действий
воздушных разведчиков противника позво-
лил нашим частям своевременно разрабаты-
вать методы эффективного противодействия,
срывать намерения врага. Основным сред-
ством борьбы © самолетами-развелчиками.
как показал опыт, является истребительная
авиация, Но весьма эффективно действова-
ла и наша зенитная артиллерия. Точная
стрельба обычно вынуждала немецких лет».
UWROR  поекращать выполнение задания.
Мы нводнократно были свидетелями того,
как разведчики после первых же залпов
пазвораучивалиеь и улетали от об’екта.
	Ходовой
	ЭСМИНЩа
	ОДНОГО
		— Стрелять! — в третий раз приказал
вапитан-лейтеначнт Филимонов.

Залиы потрясли корабль. Артиллерист
подразделения капитан-лейтенаит Бондар-
чук, наблюдавший в бинокль падения сн\-
рядов, высказал предположение, что pe
зультат стрельбы должен быть неплохой.

— Значит, можно стрелять и в такую
погоду? — спросил командир.

— Выходит, можно. Однако надо подо-
ждать данные третьей группы, — что онл
покажут,

— Что бы ни показали, — ответил
командир, — для меня важно проверить
работу людей в необычных условиях. Пра
солнышке ла .B штиль любой. стрельнет.
	  [еперь бы еще самолет прилетел.
	Но самолет не прилетел и через час
после намеченного срока.

Командир развернул эсминец’ на оближе-
ние с флагманом, чтобы получить ральней-
шие указания. Флагман предложил начать
дальномерное учение.

Капитан-лейтенант Филимонов занялся
организацией учения. Однако в нем участ-
вовали немногие: дальномерщики, сигналь-
щики да прожекторный пост, время от
времени дававший луч. Остальные, видя,
что солнце скрылось и наступает непогода,
сочли, что лелать уже больше нечего. Ни-
кто не появлялся около торпелных аппара-
тов, хотя намеченную по плану торпедную
стрельбу еще никто не отменил. Можно
было подумать, что у торпедистов все го\-
BO, но когда командир корабля вызвал нз
мостик старшего лейтенанта Кохана и спра-
вился о готовности, тот ‘удивленно развел
руками. Оказывается, с первыми же поры-
вами ветра он отправился отдыхать в
каюту, не дав никаких инструкций полчи-
ненным о приготовлений торпеды.
	Такое же успокоение царило и у артил-
леристов. Выполнив одну задачу, они
сочли себя освобожденными от всяких
Зел. Но это была только первая стрельбз,
потому что раныше корабль не имел воз-
можности решать огневые задачи, и Надо
было весь этот непогожий день использо-
вать для тренировок. Старший лейтенант
Ревякин не сделал даже разбора прошед-
шей стрельбы, необходимость которого 0че-
видна: в работе ‘орудийных расчетов были
отибкя. Незружные залпы’ свидетельство-
вали о недостаточной слаженности расче-
тов. На последнем залпе одно орудие
сделало пропуск, 6 причине которого было
доложено лишь после запроса © мостика.
С минуту командир’ оставался в неведении,
почему - молчало орудие, и не сворачивал
с курса, опасаясь затяжного выстрела. А
минута хода в сторону опасного для плава-
НИЯ района могла кончиться плохо.

Комсндир БЧ-ПЙ имел полную  возмож-
ность использовать свободное время и ука-
зать на эти ошибки матросам и старшинам.
Однако он почему-то решил ждать для раз-
бора специально запланированного време-
НИ.

По итогам одного ходового дня эсминца
напрашиваетея вывод, что у некоторых
офицеров. отсутствует чувство ответетвен-
ности за кажлую минуту учебного времени
в море. Им не привито стремление решать
задачи боевой подготовки в любых уело-
виях, как этого требует опыт войны. Вот
почему начало этого дня, пока стояла х)-
рошая погода, было плодотворным, 8 конец
его, когла условия плавания стали слож-
нее, по существу, не принес никакой поль-
Зы.
	Младший лейтенант А. КРЫСОВ,
	Начались занятия в школе
юнгов
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 октября. (По теле-
графу). Начались занятия в школе юнгов
Н-ского соединения. Для учащихся вновь
оборудованы кабинеты: штурфманекий, па-
ровых машин и котлов и другие.

