Концертный сезон.
	ТРИ ВОПРОСА ГОСФИЛУ
	в Алма-Ата проходит конкурс ка-
веских певцов-рабочих, колхозников,
noms, бухгалтеров и учителей
лучшее исполнение народных ле-
ми, В Тифлисе закончилась олимпи-
ya народных танцев. В Калинине
monet отпустил пятьдесят тысяч
и на организацию филармонии;
(иске участвующий в олимпиаде
ыхальной самодеятельности же
иных дорог оркестр народных ин-
ументов под управлением телегра-
шить Бердникова замечательно играл
шлях  неоконченную симфонию
берта... Из Ашхабада и Архан-
wes, из Читы и Киева поступают
‚иеджевно подобные же известия.
	+ рикюгда ни одна страна в мире не
живала и не знала такого расц-
‘уз массового музыкального искус-
ав, такой любви и потребности в
к, Жажда музыки‘ обуревает и
’ртывает миллионы людей! В ка-
ий ничтожной мере удовлетворяет
жажду наше профессиональное
нкальное искусство! Одной xa
[илнейших и первоочередных музы-
рлмых проблем, стоящих ныне пе-
И нами, является проблема органи-
  щионная; нам нужно покрыть всю
  ану стью музыкальных Чикол, ор-
  аизовывать симфонические орке-
цу, концертные залы, растить‘ кал-
	Развертывание стационарной кон-
`зртой работы на местах — одно из
‘зяных звеньев в этой цепи. Работа
BORE филармоний все последние го-
ив м отношении отстает чрез-
att, И когда мы сейчас обсуж-
‘их перспективы концертного сезо-
цу мы хотим знать не только о том,
то будет исполняться в Москве, но
110, так наши Филаруонии будут
бтживать периферию, где в этом

сезоне по примеру г. Калинина будут
открыты филармонии и т. д.

глухом селении Хилок детский
струнный’ оркестр п/у Дьякова ис-
полняет увертюру «Кармен». В клубе
им. Горького на станции Тагил ор-
кестр в двенадцать человек превос-
ходно справляется с Чайковским.
Конотопский украинский  самодея.
тельный `хор’ поражает культурой
исполнения, — это говорит о многом,
но в первую голову о том, что во всех
этих пунктах есть большой актив
любителей музыки.

В Воронеже много лет существует
хороший симфонический — оркестр.
Этот оркестр в свое время организо-
вался из оркестрантов кино, театра,
‘ресторанов, Они урывками в свобод-
ные часы собирались для репетиций
и стали ценным коллективом. Разве
этот опыт Воронежа не следовало бы
раслространить на другие города? У
нас есть миллионы слушателей. У
нао есть на местах и немало хороших
исполнителей. Нужно только их соб-
рать, воодушевить, помочь им. Что в
этой области думает делать Госфил?

Концертный сезон для нае — это
отнюдь не только Москва, Ленинград,
Киев. А концертный сезон в  Москве
— это не только Большой и Малый
зал Консерватории, В прошлом сезо-
не Филармония вела сравнительно
большую работу в клубах, на заво-
дах и фабриках Москвы. Много в
этой ° работе было несовершенното.
Подбор исполнителей в концертах за-
частую был не первоклассный, Наме-
ченные программы нередко менялись
и срывались. Вступительные слова и
лекции были плохи (вульгарного со-
циологизма в этих лекциях и словах
было сверхдостаточно). Все эти отри-
` цательные моменты в значительной
		1КАТРАЛЬНЫЙ
БИЛЕ .

Наши театры отвыкли от таких, ка-
залось бы, простых вещей, как касса
и билет. Зритель, получающий билет
на спектакль, перестал интересовать
театр. Вместо него появились безли-
кие «оптовые» потребители, заклю-
чающие договоры на готовящуюся к
выпуску «продукцию» театра. Лов-
кость администратора стала основой
процветания театра. В этом голу Tea-
трам предстоит заново познакомиться
с кассой и билетом, и это знакомство
их многому научит,

Театральный билет лучше десятка
инструкций научит директоров ува-
жать культурные традиции театоз,
научит следить за порядком в театре,
прекратит бесчисленные замены и
переносы спектаклей, заставит точно
выполнять  репертуарно-постановоч-
ные планы.”

‚ Театрам придется задуматься и 0
том, можно ли устраивать из спек-
таклей антикварные лавки. Если 6
Мейерхольд ставил сейчао «Даму ©
камелиями, он пренебрег бы доро-
тгостоящими антикварными часами,
хрусталем и бронзой, его режиссер-
окий талант нашел бы другие и,
	кстати оказать, более сценичные при-
	емы решения художественных задач
спектакля. Да и не только В. Э. Мей-
ерхольл. И В. И. Немирович-Данчен-
ко и И. Рабинович и Ф. Ф. Федоров-
ский по-другому подошли бы к своим
спектаклям, если 6 подумали © том,
во что обойдется ненужная роскошь
оформления. Спектакли их от этого
только 6 выиграли.

