четверг, № 106 (2900)
	@ мая 1948 г.
	ый ФЛОТ
		СКОРО В МОРЕ!
	Курсанты военно-морских училищ о предстоящей летней практике
	ПАМЯТЬ.
НА ВСЮ ЖИЗНЬ
	часовые экскурсии на боевые корабли. Лс- газетьг редко попадали в ‘наши кубрики
НО, 910.38 такое время нельзя было не толь-   даже: при стоянке в базё, слушать же радио
ко разобраться в организации службы на  не всегда было возможно.
	Молодые офицеры, приходя на корабль, с
первых же лиатов своей командной деятель-
	корабле, но даже поверхностно ознакомиться
C HAM.

Во-вторых, редко проводились боевые
учения, а некоторые. из. них. были. малопо-
учительны. Скажем, на учебном корабле
«Ленинградсовет» проводилось учение по
отражению. налета авиации, „Большинство
курсантов почему-то было собрано в кубри-
	ности сталкиваются с необходимостью веде-   сомненно, оставляет у курсантов след на
ния документации, планирования боевой   всю жизнь: Никогда не забуду дни, прове-
подготовки, составления отчетности. Летняя   ленные мною на «Комеомольце», где я полу-
практика дает богатые возможности AXA   WAX первые навыки военно-морского дела.
	Руководители практики правильно при.
или нас не бояться трудностей морской
	ознакомления. курезитов © этим делом,
Однако на кораблях, где мы плавали в 1947
	Tm PO Ibo J OO v0
	истинное состояние Борздля
TBHIO соответотвует докладу «Ry.
we рабль к бою готов!». Командир
И убедился, что в башнях и ва
зенитных батареях, на Коман.
Но-дальномерных постах, у торпедных ати.
ратов- боевая’ техника И обслуживающий
ев личный состав готовы к действию, Одна.
ко обнаружилея и ряд промахов, на первый
взгляд мелких, которые тем не менее могли
существенно . снизить боеспособноеть Ro.
рабля.
С кранов не были сняты чехлы. Инач
говоря, эти важные агрегаты чельзя было
	немехленно использовать. Выяснилось, чт
	дажа не назначены люди, обязанные сни-
мать чехлы. Это упущение было немедленно
исправлено. Командир ‘приказал офицеру
Дремину. назначить людей для снятия чех
лов с этих кранов. :

Ряд мер, направленных н8 обесточеню
живучести и непотопляемости корабля, ога.
зался выполненным только формально. На-
пример, некоторые крышки люков были
только опущены, но не задраены, броневые
крышки иллюминаторов недостаточно за.
жаты, двери в водонепронищаемых перебор-
ках открыты.

На, разборе командир обратил внимание
офицеров на недопустимость Формально
отношения к выполнению сигналов.

„На некоторых других. кораблях можно
ветретиться с более грубыми отетупленияии
от правил приготовления к 6010 оружия и
технических ‘средетв:

Надо понять, что нельзя условно roto:
вить корабль к бою. Если личный состав в
	процесее многократных учений и трение
	BOK не приучится быстро и точно прип-
товлять к действию свои заведывания, 10
боевая готовность такого ‘корабля бул
низкой. После исполнения сигнала, «Ворабль
к бою изготовить!» вое вооружение и тот.
нические ‘средства должны быть фажтиче-
Ch тотовы к немедленному использованию,
	рассказывали 0 своих родных
местах, ‘о трудовых успехах
земляков.

Это собрание явилось весъуя
удачной формой воспитания }
	Приготовление к действию
корабельной техники
	С наступлением весны нз кораблях, вы-
		—e—oreoe ioe 20

re, ИН  ne
нал: «Корабль к бою изтотовить!». Личный
состав разбегаетея по постам, предусмэт-
ренным боевым растисанием. Все’ оружие,
	О: ид ГЯ

все механизмы и средства, защиты корабля

ТО — a OP

приводятся в полную! боевую готовность. G
боевых постов на командные пункты под-
разделений поступалот доклады ‘0 готовню”“
сти. Наконец, получив доклады © команд-
ных пунктов боевых частей, старпгий
помощник доклалывает командиру: «Во-
рабль к, бою готов!»
	Безуиречное выполнение этого сигна-Тал
	важнейпгий показатель налаженности служ-
бы на корабле, сплоченности ето тодразде-
лений и уровня подготовки личного соста-
ва. Без умения экипажа быстро и точно
приготовить оружие и технические Cper-
ства к ‘немедленному использованию He
может быть и речи о боевой готовности ко“
рабля. При этом добиваться нужно не толь“
ко выполнения установленных нормативов
(что также очень важно), но и, главное, дей-
ствительного измотовления к бою всех без
исключения корабельных средств. Здесь
нетерпимы никакие условности и отступ-
ления,

Корабельный Устав подчеркивает: «Изго-
товление корабля к бою состоит из. сум-
мы заранее определенных действий лич-
ното состава, направленных к приведению
всех средств корабля в состояние, позво-
ляющее кораблю немедленно вступить В
бей». В этому нужно приучать матросов,
старигин и офицеров в процессе повседнев-
ных тренировок...

