15 ноября 1946 гу пятница, Ns
	449)
	КРАСНЫ и ФЛОТ.
	Опровержение TAC
	Аньдун, фабчоложенный wa Kopelicno-want
чжурской границе,

ТАСС уполномочен заявить, 970 выше
указанное сообщение является клеветниче.
CREM OT начала до конца.

Атентство. Рейтер, ссылаясь на с000ще-
нив вашинтгтонского корреспондента газеты
«Таймс», распространяет сведения, будто в
Вашингтоне стало известно о том, что шесть
советских самолетов бомбили захваченный
недавно томиндановскими войсками город
	ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОВЕТСКОЙ АРТИЛЛЕРИИ
	В Центральном Доме Красной Армин от*
крываетея выставка, посвященная артил-
	лерии Вооруженных Сил СОСР. Выетавва   ти
	рассказывает о боевом пути советской ар-
тиллерни в годы Великой Отечественной
ВОЙНЫ.
	БВ двух залах в хронологическом порядке
расположены довументы, знакомящие по-
сетителей с наиболее крупными боёрРымЕ
операциями советских Вооруженных Сил,
Вот документы, относящиеся к Московской
операции. Они особенно дороги сердцу моек
вича. Схемы, снимки, картины отображают
бои отдельных наших артиллерийских ча-
стей пол Москвой @ немецко-фашистскими
захватчиками. За лаконичными цифрамя
встают перед нами героические Дела ©0-
ветеких артиллеристов, уничтоживших в
течение осени 1941 тода на подотупах и
столице около 1.500 вражеских танков в
множество живой силы НЕМИев.
	060608 место отвелено Н-скому артилле-
	рийскому полку, одним из первых среди
артиллерийских частей удостоенному Tipe
образования в гвардейский; Этот полк 060+
ронял Истринскую переправу. Трудность
заключалась в том, что впереди не было на-
шей пехоты и артиллеристам предетеялто
одним отражать атаки. пехоты и танвов
противника. 25 ноября 1941 года 40 фа-
игистских танков начали штурм перенравы,
но орнем толка они были отброшены. Так
же были отбиты последующие атаки немцев.
За один день боя артилаеристами было
уничтожено: 20 танков, На стенде помещен
фотоснимок героического орудийного раече-
т» сержанта Рубанова, выведшего из строя
четы 6 немецких танка,
	Б материалах выставки значительное
место отведено обороне Левинграла. На сте-
не — план города, Он был обнаружен среди
захваченных документов в разгромленном
немецком штабе. Этот план натлялно под-
тверждает, что фашистские бандиты вели
варварский обетрел города. Фашистские па-
лачи снециальными номерами обозначали
цели своего обстрела. Это госпитали, дет-
ские ясли, жилые дома. Именно по этим
0б’ектам вела огонь самая мощная немец-
Кая груптировка артиллерии 060000 на-
значения, подвергавшая город найболев вар-
варекому обстрелу.
	Небольшая панорама запечатлела момент
одного из артиллерийских. налетов; исва-
реженный вагон трамвая, лужи крови на
мостовой, сбитые фонари...
	Советские артиллеристы вели упорную
ий напряженную борьбу в противником. Мет-
кие залпы наших орудий не раз заставляли
умолкать вражеские  батадея.  Прин-
ципиальная схема показывает органязацию
контрбатарейной ‘борьбы с артиллерией
противника, обстреливавшей Ленинград.
	Большую роль в обороне Шенинграда в
период блокады сыграли оставшиеся в го-
роде предприятия легкой промьинаенности.
В короткий срок они освоили массовое иро-
	СЕВАСТОПОЛЬ, 14 ноября. (По телегра-
фу от корр. «Красного Флота»). Начались
занятия в Черноморском военно-морском
училище. Училище, созданное по приказу
Главнокомандующего Военно-Морекими Си-
лами адмирала флота Кузнецова, всту-
пло в свой первый учебный год. Новое
Учебное заведение будет готовить офице-
ров — командиров малых кораблей.

Четыре Месяца назад сюда начали при-
бывать учебные пособия, лабораторное и
классное оборудование. Строитёльная орга-
низация, возглавляемая инженер-майором
Путяковым. подготовила светлые уютные
классы, общежития для куреаптов, квар-
тиры для офицеров. С первого дня учебы
курсантам созданы все условия для плодо-
творных занятий и нормального отдыха.

