8 декабря 1946 г., воскресенье, №
		287 (2468)

ИМ На сессии Генеральной Ассамблеи
	НЬЮ-ИОРЕ, 5 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Ниже публикуетея полный текст
речи представителя ОССР А. Громыко в ко-
митете № 1 по вопросу об отношении гозу-
дарств-—членов организации 06`единенных
наций к франкиетскому режиму в Испании.

Советский Союз уже имел возможность
высказать свою позицию по испанекому
вопросу во время рассмотрения этого вопро-
сз в Совете Безопасности несколько меея-
цев тому назад. Позиция Советского Союза
в этом вопросе является последовательной.
СССР был последовательным борцом против
фашизиз до войны, во время войны, он
остается и будет оставаться последователь-
ным борцом против фашизма и похжигате-
дей войны и впредь.

Важнейшей задачей организации 06`едч-
ненных наций является обеспечить мир и
безопасность для народов. Эту задачу не-
льзя решить успешно, не ведя борьбы про-
тив поджигателей войны и, прежде веего,
против остатков фашизма. Именно этим и
об’яеняется, почему организация 0б’еди-
ненных наций придает такое серьезное
значение испанскому вопросу, вопроеу 5
существовании фашиетского режима в Ис-
Wann, .

Еще на заре своего возникновения орга-
визация (0б’единенных наций уже занима-
Jack, этим вопросом. На евозй первой кон-
форенциия, созванной для разработки и при
	натия Устава, Об`’единенные напии заклей-
и мили фашистский режим Франко и едино-

ласно приняли в Сан-Франциско известную
“Ham всем резолюцию. Не случайно. что по
этому вопросу вынесла соответствующее ре-
` шение Берлинекая (Потедамекая) конферен-
‘ция, которая, как известно, является важ-
нейшим этапом в борьбе союзных rocy-
‚ даротв за ликвиханию последствий войны
и 3а построение прочного мира. Не случзй-
‘HO, что на своей первой сессии в Лондоне,
которая носила в есновном организацион-
ный характер, Генеральная Аесамблея
также занималась испанским вопросом и
еще раз завлеймила существующий в Иепа-
нии фашистский режим Франко. Не случай-
но также, что и сейчае Генеральная Аееам-
блея занимается испанским вопросом. Такое
внимание, уделяемое организацией (6’еди-
ненных наций. испанекому вопросу, можно
офяенить только тем, что существование
в Испании фашистского режима стало ме-
ждународной проблемой, — интересующей
ве миролюбивые народы, которые цоста-
види своей задачей выкорчевать остатки ha-
шизма и фашистские режимы.

Известно, что несколько месяцев тому
назад бовет Безопасности, на который воз-
ложена основная задача по поддержанию
мира и безопасности, занималея испанскям
вопросом, В результате расемотрения этого
в0просз в Совете выяснилось, что обвине-
ния, которые пред`являютея режиму Фран“
ко, подтвердились фактами, включая и 90-
ответствующие документы, которые были
представлены в распоряжение Совета Без-
опасности.

Как известно, Совет Безопасности создал
специальный подкомитет, задачей которого
являлось детальнее ознакомление со всеми
фактами и материалами, относящимися к
рассматриваемому вопросу. После влитель-
ной работы подкомитет представил в Совег
Безопасности заключения, которые по-
том нашли — хотя и не в полной мере—
отражение в резолюции Совета Безопаено-
ети, принятой некоторое время спустя, Эта
резолюция гласит: «Принимая во внимание,
что Совет Безопасности 29 апреля 1946
тодз, назначил подкомитет для расследования
ситуации в Испании, и принимая во вни-
мание, что произведенное этим полкомите-
том раеследование полностью подтвердило
факты, — я’ повторяю эти слова: полно-
лью подтвердило факты,—которые привели
к осуждению режима Франко конференция-
ми в Сая-Франциеко, в Берлине (Потеда-
ме), Генеральной Ассамблеей во время пер-
вой части первой сессии и Советом Безо-
паености в его резолюции от вышеупомя-
нутго чиста, — Совет Безопасности поета-
новляет держать ситуацию в Испании и0л
поетоянным наблюдением и оставить эгот
вопрос в спиеке дел, находящихея на его
рассмотрении, с тем, чтобы в любос время
быть готовым предпринять такие меры, кз-
кие окажутся необходимыми для поздержа-
ния мира‘ и безопасности. Любой член
Совета Безопасности может в любое время
поставить этот вопров на рассмотрение Со-
вета».

