№ 293, (2474)
	воскресенье,
	15 декабря 1946 Г.
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Подготовка специалистов
	  подводно-техничесвих работ
	На десятках строек страны трудятся сои-
час специалисты Управления подводно-тех-
нических работ Министерства речного фло-
то. Они принимают участие в восстановле-
нии и строительстве многих предприятий
Украины, Урала, Сибири, Эстонии. Потреб-
ность в них растет с гаждым годом. В связи
с этим Управление подводно-технических
работ открывает ряд специальных курсор,

Уже началась подготовка мотористов, 0б-
служивающих гидромониторы, скфеперные и
компрессорные ‘установки, плавсредства.

1 января отврываютея курсы для  под-
водных элоктроеварщиков и тазорезчиков.
Обучение этим специальностям — весьма
сложное дело. Практически участвуя В
различных стройках, моряки проходят по.т-
ный курс обучения за три года. В первый
год обучения они изучают надводную газо-
резку. Закрепляя полученные знания Ha
практической работе, они в следующем го-
ду овладевают опытом надводной сварки.
Только на третий гол они изучают технику
спусков под воду, подводную газорезку и
электросварку.

Большую роль в производстве подводно-
технических работ играет взрывное дело.
При помощи подводных взрывов соору-
жается ложе для труб нефтепроводов, газо-
проводов и т. д. Для подготовки подводных
взрывнигов организуются специальные
куосы.

В скором времени начнетея обучение
труппы старшин, имеющих большой прзк-
тический опыт, но не обладающих теорети-
ческими знаниями. Моряки изучат работу
на геодезических инструментах, гидромет-
риЮ ИТ. Д.
	Первенство СССР
по водному поло
	Вчера продолжались игры на первенстрео
страны по водному поло. Наибольший ин-
терее представляла встреча двух основных
претендентов на звание чемпиона 1946. го-
да —ватерполистов ЦДВА и военно-морских
учебных заведений. 0бе команды выступа-
ли в своих основных составах.

За команду вмузов играли лейтенанты
И. Либель и В. Дулинеп, старший техник-
лейтенант Л. КокориЕ, младший лейтенант
К. Бродинов, старшие лейтенанты М. Шу-
лешко и В. Попов, техник-лейтенант А. Ли-
бель. В составе команды ЦЛКА— инжене?-
майор Кистаковский, капитан медяцинекой
службы Горшков, гвардии лейтенант Дмит-
пиев, пловцы Семенов, Гойхман, Ерофеев и
Кузнецов.

Игра началась атакой моряков. Вскоре
в ворота ЦДКА был забит первый мяч.
Счет 1:0. Армейские пловцы переходят в
наступление и к концу первого тайма срав-
нивают счет.

Второй тайм не внее изменений. Вотоеча
закончилась с результатом 1:1.
		По следам выступлений
«Красного Флота»
	«ЗАБЫТЫЙ ПАРТКАБИНЕТ»
	Под таким заголовком 30 октября в газе-
то «Красный Флот» была напечатана кор-
респонденция Л. Крымова.

Заместитель начальника политотдела
сообщил, что указанные в корреспонденции
недостатки устранены. В партийном каби-
нете наведен порядок и устранены причи-
ны, мешавлтие посещению нарткабинета в
дни, когда в Доме флота проводятея плат-
ные мероприятия.

В течение ноября прочитаны % лекции
п проведены 2 консультации в помощь
изучающим историю ВЕП(б). В частях про-
читаны 5 лекций о международном поло-
		Партийная организация
и ремонт корабля
	Партийная организация ие забыла и
технической Учебе. Коммунисты зат.
лись в молодыми матросами, помогали и.
изучить правила’ разборки и ремонта ини.
низмов. Бюро помогло организовать те.
нические конференции ремонтников, Та,
е мотористами проведета, техлическая то.
ференния Ha TOMY” «Укладка Romer
того вала, подгонка мотылевых и  .
	мовых. подшипников», с электриками —,’_
правилах ремонта и установки электрмец,
	Морякам, впервые. участвующим в у,
монте, активно помогают опытные специ.
листы. Например, старшина дизельной прут,
пы коммунист т. Полин — один из лучиит
дизелистов на корабле — уже восьшй py
участвует в зимнем ремонте материалы
части главных машин. Свой многолетний
опыт т. Полин передает молодым Amen.
стам, учат их бережному и любовном (т.
ношению к боевой технике.