Олнажды команлир корабля Н. спустился
@ мостика, чтобы проверить, насколько
	Рассказы © родной
	стране
	ТАМ, ГДЕ ПРОЯВИЛИ
ДОЛЖНУЮ ЗАБОТУ
	В прошлом году после экзаменационной
сессии я, в числе других курсантов третье-
го курса, был назначен для прохождения
летней практики на один из эекалренных
миноносцев Балтийского флота. Для меня
это была не первая практика. Еще булучи
в военно-морской специколе и подготови-
тельном училище, я.плавал два раза, кур-
сантом Военно-морского училища им. Фрун-
зе выходил в море в третий раз.

Что показала практика первых двух лет?
Из года в год повторялиеь одни и те же
недостатки: много времени уходило на перё-
езды с места на место, нехватало стволиков
для артетрельбы, ‘план m0 штуфманской
подготовке не выдерживался. Часто мы чув-
ствовали себя на кораблях. скорее гостями,
чем практикантами.

С надеждой на лучшее я поднялея в
1947 тоду на борт корабля. И надо сказать,
что мои ожидания оправдались. Частые уче-
ния © подробным разбором отрабатываемых
задач, тысячи пройденных миль, безусловно,
принёсли большую пользу.

Котда я стал дублером вахтенного офице-
ра на ходу и на якоре, то с чувством глубо-
кого удовлетворения отмечал, как пропа-
дает неуверенность в действиях, как стано-
вятся простыми и понятными вещи, изучен-
ные ло этого теоретически.

Или возьмем артиллерийскую стрельбу.
Занятия в кабинетах училища на свето-
вых приборах — это далеко ‘не то, что виз
дить на практике. Здесь становится, я бы
сказал, осязаемой каждая команда. Скоррек-
тируешь разрывы снарядов по цели, добъ-
ещься ев поражения—и тогда убеждаешься
в твердости своих знаний,

План летней практики в прошлом. году
был выполнен полностью. Этим мы обязаны
командованию корабля. Оно исключительно
чутко подошло к запросам курсантов, пре-
доставив в наше распоряжение все, что бы-
ло на корабле. В особенности мы благодарны
капитану 2 ранга Ротиневу, капитанам
3 ранга Россиеву и Ермолаеву за ту боль-
	WV! ПОМОШЬ, Которую ОНИ оказали в за-
	креплении наших теоретических знаний.
Насколько хорошо была поставлена прак-
тика курсантов на этом корабле, можно
судить по зачетам. Поередственных. оценок
было очень мало, а такие курсанты, как
Тюлькин, Палиц, Вубланов и многие дру-
тие, добились только отличных показате-
	eH.

Курсант М. ВОЛКОВ.
	НЕСКОЛЬКО
ПОЖЕЛАНИЙ
	Первая практика на учебном корабле, не-
	ках.. Они не только бездействовали, но и’ тоду; этому`вопросу не уделялось должного   службы, настойчиво преодолевать любые,
не имели возможности даже наблюдать за   внимания. -  препятствия. В этом смысле весьма харак-

О ЕЕ: Е АЕ Е а а
	не имели возможности даже наблюдать за
ходом учений. и, что может дать
нам такая «практика»?

Наконец, слабо прививались нам тажие
	необхолимые для моряка качества, как уме-
	ние держаться ма волне и др. да всю прав-
тику было только три купанья. Совсем не
практиковались массовые заплывы.