Таким образом, не только конференция в

Сан-Франциско, конференция в Берлине
(Потедаме) и лондонская сессия Генераль-
Ho Ассамблеи, но и Совет Безопаености,
который специально рассматривал данный
вопрос, заклеймили фашистекий режим
Франко. Советской делегании предетавляет-
“OH, что этот верьезный факт необхолимо
принимать во внимание при расемотрении
испанского вопроса на ланной сессии Ге-
перальной Ассамблеи.

Я хочу обратить внимание делегатов и
на то оботоятельетво, что Совет Безопаено-
сти уже в ходе настоящей сессии  Гене-
ральной Ассамблеи принял  единоглаеное

решение снять испанский вопрос е повеет-
	ки дня Совета Безопасности, имея в виду,
что этим вопросом займется Генеральная
Ассамблея, Это решение отчасти быле про-
„иктовано тем, что предотавители некото-
рых государств в Совете Безопасности хотя
и признавали, что необходимо предпринять
практические шаги в отношении фашиет-
ского режима Франко, однако екленны бы-
ли почему-то считать, что такие шаги
необходимо предпринять Генеральной Ас-
самблое.

Я не буду здесь новторять того, что
было сказано советским представителем в
	“Совете Безопасноети о позиции Советского
	(бюза в этом вопросе. Советекий Союз на-
стаивал на. принятии Советом Безонасно-
сти нлактических мер против режима
Франко. Но поскольку оказалось, что Совет
Безопасности оказалея не в состоянии
принять такого решения и предетавители
Некоторых стран в Совете настаивали Ha
тем, чтобы практические шаги были пред-
приняты Генеральной Ассамблеей, совет-
ское правительство не возражало. против
того, чтобы испансний вопрос был снят с
повестки дня Совета Безопасности и чтобы
Тенеральная Ассамблея имела возможность
его рассмотреть и принять  соответствую-
щие рекомендации. Конечно, Советский
Cog H советские представители не питали
каких-либо иллюзий относительно возмож-
ного отноптения некоторых  тосударств K
	лействительности является лишь предлогом,
который используется лля оправдания без-
действия в отношении испанского фашизма.
Фашизм HaKOrsa не был внутренним делом.
В результате вейны, навязанной фалиизмом,
миролюбивые Народы и прежде веего с0ю3-
ные государетва, вынестние на своих пле-
чах основную тяжееть войны, заплатили
очень порого за победу.

Hae пугают также тем, что практические
меры против режима Франко могут при-
вести к гражданокой` войне, к кровопроли-
тию, Нетрудно понять. после вниматель»
ного изучения позиции делегаций, от кото-
рых иеходят полубные утверждения. что это
используетея также в качеетве предлога
для оправдания политики бездействия в от
ношении фалтизма. Долгом организации 05°-
единенных наций является принятие реше-
ния, которое предетавляло бы собой не про-
сто еще одну декларацию, составленную
хотя бы ив хороших выражениях, и не
просто еще раз заклеймить фашизм в Йе-
пании, & долгом является принять такое
рентение, которое лействительно зоответег-
вовало бы серьезноети рассматриваемоге
вопроса и помогло бы испанскому народу
освободиться от навязанных ему, в резуль-
‘тате иноетранной интервенции. фащистеких
‘порядков и занять постойное место в среде
других миролюбивых народов.

Я не могу пройти мимо еше одной тея»
денции, воторая наметилась в результате
‘дискуеони в. Генеральной Ассамблее. Прел-
ставители некоторых гоеуларетв, пытаю-
шиеся политический смыл -и полити-
ческое содержание этого вонрое» ното-
Пить, КАБ Яя уже сказал, в ме
разного рода мало значащих юридических
дефипиций, — мобилизуют еще один аргу-
мент, Они утверждают, что Генеральная
Ассамблея вообще не может рассматривать
этого вопроса и принимать решения, на-
правленные против режима Франко.

Получаетея очень странное положение:
в Совете Безопаености нам говорят, что
Совет не может предпринимать мер в отно-
шении режима Франко, так как этим во-
просом должна заняться Генеральная Ac-
самблея. Когда рассматривается вопрое на
Генеральной Ассамблее, то представители
других государств нам говорят о том, что
‘`Генерзльная Ассамблея не должна раеемат-
ривать этот вопрос и принимать решение
против режима Франко, так как этим во-
просом холжен заниматьея Совет Besonac-
ноети. Получается, что  испанекий вопро
являетея чем-то вроде мяча, который Те-
неральная Ассамблея бросает в направле-
нии Совета Безопаености, a Совет ВБезонае-
ности в направлении Генеральной Асслу-
блеи.