В числе учащихся преобладает молодежь,

изводство необходимых фронту боеприпа-
сов. Вот образцы продукции этих предирия-
тий. На витрине рядом с изящными вонфет-
ными коробками, модельной обувью, игруш-
ками — корпуса гранат, пулеметные лен-
ты, штыки...

Польшов внимание уделено СОталинград-
	+ oot операции. Перед нами большая схема.
	Красные стрелы повазывают направления
основных Утаров советских войск, зажав-
	ших под Сталинградом в плотное кольцо,
	многотыеячную армию фон Паулюса. Обра-
щают на себя внимание оперативное доне-
сение маршала Воронова и генерала Роког-
совекого товарищу Сталинуо ликвидации
группировки немцев под Сталинградом, по-
здравление. товарища Сталина © одержанной
победой, Около схемы расположены портре-
ты советских полководцев, осуществивиих
план разгрома немецких войск под. Сталин-
градом. :

Вог сленд, посвященный Орловеко-Вур-
ской операции. О напряжении боев свиде-
тельствуют цифры: только за три дня. 60-
ветекие артиллеристы уничтожили
1.150 танков и самоходных орудий врага.
На фотоенимке запечатлен момент боя ба-
тареи старнего лейтенанта Лосева с немец-
кими танками. 6 июля 1943 года батарея
подбила 23 вражеских танка. Отображена
также общая эффективность огня советской
артиллерии в Орловеко-Курской операции.
1.413 уничтоженных танков и 43.350 ис-
требленных солдат и офицеров немецкой
армии — таков итог боев наших славных
артиллеристов.

На выставке показаны действия совет-
ской - артилаерии в Ясско-Кишиневской,
Будапештской и Венской операциях ни при
взятии Берлина.
	В центро зала — макет рейхстага, вы-
полненный художником Платоновым, Серые,
мрачные развалины... «Так выглядел рейх-
стат в день капитуляции Берлина», — гла-
сит надпись. Около макета — бронзовые
украшения, снятые с рейхетага, повержен-
Hoe фашистское знамя. Рядом расположен
стенд, Посвященный Берлинской операции.
Несколько фотоснимков запечатлело момен-
ты ведения артиллерийского огня по Бер-
лину, вид Берлина с аэростата во время
штурма его нашими войсками. Под одним
снимвом надпись: «В 11 час. 30 мин.
20) апреля 1945 года майор Зюкин первым
открыл огонь по Берлину».
	Несколько разделов выставки посвяще-
но зенитной артиллерии, действию радио-
локаторов; работе артиллерийской промыш-
ленности в годы войны. Специальный стенд
повазывает участие артиллеристов в боях
по разгрому японских империалистов,

Завершает выставку показ учебы артил-
леряетов в мирное время, неустанно осваи-
вающих obit Великой Отечественной
войны.

Открытие выставки приурочивается к
ввенародному празднику — Дню сталинской
артиллерия. .
		_— Дальние
	В перно» Отечественной войны, овенью
Нропитото года и в текущем году нашему
экипажу приходилось не фаз выполнять
дальние полеты в сложных метеорологиче-
оких условиях. После войны мы несколько
раз летали вдоль меридиана, — от берегов
Балтийского до Geperos Черном моря. В
больпиитотве случаев эти полеты для каж
ого из нае были весьма поучительны,
хотя все члены экипажа имеют солидный
опыт военных лет.

Готовясь к далыним рейсам, мы прежде
всего учитывали, 410 осенью и зимой на
маршруте большой протяженности и такого
направления придется обязательно вотре-
THIBCA © самыми различными метесуел-
виями. Так почти во всех полетах и cay-
чалось: в Прибалтике мы пробивались
сквозь дожди и туманы, в Велоруссии-—
сквозь’ снегопады, на’ Украине снова
преололеваяи дожди и туманы н лишь на
Кавказе мы летели при ясной солнечной
погоде. Юстественно, что в этих беспосае
дочных полетах нам всегда приходилось
решать довольно сложные навигационно-
пилотажные задачи. р

hak we мы осуществляли такие даль-
fue pele?

Перед полетом мы тщательно изучали
матеорологическую оботановку по синопти-
ческой карте и в соответствий в ней вы-
бирали основной маршрут. Проложив его
на полетной карте, мы одновременно соста-
BHI и Несколько запасных  вариан-
тов. Профиль полета выбиралея е учетом
вероятных метеоусловий.