Театральный билет — превосходное
средство не только организационно-
хозяйственного, но и художественного
самоконтроля.

Известно, © какой огромной лю-
бовью относится зритель к Москов-
скому Худложественному театру. Но
это не значит, что эритель  безотчетно
доверяется высокой «марке» даже
этого театра. На «Хозяйке гостини-
цы», на «Елизавете Петровне» и доу-
тих спектаклях легко обнаружить
зияющие пустоты в зритедьном зале.
Наивно было бы об’яснять отсутетвие
интереса зрителя к этим спектаклям
тем, что они устарели: сколько лет
илут «На дне», «Вишневый сал», «У
врат царства»? «Хозяйка гостиницы»
и «Елизавета Петровна» — попросту
неудачные, немхатовские спектакли,
и от зрителя это не окроешь.

Театр им. Вахтангова, например,
упорно отводит всякие обвинения его
в художественном отставании, в сни-
жении режиссерского и актерского
мастерства. А по терминологии Цен-
	театр
	_тральной театральной кассы,
	им.  Бахтангова «трулньги» театр.
Зритель равнодушен и к «Человече-
ской комелии», и к «Трусу», и к ‹Ко-
варству ‘и любви», не говоря уже о
«ПШляпе» и «Дороге цветов».

Еще более «трудный» театр — Ка-
мерный. Елинственный его спектакль,
вызывающий большой интерес зря-
теля, это «Олтимистическая  траге-
ma. HW «Родина», и «Египетские
ночи», и «Не сдадимся» зрителем не
приняты. «Сирокко». «День ‘и ночь»,
постаревшая «Жирофле-Лирофля» co-
всем не собирают публику. Не случай-
но, что настоящим успехом пользуют-
ся в Камерном театре лишь те спек-
такли, в которых участвует ето дей-
ствительно большая актриса Коонен.

В весьма и весьма серьезном поло-
жении оказывается Еврейский театр.
В этом театре настоящий успех знает
лишь «Король Лир». На «Стене пла-
ча, «Колдунье» театр пустует. . По-
следний спэктакль, в свое время поль-
зовавшийся большим и заслуженным
успехом, не дает сейчас даже удовле-
творительных сборов, несмотря на
участие в нем выдающихся артистов
Михоэлса и Зускина. Виноват в этом,
конечно, сам театр, дающий в год все-
то одну-две премьеры и вынужденный
поэтому без конца возобновлять свой
старый, давно отылранный репертуар.
Театральный билет заставит театры
задуматься и над этим вопросом, —
с двумя премьерами в тод не прожи-
веть.

Он заставит театры © большим зни-
манием относиться к сохранению ху-

Синьяку. Правла, здесь

цитадель и единственный завод для
изготовления пловучих мин, HO при-
влекает сюда зимой и летом между-
народную армию художников маличе-
ское имя революционера французско-
то искусства. Отдал и я дань Сен-
Тропеау. По соседству с виллой «Оли-
вады», где я поместился, в большом
ателье работал старый Сильяк. Пе-
ред его домом на мраморной доске
вычерчены солнечные часы с над-
nycED: ee ne matque que les heures
clairess («Я не чувствую-и не выра-
жаю ничего иного, как только «еветз).
Изречение вполне характеризует плея-
лу импрессионистов. В Сен-Тропезе
Tuner Сегонзак, сюда любит приез-
жать Дерен.

По моем возвращении из Сен-Тропе.
2а в Париж я пришел закантивать
портрет А. де Монзи. В коллекции
этого тюпулярного министра нахолит-
ся один из ранних пейзажей Синьяка
эпохи Сейра. Оиньяк был другом де
Монзи. Во время наших сеансов
де Монзи не раз остамавливал свой
блестящий взор на этом любимом им
произведении. Однажды я был свиде-
телем встречи художника и министра.
Де Монзи, окруженный директорами
и искусствоведами своего. министер-
ства, открывал в Лоранжери выстав-
ку Губерта Робера. Приветствуя мини-
стра и друга, Синьяк снял шаяпу.
Де Монзи быстро протянул руку. дру-
тую положил ему на плечо. «Здрав-
	дожественной цельности Ф<нектакля.
Спектакли театра им. Мейерхольда,
театра Музыкальной комедии и мно-
тих других совершенно теряют свой,
облик уже на каком-нибудь двадцатом
прелотавлении из-за общей расхля-
банности, из-за слабых дублеров, и
интерес. зрителя к спектаклю неиз-
менно снижается.
Есть у театрального билета еще
CAYO замечательное свойство: ои раз-
бивает вдребезги теорию «кассового»
спектакля. До сих пор еще находятся
такие дельцы в театрах, которые счи-
тают, что так называемый «илеолога-
чески выдержанный» спектакль обя-
зательно приносит театру убыток, что
театр не может существовать
«кассового» спектакля. Именно из
«кассовых соображений». московский
Трам включил в свой репертуар «Же-
ну товарища», которая, как предпо-
лагалось, должна была завоевать проч-
ные симпатии зрителя своей «пикант-
ной» темой Что же оказалось ВА
	деле? Много ли лал этот спектакль
	московскому траму? .
Мното ли дали Камерн театру

его «кассовые» оперетты? Много ля

дала театру им. Вахтангова сугубо
		которой все — от детективного толко-_
вания Бальзака, до позолоты и ми-
шуры художника — было принесено
на. алтарь кассы?

