2 июля 1947 г,, среда, № 153 (2640
	КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ватер подошел к причалу. На берег co-
шла грунпа матровов и старшин крейсера
«Н». Настроение у них приноднятое, пра-
здничное. После многих дней напряженного
воинского труда и занятий хочется хорошо
отдохнуть.

Военные моряки не будут разочарованы
в своих ожиданиях. Дом флота, где началь-
ником т. Иванов, хорошо подготовился к их
встрече. На большом плакате перечислено!
все, что будет в этот день: доклад о между-
народном положении, новая кинокартина,
концерт художественной самодеятельности.
Работает военно-морской кабинет, где мож-
HO познакомиться с макетами боевых кораб-
лей, штурманским оборудованием и минно-
торпедным оружием. В читальном зале —
свежие газеты и журналы. Состоитея лите-
оатурный вечер, посвяшенный «Повести 9
частоящем человеке» Полевого. Стадион от-

крыт для всех желающих, в 14 и 16 ча-

сванса старой кинокартины, не раз уже де-
монстрировавшейся на кораблях, — вот п
все, чем «радуют» в этой базе увольняе-
мых на берег. Не знают матросы, чем ва-
няться в евободное время, ходят по улице
без дела, сами «изобретают» для себя «раз-
влечения», нередко приводящие кю наруше-
НИЯм BOWTCKO дисципливы.

Летом есть полная возможность 0беепе-
чить полезный и интересный досуг воем
морякам, увольняемым Ha берег. Летом
нельзя ссылаться на нехватку помещений,
И демонстрацию кинокартин, и концерты,
и лекции — все это можно проводить на
открытом воздухе для большой аудитории.

Как будут блатодарны матросы, если в
день отдыха им предоставят возможность
Участвовать в различных спортивных 60-
ревнованиях или хотя бы просто наблюдать
интересные волейбольные и футбольные
матчи.
	Почему не устроить читальню в тихом
уголке парка или бульвара?

А разве неинтересны были бы экскурсии,
знакомящие молодых матросов с достопри-
мечательноетями портового. города. или исто-
рическими местами, связанными © 60бы-
тиями Отечественной войны?

Всего, конечно, не перечислишь. Много
интересного м. полезного можно сделать,
были бы только инициатива и желанио.
	Разнообразен перечень мероприятий, под-
тотовленных Домом флота. Уволенные на
берег с пользой проведут день отдыха, по-
лучат хорошую зарядку.

Конечно, немало‘ усилий приходится
тратить работникам Дома, чтобы слаженно
и четко осуществить намеченную програм-
му. Но большая и тщательная подготовка,
проделанная ими, дает хорошие результаты.
	Успех. до
	упобным т]
	(Ст корреспондента
	стигается
	«Красного Флота»)
	уверенно маневрировал.. Надо было улуч-
шить метод проведения групповых упраж-
нений 10 правилам совместного нлава-
ния, чтобы теофия маневрирования TecHoO
увязывалаеь с практикой. Бережной начал
тренировать командиров и их помощников
не в классе, а на ходовых мостиках. В
классе офицеры могли практиковаться
только в вычерчивании эволюций на кон-
трольных листах. Но наглядность занятия
отсутствевала, а учеба на мостиках кораб-
лей, хотя и стоявших У стенки, позволяла
видеть сигналы; полнятые Ha фалах флаг-
манского судна, репетовать их, исполнять
по всем правилам, как в фактическом по-
ходе. Практичеекую тренировку получили
и сигнальщики, от умения которых порой
зависит услех совместного плавания. Шри
таком методе проведения групповых упраж-
HUH руководитель оценивал дейетвия
офицеров не только по контрольным OW
стам, но и по тому, насколько быстро и
правильно выполнялись флажные сигналы.
Одновременно се темой практически осваи-
валась организация управления кораблем,
что являлось главной нелью группового
упражнения по правилам совместного пла-
вания. Командир требовал также, чтобы
офицеры овваивали и командный язык.

