Пролетарии всех стран, соединяйтесь
		Боскресенье, 11 октября 1936 г.
		№ 47 (333)
	KC

Ук.
	Орган Всесоюзного комитета по делам искусств. при Совнаркоме Союза ССР
	вить в друтие страны, и особенно в
Советский Союз, шпионов и дивер-
	‘сантов. На эту роль шли обыкновен-
	но только последние отбросы буржу-
азного общества. Теперь в лице троц-
кистов буржуазия получила пособни-
ков против ССОР и в этом грязном
деле.

Гроцкистские ортанизации ва гра-
ницей кишат птпионами и агентами
буржуазии. Они нашли здесь для се-
бя благоприятную среду. Факлы и от-
кровенные признания ряда видней-
ших троцкиютов показывают, что эти
мерзавцы не только за страх, но и за
совесть выполняли службу шпионов
и диверсантов в Советоком Союзе во
славу своих империалистических и
фашистоких хозяев. в надежде на ус-
корение ‘своего приходя к власти.
Став на позицию пораженцев ов от-
ношении Советского Союза, троцкиет-
		ны   „ДОК

Октябрьская революция
пробила брешь в капитализме, открыв!
  новую страницу мировой истории. Но’

победа большевистокой революции
сломала. капитализм только‘ в одной
crpane, * .

Ona ознаменовала ^ собою + начало
  БОНЦа. капитализма, но ‘мировой: ва-
питализм отнюдь не признал себя
побежденным. «Напротив. Победа на-
шей революции вызвала ‘У капита-
‘лизма стремление: мобилизовать все
  силы и. все средства в целях само-
сохранения. A ato самосохранение
капитализм терерь н6 видит вне раз-
прома советокой власти, вне разгро-
ма социализма, победившего в нашей
стране. В этом ‘основа того, что’ на
  наших глазах’ развертывается борьба’
не на жизнь, & на омерть между ка-.
  питализмом и‘социализмом.

Успехи социализма ‘в СОСР
не ослабляют этой борьбы.

Daw wanern pra Aare awe a eee

отнюдь

в CCCP Достаточно того, что показал мо-

сковский судебный процесс, чтобы’
понять, чем’ стал троцкизм и троцки-
сты. Но только развернувшееся pat-
следование дел троцкистско-зиновьев-
ской банды дает возможность оконча-
тельно установить, до какой черты
докатились троцкисты и их зиновьев-
ские подручные,

После краха меньшевиков и эсеров
троцкисты дали новый пример того,
что в условиях развертывающейся
теперь ожесточенной борьбы  капита-
лизма © сепиализмом ‘нет места для
какой-либо} промежуточной политиче-
ской. группы, что такая группа неиз-
бежно скатывается ‘в’ лагерь: злейших
врагов рабочих и крестьян. В своей
борьбе против: большевистской пар-.

ии и ‘против. СОСР троцкисты’, давно
‘уже липгились последних‘ связей ©
‘трудящимися, давно ‘оказались. в ла-

Tepe капитализма, стали  авантардом
	Эти успехи все больше # ayy зил помо, Nh hw ti MO Gilt a
оплачивают : ; ow
многомиллионные ‘народные мабеы в   Ме учародной контрреволюции.

