1948 г.. пятница, № 137 (2931)

в. редакцию
				Молодому офицеру—морские навыки
	ыход корабля в море
	но среди навигационных опасностей. Уве-
ренность в правильности 68060 места и
пути может быть достигнута лишь в резуль-
тате тшательных проверок навигационных
наблюдений и расчетов и критического от-
ношения к Точности  гидрографического
ограждения».

Приведем пример, когда требования этой
статьи не соблюдались.. Однажды во время
войны один из катеров Н-ского подразделе-
ния отошел от. пирса для следования 15
назначению. Зная хорошо о существований
неогражденной банки, лежащей посредине
	на выходе из губы; командир катера. не при
	нял должных мер предосторожности, чтобы
благополучно обойти эту опасность. Про-
кладки он не вел и записей в навигацион-
ном журнале не делал. В результате при хо-
	рошей видимости катер выскочил на банку.
	Правда, серьезной аварии в Этом случае
не произошло, так как, отработав сразу на-
	зад. он самостоятельно сошел © мели, В!
	в других случаях Излишняя уверен-
ность командира могла бы и, & 6805-
езным последствиям;

Все эти примеры мы приводили для того,
чтобы показать, 910 при выход6 в море
крайне важно соблюдать величайшую чет-
	кость и блительность. Ворабль должен ени-  .
	маться с якоря полностью подготовленным.
	Нляарание в море требует ‘от‘ офицеров
	безупречной военно-морской выучки, стро-
Toro соблюдения всех правил соответствую-
щих наставлений и инструкций. Соглаено
им, например, рекомендуется при плавании
в стесненных условиях иметь приготов-
ленными в действию средства борьбы за жи-
вучесть корабля, в частности, задраивать
все люки с литером «ПШ» и иметь в готов-
ности аварийные средства.

При выходе корабля из базы опытный
старший помощник командира всегда ис-
пользует кажлый удобный момент, чтобы
провести частное или общее учение г0-
глаено равее составленному им плану. На
этих учениях он требует имитировать всз-
возможные виды повреждений, чтобы люди,
находящиеся в районе «пробоины» или «по-
жара», умели бороться с ними.

При этом надо обращать самое серьезное
внимание на тренировку наблюдателей чет-
вертой боевой части. Их нужно обучать
своевременным, быстрым и четким доклз-
дам.

Ничто не может так поднять уверен-
ность в своих силах и способностях у м5-
лодого офицера, как самостоятельное унрав-
ление кораблем. Поэтому команлир кораэля
должен позволать офицерам управлять ма-
неврами корабля во всех случаях, когда
предоставляется для этого хотя бы малей-
шая возможность. Й если в таких случзях
тот или иной офицер допустит ошибку, то
о ней не следует молчать. Каждая допу-
щенная ошибка должна быть тщатёльна
разобрана.

В заключение я хочу отметить, что часть
командиров кораблей все еще нелостаточно
	ловеряет вахтенным офицерам мащинный
телеграф. А это приводит к неуверенным и
подчас ошибочным действиям  вахтенных
	офицеров в опасную для корабля минуту,
когха командира нет на мостике. Раз вахтен-
вый офицер отвечает за внешнюю бе30-
пасность корабля, то командир Ropaban
лолжен смелее доверять ему управление
машинами. Только тогда у мололого офипера
могут выработаться необходимые навыки
в работе. В тяжелую для корабля минуту
эти навыки как нельзя лучше пригодятся.
	Иапитан-лейтенант А. СВЕТЛОВ.
	Расскажем еще 06 одном случае, который
произошел тоже во время войны. Однажды
корабль Н. получил приказание подойти к
танкеру, стоявшему на якоре на рейде.
Ввиду большого количества кораблей, з8-
труднявших подход к танкеру, и сильного
©88ер0-Запалното ветра командир решил
следовать влоль берега переменными хола-
ми и курсами, обходя стоявшие суда с кор-
мы. Олнако неосторожное маневрирование
около банки и ориентировка только Но пло-
вучему ограждению привели векоре к тому,
что корабль коснулся грунта левым винтом.