В первый день занятий преподаватель
Мякишев прочел лекцию о двигателях внут-
реннего сгорания
	Эсминец снимался со швартовых, когда
помощник командира старший лейтенант
Кривко показал нам дневной план, утверж-
денный командиром подразделения. До
одиннадцати часов время используется 10
усмотрению командира корабля, затем на-
мечены ‘артиллерийские стрельбы по щиту
и конусу, дальномерное учение совместно с
крейсером, торпедные атаки с фактическим
выпуском учебных торпед. Судя по плану,
учебный день предстоял интерееный, на-
сыщенный.

— Если ничего не сорвется, мы сегодня
намного шагнем вперед, — сказал стар-
ший лейтенант Кривко.

— А почему может сорваться?

— Да мало ли что бывает: щит неё при-
буксируют пли самолет не прилетит, —
ответил помощник командира, — видимо,
имевший уже достаточный опыт в таких
случаях.

Погода  благоприятствовала: светило
солнце, были хорошая видимость и свежий
ветер. Эклнаж эсминца не терял времени.
Как только корабль подошел к выходу из
бухты, раздалась команда: «Начать трени-
ровки на боевых постах».

На мостике у машинного телеграфа стоял
капитан-лейтенант Филимонов,  замещаю-
щий командир» корабля. Он решил с нан-
большей пользой реализовать время, кото-
роз отводилось планом в его распоряжение,
Пока шли тренировкл, капитан-лейтенант
договорилея с минером подразделения о
проведении в заливе учений по подрыву
	МИНЫ. и постановке параванов-охранителей.
	Эти задачи входят в план боевой подготов-
кл. п представлялась возможность сдать их
попутно, тем более, что личный состав был
уже готов к этому. По пути в намеченный
квадрат командир неожиданно дал сигнал:
«Человек за бортом». Корабль развернулея
п застопорил ход. Спасательная партия
хоть и не ожидала сигнала, но быетро ока-
залась на местах. Гребпы во главе с боц-
маном Мишяным стали готовить шлюпку &
спуску на воду.

После того как шестерка была снова за-
креплена на шлюпбалках, командир вызвул
к себе старшего лейтенанта Кривко и боп-
мена Мишина, указал им на недостатки:

— Tye это видано, чтобы боцман раб»-
тал без дудки? Шум турбин и ветер заглу-
шают голое, матросы могут недослышать и
перепутать команду. Двое гребцов аа
шлюпке не надели резиновых  бушлатов.
Ла п быстроты нехватает...

Тренировка и незамедлительный разбор
ве, безусловно, принесли пользу и помощ-
вику команлира, и боцману, и матросам,
участвовавшим в этом учении.

Корабль пришел в район, где была нз-
мочена постановка параванов. Дав команду,
капитан-лейтенант Филимонов передал
управление помощнику. и спустилея с м-
стика, чтобы лучше наблюдать работу Mar-
росов я старшин,

Вскоре у бортов раздалея плеск. Парава-
ab пошли. Минер подразделения нажал
кнопку секундомера. Оказалось, что пара-
ваны поставлены быстрее, чем положено
по. нормативу.

— Теперь проверим подрывняков, —
еказал командир и повернулся, чтобы от-
дать соответетвующее распоряжение. Ho
минер остановил его:

— Смотрите — барашки, Иван Григорь-
ввич.

В самом деле, усилившайся ветер взды-
бил воду залива, срывая пену с верхушек
волн. В таких условиях работа подрывни-
ков станорилась опасной. Капитан-лейта-
	От корреспондента
«Красного Флота»
$
	нант Филимонов внял разумному  доводу.
Затем он вдруг скомандовал:

— Право руля пять градусов. Передай-
те командиру пятой боевой части — упра-
вляюсь машинами. /

Трудное дело управляться машинами 6
рулем, положенным на пять градусов впра-
во, да еще при сильном боковом ветре.
Командир поставил ручку’ телеграфа -правой
машины на самый полный, а левой — на
стоп. Рулевой докладывает: «Корабль идет
влево». Перевел левую машину на самый
малый. Через некоторое время доклад: «Ко-
рабль медленно идет вправо». Опять пере-
ключение,

— Запишите, — сказал командир под-
нявшемуся на мостик  инженер-капитан-
лейтенанту Аникину, — данные для упра-
вления машинами при руле право пять гра-
дусов и боковом ветре...