Новая система связи театра со зри-
телем приносит уже свои результаты,
Театр, носящий громкое название Го-
сударственного московского драматя-
ческого театра, а по существу своему
являющийся безликим, никому He FH-
тересным, случайным театриком лЕ-
квилирован. Когда-то этот театр пы-
тамся работать по совершенно наду-
манной, из пальца высосанной` «си-
стеме импровизации» и на этом свой
творческие эксперименты и поиски
закснчил. Ето существование подлер-
живалось исключительно «дотацией»,
— зрителю этот TeaTp был не нужен.

Иктересный и не так давно поль-
зовзьшийся птирокой популярностью
орели московских арителей Teirp
п/р Симонова недавно проводил та-
строльные спектакли в _ помещевии
«Аквариума». Эти спектакли вызвали
такое ‘откровенное равнодушие зрите-
ля, что, не дожидаясь конца TOTe-
ворного срока, театр уступил свое
пустующее помещение другому тез-
тру и срочно выехал на гастроли.
Однако и в Харькове его спектакли
проходили при безлюдном зале. М.-
лолой коллектив театра топчется Hs
месте, ни олин спектакль его не до-
chur художествениого уровня «Талан-
тов и поклонников», лавших жизнь
этому театру. ^

тия п/р Хмелева после спектак-
ля «Не было ни гроша» получила по-
мещение и средства, — можно было
OMMIATH, что коллектив и ето руко-
	водетво пойдут дальше ученического.
	«Гроша». Случилось, однако, иначе:
сейчас эта студия ровным счетом ни-
чего собой не представляет. Два спек-
тавля, выпущенных ею после «Гро-
ша», не вызывают: интереса зрителя.

Новая форма связи театров со зри-
телем, подсказанная самой жизнью,
будет для многих не легким, но 69-
вершенно необходимым испытанием.
Те, кто чувствуют себя неуверенно,
	уже ищут ‘способы обойти  распоря-
	жение Комитета по делам искусств ©
свободной продаже билетов. Изобре-
таются всевозможные! уловки, питпут-
ся очередные ходатайства и петиция.
Едва ли эта игра в прятки имеет
какой-нибудь смысл.

Никто не отнимает у театров права
на экспериментальный спектакль, ва
художественный риск. Но разве «Со:
ло на флейте» в Малом театре — 819
эксперимент? Разве «Лестница сла-
вы» провалилась потому, что была не-
понята зрителем?

Советский зритель, лучший зритель
в мире, оценит по заслугам все’ здо-
ровое и талантливое, что есть в на-
ших театрах. С полнейшей прямотой
он скажет в то же время свое слово
о театрах, плетущихся в хвосте. Теа-
тральный билет — зерный посредник
	межлу театром и зрите
	Акварель
отвуйте, доротой метр!» Они pasro-
	варивали несколько минут, окружен-
	ные всеобщим вниманием, Я  смот
наблюдать этих двух людей, пред-
ставляющих старую культуру и тра-
диции французской нации. Синьяк
был активным членом общества дру-
gett CCCP. При возникновении Ассо-
циации писателей и художников ре-
волюционной Франции Синьяк вы-
ставляется на первой выставке, . ©0-
стоявшейся под этим названием. в
1934 г. в Париже в «Порт-Версаль»..

В конце 1933 г. я посетил Синьякз
в его парижской мастерской ул. д’Аб-
байе, 14. В голове мысль: а ведь ря-
дом через несколько домов мастерская
Делакруа. Знаменитый  романтик-
барбизонец давно сошел в могилу, я
же встуваю в дом, где все говорит 9
старине, об эпохе Парижской Ком-
муны. Последние остатки этого старо-
№ Парижа постепенно исчезают. В
	‘таком доме работает и доживает свой
	век Ноль Синьяк.

Женщина ввёла меня немедленно в
мастерскую. Через две минуты вошел
Cannan и, как будто мы давно зна-
комы, усалил меня в плетеное кресло.

