6 мая 1948 г. четверг, № 106 (2900)

КРАСПЦЫЙ ФЛОТ
	< комсомольских конференций
IDE PERT
	патриотический пог
	OHAOTcKor
	(От корреспондента
	молодежи
	«Красного Флота»)
	Воскресный! день и воскресный
_ вечер`на открытом рейде
	<
От специального. корреспондента
«Красного Флота»
		На верхней палубе и в кают-компании
киномеханикй «крутили» старые, десятки
раз виденные и сотни раз склеенные ленты.
На Черноморском флоте укоренилось более
чем странное правило, по которому на ко-
рабли, выходящие‘ на открытый рейд, ие
дают новые фильмы, & только те, Ha KOTO
рые нет большого спроса.
	— 5 нас в море все посмотрят, —заяв=
ляют работники кинопрокатной базы, —
BCG равно деваться. некуда.
	Цолитуправлению флота следовало бы
пересмотреть этот «порядок» культобелу-
живания кораблей. Выходяшие на рейд ко
рабля должны получать все лучшее, что
имеют культиросветучрежления флота,
	Ничего не мог предложить матржам и
старшинам в воскресный вечер’ корабель-
ный ‚ клуб. Мы обратились к начальнику
клуба лейтенанту Сидоренко в в0просом;
имеется ли на крейсере самодеятельность.
Он ответил, что не, только имеется, HO Ha
XI общефлотской олимпиаде заняла первое
место, д на смотре в честь 30-летия Воору-
женных Сил -=— второе. На, недоуменное 38
мечание, почему же эта премированная Cas
мелеятельность не может как следует‘ обслуз
жить личный состав своего корабля, наз
чальник клуба не емог привести основательз
ных об’яенений:
	10, что рассказал по этому поводу замез
CTHTOIL командира корабля по юлитичеекой
части, вызывает серьезную тревогу, На ко-
рабле подготовили в 30-летию Вооружены
ных ‘Сил громоздвую ораторию, которая
очёнь неплохо звучала на большой сцене,
но совершенно неудобна в корабельных уе»
ловиях. Й’это не единичный случай. Стало
уже системой, что силы самодеятельности
затрачивалются главным образом на подго
товки к емотрам и олимпиадам, з отнюдь
не на обслуживание личного состава. Ё воз
жалению, ‘увлечение внешней, показной
стороной дела характерно для матросекой
самодеятельности и других кораблей. При-
чины этого кроются прежде веего в непра-
ВИЛЬНОМ Нацеливании самодеятельности со
стороны работников политотдела соединения
и Политуправления флота, которые, уделяя
чрезмерно большое внимание олимпиадам,
забъвают о необходимости повседневного
использования самодеятельности непосоед-
ственно на копаблях.
	Общефлотские олимтиацы и CMOTPH из
средетва, подведения итогов. и обмена пы
	том организации. художественной  самолея».
	тельности превралцалются подчас в самоцель.
Новая программа готовится только к емот-
	ру. Нерелки просто анеклотические случаи.
	вотда коллективу самодеятельности того или
иного корабля вручается приз, а этот кол-
лектив месяцами не выступает перед мал-
росами и фактически прекращает сущест“
вование ло следующего смотра.
	На кораблях необхолимы постоянно дей-
ствующие, гибкие и подвижные коллекти-
вы самодеятельности, способные в условиях
палубы, кубрика, корабельного клуба 06
служивать личный  ебстав, использующие
все формы матросского творчества. Частое
обновление репертуара, охват ‘° возможно,
большего числа, участников. при обязатель-=
Ном условии выюокото идейного содержания
репертуара — вот основные требования,
прел’являемые к матросской самодеятель-
HOCTH.
	Почему бы не устраивать смотры в мас-
Штабе корабля, чтобы на них была прел=
ставлена самодеятельность боевых частей?
Почему исчезли на наших кораблях затей“
ники? Почему тах бедны злободневным ма,
териалоюм оборники, выпускаемые в помощь
самодеятельным коллективам? Вев эти sous
росы нуждаются в быстром и полном разз
ретений.
	И когла все это будет сделано, тогла на
кораблях не будет больше «пустых» вос-
кресных вечеров, каким был описанный ве»
чер на, рейде на, крейсере «Молотов». `
	Напитан 3 ранга
Ю. ЗЕЛЬВЕНСКИЙ,
	Обед подходил к концу, котла в кают-
компании раздалея голос старшего помолц-
ника командира котабля’
	— Внимание, товарищи офицеры! Полу-
	чен семафор с флагманского корабля? «На.
	а кают-компания вызывает кают-комита-
нито крейсера «Молотов» на соревнование
по шахматам и биллиарду. Предлагаем вы-
делить в состав команд по ‘три офицера»,
Таким образом, в дополнение к уже намечен-
ным шлюпочным гонкам нам предстоит cpa-
зиться с соседями по рейду еще и за шах-
матными досками и биллиардным столом.
Подумайте, кого послать отстаивать честь
нашей кают-компании. Напоминаю, чт
команды шестеро выделяют: две — вторая
боевая часть и олну — пятая,