Командир этого корабля нарушил одно
из главнейших положений лоции, которое
рекомендует никогда не забывать 0 том, что
по пловучим знакам ограждения нельзя
определять свое место’ и на точность их по-
становки не следует полагаться, так как их
легко ‘может снести ветер. или течение.
Поэтому ни в коем случае нельзя их obpe-
зать вилотную.

Наиболее правильным. решением при со-
здавшейся обстановке было бы стать на
якорь и потребовать очистки рейда от екоп-
	‘ления’ судов для безопасного подхода к тан-
	керу. Если же командир решил итти волизи
берега, имеющего‘ подводные опасноети, TO
нужно было принять все рекомендуемые в
таких случаях меры предосторожности, в
частности, вести непрерывное навигацион-
ное определение, что позволило бы обна-
ружить ложное положение вехи.
	При плавании в узкостях и на рейде я
рекомендую всегда держать изготовленными
к отдаче o6a якоря. Это мероприятие
спасло не один корабль от аварий. Если
заклинило руль при выходе из  гава-
ни или машины не отработали  во-время
назад, То нечего задумываться — надо от-
давать якоря. То же относится и в такому
случаю, когла ваш корабль идет вдоль сто-
янки других кораблей. Иногда ветер или
течение могут внезапно бросить ето в опас-
ную сторону. Тогда только быстрая отдача
якоря остановит инерцию или вынужден-
ный разворот.

Умелое использование якорей указывает
на морекое искусство офицера. Й именно
от нашего глазомера и быстроты соображе-
ния зависит предотвращение повреждения
корабля. Статья 381 части первой Кора-
бельного устава гласит: «Во время пла-
вания надлежит строго прилерживаться
«Правил для предупреждения столкновений
судов в море». Безупречное знание этих
правил составляет обязанность каждого офи-
пера ВМФ». Веегла помнить и руковод-
ствоваться этой статьей устава при выходе
в море — прямой долг каждого офицера, на-
ходящегося на мостике,

Перед походом командиру необходимо
обязательно интересоваться прогнозом по-
годы. Забвение этого правила также может
привести в аварии, как это и случилось ©
одним из кораблей во время войны в ноябре
1943 гола.
	Несмотря на 10, что капитан буксира Н.
получил предупреждение о восъмибалльном
шторме, он все-таки ренил выйти в море,
хотя для такого корабля предел ветра был в
семь баллов. В результате корабль был вы-
брошен на мель и получил. пробоину в
подводной части.

В статье 325 части первой Ворзбельного
устава говорится: «Знакомство с TeaT-
ром, обязательное в первую очередь для
командира корабля, не должно служить
основанием лля чрезмерной его самонадеян-
ности в вопросах вождения корабля, особен-
	С емка со швартовов — один из сложных
маневров корабля, требующий от экипажа
ВЫСОКОЙ Морской вЫУчЕи.

Злесь особенно необходимы быстрота и
четкость в действиях всего экипажа. «Ав-
ральная работа,— говорится в Корабельном
уставе, — должна вестись как можно более
интенсивно, без шума и суеты и непроизво-
дительной траты усилий и времени; кажлая
часть или группа команды должна рабо-
тать под нетосредетвенным наблюдением
офицера или в крайнем случае старшего».

Роль неустанного контроля с0` стороны
офицеров за работой старшин и матросов
во время авральной работы подчеркивается
в уставе неё случайно. Вспоминается Taxol
случай. На корабле Н. отданный кормовой
швартов очень медленно убирался ютовой
командой. Стоявший © флажками на кор-
мовой надстройке матрос поспешил пока-
зать, что «у винтов чисто». Показал он
это раньше того момента, когда швартов
убрали на палубу. Только внимательность
офицера Тойшерского предотвратила намот-
ку швартова на винты.