— Я член «Салона незавиопмых» и
Bat, знаю давно, — говорю я. Синьяк
даже подскочил, обрадованно кивнув
головой. — Пришел я к/вам в связи
с кончивой° А. В. Луначарского.
Смерть этого деятеля вызвала среди
нас ролнение, и чтобы выразить наше
соболезнование советской обществен-
	вниманием Филармонин к клубной
работе. Для Филармонии она всегда
быдла второстепенной и побочной. 0с-
HOBHOH и главной была организация
концертов в Болыном и Малом залах
Консерватории. Мы нисколько не ду-
маем умалять значения концертов на
центральных площадках Мобквы, но
пора понять, что разделение на «глав-
ную» и «неглавную» работу, противо-
поставление центральной и клубной
работы совершенно неправомерно. Ибо
и работа на заводе, и работа в Боль-
шом зале Консерватории — это не
две, а одна работа, одно дело, разде-
	лать здесь нечего, ибо ведь для вся-
	KOTO должно быть ясно, что так на-
зываемая академическая концертная
	‚работа не может быть по-настоящему
	развернута, если она не подкреплена
работой с массовым слушателем, так
же как и клубная работа не может
итти как следует без поддержки и
опыта большой академической кон-
цертной работы.

Как можно крепче увязать всю кон-
цертную работу и в клубах ив Кон-
серватории — вот первейшая задача
Филармонии. Что греха таить, кон-
церты Болыного и Малого зала Кон-
серватории-до сих пор не пфивлекают
внимания студентов, итеэровцев, вни-
мания массового слушателя. Почему
это происходит? Главным образом,
потому. что Филармония весыма мало
считается с музыкальными запросами
массового слушателя. А клубные
концерты и по своим программам и
по своему исполнительекому составу
по существу были изолированы от
центра.

И, наконец, третье — работа с ис-
полнительскими кадрами.

Эта работа всегда была самым уяз-

вимым местом в деятельности Филар-
монии. Речь идет о творческой работе
с исполнителями, о выдвижении моло-
дых, о художественном руководстве и
помощи им. Что из того, что Филар-
мония заключает договоры © артиста-
ми, но интересуется ли она, как и над
чем работает исполнитель? Следит ли
она за его ростом, дает ли она, на-
конец, своему «дотоворнику» индиви-
дуальный ` план; какие вещи он
должен разучить в течение сезона?
Нет, этото Филармония не делает, она
интересуется и берет только, так ска-
зать, «тотовую продукцию». Но как
можно всерьез обсуждать план кон-
цертного сезона, когла руководство
Филармонии не знает ни репертуара
большинства исполнителей, ни их ху-
дожественных намерений на будущий
тод? По сути дела Филармония (тоже
лишь в известной мере) сейчас пла-
нирует только симфонический сезон,
но и здесь, связанная с большим ко-
личеством иностранных гастролеров,
она свои наметки делает весьма -при-
близительно и «оставляет за собой
право замены» и исполнителей и
программ. Таким образом, вопрос о
работе < кадрами непосредственно
касается будущего посетителя кон-
цертов — ему важно знать, когда и
з каком исполнении, какие произве-
дения он услышит в филармониче-
ских концертах. Поэтому мы и зада-
ем три вопроса дирекции Филармо-
нии: как в будущем сезоне будет раз-
вернута работа не только в Москве, но
и на периферии, каковы планы об-
служивания массового слушателя и
‚хакую работу собирается проводить
Филармония © исполнителями, в том
числе с нашей талантливой моло-
дежью?

И, даконец, последнее замечание.
Филармония, как известно, большую
часть работы проводит сейчае совмест-
но с Всесоюзным  радиокомитетом.
Все так называемые открытые кон-
церты  Раднокомитета переданы Фи-
лармонии. Концерты эти будут тран-
слироваться. Однако остается еще
большое количество концертных пере-
дач, даваемых из студий. Этого рода
работа составляет также органическую
и неот’емлемую часть концертного
сезона. И было бы очень важно, что-
бы художественное руководство Все-
союзного радиокомитета на страницах
шечати рассказало булущим слушате-
лям о планах будущего радиосезона.

М СОКОЛЬСКИЙ
	г
Поль Синьяк

Незадолю ло моего ет’езда из Па-
рижа я залюл в мастерскую Озанфанз.
Мы разгеворилиеь.

—`Вы прекрасно читаете лекции,
вы оратор, вы пишете картины и вы
‘издаете натисанные вами книги.

Osampan улыбается и отвечает:

— Знаете, кто мз животисцев буль-
шой оратор? Это Поль Оиньяк. У него
есть и литералурные труды «От Дела-
круа до неоилтрессионизма» и дру-
гие...

Я вижу в лице собеседника возхи-
щение. И сам ‘тут же вспоминаю эня-
менитов собрание членов «Салона не-
зависимых». Салон, казалось, пефе-
живает свой закат. В нем образова-
лось течение, назвавшее себя «истинно
независимые». Председательствует
Синъяк. Ряд ораторов пылко крити-
кует и громит устаревшие основы «Са-
лона независимых», систему ‘его ад-
министративного управления, ве отве-
чающую потребностям художников.
Поднимается Синьяк и, как лев, бро-*
caerca на врага. После горячей, не-
обыкновенно выразительной речи OH
восклицает: «Нет, товарищи, мы. г09да-
ли салон «независимых» и поэтому мы
«истинно независимые».  Синьяку
зплодируют. Синьяк-оратор восторже-
ствовал. Противники уходят с собра-
ния несолоно хлебавиги...

