[Г сэнтября 1947 г., четверг, № 214

КРАСНЫ
		(2701)
			наш опыт проведения
зачетных стрельб о
	паша  вораоли провели несколько
калибровых стрельб. Хочу поделиться
опытом Того, кав решаливь эти 34»
	уачи, Катибровым стрельбам предшествова-
ла большая предварительная подготовка ог-
невых трупп, групи управления и управля-
ющих огнем. Основные номера орудийных
расчетов имели дублеров или заместителей,
	‚ выхеленных Из личного COCTa

ва те
	цедений. Тренировки внутри’ второй боевой
части проводились согласно четкому графи-
BY.

Почти на всех кораблях удалось точно
выполнить план тренировок. В этом вопросе
были залнтересованы не только командиры
боевых Частей, но и старшие помощники я
помощники командиров кораблей, Дело в
том, что на боевых постах БЧ-Н расписано
немало людей из других боевых частей и
служб. По сигналу учебной боевой тревоги
	‚ они являются на свой места, Иная картина
	на тренировках. Порою они срываются из-за
того, что интендая  инженер-механик или
другой офицер не считают возможным отпу-
стить своих матросов на занятия в «чу-
хую». боевую часть. В результате снижается
качество подготовки к стрельбам. В таком
случае должна проявиться жесткая требо-
вательность старшего помощника. Он 0бя-
зан раз’яонить офицерам, что тщательная
подготовка к стрельбам — дело не только
командира артиллерийской части. Весь лич-
ный состав корабля должен участвовать В
такой подготовке, и поэтому неправильно в
LS тренировок загружать матросов, раени-
нных в БЧ-П; друпими делами.

Тавая организация тренировок обеспечи-
14 точное соблюдение их графика и высокое
качество занятий. Усилия командиров БЧ-П.
и старших помощииков не пропали даром.
(нк сказались на результатах последовав-
ших вокоро стрельб.

Как проводилиеь занятия внутри боевой
части?

Раньше мы проводили тах иззываемые
боевые учения на боевых постах. Они мало
cola оправдали. Таков учение проводил ко-
мандир орудия, который сам составлял и
план его. Тренировка расчета чаще всего
заключалась в том, что матросы вхолостую
хлопали замками. Подлинной практики лю-
Ди получали немного.
	Мы первмевнили методику боевых учений
и стали проводить их в масштабе батарен, а
не боезого поста. Задачи выбирались такие,
что 16ло находилось всему личному составу
ВЧ-П. Сюда входили: окончательная и пол-
ная‘ подготовка материальной части, подго-
товха первого залпа, несколько минут «не-
мой стрельбы». Часть времени отводилась
и #8 занятия у орудий. Руководили этими
занятиями командиры фаечетов, но трени-
розалиеь матросы между собой. Так, напри-
мер, наводчиков тренировали замочный И
прибойничный. Делалось это так: замочный
смотрит в запальное отверстие, а прибой-
Ничный, глядя на секундомер, командует
«ноль». Согласко норуам скорострельности,
наводчик должен произвести вее необходимые
дойстваял. Еели он успеет навести орудиё на
Цель, то вамочный командует «пеёль», если
не успеет. то замочный командует «про-
пуск», и наводчику ставится минус. Следо-
зательно, наводчики уже в процессе трени-
фовок получают оценку. Подобным образом
тренировались и другие нохора расчетов:
установиики прицела и целика, команда
подачи, установщики трубок и т. х. Старши-
на отделения проверял ход ий, поправ-
дал подчиненных,
	Такие занятия продолжаются 10—15 ми-.
нут, Затем в течение 10 мимут проходит
повторное учение в масштабе батарей. Им.
руководит запаеный управляющий огнем.

Такое боевое учение заканчивасотся раз-
бором. Сразу об’Является опенка действий
каждого номера и орудийного расчета в це-
дом.