А вот случай другого рода, свилетель-
ствующий о беспечности при отдаче швар-
товов. Однажды посланные на стенку мат-
росы, отдавая швартовы отходящего мино-
носца, сбросили с пала швартов сторожевого
корабля, стоявшего рядом с непротретыми
машинами. В результате сторожевой корабль
был течением снесен на мель.
	С отдачей последнего швартова старший
помощник командует о переносе флага или
включении и выключении огней. Опытный
офипер всегда побеспокоится © TOM, Rak
используются кранцы, & затем, по .минова-
нии в них надобности, лично убедится,
убраны ли они и не висит ли за бортом
какой-либо конеп..

После этого изготовляются к отдаче оба
якоря. А лотовый в то же время непрерыв-
но докладывает о движении корабля. Все
приказания в машину опытный командир,
хак правило, дублирует либо занаеным те-
леграфом, либо по телефону. Это требование
необходимо соблюдать всегда. В моей прак-
Ture был случай, когда в момент отхода от
стенки <заело» левый телеграф в положе-
ний «малый вперед». Корабль в это время
отходил задним ходом. Только благодаря
передаче приказания в маптинное отделение
по лублирующей линии удалось избежать
аварии.

С момента начала отхода корабля от
стенки наблюдение за окружающей обета-
новкой и навигационными знаками при-
обретает первостепенное значение. Crap-
ий помощник, а Затем вахтенный офицер
060б0е внимание должны обратить на obe-
спечение этого наблюдения, a Также на
своевременное показание флагами стороны
поворота, а шарами — окорости корабля.
Там, где не соблюдались эти требования,
плавание в узкости приводило порой в тя-
желым последствиям. .
	Во время войны в Н-ском морском канале
из-за плохого наблюления столенулись ка-
терный тральщик с букеиром. В резуль-
тате букеир получил серьезную. пробоину.
Жоманлиры, находившиеся на мостике ofo-
их кораблей, грубо нарушили требования
«Правил для прелупреждения столюновений
судов в море». Они передоверили проводку
хораблей рулевым, чем нарушили. статью
324 первой части Корабельного устава, где
говорится, что «командир корабля всегда
отвечает за безопасность кораблевождения
и управление маневрами корабля...»
	ЗНАТНЫЙ ЛЕТЧИК
В ГОСТЯХ У МОРЯКОВ
	Заместитель командира учебного кораб-
ля WO политической части капитан
3 ранга Никифоров беседует © курсан-
тами училиша им. Фрунзе, прибывшими
на практику. Слева направо: тт. Шитов,
Маслич, Широких, Канувалов, Кудрин
и капитан 3 ранга Никифоров.

Фото А. Бродского.
		Будущие офицеры пришли
Ha учебные корабли:
	БАЛТИЙСЬИЙ ФЛОТ, 10 июня. (Норр.
«Красного Флота»). В последние дни
спустели классы и кабинеты военно-мор-
ских училиш. Только выпускники училища
имени Фрунзе сдают последние госудат-
ственные экзамены, да дипломанты инже-
нерного училища им. Дзержинского трудят-
ся над чертежами. Все остальные курсан-
ты раз’езжвютея в разные концы страны,
на корабли и военно-морские базы для про-
хождения летней практики.

... Перед зданием училища имени Фрунзе
выстроились курсанты одного курса, закон-
чившего учебный год 6 высокими показа-
телями. Многие из них сдали экзамен толь-
ко’на пятерки, а курсанта-отличника Федо-
това Ученый совет училища предетавил к
сталинской стипендии.

Тостеприимно встретил этих’ курсантов
личный состав учебного корабля «Неман».
Сразу же началось размещение курсантов
по кубрикам.