Сообщение старшего помощника вызвало
оживленный обмен мнениями. Назывались
фамилии наиболее сильных шахматистов
крейсера. Предлагалось подменить на вахте
командира второй. призовой шлюпки.

После короткого, но довольно бурного об-
суждения было решено принять вызов ©
условием расткирить число участников ©0-
ревнования. В частности, шахматный матч
предлагалось провести не ‘на трех. & на: две-
надцати досках, выделив для этоги шесть
офицеров, трех старшин и трех матросов.
Немедленно отправили’ соответетвующий
семафор: С. флагмана сообщили, что прини-
малот условия, ждут и просят захватить ©
6060й нескольво шахматных комплектов.

В кают-компании еще уточняли списки
команд (желающих записалось значитель-
но больше, чем требовалось), когла тадио
сообщило:

— Участникам шлюпочных гонок пост-
роиться. Форма одежды — рабочее платье,
6ymaar, manera!

Ha палубе застучали самолето-барказные
враны, спуская шестерки на воду. Нелае-
ково встретила их изменчивая весенняя по-
года. Bee усиливалея холодный ветер. Вол-
ны, которые еще недавно медленно и вели-
9ав0 перекатывались по рейлу, теперь взды-
бились белыми баралками. В таких усло-
виях гребно-парусные гонки приобретали
особый интерес. Их исход определялся не
только физической ` натренированноетью
гребцов, а, пожалуй, больше всего искус-
	ством управления, которое предстояло про-
	явить &омандирам и старшинам шлюпок,
Под звуки корабельного оокестра три ше-
	терки отваливают от выстрела. Весь сво-
	бодный личный состав -— на верхней пз-
лубе. Слышалея дружеские напутствия,
птливые пожелания. Чувствуется, что
илюпочное дело пользуется здесь большой
популярностью. Недаром ¢ наступлением
весны на «Молотове» Bee чаще проводятся
тренировки на веслах и под парусами, в ко-
торых участвует весь личный состав боевых
частей. При этом” каждая тренировка яв-
ляется в то же время соревнованием между
командами подразделений.

Личный состав дорожит спортивной
честью своего ‘корабля, гордится. лучшими
шлюпочными командами. Вот почему м сей-
Час особенно тепло провожают шлюпку под
командованием старпего лейтенанта Хари-
тонова со старшиной мичманом Ктиторо-
вым. Это — первая призовая шестерка
крейсера, «Молотов»; не раз завоевывавшая
своему кораблю классные места на гонках.
Помотние командира только что проверил,
имеется ли Ha шлюпках все положенное
снаряжение. Тем не менее он снова, придир-
ЧивЫм вэглядом осматривает удаляющиеся
шестерки.

Следует сразу отметить, что маршрут для
гонок был выбран недостаточно продуман-
но. Очевидно организаторы забыли о том,
ч10 гонки имеют болыное воспитательное
значение не только для участников, но и
для зрителей. Именно поэтому надо так вы-
бирать маршрут гонок, чтобы шлюпки все
время находились в поле зрения экипажей
кораблей. А на сей раз этого не было. Han-
ример, матросы, старшины и офицеры, за-
полнившие верхнюю палубу крейсера
«Молотов», не могли наблюдать старт под
парусами, так как шлюпки заелонял. кор-
пус флагманского котабля. Листанция, про-

овончании обработки: производятся автома-
тически. Управление всеми механизмали
автоматической линии электрифинировано,
Сотласованная работа большого числа од-
новременно таботаютщих ‘агоегатных cTaH-
ков, зажимных 2  транопортирующих
устройств достигается путем электроблюки-
ровки. Огромная экономия рабочей силы в
результате автоматизации  ‘’производетва
видна хотя бы из следующего: на Четырех
автоматических линиях, установленных Ha
московском автозаводе имени Сталина для
обработки блока мотора грузового : звтомо-
биля 30-150, сорок пять агрегатных
станков. обслуживаются всего 8 фабочими;
при обычных же. методах работы для этого
потребовалось бы 64 человека,
	Применение автоматических = линий
непрерывно расптиряется в различных от-
раслях машиностроения, влалоть до создания
целых ‘автоматических цехов и автомати-
ческих заводов. Уже ведутся работы по 0р-
танизации такого завода, предназначенного
пля изготовления автомобильных поршней.
Ве операции, начиная от’ изготовления от-
ливок, механической м термической обра-
ботки и кончая упаковкой готовых порш-
ней, здесь будут совершаться ‘автомати-
чески,