Так как некоторые командиры орудий мо-
додые и еще не имеют. опыта в руководстве
отделением, то команлир боевой части один
раз в месяц проводит для них показатель-
ное учение. Командиры орудий и пх заме-
стители становятся на места основных но-
меров, 4 командир боевой часщи действует,
вак командир орудия. Цель такого заня-
Тия — показать старшином, ках следует
организовать тренировку “у орудия, как кон-
тролировать действия каждого матроса,

Показалельное учение не должно пресле-
довать много учебных пелей. Командир 606-
вой Части обязан выбрать какой-то один
вопрос, но добиться того, чтобы старшины
полностью ‘усвоили его на  показательном
занятии. Веледетвие этого нам кажется,
что такие занятия следует проводить чаще,
В зависимости от подготовки старшин, как
своеобразный показательный инструктаж
перед артиллерийскими учениями. На таких
занятиях разбирались задержки, которые
были у нас на стрельбах в прошлом тоду.
	В процебсе подготовки ® стрельбам нал
была превелана большая табота по согласо-
	ЛЕНИНГРАД, 10 сентября. (По телефону
ст корр. «Красного Флота»). Президиум
Ленинградского областного профсоюзного ко-
митёта рабочих предприятий Военно-Мор-
еких Сил рассмотрел итоги сопиалистиче-
CROP) соревнования ленинградских предири-
ятий Военно-Морских Сил за последние ме-
вяцы. Первое место присуждено заводу
птурузнеких проборов.. Коллектив завода
из месяца в мезяц перевыполняет преизвод-
ственные планы.

В тоужественной обстановке коллективу
	ванию прицелов и приборов. Правда, этот
вопрос еще решен не полностью. 06ра-
шается первостепенное внимание и на обу-
чение дальномерщиков- В прошлом - году
было несколько  неудовлетворительных
стрельб из-за плохой подготовки дальномер-
щиков. Две задачи не выполнил тогда. офи-
цер Михайлов. В этом году выучка дально-
мерщиков повысилась. Выверка дальномеров
производилась совместно со штурманом. Он
давал истинную хистанцию до предмета, по
которому выверяли, дальномеры.  В прошлом
Году были также случаи, Когда ‚некоторые
офицеры пренебрегали переволным коэфи-
циентом штурманских кабельтовых в ар-
тиллерийские, Это также приводило к ошиб-
кам на стрельбах. И этот недочет мы устра-
	Управляющие огнем учились на опыте
	прошлогодних стрельб. На каждом корабле
проводились разборы, вокрывалиеь ошибки
в действиях управляющего огнем и его под-
чиненных. На тренировках по управлению
огнем использовались графики прошлогод-
них стрельб. Равбиралиеь все варианты, ко-
торыё могут иметь место нз практике.
	стрельбам. Носле. комендорских стрельб, к,
которым мы относились, как к боевым, ог-
невые задачи сдавали команлиры орудий.
Они провели по нескольку стрельб. Одно-
временно с командирами орудий практико-
вался и личный состав групи: записи. После
этого мы приступили к подготовительных уп-
равляемым стрельбам, Выполнение каждой
задачи завершалось тщательным разбором.
Нужно сказать, что были и неудовлетвори-
тельные подготовительные стрельбы; но всё
же они давали возможность выявить недо-
‘статки и еще лучше подготовиться к, зачет-
ным стрельбам.
	Корабли провели носколько калибровых
	зачетных стрельб © хорошими и отличнымя
показателями. Корабль, тде огнем управ-
Aa капитан-лейтенант Григорьев, выпол-
нил задёчи с хорошей и отличной оценкой.
Командующий флотом наградил  калитан-
лейтенанта Григорьева, старитину 2 статья
Паясника, старирину 2 статьи Гимульдино-
ва денежной премией. Получили поощрение
и другие офицеры, старшины и матросы.
Старшине 2 статьи Блохину за успехи в ог-
невой подготовке присвоено звание старши-
ны 1 статьи; отличившиеся матросы пояу-
чили благодарность и были сфотографиро-
ваны на фоне раявернутого кормового флага
корабля.
	Было бы неправильно утверждать, что
	подготовительные стрельбы не имели недо-
статков. Так, например, управляюнгий огнем
капитан-лейтеназт Шабуров, определяя кур-
совой угол цели, допустил опибку, что едва
не сорвало выполнение задачи, хотя весь
личный состаз работал хорошо. Отметим, что
тактю ошибку на этом корабле допускают
	вторично. Пора бы сделать из этого необхо-
	ДИМЫ ВЫВОДЫ,
	Некоторые командиры производили paz-
боры стрельб литнь с личным составом БЧ-П,
не приглашая офицеров лругих боевых 98-
	стей. обеспечивающих успепное выполне-
	ние стрельбы. Такой разбор нельзя считать
полноценным. Ведь огневую задачу сдаст
вось Корабль, & не только ето вторая боевая
часть,