Перед каждым походом капитан-лейте-
нант Бережной тщательно проверяет у сви-
йх подчиненных знание инструкций. Если
в море идет одно судно, то с ним посыла-
ютея дублерами с других кораблей те офя-
перы, старшины и матросы, которые пла-
	вали еще ‘мало. Капитан-лейтенант чаето
проверяет знания подчиненных во время
плавания. :

Много пришлось поработать личному ¢o-
ставу десантного судна капитан-лейтенанта
Росленко, когда Бережной вместе с ним на-
правилея в учебный поход. С отходом от
стенки была сыграна учебная боевая тре-
вога. Вводные то и дело менялись. В актив-
ные действия на боевых постах включился
весь личный состав. Аварийная группа в
носовом отсеке тушила внезапно начавший-
ся от попадания бомбы «пожар». Едкий
дым застилал внутренние помещения, дей-
ствовать можно было только в противога-
зах — иначе нечем дышать. В то же время
другая аварийная группа в трюме по горло
в воде заделывала «иробоину». Работали
эжекторы. :

Проходя узкость, Росленко уже пригото-
вилея дать команду «право руля», как
вдруг услышал голос командира подразде-
ления: Е

— Вышло из строя рулевое управление!

Это было неожиданно. Но Росленко не
растерялся, перешел на управление двига-
телями. Он с успехом удерживал корабль
на заданном курее при различных режимах
маптин и положениях руля,

В напряженной учебе прошел весь этот
поход, как и ряд других. Выходя в море
днем, корабли возвращаются в базу ночью.
В ночное время также проводятся BHYTpu-
корабельные учения.

Корабли, которыми командует офицер
Бережной, хорошо сдали ряд огневых за-
дач. Успех достигнут упорным трудом.
	Старший лейтенант Я. БАБИН.
	айпте шлюпку!
	ореди ожидавших шлюпку матросов и млад-
ших офицеров оказалея и заместитель на-
чальника политотдела соединения. На этот
раз все попыки моряков связаться © ко-
раблем ни к чему по привели. Матросы
кричали обычное: «Дайте шлюпку», стара-
лись дать семафор на корабль с помошью
фар автомашины. Наконец капитан про-
ходившего в бухте буксира, вняв просьбам
военных моряков, свернул с курса, подонел
& кораблю и передал, что группа офицеров
и матросов ожидает на причале шлюпку.
Но и это но помогло. В ответ с корабля
раздался чей-то. равнодушный голое:

— Ничего, пусть подождут.

Только в первом часу ночи у причала
появилась шаюпка. На корабле вахтенный
офицер старший лейтенант медицинской
службы Балых и командир вахтенного по-
ста Копылов уверяли прибывших, что они
«не слышали», как к борту подходил бук-
сир. Заместитель начальника политотдела
соединения, конечно, поругал виновников.
Соответствующее внушение получили и де-
журный по кораблю и поднятый с койки
помощник командира корабля. Казалось
бы, что из этого т. Трухманов. сделает длЯ
660я необходимые. выводы и постарается
навести порядок. Однако на следующий. ве-
Чер повторилось то же самое: «рейсовая»
шлюпка, вместо того чтобы в назначенное
время быть у причала, отправилась с одним
из офицеров корабля в город, а на стенке
CHOB& долгов время ее ожидали люди.

На корабле достаточное количество плав-
средств, но помощник командира, видимо,
не считает своим долгом заботиться 0б их
правильном использовании, не контроли-
рует действий вахтенных офицеров. Види:
MO, ждет более строгих напоминаний 06 этом.
	  Напитан Ю. КОНОВАЛОВ,
Черноморский флот. (От корреспондента
«Красного Флота»).
	стрельбы
	Часы показывали начало новых суток,
но капитан-лейтенант Евгений Павлович
Бережной еше не думал 0б отлыхе. Про-
смотрев последние документы, он навел по-
Тядок на столе каюты и достал с полочки
ЕНИГУ...