Бюро партийной организации, ежеднев
проверяя работу коммунистов, помогает
вомандовавию своевременно ВыЫяЯвлять 1
устранять недостатки, улучшать д.
танизацию ремонта. Большое внимание т
этом уделяется подготовке рабочих мот
инструментов и материалов, тах как каждый
старпгина и матрос, заразее зная, какую  .
боту он будет выполнять завтра, тщательно
готовится к ней. Старшины груши нажалун
вывешивают планы, в которых указывают.
ся об’ем работ и нормы. Вечером подводят
птоги рабочего дня, отмечаются наиболее
отличивитиеея люди, указывается на ofms.
руженные недочеты. Выполнение зданий
заноситея на доску учета.
	Благодаря хорошо продуманной организ.
ции ремонта и активной работе комиуз
стов на корабле с первых же дней добалие
высокой производительности труда, Нацри.
мер, бригады старшин Крючкова п Пул
мова выполняют задания на 200—5)
проц., более двух норм ‘ежедневно выполну:
ют трюмныю машинисты.

Коммунисты и комсомольцы показызан
образцы самоотверженното отношения в 10.
рученному делу.
	Капитан-лейтенант В. ПРОЦЕНКО,
Краснознаменная Амурская флотилия,
	На корабле Н. подготовка к зимнему ре-
монту началась задолго до его начала. Еще
во время осенних походов и учений в б0е-
вых частях приступили к определению o6’e-
ма ремонтных работ и разработке необходи-
мой документации,

Перед началом ремонта секретарь парт-
бюро т. Балинвий, посоветовавшиеь ©
командиром корабля и командирами боевых
частей, решил обсудить этот вопрос на от-
крытом партийном собрании. Оно было хо-
рошо подготовлено и прошло активно. До-

а а
	Е РЕ ЕС.

клад 0 прелетоящих ремонтных работах
	ВАА Ч. Зе С У ль nn
задачах коммунистов сделал командир БЧ-У
член ВКИСб) т. Уваров. Он подробно ©00б-
шит коммунистам, что именно и в какие
сроки нужно сделать, как будут организо-
ваны работы, кто из коммунистов будет от-
вечать за отдельные участки ремонта. Мно-
гие участники собрания, выступавшие В
прениях, рассказали о ходе подготовки В
боевых частях, влесли ценные предложе-
ния, основанные на опыте организации ре-
мента в прошлом.

Собрание наметило конкретные меро-
приятия, которые начали проводиться B
жизнь на следующий же день.

Котиа по приказанию командира корабля
в боевых частях и группах были организо-
ваны бригады и звенья, то бригаду по ре-
монту главных дизелей возглавил комму-
нист т. Полин, руководство по проведению
ремонта электромеханизмов было возложено
па члена партии т. Прасолова. Остальные
бригады также возглавили лучигие специа-
листы — коммунисты и комсомольцы.

Бюро партийной ортанизации позаботи-
лось 06 оформлении доски учета работы
каждой бригады, организовало наглядную
агитацию, призвав личный состав в срок и
высококачественно провести ремонт боевых
и технических средств корабля. Подтотовке к
ремонту были посвящены специальные но-
мера корабельной стенной газеты и боевые
	ЛИСТЕ:

Toxo развернулась атитационно-махс-
совая работа. Агитаторы раз’яеняли моло-
дым морякам значение ремонта как одной
из важнейших задач, стоящих перед экипа-
жем в зимний период. Особое внималие было
обралцено на раз’яенение того, что от каме-
ства работ зависит повышение И
сети корабля.
	МОЛОТОВА _
	Речь
	на заседании Генеральной Ассамблеи 13 декабря
	Тосподин председатель, господа делегаты!
Мне уже приходилось се этой трибуны
излагать точку зрения Советского прави-
тельства на вопрос о всеобщем ‘разоруже-
нии. С большим интересом мы слушали

изложение точек зрения других прави-
	тельств по этому вонросу как в коматете,
	i ei ae aa EE

который of обсуждал этот вопрос, так и в Ге-
	неральной Ассахдлее,

-. Междуналюдное положение, которое мы
имеем в настоящее время, во многом отли-
„Чается..от того международного положения,
хокое было после первой мировой войны.
Мы знаем, что, скажем, Германия поеле
второй мировой войны — это не то, что
-Германия после первой мировой войны.
Япония после второй мировой войны также
совсем не то, что Япония после первой ми-
ровой войны. Если не забывать о том, что
Термания и Япония, -— лве главных arpec-
CHEHLIX державы, одна — на Западе, дру-
тая — на Востоке, — давали тон атреесив-
‚ным силам перед второй мировой войной и
что именно эти страны развязали послед-
нюю войну и втянули в ное все страны,
большие и малые, то это коренное изме. :е-
низ в положении Германии и Японии имеет
весьма важное значение для понимания ме-
жхлународного положения.