Одновременно © освоением новейших
конструклий советекое малтиностроение со-
вершенствует свою внутреннюю структу-
ру, непрерывно улучшая технико-органи-
зационные формы производства. Вее более
широкое раюпространение получает наибо-
лее передовой его метод в форме непрерыв-
ного потока. Закончив послевоенную пере-
стройку, маптиностроительные заводы ис-
пользовали для производетва мирной про-
дукции опыт’ массово-поточного производ-
ства, применявилийся в военной промыпт-
ленности. На авто-тракторных заводах, где
Этот процесе применялся и раньше, он те-
перь полнее охватывает все участки произ-
волотва. Поток все сильнее проникают в ме-
ханическую обработку деталей, достигая
эдесь наиболее выюокой Формы автоматизи-
рованного производетва. Шостроены лесатки
автомалических линий пля обработки бло-
ков пилчндров, пориеневых пальцев, порт-
невых колец, клапанов и друпих деталей
ABTOMOO RASH и тракторов.
	ИЗ ПИСЕМ
В РЕЛАКЦИЮ
	Беспризорные
‘морские вокзалы
	Много было написано бумаг и высказано
	шожеланий o необходимости лучше 3900-
	ТИТЬСЯ © пассажирах, уезжающих из города
Нолярного: или прибывающих в него. Но
дальше благих пожеланий лело не пошло.
Ежедневно сотни лющей вынуждены под от-
Брытым ‘небом ложидаться плазередетв. Зи-
мой они мерзнут на холоде, летом их неред-
ко мочит дождь. Все это нисколько’ не 666-
покоит нерадивых работников. тыла, У одно-
10 из причалов есть здание, когда-то быв-
шее морским вокзалом. Оно требует ремон-
та, но ремонтом никто не’ занимается,

ботники тыла напвли простой выход: здание
забили досками и на этом успокоилихь.

В свое время неподалекх от Полярного, в
другом пункте, также был хороший морской
вокзал с комнатами для офицерокото, 0яло-
вого и сержантекого состава, а также хля
женщин, елущих с летьми. Теперь офицер-
ская комната всегда находитея под замком
и не отапливается, в комнату для детей по
распоряжению коменданта города закрыли и
устроили там контрольно-пропускной пункт.

Спрашивается: кто же хозяин этих мор-
еких вокзалов, © кого следует спросить за
их беспризорное состояние?

Подполковник К. ИКОННИКОВ,
	Когда заговорит
радио?
	Радиовещание является могучим сред-
ством идеологического воспитания матросов
ий старшин. 06 этом не могут не знать по-
литработники нашей части. Олхнако они 6
поразительным равнодушием относятся в
тому, что в подразделениях уже полгода
молчат репродукторы. ‘Вопрос‘0б этом 06-
суждалея на партийных и комсомольских
собраниях, выносились решения о необхо-
димости восстановить радиотрансляционную
хинию. Но решения эти не выполнены:

Когла же. наконец. мы снова услышим
	голос радио?
Лейтенанты 0. ГАКАМ,
B. KOCTHOHOB,
	[о еледам
	неопубликованиых писем
	В письме, полученном в редакции газеты
«Красный Флот», сообщалось! о плохом бы-
товом обслуживании офицеров, проживаю-
щих в общежитии при части,

При расследовании факты, о которых
сообщалось в письме, подтвердились. Вопрос
о хозяйственно-бытовом обслуживании тич-
ного состава части обсуждался на заседании
партийного бюро.

Приняты меры к устранению недостат-
ков. Часть офицеров получила комнаты в
	лхвух новых домах. Отремонтирована баня.
	Ввелена в строй водокачка и ортанизована
хоставев воды и лров на квартиры. На 1948
тох предусмотрена постройка стандартных
домов для офицерского состава. Майор Лесь-
ко, не справивитийся с руководством хозяй-
ственно-бытовым обслуживанием офицеров,
от занимаемой должности освобожден,
	Группа офицеров из Врониетадта сосбщи-
ла, что в отделении Военторга нет’ в нрода-
же лотонов для офицеров. На залрое редак-
ции заместитель начальника Главвоентор-
Ta сообщил, что им дано письменное распо-
ряжение срочно обеспечить кронштадтекое

отделение Военторта погонами для продажи

офицерам. ae
зач
	В редакцию поступило письмо, в котором
сообталось о плохой работе клуба, где нз-
чальником лейтенант Торпецкий.