Офицеру Бережному приходится работать
до позднего часа Нередко. Он вступил в
обязанности командира подразделения;
Нужно: немало энергии, чтобы научить лич-
ный состав нести походную вахту, заме-
нять друг друга на боевых постах в слож-
ных условиях. Время нё ждет. Наступил
период сдачи ответетвенных задач, которые
надо решать в море. Но и в такую горячую
пору Бережной продолжает настойчиво ра-
ботать над повышением уровня своих зна-
ний. Капитан-лейтенанту удалось уже хо-
рошо выполнить ряд учебных задач. Но есть
еще немало недостатков па отдельных
кораблях.

Некоторое время назад командир десант:
ного судна старший лейтенант ВКурочкий,
увидев, как Бережной быстро и точно по-
ставил корабль на швартовы, решил Ho-
пробовать действовать с той же быстротой.
На подходе к стенке он произвел маневр с
явный пробчетом. Корабль по инерции про-
тащило к другому, а боцман, стоявший Ha
шкафуте, зазевалея, не выбросил кранен.

— Я рискнул. — докладывал старший
лейтенант Бережному.

Суровую отповедь получил Курочкин,

— На войне, — говорил капитанелей-
	тенант, —= приходилось рисковать даже
Жизнью. 910 было необходимо для побелы.
	А т0, что сделали вы, — ухарство и ни-
Узго ‘больше,

Капитан-лейтенаинт собрал офицеров.
	чтобы обсудить этот случай. Были выявле-
ны и другие недостатки на корабле Куроч-
ина. Командир подразделения посоветовал
всем подчиненным не браться сразу ва
сложные задачи, не освоив как следует про-
стые.

Офицер Бережной часто анализирует е
офицерами не только ошибки, но и приме-
ры проявленной ими разумной инициативы.
Тлубокий разбор фактов из будничной прак-
THEM способствует повышению тактической
грамотности молодых офицеров подразделе-
ия. С большим вниманием слушают они
своего начальника. Бережной-—авторитет-
ный старший товарищ. Он прошел большой
боевой путь: защищал Севастополь г пер-
вых до последних дней ето обороны, воевал
на Кавказе, на Азотском море, на Дунае.
участвовал в Новороссийской и Керченской
десантных операциях, отличился и на Ти-
хом океане в первом броске десанта на
Сейсин и в освобождении Курильских
островов. Капитан-лейтенант награжден
тремя орденами Красного Знамени и семью
другими правительственными награйами.

Зная по личному опыту; что ПУТЬ Е
победе связан с испытаниями, капитан.
лейтенант обучает подчиненных по принци-
пу: тяжело в учении-— легко в бою. Он тре-
буеёт точного соблюдения уставов и настав-
лэний, решительно борется с условностями
В боевой подготовке.

Во время совместного плавания выясни-
Лось, что командир корабля Курчеев на-
		командира лидера «Ленинград» капитан
	Фото Н. Вериичука,
	Балтийский флот. Старший помощник команд!
3 ранга М. Лисовский инструктирует старшин.
	медали
	Оборотна
		Я

CTO

рона
	занятиями руководил офицер Пахомов.
Первые недели они проходили живо, инте-
ресно, при активном участии офицеров.
«Артчасы» помогали теоретическому росту,
обогащали офицеров новыми знаниями,

Прошло некоторое время, и вое измени-
лось. Темы занятий стали случайными, под-
час не прелетавляли никакого интереса: для
артиляериетов. Проводитьея занятия стали
от случая к случаю. Сам Пахомов приходил
на них неподготовленным, стремилея как
можно скорее уйти. «Артиллерийский час»
превраталея в пустое времяпровождение,
бесцельную трату времени. Артиллеристы
стали находить всякие причины, чтобы не
присутствовать на занятиях.

Организовав «артчас», т. Пахомов поенё-
шил широко разрекламировать его, рабсчи-
тывая получить похвалу от высших началь-
ников. В. своих расчетах он не ошибся.
Этим мероприятием заинтересовался флат-
MACK артиллериет флота. Он пообешал
	пебывать на корабле.

Желая козырнуть «успехами» перед сво-
им начальником, т, Пахомов в день занятия,
когда ожидалея флагарт, вызвал к себе в
каюту артиллеристов и каждому в отдель-
ности дал совершенно определенную тему
для изучения, в соответствии с теми вопро-
сами, которые он задает.