Однако опыт показывает, что’ даже такая
тщательная подготовка не избавляет от
всевозможных неожиданностей и PRATER
обязан уметь нх встречать во всеоружии.
Выручают в. таких трудных случаях хоро-
ая слетанность эвипажа, взаимная уве-
ренность друг в друге, Это, по-моему, —
важнейшее условие успешного осуществле-
ния любого дальнего полета, над сушей и
морем,

Перед вылетом с одного из черноморских
аэродромов мы потучисти подробнейшую ин-
формащию о погоде по маршруту. Судя по
этой информация, весь полет мог быть огу-
ществлен в вилимоети наземных ориенти-
роз. На деле же вышло не тах. Уже через
1 час 20 мин. полета наи самолет вотнел
в облачность, опустившуюся до земли. Я
набрал гафантяйную высоту и продолжая
полет по приборам. Одновременно я прика-
зат радисту запросйть of ожийаемой сегод-
ня налменьшей высоте нижней кромки 0б-
лаков в пункте посадки и о наибольшей
высоте верхней кромки облаков по нашем?
маршруту. Parner  бсвязалея © наземной
отанцией и, получив ответ, доложил, что
минимальная высота облаков в пункте по-
салки — четыреста метров, максимальная
высота верхней кромки--две тысячи пять-
сот. метров.

При этих условиях целесообразно было
зыйги вверх и продолжать полет над облач-
ностью. Так мы и сделали. В любой мо-
мент нятичасового полета над облаками мы
знали свое место — штурман опоеделял его
по ратиопелентам широковещательных
станций. Наша самолетная рация работала
превосходно, и мы регулярно  получаая
евежине данные о погоде. Хочу подчеркнуть,
что полет в плохих  метеорологаческих
условиях осуществим лишь при надежной
радиосвязи. Не имея такой связи, в даль
ний полет вылетать рискованно даже при
вполне благоприятной погоде и хорошей
информации перед вылетом,

Радиостанция и специальные радионави-
тащионные приборы современного самолета
вполне обсопечивают выполновие дальних
	полетсв. Но может случиться, что эти при>
боры в данный момент использовать поче-
му-либо не представляется возможным. И
экипаж обязан знать, Как выйти из. труд-
ного положения,

В октябре этого года мы совершали по-
тет с юга на север с посадкой в Москве —
тавой была задача. До Липецка всё пло
Как нельзя ЛУЧИ, Затем начался сильный
енегомад. Чтобы не итти бреющим в усао-
виях плохой видимости, я набрал высоту
й повел машину по приборам. Это было
тем более правильно, что последние сведе-
ния о погоде в Моекве (высота обаачно-
сти — шестьсот метров, видимость = де-
сять километров) обеспечивали Нам Geso-
паюсный выход из нежного заряда. Прибли-
жаясь к Москве, мы каждые десять минут
запраптивали данные о погоде. Изменений
не было. Не наблюдалось улучшения пого-
ды и на маршруте, несмотря на то, что
мы подходили к Мосмве на высоте трехсот
метров. Это свидетельствовало о “ом, что
на район Москвы налвитается плохая пого-
ла и Ч не повлючена возможность ее
прихеда туда одновременно с нами,

Чтобы пробить облачность точно над ме-
стом посадкн, я приказал штурману на-
строить радиокомпас на приводную ралио-
станцию Нашего аэродрома. Но приводная
станция Kak pas B этот момент вымила, из
строя. Таким образом, использовать радио
мы не могли, Рассчитывать же на улучиге-
ние погоды в районе Москвы уже не при-
ходимоюь. Было очевидно, что мы будем
вынуждены . пробивать облачность пря
очень плохой горизонтальной видимости,
причем, может быть, над городом, что, ко-
нечно, небезопаено из-за, высоких слроений.

В таких условиях надо было искать но-
вое решение: пробивать облачность немед-
ленно, находясь еще нал полями и лесами
Московской области,’ или отказаться от по-
Фацки в Москве, набрать высоту и уходить
на запаеный аеродрем. Последнее решение
по характеру задания было крайне нежела--
тельным, и мы приняли нервое. Снизив-
Wich по альтиметру до двухсот метров,
мы увидели землю. В эту мануту ралист
получи последнюю сводку погоды в Мо-
сиве, Сводка была неутешительна: высота
облачности —= двести метров, видимость ——
два километра. Не рассчитывая на улучше-
ние погоды, мы постарались быстрее вос-
станорить детальную ориентировку, чтобы
сразу выйти на азродром и произвести. по-
campy. Tan и сделали. Полет окончился
благополучно,
	Таким образом, чтобы дальний полет в
осеннеё-зимних условиях прошел успешно,
экипажу следует составить несколько ва-
риантов его осуществления. При этом надо
готовиться к преодолению ‘любых трудно-
стей, к быстрому принятию решения и на-
стойчивому доведению его ло конца. Конеч-
но, твердость В боуществленай решения
должна основываться на разумной оценке
обставювки. Очень важно в нужный момент
быстро отверануть одно решение и при-
нятЬ другое, более соответотвующее изуе-
нившейся погоде.