Это положение действительно траги-
комическое. Мне кажется, нам нужно 10-
пойти К решению этого вопроса @ холоз-
ным рассудком, взветивая  серБезноеть
этой проблемы. Раз Генеральная Ассамблея
занялаеь этим вопросом и раз она имеет
соответегвующие права и полномочия, так
как Совет Безонаеноети в настоящее время
Этим вопросом не занихавтся, то Генераль-
Ной Ассамблее необходимо вынести долж»
ное решение по этому вопросу. Ника-
ких препятетвий к этому, формально юри-
дического или иното порядка, с точки зре-
ния Устава, не существует,  Пренятетвия
существуют только в воэбражении некото-
рых делегатов, пытающихея, как я уже
указал, оправдывать политику бездействия
в отношении испанского фашизма, полити-
Ку, которзя может привести к весъма пе-
Чальным результатам. ,

Несколько слов относительно предлагзе-
мых резолюций. Советская делегация ечи-
тает, что минимуй, на что должна была бы
пойти Генеральная Ассамблея, — это нри-
наятие предложения, которое внесено деле-
гацией Польши, Разрыв дипломатических
отношений с Франко представлял бы серь-
езпый политический ухзр по фантизиу в
Испании, он ободрил бы испанский народ
и испанских демократов, борющихея про-
тив фашизма в Испании и 38 ее претелами.
Несомненно, что в результате принятия
такого решения авторитет и престиж Ге-
неральной Ассамблеи, а следовательно и яр-
танизации 0б’единенных наций в целом,
поднялся бы еще на большую высоту. На-
роды, которые заплатили слишком дорого в
результате войны, навязанной фашизмом,
убедились бы в том, что организация 06`-
елиненных наций не на словах, & на деле
ведет борьбу за выкорчевывание остатков
фашизма,

Что касается проекта резолюции, внесен-
ного лелегацией США, то советская деле-
	гация считает, что эта резолюция является‘
	недостаточной. Она является чересчур ела-
бой. Как уже указывали здесь некоторые
делегаты, это относится особенно к поелед-
ней части змериканекой резолюции, кото-
рая содержит чуть ли не призыв к Франко
и его клике о добровольной передаче влазти
временному правительству. Я сейчае не бу-
ду казаться других внесенных резолюний.
Часть из них примыкает ближе к польской
резолюции, часть == в американской резо-
Люция,

Советская делегация поддерживаег прет-
ложение, которое быдло внесено делегацией
Польши по данному вопросу, & также пэ-
правку, вяесенную белорусской делегацией
к польской резолюции. (Аплодисменты).
	организации 0б’единенных наций
ТАСС). Сегодня пристуцил в работе под-
комитет № 3, созданный комитетом по по-
литическим вопросам и вопросам безопас-
ности для выработки согласованного про-
екта резолюции о всеобщем сокращении во-
оружений, 0 том, какое огромное значение
придается этому вопросу, свидетельствует
хотя бы тот факт, что в работе подкомитета
участвовали сегодня руководители боль-
шинства делегаций, представленных в нем.
Советскую делегацию представляли Моло-
тов и Вышинеклй, американскую — Оетин
a Вонноли, британскую — Шоувросе, ки-
тайскую — Ву, французскую — Пароди,
Председателем подкомитета был избран ру-
ководитель бельгийской делегации Спазк,
являющийся председателем Генеральной
Ассамблеи. Ето кандидатура была предло-
жена Коннэли и поддержана Молотовым,
Докладчиком по предложению Молотова,
поддерженному Шоукроссом, избран Кле-
ментис (Чехословакия),

По предложению советской, делегации,
подкомитет решил рассматривать принятый
33 основу американсклй проект резолюции
по пунктам.

В начале обсуждения Молотов обратил
внимание на то, что в советском предложе-
нии речь идет о всеобщем сокращении во-
сружений; между тем, в американском про-
екто резолюции говорится о всеобщем ра-
гулировании и сокращении вооружений,
«Хочет ли американская делегация изме-
нением этой формулировки придать какой-
хНбо особый оттенок тому вопросу, кото-
рый мы обсуждаем?» — спросил Молотов.
Воннэли пояснил, что американская деле-
гация не имела этого в виду..

Далее Молотов, подчеркивая актуаль-
ноеть проблемы всеобщего сокращения во-
сружений, указал на необходимость внести
яеность в вопрос 0 том, каким путем будет
утвержден и как скоро вступит в силу план
всеобщего еокращения вооружений, кото-
рый будет разработан Советом Безопаено-
сти. «Йз текста первого пункта американ-
ской резолюции не совеем ясно, что имел
в виду автор, — сказал Молотов.—С одной
отороны, товорится о том, что Совет Без-
опасноети должен формулировать практи-
ческие мероприятия по сокрашению воору-
жений, С другой стороны, в этом же пункте
говоритея о международных договорах и со-
глашениях. Можно подумать, что, кроме
решения Совета Безонасности, как это пред-
усмотрено Уставом, требуется заключение
	международной конвенции 0’ сокращении
	вооружений. Так ли надо понимать‘ пункт
1-й американского предложения и не будет
Ли это находиться в противоречии © Уста-
вом организации 0б’единенных ‘наций, по-
‘скольку международную конвенцию могут
подписать не вое, а только некоторые дер-
жавы, а Совет Безопасности действует от
имени всех 06б”единенных наций? »,