Не лишней была такзя предуемотритель-
Пость  капитан-лейтенанта  Филимоновл.
Вполне возможно, что эти данные прито-
длятся ему в какой-нибудь неожиданный
момент, какими полна служба моряка, Во-
обще все это время до одинналцати часов
командир не терял даром ни одной
минуты. Ero можно упрекнуть  толь-
Ко в том, что не была использована воз-
можность провести тренировку арталлери-
стов, когда от берега отделились и устре-
мились в атаку торпедные катера. Перел
стрельбой это было бы кетати.
	Тем не менее, день начался плодотворно.
Были все основания предполагать, что эп
так и окончитея, Но, увы, предположения
не оправдались, На этот раз камнем прет-
кЕбвения явилась погода,
	Вопреки опасениям помощника комая-
дира корабля, щит появился в назна-
ченное время в указанном квадрате, и мы
были свидетелями мощных залпов крейсе-
ра, стрелявшего первым. Едва крейсер от-
вернул с боевого курса, капитан-лейтенаат
Филимонов приказал радисту:

— Передайте обеспечивающему стрель-
бу: выхожу в атаку.

Еще раньше с командиром БЧ-П была
доститнута полная договоренность: относи-
тельно скорости, курса, дистанции, Эеми-
вец развил ход, все стоявшие на мостике
офицеры напряглись в ожидании выстре-
пов. Но залиов не последовало. Скоро штур-
ман доложил, что до опасного района оста-
лось три кабельтова, Командир вынужден
был отвернуть.

— Почему не стреляли? — спросил он
вызванном Ha мостик командира БЧ-П
старшего лейтенанта Ревякина.

— Дальпомерщики не видят цели, очень
большая дистанция и основание щита в
ДЫМКЕ.

— Но дистанцию они могут взять. По
вершине щита.

— А всплески? Их же нельзя будет. за-
сечь, да и посмотрите, какой ветер. :

Словом, обстановка для стрельбы услож-
нилась. Это был тот благоприятный случай,
когдь можно лучше всего проверить выучку
артиллеристов. В бою ведь не прихолитея
выбирать — хорошая или плохая погода:
надо уметь воевать в любых условиях.
Командир понимал это и настоял на вы-
полнений стрельбы. Опять корабль лег пл
боевой курс. Но получилась та же история.
Артиллеристы, видимо, не прявыкли к не-
благоприятной обстановке.
	СБОР РЕДАКТОРОВ ПЕЧАТНЫХ ГАЗЕТ
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 8 октября. (По теле- и Устава внутренней службы Вооруженных
	фону). Закончился организованный Полит-
управлением флота пятидневный сбор редак-
торов печатных газет соединений.
	Редактора — лейтенант Волчек, младший
лейтенант Алексеев, капитан Саркисов и
лейтенант Веселов на семинарских занятиях
‘поделились опытом пропаганды сталинского
пятилетнего плана, Дисциплинарного устава
	Сил Союза ССР. Они рассказали также о
массовой работе газет.

Большое внимание было уделено семинар-
ским занятиям на тему: «Роль большевист-
ской печати в идеологическом воспитания
масс»;

Редактора прослушали левцию © втором
	птя доставки утая от вабоя до коренного   . Среди малтин, внедряющихся в угольную
	NINPORA TH полная, комтьлеконая механизация
процессов выемки в лаве.

Комплексная механизация выемки угля
наиболее успешно осуществляется с помо-
щью угольном комбайна. Комбайн, кото-
рый выполняет одновременно операции по
зарубхе, отбойке и навалке угля на конвей-
ep, — основное звено потока. Комбайн при-
зван механизировать наиболее тяжелые опе-
рации, выполняемые вручную. № таким
операциям относится работа навалоотбой-
шиков, которые сидя или с колена отбивают
подрубленный врубовой мапитной уголь и
лопатами бросают его на конвейерную лен-
ту; Ручная навалка поглощает почта треть
рабочего времени. Много сл и труда уходит
и на ручную погрузку породы в вагонетки
при подготовительных работах. Не ‘стучай-
во поэтому в Законе о пятилетнем. плане
предусмотрено: «обеспечить широкое прове-
дение работ по механизация назалкт УПля
й погрузки породы»;

Успешно выдержал испытаняя и ныне
ироко праменяется угольный комбайн,
построенный главным механиком одной из
шахт Караганлинского бассейна С. С. Мака-
ровым. Комбайн Макарова предетавляет со-
бой сочетание двух или трех врубовых ма-
шин, поставленных одна над другой.
альные приспособления разрыхлялт под-
рубаемый п отрезаемый от масспва уголь.
Далее разрыхленный уголь по транепортеру
комбайна идет нз ленту-конвейера, находя-
щегося в лаве. Комбайн обслуживается ч8-
тырьмя рабочими. Благодаря ero примене-
нию произволительность каждого рабочего
	промышыенность, следует также отметить
врубово-отбойную машину «ВОМ-1», с03-
данную конструкторами А. Д. Гриденым a

А. Пичугиным о дая Подмосковномо бас-
сейна, — оригинальный угольный плуг,
срезающий полосу угля толщишой 20 сан-
тиметров на всею мощность пласта, новей-
ные транепортеры, доставляющие до 100
и более тонн угля в чае, и другие меха-
НИЗМЫ.