На «артчасе» руководитель предложил
лейтенанту Коломейцеву определить по’ еи-
луэтам типы нескольких кораблей. Просмо-
тре» незадолго перед занятием справоч-
ник, лейтенант, конечно, ответил на все
вопросы ‘без затинки.

Лейтенант Смирнов был предупрежден
т. Пахомовым, что ему нужно подготовиться
по вопробу о примененни радиолокации.
Тов. Смирнов успел прочесть несколько
статей по заданной ему теме и, остветвенно,
		Корабль вышел в М0р6 для выполнения.
	задач по боевой подготовке. В плане похода
значились также и стрельбы противомин-
ной артиллерии. Управлять огнем должен
был офицер Пахомов, проплававший в долж-
ности артиллериста на различных кораблях
флота свыше десяти лет. Следовало ожи-
дать, что он с полным знаняем дела проведет
стрельбы. В действительности получилось
не так. Во время стрельбы т. Нахомов по-
казал полную беспомощность, неумение
управлять огнем,
	Буксир со щитом появился точно в на-
значенное время. Офицер получил исходные
данные, и через несколько минут над морем
прокатилось эхо залнов. Снаряд за снарядом
выпускали артиллериеты. Отонь велея в
быютром темие. Орудийные расчеты работа-
ли наредкоеть слаженно. Не было ни охно-
tO пропуска, ни одного завдания. Стрельба
прошла успешно. Несколько снарядов по-
разили щит, ‘первое накрытие цели было
на втором залие. Одним словом, внешне все
выглядело благополучно. Казалось, что
успех был завовван управляющим огнем
	офицером Пахомовым. Hecmorpum, так ли
это на самом деле.

Вместе с офицером Пахомовым на, команд-
ном пункте находилея другой знающий
артиллерист, капитан-лейтенант Григорьев.
Он-то, по существу, и руководил огнем.
Дистанцию первото залпа определил т, Пахо-
мов, но т. Григорьев, видя, что тот допустил
ошибку, посоветовал ему прибавить еще три
четверти кабельтова. Оценку падения залпов
офицеры делали одновременно. Корректуры
вводил управляющий огнем, а т, Григорьев
делал замечания, которые и решили успех
стрельбы.

Описание проведенной офипером Пахомо-
вым стрельбы. будет. полнее, если добавить
еще то, что отчетный график за него чертил
недавно прибывший на корабль лейтенант
Зажирей. Может быть, поручая лейтенанту
эту работу, т. Пахомов думал помочь моло-
дому офицеру быстрее освоить правила
артиллерийской стрельбы? Нет, дело совсем
не в этом. Считая себя бывалым артиллери-
стом, он просто He захотел заниматься
черновой работой,

Ничем иным, как зазнайством, об’ sen
такое отношение к делу нельзя. Офицер Па-
хомов забыл о своей основной обязанноети—
непрестанно. повышать свои знания, свое
отневое мастерство. № делу он относится по-
чиновничьи: лишь бы внепене все выглядело
хоропю.

06 этом наглядно говорит и такой факт.
Несколько месяцев назад для совершенство-
вания мастерства» офиперов-артиллеристов
на корабле были введены специальные не-
плановые занятия и тренировки. Они полу-

Чили название =—— «корабельный артчасу.
’ Артиллерийские часы проводились еже-
дневно, кроме субботы и воскресенья. В наз-
наченное время’ офицеры собирались в
калот-компанию. Один из них проводил
стрельбу на тренировочном приборе, осталь-
ные оценивали, правильно ли действовал
управляющий огнем. Иногда на «артчасах»
разбиралиеь тбобетические вопросы исполь-
	зования морского артиллерийского оружия,
изучались тактико-технические данные ко-
раблей различных фаотов.