В августе‘ 1932 -г. я еду отдыхать
и работать в Сен-Тропез, Этот рабо-
чий городок на берету Срелиземного
моря обязан своей славой живописцу

«Цыганская любовь». Лебедева — Зорика, Зарубеев — Михаль

\
	„Пыганская любовь”
	большую работу и над текстом (oH He
олнократно NO их указанию переделы*
вался) и над спектаклем, в котором
наряду с опытными мастерами занято
несколько молодых артистов, требо-
вавших очень внимательной, почти
педагогической, репетиционной под-
тотовки. И тем не менее. режиссура
«не дожала»; то ли ее поторопили 8
выпуском постановки, то ли не хва-
тРлОо у нее мужества, выдержки EH
настойчивости.

Победителями в спектакле вышла
молодежь.

Лебедева отлично поет и неплохо
‘играет очень трудную пэртию Зорики.
Это — серьезное испытание лля моло=
дой артистки, и она выдержала его ©
большим достоинством, показав выч
еское качество своих вокальных дая-
ных.

Хоропю пел, но по-концертному
играл Кулаков—Сандор. Серьга в ухе
и цыганский парвк не делают еще
образа, а Кулаков по неопытности
понадеялея именно на них.

Интересный вокальный материал у
Зарубеева, просто и тепло итравшего
старого цытана Михаля.

Трио этих молодых исполнителей
во втром акте «Всю ширь золотых
степей» звучит с большим под’емом
и енлой; это, несомненно, лучшее
место в спектакле.

Слабее «старики».

Володин вообще не должен был иг“
рать Дратотина. Это не ем роль.
Однако артист всячески старался 38+
бавлять зрителя — показывал фоку-
сы, танцовал и, наконец, «эксцентри-
чески» чихал: чихнет — лопнет 60-
ченок с вином.. Неужели другого
применения для большого дарования
этого одного из лучших мастеров с0-
ветской оперетты нельзя придумать?..

Татьяна Бах (Илона) работала, ках
товорится, за троих: за либреттиста,
постановщиков и себя самое, Ее по-
пытка внести в это анемичное пред-
ставление ритмы подлинной оперетты,
которую она отлично чувствует, при-
вела, однако, к некоторому «наигры-
шоу». Не удовлетворила нас и вокаль-
ная сторона партии. Татьяна Бах
даже для своего’ амплуа («каскад-
ная»), по традиции освобожлающего
от обязанности иметь голос, подавала
звук в больно уж микроскопических
дозах.

Постановка «Пыганской любви»
снова резко ставит вопрос о перспек-
тивах московского театра Оперетты.
Только единое художественное руко-
водство, только четкий производствен-
ный план мотут вывести этот театр
из того положения, в котором он сей-
час находится. Есть ли этот план, ка-
кова его реальная ценность и вто бу-
дет ето осуществлять: «свои» или
«варяги», т. е. режиссура, притлашен-
ная из других театров на отдельные
постановки?

Что думает по этому поводу дирек-
ция московского театра Оперетты
	ВИКТОР ЭРМАНС
	Отсутствие единого художественно-
то руководства весьма болезненно от-
фажается на творческой жизни мос-
ковокого театра Оперетты. Составле-
ние репертуара происходит в-атмо-
сфере неизменных шатаний: одобрен-
ные на коллективных читках вещи не
‘идут, отвергнутые, наоборот, ставят-
ся в первую очередь. Об этом знают
не только работники театра Оперетты,
чо и работвики нарсуда, которым ча-
стенько приходится разбирать дела
авторов, ищущих с театра Оперетты
тротори и убытки...

К самой идее постановки «Цыган-
ской любви», этой полуоперы, полу-
оперетты с отличной музыкой следу-
ет относиться в целом положитель-
но, однако ставить «Цытанскую лю-
‘бовь», несмотря на все ее музыкаль-
ные достоинства, можно было лишь
при наличии нового, интересного,
подлинно опереточного текста. Это
явствует из: всей «истории» появле-
ния на свет «Цыганской любви».

В 1909 т. Легар задумал романта-
ческую оперу «Цыганская любовь».
Он был в это время уже прославлен-
ным опереточным композитором. Был
уже. автором «Венских дам», «Графа
Люксембурга» и «Веселой вдовы».
Опера не удалась. Лучшие друзья Ле-
тера советовали ему «остаться при
своем ремесле». ‘Тогда Летар при-
тласил нового либреттиста и вместе
с ним стал из «Цыганской любви»
делать оперетту, которая, честно го-
воря, так и не получилась, В «Цыгая-
скую любовь» ввели ряд новых пер-
 сонажей (Иоланта, Каэтан, Илона
и др.), весьма бледных и никак не
выполняющих своей основной мис-
сии — внести в оперу каскалный,
бравурный элемент.

