ie eel

ВЯ DMCKYCO pre
ЛЕНИНГРАДСКИЙ: МАЛЫЙ ОПЕРНЫЙ _ TEAT

мужик» МАЛЕГОТ, что сн
их слек- вотсной опель и
	тизу в экспериментальной работе по созданию и поста-
нозие новых советских о оперных произведений. По-
скольку эта. работа эксперименталына, среди поязляю-
щихся новых опер неизбежен каной-то процент спабых
произведений. В том-то и заключается смысп работы
	практически двигает вперед депо .со-
	ветской оперы и открывает дорогу на свою сцену про-
изведениям, порой, может быть, технически и спабым,
но разрабатызающим ‘и ставящим по-новому оперные
проблемы и представляющим в этом отношении при
пиально - художественный интерес.

Приезд МАЛЕГОТ в Москву будет иметь огромные
положительные последствия для всего дела советского
музыкального оперного театра и оперного творчества.
Мы еще вернемся как к оценке отдельных спектаклей,
‚Так и всей деятельности МАЛЕГОТ в целом,
	феста. А как .дана финальная спена
	на фронте, как хорошо передано
здесь’ бурно газлившееся ‹ маесовое
движение как удачно наадена,
	здесь тема хоровой песни, как остро —
	она контрастирует с предыдущей
истерической речью Митьки и пас-
сивным мотивом песни пленных ав-
стрийцев. Выразительна последняя
сцена спектакля — и опять здесь
удачно найдены драматическое звуча-
ние и революционный пафос этой
сцены (эпизод убийства Лестницкого,
марш удаляющихся солдат и послед-
ние реплики Сашки). Все это дей-
ствительно лучигие сцены в опере и
потому с таким нарастающим интере-
сом после первых, несколько расхо-
лаживающих cneH, CACHING 8a CHCR-
таклем.

Здесь у Tsepmuncnoro суровый, пра.
вдивый песенный язык, использую-
щий. обороты фольклора, народные
попевки и т. д. Как бы этот простой
И по-своему красочный язык подо.
	шел для всей оперы и. вместе ©
	тем как он близок стилю ‹шолохов-
ского романа! Именно отсюда надо
было и можно было итти — эти сце-
ны должны были определить стиль
всей оперы.,А вместо этого молодом
комнозитора буквально, что называет-
ся, «провоцируют» на штами, подетав-
ляют ему шаблонные : мелодрамати-
ческие ситуации, стертые лирические
слова. Что же удивительного, если. в
результате получается ходульность,
оперность, штампованность (напри-
мер, сцене у колодца). Ведь словес-
ный текст всегда таит в себе музы-
кальную интонацию и преодолеть
присущее этому тексту внутреннее
звучание бывает очень трудно. Дзер-
жинский еще не обладает  достаточ-
ной композиторской техникой и не
может ‘противостоять дурным влия-
ниям своего либреттиста. ° Поэтому
нарялу 6 удачными сценами в ряде
эпизодов у него много лирически-
бесцветной музыки, и не найти в
‚этих эпизодах ни больших музыкаль-
ных мыслей, ни ярких музыкальных
образов. Отсюда глубокие противоре-
чия между революционными еценами
и первыми сценами, отсюла противо-
речие и вообразе самого Григория.
Постановка (режиссер М. Терешно-
вич) He смягчила этих противоречий
‚самой оперы. -Постановщик паесив-
но следовал за либреттистом и компо-
зитором. Его первые сцены в спек
такле чересчур мелодраматично-опер-
ны. Удачно поставлена сцена у Ле-
стницких, когда к Аксинье, толь-
ко что потерявшей ребенка и узнав-
шей о гибели Григория, кралучись, со
свечкой в руке, пробирается Евтений.
Массовые сцеиы выглядят в спек-
тажле значительно лучше, в обобен-
ности последняя, заключительная.
Прекрасный» образ Аксиньи дает
талантливая артистка Вельтер, очень
хорош Орлов в роли Митьки. Заслу-
женный артист Журавленко (Сашка)
‘бым болен в вечер премьеры и поэ-
тому об’ ето исполнении мы сказать
ничем не можем, тем более, что в
последней картине его сменил другой
актер (Райков). Артист Пичугин во-
кально хорошо справляется со своей
партией, но оперный, мелодраматизм
самой роли, ее лвойственность и. про-
тиворечивость не дают ему возмож-
ности создать цельный образ.
0с0бо нужно човорить о дирижере
Самосуде. Слушая Самосула, пони-
	аа

В Фбластк массовой песни, передачи
массовых сцени т. д. Этой техникой
ок. в известной мере уже владеет. В
остальном ‘же технически Дзержин-
ский еще весьма слаб. Проблема ма-
стеретва стоит для него чрезвычайно
остро, ему надо много и упорно учить-
ся. Вопрос о мастерстве, однако, не
`может и не должен ставиться при
этом формалистски-самодовлеюще,
оторванно от практики, как самоцель.
Нам нужны первоклассное мастерство,
первоклассная советская музыкальная
техника, помогающиё композитору
овладеть своей темой, передать в мак-
симально яркой и убедительной фог-
ме илеи и чувства социалистической
эпехи. Это высокое советское музы-
кальное мастерство растет у нас ва
базе критического, творчески актив-
ного овладения и преодоления всего
наслелия прошлого, в борьбе и работе
над актуальной, современной совет-
ской тематикой, И именно потому по-
становка «Тихого Дона» имеет поло-
жительное значение и для наших
композиторов и для советского музы-
‘кального театра, ибо она ведет нас по
нути к, овладению (этим мастерством,
			` «Тихий Дон». Вельтер — Аксинья
	ПАМЯТИ ©. М. КИРОВА
	В кировокие дни в ЭТенйнраде бы-
	20 несколько раз. исполнено новое
произведение композитора, М. А, Юди-
на — «Реквием» для двух хоров (сма-
шанного и детского), симфоническо-
№ оркестра и Четырех солиотов-пев-
цов. Иронаведение это бесспорно при-
таддежит к числу наиболее сярких
явлений советской о музыкально-
порческюй мысли последних! mer. -