Изучение иностранных языков  оука моторы Ones
у свыше тридцати офицеров.
Проведенные контрольные

В Севастопольском клубе офицеров pe-   работы показали хорошую yeneBaemocth
гулярно проводятся вечера’ английского   капитана авиационно-технической службн
языка. Они приваекают многих офицеров,   Жадана, капитана Демина, гвардии кали»
занимающихся в созданных при клубе   тана Иванова и многих других офицеров.
кружках иностранных языков. Моряки вы-  Немало моряков с Ёраснознаменной Амурс-
ступают с небольшими докладами, читают   кой флотилии. Балтийского флота является
	Первый поход
	рассказы, стихи на английском языке.
Пенная ‘инициатива Севастопольского
клуба офицеров заслуживает всяческого по-
ошрения. Вряд ли нужно много говорить
о важности изучения иностранных язы-
ков. Ведь даже самый лучший переволх
		все книги; которые нужно было бы знать
офицеру-моряку, переведены на русский
язык.
	Нужно отметить, что изучение ино-
странных языков среди военных моряков
не получило ешё такого распространения,
какое оно заслуживает. Многие офицеры,
окончившие высшие военно-морские учи-
лиша, где иностранный язык является обяза-
тельным предметом, попадая на флот, пе-
рестают  практиковатьея, совершенетво-
ваться и теряют свои знания.

Между тем никаких‘особых условий для
изучения и совершенствования в знании
иностранных языков не требуется. На всех
флотах и флотилиях имеются десятки
Бружков, в которых моряки изучают ино-
странные языки. Так, например, в. Н-ской
Краснознаменной авиачасти Тихоокеанеко-
го флота регулярно, проволятея занятия
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 1 июля. (По телегра-
фу). После зимнего ремонта. экипаж тидро-
	графического судна «Девиатор» COBCDINAL
первый двухнедельный поход.

BR. 2..2...2 ah ee ey
	студентами заочных отделений инотитутов
иностранных языков.

Каждый морской офицер, несомненно,
может выделить время для изучения ино-
странных языков или совершенствования
своих знаний. Основное, что необходимо, —
это систематические занятия. Пусть чае,
пусть даже тридпаль минут, —Но нужно
стараться ежедневно заниматься, расши-
рять свой запас слов. Регулярность, дис-
циллина в занятиях ——9то0 основа успеха.

В нашей стране издается немало лите-
ратуры Ha SCHOBHEIX европейских языках.
Книжки для начинающих («Легкое чте-
ние»), литература для уже знающих язы-
ки выходят в СССР довольно значительны-
ми тиражами. Нужно, однако, отметить,
что политорганы на флотах мало заботят-
ся о том, чтобы снабжать офицеров лите-
ратурой на иностранных языках. Доста-
вать же каждому офицеру нужную ему
книжку не всегда удается.

Возможности для овладения каждым м0-
ряком-офицером хотя`бы одним иностран-
ным языком налицо, Нужно лишь как
следует взяться за это дело. Опыт Сева-
стопольского клуба офицеров может слу-
жить хорошим примером.
	Сулно поставило на отдаленные точки
	‘различные грузы. Выгрузка производилась
	На шлюпках. Тяжелый, быстро движущий-
ся лет создавал большие трудности. Благо-
	Самый трудный вопрос т. Пахомов за-
дал лейтенанту Поршневу. Ему нужно было
рассказать о районе моря, расположенном
около одной из баз. Но и лейтенант Порш-
нев, заранее подготовивитийся к этому, хо-
рошю ориентировалея по карте района, со-
общил о характерных особенностях берего-
вой линии. навигационных знаках.
	(Старший начальник остался доволен зна-
ниями офицеров. Доволен был и офицер Па-
хомов. Олни лишь офидеры-артиллериеты
недоуменно спрашивали’ друг друга, как
можно опенить поступок их руководителя.