Ha «Ленинградеовете» нас приняли
неплохо. Офицеры, старшины и матросы по-
мотали нам детально изучить корабль. б9-
всем иное отношение было ©о стороны лич-
ного состава учебных кораблей «Вомсомо-
лец» и «Седов». Не чувствовалось, что здесь
стремятся сделать все, чтобы привить нале,
будущим офицерам, любовь к морю, озна-
комить в жизнью флота, организацией и
вооружением корабля, закрепить напеи т9о-
ретические знания. _

Я но ошибусь, если скажу, что пожела-
ния всех курсантов сводятся в тому, чтобы
в летнюю практику этого года давали нам
возможность детальнее разобраться в мате-
риальной части артиллерии и изучаемых
механизмах корабля. Надо разрешать выход
на шлюпках в свежую потоду; хотя бы на
закрытых рейдах. Нужно приучать нас дей-
ствовать в условиях боевой обстановки: ре-
Wath задачи маневрирования на походах,
больше проводить учений, использовать вы-
ходы боевых кораблей на учения, назначая
на них группы в 5—10 курсантов. Самое
тлавное для нас — больше быть в походах,
меньше у стенки.

Курсант: В. УСТЬЯНЦЕВ. .
	НАШИ
ПРЕТЕНЗИИ
	В ясный августовский день групна на-
ших курсантов проводила парусные учения
на четырнадцативесельном катере. Внезапно
погода. резко. изменилась, Курсанты только
собралиеь убрать паруса и пересесть на
весла, как налетевший шквал стремительно
понес катер в берегу и выбросил его на
	Ветер с моря усиливался с каждой мину-
той. Курсанты пытались столкнуть шлюпку
в море или вытащить ее на берег, но силь-
ный прибой сделал все эти попытки 0ез-
успешными.
	Сумерки сменились ночью, и командир
катера, окончательно убедившиеь, что свой-
ми силами сняться © мели’ невозможно, по-
слал донесение командиру учебного корабля.
	Наиболее простым вариантом спасения’
	Хотелось, чтобы предстоящая практика   терен один эпизод.
	была свободной от этих недостатков:
	Сталинский стипендиат курсант
: Р. ГОЛ
	ПЛОДОТВОРНЫЙ
МЕСЯЦ,
	В’ отличие от предыдущих лет, В UPOW-  песчаную отмель,
	лом году наш курс проходил учебную
практику на кораблях всего один месяц.
Это было наше последнее практическое обу-
чение. Почти. вве основные теоретические
дисциплины пройдены, и нам хотелось
практически познать теперь не только вее
электрооборудование корабля, но и деталь-
	HO ознакомитьея с работой офицера-инже-   катера,
	нера,. .
Корабль наш стоял в ремонте, Это обето-
ятельство имело, конечно, свои и положи-
	тельные и отрицательные стороны. Lak RAK   катера было поелать по берегу 30 человек
котлы, главные манины и турбогенераторы команды и вытащить шлюнку в безопасное
не работали, мы имели возможность ра30-   место. Но руководители практики усмотрели
браться в конструкции механизмов, в МоН- в этом случае возможность для воспитания в
таже, в системе канализации. Но, с друтой   курсантах морской закалки, смелости; ре-
стороны, нам не удалось увидеть механиз-   тительности и настойчивости в борьбе ео
	мы в действии.
	стихией. Капитан 1 ранга Мейер настоял
	Уже с первых дней мы поняли, что про-   из том, чтобы послать е корабля команду
	высадить ‘людей, которые
	грамму практики осилить очень трудно.   на шлюпках,
	Достаточно сказать, что но этой программе   вилавь доберутея до катера, снимут его
	за месяц мы должны были освоить пять
специальностей. ; .
Безусловно, в первую очередь, нас инте-
ресовала своя специальность. Мы приня-
лись изучать электрооборудование корабля.
Но программа требовала еще научиться
нести вахту в качестве специалиетов вто-
рого класса У тлавных турбин, специали-
	се мели и на нем же возвратятся на корабль.
	В 23.40 два десятивесельных катера под
командой опытных офицеров, © полным
числом гребцов и гребцами. для  выбросив-
шегося на отмель, на буксире моторного
катера вышли в район операции.
	Полная луна часто закрывалась облака-
	На новостройках пятилетки и В лабора-  воинов чувства советского патриотизуа на
	конкретных‘ примерах и фактах из жизни
городов, областей и республик CCCP.
	Нротаганда успехов  Фопиалистического
строительства, конечно, не ограничивается
беседами и читками газет, На кораблях ив
частях нередко организуются  вотречи с
прославленными Мастерами  стахановскою
труда, с деятелями науки, литературы,
искусства. Значительную роль играет ис
пользование в устной агитации переписки
моряков, беседы, которые. проводят’ матро-
сы; старшины и офицеры, вернувиииеся и