Нам, морским летчикам, во время войны
часто приходилось летать над огромными
водными пространствами. ‘Такие полеты
надо совершать и сейчас, в процессе бое-
вой подготовки. Они принесут больную
пользу экйпажам, будут способствовать
развитию у летчика, штурмана, стрелка-
радиста инициативы, находчитости, вы-
хержел — важнейших качеств, позволяю-
ШИК Venera ВЫПОЛНИТЬ 210006 задание.
	Майор А. ПЯТКОВ,
	_Учебес построена
на условностях
	Башмавов, вместо того чтобы руководить
подчиненными, все делал сам. ЛТотовый м3-
трос Пиетуненко пытался промерить rayon.
ну без лота, имитируя действия с лото
взмахами рук. В конце концов он вобнольз0-
валея шестом, причем действовал неумело,

При швартовке корабля выяснилось,
что нет ни одного бросательного конца,

— Куда же они делись?

— Вышли из строя... Пришлось поро
заль на шкерты...

Говорят, что бробательные концы ис.
пользовались нё этом корабле в качвотьз
бельевых левров и 0 другим хозяйствен-
ным надобностям и, таким образом, при
лили в негодность. Так или иначе, но при
швартовке не оказалось ни одного bpota.
тельного конца,
	Морская терминология не в почете в.
	катере. Странно слышать, когда на корабле
трос, фал или бросательный конец Назы.
ралот ‹воревкой, Руководивший отдачей
	якоря боцман Грицаенко путал командные
	GAO be,

Раздался сигнал «большой сбор». 1
строилась только верхняя команда; окава-
лось, что мотористы не считают для cobs
обязательным выходить по этому сигнал
на построение. Пришлось повторить сигнал
специально для мотористов. № тому ae,
вели по сигналу боевой тревоги на палубе
хоть изредка были видны бегущие к свов
боевым постам матросы, то сигнал «боль
шой сбор» решительно всеми вынолняяея
неснеша.

Таковы неприглядные итоги этой про
верки. Как же отнёсся к ней командир ма.
лого охотника лейтенант Тернык? Он п
ныталея переложить вину за эти недости
imc ced на... береговую базу, которая-
илохо снабжает корабль, сослаться на т),
tro матросы па корабле в большинетье
молодые, не успели. ещё освоиться, но
привыкли...

Эти оправдания неосновательны. Матра
сы н6 так-то уж и молоды, — каждый п
них служит на флоте по второму ody,
Правда, береговая база снабжает корабль
плохо. Но ведь на корабле небрежно ура
нятся даже те вещи, которые своевременно
и полностью выданы.

Вее дело в том, что самый мед 6%:
вой подготовки на корабле порочен, Учеб
построена на условностях, вопреки Hopi
бельному. уставу. По боевой тревоге матро-
сы вращают орудие или пулемет. Готов аи
он фактически к бою — командир над этих
не задумывается. Условно считается, “что
все в порядке, Лотовый не может измерить
глубину. Это также не тревожит комане
Дира. Ведь у того места, где корабль стоит,
	глубина хорото известна. Нет бросатель-
	пого конца? Так ведь 063 него до сих nop
Как-то обходилиеь.

Командир корабля лейтенани Гернык
терпимо относится к недостаткам, мало 34-
ботитея о том, чтобы каждый матрос 1
старшина безукоризненно, в строгом 600%
ветствии @ уставама выполнял свои 0бя-
занности, чтобы экипаж катера тотовилс
К бою не условно, а фактически.

В этом — главная причина выявленных
при проверке недостатков.

Лейтанант А. ОРЛОВ.
	За несколько часов до выхода в море На
палубу малого охотника поднялся командир
подразделения капитан-лейтенант Юрченко.
У сходни его встретили дежурный по Ко-
раблю и командир вахтенного поста. Оба
одновременно скомандовали «смирно», -3а-
тем растерянно взглянули друг на друга,
не зная, кому’ же скомандовать «вольно».