Сейчас, спустя четверть века 60
дня появления «Цытанской любви»,
эти партии, да и BCH ‘оперетту в це-
лом, мог бы выручить новый текст.
Острый, бойкий, сатирический, во
Регинин ‘такового ‘не сделал,  нред-
почтя путям Мельяка, Галеви и Скри-
6a путь Крылова, Невского и Вален-
тинова.

По адресу поэтического текста Ле-
бедева-Кумача исполнители «Цытан-
ской любви» расточают безоговороч-
ные похвалы, называя его удобным
для пения блатодаря «легкому набо-
ру слов». И верно: он в целом еде-
лан удовлетворительно. однако от-
дельные места поражают своей 6ез-
зкусицей и отраниченностью. Вот, на-
тример, что поет Иоланта в послед-
нем акте:

Милый дядя, я сгоряча

Запылать могу, как свеча,

а со всеми вместе жажду сокрипача.

абор слов, что и говорить, «лег-
кий»...

Кроме того новый текст местами
резко расходится с музыкой. У Лега-
ра, скажем, Ионель — положитель-
ный персонаж В соответствии ©
этим даны его музыкальные харак-
теристики, написаны его арии. У Ре-
тинина Ионель итрок, мот и кутила,
выигравший жену в карты, однако
	он распевает нежные лирические
арии, затотовленные Jlerapom для
«своего» Ионеля.

Не полагаясь на  ДОходчивость
«Цытанской любви», постановщики
ввели в нее несколько номеров из
	легаровских же оперетт «оспазаеи?
и «Паревич», что также внесло не-
которую путаницу в музыкальные
характеристики образов. <
Реживсура спектакля  (Бравин и
Хонатов) проделали, несомненно,
		ности, мы составили соответствуюнтий
текст для «Известий» и «Правды».
	— 0, да, прервал меня Снньяк—
	как же, я слышал о-смерти этого 3a
мечательного человека, сделавшего
столько для революции и искусства.
Под таким текстом охотно подпишусь
и

Я внимательно гляжу на Сивьяка.
Я вижу, что он утратил ту львиную
осанку, с которой шествовал по за-
лам во время развески картин. Передо
мной сидит стареющий мастер, в кото-
ром чувотвуется былая жизненная
энергия. Он и сейчас очень полвиж-
ной, но главное в нем — глаза, какие
тлаза! Больньие карие блестящие мо-
подые...

— Да, этот старик моложе нае, —
сказал мне на Монпарнаюе один моло-
	mon художник, котла я ему перелавал
	наш разтозор...

На прощанье Синьяк, тепло пожав
мне руку, просил, чтобы в следующий
раз я пришел в нему со всеми налии-
ми ‘советскими товарищами.

— Я очень рад познакомиться 6 вы-
CTABKOH MOCKOBCKHX живописцев, —
сказал нам Синьяк. — Я поздравляю
их и прелвещаю вашей молодой куль-
туре болышую будущность.

ерез восемналцать месяцев поеле
этой встречи Синьяк умер. До кониа
он остался верен своим идеям, своему
пониманию искусства, которому отдал
все свои силы. Мы, мололые худож-
ники, чувствовали, что старый Онвь-
як любит нас, молюдых, и понимает
rain стремления. сочувствует на-
шей борьбе за новую культуру.

Год назал ва владбище Пер-Латез
в торжественной обстановке происхо-
‘дила кремация тела Поля Синьяка. В
прощальном слове генеральный секре-
тарь Ассоциации писателей и хулож-
ников революционной Франции Вай-
ян Кутюрье произнес  пламенную
речь о замечательном художнике, че-
ловеке ‘и борце за культуру — Поле
Синьяке. <
	Премьера в Московском театре оперетты
	‘блуживать периферию, где в этом мере определялись и об яснялись не-
		Слова и дела
	Ленинтрадская филармония  соста-
mu OOOOH документ под названием
бяонктельная защиска к производ-
тенкому плану Ленфилармонии на
{0-37 1.» (состазители тт. Рензин и
  есовокий).
	(уандный об’ем записки, стремле-
me составителей добросовестно пере-
слить вве задачи, стоящие перед
филвруонией, могут создать впечатле-
It, что дирекция Филармонии с та-
ий же тщательностью готовится К
етоящему  концертному сезону.
(ако тикое впечатление обманчиво.
щечислнть задачи — этого’ мало!
пан сам по себе ничего не значит,
ви осуществление его тщательню He
мютовлено. У дирекции’ Филармо-
ит слово расхолится с делом.
	Илнорированиае залросов массового
инескою слушателя — вот главное
финение. которое нужно прод`явить
mena ‘Филармонии.
	  Втазете «Слушатель», в анкетах и
‘ыазываииях на конференции слу-
лей Филармонии был пред`явлен
№ требований, Наш слушатель тре