Приведенные в письме факты. при pac-
следовании подтвердились. Политотлел про-
вел совещание работников клуба. На ©ове-
шании было обсуждено письмо, намечены
меры к устранению ‘недостатков. Доклад
начальника клуба был заслушан Ha 3209-
азии партийного бюро части,
		закончила свою работу продолжавшаяся
Два Дня пятая комсомольская конференция
Балтийского флота. Делегаты конференции
заслутали и обсудили доклад генерал-
майора Рыбакова о задачах комсомольских
организаций по улучшению идейно-полити-
ческого воспитания комсомольцев и обес-
печению примерности членов ВЛКСМ в бое-
вой и политической подготовке.

Большинство комсомольцев на Балтике
служит примером для всей молодежи. Мно-
о членов ВЛЕСМ за образцовую службу и
за активное участие в комсомольской жиз-
ни награждено почетными грамотами ЦЕ
BIRCM, IK комсомола союзных республик,
трамотами  енинтрадекой  ортанизапии
ВИВСМ.

Положительные результаты в деле обес-
печения примерности комсомольцев в бе-
вой и политической учебе могли быть до-
стигнуты, как указали докладчик и высту-
павшие в прениях делегаты, только благо-
даря. улучшению коммунистическото воспи-
тания молодежи. Комсомольские организа-
ции на флоте заметно усилили в последнее
время, особенно после отчетно-выборных
собраний, политическое воспитание молодых
воинов. в духе советского ‘патриотизма.
Успешно работают многие кружки по .изу-
чению биографий В. И. Ленина и И. В.
Сталина, Устава ВЛЬСМ. Активисты изуча-
ют историю большевистской ° партии.
В учебном отряде флота ив некоторых дру-
тих частях . организованы и пользуются
большой популярностью у молодежи комсо-
мольские лектории выходного дня; На’ ко-
раблях и в частях проводятся литератур-
ные вечера, где обсуждаются произведе-
ния советских писателей. Специальные ком-
сомольские собрания посвящались таким
темам; «3а что я люблю свою Родину»,
«Широка страна моя родная» и другим.
Абсолютное большинство комсомольцев на
осенней инспекторской проверке политиче-
ских занятий получило отличные и хоро-
шие опенки.
	Говоря 00 опыте переловых организаций.
	ВАВОМ, докладчик и делегаты подчерки-
вали вместе с тем, что уровень идейного
воспитания комсомольцев еще не отвечает
требованиям Главного политического управ-
ления Вооруженных Сил. Политические 33-
нятия проходят порой формально,

‚0 причине провалов в работе секретаря
зомсомольской организации т. Захарова го-
ворил т. Иващенко. Осенью прошлого года
на проверке политзанятий группы этого
подразделения получили неплохие оценки.
Вазалось бы, это должно было мобилизо-
зать комсомольскую организацию на до-
стижение еще лучших результатов в поли-
тической учебе. Однако случилось не так.
Более того, в группе, которой руководит
сам т. Захаров, посещаемость занятий ста-
ла плохой. При этом ни дополнительных
занятий с пропустившими, ни индивидуаль-
вых. бесед организовано не было. -

К сожалению, как отмечалось на конфе-
фенции, факт этот не единичен. В ряде
организаций занятия кружков проходят на
низком идейном ‘уровне. Так в части,
где комсомольским работником т. Жук, фак-
тически работают сейчае лишь два вруж-
Ra, остальные прекратили свое существо-
вание, .

Делегаты справедливо указывали, что ©
качестве воспитательной работы комеомоль-
ских организаций нужно судить прежде
всего по тому, как члены ВЛЕСМ несут
службу: являются ли они примером для
Вей молодежи в боевой учебе и диспипли-
н6. Выступавшие показали на конкретных
примерах, что слабая политико-воспита-
тельная работа в отдельных комсомольских
организапиях неизбежно отражается Ha
боевой учебе и дисциплине ряда комсомоль-
Nes. .
Большую помощь в идейном воспитании
молодежи могут оказывать комсомольские
активисты: Для этого, разумеется, требует-
ся, чтобы сами они раньше всего настой-
чиво учились, обогащали свою память все
новыми и новыми политическими знания-
	ми, приобретали практику организапионной.
	ий воспитательной работы с молодежью. Де-
легаты комсомольской конференции. флота
справедливо упрекали комсомольский отдел
Политуправления флота в слабом руковод-
стве учебой актива.