‹ Это предполагает также, что в наней
политике ‘в отношении бывших агрессив-
ных государств мы проводим до конца ту
политику, ту установку, которая отвечает
интересам всеобщего мира. Мы должны
довести ло конца демилитаризацию бывших
‘вражеских государств, их действительное
Лазоружение и установить крепкий конт-
роль за тем, чтобы они вновь не могли
превратиться в агрессивную силу. Mu
должны довести до конца борьбу против
фашизма, борьбу за демократизацию этих
	государств, как это было признано с0юз-

никами еще во время войны. Таким обрз-
‘30M, в отношении сил агрессии мы имеем
‘теперь условия, благоприятные для того,
чтобы действовать в соответствии с задз-
чами предупреждения новой агрессии.
``”Важным обстоятельством является и тот
факт, что ныне, после второй мировой вой-
-ны, нет стран, которые бы стояли в сто-
роне от вновь созданной международной
организации по укреплению мира и 6езо-
TACHOCTE.

’’Иоложение и в этом отношении весьма
отличается от того, что было после
Первой мировой войны. Теперь все
‘страны, большие и малые, которые
заслуживают имени демократических  го-
сударств, входят в организацию 05’единен-
ных наций. Исключения из этого правила
весьма незначительны. И это создает весь-
-мз важную предпосылку для того, чтобы
решать ту проблему, о которой мы сегодня
говорим, — проблему всеобщего разоруже-
НИЯ.

Надо признать. что теперь многое зави-
сит от“нае самих, от наших совместных
‘усилий, ‘от нашего желания сотрудничать
Друг © другом в интересах всеобщего мира,
не противопоставляя одну страну друтой
стране, не создавая блоков одних  госу-
`дарств против других миролюбивых тосу-
`харств и, вместе с тем, не увлекаясь по-
литикой, выражающей стремления подчи-
нить другие государства тосподствующему
влиянию какой-либо сильной страны.
Именно работой в духе тех задач и целей,
которые положены в основу организации
-Об’одиненных наций, мы можем и должны
добиваться обеспечения всеобщего мира и
безопасности народов.

Теперь разрешите перейти непосредет-
зенно к той резолюции, которую нам пред-
ложили на рассмотрение.

Две мысли были положены в основу ‹о-
ветекого проекта о всеобщем сокращении
вооружений, когда он был внесен на pac-
смотрение Генеральной Ассамблеи.
	ветская делегация выразила бы пожелания,
чтобы то предложение, которое мы 06060
обсуждали, а именно вопрес о войсках на
чужих территориях, также не откладывал-
	CH, чтобы этот вопрос также получил свое.
			разрешение. Тогда мы все будем знать точ-
но, где и какие войска наших государств
находятся за пределами своих стран, где и
какие военные базы имеют те или ‘иные
государства. Как раз теперь, когда мы при-
нимаем решение о всеобщем сокращении
вооружения и о запрещении использования
атемной энергии в военных целях, такие
своления были бы особенно полезны.
	Принятие решения о всеобщем сокраще-
пии вооружений должно отразиться и в
экономической области, в частности на
бюджетах государств. В еамом деле, не сек-
рет, что военные бюджеты некоторых госу-
даретв. тенерь весьма раздуты. Население
с большим одобрением встретит решение 0
всеобщем сокращении вооружений и о CO-
кращении военных бюджетов между про-
чим потому, что это даст возможность ocy-
шествить реальное облегчение налогового
бремени для него и будет противодей-
ствовать вздуванию цен на товары. Все это
серьёзно затративает самые жизненные, ма-
териальные интересы каждого труженикл.
Поэтому надо пожелать, чтобы одним из
ближайших практических выводов из на-
шего сегодняитнего решения было сокраще-
ние вздутых военных бюджетов, приведе-
ние их в более нормальный вид и облегче-
ние бремени военных бюджетов для населе-
ния. Это будет встречено с большим одобре-
нием во всех странах.

Я напомнил бы и`о том, что, принимая
решение о всеобщем сокращении вооруже-
ний, мы не должны забывать, что в неко-
торых случаях даже теперь, на другой год
после окончания второй мировой войны,
ведется бешеная пропатанда новой войны.
Нам должно быть ясно, что потакание такой
пропаганде не соответствует интересам дела
всеобщего сокращения вооружений. Когда
вам говорят при этом о свободе печати и
о прочих хороших вещах, то хочетея ска-
зать по этому поводу: почему свобода пе-
чати должна использоваться, прежде всего,
пропатандистами новой войны, и почему мы,
противники этой вредной пропаганды, не
можем воспользоваться свободой печати для
дружного отпора этого рода делателям пе-
чати, этого рода делателям общественного
мнения?

