В основе данного очерка лежит статья наша, помещенная в юбилейной, посвященной пятилетию октября, седьмой книге журнала, «Печать и Революция» (М. 1922. Государственное Издательство). - Но то, что в форме и формате статьи было оправдано ее местом и со
седством, оказывается в книге требующим переработки. Сколь ни мала книга, сдержанная условиями времени, она по-иному говорит со своим читателем; и статья, о коей шла речь, нами подвергнута была весьма принципиальному расширению; ряд дополнений про

изведен был, как то увидит читатель, имевший в руках статью

прежде всего в области обоснований и оценок. - Но к полноте самого материала автор сознательно не стремился; отдельные темы (о со
временной иллюстрации, скажем, книжном ли знаке или гравюре на дереве) - темы монографичные; а сколь ни желательны специальные изыскания такого типа, они никогда не отменят общих обзоров, приобретающих достодолжную перспективу только при соблюдении некоторого расстояния от изучаемого предмета. - Наш очерк созна
тельно хочет сохранить такой «общий» характер; с «высоты птичьего полета» представлена здесь диорама русской графики; и при всем покаянии автора, что он, быть-может, был несправедлив к иным,
требующим более детального рассмотрения, вопросам, - в силе остается соображение, что нарисовать общую такую картину было для него весьма интересным; для тех, кто бы хотел ее окинуть общим взором, оказавшись, быть-может, небесполезным. - Данный очерк, одним словом, хотел бы быть введением в русскую современ

ную графику; ее границы очерчены сознательно как можно более эластично.

Детальные исследования будут потом и скоро. - Область графики вообще - все таки же самая прельстительная из всех, нам даруемых современным искусством! - Выражая здесь товарищескую при
знательность издательству, автор хотел бы указать в конце и на расширение иллюстративного материала книги, выискивать случаи которого он хотел бы поручить любопытству друзей русского полиграфического искусства.

ААС.