Командир подразделения насторожился,
резонно подумав о том, что с уставной ор-
ганизацией службы на этом корабле не все
благополучно. Капитан-лейтенант  решия
проверить, как личный состав знает свои
обязанности, как выполняет Корабельный
устав.

Сыграна боевая тревога. Командир Xo-
рабля лейтенант Гернык занял свое место
на мостике. Через некоторое время коман-
диры боёвых постов доложили 0 готовности.
Капитан-лейтенант Юрченко посмотрел на
часы и сказал:

— Медленно, очень медленно...

Действительно, время приведения ко-
рабля в боевую готовность по ‘тревоге мож-
но было значительно сократить. Надо
лишь, чтобы моряки точно соблюдали
уставные правила. Например, в Корабель-
ном уставе сказано, что по сигналу боевой
тревоги весь личный состав немедленно
разбегается по свойм местам согласно бое-
вому расписанию; Здесь ке многие матро-
сы и старшины направлялись к боевым по-
стам не спеша, шагом. Матросы Бышмаков,
Дудченко и другие, кроме того, нарушили
правила движения по кораблю. В’ резуль-
тате те, кто направлялся в корму, столк-
нулись с теми, кто бежал в носовую часть
корабля. Произошла толчея. Она также на
несколько секунд задержала приведение
корабля в готовность к бою.

Командир подразделения продолжал про-
верку. У орудия, которым командует стар-
щий матрос Грицаенко, не оказалось по-
близости ящиков с запасными частями,

— Как же вы докладываете, что пушка
готова к 6010?

— Считаю, что ящики с запасными
частями условно находятся на месте.

Не оказалось у орудия и прибойника.
Выяснилось, что Грицаенко вообще не
вменил в обязанность кому-либо из орудий-
ного расчета выносить по боевой тревоге
прибойник. Не оказалось также и ручного
экстрактора.

— Как же вы поступите, если застря-
нет гильза?

—- Найдем выход... — неуверенно’ от
	ветил Грицаенко.
	На катере лейтенанта Герныка не выполняют
	требований Корабельного устава
	Общеобразовательный кружок на корабле
	старшин. кружок , общеобразовательной под:
готовки. Учащиеся обеспечены пособиями
	миноносце для занятии выделено удобное помещение,

Руководит кружком лейтенант Гальтерия

неправильно. Должна быть твердая уверен:
ность в том, что все механизмы на корабле
независимо от того, кто их ремонтировал,
полностью подготовлены к работе и №
выйдут из строя.
	Нельзя допускатв, чтобы судоремонтные
предприятия, задержав ремонт, сокращаля
испытания, проводили ‘их на скорую руку,
пытаясь тем самым наверстать выпойие“
ние графика. Такие поверхностные попы:
тания не дают возможности досконально
выяснить качество ремонта, › записать
формуляры новые — тактико-технические
данные, механизмов ит. п.
	Однажды в подразделении капитан-лей“
тенанта Торопкова были приняты п0сло
ремонта два катера. Из-за задержки в 16
монте не осталось времени для серьезных
испытаний. Их провели наспех. Многие
дефекты не были замечены, а потом
и He устранены. Результаты сказалиев
быстро. На одвом катере мотор заклинило
через полтора часа работы. На другом —
механизмы также вышли из строя, Это был
наглядный, ‘хотя и суровый урок для ли
ного состава. В дальнейшем моряки стали
не тщательно проверять качество pa
оты.

Bo время войны из-за отбутетвия 3
пасных частей и недостатка врёмени иногда
производилея «ускоренный» ремонт. Меха
низм разбирался, детали очищались от тр
зи и ставились на место. Сейчас оправда-
ний для такого ремонта не может быть
никаких, какие бы доводы ни приводили
некоторые нерадивые судоремонтники.

Во время войны приходилось также
иногда удлинять сроки между ремойтами,
увеличивать перерывы между докованием
кораблей. Яено, что сейчас нет никаких
причин для Tord, чтобы увелизитвать New
ремонтные сроки. Это можно делать дашь
при одном условии, когда всестороние до-
Казано, что техника может еще работать
без ремонта и ee износ нё выходит за пре
делы допустимого. В таком случае новы
срок ремонта следует внести в правила
эксплоатации, в инструкции.
	Таковы основные принципы  планово-
предупредительного ремонта кораблей. Чет.
кая организация его — основной сто
	сохранения техники и оружия в постояи
	ной боевой готовности,
	Открытие Черноморского
военно-морского училища
	—щ Противник не будет ждать. Надо де-
лать все, как на войне, тренировать лич:
НЫЙ состав не условно, а фактически.