Настоящая Генеральная Ассамблея уже
припяла и еще примет ряд решений. Будут
приняты репения разного’ значения: одни
рэшения булут иметь большие` значения,
другие решения будут иметь меньшие зна-
чения, Мне кажется, ни у кого из нае не
может быть сомнений в том, что решение
о всеобщем сокращении вооружений—это
будет то решение, которое относится к
важнейшим решениям Генеральной Ассамб-
on.
	Оно принято единогласно в комитете,
представляющем. все наши страны. Это.
дишний раз говорит о. том, что данное: ре-
шение принимается нами своевременно. Ре-
ление по такому важному и сложному во-
просу, как всеобщее сокращение вооруже-
ний, могло быть принято единогласно толь-
ко потому, что мы все признали этот Ba-
прое своевтеменным, актуальным. Больше
	того, это решение отвечает коренным инт®-
	ресам всех народов, больших и малых. Мы
принимаем его единогласно, понимая, что
это решение в интересах налпих народол,
которых мы служим, и в интересах всеоб-
щего мифа.

„Вот почему советекая делегация выра-
жает уверенность в том, что единодушие,
	  организащия 0б’эдиненных нации BEICK ASS
‘ла свое тверхов мненио, о необходимести
всеобщего разоружения, во-вторых, мы
считали необходимым, чтобы организация
06’единенных наций высказалась за необ-
холимозть запретить производетво и иенель-
зование атомной энергии в военных целях,
Представленный проект резолюции еводер-
жит 09е эти мысли. Я-не скрою, что со-
ветекая делегация хотела, чтобы те еснов-
ные предложения, которые она внесла ка
рассмотрение Генеральной Ассамблеи, были
выражечы более определенно. Однако пред-
ставленная резолюция содержит в другой
форме основные мысли, которые отражают
как идею всеобщего сокращения рооруже-
ний, так п илею запрещения производства
атомной энергии в военных целях. Поэто-
му советекая делегация удовлетворена ре-
зультатами работы комитета и той резолю-
цией. которая представлена на утвержде-
ние Генеральной Ассамблеи.

Сегодня элесь особенно много” говорили
относительно использования атомной энер-
тии в военных целях. И это совершению
понятно, так как этот вид оружия заелу-
живает особого внимания в настоящее вре-
мя. Поэтому-то в советеком проекте и было
указано, что затрещение использования
атомной энергии в военных целях являет-
‘ся первоочередной задачей. В проекте ро-
золюции. правильно указывается на Не05-
ходимость ускорить как работу атомной
комиссии, так и выработку конвенции, с
запрещением использования атомной энер-
тии в военных целях. Последнее особенно
важно. Каждому понятно, что атомная бох-
 ба — это не оружие обороны. Пеэтому, ко-
тда нам говорят о необходимости обороны
или защиты своего государства, то, разу-
 меотся, нам должно быть ясно, что такие
задачи не являются задачами, которые ре-
  maior при помощи атомной бомбы. Атомная
бомба. как известно, предназначена для чу-
жих территорий, & не для обороны свозй
территории.

Та резолюция, которая предложена на на-
ше рассмотрение, станет, как мы уверены,
решением Генеральной Ассамблеи, которое
будет первым шагом в деле осуществленмя
идеи всеобщего разоружения. После этого
решения Генеральной Ассамблеи потребу-
ются другие шаги, дальнейлиие меры, кото-
рые должен будет разработать уже Совет
Безопасности. Это весьма важная задача
Совета Безопаености. Й нам остаетея поже-
лать ему успеха в разработке и провелении
этих дальнейших мер. Сегодня же советекая
делегация выражает удовлетворение первы-
ми результатами работы по вотросу о вее-
общем сокращении вооружений и тем
сотрудничеством, которого мы  доетигли
здесь в подготовке этого вопроса.

Мы сегодня още слышим, что вопрое э
всеобщем сокращении вооружений вызы-
вает некоторые опасения среди предетави-
телей отдельных государств. Иногда вы-
ступают за сокращение вооружений, но
каким-то неуверенным голосом. Разумеет-
CH, это настолько важный и ‘сложный во-
прое, что торонливость в тажом деле никто
не посоветует. Во всяком случае, мы дол-
жны взять уверенный тон насчет того, что
эта проблема стала серьезной, неотложной
задачей, за которую мы все должны теперь
взяться. Мы не должны думать, что’ чем
больше мы будем иметь войск на террито-
риях других государетв, чем больше мы
будем иметь военных, военно-морских и
авиационных баз на территориях, разбро-
санных и поблизости, н далеко за предела-
ми границ наших государств, том лучше
будет обеспечена безопасность и мир.