Подечеты показывают, что перевод шахт
на работу по схеме’ поточного метода уве-
личивает добычу утля из лавы влвое. Се-
бестоимость одной тонны угля снижается на
25—30 ` процентов, эначительню . умень-
шаютея расход крепежного леса. Увеличи-
вается в два-три. раза производительность
труда рабочих, & числю шахтеров на уча-
стке сокращается почти наполовину.

Приведем конкретный пример. Мы couc-
ставили технико-экономические показатели
работы лав на западном наклонном участк^
пласта олной пз шахт комбината Вемерово-
уголь при существующей там оттанизатии
работы с ланными проекта работы по ехеме
поточного метода; составлечного для разра-
ботка того же пласта на восточном участке
ахты;

Суточная добыча угля ¢ участка при су-
ществующей организации фабот — 860
тонн. Занято рабочих по’ участку в сутка
495 ‘человех, проиоводительность каждого
рабочего в спеднем около двух тонн.

При новой системе труда суточная добы-
ца © участка составит 1410 тонн. то-есть
164 процента: число рабочих по Участку в
сутки сокращается до 284 человек. почти
наполювяну; производительность кажлого
рабочего увеличится до’ 6 тотн угля. пли
втрое. Кроме того. сокращается расход кре-
пежного леса на 63 процента.

— Примерно такие же результаты лает срав-
мительный подсчет, произведенный и по
другим шахтам.

Работники  утольной промышленности
приложат все силы для Тото, чтобы шаре
	Пути дальнейшего. развития
советской угольной промышленности
	Е. Т. АБАКУМОВ,
заместитель министра угольной -
промышленности восточных районов
СССР
		мышленности правительством и лично
товарищем Сталиным.

Грандиозные задачи поставлены перед
утольщикамя в новой сталинской пятилет-
ке. Шахтеры западных районов страны
должны не только полностью восстановить
производственную мощность Донбасса, но и
эначительно превысить довоенный уровань
добычи угля. В 1950 году добыча угля в
Донбассе будет доведена до 88 миллионов
тонн. Г

По восточным районам в новой пяти-
летке предстоит довести добычу Угля в
1950 году до 107 миллионов тонн, повысив
ее по сравнению с 1945 годен на 31
процент. Значительно повышается произ-
водительность труда за счет широкой меха-
низации процесса угледобычя.

«Обеспечить быстрые темпы роста уголь-
ной промышленности, увеличив добычу уг
ля в 1950 году на 51 процент по сравне-
нию © довоенным уровнем», — так гласит
Закон о пятилетнем пазне. Предусмотрен-
ный этим законом план развития угольной
промышленности нашей страны, которая в
1950 г. должна добывать 250 мижонов
тонн угля. требует для своей реализации
коренного изменения технологии угледобы-
чи и дальнейшего расптирения и усовертен-
ствования методов механизации трудоем-
ких процессов.
	Закон о пятилетнем плане воостановле-
ния и развития народного хозяйства СССР
на 1946—1950 гг. предусоматравает пер-
воочередное восстановление и развитие тя-
жедой промышленности и железнодорожно-
то транспорта как основы  дальней-
тпего под’ема всех отраслей хозяйства и
благосостояния народа.

В связи с этим значительное место в но-
_вой сталинекой пятилетке отводится утель-
„пой промышленности, которая является 0д-
ной из основных и решающих отраслей тя-
‚ желой индустрии.

В техническом отнопвении угольная про-
	мыштленность царокой России была крайне
	отеталой. Угольные шахты представляли
-с0б0й преимущественно мелкие предпрая-
	“ия.© прямитивной техникой. © Широко раз-
	зитым применением ручного трудз,
	_ Разруха, вызванная иностранной интер-
‚ вопцией и гражданской войной. привела К
“упадку утольной промышленности, В 1920
	году добыча угля по сравнению © 1918 го-
`дом сократилась в 3.3 раза.
	Советское правительство и большевист-
	ной промышленности в годы Великой Оте-
чественной войны.