На некоторых кораблях пользуются сле-
дующим оправдавиим себя методом: пред-
варительный разбор стрельбы разделяют на
три этапа. На первом этапе к разбору гото-
вится весь офицерский, старртинский и ря+
	довой состав. непосредственно принимавигий
учаетие в стрельбе, а также все офицеры
других боевых частей, обеспечивающих вы-
полнение 3ayaun. Разбор проводит руковеди-
тель стрельбы каф можно скорее после ие.
	Комачлиты боевых постов докладывают 0
	работе’ личного состава, о пропусках и их
‘причинах. Старптина ‘центрального поста
хдоклалывает о работе личного состава груп-
	пы управления. о работе материальной ча-
	стя. Итог подводят командиры башен, бата-
рей ‘и группы управления. Здесь же разби-
	раютея опгибки старпгин и матросов других
	боевых частей, затем рядовой и старшин-
	cra состав покидает ра3бор.
На втором этапе разбора локладываот
	управляющий огнем. Офицеры разбирают его
	отибки, оргавузащию стрельб и огневую
дисциплину, Руководитель стрельбы подво-
дит итог.

На третьем этапе командиры батарей,
трупи, башен подробно разбирают в подраз-
делениях действия каждого матроса и стар-
Шины.

Помимо предварительного разбора прово-
дитея и окончательный разбор стрельбы со
всем офицерсним составом корабля. Если вы-
BOLL поучательны, то приглашаются офи-
церы с других кораблей. Оценка командо-
вания доводится до всего личного состава.
Матросам и старпьинам даются указания 8
подготевке в следующим стрельба.
		Капитан 2 ранга А. КЛИМЕНКО.
	ЩЕНИЕ

`ЧРЕЗВЫЧАИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ

i
	ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ
	ОБ УБИИСТВЕ НЕМЦАМИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ
В РАЙОНЕ ГОРОДА ОСТРОВ- МАЗОВЕЦКИИ В ПОЛЬШЕ
	Получив сообщение of обнаружении в
районе гороха Остров-Мазовецкий в Польше
(в 100 километрах в северо-востоку от Вар-
шавы) мест захоронения замученных нем-
цами советских военнопленных и о’ суще-
ствовании в этом районе во время оккупа-
ЦИИ Польции немецких концентрационных
лагерей для советских военнопленных, Чрез-
вычайная Государственная Комиссия на-
правила для расследования в Полышу cue-
циальную комиссию в составе: государ-
ственного советника юстиции Кудрявцева
A. И., презетавителя Чрезвычайной Tocy-
дарственной Комиссии Никитина Р. М. и
главного  судебно-мелицинсвого эксперта
МВС профессора Авцезва М.
	Па основании проязвеленного этой ко-
	миесней расследования, эксгумирования И
исследования трупов и Черепов, опроса
26 свидетелей — жителей окрестных дере-
вень и города Оэтров-Мазовецкий Чрезвы-
чайная Государственная Комиссия устано-
вила факт преднамеренного  умерщвления
немецко-фатиетсвими захватчиками свыше
67 тысяч советских военнопленных. в двух
лагерях в районе города Остроз-Мазовецкий.