Conerorow Cyainas eornvr nana arming. Но теперь надо ‘оказать нетолько!
	Conerorom Cowse soKpyt dena crpou- . VV ее
ря А eeagman wnat   OPO. Tatteph aco, ITO TPOUKECTR Ae
	арии. a e0 DOMAR товарища Отали-   Проото para COCP u ne просто аван-
на. Страна идет твердым шагом по   ТАРА межлународной буржуазни в ее
пути окончательной ликвидации 0-   боРЬбе © социализмом. Растеряв оотат-
татков капитализма, по пути ликви-  КИ ОВЯзей е массами, равоблаченные
ла йати княсбов “Самута. доме. дтШлн   Шеред трудятщимися ренегаты феволю-
	дации клаюсов. Самые. отсталые“ слои ee ee ee eee te eee nnn
трудящихся теперь видят. что ‘сопиа.   ЦИИ — троцюисты стали пособниками
	буржуазии в самых пряаных, в, са-
мых подлых делах контрреволюции,
Раньше буржуазии нужно было
искать отпетых уголовников, ° чтобы
организовывать в СОСР покушения
на руководителей советской власти
и большевистской партии. За послед-
ние годы положение изменилось,
	Теперь троцкисты, = озлобленные.
	своими неудачами в борьбе с нашей
партией, — поставщики . контррево-
люционных бандитов для организа-
ции злодейских убийств руководите-
лей большевизма и советской власти.
Троцкисты метят прежде всего в го-
лову партин, 50, как осатанелые бур-
жуазные перерожденцы, они готовы
истреблять, где только встретится воз-
мозэность, не только ` большевистокий
центр, но и местных руководителей
советской власти. Если многие из
троцкистоких планов этого рода octa-
лись неосуществленнъими, то в этом
мы видим не только бессилие злобы
многих наших вралов, но и показа-
тель крепчайшей опоры большевиют-
ского руководолва в массах трудя-
щихся,
	Раньше. буржуаани нужно бымю ©0-
здавать овои шайки для вредитель-
ства в нашей промышленности и в
сельском хозяйстве, для подрыва 00-
циалистического хозяйства и GraNwco-
	стояния трудящихся. Можню ли бы-
ло думать, что и для этого подлото
дела найдутся выродки, вчера еще
считавиие себя коммунистами? Те-
перь перед нами стоят уже разобла-
ченные звредители-тропкисты. Если
недавно на процессе троцкистско-зи-
новъевской банды   Зновьев и Каме-
нев 6 налым В полаверж»
	дали что. именно ‘они организовьева-
	ли и торопили 06 осуществлением
убийства Кирова, то теперь, припер-
тые ‚фактами, трощкиюты сбрасывают
с себя маски, под которыми они ве-
	ли свою вредительскую р

с0-
	ветокой промышленности, на транс-
порте и в колхозном строительстве с
	целью подрыва доверия к нашей
партии и к советской власти.

Мы знаем, что буржуазии и ее
троцкистским подонкам не’ удалось
достичь своей цели, что промышлен-
ость, транспорт и колхозы, несмот-
ря на все происки врагов рабочих и
крестьян, неуклонно крепнут и идут
вверх. эта карта наших ‘врагов
оказалась битой. Но контрреволюци-
онное вредительство троцкистов в на-
шей промъшленности, на заводах И
в шахтах, на железных дорогах, wa
стройках и в сельском хозяйстве те-
перь доказано и уже признано це-
лым рядом виднейших троцвистов,
Это `аначит, Что, окончательно изгнав
троцкистов из нашего хозяйетвенното
аппарата, покончив и © этой бандой
вредителей, еще смелее выдвитая но-
вые преданные социализму кадры op-
тализаторов, мы добъемся еще боль-
ших успехов нашей промышленности,
тратспорта, совхозов и колхозов, еще
‘быстрее будет подниматься благосо-
стояние трудящихся,

Всегда буржуазия тралила большие
‚деньги на то, чтобы купить и отпра-
	— детям и женщинам Испании». Г. М.
	лизм открыл для них возможность
очастливой жизни. Материальное бла-
	яние и культурность рабочих
	и крестьянских масо растут © каж-
дым днем. Трудящиеся ‘нашей crpa-
	ны тгторды успехами социалистическо-
о строительства,  непоколебимы В
преодолении трудностей уверены в
окончательной победе. В тлазах ра-
бочих и трудящихся всего ра, в
глазах всех угнетенных катитализмом
страна пролетарской диктатуры \ ста-
ла символом их собственнюй гряду-
щей победы и освобождения. Во всем
мире: теперь нет сознательных трудя-
щихся, которые не видели бы в Р
вернейшей опоры в своей борьбе за
освобождение, за свое будущее, ва
свое счастье,

Но успехи социализма в Советском
Союзе возбуждают все большую не-
	‘нависть и прямо звериную ярость
	врагов социализма. Клаюсовый враг

внутри страны, как ни помяты у не-
го бока, еще живуч и зачастую тотов
на самые подлые акты отчаяния 8B
борьбе с трудящимися, отроящими ©о-
циализм. подетвуютщие силы бур-
жуазии стран капитализма видят в
этих успехах приближение . своего
краха. Особенно беспокойно чувству-
ют себя капиталисты и помещики тех
стран. где капитализм держится yire
	только фапгистским террором и расче-
тами на внешние империвлистиче-
ские агрессии. Беснующийся фаптизм
с его визгливыми призывами к похо-
ду против большевизма лишь под-
черкивает бессилие буржуазии про-
тивопоставить могучему под’ему со-
циатистичеюкого Советского Союза хо-
	тя бы. некоторые ‚успехи .запутавите-.
ся.в. противоречиях капитализма,
	Понятно, что капитализм готов це-
пляться ‘за любые средства, чтобы
хоть как-нибудь отстаивать свое без-
надежное дело и чем угодно пако-
стить Советскому Союзу. На этом об’-
единились фапгисты и троцвисты в
последние годы. Их дороги сошлись.