Крайне важно, чтобы в действие быт
приведены вое средетва, которые помоми
бы наиболее полно ‘удовлетворить огрочный
интерес личного состава к ходу выполнения
пятилетнего плана. Тому могут. способствое
вать фотомонтажи, посвященные этому вм
проеу, показ хроникальных кинофильмов
выставки специальной литературы в 66.
лиотеках и т. д; Само собой разумеется, чм
для популяризации могущества социалист
‘ческой Родины. и героических дел советских
людей большую возможность представляю
также политзанятия и политинформации,
	Раюсказы ю родной стране — одна м
важнейптих форм воспитания у моряк
чувства советокого патриотизма,  Напио-
нальной гордости за нашу Родину. Дол
офицеров, партийных и комсомольских оргаз
низаций — систематически знакомить м
ряков с жизнью Советекого Союза и на этой
основе добиваться еще лучшего выполнения
ими своего воинского долга.
	ториях научно-исследовательских институ-
тов, на фабриках и заводах, в шахтах и
колхозах — во всех республиках, краях и
областях нашей страны пьироко’ разверну-
лось всенародное социалистическое соревно-
вание за досрочное выполнение великих за-
дач послевоенного пятилетнего плана.

Военные моряки с чувством радости и
законной гордости встречают каждое’ с00б-
щение о победах на трудовом фронте, Они
проявляют огромнейший интересе к тому,
как советские люди добиваются вылающих-
ся успехов в. социалистическом строитель-
стве.

Трудовые подвиги мастеров социалиети-
ческой стройки воодушевляют. моряков Ha
достижение новых успехов в своем военном
деле. Поэтому всяческого одобрения заелу-
живает инициатива тех команлиров. и полит-
	работников, которые систематически. знако»
	MHT старшин и матросов © жизнью родной
страны, е успехами, достигнутыми в борьбе
за выполнение пятилетки в четыре года.

В часы массовой работы на корабле Н.
офицер Максимов регулярно проводит бесе-
ды у географической карты. Здесь же часто
организуются громкие читки газет. 0 том,
какой интерес вызывают эти беседы,
говорит хотя бы тот факт, что за последнее
время у’ личного состава, еще более повысил-
ся спрос на книги о нашей Родине. _

В кубрике другого корабля недавно co-
стоялось открытое комсомольское собрание,
на котором обсуждался вопрос — «Ирирод-
ные   богатства ‘нашей Родины». После
обстоятельного ‘доклада офицера Bperepa
выступили многие участники собрания. Они
	стов третьего класса в котельном отделении   ми, Ветер-—шесть баллов, море-—пять. Не-
и дивизионе живучести, овладеть специаль-   подалеку от места аварии моторный катер
ностями котельного и трюмного машиниста   отдал буксир и лег в дрейф. Два десяти-
		весельных катера пошли к берегу. Вогда до
	Чтобы хотя отчасти выполнить эти тре-   него оставалось 150—900 метров. шлюпки
		бования, мы вынуждены были поверхностно   развернулись и отдали деки.
	знакомитьея с расположением трубопрово- моря — пять метров. Потравливая ‘дректо-
дов и паропроводов, с управлением много-   вы, шлюпки ` приблизились к берегу, не
численными клапанами, причем большую   вступая в полосу прибоя.
	часть схем мы разбирали самостоятельно.
Изучить электрохозяйство большого корабля
в той мере, в какой бы нам хотелось, как
будущим инженерам-электрикам, за корот-
кий период практики не пришлось.

Во время изучения техники корабля мы
встретились с рядом неисправностей и пред-
ложили. офицерам БЧ-У свою помощь. Пред=
	Вомандир одной из шалюпок приказал
курсантам Высоцкому и Шпакову плыть к
берегу и обследовать положение выброшен-
ного катера. Пловцы прыгнули в воду и
с попутной волной на прибое быстро до-
стигли берега: : -
	Через 20 минут они возвратились и до-
	— Катер лежит на правом борту, волны
	Тетнюю практику протилого года вурсан-
ты одного из курсов Военно-морского учи-
amma um. Фрунзе проходили нё учебном
корабле «Неман» и минном заградителе
«Урал». За период практики оба эти кораб-
ля наплавали большое количество миль, что
способствовало выполнению основной задз-
чи’ учебной‘ программы — закрепить теоре-
тические знания курсантов по навигации и
мореходной астрономии. ‹ Полностью была
пройдена программа и по другим диециили-
нам. Однако имелись тогда и существенные
упущения.