‚Вывод Из сказанного напралниваетоя сам
собой. У каждой медали бывает две сторо-
ны — лицевая и оборотная. Лицевая cropo-
На медали, которую выставляет напоказ
офицер Пахомов, безукоризненна, а вот на
оборотную ее <торону пора обратить вни-
мание,

У офицера Пахомова довольно солидный
практический опыт. При желании и серь-
езном отношении к работе он мог бы многому
научить своих подчиненных. Но вся беда
в том, что т. Пахомов зазнался, заленился,
его поведение недостойно офицера. Вместо
повседневной кропотливой вослитательной
работы © мололыми офицерами он занялся
очковтирательством, чем наносит большой
вред боевой подготовке.
	«Ла корабле! J
	Ночью на стенке одного из причалов,
расположенных в глубине бухты, можно
наблюдать такую картину. Несколько офи-
церов и матросов нетерпеливо шагалот взад
й вперед по причалу, то и дело потлядыва-
ют на часы и, приложив ладони рупором ко
рту, взывают:

— Ha корабле! Дайте шлюпку!

Но корабль, на котором отлично слышат
эти возгласы, никак но реагирует. .

— Ни отзвука, ни слова, ни ответа, ни
привета,— грустно острит один из офице-
ров. Другой возмущается:

‚ — Целый час ожидаю, и все без толку.
А ведь по расписанию шлюпка давно дол-
жна притти.

‚ — 9х, друг! На нашем корабле распи-
сание — понятиб растяжимое, — иронизи-
рует третий.

Тревожно переговариваются и матросы,
При дальнейшей задержке на берегу они
могут опоздать с возвращением на корабль
H3 отпуска.

Наконец дежурная «рейсовая» шлюпка
подходит к стенке. Старшину засыпают во-
просами: .

— В чем дело? Разве вы не слышали,
как мы кричали? Почему нарушили распи-
сание? т

Старшина отвечает, что шалюйка была
занята, к тому же он не получал прика-
зания вахтенного офицер» подаваль ее к
причалу. Дальнейшие вопросы бесполезны.
Офицеры садятся в шлюпку, а по возврале-
нии на корабль бросают несколько реплик
по адресу вахтенного командира, и на этом
дело кончается. Жаловаться на непорядок
помощнику командира корабля капитан-
лейтенанту Трухманову бесполезно. Он с
невозмутимым спокойствием относитея &
недосталвам вахтенной службы на корабле.

Однако на-днях очередная сцена с ожи-
данием плавередетв окончилась для Трух-
манова менее благополучно. На его беду
	Отличные
	Bo время рейса разыгралея сильный Даря стараниям экипажа все материалы
	были доставлены в полной сохранности.
	Выполнив задание, корабль благополуч-
HO вернулея в базу.
	PAOINCKUX 19367:
	Шлюрм. В одном из районов моряки обна=
	pac
	ружили мину и с0 второго выстрела
		Ilo страницам
	* На тральщике Н. при’ радиотранеля-
ционном ‘узле выпускаетея корабельная
стенгазета. Редактор ee — старшина
1 статьи Никонов. За короткий срок вы-
	‚Я Личный состав автотравкторных ма-
стерских, которыми руководит офицер Чи-
стосердов, деятельно помогает колхозникам
Крымской области. Матросы, старшины и
вольнонаемные работники; изготовляя за-
паеные части к тракторам СТЗ, добились
больших успехов. Токари Чаусов, Корнее-
ва, матросы Врайнев и Табаков ежедневно
вырабатывали по две нормы. Коллективы
литейного цеха, первой смены механиче“
ского цеха, которой руководит матрос Оидо-
роз, и второй смены Мастера Зацепова до“
срочно выполнили заказ колхозников.

пущено десять номеров Газеты. В них еи-   вольнонаемные работники
стематически раз’яснялиеь личному соста- паеные части к трактор
ву решения партии и правительства, при-   ЯЬшШих а Toapy
казы министра Вооруженных Сл СССР. 3% аи ии
Большое. внимание уделяется вопросам anreiiors nexa, neppot

боевой подготовки. На эту тему были про- ского цеха, которой руков
ведены беседы о доброкачественном ремонте   ров, п второй смены Мас
корабля И задачах, стоящих перед экина- сочно выполнили за)
жем по боевому тралению. («За Родину»).   («Красный черноморец»).
	забывали, что резко давать газ моторам
нельзя, ибо это может повлечь за собой по-
терю направления. Иногда летчики, стре-
мясь уменьшить длину разбега, без надоб-
ности пользуются форсированным газом. а
	‚ при уходе на второй круг, после наборз
	достаточной для уборки посадочных щитков
высоты, продолжают итти с набором на
полной мощности моторов. Такие наруше-
ния правил эксплоатации пагубно отража-
ores Ha сроках работы двигателей.