Московский процесс над террорис-
	тической троцкиотско - зиновьевской
бандой наглядно показал, как это.
происходит на деле, в живой жизни.
Этот процессе показал троцкистов в
их новом обличьи, как прямых, по-
собников фашизма. Не случаен тот
факт, что фалпистокая печать взяла
под овою защиту осужденных совет-
ским судом троцкистоко-зиновьевових
	террористов,
	Этот процесс повазал, что в таком
леле, как убийство олного из. люби-
	‘мейптих вождей трудящихся С. М.
	Кирова и подготовка новых убийств
вождей нашей страны, они- действо-
вали сообща, в тесном союзе. Для
	свершения убийства Кирова и для
_ROATOTORRA покушений на жизнь на-
	его великого вождя и других руко-
водителей страны пользующийся бур-
	суазной законностью Троцеий вошел
	в тесный союз е фашистской герман-
ской ‘охранкой -- Гестапо. В сотла-
сии-с Иудой Троцким практически
руководили. троцкиетоко-фаттистским
	террором в натей отраме презренные
	Зиновьев, Каменев, Смирнов. и вся и
	грязная. группа.
	Год издания седьмой
		Командиру перехода на одноместных тайм
m наририту Красноводек Москва КУЛИЕВУ МЕРЕД

Nanurnuvy nanava x
	ршением смелого
		Политруку перехода ДУРДЫЕВУ КУРБАН-АЛИ
` бтаршине команды Г ЕЛЬДЫЕВУ АННАК
	Поздравляю с успешным зава
		Фото С. Шингарева
	Счет _
каслинских
мастеров
	7 октября в Комитете по делам ис-
кусств состоялось совещание скульп-
торов Москвы совместно © работни-
ками Каслинского завода художест-
	венного литья, посвященное обсужде-
	нию открытого письма каслиноких
мастеров скульпторам (см. газ. «Со-
ветокое искусство» № 45 от 29 сен-
тября 1936 т.).

‘Как случилось, что старейший и
единственный в мире завод художе-
ственного чутунного литья в наше
время Не, работает с полной нагруз-
кой?

Директор Каслинского завода тов.
Зайцев рассказал на совещании, кз-
ких огромных трудов стоило восста-
новить разрушенные в годы войны
	Братский привет доблестной команде.
		авдору одльшого женского автопробега А, ВОЛКОВОЙ
помощнику командора по политчасти С. оРловоя
	‚ Поздравляю участниц автопробега с успешным
		выполнением задания.
	Горячий привет женщинам-победительницам.
		ская атентура по шпионажу и ди-  Цехи художественного литья, вернуть
	на завод старых мастеров — формов-
щиков, чеканщиков, красильщиков,
оборудовать ° скульптурную  масбтер-
скую, собрать по винтикам все обо-
рудование завода.

— Страна пред’являет колоссаль-
ный спрос на ‘произведения быто-
вого и монументального художествен-
ного литья, — говорит тов. Зайцев,—
& мы, несмотря на техническую ос-
		НИТЬ ЭТОТ заказ. Нет моделей:

Кто виноват в том, что Каслинско-
му заводу, в прошлом дважды пре-
мированному на международных вы-
ставках, нечего послать н& Париж-
окую выставку 1937 г.?

— Сейчас дело за вами, = обра-
щается к скульпторам тов. Зайцев, —
если вы нам не поможете, вы ли-
пгите славы каслинских мастеров.

‚О сложности приготовления моде-
лей для чугуна подробно рассказы-
вает скульптор’ Рахманов. Модель,
изготовленная для чутунного литья,
должна быть отделана особенно тща-
	тельно. Скульптор должен просле-
	дить за изготовлением вещи от на-
чала до конца. А для этого ему на-
до изучить технологический процесс.
	Академик ХДолтовский говорит об
	огромном спросе на чугунное художе-
ственное литье. Нам сейчас нужна
и мелкая бытовая окульптура и гран-
диозные памятники. Все это может
дать первый и единственный в мире
Каслинский завод.

Нельзя, однако, сказать, чтобы
московские скульпторы очень торячо
откликнулись на призыв каслинских
мастеров. Об этом свидетельствует хо-
тя бы тот факт, что первое совеща-
ние, созванное Комитетом по делам
искусств, было довольно малочиелен-
но. Несерьезно отнеслись к призыву
каслинских мастеров и во Всекоху-
дожнике. Значительная часть  по-
сланных Всекохудожником работ ока-
залась непригодной для литья. От-
казались переработать свои вещи для
литья скульшморы Шальников и
Ирандиевская. Подвел Всекохудож-
ник и с посылкой на завод своих ма-
стеров.