Сознательное истребление советских воен-
нопленных немецкие фашисты производили
путем ужасающих антисанитарных уе10-
вий в лагерях, голода, болезней, подмеши-
вания в пишу яловитых веществ, иетяза-
BUH, повешения и расстрелов.
	9-го июля 1947 года
	остальные, так же каки в лагере «[рон-
ды», погибли в результате голода, болезней
и истязаний. Нри отступлении немцы со-
жгли ‘вее постройки в этом лагере и в ар-
тиллерийских казармах.
	Фотографом Демдеком, имеющим oT
	ателье в г. дстрове-Мазовецком, были пред-
етавлены комиссии фотоснимки, сделанные
самими немцами-«фотолюбителями». Эти
	снимки для проявления и отпечатывания,
Дембек сумел сохранить дубликаты некото-
рых из них. Снимки изображают прибытие .
	партий военнопленных в лагери, виселицы
	‚© повешенными в лагере «Грюнды», трупы.
‘замученных советских военнопленных. Тут
	же на снимках изображены и самоловоль-
	ные немецкие офицеры —— палачи заклюЮ>.
	ченных советских люлей.
	В лагере при деревне Гронлы_ за 6 мёся-
цев его существования (с июня, по декабрь
1941 гола) было замучено и. захоронено
немцами в ямах-могилах свыше 41 ты. «с0-
ветских возннопленных. В лагере при дё-
ревне Комарово за 11% года его существо-
вания (1942—1943 гг.) было убито и заму-
	чено свыше 24 тысяч. советских  военно-

немцами советских военнопленных расска-
зал следующее;

«В самом лагере стояли виселицы, на
которых периодически вешали разных про-
винившихея военнопленных. Виселицы
эти всегда былив работе, потому что каж-
дый день обязательно там висели люди.

’Был огороженный отдел, где под навеса-
ми стояли кухни, было огороженное место
для различных экзекуций. Там было за-

- копано 15 столбов, к которым подвеши-

вались люди за какую-либо провинность.

Подвешивалиеь люди ва плечи, лицом к

солнцу, и в таком положении они вясели

1ю 24 часа».

Немецкие изверги He только морили в
лагере советских военнопленных голодом, но
для скорейшего умерщвления заключенных
подмешивали в пищу отравляющие, вред-
ные для организма вещества.

На хлебе, выпекавшемея для заключен-
ных, стоял специальный штамп «для рус-
ских», и охрана предупреждала работавших
в лагере крестьян, чтобы они не ели этот
хлеб. Лопроненный’ в качестве свилетеля
пекарь Взрещинский Станислав Иосифович,
проживающий в г. Оетров-Мазовецкий, по
этому поводу показал. комиссии следующее:

«На хлебе, который мы выпекали для
военнопленных, имелась надпись «для
русеких»... На 15 пудов муки мы до=
бавляли 30 ‘килограммов опилок и
30 килограммов каштановой муки».

В своих показаниях свидетель Наревский
Иосиф Иосифович рассказал комиссии о
случае сознательного отравления  военно-
пленных каким-то веществом под видом
соли: .

«В сентябре 1941 года, не помню
точно когда, всем. столярам, работавотим

в лагере, заказали сделать носилки. Мы

сделали их около 200 штук за 2 дня и

не понимали, для чего столько носилок.

Через 2 дня в лагере вдруг возникла

отромная смертность. Вообще в. лагере

и так была высокая смертность, так как

люди умирали от голода и дизентерии.

Получаемой ими пищи было настолько

недостаточно, что люди с’ели всю траву

на территории лагеря. Кроме того, у всех
почти был понос. Поэтому с утра до ве-
`цера с разных сторон латеря военно-
пленные таскали трупы на кладбище.
Однако новая, вдруг возникшая cMepT-
ность была настолько велика, что кру-
том лежали прямо горы трупов. Один
из военнопленных, поляк по националь-
ности, служивший в Советской Армии,
мне говорил, что из ето подразделения,
так как они были разбиты на подразде-
лония, умерхо за бхну ночь 400 человек,

Он об’яснил мне, что сначала им не вы-

давали соли, да это я и сам хорошо знал,

а тут вдруг выдали соль, H кто с’ел

соль, тот умер. Он мне сказал, чтобы ни

A, ни кто-либо из работавших там не

брали соли... ».