Молотов пояенил, чо цель его вопроса
заключается в том, чтобы выяснить, как
скоро сможет ветупить в силу решение о
сокращении вооружений. «Советская де-
легация полагает, — сказал он/— что мы
Bee признаем актуальность проблемы ©0-
кращения вооружений и что мы все при-
знаем целесообразным, чтобы  соответ-
ствующее решение было принято и вету-
пило в силу 6e3 каких-либо  оттяжек.
Если это так, то мы должны действовать
точно в еоответствии с Уставом ортапиза-
ции 0Об’единенных наций, не допуская та-
кого рода решений, которые повели бы к
оттяжке ветупления в силу решений о со-
кращении вооружений, Я думаю, что эта
цель нас всех об’единит».
`В ходе развернувшейея хискуеспи чле-
нами подкомитета был предложен ряд по-
правок, имеющих целью устранить возмож-
ность такого толкования. данного решения,
которое могло бы привести к оттяжке
ветупления в силу плана воеобщего сокра-
щения вооружений. В частности, делегат
Индии Чатла предложил енять свылку на
заключение международных договоров и
 соглалнений. С этим предложением согла-
‘еилиеь делегаты Великобритании п США.
`Предеедательствующий Спаак предложил
указать в резолюции, что планы, сформу-
‘лированные Советом Безопасности, будут
переданы ‘странам — членам организации
06’единенных наций для ратификации в
соответствии со статьей 26 Устава. Это
‘предложение не встретило возражений.

Взявитий вновь слово Молотов напомнил
членам подкомитета, что советская делега-
ция не’ вноеила в пункту 1-му американ-
ского проекта никаких поправок. «Я.ечитал
нужным остановить внимание членов ко-
миссии на этом вопросе, чтобы обеспечить
яеноеть в том важном решении, которое мы
принимаом,— сказал он.—Имевший здесь
место обмен мнений был весьма полезен
для раз’яенения того’ вопроса, которым мы
все не можем не интересоваться. В этой
связи я хочу еще раз подчеркнуть цель,
которую мы ставили, привлекая внимание
в данному пункту резолюции. Только в
этом пункте американского проекта тово-
ритея о порядке, в котором должно про-
изойти рассмотрение вопроса о всеобщем
сокращении вооружений. Порядок ero pac-
смотрения интересует советскую делегацию
прежде всего с точки зрения сроков ветуп-
ления в силу сотлашеняя о всеобщем сокра-
щении вооружений. Мы все признаем, что
Сэвет Безопасности должен ‘выработать та-
кое соглашение. Но нае должен интересо-
вать и такой вопрос: в`какие сроки еможет
оно вступить в силу».

Указав, что поправка,  внесенная
Спааком, уточняет пункт 1-Й резолюции и
что советеная делегация согласна © нею,
Молотов заметил: «Конечно, перед нами
останется еще вопрос о том, вступит ли в
силу решение, выработанное Советом Без-
опасности и представленное на ратифика-
цию 0б’единенным чациям только после то-
го, как вее 54 тосударства олобрят эту кон-
	_ Сегодняшнее заседание подкомитета,
созданного комитетом № 1 для выработки
проекта резолюции относительно примене-
ния принципа единогласля ведиких держав
в Совете Безопасности, как и предыхущие
заседания этого подкомитета, закончилось
безрезультатно, хотя пелый ряд делегаций,
и в первую очёредь делегадия СССР, при-
лагали все усилия к тому, чтобы лостиг-
нуть согласованного решения.
Выступивший в начале заседания совет»
ский делегат Вышинский заявил: «Совет=
	венцию, или же мы выработаем такой поз
рялок, который поможет ускорить ее ветуз
пление в силу. Очевидно, мы будем обеуж»
дать этот вопрос в дальнейшем».

В ходе дальнейшего обсуждения боль-
шинетво членов подкомитета, в частности,
делегаты Великобритании и США, в прин-
цине еогласилиеь с тем, что Совет Безопас-
ности должен будет разработать такой п-
рядок ратификации соглашения о всеобщем
сокращении вооружений, который obecne~
чил бы быстрейптее вступление в еилу это-
го. соглашения. т

В итоге обсуждения пункт 1-й американ*
ского предложения был одобрен © поправя
кой, предложенной Спааком.