Иногда в воздухе «неожиданно» повы-
шается температура охлаждающей жидко-
CTH или масла. Летчик, не разобравшнеь в
обстановке, начинает нервничать и, не за-
кончив задание, идет на посадку. Между
тем перегрев происходил из-за того, что
летчик не полностью открыл птерюи во-
дяного или масляного радиаторов.
	Просто избежать перегрева мотора и при
наборе высоты. Для этого достаточно но
ставить винт на большой шаг ий сделать
небольшую «площадку».
	Сейчас в наших авиачастях разверну-
лась борьба за, экономию горючего в полете.
№ сожалению, командиры подразделений п
инженеры не веегда правильно и убели-
тельно разясняют летному составу, как
можно услешно летать и экономить горю-
yee, Желательно на старте, в учебных клас-
сах и даже в кубриках летчиков повесить
плакаты, лозунги, пропагандирующие луч-
шие методы борьбы за экономию горючего.
Пора, потребовать от всех офицеров безуко-
ризненного знания более выгодных режи-
MOB полета своего самолета, раз’яснять, что
экономии можно добиться при умелом ис-
пользовании высотного крана и полете на
первой скорости нагнетателя.

Палвыгоднейшее положение высотного
ворреклора надо подбирать на основе ана-
лиза показаний приборов, регулирующих
температуру воды, масла и головок цилин-
	Эксплостация самолета
	етчик обязан быстро ориентироваться
в обстановке, действовать грамотно й уме-
ло, научиться «чуветвовать» свой самолет.
Такое чувство в воздухе вырабатываются
повседневным изучением самых эффектив-
ных приемов экеплоатации, постоянным
контролем собтвететвия своих действий в
воздухе требованиям инструкций и наста-
влений. забвение этих документов, 0боб-
щающих огромный опыт, чревато серъезны-
ми последствиями.

Перед взлетом летчику следует проконтро-
лировать по приборам работу агрегатов. В
первую очередь проверяется температура
охлаждающей жидкости или головок пилин-
дров и масла. Никакие отклонения от нор-
мы недопустимы. После этого он должен
убедиться в правильности показаний давле-
ния бензина и масла и в том, что бензино-
вые краны и рычаги управления моторами
«тоят в нужном для взлета положении:
перекрывные краны бензобаков, пожарный
и кран вольцевания открыты; рычаги nepe-
ключения скоростей нагнетателя етоят на
первой скорости, а управления воздушным
ВИНТОМ —— на малом шаге; кран высотного
корректора закрыт, триммера элеронов и
руля поворота—в нейтральном положений,
& триммер руля высоты — в положения ДлЯ
залета,
	В соответствии с требованиями инструк-
ции по экоплоатации данного типа самоле-
та для сокращения разбега следует выпу-
стить посадочные щитки, закрыть фонарь
й застопорить костыль. Проделав 866 это и
убеливииеь, что на взлетной полосе ника.
	ких препятствий нет, можно просить старт
й начинать разбег.

Иной раз летчики обижаются. когда им
командир или инженер эскадрильи напоми-
нает 06 этих элементарных вещах. «Это
мы, мол, давно знаем». Слов нет—абеолют-
ное большинство летного состава знает тре-
бования наставлений, инструкций и других
руководящих документов, но, к сожалению,
На практике выполняет их не всегда. При-
веду пример.