Здесь приводились уже некоторые сведе-
ния по вопросу, о котором за последнее вре-
мя немало говорилось, — свеления о вой-
сках на чужих территориях. Но, разумеэт-
ся, эти сведения на таком заседании не
мотли быть представлены в полном виде,
они не могли быть исчерпывающими. Co-

-Полеты по маршруту в облаках
	(От специального корреспондента «Красного Флота»)
	Летный день обещал быть особенно ин-, входит в облака и следует к другому ют
тересным. Предусматривались получасовые   трольному ориентиру.

С аэродрома вслед за первым «По-2» 1
воздух с тем же заланием уходит самолет,
пилотируемый офицером  Кузюриныу, №
маршруте летчик Кузюрин, увлекиись т
	лотированием в облаках, набрал излиии -
	высоту и таким образом оказался в ати
сфере с температурой ниже Hors, [aoc
сти, винт, козырьки кабин стали Meyer
покрываться слоем льда. Машина с ма:
дой минутой тяжелела. Летчик, велохни
указание командира и советы старших 1»
варищей, немедленно WOME AA CHAE
На высоте 300 метров обледенение през
тилось, но самолет из-за наросшем лы
всо еще был плохо управляем, Наоко
«По-2» приобрел свои нормальные ANE
ства. Летчик получил хороший урок и ве
сте с этим натлядное представление о т
как пало бороться © обледенением самолотя
в воздухе.

Не выключая мотора только что пре
тевшего самолета, летчик Лунин и штурия
Куракин занимают свои места в кабинах, 1
через минуту «По-2» снова в воздухе, [м
же четко и быстро уходит на задание п
экипаж Аниканова.

Летный день дал хорошие результаты, %
четыре часа на двух «По-2» восемь aii
пажей выполнили залания Cc хр
	оценками
Капитан Н, ГУБАНОВ, _
Черноморский флот.
	обыкновенные гражданские люли К 0636
вам относятся, как к repom. №
за заслуги в войне: большинство те
с которыми я сталкивался, сами воевали
больше нашего. Шутка ли, до Берлина дошл!,
Северян теперь героями считают. Прими
во мне домой представители одного замо
и приглатают в саводекой клуб, В 08
сказано: «Встреча с полярником тахим-т,
Я, прешным делом, стал рассказывать п
войну, конвои, морские сражения, под
мне ‘записку: «Если можно. поло войны
расскажите о теперешней жизни и mpd Ct
воение Северного Морского Пути в поз
пятилетке». И пошли вопроеы — и 9 1
лярных экспедициях, и о восстановлен
Мурманска, и о новых кораблях, Я пут №
всю разошелся. Стал расписывать пали
красоты. Не думайте, говорю, что так у
страшен и нелюдим напг далекий (36).

У нас есть для художников работа. Какие!
нас кристально чистые озера! , Форели 1
весь Советский Союз хватит! Семгу в №
чушках можно брать руками! У нас и №
	Кель, и свинец, и уголь свой Дай
сам удивился, ках 060 всем и
XO сих пор we думал. И. меки 1
	ТИМ, —- капитан смущенно ухмыльнулся,
сказанулои про те самые огурцы и пом
ры, про которые вас просил не писать 26%
тенант. У нас, говорю, все. растет, д
цветная капуста, и если есть недостатьх
то это потому, что еще ше до воето PYM
дошли.

— Вот 0б этом и надо было рассвазат
вам лейтенанту, — не выдержав, зажети
	я, —- Мне думается, очень Bago cesepae
	знать, как народ относится к их слу
	— ITO верно, — согласилоя капитан,“
понимаете, и меня тогда гордость охватил
34 весь наш далекий край. Я как бы потях
какое люди тут большое дело лелалт...
	Был уже поздний час, наступал су

УСЛОВНОЙ НОЧИ, Хотя солнце попрежнему в“

село на гребне скалы. Налвигалея с овса
	подгоняемый резким ветоом туман.
	— Однако мы с вами заговорились, =
спохватилея капитан. — Потодь меняет
сейчас холодина схватит. В этой чертов

трубе всегда такой задувает ветер — №07
нет...