Комсомольский отдел Политуправления
не организовал учебу актива, учебу секре-
тарей организации ВЛЕСМ. Не лучше 0б-
стоит дело и с учебой помощников началь-
ников политотделов по работе среди комсо-
MOIBIEB.

Выступавшие указывали, что комео-
мольский отдел Политуправления флота не
обобщает и не распространяет передового
опыта комсомольских организапий. Комео-
мольские работники Политуправления по-
рой подменяют конкретную помощь обсле
дованиями.
	Делегат т. Рогоцкий отметил. что уже
	третий раз в ем части комсомольские
билеты ‚поступают из Политуправления без
Бомсомольских значков, хотя полагается
вручать билет принятому в комсомол вме-
сте со значком. Другие делегаты отмечали,
что еще хуже обстоит дело с вкладышами
в комсомольские билеты. Отсутствие их
приводит в тому, что отдельным комсомоль-
Нам по нескольку месяцев не ‘отмечают
уплаты членских взносов.

Ряд выступавших товарищей — тт. Ca-
доров, Радаев-—=обратил вниманив на боль-
шую текучесть ‘комсомольских руководя-
щих кадров. За тод на флоте сменилось
шестьдесят восемь процентов секретарей
комсомольских организаций.
	Важный вопрос поставил на конферен-
ции делегат т. Салтыков. На флоте немало
комсомольских организаций, членами кото-
рых состоят вольнонаемные рабочие и елу-
жащие предприятий тыла. Между тем ©
ними ocoboH работы не. ведется.
	Делегаты критиковали недостатки в орга-
низации клубной и епортивной работы в
подразделениях. Наряду с этим выступав-
шие рассказывали, как в их организациях
готовятся к спортивному ‘лету. Комеомоль-
цы Балтики поставили себе задачей в каж-
дом подразделении оборудовать спортивный
тородок или спортивную площадку.

С приветствием комсомольской организа-
ции флота выступили секретарь ЦЕ комсо-
мола Латвии т. Валисс и представитель Ви-
ровской областной комсомольской организа-
ции т. Козлов. Они рассказали о работе
комсомольцев Латвии и шефствующей над
флотом Кировекой области.

В торжественной обстановке т. Козлов
передал представителю школы юнтов пода-
рок кировчан.

С речью на конференции выступил пред-
ставитель Политического управления Воен-
но-Морских Сил полковник Корниенко. Он
подробно остановилея на важнейшей зада-
че комсомола флота — пропаганды в мас-
сах молодежи идей коммунизма, ‘идей &0-
ветского патриотизма, советской напиональ-
ной гордости. Политические занятия, ра-
бота кружков, лекции и доклады, комео-
мольские собрания и молодежные вечера—
все должно быть направлено на воспитание
советского патриотизма, на борьбу е про-
	1 явлениями низкопоклонства и раболепия
	перед иностранщиной, на разоблачение зве-
риной сущности международного империа-
лизма. Идейно-воспитательная работа долж-
на быть направлена на то, чтобы добиться
выбокого уровня боевой выучки и высокой
воинской диспиплины. Нужно довести ло
<ознания каждого молодого моряка; что на-
стойчивая, постоянная учеба, непрерывное
повышение своих военных и’ политических
знаний является его первейлим патриоти-
ческим долгом.

Конференция приняла ретение, направ-
ленное. на дальнейшее улучшение всей ком-
сомольекой работы на флоте.

G большим воодушевлением делегаты
приняли ‘приветствие великому  вожтю
народов товарищу И. В. Сталину.
	а у Капитан И. ЦАРТ,
Basralicuuil aor.