Главным недостатком я считаю то, что
нам предоставлялось очень мало самостоя-
тельности, мы не всегда имели возмож-
ность проявить свою инициативу, чтобы
получить необходимые навыки: -

На нашем корабле из числа курсантов
в состав суточного наряда назначались дуб-
леры дежурного по низам и дежурного боц-
мана. По сути же дела первый из них яв-
лялея рассыльным дежурного офицера,
а‘ второй — наблюдателем на верхней
палубе. Они почерннули бы для себя много
более ценного, если бы имели конкретные
обязанности и соответствующие права:

Как известяо, одним из лучших методов
воспитания у курсантов волевых качеств,
находчивости, смелости является хождение
на шлюпках под парусами в свежую погоду.
Однако, к сожалению, наши руководители
избегали этого.

Не все обстояло благополучно и е физи-
ческим воспитанием курсантов, Не был раз-
работан даже комплекс утреняей гимнастн-
ки, а купанье провелено за всю. практику
только один раз.

Большим упущением летней практики
являлось и то, что за время пребывания на
корабле мы фактически были оторваны от
жизни страны, от текущих событий. Полит-
информации лля курсантов не проводились,
	Шетняя практика прошлого года’ дала
нам, тогда курсантам первого курса учи-
лища им. Фрунзе, много’ ценного для буду-
щей службы на корабле. Под руководством
преподавателей, знающих и любящих <в0е
дело, мы получили хорошие штурманекие
навыки. 0собенно благодарны мы офицерам-
преподавателям капитану 2 ранга Шопиней
и капитану 3 ранга Чечель, которые, пред’
являя высокие требования, иногому научи-
IH Wat. ~

Каждый из нае приобрел rarme xoponrae
знания по морской практике. Большинство’
курсантов научилось правильно ‘подходить
и отходить от борта корабля на шлюпке,
управлять шлюпкой под. парусами. Много
души в это дело вложили преподаватели
мичман Минин и капитан 3 ранга Третья-
ков. Заочные шлюночные соревнования по-
казали хорошую натренированность наших
команд.

Несмотря на многие положительные мо-
менты в нашей учебе, в ней имелись и
весьма существенные недостатки.

Во-первых, метод проведения занятий не
всегда отвечал требованиям практики. На-`
пример, военно-морскую организацию нам
пренодносили путем лекций, которые чита-
лись в кубриках, & в целях закрепления
знаний проводились лишь полутора-—лвух=
	ложение было принято. и курсанты активно   ложили:
	взялись за работу, посвящая. ей все свое
	свободное от учебы время. Они отремонти-   сильно бъют в левый, но ‘повреждений нет.
ровали контрольный щит и провели ряд   Снять катер © мели возможно,
	Последовала команда:
	других исправлений.

На корабле был установлен невый атре-
тат. Он не имел ни описаний, ни чертежей,
ни инструкций. Несмотря на отсутствие
измерительных приборов нужной точности,
курсант Вочубиевский отлично разобрался
		— Вурсантам, назначенным на четыр-
надцативесельный катер, раздеться и при-
готовиться к выходу на берег вплавь!
	Еще две-три минуты, и тринадцать кур-
	в схеме агрегата и провел со старшинами   сантов-пловцов бросились в воду. Достиг-
и матросами несколько занятий, об’яснив   нув берега, они развернули катер, столк-
им устройство и принцин действия меха- нули его в воду и поставили в разрез волне.
		Часть гребцов вошла в. шлюпку и взяла вес-
	На этой практике, проводя политико-  ла на укол. Остальные, работая в воде, не
массовую работу ¢ матросами, мы осознали,   давали катеру стать лагом. к волне.
	какое огромное значение для нас, будущих
офицеров, имеет политическая учеба. Мы
много и плодотворно беседовали с матросами,
отвечали на их вопросы, раз’яеняли то, что
им было неясно.

Мне хочется особо. обратить внимание на
важность участия курсантов. в политико-
массовой работе. Для нас, будущих офи-
перов, это имеет большое значение.

Курсант Д. СИДОРЕНКО.
	Наступил решающий этан операции. Шла
напряженная неравная борьба между не-
большой труппой смелых дзержинцев и
бушующим прибоем. Из этой борьбы кур-
санты вышли победителями. Катер оторвал-
ся`от берега и под сильными рывками греб-
цов устремился в море. В четыюе часа утра
	все шлюпки были у борта корабля.
	Курсант А. ГУБАНОВ.

Опыт. работы рационализаторов
	Н-ском соединении
	ляют внимания рационализации и изобре-
тательетву.