На совещании в Комитете по делам
искусств решено срочно приступить
к отбору работ для Парижской вы-
ставки, использовав лучшие вещи из
собраний наших музеев, P

Новые плакаты
	К ХХ тодловщине Великой проле-
тарской революции Изопиз выпускает
	серию художественных плакатов, по-
священных победам социализма в
СОСР. Первые четыре плаката —
«Право на, тори» Кейля, «Право na. 06-
разование» В. Иванова, «Право на
отдых» и «Счастливые родятся под
	советской звездой» Говоркова — уже
	вышли из печати.

Выпускаются массовыми тиражами
(до 100 тыс. экземпляров каждый)
плакаты «Равноправие трудящихся
женщин» Мельниковой, «Спасибо то-
варищу Сталину за счастливое детет-
во» Говоркова, «Пионер, к борьбе за
‘рабочее дело будь готов» Караченце-
ва, «Фашизм — враг народов» Клин-
	ч& (текст Демьяна Бедного).
	Ёроме Toro, издается проект Кон-
ституции - СОСР, оформленный “худ.
Клинчем, и плакат-газета «У нас и
У них» CO стихотворным текстом
Демьяна Бедного и рисунками Буева
и Иорданокото. Эти же хуложники
дали большой плакат «Да здравству-
ет великий братокий союз народов
COCP!>, издающийся с текстом на
18 национальных языках. —
	_К УШ всесоюзному с’езду советов
	  выйдет плакат Дени и Долгорукова
	«Да здравствует Сталинская Консти-
туция!».
		нотной грамоты, даже не умеет
правильно записать мелодии. Но вме-
сте с тем песни его поражают своей
силой, цельностью и пламенной во-
лей. Написанные в традициях обыч-
вых ‚революционных песен, они отли-
чаются большой оригинальностью кон-
струкции и обладают замечательным
качеством — подлинной массовостью.

Гражданская война в Испании по-
мешала налпей переписке с тов. Ра-
м0сом. Мы не зуаем сейчас его судь-
бы. Мы не знаем, где, на каком фрон-
Te сражается © врагами народа та-
лантливый композитор-самоучка. Но
его песни должны быть известны у
нас, в стране Советов, где все тру-
дящиеся, © такой братской симпатией
следят за героической ‘борьбой вели-
кого народа.

«Союз братьев пролетариев»
(«У. Н. Р.») — так называется одна
из песен. Рамоса, которая в ближай-
ппие дни выйдет в издании Музгиза.
«Мы пойдем по пути, указанному нам
великим Лениным, по пути Советов.
Наша сила в единстве», — говорит
	Рамос. Отрастный призыв. к. неприми-
	римой борьбе с фашизмом, твердая
о в торжестве всемирного

ктября — все это нашло свое выра-
жение в прекрасной песне «У. Н. Р».
Другая песня Мануэля Рамоса, песня
э Красном знамени «Ко]а Вап4ега» —
бодрый марш. очень простой по ме-
лодическому рисунку.

Нет никакого сомнения, что песни;
созданные испанским народом в дии
кровавой борьбы против фашизма,
войдут в сокровищницу мировой куль-
туры подобно тому, как вошли в нее
песни Французекой революции и пес-
		  версиям уже заранее ‚рыла яму для
	трудящихся СОСР, стремясь облег-
чить победу империалистических ‘и
фашистских войск в грядущей войне
против нашей страны. Надо быть
дряблым  мещанином, беспомонцно
болтающимся между двумя борющи-
MUCH лагерями, чтобы не видеть, что
именно к этому ведет логика анти-
советской борьбы. подлькх из подлых
троцкистских контрреволюционеров, И
	несмотря на все это, вместо желан-
	ного AHA них ослабления ССОР Bo-
оруженная оборона нашей страны на
глазах трудящихся могуче крепнет
на страх всем и всяким врагам.

Все это говорит о том, что троп-
кисты не, останавливаются теперь ни
перед какими преступлениями в сво-
ей ненависти к большевизму и в сво-
ей контррёволюционной борьбе против
налией революции, против  завоева-
ний Октября, против кровных инте-
ресов трудящихся. Ови стали врага-
ми народов СССР, ‘изменникалги `ро-
дине, интересы которой они готовы
распродать на бирже закулисной по-
литической торговли, начатой уже
ими © верхами иностранной буржуа-
	San.

Таковы факты.