На совместном митинге, посвященном на-
Waly летнего плавания. вк курсантам обра-
	тился капитан 3 Г Викифоров. Он ска-
зал:

— С этого дня жизнь корабля подчинена
только одной’ цели -— практическому обуче-
	нию курсантов. На многих постах вы 0у-
дете заменять офицеров, главных старшин,
вам будет предоставлена широкая инициа-
гива, вы будете командовать и руководить
	Из. писем
	 ’Некоторые вопросы
	практики
	курсантов
	показывает, что, в  ней гимнастики, раздачи пищи, произвох-
булуших офицеров’  ства утренней приборки, процесс под’ема
	флага, организацию осмотра и проворачива-
ния механизмов? .
	Прежде чём научиться’ командовать, ие.
обходимо ‘уметь повиноваться, чтобы требо-
вать потом OT подчиненных, необходимо
знать, как! это требование исподнитЬь,
	Опыт прошлых лет показызает,
программе подготовки будущих ol
	флота много времени уделяется теоретиче*
ским вопросам и` сравнительно мало-—не-
пирпатотреннолгу меополЕзовачию и 090061
	посредственному использованию
живанию поиборов: и. механизмов.
	Почему бы не, допустить курсантов вать TOTOM OT подчиненных,
исполнению типовых обязанностей старшги-   знать, как это требование исп
ны ии офицера под вепосредственини 03° Нескодько слов © носеник
ROBOCTROM и контролем последних? Torts! захтьнной службы, Изходя из
будущий офицер по-настоящему NOUYB-    Va aeneame own wore
	Несколько слов 0 неосбении дежурной и
вахтенной службы, Исходя из опыта прош-
лого, надо сказать, что многие практикан-
ты, правя вахту или находясь на дежуретве,
просто «отбывали номер». Конечно, в му
была немалая вина и корабельного cocta-
ва, который не воеда как следует перела-
вал свои’ энания. Но’ и сами курсанты да
леко не всегла проявляли инициативу.

Может быть, сказывалось и то, что 38-
мечалось недоверие к дублерам со стороны
командования. Порой даже можно было
услышать упреки по адресу тех офиперв
И старшин, которые повдоставлали своим
	дублерам больше самостоятельности, нежели
это было принято. Надо’ практику органи“
зоватв так, чтобы курсант учился исправ-
но выполнять ‘обязанности, умел прива“
мать соответствующие решения.
	Необходимо как следует. продумать. поря-
	док распределения времени по темам прак-.
	ствовал бы, что ему предстоит делать в
каждой конкретной обетановке. Это 1п03во-
лит курсанту тверже запомнить, например,
как составляется суточный или недельный
план, каким образом планируютбя одиноч-
ные и частные учения и какими докумен-
тами при этом надо руководствоваться.

Надо предоставить. практикантам 803+
можноеть конкретнее. ознакомиться © прави-
лами ведения документов, книг и журналов.
Желательно для этой цели иметь «черно-
вые» бланки. :
	Для toro чтобы курсант лучше пред-
ставлял бе службу офицера на корабле,
ето следует иногда привлекать к такой ра-
Gore, как получение имущества по приходо-
расходной книге. к слаче имущества в }е-
	монт, к разбору докладных и рапортов лич-
ного состава, оформлению их и пролвиже-
	нию по команде и к другим вопросам, ©   тики. Опыт показал, что будущие офицеры,
	которыми всегда сталкивается командир.
	Случалось, что курсанты, He освоив
обязанностей матросов, старшин и офице-
	мандир. уходя с корабля, имели еще весьма ©смут-
неё освоив   ные представления 06 ем устройстве. После
‚и офице-   практики выяснялись слабые знания по
‘и. Учебно-   сртанизации боевых частей и tem боле6
	боевой тревоге), в это время либо ничего   подразделений. Это было потому, что мал
	не делали на боевых постах, либо находи-
лись в помещениях на классных занятиях,
которые должны проводиться в училищах.