После ликвидации лагеря в Грондах, в
декабре 1941 г., оставшихся в живых 3a-
ключенных в количестве 12—13 тысяч
человек немцы перевели в конюшни при
бывших артиллерийских казармах в дер.
Комарово. Сюда также поступали. новые
партии военнопленных, но`уже значитель-
но меньше, так что за полтора года суще-
ствования этого лагеря (до середины 1943

года), по показаниям военнопленных, здесь

перебывало до 40 тысяч заключенных.
Часть из них немцы вывезли в Германию,
	При прибытии‘ в латери новых партий
вооннонленньх агенты гесташо отбирали
политруков, комиссаров, военнослужанщих-
свреев и вообще «полозрительных», отво-
зили к двум противотанковым рвам У де-
ревни Гуты-Буйны (в 13 километрах от
города (стров-Мазовецкий) ‘и там рабетре-
ливали. Сулебно-мелицинская экспортная
	комиссия установила, чт в этих рвах рас-
	96   треляно и закопано не менее 1.300 co-

> waa
	BeTCREX офицеров и солдат.
Установлено, что всего в райоле города
0стров-Мазовоцкий убито и вамучено нем-

цами свыше 67 тысяч советских. военно-
пленных .

Чрезвычайная  Государотвенная Комис-
сия публикует ниже в выдержках: акт
специальной советокой комиссии 00 убий-
стве немцами советских военнопленных в
районе ‘тор. Обтров-Мазовецкий и. заклю-
чение судебню-медицинекой экеперизы..
	АВТ

_ г. Остров-Мазовецкий
(Польша)
	’ Шо показаниям большинства, свидетелей,
в лагере «Гронды» в разное время перебыва-
ло до 80—100 тысяч советских военноплен-
ных, в лагере при дер. Комарово — до 40
ТЫСЯЧ.

Режим для советских военнонленных как
в ‘лагере при дер. Гронды, так и в лагере
при дер. Комарово был системой сознатель-
ного массового уничтожения советеких лю-
дей путем голода, истязаний, болезней, из-
нурительного труда. прямого убийства. 33-
каюченных почти не кормили. В день да-
вали от 50 до 100 граммов хлеба, поллит-
ра «супа» — воды, емешанной с мукой
или © гнилой брюквой, и две чашки кофе
des сахара.

Пстошенных от голода и жалкды. военно-
пленных немцы изнуряли на работах по
разгрузке вагонов, по’ постройке железно-
дорожной ветки, по разборке разрутенных
зазвий казарм и на других тяжелых рабо-
	тах. В лагере свирепетвовали тиф, дизенте
Pd H другие инфокционные болезни, apa
Чем никакой медицинской помощи не ока-
	Эти немецкие снимки неопровержимо сви-.
детельствуют 9 чувишных злолеяниях
	немецко-фалиистеких захватчиков в лагере
«er pont.
	Комиесия произвела раскопки мест 324х4-.
	рюнения трупов советских военнопленных у
лагерей «Гронды» и «Комарово».

На глубине от одного до полутора метров
обнаружены груды трупов, в беспорядке, в
несколько слоев наваленных друг на друга.
На пространстве в 6 квадратных метров
рва-могилы № 1 было извлечено 38 тру-
пов, т. е. на один квахратный метр плоша-
ди рва тлубиною в 21 метра приходится
более 6 трупов. Найденные среди костей
остатки одежды и разные предметы не оста-
вляют сомнений в том, что во всех этих
ямах-могилах похоронены замученные неу-
цами советские военнопленные.