Это не разрозненные действия от-
делыных троцкистових выродков. Нет,
такова политическая установка пере-
рожденца Троцкого и всей троцкист-
ской банды, опустившейся на дно
буржуазной контрреволюции,

Как настоящие отбросы революции,
троцкисты, окалились к терроризму,
вредииельству, шпионажу и диверси-
ям в пользу иностранной буржуазии
и 66 фашистских сил, Оставаясь в
авалтарде международной контррево-
люции, они превратились в контрре-
волюционных террористов и вредите-
лей, в презренных попионов и дивер-
санлов на службе буржуззии. Более
подлых и бесчестных врагов, чем
троцкисты се их предательской маской
двурутников, мы не имели. Одно яс-
но: троцкисты доли до последней
	4+ GO PTR, “THOR ACRE доватисиеь. —
	aio ли распространяться © том,
какой ответ на эти преступления
троцюистов дадут трудящиеся Совет-
ского Союза? Может ли ждать поща-
ды от пролетарской TURTa TYP банла
троцкистеких мерзавцев? У трудя-
щихся нашей‘ страны я. у ‘друзей
СОСР во всем мире на это может
быть только один ответ: революцион-
ная расправе — вот ответ на пре-
	ступления троцкистов!
ьшевики помнят о своей обя-
занности раз’яснять массам смысл
	новых политических событий и зада-
чи их борьбы. Это необходимо и
внутри партии и среди всей массы
трудящихся, особенно в среде моло-
дежи. Необходимо, чтобы новые уро-
ки нашей борьбы подняли нашу ре-
волюционную бдительность, больше-
вистокую сознательность. ‹ ;
Мы зкаем также что нужно отле-
	дить от контрреволюциовнных троц-
	кистов случайные колебания и свя-
зи отдельных честных советоких лю-
дей. Двурушники-троцкисты забрыв-
тали грязью, где и 910 могли. _

С троцкиотской же бандой, ’дока-
тивитейся до террора, вредительства,
питионажа и диверсий, мы должны
покончить. Чем репительнее будет
нат удар по троцкистокой банде, тем
силынее его почуветвует нат омер-
тельный врат — буржуазно-фашиет-
ская контрреволюция.
	(Передовая «Правды» от. 8-октября).
		помогают борцам, отстаивающим сво-
боду. Молодое революционное музы-
кальное движение Испании еще до
прихода к власти правительства Ha-
	родного фронта воспитало многих (та-
	лантливых музыкантов и вомпозито-
ров:

Не так давно в Москве было полу-
чено несколько песен от молодото ра-
бочего из Мадрида — Мануэля Pa-
моса.

Вместе с песнями он прислал пись-
мо, сообщающее о том, что эти пес-
ни — первые его опыты в области
композиции. При самом поверхност-
ном внакомстве с песнями можно за-
клЮчЧиТЬ, ATO BBTOD едва знает OCHO.
	(троить художественную школу
		Только культурный, ‘воспитавший
108 природное дарование хуложник
может создать произведения, которые
увлекут людей нашей страны, найдут
клик в их сердцах. сожалению,
приходится признать, что мастера
изобразительного искусства В своем
фльшинстве еще недостаточно куль-
‘урны и делают непростительно ма-
10 для овладения традициями вели-
зих мастеров своего искусства.

Огромное внимание уделяют партия
т правительство работе художников,
Созданы все условия для того, чтобы
хивописцы и скульпторы к 20-летию
(итябрьской революции — на вы-
дтавках «Индустрия социализма» и
0 mer РККА» — показали новые
достойные великой даты полотна. Да-
дут ли их художники? Вполне закон-
108 сомнение овладевает всяким, кто
едит за выставками и бесплодны-
Wi пререканиями художников в «ку-
ayspaxe MOCOX и Всекохудожника.

Чобы поставить живопись в ряд се
шитературой, театром, кино, — & это
необходимо, ибо всесторонним долж-
10 быть эстетическое развитие людей
нашей страны, — надо, прежде всего
навести большевиотокий порядок в
художественной школе.