Несмотря на большое количество офице-
	ров-—руководителей практики, курсанты в

прошлом зачастую предоставлялись Самим   py
	©9бе. Они порой нарушали корабельный
распорядок, так как не знали сигналов, ©вя-
занных с ним. Где же, как не на корабле,
курсанту ‘надо изучить и навсегда запо-
мнить порядок под’ема личного состава,
правила вязания коек, организацию утрен-
	В части, где начальником отдела веще-
вого довольствия. капитан Буланов, xo сих
	пор не перешли на летнюю форму одежды,
	Это странное и недопустимое отноление
к военнослужащим об’ясняется просто —
	забыли своевременно подать заявку нА лёт-.

rT Ff
	Забыли дать заявку
	времени давалось для прочното усвоения
	всех этих тем или сами курсанты не поз
являли достаточной любознательноети,

Я считаю, что морской практике в лет“
чий период раньше также уделяли мало
времени, хотя каждому начальнику ясна
невозможность хорошо отработать эти в-
просы в стенах училища.
	Все это надо учесть до начала практя-
	ки, чтобы ее провести наилучшим. 0бразом,
	Г вардии лейтенант Н. СИВАЧЕНКО,
	нее обмундирование. Соседние части давно
перенти на летнюю форму одежды, только
мы вынуждены при З0-гоадусной жаре но-
сить суконное обмундирование, которое сле-
дует беречь на зиму.

Старший лейтенант Н. ЦЫКУНОВ.

‘ива, вы будете командовать и руководить   ров по. сигналам (по авралу или учебно-
матросами корабля, нести вахту, обслужи-   боевой тревоге), в это время либо вичего
	вать приборы, оружие, механизмы. п на-
деюсь, что вы окажете большую помощь
командованию корабля, особенно в деле
пропаганды пламенного совеокото патрио-
тизма и укрепления воинской диспиплины.

С первого дня и часа курсанты вкаюзи-
лись в жизнь корабля. Они знакомятся ©
внутренним распорядком, а вечером первый
раз. заступили на вахту.

Курсанты прибыли и на другие корабли
учебното отряда, личный состав которых в
полной готовности вступает в летнюю кам-
аанию.
	Успешно закончена такая важная рабо-
	та, как составление всего комплекеа доку-!
	менлов по боевой и повседневной организа-
ции. Изготовлены новые’ наглядные учеб-
ные пособия для курсантов. Особенно вы-
деляется своей активностью в этой области
капитан 3 ранта Шимкевич.

Н, МИХАЙЛОВСНИЙ. `

СОВЕШАНИЕ ПРОФРАБОТНИКОВ
	Политотлел нашего соединения недавно
	ской работы. Председатель месткома суло-
ремонтных мастерских тов. Шаталов рас-
сказал о том, как местком руководит социа-
листическим соревнованием. Здесь ведется
строгий учет выполнения обязательств. В
помещении мастерских вывешены Доски
стахановцев.
	С интересом было. прослушано выступле-
ние тов. Соловьзва, поделившегося опытом
работы месткома авторемонтных мастерских
по воспитанию передовиков производства.

В. ТКАЧЕВ.

а ТАМ КРАЕ [4 ОР О Ел, р < 71

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 июня. (Норр.  провел однолневное совещание предеедате-
	«Прасного Флота»). diech побывал  знат-
ный летчик нашей страны Герой Советского
(Союза генерал-лейтенант Беляков.