В грозные дни войны, котда врагу vie
JOCh BPEMCHHO GAXBATOTS OCHOBHYH уголь-
ную базу — Донбассе, угольщики
ий Подмосковья бесперебойно обеспечивали
страну и фронт углем и этим содействовали
разгрому врага. За годы войны в восточ-
ных бассейнах были построены и введены
в действие 173 шахты и угольных разреза.
Началось освоение новых угольных место-
рождений: на Урале — Гремячинского,
Волчанского, Буланашекого, в Кузбассе —
Абашевокого, в Средней Азаи — Ангрен-
ского, на Печоре — Воркутинского и дру-
гих.

За это время там. по существу. заново
	создана новая отрасль угольной промыш-
ленноети — лобыча утля открытым ©1060-
	кая партия добились оыстрого восетанов-
ения Донбасса. Одновременно всемерно
азвивалась добыча угля в центре страны
` на Востоке. Шо инициатаве товарища
таллна были созданы новые мощные
тольные базы в Кузбассе и в Караганде.
семерно расширялась добыча местных уг-
ей. За годы сталиноких пятилеток корен-
ым образом улучшилось техническое 0с-
тение угольной премыиленноети. Уро-
нь механизированной выемки умя в
1940 году по всей стране достиг 94,7
процента против 1,7 пропента в 1913 голу,
в в восточных районах страны — 96.9
процента.

Наличие мощных угольных баз в центре
страны и на Востоке, заблаговременно с03-
ланяых по инициативе товарищ» Сталина,
оснашенных новейшей техникой. ие усту-
павших по уровню механизация лучирим
тахтам Европы и Америки, явилось решаю-
щей прелихымлкой успешной работы утоль-

бом, При открытом способе работы произво-
лятея < помощью экскаватора. Благодаря
этому производительноеть труда рабочих на
угольных разрезах в 3—4 раза выше, чем
при подземном способе добычи, а стоимость
угля вдвое меньше. При этом сроки строи-
тельства угольных разрезов В раза
меньше сроков строительства шахт.

Развитие механизации и быстрый роет
добычи угля на Востоке в годы войны были
обеспечены созланием здесь собственной ба-
зы угольного мапраностроения. Напти заво-
ды в самый сжатый срок освоили и налади-
ли массовый выпуск главнейшего горно-
шахтного оборудования: врубовых мапин,
конвейерных приводов, транепортеров.
электровозов, под’емных машин, насосов
вентиляторов и т. д.

Успехя советских угольциков в голы
Великой Отечественной войны стали 803-
можны благодаря исключительному внима-
нию и помощи, оказанным угольной про“
	Одним из мероприятий в этой области! на учаюткю возросла в среднем с 3,8 до 4,4
	является осуществленный по проекту авто-
ра этих строк поточный метол работы в
шахтах, сочетающийся с комплексной ме
ханизацией процесса угледобычи. Опыт по-
казал. что поточный метод и комплековая
механизация дают возможность значатель-
но увеличить лобычу угля и Повысить про-
изволительность трула.

Прежде всего наши усилия направлены
на изменение технологии и осуществление
поточной системы на шахтах © пологим па-
лением пластов, гле процессы навалки и до-
ставки утля отличаются особой трудоем-
ROCTbIO,

Основные элементы новой технологиче-
ской схемы потока — полная конвейераза-
	ТОННЫ.

Автор этих стрик вместе се группой пн-
женеров предложил новый тип комбайна,
предназначенный мля полотих пластов Ма-
лой мощности. Этот комбайн — «АМВ-1»—
представляет собой мощную врубово-нава-
лочную машину, имеющую режуще-отбой-
ные и травепортирующие приспособления, с
помощью которых комбайн не только рубит.
		HO и отбивает уголь q навалявает его на ®недрить новые методы организации трудз,
	трачепортер. Шрюектная мопенюеть этой ма-
щины — 50 тонн в чак. Уже сейчае на
произволетвенных = испытаниях комбайн
«АМВ-1» показал часовую пропзводитель-
	ность 32—34 тонны. Ввод комбайна высво-
болил в лаве от 15 ло 30 рабочих в суткл.
	развернуть механизацию . подземных работ.

Эт — олно из. епаюивих угловий. д льчей-
тег развития советакой угольной пгамыш-
яенноети, основа усаещного выполления
угольщаками сталанского. пятилетнего юаа-
Ta.