Часть офицеров почему-то считает, чт
рационализация и изобретательство — де-
л0 матросского досуга. В результате рые
рационализаторов, получивших в прошаох
Году премии, насчитывается всего девять
офицеров. Пятеро из них награждены не 33
свои предложения, & за активную помощь
рационализаторам и изобретателям.

Следует отметить, что в соединении веть
случаи, когда то или иное предложение,
хотя и признается эффективным, но. осуще
ствляется медленно. Неправильно посту“
пает.и финансовое отделение, возглавляемое
подполковником интендантской службы Kae
заченко. Оно устранилось от участия 8B INI
счетах экономии средств от‹принятых пред
ложений, не контролирует правильности
	расчетов. Известны факты. когда за цен”
	ные изобретения и предложения выплачие
ваютея незначительные суммы. А ведь на
этот счет имеются точные инструкции и
постановления, за соблюдением которых
должны следить наши финансовые органы.

вершенно  неудовлетворительно попу
ляризируются важные предложения. При:
ведем такой пример. В подразделении, где
флагманским артиллеристом офицер Пале-
ха, один из старшин применил весьма цен-
НЫЙ 61060б устранения задержки в 72601
автомата. Наступила весна, & 06 этом спо
собе никто, кроме старшины, не’ знает,
Есть и другие существенные предложения,
которые! также остаются мало кому извест-
ными.

Было бы очень полезно создать спе
циальный кабинет рационализаторов. В нем
следует оборудовать стенды © наиболее
ценными предложениями, устроить выетав:
ку   макетов, схем, чертежей, фотографий
рационализаторов и изобретателей. В таком
кабинете рационализаторы. должны иметь
возможность проконсультироваться по инте-
ресующим их вопросам, ознакомиться 6
необходимой литературой, сделать чертежи.

я организации кабинета есть ‘и средства
и силы.

Крупным недостатком является и то, чт
из поля зрения партийной и комесмольской
организаций выпала работа с рационали-
заторами и изобретателями. В соединении
не помнят случая, чтобы коммунисты 3
комсомольцы обсудили этот вопро Ha CO:
брании. -
		М ГНЕВ,
(Корр. «Красного и H. 0
	и изобретателей в
	В Н-ском соединении подведены итоги
рационатизаторской и’ изобретательской
деятельности. военных моряков. и вольно-
наемных работников. За год здесь было
внесено свыше полутораста предложений,
две трети из которых реализованы. Эконо-
мия составила 260 тысяч рублей. Помимо
экономии ередств, предложения дали воз-
можность значительно улучшить тактиче-
ские элементы боевой техники, ‘повысить
качество обучения личного состава. Buaro-
даря творчеству рационализаторов и изо-
бретателей удалось вместо дефицитных ма-
териалов использовать в судоремонте‘ заме-
	‚ВитТеЛи, причем качество и прочность квон-
	струкций нисколько не енизились.
Наибольших результатов добились pa-
ционализаторы и изобретатели Н-ских су-
	доремонтных мастерских. Так, например,
	производитель работ Цешкович предложил
новый метод смены обшивки двухелойного
руля без ео с’емки. Этот метод значи-
тельно сокращает время, отведенное на ра-
боту, и экономит довольно значительные
средства. 19.000 рублей сберег государ-
ству мастер Кондратьев, осуществивший
пособ калибровки валов без их с’емки.
Новую технологию изтотовления анкерков
применил начальник шлюпочного цеха Ти-
хомиров, что увеличило производство этой
продукции. По его же предложению были
использованы новые струбцины, в резуль:
Тате чего процес. изготовления. набора
шлюпок ускорился,

Подобных примеров можно привести мно-
го. Но достаточно и этих, чтобы видеть ре-
зультаты плодотворной деятельности” ра-
ционализаторов мастерских. .

Для‘ развития рационализации: и и30бре-
тательства в мастерских много сделала ко-
миссия, возглавляемая ‹инженер-капитан-
лейтенантом Будат.