Поэтому особое значение приобре-
tet созываемая Всесоюзным комите-
юм цо делам искусств 15 октября
‚в Ленинграде конференция по вопро-
(м изообразования. Я

Недавние выставки работ студентов
Ленинградской академии художеств,
	Московского изоинститута, выставки
тзотехникумов периферии доказали,
по необходим коренной пересмотр
пропрамм и методичесвих принципов,
юаоженных в основу изообразования,
— всей системы обучения во этой 06:
фасти. К такому выводу пришло и
совещание виднейших художников“
иодагого, проходившее в Москве 8
INH демонотращим студенческих работ
Целый ряд важнейших вопросов
предстоит обсудить ленинградской
конференции. Первым в повестке дня
должен быть вопрое о художествен-
ROM воспитании в средней. школе.
Нало от Наркомпроса добиться того,
	чобы в средней школе вдумчиво и
любовно развивались художественные
наклонности учащихся, Из ‚ школы
заиболее одаренная молодежь долж-
Ha выходить с подготовкой, отвечаю-
щей требованиям изотехникумов. Про-
рамма обучения в техникумах в свою
очередь должна быть связана © про-
NAMMANY хуложественных высших
уебных заведений. Это даст уверен-
	ность, что на приемных испытаниях
в вузы будут отбираться действитель-
но наиболее одаренные люди.

Одной из ответственнейших залач
	конференции явится’ установление ме-
тодических и педагогических основ
обучения изобразительному искусству.
здесь приходится начинать почти
на голом месте. Мы можем в этой
области опираться только на опыт на-
иболее крупных, обладающих педаго-
гическими способностями художников,
& не на тот скудный и жалкий про-
граммный материал, который собран
техникумами и’ вузами,

Необходимо будет пересмотреть и
профиль целого ряда изотехникумов,

а периферии сейчас немало техни-
Кумов С «пелатогическим уклоном».

0 даже преподавателей для средней
школы эти техникумы воспитать не
могут. В лучшем случае они выпу-
скают оформителей и книжных ил-
люстраторов, обреченных на ремес-
ленничество,

Наконец высшая художественная
школа, Ей придется на конференции
уделить 060б0е внимание. Мало уте-
шительными были отчеты Московско:
го изоинститута и Ленинтрадской ака-
демии хуложеств на недавней отчет-
ной выставке, Если в первом случае
приходится говорить © непреодолен-
ных еще рецидивах формализма, то
	в Акалемии художеств  неменьшим.
	злом является бездушная копиисти-
ка, оторванная от всей нашей жиз-
ни система обучения. Чем’ стоит од-
	но только недавнее утверждение ру-
ководителей Академии, что если не
удастся восшитать подлинных худож-
ников, то во всяком случае они вы-
пустят отличных копиистов-реставра-

OB,

удожественная школа о должна
привить учащемуся трудовые навы-
ки, твердые начала ‘творческой дис
циплины, которые у него останутся
на всю жизнь. Но она должна одно-
временно ‘раскрыть ему глаза на, всю
красоту природы и нашей  замече»
тельной действительности.

Будущее нашего изобразителыного
искусства в молодежи, которая сей-
час переступает порог техникумов и
	вузов. Народы нашей страны выдви-
гают тысячи талантливейнтих людей.
Воспитание этой‘ молодежи — самая
почетная, самая радостная задача,
возложенная на зрелых мастеров CO-
ветокого искусства. Надо надеяться,
что все они примут активное участие
в обсуждении вопросов художествен-
ного образования и передадут моло-
дой смене весь свой опыт.
	Театр детского творчества, Укра-

инский танец в исполнении кол-

лектива под управлением А. Ф,
Фроловой. ‘
	о Театр
счастливого
детства
	В причудливом, как зимний сад,
нарядном фойе давно звенят радост-
ные детские голоса. С отромного пан-
но’ ласково щурятся на детвору доб-
рые тлаза человека, подарившего ©о-
ветским ребятам счастливое детство.

Переливчатые звуки баяна заглу-
шаются задорной, веселой ‘песней.
Вот на середину огромного круга при-
топтывая выбегают две девочки и
пускаются.в пляс. Остальные дружно
в такт хлопают в ладонги.
	“Театр детского творчества MOCROR-
ского. Дворца пионеров и октябрят
открыт.

Медленно раздвигается тяжелый
занавес; На цветистой, зеленой лужай-
ке плотным полукругом уселись пи-
онеры. Высоко в небо устремлены
языки пылающего костра. Звонкие
толоса хора Бауманского дома куль“
туры прославляют в песне страну и
партию. ‘

В этот замечательный вечер на сце-
не театра показывались лучшие об-
разцы яркой, художественной само-
деятельности московскюй школьной
детворы.

В двух отделениях программы
«Счастливое детство» участвовало не-
сколько сот детей. И все же нельзя
назвать представлением 10, что мы
видели в Тезтре детского творчества.

На сцене происходила занятная,
красочная детская игра.

Как весело и просто пляшут «Та»
рантеллу» школьники Коминтернов-
ского района. Руководительница этого
хореотрафического кружка\тов. Тими-
рязева нашла замечательную форму
показа» детских танцевальных воме-
ров.