Общая плошадь захоронения трупов на
2-х вышеназванных кладбищах составляет
около 22 тысяч квадратных метров. На
кладбище в «Грондах» на первоначальных
одиночных и трупповых мегилах ‹<охраня-
лись отдельные етолбики с датами похорон
or 18.8—1941 года до 28.8—1941 года.
Сотласно акту судебно-мелицинской экепер-
тизы комиссия определила, что число за-
хороненных трупов замученных немцами
	PORCTCRUK военнопленных на клалбише лА-
	геря «Гронды» составляет 41.592, а на
кладбище лагеря «Комарово» — свыше 24
тысяч, а всего на обоих кладбищах захоро-
нено свыше 65 тысяч трупов. Это количе-
ство трунов определено комиссией с край-
ней осторожностью. ках минимальное. 0д-
	нако и оно показывает ужасающую емерг-
	ость заключенных.

Раскопки противотанковых рвов близ де-
ревни Гуты-Буйны, произведенные комих-
слей. показали, что немцы расстреляли
	злесь свыше 1800 советских военноплен-
	ВЫХ.

Во рвах обнаружены беспорядочно нава-
ленные в несколько слоев в разных поло-
жениях трупы. в большинстве в еоветоко-
	военной форме. 717 процентов исследованных
	черепов имеют одиночные или множествеов-
ные огнестрельные ранения; По характеру
ранений мояено отределить, что расстрел
	производился не только на краю рва, 39 и
	в самых рвох. Повидимому, немпы добивали
выстрелами сверху еше живых людей.

Множество обнаруженных среди трупов
остатков одежды, предметов обмунлирова-
ния и вешей свидетельствует, что pac-
стрелянные — советские военнослужащие.
Обнаружены несколько документов, а также
медальонов советоких военнослужащих с
сохранившимися записями имен и фамилий
расстрелянных.
	Специальная комиссия,  командирован-
	ная в Польшу Чрезвычайной‘ Государетвен-
ной Комиссией, в составе предредателя
Кудрявцева Д. И., членов комиссии: Ни-
китина Р. М. и Авдеева М. Й., с участием
представителя командования = северной
труппы войск подполковника Дмитрусен-
ко С. А., а также старосты гор. Остров-Ма-
зовецкий и его уезда Роговекого С. И.,
произвела с 25 июня по 8 июля 1947 года
раюследование дела 06 убийстве немецко-
фашистскими = захватчиками  советоких
военнопленных близ города Остров-Маво-
вецкий (в Польше).
	Комиссия произвела осмотр 2-х бывших
	немецких лагерей для советеких военно-
пленных при дер. Гронды и дер. Комарово,
мест массового Захоронения замученных
немцами советских военнопленных, 2-х
противотанковых рвов близ дер. Гуты-Буй-
ны, в которых немцы расстреливали и 84-
калывали советских людей; произвела pac-
ROQKA массовых ям-мотил, экогумацию: и
исследование трупов; допросила 26’ свиде-
телей——жителей гор. Остров-Мазовенвяй и
окрестных  дефевень-—Литники,  Сельцы,
Майлан-Козуковекий, Комарово, Гуты-Буй-
ны, исследовала вещественные доказатель-
ства и установила слелующее:
	Eh EEL SEER ТО. UMP PUD se GUD Uae a
естных  деревень-—Липники,  Сельцы,
Илан-Козиковокий, Комарово, Гуты-Буй-
‚ исследовала вещественные доказатель-
а и установила следующее:
первые партии советохих военнопленных
ли поступать в лагерь «Гронды» сразу
после вторжения немцев в Советский
Юз, в конце июня 1941 года, сначала
лыиими партиями по 300—500 чело-
‚ 8 затем по 1000, 3000. 5000 п более.
ибольшее поступление пленных в лагерь
10 в сентябре и оптябре 1941 года, пос-
чего значительно уменьышилееь; в конце
‹абря 1941 гола лагерь в Грендах был