С наступлением 1948 rosa был выра-
ботан новый темник для рационализаторов
и изобретателей, применительно ко всем
профилям производетва: Этот темник широ-
ко обсуждалея на цеховых собраниях. Уже
видны первые результаты. За последние
три месяца поступило несколько десятков
ценных рационализатореких предложений,

Богда знализируешь работу рационализа.
торов и изобретателей соединения, то ви-
дишь, что больше всего предложений по-
ступило по злектромеханической части и
значительно меньша — по минно-торпедной,
артиллерийской и другим специальностям,
Об’яеняется это тем, что здесь мало уде-

одготовка самолетов
	к летней эксплоатации
	Наступление лета с его устойчивой теп-  полет только из-за того, что механик hopo-
Лой погодой связано в авиачастях с выпол-  лев, перебирая тормозные колеса, слишком
нением довольно большого об’ема специаль-   обильно смазал подшипники. При вырулива-
ных работ по подготовке материальной части   нии смазка попала на тормозные колодки и
и изменением методов эксплоатации самоле-   тормоза отказали. В ’ другом подразделении
	техник Куксов небрежно проверил рули и
элероны. В результате отклонение элеронов
превышало допустимые пределы.
Подготовку материальной части целесо-
образно начинать с полного и тщательного.
ее осмотра.
Практика показывает, что при весеннем
контроле материальной части удастся обна-
ружить ряд дефектов, пропущенных при oc
мотрах самолетов зимой, и тем самым пре-
дупредить аварии при дальнейшей эвеплоа-
тации материальной части. А такие, случаи
возможны, вели осмотр проведен поверхно-
стно. В Н-ской авиачаети, например, на
одном из бомбардировщиков произошла по-
ломка регулировочного стержня механизма
уборки и выпуска шасси только потому, что
регулировочный ‘стержень в месте резьбы
под контргайкой имел старую трещину, 5о-
торая не была своевременно обнаружена.
Стремясь предупредить поломки и аварии,
инженеры Изотов, Васечко каждый вновь
выявленный дефект тщательно изучают,
выясняют причины его возникновения, раз-
рабатывают профилактические мероприятия,
проверяют такой узел на других самолетах
части. Кроме этого, они на специальных раз-
борах раз’яеняют всему техническому г0-
ставу, как при осмотре обнаружить подоб-
ные дефекты, как их устранить и преду-
предить.
_ В авиачаети, где инженером т, Юрченко,
были установлены специальные щиты, на
которых монтировались дефектные детали.
Цох каждой деталью помещались об’яснения
причин возникновения дефектов. указыва-
	тов и моторов. Чтобы во-время выполнить
эту работу, научить личный состав исполь-
зовать технику при плюсовых температу-
рах. необходимо на опыте предыдущих лет
как можно точнее установить время’ пере-
вода моторов Ha летний режим работы;
Отибка в установлении этого времени при-
водит к задержке в развертывании учебы
в воздухе, а порой и к происшествиям.
В прошлом году в части, где инженером
т. Ткаченко, слишком рано сняли на учеб-
ных самолетах подогреватели воздуха,  по-
ступающего в карбюратор. В результате лет-
чик т. Макаренко вынужден был произвести
посадку, тав как мотор переохлаждался.
Чтобы избежать таких и подобных явле-
ний, командиры и инженеры передовых ч3-
стей, как, например, тт. Шошмин, Фролов,
заранее составляли конкретный план пере-
хода на летнюю экснлоатацию. В план они
включали обучение летно-технического со-
става эксплоатации материальной части ле-
там, подготовку самолетов, аэродромного иму-
шества, подсобных помещений. Заранее вы-
деляли исполнителей каждой работы, опре-
деляли ее сроки, указывали, кто контроли-
тует качество выполнения. Руководствуясь
этим планом, инженеры Бортников, Рыжи-
ков И флагманекие специалисты Roctoma-
ров, Гнутов, в евою очередь, разрабатывали
по своей специальности, отдельно для каж-
Того‘ типа самолета, перечки обязательных
работ. Затем они непосредственно на мате-
риальной части показывали техникам и
авиамеханикам порядок и 06°ем каждой ра-
беты, предупреждая от возможных оптибок,
Некоторые командиры и инженеры не
придают значения обучению личного соста-
ва правилам выполнения работ на. матери-
альной части. Это приводит к тому, что
часть работ выполняется неправильно, не
в полном об’еме. В прошлом году в Н-ской
	боты, о которых ранее указывалось в сие-   Техник же самолета обязан проверить, что
циальных директивах и бюллетенях. Все,   сделано каждым из ‘специалистов ‘на его
что не сделано; следует выполнить в период   малтине,
	весенней подготовки самолетов.
	Шелушение, растрескивание, царапины
	0с0б0е внимание инженеры и техники
должны обратить на организацию контроля
34 качеством выполнения каждой работы,
вошедшей в перечень. Отсутствие такого
контроля может дорого стоить части; В 0д-
ном из подразделений летчик на истребителе
произвел посадку © убранным костылем.
Оказалось, что ‘виноват механик Северов,
Производя демонтаж воздушной системы, он