Далее подкомитет приступил к расемот»
рению новой редакции второго пункта 9е-
золюции, предлатаемой советской делегаци-
ей (это предложение пряведено в фечи
В. М. Молотова, опубликозанной з газетах
5 декабря). Представляя полкомитету но-
вую редакпию второго пункта резолюции,
Молотов сказал: «Советская делегация по-
лагает, что это тот пункт, те мы должны
пойти друг другу наветречу в первую оче-
редь. Этот пункт формулирует как общий
в011006 0 всеобщем сокращении вооружений,
так и вонрое об атомном оружии, которому
мы все придаем огромное значение».

Молотов подчеркнул, что советская деле-
гация, говоря 06 атомном оружии, неуклон-
но придерживается принятого Генеральной
Ассамблеей 24 января в  Фондоне решения,
Pye были сформулированы задачи Комиссии
по контролю над атомной энергией. В этом
решении говорилось не только 0б атомном
оружии, но и 069 всех видах вооружений,
пригодных для массового уничтожения. Он
сказал, что советская делегация сотлаюна
в тем, что необходимо запретить и газовое;
и бактериологическое оружие и иные виды
вооружения, которые могут применяться
для масеового уничтожения.

Делегат Великобритании ПШоукросе заяз
вил, что он в основном сотласен с совет-
ским предложением и считает необходимым
лишь несколько стилистически улучшить
его редакцию.

На следующем заседании подкомитета
обсуждение советского предложения будет
продолжено.

жа

В ходе обсуждения в комитете, № 1 во-
проса о всеобщем сокращении вооружений
представители делегации США и некоторых
других государств всячески старалиеь обо-
собить вонрое 0 контроле над атомной
энергией, неоднократно подчеркивая, что
Комиссия по контролю над атомной энер-
гией должна быть «независимой» и что
Никто не должен «мешать» этой Комиссии.

Как известно, Комиссия по контролю над
атомной энергией была создана в январе
по решению Генеральной Ассамблеи. В нее
вошли прелетавители стран, являющихся.
членами Совета Безопасности, и Каналы. В
течение ряда месяцев Комиссия работала
над подготовкой плана контроля нал ис-
пользованием атомной энергии, Было пред-
ложено несколько планов. Американский
план, так называемый план Баруха, исхо-
дит из стремления обеспечить для Соети-
ненных Штатов монопольное обладание
атомной бомбой, В основе плана, предло-
женного Советевим Союзом, лежит заклю-
чение международной конвенпии о запреще-
нии производства и применения атомного
оружия,

Вомиссия по контролю над атомной
энергией до сих пор не приняла никаких
конкретных решений. Сейчас поставлен’ во-
прое о том, чтобы она до 31 декабря пред-
ставила доклад Совету Везопасности a
своей работе. На созванном сегодня заесдз-
нии Вомиссни, которое, в отличие от мно-
THX предшествовавших заседаний, было от-
крытым для пресеы и публики, выступил е
большой речью предетавитель США Барух.
Он предложил проект резолюции, который,
по замыслу американской делегации, дол-
жен лечь в основу доклада Комиссии Совету
Безопасности. Ни в выступлении Баруха,
ни в его проекте резолюции нет ничего но-
вого по сравнению с прееловутым амери»
канским планом, который был подвергнут
справедливой критике главой советской дез
легащии В. М. Молотовым на пленарном за-
седании Генеральной Ассамблеи 29 октября.

В журналистских кругах иронически
называли сегоднантнее открытое заседание
Комиссии «расширенной  пресе-конферен-
цией» Баруха.

В речи Баруха не было недостатка в
цветистых словах о мире и о разоружении.
Эти слова, однако, плохо вяжутея © поза-
‚вчерашним выступлением Баруха на обеде
в честь генерала Эйзенхауэра, где он вме-
сте с военным министром США Паттерео-
ном призывал не к сокращению, а к сохра-
нению вооружений. По поводу этих вы-
ступлений газета «Нью-Йорк repaaby три
бюн» вчера писала: «Прямые предостере-
жения, что для Америки еше не пришло
время принять на себя обязательства по
разоружению, были высказаны вчера воен-
ным министром Паттерсоном и Бернардом
Барухом. Хотя никто из ораторов прямо не
указывал на недавнее предложение по раз-
оружению, представленное Советским Сою-
зом, но значение их замечаний подчеркива-
лось присутствием на обеде генерала Эйзен-
хауэра, в чьих руках, как указал Барух,
теперь находится безопаеность нации».