Опыт войны показал, как важно, чтобы
каждый матрос орудийного расчёта в со-
вершенстве знал и выполнял He только
	свой обязаниостя, но умел бы заменить и
	товарища. Однако этому орудийный рас-
	чёт не обучен.
	Серьезные недостатки были обнаружены
	и в организации службы на ходовом мо-
стике и в штурманекой рубке.
	Командир подразделения проверил лей-
	ствия личного состава по авральным рас-
писавиям. По команде © мостика «отдать
кормовой» командир ютовой партии матрос
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 14 ноября. (По
телеграфу от Карр. «Красного Флота»). На
краснознаменном эскадренном миноносце
«дщелезняков» организован ДЛЯ матросов и
	прибывшая в училище после окончания де-
сятилетки. Немало здесь и бывалых воинов.
Среди них — балтийский катернию стар-
пгина 1 статьи Мирошниченко, награжден-
вый двумя орденами Отечественной войны
и тремя медалями, старшина 2 статьи Ела-
rit, начавший войну матросом и закончив-
ший 66 командиром катера „Дунайской фло-
тилии, артиллерист старитий сержант Нови-
	‘вов, орудие которого полбилю 5 немецких
	танков, старший сержант Torture, про-
птедший боевой путь от Волги до Кениг-
сберга, 11 другие.
	Начальник училиша капитан 1 ранга
Никитин, поздравив курсантов и препода-
вателей с началом учебного года, напомнил
им о необходимости свято блюсти честь учи-
лища, созданного в городе-герое.
	Четыре попадания из четырех возможных
	ТИХООКЕАНСВКИЙ ФЛОТ, 14 ноября.
	На-лнях старший лейтенант Соколов до-
	(По телеграшу). Летчик-истребитель етар-   билея нового успеха в стрельбе по цели.
	пгий лейтенант Соколов издавна славится
своими успехами в огневой подготовке. Вее
шебть лет службы на флоте он настойчиво
овладевает высоким классом стрельбы по
конусу, перенимая опыт лучших. воздуш-
ных стрелков.
	За одну атаку он выпустил короткую оче-
редь-—четьре патрона. Все четыре пули по-
пали в KOHYS.
	Старший лейтенант Н. ХАРЫБИН.

Планово-предупредительный
	ораблей
	DCMOHT Kh
		подразделении тральщиков, Где инженер-
механиком т. Морозов. Несмотря на боль-
шую нагрузку, вполне естественную в
условиях послевоенного траления, здесь
строго соблюдают сроки планово-предупре-
хительного ремонта. За лето корабли про-
шли с тралом и Ged Herd тысячи миль, а
корпуса кораблей прекрасно сохранились.
В хорошем состоянии находятся и меха-
НИЗМЫ.
	Большое внимание планово-предупреди*
тельному ремонту уделяется и в соедине*
нии тральщиков, где флагманским инже-
нер-механиком т. Нестеров. Траление
обычно заканчивается поздно вечером.
И личный состав, перед тем как отдыхать,
внимательно осматривает механизмы и тот-
час устраняет всё дефекты. Это позволяет
увеличить число тральщиков в строю If
сроки их пребывания в море.
	Наряду с положительными примерами,
число которых можно было бы увеличить,
имеются факты нарушения принципов
планово-предупредительного ремонта. Так,
в подразделении, которым командует капи-
тан-лейтенант Бондарев, нередко не ис-
пользуют положенное время для осмотра
материальной части. Неудивительно, что
во время текущего ремонта механизмов это-
TO подразделения совершенно неожиданно
были обнаружены трещины на коленчатых
валах двух главных двигателей,
	Нарушение сроков осмотра и ремонта
механизмов не замедлит сказаться на их
работе, Эти срови следует безоговорочно
соблюдать. Цель ежедневном осмотра,
узаконенного распорядком дня, проне-
рить тотовность механизма к действию,
устранить мелкие неисправности. Раз в He-
делю проверяются отдельные узлы меха-
визмов. Периодических осмотров требуют
и такие установки. как, например, турби-
	Любой механизм подвержен так назы-
ваемому естественному износу. Он счи-
таетвя нормальным явлением и учитывает-
ся как конструкторами и технологами, так
ий эксплоатационниками. В различных до-
вументах, составленных на заводах и раз-
работанных на кораблях, обычно указы“
ваютоя пределы допустимого естественного
износа деталей, Сущность технически гра-
мотного Узода за материальной частью 34+
ключается именно B TOM, чтобы He до-
нустить преждевременного ее износа, про
длить сроки действия механизмов.