В беседах © матросами, старшинами и
офицерами кораблей и учебного отряла он
поделился воспоминаниями о перелетах по
Сталинекому маршруту, в которых участ-
вовал вместе с легендарным летчиком Вз-
лерием Чкаловым, рассказал о том исклю-
чительном внимании, которое уделяют пар-
тия, правительство и лично товарищ
Сталин советским авиаторам.
	лей месткомов и профгруппоргов. Участни-
ки совешания прослушали доклад офнлера
Сурикова на тему «Сопиалистическая
система хозяйства и законы его развития»,
тов. Васильева — «0 практике работы
	профсоюзов по организации и руководетву
социалистическим соревнованием» и офи-
пера Викулина — «Вритика и самокрити-
ка — важное условие развития советского
общества».
	мической жизни прилегающих в ней рзйо-
нов, их дешевой транспортной магистралью.
	Серьезное значение малых рек видно
хотя бы на примере реки Цна, протекаю-
щей в Тамбовской и Рязанской областях.

Работа на реке началась в 1943 году.
После сооружения первого. шлюза в 1945 го-
ду на Цне началось судоходство. По ней
колхозники везли хлеб, картофель, овощи
й другие сельскохозяйственные продукты,
& навстречу им двигались баржи с маши-
нами, горючим для МТО, промышленными
товарами. Поток грузов`не прекращался до
глубокой осени, В прошлую навигацию Цна
ежемесячно заменяла 3.000 грузовиков.
Навигация, как известно, длится почти
семь месяцев. Можно себе представить, ка-
кое огромное количество гужевого и автомо-
бильного транспорта выевободила для ADY-
гих целей эта вебольшная река.

Следует учесть и еще одно обетоятель-
ство. Далеко не во всех областях протека-
ют большие реки и пролегают железноло-
рожные пути. Во многих отдаленных райо-
нах судоходство малой реки является един-
ственным средством передвижения грузов и
людей. Как правило, вблизи рек раеполо-
жено большое количество населенных пунк:
тов, мелких предприятий; к ним прилегают
лесные массивы, торфяные болота, и повят-
но, сколь серьезное влияние может оказать
открытие речного судоходетва на развитие
Экономики области, края,

Но и этим не исчерпывается хозяйствен-
ное. значение малых рек. Они служат еще
я базой для орошения колхозных полей, са-
дов, для электрификации сел и деревень.
	В. последнее время на освоенных и осваи-
ваемых реках широко развернулось ©трои-
тельство сельских электростанций. Нз той
me [pe уже ввелены в экеплоатацию четы-
	Чество их — на территории Российской
Федерации. Большой экономический эффект
получит страна с развитием судоходства на
малых реках.
Й не случайно еще на ХУШ с’езде пар-
тии Вячеслав Михайлович Молотов в своем
докладе о плане третьей сталинекой пати-
	Труд вкладывается немалый, Освоить ре-
	ву, запущенную, обмелевшую, в изви-
листыми берегами, —дело нелегкое. Прихо-
дитя вести большие земляные работы —
выпрямлять русло реки и укреплять бере-
га, углублять дно, ликвидировать отмели,
сопрямлять излучины и т. д,

После того как на такой мелководной ре-
чушке воздвигнут плотину и уровень во-
ды позволит открыть судоходетво, встанет
вопрос: а как пропускать суда дальше,
3% плотину? На выручку придет судовозная
дорога. По ев железнодорожным рельсам,
проложенным в обход плотины, будет под-
водиться специальная тележка под днише
судна для перевозки этого судна на другой
	таги.

реви в помошью железнодорожной
	Много естественных препятствий BCTDE-
	чается на пути энтузиастов освоения ма-
	лых рек. Но они не могут приостановить
трудовое наступление на эти реки, тем бо-
лее, что в этом наступлении участвует

огромное количество людей, воолушевятен-
	ных сталинским планом восстановления и!
	развития народного хозайства. Реки поко-
ряются воле строителей.
			шими военными моряками. Некоторые из
них работают сейчас в областных управ
лениях. Рязанским управлением малых рек,
например, руководит  демобилизовавный
офицер Северного флота Н. И. Королев. Де-
мобилизованные воины занимают посты нд
чальников ‘пристаней и эксилоатационных
Участков, главных инженеров, шкиперов,
механиков. Своей дисциплиной и ортанию-
ванностью они служат примером’ для в0х
речников, мобилизуют их на досрочное вы“
полнение плана 1948 года.