‚би большего внимания к советской
 овыке челучшей подготовки испол
пя произведений советских компози=
ов. Слушателя крайне не .удовле-
»ряет качество брошюр, выпуска®-
ых Филармонией, и пояснительных
и к конпертам. Много справедли-
№5 упреков вызывают частые - пере-
ины и замены концертов. Слабо раз-
хрнута концертная работа Филармо-
т на местах (дома культуры, заво-
д музы, части армии и флота).
	(И/веты на все эти вопросы и пред-
юления не нашли отражения в 06’-
квительной записке. Нигде не скз-
ино о том, что предпринимается для
мутения издания брошюр и либ-
IN, 0 приглашении более квалифи-
прованных лекторов, о  переподто-
хе имеющихся музыковедов. Хотя
црекция Филармюнаги и ставит зада-
У «ликвидировать отмены, замены и
мую подготовку концертов», но
укларация не подкрепляется делом.
лармония, например, сейчаю распо-
инет лишь’ стиском. притлалменных
зуеничных дирижеров и солистов,
№ кола и какие произведения будут
	кполнены ни ROMA B еизвестно.
	Поннтересуемся планом проведения
юндертов в лни столетнего юбилея со
дня смерти Пушкина. Никаких наме-
№ по существу нет. В плаве оста-
мены пустые места,. а далее. следует
	юлонение: «Концерты будут запол-
иты произведениями советских ком-
торов, если их успеют написать
в тому времени» (!7). \
	Досаду и недоумение вызывает
Тактовка \У раздела об’яснительной
писки «О пропатанде советского му.
Зыкального творчества». Здесь настой-
TR подчеркивается мысль, что ис-
№ение произведений советских
омтозиторов (как будто это дело де-
т0е) будет пронаводиться от случая
1 случаю, за исключением историче-
чих дат. Планом не прелусмотре-
№0 ни одного “концерта, ‘составлен-
Ню из произведений советских ком-
№аиторов. Оказывается, что «выде-
мть произведения советоких комио-
торов в отдельные программы He
‘аедует, поскольку, с одной стофо-
1, имена советских композиторов, в
(lew, еще не пользуются популяр-
тью»... (стр. 8 разд. У об’яснитель-
Юй затиски).
	Вот видите ли, из каких соображе-.
	ний советскую музыку Филармония
будет давать только 23 апреля и
8 марта (!3). .
	Пельзя утверждать. что в Филармо-
нии отсутствует массовая работа. В
протилом сезоне большая работа нро-
ведена библиотекой Филармонии
(кружки читателей, выставки, конфе-
ренцщии, консультации) и в стенной
газете «Слушояель». Библиотека зна-
чительно улучиеила обслуживание чи-
Тателей, число которых выроело до
900 против 150 человек в 1933 г.
	Но нет более тесного, темного по-
мещения, чем помещение, занимаемое
музыкальной библиотекой. 60 про-
центов книг и нот (из имеющихся
600 000 экз.) кое-как размещены в по-
мещении 6. читальното зала. Bora-
тейигие, фонды партитур. законсерви-
рованы, Bes читального зала негде
проводить занятия кружков и кон»
сультации. В прошлом сезоне читаль-
ный зал обслуживал более ста посе-
тителей в день. По мнению помди-
ректора Филармонии т. Крамера, вы-
годнее было бы читальный вал OTBe-
сти под... курительную,. комнату (!).
«Повысилась бы эффективность ио-
пользования. площади», — ‘комменти-
	рует т. Нрамер. Библиотека вынужде-
	на отказаться от ведения научночис-
следовательской работы и сокращает
число, кружков. В то же время рас-
счетливый т. Крамер сдает в аренду
излиптнюю (!?) площадь Филармонии.
На работе библиотеки тяжело ‘отзы-
вается финансовая лихорадка: День-
ги, причитающиеся библиотеке по
смете, предоставляются в виде пода-
чек всего два раза: в начале и в кон-
це хозяйственного года” В таких ус-
ловиях трудно доукомплектовывать
библиотеку. Пополнение новинками
производится © опозданием. Немуд-
ренно; что в 1935 г. библиотека не
имела ни олного экземшляра «Пфав-
лы». Юнита «Ленин и искусство» (изд.
Ло Комакалемии) имеется в одном эк-
земпляре и на руки читателям не вы-
дается. Актив слушателей Филармо-
нии и читателей музыкальной библио-
теки неоднократно указывал на необ-
ходимость, пополнения библиотеки
книгами по материализму, по марк:
		Однако элминистрацуии, видимо, вет
дела ни до библиотеки, ни до актива.
Долгие месяцы тянется переписка ©
расптиретии площади для библиотеки
и читальни. На вопросы, поднятые в
	газете «Слушатель» и частично Bali
	тенные здесь, дирекция Филармонии.
		Поль Робсон
в Москве _
	В Москву приехал известный не“
тритянский артист Поль Робсон. Он
постоянно выступает в тезтрах Аме-
рики и Антлии. Десять лет назад Поль
Робсон создал образ негра в пьесе
О’Нейля «Негр». Затем он неоднократ-
но выступал в нью-йоркском театре в
другой пьесе О Нейля «Кайзер Джонс».
Особенный успех у зрителей лондон-
ских тезтров вызывает игра Поля
Робсона в роли Отелло. Поль Робсон
снимался в ряде крупных фильмов,
	‘как, например, в английском ‘фильме
	Корда’ «Санлерс оф Ривер» из афри-
канской жизни и в американском
фильме «Пюубот» из жизни негров
в Америке. Сейчас антлийский режис-
сер Монтэгю. снимает большой звуко“
Рой фильм из африканской жизни, в
котором Поль Робсон играет главную
	` В Советский союз Поль Робсон при-
езжает вторично. Его горячие симпа*
тии к советской стране, большая лю-
бовь к русскому языку и народам
Союза общензвестны. Робсон замеча-
тельно исполняет негритянсвие рабо
чие песни и народные песни различ-
ных стран Америки, Англии, Финлян-
дни, Ирландии. Сейчае Робсон испол-
няет несколько народных песен и HA
русском языке.