Имя М. А. Юдина в музыкальной
критике. встречается весьма He часто.
(лнако причина этому кроется or
нюдь не в отсутствые у Юдина ко-
дичеотвенно и „качественно достатоз-
10й продукции, & тем более не в
окутствии у него. сформировазшето-
сл порческого: облика» Наоборот, здесь
сделуст ‚скорее бробёить упрек Wawd-
иницнатазной критике; }

bas Ц вся многогранная полифоние
ческая культура прошлого,  музы-
кальный фольклор русекого крестьян.
ста послужили тоц., богатейщей
(азой наследия, на которой выраста-
до живое ц импульсивное творчество
Юдина. Медодист по призванию и
убеждению, Юлин во всем своем
творчестве стремился к построению
музыки идейно содержательной; эмо-
дионально насыщенной и вместе с
тем массово доступной, Именно че-
{из мелодику всегда искал Юдин ме-
Tol ` реалистического отражения и
обобщения действительности, и нель-
ал не признать его понски принци-
унально верными.

В шести больших частях «Рекви-
емз» композитор стремился выразить,
отношение многомиллионной народ-
ной массы к трагической тибели од-
300 Aa своих любимейших учителей
и вождей, Образ самого Кирова, по
существу, в «Реквиеме» не дан: даны
Wilh горе, гнев и мощный под’ем
трудящихся, их. потомность в новым
боям, продолжающим то дело, для
которого жнл и за поторое погиб Сер-
кй Миронович. Бот почему mponabe.,
дение и было названо ‚автором. «Рек-
внемом», хотя OT исторической тра
CRUNK здесь естественно осталось
только название. Мы не. можем при-
знать залачу создания музыкального
памятника С. М. Кигову окоичатель-
но раарешенной: над ней еще, пред-
стоит немало поработать нашим ком:
лозиторам. Но приближение к ев раз-
	решению Юдин Boe же дал, и в этом
смыеле музыка явственно опередила
друтие искусства.

евозможность найти высокохудо-
жественные поэтические тексты вы-
нудила композитора прибегнуть. к ли:
тературному монтажу из воззвания
ЦК партии, речей самом Кирова, тт.
Молотова и Манунльского и т. д. Это
повлекло за собой определенное ‘Tpo-
тиворечие между  эмоционально-06:
разной музыкальной и оратогоко-пуб-
лицистической словесной тканью про-
изведения. Надо сказать, что Юдин
сумел отобрать действительно то, чте
наиболее поддается музыкальному во-
площению, & отдельные ‘моменты ка-
жутся почти органически связанны-
ми с их музыкальной  интерпрета-
цией. к,

Основной носитель  музыкально-
смыслового развития в «Реквиеме»—
хор. Большой мастер’ хоровой куль:
турв, Юлин сумел сделать хор здесь
подлинным ‹ выразителем массовых
мыслей и ‘чувств. Важно подчеркнуть
умение композитора“ лать хоровую ли.
рику. Совершенно” же потрясающее
действие производит небольшой хор
детских голосов, рассказывающих от
имени пионеров о Кирове—друте де-
тей. Оркестр служит крепкой опорой
хору, лишь в отдельные Моменты
приобретая самостоятельную функ-
цию. Но следует признать прямой не-
удачей сольные партии в «Реквиеме».
Правильнеей пожалуй, их было бы
трактовать в некоем речитативно-по-
вествовательном плане, что, кстати,
позволило бы сильно разгрузить хор
от изложения событий; в частности,
больше всего этого хотелось во второй
части — воспоминаниях о Кирове,
	В <Реквиеме» есть ряд неожилан-
ных и Немотивированных, на наш
взгляд, перерывов в музыкальном
развитии. Залача композитора, при-
ступаюлщего теперь’ к отилифовке
своего ‚произведения, — уничтожить
или ‘Как-то художественно оправдать
этн моменты.

—По тлубокой искренности, дейст-
венности и монументальности «Рек-
вием» Юдина представляет собой
одно из крупных достижений совет-
ской музыкально-творческой мысли.
		С огромным художественным успехом Троходят у нас
гастропи ленинградского Малого оперною театра. Уже
показаны все основные пять SrronTannelia 1p APESAH MEE
в. Москву: «Пиковая дама» в постановие №: Э. Мейер-
хольда, «Тихий Дон» Дзержинского, «Лби Макбет
Мценского уезда» Шостаковича, =
ной борьбе поэта с жандармской. бю-
рано за личную свободу и сво-

ду творческой мысли. Читая эти
отихи, десятки лет приводившиеся в
доказательство аполлонического бес-
страстия пушкинской музы» Яхонтов
выражает в своих интонациях Чув-
	пы той новой творческой полосы
Мейерхольда, которую сам мастер ус-
ловно определяет словами  «музы-
кальный редлизм», были им и
определены именно в «Учителе
сё»; свидетелем ибучастником созда-
ния которото’ был’ Яхонтов в пору
своего пребывания в театре Мейер-
хольда, м
Яхонтов — один из культурнейпе
и внимательнейших  актеров-читате-
лей. Он открывает поэтические красо-
ты в отенограммах политических ре-
чей, в газетной хронике, в мемуарах
и публипистике. Он умеет извлечь
	драматический эффект из самом, на  кина, Л не знаю никого,