— Ну вот, капитан, и зы чертытай Teh

а другим и поворчать не даете, — пот.
тил я.
	— Я — любя, по-свойски, — добродушие
но произнес капитан.
	Мы пошли в кают-компанит vernoqrath
ся па ночлег на отведенных нам ливапат,
	полеты по заранее намеченному маршруту,
вне видимости земли и горизонта. Лишь
один раз, чтобы опознать нужный ориен-
тир, летчик и штурман должны были вый-
ти из облачности и, определившиесь, снова
продолжать полет в облаках. {
	Первый «По-2» идет на взлет. В его ка-
бинах — летчик Алексеев и штурман Крас-
нов. Набрав высоту 200 метров, Алексвев
берет курс на исходный пункт маршрута.
Штурман, сообщив летчику поправку на
ветер, засекает время. Земля уже не! видна.
Молочно-белая, густая масса облаков на-
столько плотна, что экипаж с трудом разли-
чает стойки плоскостей. Летчик насторо-
женно следит за приборами. Стрелка вы-
сотомера фиксирует цифры 250, 300,
350 метров. Алексеев сбавляет газ. Мелки-
ми двойными движениями ручки и педалей
летчик удерживает машину в прямолиней-
ном горизонтальном полете. Внимательно
работает штурман Краснов. Он ведет ори-
ентировку по расчету времени,
	По данным штурмана, первый отрезок
маршрута пройден. Самолет снижается,
выходит из облачности, и в момент разворо-
та под плоскостями «По-2» появляется дол-
гожданный ориентир. Точные расчеты п
умелое пПилотирование принесли первый
успех молодым торпедоносцам.
	Офицер Алексеев берет очередной КУПЕ,

которого мы достигли в подготовительном   жении, несколько лекций из цикла «Borar-
	ства нашей Годины». Для руководителей
политических занятий прочитана лекция о

размещении производительных сил в новой
пятялетке.
	сторону неприветливого на вид берега. — А
для меня все это родное. Все на глазах об-
живалось и преображалось. Нотому меня тах

разлражает, когда худо говорят о нашем
рае.
	— Бы имеете в виду разговор с хжей-
тенантом?
	— Хотя бы и с ним. Разве терпимо у
HOM такое ‘°эгоистичное отношение к
жизни? Подумайте, год или два из училища
и уже имеет возможность выходить на тысл-
чи миль в море, в настоящий океан. В дру-
гой стране ему бы сейчас пришлось горбом
пробивать себе дорогу. Наше государство да-
ет ему все: кормит, поит, обувает, одевает,
платит много денег. Океан перед ним, оке-
ан возможностей! Дай же и ты государству
то, что ему требуется, а не только то, что
тебе по нраву! А ему, видите ли, подавай
исполнение долга с удобствами.

— Может быть, вы слишком сурово его
судите? Он возражал вам больше из маль-
чишества,. .
	— Нет, нет, — горячо возразил капи-
тан, — в этом не надо быть терпимым. Я
верю, что этот лейтенант и хороший парень
И замечательно воевал. Но бывает же так
с человеком: под пули он пойдет смело,
в огонь и воду, любой подвиг совершит, а
на маленьких повседневных тяжестях кис-
нет. Тут он, как говорится, ногу натер.

— Не думайте, — продолжал капитан. —
что я розово представляю себе северную
жизнь. Пурга, скалы, полярная ночь, чер-
товский климат, отеутствие свежих ово-
щей — за двенадцать лет я всего этого вку-
спл. Иногда бывает трудно не из-за клима-
та, а по вине нерадивых людей. Проступок
одного чиновника на Севере ощутим резче,
Чем где бы то ни было. Меня тоже возму-
щают, если военторговец, поймав свежую
треску, просолит ее так, что в рот взять
	Новозможно. Но разве мы не справим-
ся в этим военторговцем?  Справимся,
конечно. Я уверен, что на Севере
	будут получать и новейшую литералу-
ру и кинофильмы велед 3a Москвой.

не так уж это все сложно. Сейчас этого
пока нет, Безлельник, конечно, скажет,
война попутала. Но сейчас война не при чем.
Мне обидно получать пачкой за полмесяпа
	газеты, в то время как поезд из Москвы в
	EIEIO Пра ЕР

Мурманск и Архангельск приходит ежеднев-
	периоде, что это единодушие мы проявим и   ства нашей Родины».
	при принятии н& Ассамблее решения 0
всеобщем сокращении вооружений. (Апло-
диементы).

“эл 3 бухтах Заполярья
	—- В ваши годы не трех быть и романти-
ком, — капитан укоризненно покачал голо-
вой.—Но кроме ромазтики существует чув-
ство долга. Тысячи вангих сверстников едут
на новостройки, живут в шалашах на разва-
линах Сталинграда, восстанавливают для
нас с вами Мурманский порт. Неужели вы
хотите быть исключением нё этом фронте?