Итоги первого месяца вазитации показ
зывают, что эта задача будет выполнена
Молодой растущий флот малых рек уверен
но набирает темпы перевозок. В апрые —
мае он перевез грузов втрое больше, чм 3%
апрель прошлого года, & перевозка пасс“
жиров в апреле -— мае составила 40 п00-
центов. тодового, плана. Особенно велик
поток пассажиров на реках Ярославекой,
Калининской, Псковской, Сталинградокой,

каловской, Ленинградской, Архангельской
областей и Краеноярского кая.

Сейчас среди речников проходит веерос-
сийское соревнование ‘за лосрочное выпол
нение, всего навигационного плана и 1олу-
челие сверхплановой прибыли. Начало ему
положили ярославпы, решившие выполнить
план па поттора месяца раньше установлен“
ного срока, выработать сверх плана
500 тысяч тонно-километров, дополнитель
no перевезти 170. тысяч пассажиров, дать

тысяч рублей прибыли.

—^ Идея веероссийского соревнования, —
заявил в беседе с нами начальник, Глалио-
го управления’ по транспортному освоению
малых рек при Совете  Министров РСФСР
	EE III NINE ENE ГИ

3; Семикин, — — нашла горячую поддержку

среди речников. Соревнование уже охватило
все судовые команды, работников’ береговых
служб, судоремонтников и строителей, Bop
& 38 получение переходящих красных BHM
мен, установленных правительством РСФСР
лля лучших коллективов, принимает в
больший размах и, несомненно, будет спо“

сабствовать дальнейшему расцвету флота
малых рек.
	С. НИКОЛАЕВ.
	Флот м
	Важдая река имеет свою историю, но дз-
леко не каждая — известность. Мы многое
знаем о Волге, Днепре, Амуре, Лене, Ени-
сее; вам известны их истоки, протяжен-
ность, глубина, своеобразие фауны, эконо-
мическое значение, состояние судоходетва
и рыболоветва. Нам известны даже важней-
шие события, происшедшие на этих реках
за многие десятилетия.

Но что знаем мы о таких реках, как, на-
пример, Дубна? На карте области она 0б0-
значена тонкой, едва заметной, извилистой
линией, а на больших картах ee вообще
нет. Эта река относится к категорий ‘малых;
ее шотяженность — несколько десятков
километров. .
	Ничем не примечательная, она тихо не-
сла свои волы по территории трех районов
Московской области. Водятея в Дубне толь-
ко пескарь да плотва, и жители окрестных
деревень пользовались ею лишь для. того,
чтобы иногда выкупатьея. Именно иногда.
Потому что уже в июле вода сильно спала-
	ла, река мелела, и ее 663 риска <нереходили.
	куры вброд». Так и текла Лубна в полной
безвестности, и никому до нее не было
дела,
	Но вот олнажлы в то место, где река оги-
бает село Новоникольское, Талдомского рай-
она, пришли люли, вооруженные топорами,
пилами, а вслед за ними прибыли подволы,
пагруженные строительным лесом. Потом
сюда завезли экскаваторы, ‘центробежные
насосы, транспортеры, механический копер.
Началось строительство большой плотины.
Она должна поднять уровень воды и сделать
мелкую, запленную Дубну судоходной на
протяжении 75 километров. во весь навига-
ионный период. По реке пойдут баржи и
катера е грузами, пароходы е пассажирами.
Река станет серьезным фактором в эконо-
	злых рек.
	ре гидроузла, всего же здесь построят
12 гидрозлектростанций. Электрический
свет будет дан в сотни и тысячи крееть-
янских домов, на колхозные фермы, скот
ные дворы; электрическая энергия облегчит
труд вельских тружеников и рабочих мест-
ных прелириятий.