Газеты отмечают, что Барух демонетра-
тивно повторил в своей речи елова, кото»
рые были подвергнуты справедливой унич-
тожающей критике Молотовым, «Как я уже
указывал несколько раз, — вновь сказал
Барух, — мир кажется прекрасным во вре-
мя жестокостей войны, но он становится
почти ненавистным, когда война оконче-
на».

Таково истинное лицо некоторых «миро-
творцев».

Cid делегация пошла нх вначительные
уступки по ряду вопросов, чтобы доетиг-
нуть единодущия. Вчера мы высказались
за принятие компромиосной резолюции,
предложенной китайской делегацией, е не-
больюй поправкой во втором пункте. Что-
бы достигнуть дальнейшего сближения то-
чек зрения членов подкомитета, советская
делегация готова принять китайский про-
ERT резолюции».

——————ы———=—=—<—

Окончание на 4 стр.
	Обсуждение советского предложения
о всеобщем сокращении: вооружений
	О принципе единогласия великих держав
в Совете Безопасности
	Быступление представителя СССР А. Громыко на заседании.
	комитета Л 1 Генеральной Ассамблеи 4 декабря
	кистекая Испания принимала фактическое
участие в войне против одной из великих
союзных держав. На Восточном фронте ера»
жались против советских армий 47 тые,
испанеких офицеров и соддат, На Восточном
фронте была также испанская авиационная
эскадрилья. 47 тые. испанских офиперэв
й солдат сражались против союзной деэ-
жавы, следовательно, сражались против
06’единенных наций!

Я прошу представителей Сальвадора и
Коста-Рики вообразить нз минуту, что BA!
территории их страч высадилаеь иностран-.
ная- вражеская армия в 47 тые. Я нрошу.
их на минуту вообразить такое положение,
чтобы для них стало яснее, что означают
47 тысяч вооруженных соллат. Я не буду
также развивать то положение ‚что Испания
является сейчас гнездом, в котором укры-
ваютея многочисленные военные престуя-
НИКИ. Вы слышали здесь голоез некоторых
делегатов. которые подтверждают эти фак-
ты, в том числе голое предетавителя Бедь-
тии. В Испании скрывается немало фашиет-
ских германоких агентов, которые нашдя
себе неплохой приют под крылышко“
Франко.

Все эти факты подчеркивают правиль-
ность того положения, что фашиетский ре:
жим Франко прелетавляет больше чем толь»
KO потенциальную опасность. В свое время
фашизм в Германии тоже имел свое начало.
Были люди, которые недоопенивали онпаз-
ности германского фашизма. Указывали н%
то, что это чисто внутреннее дело Германия,
что всякие мзроприятия, направленные
против германского фашизма, являются из-
лишними, так как политический строй и
политические порядки в Германии, говорили
нам, являются чисто внутренним герман-
еким делом, Известно, что такой путь и
такое бездействие привели к позору Мюп-
хена, а затем ко второй мировой войне,
развязанной гитлеровской Германией и ее
союзниками, и за преступную политику
правительств некоторых гоеударетв, прово-
дившуюся под флагом невмешательетва,
миролюбивые народы заплатили очень до-
ого. . т

Организация 0б’единенных наций дол-
жна предпринять ве возможное хля того,
чтобы учесть печальные уроки прошлого
и не допустить повторения роковых опи-
(GOR, которые имели место в прошлом. Не-
принятие практических и эффективных
мер против существующего в Испании фа-
шистекого режима будет означать, что
организация 0б’единенных наций и 009-
бенно некоторые  товударства, которые
могли бы изменить положение в лучшую
сторону, возьмут на себя политическую п
моральную ответственность за бездействие
в отношении существующего в Иепании
фашистекого режима.

Господа делегаты, вы слышали здесь
странное утверждение предетавителя Вели-
кобритании о том, что такое мероприятие,
как разрыв дипломатических отношений,
может не только не ослабить Франко и его

клику, но усилить Франко и фашизм в
	Испании. Такой выволс не. . соответствует
	действительности и являетея ошибочным
выводом. Я хочу обратить ваше внимание
	Ha То, как реагировали фалииеты в Мадлри-
	де нри обеуждении испанекого вопроса. в
	Совете Безопаеноети на выступления пред-
	составителей тех стран, которые доказыва»
ли, что организация 0б’единенных наций
и Совет Безопаеноети не должны пред
принимать практических мер против ре-
жима Франко, и стояли на точке зрения
тав называемого невмешательства при рас-
смотрении испанского вопроса, как будто
фаптизм веть soMaginee дело. После дискус-
сии в Совете. Безопасности было передано
в Америву сообщение агентства Юнайтед
Пресе. Я цитирую это сообщение: «Мадрид.
Политические корреспонденты сообщают,
что официальные круги вдееь «в восторге»
по новоду усилий, прилагаемых сэром
Аленсвнлром Кадоганом в Совете Безопас-
ности 00’единенных наций, чтобы оття-
нуть принятие мер против режима генера-
либвимуса Франциско Франко.