— Искусство негров Америки и Аф-
рики — это 0с0бое искусство. Я ду-
маю, — говорит в беседе Поль Роб-
сон, — что негритянсокое искусство
представит значительный интерес и
для советекото зрителя. Техника не-
тритянской песни особая. В. ритме
негритянских песен много обще
то е песнями наролов Кавказа. Я
жил восемь лет в Антлии, ‘встречал
здесь много африканских негров. Сей-
час я исполняю и африканские песни.
Я был в Советском союзе два года наз
зал. За этот небольшой период сто“
лина Советского союза стала неузна“
ваемой.

Меня очень интересует советское
искусство. Я за время пребывания в
Москве просмотрел ряд спектаклей
московских театров, в TOM числе
«Отелло» в Реалистическом театре.
Хочу обязательно увилеть игру Ocry
жева в этом шекспировском спектакле:
В октябре я вновь приелу в ОССР и
буду выступать в ряле конпертов в
Москве и Ленинграле. Весной приелу
в Советский союз на долтий период,
	Редактор газеты «Спушатепль»
ГЕННАДИЙ РОЗИН
	К. Редько

‚ Встречи
© Синьякой
	(К годовщине со дня смерти}
	Впервые я встретил СОиньяка в
1928 г. на выставке «Салона незави-
еимых». В конце седьмого десятка
Jer OU был еще по-юношески пылким
и жизнерадостным. Создатель и 6ес-
сменный поедседатель «Салона неза-
	внаймых», Онньяк, как полководец,
проходил по многочисленным залам,

Театральный вмещазигим несколько тысяч полотен.
+ Под наблюдением naar происхо-

дила развеска картин. Заинтересоваж-

фестиваль ный тем, hee и как будут повошены
	Театральный фестиваль 1936 Г. OT-
роется 1 сентября в Москве, в Теа-
е народного творчества, Впервые
Ностранным тостям будет показана
ша художественная самодеятель-
ость, В отличие от прошлого фести-
мь будет проведен в двух городах—-
» Москве и в Ленинтраде. Кроме теа-
ов Москвы и Ленинтрада выступят
иже два национальных театра: от
руэни театр им, Руставели, от Укра-
  НЫ — харьковский драматический
‚тр им.- ПТевченко.
_В фестиваль включено 14 спектаж-
31, из них 10 советских пьес и 4
ческих.
	  1\ театральный советский  фести:
  Валь вызывает огромный интерес все-
` № мира. Из 30 стран ша фестиваль
  приедет свылне 500 человек (почти
  Двое больше чем в прошлом году).
  Enyr артисты, художники, режиссеры,

Преаматурти, комлюзиторы,  театраль-
вые критики, директоры театров,

Журналисты, педахоги, врачи, адвока-
  ты, студенты,
	мои две’ работы, я прошел незаметно
«за кулисы» салона и влрут.. встре-
тил самого Синьяка в одной из зал,
тде кроме нас никото не было.

На мтновение я растерялся, увиля
реличестьенного` старика. Что если он
спросит, зачем я здесь? Придется ©ка-
зать ему правду, придется при-
знаться в своем не совсем законном
желалиии узнать, тде и как будут во-
решены мои картины. Каждый член
«независймых» хотел бы, конечно, это
знать, но присутствие двух или трех
тысяч художников при развеске кар-

тин невозможно. При экспаноивности
многих из них развеска могла бы за-
	ЗОРИ Ву ПТ В Г

гончиться побоищем. К моему счазтью,

лел. ню; поглощенный своими мысля-
	ми, забыл спросить у Мевя, как я п9-
пал в салон.
	После этой встречи я навсегда за
помнил образ этого высокого человека
	Пеля Синьяка.