Большие работы по электрификации
проектируются на реке Хопер, низовье ко-
Торой уже теперь открыто для судоходства.
На этой реке намечено построить 16 гидро-
станций мошностью в 4.000 киловатт,
Энергией хоперских электростанций будут
пользоватьея приречные колхозы четырех
областей — Сталинградской, Воронежекой,
Саратовской и Пензенской.
	Строительство гидроузлов запланировано
также на реках: Мокша в Мордовской
АССР, Осетр в Московской области, Медве-
дица в Калининской области и на многих
других малых реках. Стройка электростан-
пии на Медвелице булет итти одновременно
с освоением этой реки.
	По тихой глади Медведицы 32 всю ев дол-
ry историю никогла не плавали суда. А
ныне здесь уже ходят и парохолы, и кате-
ра, и баржи, правда, пока на ограниченном
расстоянии, Сейчас решено освоить реку
полностью; чтобы она могла. обслуживать
688 селений одиннадиати районов.

Тав пробуждается от вековой спячки
малая река, так рождается ее елава. Эта
слава приходит вместе с первым землеко-
пом и строителем, когда река становится
на службу человеку.
		всего же здесь построят   детки указывал на необходимость освоения
	этих рек.

В январе 1944 тода Совет Министров
СССР принял решение о передаче рек мест-
ного значения в ведение республиканских
правительетв с организацией в областях,
краях и автономных республиках специаль-
ных управлений по транспортному оевое-
нию малых рек. В распоряжение этих
управлений был передан мелкотоннажный
флот — катера, газоходы, баржи, пароходы,
& также береговые сооружения.

В пролом году по решению правитель-
ства Главлое управление по транспортному
освоению малых рек при Совете Министров
PCOCP приняло от Министерства речного
Флота ОССР лополнительно 62 реки и Тих-
винскую систему со всем наличным флотом.
Сейчас общая протяженность уже освоен-
вых малых рек в Российской Федерации со-
ставляет более 25.000 километров.

3& три года после решения правитель-
ства местные Советы депутатов трудящих-
ся РСФСР освоили 113 новых рек. Среди
них реки: Исеть -— на протяжении 137 ки-
лометров, Тобол — на протяжении 147 ки-
лометров (Курганекое управление), Кан —
протяжением 105 километров (Красноярское
управление), три малых реки, подведом-
ственных Вологодекому управлению. пять—
	нинградекому, восемь — Валининскому..
	и много других, 45 областей Федерации по-
лучили новые водные пути.
	NEES MOG PN UA SUA BOO Hapbd=
стающим темпом и будет увеличиваться из
  ода в год. Эта работа проводится при ав-
	THBAOM участии местного населения и 92-
	частую принимает характер народной
стройки. Так, в частности,  осваивалась
река Цна. Тамбовские колхозы давали ра-
	С первых дней весны, едва лишь BCEDEI-
лись реки и сошел лед, малый флот начал
навигацию 1948 года. Уже в первых чис-
тах ареля по рекам центральных и южных
областей страны двигались. плоты и бар-
жи, груженные лесом, топливом, горюче-
смазочными   матеряалами, ‘сёльскохозяй-
ственными машинами и семенами’ для  Ве-
сенне-посевной кампании, Это был период
весенней распутицы, и наличие малого
флота тогда оказалось весьма. ценным.
	Навигацию речниви  вотретили хоро
полотовлениыми. Они привели в надлежа-
щий порядок все береговое и путевое хо-
зяйство, отремонтировали Флот, пристани,
причалы. Судовые команды были укомплек-
товавы квалифицированными кадрами, про-
шедигими спепиальную подготовку. В этом
году кадры малого флота пополнилиеь быв
	100.000..; a
Это — количество малых рек в нашей
стране.
	А А С ООН С

Малые реки протекают в каждой обла-  бочую силу, транспорт и строительный  ма-
сти, в каждом районе; наибохышее воли-   териал. ‘