ходимая на веслах, пролегала влади от сто»
ящих на рейде кораблей. Только экипажу
одного из них был виден финиш гонок. Все
это привело к тому, что, личный состав,
проявляющий огромный интерес к ходу и
исходу гонок, был лишен возможности сле-
дить за всеми деталями борьбы, не мог оце-
нивать каждый маневр.
	оабвение воспитательного значения го-
вок тем более досадно, что на’ кораблях
есть молодые’ матросы. Вид шестёрок, стре-
мительно. движущихся на веслах и под па-
русами по вспененному непогодой морю,
усиливает у молодых моряков стремление
как можно лучше и быстрее овладеть мор-
ским делом, ютать такими же умелыми и
отважными, как их старослужащие това-
риши. Шлюпочные гонки еще раз подтвер-
ждают, что морская стихия подчиняется
только искусным, емелым и диопиплиниро-
ванным,
	И на этот раз гонки убедительно показа-
пи, что побелу приносят высокая выучка, и
ортанизовачноеть. Быстрее всех поставила
	рангоут команда, старте лейтенанта Xa-
	ритонова. Это сразу дало ей. преимущество.
Искусно маневрируя, командир не только
сохраняет, но и увеличивает это преимуще-
ство. Он полностью использует силу вет-
ра, точно выбирает галеы, экономно опиба-
ет препятетвия. затрачивает минимальное
время на повороты.
	Стоя на верхней палубе во время гонок,
невольно вспоминаешь московский стадион
«Динамо» в дни больших футбольных мат-
чей. Здесь зритель так же бурно реагирует
Ha ход спортивной борьбы, активно «болеет»
за свою команду. Вот головная шлюпка
приблизилась к «Молотову» настолько, что
моряки могут различить флюгарку своего
корабля. Гремят приветотвенные возгласы.
Оркестр играет марш: Даже самый. етро-
PH ценитель — старший помощнив коман-
дирз удовлетворенно ‘улыбается,  котда
шестерка, буквально «виритирку» ‘огибает
корму крейсера. Она уже легла на обратный
&уре, распустив бабочкой свой разрезной
фик, когда появляютса остальные шлюпки.
	Теперь все шестерки екрылись из виду.
Их команды, еменив род движения, состя-
заются в искусстве гребли. А на палубе
«Молотова» попрежнему многолюдно. На
юте матросы танцуют под оркестр. Отихий-
но возникают соревнования по борьбе, по
поднятию тяжестей. На корабле в почете и
такие вилы. спорта. как перетятивание ка-
нала, эстафета, по кораблю и т. п. Во время
стоянки в базе регулярно тренируются фут-
больная и две волейбольные команды. Есть
на «М№Фолотове» свои боксеры, борцы, тяже-
лоатлеты. При этом очень важно, что лю-
бовь к оторту воспитывается у всего. лич-
‘ного. состава. Не случайно физкультура и
спорт служат основным занятием матросов
и старшин в воскресные дни.
	Все © нетерпением ожилают результатов
шлюпочных гонок. Векоре они становятся
известными. Первое место завоевала призо-
‘вая шестерка крейсера «Молотов» под коман-
дованием старшего лейтенанта, Харитонова.
Ее команда получает благодарность коман-
тира соединения. Поступают сообщения 06
	  исходе остальных бостязаний. И злесь 0б-.
	щий итог в’ пользу крейсера «Молотов». Во
время ‘ужина  кают-компания крейсера
дружно приветствует победителей, отетояв-
ших вв честь.
	Наступил вечер. И надо прямо сказать,
что если в течение лня Весь личный co-
став не должен был зздумываться над тем,
чем занять себя, то вечером в его. распоря-
жении не оказалось почти никаких развле-
	чений. Ёоли мероприятия, проведенные.
	‚› Не только заполняли время матросов,
старшин и офицеров. но и способствовали
их воспитанию, то вечер в   этом отношении
оказалея «пустым».
	Быктрые темпы’ поточного ‘производства
требуют ‘установки высокопроизвохитель-
ных специальных и агрегатных станков,
работающих одновременно десятками ин-
струментов: и’имеющих. поэтому” производи=
тельность, которая в ‘десятки раз превое-
ходит производительность обычных станков.
Соответственно новому ритму работы ‘уета-
навливаютея быстродействующие зажимные
приспособления и под’емные ‚устройства, Ko-
торые механизируют ручной труд и уеко-
ряют процесс установки, крепления и сня-
тия деталей. Именно по этому пути пошли
станкозаводы «Красный  пролетарий»  и
им. 0. Орджоникидзе. Переход на поточную
сборку станков снизил трудоемкость на
этих заводах в два-—дДва 6 половиной раза и
сократил потребность в квалифицирован-
ных рабочих, Новая технология мзготов-
ления отдельных станочных деталей (кор-
пусов, коробок подач и. др.) © применением
агрегатных станков дала снижение трудо-
емкости. в. два раза, Поточное производетво
	чИТЬЯ ДЛЯ станкострюительньгх заводов Ha
	московском заводе «Отанколит» обеслтечилюо
увеличение с’ема продукции с той же про-
изводетвенной площади в два © половиной
рава, сократило производетвенный пикл в
шесть раз.
	Ва тарикоподититниковьых  ваводах ‘ча-
отичный переход на поточное производетво
сопровождается автоматизацией юоборулова-
ния, устраняющей ручной труд и. е0крз-
щающей‹ штат. контролеров. Ha ваводах
сельскохозяйственного машиностроения
только ва 1947 год было оборудовано свы-
‘We сотни поточных линий и пущено не»
сколько десятков сборочных. и литейных
конвейеров. Организованы. автоматические
и полуавтоматические линии © замкнутым
циклом изготовления массовых деталей: ре-.
жущих частей уборочных малрин, лемехов.
и отвалов плугов, дисков для сеялов и др.