Ученица 9-й школы Дзержинского
райска восьмилетняя Оля Воронцова
в расшитом русском костюме сидит
на стуле и, болтая ножонками, то-
неньким детоким голоском рассказы-
вает русскую народную сказку «Про
кота, лису и петуха». Громом апло-
дисментов провожает  блатоларная
детская аудитория замечательную
сказительницу.

Вадик Шишкин из 224-й школы
Октябрьского района вышел на сце-
ну и растерянно посмотрел по сторо-
нам. Ему принесли крошечную скрип-
KY, и мальчик стал выводить смыч-
ком сложные вариации Шумана.

Девятилетний Миша Гофштейн из
181-й школы Коминтерновского рай-
она 6 большим пюд’емом прочел
«Песнь.о Буревестнике» М. Горького.
Конферировала программу ученица
168-й школы Сверлловского района
Галя Плотникова и ученик 130-й шко-
лы Стасик Ростоцкий.

Преобладали коллективные высгуп-
ления. Выступали пять хореотрафи-
ческих ансамблей, 4 оркестра, 3 хора,
Самый замечательный из них — хор
малышей, овтябрят школы им. Ра-
дищера Красногварлейского района,
р педатогом С. Любеким.

узыка Чайковского, Грига, Шумя-
на, Моцарта чередуется се инецени-
ровкой стихов ‘С. Михалкова «Чья
мама лучше» в исполнении учащихся
2-го класса, со стихами Барто «0
смелом пилоте и таблице умноже-
ния», с шуточной песенкой «О мет-
ро» Половинкина, ‘исполняемой хором
октябрят. р
	Театр детекого творчества ставит
перед собой задачу — находить и
показывать юные ‘дарования. Что ма-
жет быть благодарнее такой работы?

‹ Р. ЗВЕРИНА
	Фестиваль
народного
танца
	15 ноября в Московском Театре нз-
родного творчества открывается все-
союзный фестиваль ‘народного танца,
ортанизованный Всесоюзным  комите-
том по делам искусств и - ВЦСПС,

Отбор лучших солистов и коллек-
тивов производится на республикан-
ских, краевых, областных фестивалях
народного танца, которые будут ор-
ганизованы между 20 октября и 5 но-
ября. При отборе на местах 060б0е
внимание жюри будут уделять нацио-
нальному характеру передачи танца,
его музыкальному сопровождению и
этнографической точности его оформ-
ления.

После фестиваля лучшие коллекти-
вы будут выступать перед делегатами
Всесоюзного с’езда советов. Два пока-
за будут организованы в Большом те-
	атре.
конце фестиваля будет орталтизо-
вана творческая конференция по во-
просам народного танца © участием
исполнителей фестиваля и крупней-
ших мастеров хорфонрефического HO
кусства COOP,
м.п.
	УДОКНИКИ-— ДЕТЯМ И ЖЕНЩИНАХ ИСПАНИИ
		‚ А. М. Герасимов
заслуженный деятель искусств
	ции художников-москвичей  свиде-
тельствуют о любви к жиэни,.о боль-
шой уверенности в ней, о бодром
творческом самочувствии. Свой твор-
ческий пафос, свое радостное само-
чувствие граждан СССР, активных
строителей социализма, художники
Москвы хотят передать тероическому
народу Испании, грудью отстаивают,
щему знамена демократической Ио-
пании,

Необходимо, чтобы оргбюро жен со-
ветоких художников вместе со всей
налпей художественной общественно-

отью подумало о том, как привлечь
наибольшее количество посетителей
на выставку и добиться того, чтобы
все выставленные произведения бы-
ли раскуплены в кратчайший срок.

И ИЕ В
	Г. Шнеерсон
	Песни
роспублииаисное
Henan
	Боевая ‘революционная песня при-
обретает сейчас в Испании значение
мотиной, ортанизующей силы,
	Огромная музыкальность испанского
народа известна. Ботатейший испан-

И we one
	Е 7
ский песенно-музыкальной фольклор,
	‚в течение столетий питал творчество
композиторов многих стран. К, сожа-
лению, нам, известны только немно-
тие образцы революционных гимнов,

а
	маршей и песен, распеваемых селчао
pause ‘

2 М, ee ae
	eee о,

в республиканской Испании. Мы зна-
ем также, что испанский пролетариат
охотно поет многие старые револю-
пионные песни Франции и России.
		ициальным гиином
		Выставка «Художники Москвы —
детям и женщинам Испании» — пер-
BOG яркое событие начинающегося
художественного сезона. На вернисаж
зыставки 6 октября пришли и мМао-
вые зрители и представители са-
мых разнообразных ‘кругов налией ху-
дожоственной интеллигенции. Огром-
ный успех выставки — прямое сви-
Детельство живого сочувствия всех
советских людей героическому наро-
ду Испаним, отстаиваютщему против
фашистов свою свободу.