Командир подразделения разрешил летчи-
Ky Андронову тренировочный полет на
истребителе. Младший лейтенант Андронов
запустил мотор и пошел на взлет, нё про-
верив положения перекрывных кранов бен-
зобаков, В результате мотор самолета выра-
ботал из одной, включенной на земле, груи-
пы баков горючее. Не закончив комплекса
упражнений, летчик вынужден был пойти
на посадку, хотя его самолет находился в
отличном состоянии и мог еще долго быть
В воздухе,

Вынужденной посадки не произошло.
если бы командир подразделения перед взле-
TOM проверил, знает ли летчик наставление
по технической экоплоатации и точно ли
его выполняет. Лишняя проверка знаний и
напоминание 06 «элементарных истинах»
ничего кроме ПОЛЬЗЫ летчику Не дали бы,
#0 зато бесспорно TLOMOD IEA бы одре
летное происшествие,
	Погещая авиачасти нашего флота, я не
раз был свидетелем неумелого использова-
ния, особенно молодыми летчиками, техни-
ческих возможностей самолета на взлете и
при наборе высоты. Некоторые авиаторы
	ми моторов в полете
	дров. Делается это следующим образом: по
заданной скорости ‘устанавливается режим
горизовтального полета. Затем плавно ий
медленно включается сектор высотного кор=
ректора до тех пор, пока обозначится паде-
низ налдува и мотор станет сбавлять 0б0-
роты. Как только появились такие явления,
сектор высотного корректора следует He-
сколько убрать и оставить его в таком по*
ложении. Если же потребовалась смена ре-
жима полета, то в первую очередь нужно
закрыть высотный кран,

Когда режим полёта установился, важно
отрегулировать температуру воды и масла
до той, которая соответствует требованиям
инструкции. Несоблюдение этого правила
приводиг к перерасходу горючего,

Именно так получилось е полетом лейте-
нанта Яскина. Не изучив наивыгоднейших
режимов полета своего самолета, летчик
Яскин допустил ошибку в расчетах запасов
горючего, и у чего в полете остановился
один мотор. Казалось бы, такое положение
должно было заставить летчика более вни-
мательно следить за показаниями приборов
работающего мотора. Этого: он не сделал.
В результате перегрелся, а затем и вышел
из строя второй мотор. Лейтенант Яскин
вынужден был произвести посадку вне
аэродрома.

Постоянное раз’яснение правил экелло-
атации самолетов в воздухе — важнейшая
задача команлиров и инженеров наших 10д-
разделений. Это раз’яенение должно с096-
таться с высокой требовательностью. Зна-
ние инструкций и наставлений по экеплод-
тации материальной части, высокая дис-
цинлина, выполнение требований руководя-
щих документов гарантируют безаварийное
выполнение учебно-боввых заданий в в03-
Духе.
	Инженер-подполковник
И. ФЕДОТОВ.
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 1 июля. (По те:
леграфу от корр. «Нрасного Флота»). Ка-
терники офицера Кирсанова приступили к
проведению артиллерийских стрельб в м0-
ре. Выполнению их предшествовала тшд-
тельная подготовка офудийных расчетов на
приборах, в артиллерийском классе, а так-
же успешная сдача зачетов по подтотови-
тельным стрельбам,
	» KOMda цель была отбукоирована в наме-
ченный район, командир еще раз об’яенил
задачу, стоящую перед экипажем каждого
катера.

Первым вышел в море катер капитан-
лейтенанта Милях. С боевого поста доло-
жили 06 обнаружения «противника». Офи-
цер быстро произвел расчеты исходных дан-
ных. Катер открыл огояъ. Первые разрывы
	легли с небольшим перелетом. Быстро бы-
ли внесены необходимые поправки, и Ко-
мендоры перешли на, поражение,
	Korda катер пох прикрытием дымзавесы
вышел из района стрельб, группа наблюде-
ния доложила по радио, что цель получила
несколько пробоин.
	Командир подразделения поздравил эки-
паж с отличной стрельбой.
	Аоротие результаты показали также ка-
тера старшего лейтенанта Батырева и глав-
ного старшины Овчинникова.
	Успешно прошли стрельбы по воздуш-
ным целям. Орудийные расчеты старших
матросов Лузанова, Дрозденко, Орлова,
Стартова показали высокую выучку i
боевое MatTencTRO,