Достигаетея это путем строгого соблюде*
ния температурных режимов во время ра-
боты механизмов, точного выполнения пи-
струвций, применения определенных марок
смазочных масел и горючего. выдержива-
ния режима работы и т. д. Обязательными
условиями также являются тшательные за-
меры зазоров деталей, сравнение их с пре
дыдущими замерами, добросовестное веде-
ние формуляров и технических журналов.

Олин из важнейших элементов грамот“
ной и Вультурной эксплоатации механиз-
мов — своевременный и высококачествен-
ный ремонт. Вез него невозможно ANH
тельнов время сохранять начальные так*
тико-технические характеристики оружия
ий технических средств,

К вонросу о ремонте кораблей можно
подходить с различными мерками. На-
пример, можно довести механизм до такого
состояния, что восстановить его началь-
ные тактико-технические характеристики
оказывается невозможным и Тогда требует-
ся замена механизма целиком. Так экс-
плозтировались во время войны некоторые
THU! американских транспортов. Корпус ни
механизмы их расечитывались на два—
три года работы, после чего они шли на
селом. Известно немало заграничных фирм,
которые заинтересованы именно в такой
работе механизмов, в работе на износ.
Фирмы пытаются доказать выгоду такого
метода использования техники. Ведь но
требуется ни запасных Частей, ни капи-
тальных, ни средних ремонтов. Через опре-
деленное время механизм просто заменяет-
га новым.
	эксплоатации техники. Очевидно, этого   благодаря тому, что был использован опыт
	еще не понимают на корабле, где комайди-
ром БЧ-У инженер-капитан-лейтенант Ти-
хонов. Здесь на протяжении полугода в
журнале была записана одна и та же
цифра, показывающая, что качество изо-
ляции ответственной электроустановки
вполне нормальное. Однако работа меха-
низма не подтверждала правильности запи-
си в журнале. При проверке обнаружилось,
что сопротивление изоляции гораздо ниже
установленной нормы.

_ На некоторых кораблях x0 сих nop в000-
Ще отсутствуют журналы технического
учета и формуляры главных и вепомога-
тельных механизмов. Такое нетерпимое по
ложение продолжается на катерах подраз-
деления, где ичженер-механиком т, Беван:
THH. № сожалению, технический отдал
флота еще не занялся stan вопросом
вилотную.

Четкая организация ремонта зависит от
того, насколько правильно составлены ре-
моитные ведомости. Неряшливо п неграмот-
но составленная ведомость усложняет
контроль личного состава кораблей над ра-

отой судоремонтного предприятия. Пра-
вильное составление ведомости на основе
записей в журналах — первейшая обязан-
ность командиров БЧ-У, инженер-механи-
ков подразделений, командиров кораблей.

Иногда в ведомостях можно встретить
такие неконкретные записи: «Изготовить
по указанию личного состава» или «Сде-
лать по образцу». Такие записи только
Усложнятот ремонт, Вместо них нужно ука-
зываТь подробно, какую работу следует
выполнить. Целесообразно при этом подго-
товить эскизы, указать размеры деталей,

ногда в ведомостях допускаются форму
лировки, которые можно истолковать поз
разному, Например, записано: «Заменить
изношенные летали водяной помпы новые
ми», Неясно — то ли можно взять эти
детали из запаса и поставить на меето
изношенных или их нужно отковать, обра-

ботать, пригнать и только поеле этого ста-
вить взамен старых.

№ ремонтным ‘работам широко привле-
кается личный состав кораблей. Такой ме-
тод приносит ‘пользу, и судоремонтному
предприятию и личному составу. Это паз
тлядно подтверждает ремонт корабля, где
командиром БЧ-У т. Степанов. Заводская
Ьитгада, возглавляемая опытным мастером
т. Божковым, досрочно закончила ремонт

экеплоатации механизмов моряками. Сами
моряки при этом еще лучше освойли техни-
Ку, Так Как смогли более глубоко изучить
назначение каждой детали, скрытой в
обычное времи. Beat ремонт организован
правильно, он всегда помогает обучению
Матросов и старшин.