зывалось . р

Заключенных беспошадво избивали, трё-
Вили собаками, подвергали истязаниям,
обезсиленных и падавитих от голода и тя-
желой работы людей пристреливали и до-
бивали палками. Одним из . мучительных
видов наказаний было подвешивание на
столбзх. Заключенных привязывали под
плечи к столбу и заставляли висеть в та-
KOM положении по многу часов. Естествен-
но, что многие Не выдерживали такой пыт-
ки и умирали. Доугим видом истязаний бы-
20 стояние пох открытьвг небсм, пед паля-
щим солнцем с полнятыми зверх руками но
нескольку часов.
	о РУ ТЯ С

B результате изнурительного голода, бо-
хезней. истязаний, расстрелов смертность в
	даключение судебно-медицинской экспертизы
	Такое количество трупов свидетельствует
06 исключительной массовой смертности в
лагерях «Гронцы» и «Комарово».

При трупах обнаружены остатки военно-
	о обмунлирования советекото образца, ©э-
	ветекие деньги, советовие почтовые марьи,
советские документы. ,

Давность захоронения трупов соответ-
ствует времени, указываемому свидетеля-
ми,—1941—1942 годам.

В соответствии со свидетельсвими пока-
заниями. следует считать, что массовая
смертность советских военнопленных в ла-
герях «Гронды» и «Комарово» была 0бу-
еловлена режимом голода, антизанитарных
условий и эпидемиями.

2. В двух противотанковых рвах у дерев-
ни Гуты-Буйны обнаружено свыше 1.800
трупов.

Большинство трупов имеет на себе оетат-
ки военного обмундирования советского
военного образца. У части трупов обнаруже-
ны остатки гражданской одежды и обуви, в
том числе женской.

Подавляющее большинство исследован-
ных черенов (77 процентов) имеет олиноч-
ные и множественные огнестрельные по-
врежиения.

Этими данными устанавливается, что в
протявотанковых рвах обнаружены жертвы
массовых расстрелов.

Судебно-медицинская экспертная комиссия
в составе: главного судебно-медицинекого
эксперта МВС СССР профессора Авдеева
М. И., начальника  судебно-медицинской
лаборатории СГВ майора мед. службы Алек-
сеева` Н. М., врача-специалиета патолого-
анатомической лаборатории СГВ майора мед.
службы Шевченко И. П., врача — епециа-
листа той‘ же лаборатории старшего лейте-
нанта мет. службы Давыденко С. 0. с 1 по
1 июля сего года произзела обследование
мест массового захоронения: 1) у лагеря
«Гронлы», 2) У лагеря «Комарово» и 3) в
противотанковых рвах близ деревни Гуты-
Буйны в районе города Остров-Мазовецкий.

Комисеия произвела осмотр и обеледова-
низ мест массового захоронения, из’ятие из
общих могил и исследование трупов и их.
частей и осмотр предметов, обнаруженных.
при трупах и в местах массового захороне-
ния, и вынесла следующее заключение:

1. Клалбища у лагерей «Гронды» и «Ко-
марово» представляют собою места массо-
вого захоронения трупов.

Трупы беспорядочно  пабрасывались в
огромные ямы-рвы, вмещавшие до 500 и
боле? (в лагере «Комарово») трупов. Лишь
в отдельных могилах трупы располагались
в один ряд.

0бщез количество трупов, захороненных
на этих кладбищах, превышает 65 тысяч.

ийскнх казарм, ва км от лагеря в «За периот моей работы в лагере, —
ндах. рассказывает свидетель Ноншерович Ни-
Свидотоль Теляновсний Тадеулг СОтани-   колай Александрович, столяр, проживаю-
вович, житель г. (стров-Мазовецкий,   щий в поселке Остров, Остров-Мазовец-
оказал комиссии о лагере в Грондах  кого уезда, — я видел, как издевались
	«В указанном латере я работал два с
половиной месяца в качестве кузнеца.

Когда прибывала партия роенноплея-
ных, то ‘их загоняли на общее поле и дер-
жали там трое суток без пиши и воды.
Первое время военнопленные прибывали
партиями от 500 до 1.000 человек, &
потом стали прибывать пафтиями по 5—
6 тысяч человек.