— Зачем учить меня долгу и пртпиеы-
вать мне сто грехов, — обилелея лейте-
нант. — Я служу честно, служу там, куда
меня чтазначет. Но человеку свойственно
стремиться к теплу. Я предпочитаю свой
долг исполнять на ЧеЭф.
	_— С такими взглядами вам и Черное мо-
ре придется не по вкусу. В Поти — лягути-
хи, в Батуми — дожди, в Севастополе —
москитка. Повод дяя нытья всегда найдет
ся... Смешно было бы, если бы боец, преж-
де чем совершить подвиг, выбрал для не-
го позицию, на которой не дует...

Последние слова капитан произнес с такой
желчью, что разговор сам собой прекра-
тилея.

Лейтенант проглотил остатки обеда и по-
спешил выйти из кают-компании.

_У столов опустело. Вестовые убрали белые
скатерти, на диванах расположились отды-
хать офицеры, следовавитие на корабле пас-
сажирами.

Вечером мы стали на якорь в бухте.
Я вышел на палубу, освещенную ‘медными
лучами солнца, на всю ночь повисшего за
гребнем скалы.

У леера, плотно засунуз руки в карманы
шинели, стоял капитан, он разглядывал се-
рый, тасцвеченный мхом берег.

— Любуетесь?.

— Я рассматриваю ту крышу за скалой,
Rameres, там строят лома.

— Новый поселок?

— Да. Война кончилась, строимся. Год-
ков через несколько мы тут такой Врых
разведем — уезжать не захотите!

— Вы, я чувствую, очевь любите Север?
	1. Разговор в океане
	лицо его казалось еще более вытянутым из-
за пышной каштановой шевелюры.
	Разговор возник о послевоенной жизни и
северных делах, и капитан с обидой заметил,
что о Севере мало пишут, хотя край этот
интересен, богат и нов для человечества ив
наем будущем имеет бесспорно большой
вес.
	— Только не пишите, что здесь рай зем-
ной, — вмешалея вдруг сидевший в стороне
юный лейтенант.

— Что за странное предупреждение! —
настороженно воскликнул капитан.

—- Ничего странного, — еказал лейте-
нант, - обычно сюда приезжают и описы-
вают чудеса про огурцы и помидоры за По-
лярным крутом. А тут только и радости —
пурга да ночь.

— Как для кого. Я, например, глубоко
ценю самую службу на Севере.

—~- За скалы или за северное сияние, то-
варищ капитан береговой службы? — иоо-
нически спросил лейтенант.
	— 33а общирные возможности, которые
эна мне открывает, — серьезно произнес
капитан. — Я вам, кстати, тоже. Вы узере-
ны, что на свете не могут быть люди, влюб-
ленные в Север?
	— Могут, могут, — усмехнулея  лейте-
нант. — Полярное — ваш любимый город,
3 любимая песня — «Прощай, любимый го-
род»? :

— Пожалуй, этим ограничиваются ваши
познания о Заполярье, — рассердился капя-
тан; — Знаете, эти анекдоты о Cene-
ре устарели, да и просто надоели. Неужели
ничего лучшего вы тут не нашли?

— Да и вы, товарищ капитан, вряд ли
будете доказывать, что этот край не злой.

— А вы ожидали, что Bac назна-
чат на море © газом, ванной и всеми
удобствами? По-моему, для моряка: счастье
попасть в такую суровую школу, как Север.
Вы же солдат, военный человек. Суровая-и
строгая жизнь — это вали удел.

— На войне, — возразил лейтенавт. —
Я на войне не плакалел, все переносил. А
сейчас война кончилась. Северное сияние—-
это пля романтиков. .
	-Приказ итти с адмиралом из Белого моря

в’ Баренцово пришел внезанно. С буюсира,
снабжавшего на рейде корабли, быстро стру-
зали на палубу хлеб. Не успели ero  при-
брать — сипнальщик толожил о выходе ад-
эиральского катера. Боцман вместе с нач-
пролом и коками прикрыли хлеб скатертями
и брезентом. Был сыгран большой сбор.

Как только адмирал и сопровождавшие
ето офицеры мореких и береговых штабов
перешли на Корабль, мы снялись с якоря и
TOMI строго на север к горлу Белого моря.
Е полудню мы находились уже у выхода в
Тедовитый океан.

Океан встретил нас холодом и ветром, хо-
тя происходило это еще в дни позднего и
короткого полярного лета. Дул пронизыва-
ющий норд-вест, и даже в шинели было зяб-
ко стоять на палубе, хотя сквозь разрывы
облачного неба проглялывало полярное солн-
ne. Bee, кто был наверху, жадно и взвол-
нованно обозревали доступную взглялу ве-
ликую широту.