: He на всех предприятиях понимают роль
личного состава в ремонте кораблей. Так,
например, в мастерских; где начальником
инженер-калилан 3 ранга Бойков, вместо
того чтобы дать матросам работу как спв-
циалистам, их заставили возить бочки
с бензином и копать ямы. Нельзя умолчать
вообще о низкой организации дела На этом
	‘предприятии. Графики ремонта злевь ие
	выдерживаются, качество работы низкое.
Вот несколько фактов, показывающих от-
сутствие элементарного порядка в этих ма-
стереких.
	Но указанию т. Бойкова кронштейны
валов с ремонтируемого Катера сдали в от-
дел фондового имущества как цветной
металл. П03ж%6, Когда потребовалось уста-
навливать валы на катер, две недели иска-
ли эти кронитейны, Не найдя их, взяли
с другого катера, стоявшего в длительном
ремонте. В другой раз отправили в отдел
фондового имущества только что отремон-
тированный вспомогательный холодильник.
Вто-то заметил, что холодильник скоро
придется поставить на корабль. Тогда ме-
ханизм сбросили на землю около мастеёр-
ских, где он долгое время и лежал под от-
крытым небом. И когда потребовалось по-
ставить его на корабль, то прийлось заново
ремонтировать.
	Разумеется, столь неорганизованная ра-
бота судоремонтного преднриятия нарушает
сроки и качество планово-предупреди-
тельного ремонта.

Волышое значение имеет проверка каче-
ства работы. Приемку следует производить
по отдельным узлам как в ходё ремонта,
так и на приемно-едаточных испытаниях.
Личный состав должен быть проинструк-
тирован, как и что принимать, какие за-
меры производить ит. п. С одинаковой
тщательностью нужно принимать и те
работы, которые выполнялись Ha заводе,
HTC, что поручалиеь экипажу корабля. На
практике это делается не всегда. Инженер-
механики почему-то считают; что качество
ремонта, проведенного личным составом
кораблей, не требует особой проверки. Это
	Заметки флагманского
специалиста
		Но такая эксплоатация техники неё тре-
бует от обслуживающего персонала особой
культуры в своей работе, He воспитывает
У людей любви к своему оружию, Исполь-
зование техники на нзнос является к тому
же чрезвычайно дорогим делом. Оно пред-
полагает наличие большого запасного пар-
ка дублирующих мёханизмов и целых
установок.

Советские моряки всегда стремились
нопользовать технику не варвареки, не на
износ, & культурно, бережно, по-хозяйски.
Они старались в самой сложной обстанов-
ке, которая не раз создавалась в ходе вой-
ны, при первой же возможности произвести
планово-предупредительный ремонт, про-
длить сроки работы боевой техники и ору-
жия. Во многих соединениях был заведен
такой порядок, когда кораблям после вы-
полнения имя боевых заданий давалось
специальное время на осмотр механизмов
и ремонт, предупреждающий выход их из
строя. Для этой цели создавались MacTep-
ские, которые оказывали личному составу
кораблей посильную номощь в деле восста-
новления боеспособности техники и оружия.
	Опыт, накопленный в этой области за
время войны, необходимо тщательно иссле.
довать, обобщить и в полной мере приме:
нить на кораблях, на судоремонтных  пред-
приятиях и в технических отделах. Задача
заключается в том, чтобы неустанно по:
вышать культуру эксплоатации материаль-
ной части.

Нланово-предупредительный ремонт пред:
полагает постоянное и тщательное наблю-
дение за материальной частью, вистемати-
ческие проверки ‘и осмотры ве, немедлен-
ное устранение всех, даже самых незна-
	чительных, неполадок, предупреждение из-
носа деталей сверх допустимых пределов.
Эти принципы полностью применены в
	NEE PRESET

ется личный соетав
[ тод приносит ‘пользу

ны и котлы, а также корпуса систерн, 1 ка
трюмы, баллоны и т, д.

‘Ur eg pe Ч a ne м
	трюмы, баллоны и т, д,

Учет состояния техники на кораблях,
систематические записи в формулярах,
журналах, ‘зктах — неот’емлемая часть
планово-предупредительного ремонта, пока-
затель технически грамотной и культурной

Инженер-капитан 2 ранга