Поточные методы благодаря своей эф-
фективности внедрены у нас в таких отрае-
JAX, как изготовление часов, где конвейер
применяется впервые в истории этого тро-
изводства. ‘Конвейерная сборка карманных
часов «Салют» юокралила цикл сборки до
двух часов вместо шести дней, требовав-.
шихея ранее.

Матгиностроительные заводы вое в боль-
	ей мере овладевают новыми методами ме-
ханической обработки  металлюв. Внедряется
скоростная резка металлов инструментами
из твердых сплавов. Она сокращает машин-
ное время в 3—4 раза. по сравнению ©
обычными инструментами изо быетроре-
жушей стали. Наши автомобильные заводы
проделали большую ‘работу по’ освоению
скоростного резания, и в ближайшие 2—3
года не менее половины токарных и фрезер-
ных станков этих заводов будет работать
инструментами из твердых сплавов. На за-
воде «Красный пролетарий» уже в этом году
переводится на повышенные режимы реза
ния около трети веех операций. Скоростное
фрезерование, точение и шлифовка внедря-
ются на московском заводе «Борещ», заводе
им. Свердлова (Ленинград), шарикоподитит-
BERGBHIX и других заводах.

Большие резервы роста производительное
вти и экономии материалов таятся и в дру
THX новейших методах обработки металла,
На заводе «Красный пролетарий» примене-
ние штамповки вместо ковки дает большую
экономию металла и сокращает механиче-
скую обработку ua станках. На заводе
«Фрезер» накатка резьбы на метчиках
(плашками и роликами) вместо нарезки
резьбы резцами на токарных станках дала
повышение производительности более чем в
десять раз. Доститаются, кроме того, эконо-
мия металла и улучшение качества изхелий.
	Предетавляют интерес м некоторые новей-
		вершенно по-новому организуют производ>
ство. Так, например, на. Горьковоком авто-
заводе. им, Молотова построена ©тепиалье
ная электрокузнища и введен электрияе-
СЕИЙ нагрев ‘заготовок вместо нагрева в’
нефтяных или. газовых печах. Отсутствие
пламенных печей с их дымом и копотью
превращает кузнечные цехи из горячих и
вредных в новые культурные участки ма»
шиностроительных заводов.

Быстрые темпы механивации труда —
олно из главных условий выполнения пяз
тилетнего плана в четыре года. В третьем,
релтающем году послевоенной пятилетки
работники мапшиностроительной промыш-
ленности, борющиеся за досрочное въыиолне=
ние плана, добъются новых успехов.
		СТАЛИНСКАЯ ПЯТИЛЕТКА В_ ДЕЙСТВИИ
	Ровьий этап Развития
	советскою машиностроения.
	земли. Подготовляетея конструкция карто-
фелеуборочных комбайнов, завершающих
процесо уборки катиофеля засыпкой влтуб-
ней в мешки. Советокие’ матиностроители
работают над созданием нового типа ©ель-
скохозяйственных машин © гидравлической
системой управления,

Новыми машинами’ больтой произвоти-
тельности вооружается ната текстильная
промышленноель. Высокоскоростные  лен-
точные машины и банкабропи и новые
центрифугальные хлопчатобумажные ва-
теры в два — три раза производительнее су-
ществующих. Новые  мотальные aBTOMA-
ТЫ —— в Четыре и пентрифутальные льня-
ные ватеры — в шесть — восемь раз более
производительны, Некоторые из этих машин
	еще не известны заграничной технике,
	Большим достижением нашего энергети-
ческого маптиностроения является выпуск
котлов и турбин высокого давления. Завод
«Красный котельшик» начал выпускать
первые в ССОР барабанные котлы высокого
давления (100 атмосфер). Наши электро-
станции уже получают паровые турбины
отечественного производства мощностью в
100 тыс. квт. Турбины — высокого давае-
ния (90 атмосфер), позволяют экономить до
15 проц. тонлива. Электрозаводы начали из-
тотовление мощных генераторов © водород-
ным охлаждением, экономящих материалы и
снижающих эксплоатационные расходы.