С особой похвалой надо отметить
мчин жен советских художников
Москвы, которым принадлежит ини-
Циатива организатии этой первой ху-
дожественной выставки в помощь ис-
панскому народу. Я уверен, что при
меру живописцев последуют и дру-
ие отряды советских художников —
скульшторы и графики.

Московокие художники горячо ото-
эвались на призыв дать свои полот-
На на выставку. Радует, что полотна,
показанные в залах Всекохудожни-
ка, насыщены светом и проникнуты
бодрым настроением. И пейзажи, и
натюр-морты, и жанровые компози-
	бор -ередств в фонд помотщи жен-
щинам и детям Испании возрастает
‹ каждым днем. В настоящее время
среди работников московских театров
юбрано свыше 50 тыс. рублей.

Большой ’ театр внес 27.852 р.;
МХАТ ОССР — 11.500 р.; театр им.
Вахтантова — 1.159 р.; Камерный те-
атр — 3.000 р.; онсерватория —
4.450 р.; театр им. Немировича-Дан-
ченко — 6.260 р.; Центральный те»
атр Красной-армии — 2.772 р.; Гор-
KOM работников самодеятельного ис-
кусства — 872 р.; Госцирк — 861 р.;
Госцентюз — 927 р.; Комитет по ра-
Днофикации и радиовещанию — 849
	р.. ВТО — 325 р.; Гостеакоетюм —
	260 р.; ЦДХВД — 239 р.; театр «Ска-
	Тузэ» — 505 р.; ВНврейский театр —
	263 р.; Цыганский театр — 140 Т.,
Местком гри Apopue 3 xyaer ы Ленин-
кото района — осковский
областной Ни — 188 р.;
	Театр эстрады для детей — 110 р»
	бтрудники Театаопреда — 590 Р.
	По периферии: Свердловск — 9.227
р: Омоленок — 8400 р.; Сталинград
—9.760 р.; Ашхабад — 2.500 р.; Рос-
тов-на-Дону — 1.340 р.; Тирасполь—
716 р.; Оталинабад — 659 р.; Петро-
заводск — 500 р.; Чернигов — 2,345
линия — 2.000 р; Куйбышев—

ny : a
	Выставка «Москозские художники
	бан и тарелкил Мелодия, малита, яр-
кая, зажитательная, носнт тавдеваль-
ный характер. Она отдаленно нало-
минает французскую «Карманьолу».
Если в «Марше Риего». освовой той
‘увлекающей ‘и организующей силы,
которая‘ должна “быть заложена В
каждой: подлинной массовой’ песне,
является бодрый танцевальный ритм,
‘то; старый революционный тимн «Сы-
ны народа» (cHijos del Pueblo») xa-
рактеризуется, наоборот, широким
мелодическим складом. В етом тимне
ярче и ‘полнее, чем в друтих испан-
ских революционных песнях, выража-
ется. героический революционный па-

‘фос, Песня, начинается словами: «Оы-  зыканты

ны народа, вы измучены оковами pare
ства; лучше порибнуть в борьбе, чем
влачить такое’ жалкое  существова-
ние». Этой минорной первой Части
противопоставляется бодрый марше-
образный припев, зовущий народ под
знамена борьбы. По. своему мелодиче-
скому богатству гимн «Сыны  наро-
да» представляет. собой, пожалуй, на-
ибольший интерес из всех известных
вам испанских революционных песен.

События последних лет разделили
испанскую интеллитенщию на два не-
примиримых лагеря. В рядах народ-
ного фронта оказались лучшие пред-
ставители искусства, Крупнейшие му-
Испании ©воим. творчеством
	Испанской республики стал
	Риего. В дни борьбы с фашистскими
	мятежниками эта песня © новой CH-
i LOBOK
	оО © ЗЫ ОЧ РОТ  4

лой прозвучала в Испании. Она была
  сложена. еще в тридцатых годах про-
	‘тлюго столетия. Это был о тимн тот-
	дашних революционеров, боровшихся
лю личи ETO HCIOIHATU Сол“
	за конституцию,

их Аля в а Ve

даты. мятежной армии генерала Ри.

его. воспетого наш

им. Пушкиным. Эта
	песня. распевалась бойцами под АК-
компанемент несложного оркестра, в
oennats гларитю роль играли бара-