Подчеркивая, что, несмотря на то, что
еще слишком рано, чтобы говорить о про-
явлении общественного мнения, корреспон-
ленты добавляют, что существует ттироко
раснространенная уверенность в том, что
как Великобритания, так и Соединенные
Штаты не хотят предпринимать в наетоя-
tee время решительных тагов против
Испании».

Сообщение: это’ было опубликовано в &ме-
риканской прессе; оно дает политическую
оценку той реакции, которая была вызвана
ереди фашиетеких кругов в Мадриде пози»
цией, занятой представителями некоторых
тосуларетв в СовРте Безопасности в отно-
шении режима Франко.

Интересно будет узнать сообщение Юнай-
тел Преее или какого-либо другого агент-
ства о той резкции, которая будет вызвана
в Мадриде на позицию некоторых говударетв
в Генеральной Ассамблее, которые не хотят
применять Нротив Франко эффективных мер
и отстаивают политику безлействия,

Сеылаются яасто на пункт 7-й статья
2-й, который якобы не оправдывает приня-
тия организацией 0б’единенных наций аф-
фективных мер против фалгизма в Испании.
Сеылка на этот пункт 7-й отатьи 2-й в
	испанскому вопросу и на Генеральной Ас-
самблее. Тем не менее, советское  прави-
тельетво пошло навстречу требованиям н
ножеланиям представителей некоторых го-
сударетв в Совете Безопасности и соглаеи-
лось на то, чтобы этот‘ вопрос был снят е
повестки дня Совета Безопасности.

Я думаю, что при обсуждении испан-
ского вопроса здесь, на Ассамблее, мы
должны принять во внимание также и это.
решение Совета Безопасности о’ снятии
испанского вопроса с повестки дня Совета.
Ведь это было сделано в надежде. что Гене-
ральная Аесамблея серьезно займетея ие-
цанским вопросом и примет по этому воп-
росу решение, которое соответствовало бы
серьезности положения, существующего в
Иепании, и вообще серьезности этой прей-
лемы.

Мне кажется, что при расемотрении ие-
нанекого вопроса необходимо иметь в виду
также два следующих важных обстоятель-
ства, которые показывают, какое значение
имеет этот вопрос, и подчеркивают необхо-
димость принять конкретные меры против
фашистского режима Франко.

Известно, что сейчас существуют два
испанских правительства: одно прави-
тельство-—это правительство Франко, дру-
гое правительство — это республиканское
испанекое правительство Хираля. Tor
факт, что дая одной и той же страны су-
ществуют два правительства —— одно из
них, признанное рядом государетв — члэ-
нов 06’единенных наций, другое, признан-
ное рядом других государетв — членов
(06’единенных наций, — этот факт уже
зам 00 себе представляет серьезную проб-
лему и заслуживает самого верьезного вни-
мания, Такое положение, конечно, не мо-
жет продолжаться бесконечно. Вогда-то
должен наступить конен такому цоложе-
HED,

Спрашивается, на чьей стороне должна
быть организация 0б’единенных наций, из
стороне правительства, которое предетав-
ляет собой остатки фапивма,  правитель-
ства, которое было приневено в Иенанию
на острие иностранных штыков, или #3
стороне республиканского исцанекого пра-
вительства? Ясно, что, если организация
0б’единенных наций, действительно. серь-
езно намерена заняться этим вопросом, эт-
вет может быть только один. 0б`единенные
нации должны поддержать не охвостья фа-
шизма, они должны поддержать испанский
народ и испанские демократические сн-
лы, которые стремятся освободиться от
фашистских порядков в Испании, навязан-
ных  испанекому народу в результате
иностранной фашистской интервенции.

Второй факт: известно’ решение фран-
цузекого правительства о закрытии фран-
Ко-иснанской границы. Закрытие грани-
пы между двумя государствами — это
акт, который имеет большое международ
ное значение. Я помню выступление
предетавителя Франции в Совете Еевонас-
ности. Представитель Франции указал
тогда на серьезпоеть положения, сущеет-
вующего на франки- испанской границе, и
обрисовал ‘пам обстановку, при которой
правительство Франпий вынуждено быле
принять такое серьезное решение. Таким
образом, мы имеем налицо трения между
двумя государствами, что не может не
привлекать нашего внимания при pace
емотрении испанского вопроса.
`В евете предыдущих решений: реения
конференции в (Сан-Франциеко, Берлин-
ской (Потеламекой) конференции, лондон-
ского решения Генеральной Ассамблеи, ре-
шения Совета Безопасности, наконен, вто-
pore решения Совета Безопасности о гня-
тии испанекото вопроса с повестки тня Co-
вета в надежде, что Ассамблея по этому
вопросу нримет эффективное ремтение, для
орранизалеии ()б’елиненных напий уже до-
статочно было бы принимать резолюции,
имеющие хекларативный характер.