Перед глазами возникал нестрый` глобус
с голубой краской на макушке, мы ползли
через эту макушку вверх за пунктир По-
парного круга, и штурмуемая океаном земля
слева была краем нашей планеты, послед-
ним ее каменным рубежом. Обрубленные,
веками шлифованные утесы угрюмо нависли
нат водой. Океан, словно стремясь сокру-
шить их, тяжело наваливалея на берег ог-
точными, как складки гор, густыми волна-

ми, подобными глыбам плавленого льда. Ko-
рабль трудно раздвигая эти черные тлыбы,
склоняясь палубой то к незыблемой тверды-
не материка, то к незримым льдам полюса,
и етоанно было подумать, что эта ледовитая
вода несет сюда тепло и спасает край Евро-
пы 01 вечной мерзлоты,

Холод загнал меня в кают-компанию ко-
рабля, тде фасполагались офицеры, следо-
вавииие в качестве пассажиров. Шел к кон-
цу обед. Я занял место против высокого ху-
хощавого капитана -— офицера какого-то
берегового штаба: на учениях он был пред-
ставителем берзговиков на командном пунк-
те корабля. Он выглядел суровым и мало
общительным, ел не спеша, задумчиво рас-
сматривая силевших несколько в стороне
мололых корабельных лейтенантов; длинное
	существует главное, незыблемое: мои обя-
занности перед госудуретвом.

Капитан на минуту умолк, возбужденный
нахлынувшими мыслями. Чувствовалось, что
говорит он на самую больную, дорогую для
него тему, говорит убежденно и страстчо,
словно рассуждая и споря с самим собой.

— В конце концов, — продолжал OH, не-
много подумав, -— когда я сюда стремился,
я не думал, буду ли получать каждый дель
газету или нет. Вспомните, о чем мы мечта-
ли в юности? 0 походах, о полетах, о Маг-
нитогороке, о Днепрострое. Зимов и Арк-
тики были для рас величайшими героями.

ожет быть, я четко епте не представлял се-
бе свое будущее, но общий порыв нашего
народа увлок и поднял меня. Мне хоте-
ось Принять во всем самое горячее участие.
Я с мальчишеских лет завидовал брату-
магнитостроевцу. Завидовал, читая его
Письма, хотя он писал только о том, что жи-
вет на ветру, в холодной палатке у подножья
горы Магнитной и строит новый гигапт. И
я мечтал строить на пустыре город, заводы.
Знаете, как сложно было в те TOME попасть
на Север. Арктика требовала сильных и
твердых людей. Я обивал пороги Главсев-
морпути, заполняя анкету за анкетой, и
как на зло мне все время отказывали: то
здоровье неподходящее, то знаний мало. Я
прочитал все книжки OO арктических экепе-
дициях, о Северном Морском Пути. С TOVIOM
добился: взяли радистом на Диксон. И не
жалею: наилучшая жизненная покола.

— С тех пор вы не возвращались в
Москву?

— Я мог после трех лет, когда кончилея
Договор, вернуться. Однако остался: уви-
дел проект норта в Тулинке, проект Нопиль-
ска — и увлекся. Увлекло будущее нашего
Севера. Было трудно, замерзал в снегу, бро-
дил в пурге, побывал во всяких переделках,
но теперь горжусь, выдержал. Иной раз по1-
ходишь на корабле к Полярному или к Myp-
манску, видишь дома на скалах, огни,
жизнь и думаешь: не зря я здесь двенад-
цать лет ухлопал!
	— Все же долго жить на Севере — ис-
Тинный подвиг, — перебил я капитана, —
и, мне думается, истых северян надо очень
ВЫ60Ко Пенить,
	— Северянину это приятно слышать, но
мы 06 этом не думаем, — улыбаясь, заметил
капитал, — Недавно я езлил в отпуск в
Москву. За заставой Ильича там у меня `жи-
вут родители и брат. Признаться, я отвыт
уже от гражданского населения. Знаете. что
	‚ меня потрясло’ lam, na Большой Земле,
	nn О РТ

— Двенадцать лет служу. знаете, ках   но. Досадно смотреть фильмы на полгода
	привязывзешься к делу, которому отдаезь
юность? Постороннему человеку все это мо-
жет показаться действительно УуГгрюмым,
	позже других. Досадно потому, что все эт
в пределах ныших сил. Пусть аюди, от ко-
Го это зэвисит, престо честно работают.
	EE EE re SANE ee

невзрачным, — капитан протянул руку в! Однако рай тут или на рай — лая меня