Из общего соктора, пройдя так назы-
васмый З-ллевный «карантич» без пищи
и воды. военнопленные труппами по
	‚ 500—600; человек выводились на сорти-
	ровну около п100се, к геостаповскому Ga-
раку. Вывохили их строем, иирина ко-
лонны -— 6 человек. Эту колонну про-
водили медленным шагом мимо 4 теста-
TOBLEB, которые показывали, кому вый-
ти‘ из строя. Отобранных  выестраивали
отдельно. Затем предлагали из ` общего
строя выйти комиссарам, политрукам и
евреям. которых пристраивали к ранее
	немпы нат военнопленными. Морили их   М
	толодом, избивали и расстреливали. я

лично видел, как военнопленные, будучи

на работе, рвали траву, листья © деревь-

ев, И 3& это их немпы били палками и

расстреливали. Военнопленные еле воло-

чили ноги, были страшно истощены и

оборваны».

Сзилетель крестьянин дер. Липники
Жабик Антон Александрович рассказал ко-
миссии:

«В августе месяце 1941 года я стал
замечать, что из лагеря ежедневно выно-
или мертвых. Смертность военнопленных
с каждым днем все увеличивалаеь, она
	тостигала больших размеров в сентябре-—
	октябре 1341 года, когда смертность до-
ходила до 5000—1000 человек ежедневно.
Ямы для закапывания мертвых копали
сами военнопленные; При наличии боль-
юго количества умирающих военноплен-
ных немпы мобилизовали крестьян © ло-
шальми для вывоза трупов © территории
	Передовики соревнования
	р ———

у
По следам выступлений «Красного Флота»
tO OTC ee aoe ВЫ ОНИ АОИ
	«НЕПОНЯТНОЕ РАВНОДУШИЕ,»
	Под таким заголовком в газете «Красный
Флот» от 12 августа была напечатана кор-
респонденция, в которой сообщалось, что в
Н-ском Краснознаменном подразделении кА-
topos He уделяется внимание пропаганде
боевых традиций, предается забвению боевая
история кораблей. Здесь пошли даже JO TO-
Го, что закрасили на рубках кораблей звез-
ды боевых побед.

Капитан 2 ранга Вольфович сообщил ре-
давция, чт» факты; евидетельствующие э
серьезных недостатках в пропаганде боевых
традиций, полностью подтвердились:
		отобранным на-глаз. дтобранных указен-  Лмеря».
ным выше способом сажали на мапину, нь Наревский Иосиф Иосифович,
увозили в файон дер. Гуты и там их рх-   Председатель: уездной _Народовой Рады
	стреливали, а трупы зарыраля в проти-
вотанковые рвы».
		г. стров-Мазовецкий, работавший в лагере
«Гронды» в качестве столяра, об истязании
	завода было вручено переходящее Враеное
знамя Ленинградского областного профсоюз-
ного комитета.

Принимая переходящее Красное знамя,
начальник завода т. Гушлевский заверил,
что коллектив © честью вылолныт взятое
обязательство. Выступившие на митинге
стахановцы заявили о горячем стремления
коллектива приложить все свои силы, что-
	бы достойно вотретить 30-ю годовщину
Великой ПАРОЙ социалистической
леволюции.
	Признавая правильной критику по адресу
политотдела, капитан 2 ранга Вольфович
сообщает, что в настоящее время прянимает-
ся рят мер для устранения отмеченных ие-
достатков. Восстанавливаются звезды б0-
вых побед на катерах, приводится в поря-
док история подразделения, организуются
локлады и беседы о боевых подвигах экипа-
жей катеров в годы Отечественной войны,
В частности, в сентябре будет проведен ве-
чер молодежи, на котором с воспоминаниями
выступат моряки кораблей подразделения —
участники боев за Родину.
	Черепа с одиночными и множественными огнестрельными ранениями, извлеченные
из противотанкового рва близ деревни Гуты-Буйны.
	Трупы замученных немцами советских военнопленных. в, лагере «Гронды»,
(Немецкий снимок).