Следует отметить ведущую роль станко-
строительной промъииленноети в техниче-
оком оснащении лрутих отраслей машино-
строения большим числом высокопроизво-
длительных специальных и агрегатных отан-
КОВ.

Выдающимея успехом советского станко-
строения является автоматизация производ-
ственных пропессов путем создания станоч-
ных линий. На таких линиях вся работа
станков, передача деталей со станка на ста-
нок, закрепление деталей и енатие их Do
	1 млн. тонн угля, руды или других исвопае-
мых. Управление основными рабочими дви-
жениями этой машины (под’ем, поворот,
напор) осуществляется электрическим пу-
тем, Всем экскаватором управляет один
мапинист.

Для механизации землеройных дорожных
и строительных работ изготовлены скрепе-
ры, грейдеры, бульдозеры и другие маши-
ны.

Освоены Утольные комбайны кистемы
Макарова, уже работающие на ряде шахт
Востока. Они производят. одновременно ва-
рубку, отбойку и навалку угля. Новые уг-
лепогрузочные и породонагрузочные малти-
ны способетвуют ускорению проходки, под-
тотовительных горных выработок. :

Строятся усовершенствованные, самораз-
тгружающиеся ватоны для железнодорожного
транепорта и новые, более мощные автомо-
били-самосвалы, Начато’ изготовление тре-
левочных тракторов, механизирующих вы-
возку леса,

Для механизации сельекохозяйственных
работ выпускаются новейшие машины раз-
личных типов, облегчающие сельскохозяй-
ственный труд и повышающие его произво-
хительность. В производетве уже находится.
свыше 150 наименований таких машин и
орудий.

Выпущенный самоходный зерновой ком-
байн имеет большие преимущества по срав-
нению © устарелюй конструкцией. довоенно-
№ прицепного комбайна. Он, обходится без
трактора, в 3,5 таза легче по весу, расхо-
дует в 1,5—2 раза меньше горючего, тре-
бует для оболуживания одного рабочего
вместо ‘трех, отличается простотой устрой-
ства, исключительной маневренностью ий
удобством управления. Начинается произ-
водетво свеклокомбайнов, обеспечивающих
полную механизацию уборки свеклы, а так-
же картофелеуборочных машин, которые вы-
хапывают кусты и очищают клубни OT
	Советское машивюстроение в итоге пер-
вых двух лет послевоенной пятилетки до-
отигло значительных успехов. Производство
иногих машин перешагнулю уровень 1940
гдз. Первый квартал 1948 года ознамено-
валея дальнейшим ростом всей советекой
„ Индустрии и ее сердцевины-—мапинострой-
`` тельной промышленности. По сравнению ©
соответствующим периодом пропилото гола
производотво тракторов и сельекохозяй-
отвенных машин возрослю в 2,4 раза, паро-
вов — в 2,1, специальных и агрегатных
металлорежущих станков — в 1,4, ватер-
ных машин для текстильной промышлен-
ности —в 1,7, электромоторов мощностью
ю 100 квт—в 1,9, автомобилей легко-
ВЫХ — В 2,2 раза ит. д.

Этот производственный под’ем достигвут
Ha основе широко развернувиегося воена-
одного социалистического соревнования 3a
10срочное выполнение пятилетнего плана.

ой из важнейших задач, поставлен-
BEX этим планом, является осуществление
всесторонней механизации процессов труда.
Мапиностроительная промышленность, при-
эванная играть главную роль в решений
июй задачи, лолжна перевооружить новей-
шими маллинами все отрасли народного хо-
зяйства и обеспечить таким образом ускоре-
ние темпов технического прогресса в нз-
шей стране.

Развитие  советокого  маптиностроения
идет прежде всего по пути освоения новых
типов и конструкций машин. Наряду с этим
развертывается огромная работа, связанная
6 Убовертенствованием техники и организа-
ции производства в самом машиностроении.

Выполняя задания пятилетнего плана,
Мапиностроительные заводы освоили ряд
НОВЫХ высокопроизводительных KOHCTPYR-
Пий для механизации тяжелых и трудоем-
Rix работ. Можно указать на изготовлен-
ные в 1947 году мощные электрические
экскаваторы с ковшом емкостью в 3 кубо-
Метра и головой производительностью AO