на лакокрасочном покрытии самолета, пло-
хая подгонка капотов, лючков, щитков,
шасси увеличивают сопротивление‘ и сни-
жают максимальную скорость полёта, при-
водят к перерасходу горючего. Чтобы избе-

`жать этого, необходимо при весенней под-

тотовке маёин устранить эти недостатки и
добиться восстановления аэродинамических
качеств самолетов.
	На всех современных скоростных само-
	трубопровод «на выпуск» присоединил к
	штуцеру «на уборку». Техник звена не за-  летах фюзеляж, крыло, мотогондолы, хво-
метил ошибки механика. До полета работа   стовое оперение герметизируются. Это до-
шасси на земле также не была проверена.   стигаетея прокладыванием под капоты и
В другом подразделении авиамеханик, заме-   лючки резиновых или кожаных лент, за-
няя регулятор оборотов воздушного винта клейкой щелей. Фюзеляж и крыло делятея
на новый, установил его’ таким ‘образом:   перегородками на ооеки, причем” в местах
	что схема работы винта была. нарушена,  . прохода ‘через перегородки тяг, трубопрово-
действие винта изменяемого шага не было  дов, тросов ставятся резиновые уплотнения.
полностью проверено на земле, и дефект был   При подготовке к лету вся герметизация
обнаружен только в воздухе. Контролировать   самолета должна быть полностью проверена.
	Ремонт херевянных деталей, полотняной
	работу подчиненных, ‘соблюдение ими всех
	требований наставлений и инструкций нуж-
но не только после того, как она сделана,
а и в процессе ее выполнения. Это позволит
предупредить ошибки и избежать переделок.

Инженеры некоторых подразделений при
подготовке, самолетов иногда используют де-
тали и агрегаты ¢ машин, выработав-
ших свой срок. В некоторых случаях

обттивки, обновление лакокрасочных  по-
крытий езмолета также приобретают нема-
ловажное значение. Там, где’ позволяют
температуры и влажность воздуха или име-
ются соответствующие помещения, следует,
не ожидая лета, сейчае, во время подготов-
ки, выполнить и этот ремонт. Одновременно
нужно выполнить и регламентные работы,
	это допустимо. Но при этом необходимо вы-
держивать одно условие: тщательно про-
верять и испытывать каждый агрегат, узел,
деталь, убелиться в ее годности; Несоблюде-
ние этого условия подчас приводит к пояом-
ке самолета. В прошлом году механик Н-ской
авиачасти без детальной проверки установил
	которые близки по времени.

Нельзя также упускать изо виду подго-
товку самолетного и ангарного оборудования,
имущества, приспособлений. Следует прове-
рить, подогнать летние чехлы. отремонти-
	  ’ровать, покрасить стремянки, колодки, под, -
	емники и т. д. Вее зимнее имущество —
средства подогрева, трубы, теплые чехлы —
	на свой самолет колесо со списанной маши-   СРедСТВа подогрева, трузы, теплые чехлы -——
нужно привести в порядок, рассортировать,

ны. При рулежке колесо разруштилось. Ока- 5
залось, что барабан колеса имел етарые   ТРебующее ремонта, сложить отдельно, уста-
		новить сроки его ремонта. Отеплительные
	  материалы собрать и слать на хранение.
	Hp подготовке самолетов к лету. расхох
	‚В подготовке самолета к летней экоплоз-
тации участвуют техники и звиамеханики
	вазных специальностей, не входящие в с0-  запасных деталей и материалов неизбежно
	Органы снабжения обязаны
	  лись метолы осмотра BH ремонта деталей и  став экипажа. Это налагает особую ответ-   Возрастает.
	I

меры, предупреждающие выход узла из  ственноеть на инженера подразделения и  СВоевременно обеспечить части всем необ-
строя. Такие щиты приносят большую   «хозяина» самолета. Первый должен так  ходимым. В период этой работы тесное де-
	пользу. Их целесообразно иметь во всех на-
ших частях.
Во время осмотров необхохимо проверить,
	спланировать и организовать работу, чтобы   л0вое сотрудничество ‘между инженерами
избежать повторения работ и одновременно   строевых частей и органами тыла особенно
добиться, чтобы электрики He мешали   необходимо.

прибористам, а они — радиотехнику и т. 2.1 — Инжменер-подполкозник Л. СЕЛЯНИНОВ.
	эриачасти самолет «Петляков» не вышел в  полностью ли выполнены на самолетах ра-