Казалоеь бы, пора выносить такие реше-
ния. которые соответствовали бы серьез-
ноети сушествующего в Испании положе-
ния и помогли бы, наконец, испанскому на-
роду и испанским демократичееким силам
избавиться от фашистских порядков, назя-
занных ему странами оси. № сожалению,
советская делегация должна конетатиро-
вать, что не рее делегации разделают та-
	кую точку зрения. Это имело меето и в 00-
	вете Безопаеноети при рассмотрении испан-
ского вонрова. Сейчас также имеют место
цопытки потопить политическое существо
и политическое содержание вопроса в море
юридических дефиниций. Такие попытки не
могут способствовать такому решению этой
проблемы, которое соответетвовало бы серь-
езности рассматриваемого вопроса.

В Совете Безопаености и в ходе дискус-
сий здесь, на Генеральной Ассамблее, пред-
ставителями многих государств были при-
ведены многочисленные факты и предотав-
лены убедительные документальные мате-
риалы относительно происхождения фаши-
етекого режима Франко. относательно пове-
дения Франко во время войны, 8 также фак-
ты и материалы, подтверждающие, что
Испания в настоящее время является оча-
том, в котором гиездятея многочисленные
военные преступники, в том числе и гер-
манекие преступники. Я не буду распростра-
няться для доказательства того, что проис-
хождение фашистского режима Франко под-
тверждает, что этот режим является именно
фашистским со всеми аттрибутами, харак-
терными для фашистских режимов, Я не бу-
ду тавже распространяться по вопросу пове*
дения Франко во время войны, Я ограничусь
указанием лишь на то, что при рассмотре-
нии испанекого вотроса в Совете Безопаено-
сти последнему были представлены, в чает-
ности, секретные документы, находящиеся
	в распоряжении советских властей, —
документы, захваченные па  террито-
рии Германии, которые подтверждают,
	что Франко и его клика были верными
союзниками  Ритлоровской Германии и
фаннтотсной Италии во время войны, в том
числе союзниками и в формальном отнопте-
нии, так как были заключены и подписа-
ны соответетвующие протоколы, и по этим
соглашениям были взяты еоответетвующие
обязательства, Франко и его кликой в отно-
шении фашистской Италии и гитлеровской
Германии.

Наконец, известно, что помощь франкист-
ской Испании сводилась не просго к поли-
тической помощи, но выражалась и в боль-
шем. Неверным является утверждение, буд-
то бы франвкиетская Испания не прини-
мала фактического участия в войне. Фрая-
		Гитлеровцы на руководящих постах
в Западной Германии
	БЕРЛИН, 6 декабря. (ТАСО). Газета
«Нейес Дейчланд» опубликовала список из-
вестных гитлеровцев, занимающих руково-
дхящие посты в административных й хозяй-
отвенных органах Занадной Германии. В
этом спиеке упоминаются: начальник по-
пинии в Дортмунде нодполковнию Бернут—
нлен гитлеровекой партии c 1933 тода!
главный директор траненортного управле-
	живала гитлеровцев еще до их прихода в
власти: братья Блом — военные преступ-
ники; особый уполномоченный в транспорт-
ном отделе в Биллефельде Вильгельм №о-
кель — член гитлеровской партии с 1933
года, бывший обергруппенфюрер гитлеров-
ского автомобильного корпуса; руководитель
управления водного транспорта в Мюнстс-
pe Maxrenc — гитлеровец с 1939 r., map-
	ния в английекой зоне Бетумер— член гит-  Фюрер войск СС, выдал в руки гестапо 16
	леровской партии е 1953 года; профессор
Бурш — в настоящее время ректор Киль-
ского университета, бывший майор ох-
ранной полиции и шарфюрер войск СА’
начальник управления железнодорожного
транспорта британской зоны Бу === член
тгитдеровекой партии с 1933 года; братья
Блом попрежнему яыляются директорами
фирмы «Блом и Фосс» в Гамбурге; эта
фирма производила вооружение и подлер-
	немцев и отправил в концлагерь многих
французов: тлавный директор управления
городских дорог и городского транспорта в
Виллефельде Ветцлер Вальтер — член
гитлеровской партии с 1933 года, в пе-
риод гитлеровокого режима был миниет-
ром, руководил отделом в министерстве
железных дорог, поддерживал связь с им-
перокой канцелярией и с гестапо.