15 октября.
	в Ленинраде открывается
	детки
	А. Бассехес
	. увязан © методом

Юля преподавания при
помощи  «вообра-

`‘каемой валторны». ‘Действительно,
подготовку дирижеров в Консервато-
рии нельзя признать удовлетворитель-.
ной,  Но неудовлетворительность эта
проистекает совсем из других причин.

Дирижер — самый совершенный и
самый ответственный музыкант-ис-
полнитель, не только вмещающий в
своей голове сотни и тысячи парти-
тур, но и умеющий свою творческую
музыкальную волю передать — по-
средством такого сложного инструмен-
та, как оркестр — массе слушателей,
Коротко говоря, дирижер должен быть
в большей ‘мере музыкантом, чем вся-
кий другой исполнитель — певец,
скрипач, даже пианист,

«Дирижерству» в ‘узком смысле
‘(«маханию палочкой») нео стоит
учиться, если для этого нет нуж-
вых предпосылок. Для большей кон».
кретности приведу краткий перечень
свойств и знаний, без которых, по
моему мнению, нельзя быть дириже-
ром. У подлинного дирижера должен
быть: 1) слух, то 6сть способность
точно и верно слышать и воспроизво-
дить в представлении ‚ слышимое;
2) память, позволяющая бесконечно
накоплять знание музыки, вилоть до
самых сложных ее образцов (вроде
партитур  Стравинекого, ° Штрауса,
Мясковского); 3) умение читать пар-
титуры, как профессиональный акком-
паниатор умеет прочесть © листа и
проаккомпанировать певцу или екри:,
пачу любую вещь; 4) хорошее знание
оркестра, — не только звуковых 960-
бенностей каждого инструмента, но и
техники их; 5) по возможности совер-
шенное знание величайших компози-
торов в полном 90б’еме их творчества
(налример, знание квартетов Бетхове-
на, а не только его симфоний); 6) и,
наконец тлавное: умение творчески
проникнуть в дух композитора, уме-
ние перевоплощаться и с полной яс-
ностью доводить до слушалеля тлу-
боко осознанный, проникнутый худо-
жественной волей ‘образ мукызально-
то произведения:

Из всего сказанното ясно, что из-
учение дирижерской техники являет-
ся лишь небольшой составной частью
того отромного воспитания, которое
необходимо каждому дирижеру.

Приемные испытания этого года по-
казали, что несмотря на наличие ода-
ренных людей лишь очень немногие
из испытуемых обладали тем знанием
музыкальной литературы, тем слухом
и той ясностью музыкального мышле-
ния, без которых немыслим высоко-
культурный дирижер. В связи с этим
я считаю правильной попытку Кон-
серватории привлечь на дирижерское
отделение студентов, уже прошедших
три курса на теоретическом, компози-
торском или исполнительском факуль-
тетах. .

Я уже высказывал на страницах
«Советского искусства» пожелание,
чтобы Госфил привлек лучших c0-
ветских композиторов к дирижирова-
нию, своими или чужими музыкаль-.
ными произведениями. Идя по этому.
пути. Консерватория приняла реше-
ние направить на эту работу ряд мо-
лольх композиторов (например Maxa-
рова, Ракитина) и пианистов (Иохе-
леса, который уже состоит доцентом
Консерватории и др.). У этих канди-
датов имеется достаточная музыкаль-
ная-подтотовка и—при усвоении He-
обходимых технических навыков ди:
рижирования — есть шансы, что’ из
них мотут выйти дирижеры;
	В заключение несколько слов о р2-
боте © «воображаемой валторной», ко-
торую высмеял тов. Кулябко. Когда
	‘студент хорошо выучил ироизведение
	и знает партитуру наизусть, я ечи-
таю такой метод обучения с вообра-
жаемым оркестром вполне уместным.
Этот метод. рекомендуемый Шерхе-
ном — крупнейптим, всемирно при-
знанным дирижером-педатогом, конеч-
но, не является единственным и ис-
черпывающим Методом обучения ди-
рижерской технике. Но он вполне
законен, как один из путей проверки
знаний и подготовки студентов, как
одно из звеньев в большой и слож-
ной работе по воспитанию квалифи-
цированных дирижеров.
	` Г, НЕЙГАУЗ
	конференция по вопросам художественною
	‘образования
	художника -
	А. Д. Гончаров
	_ Школа —
без инвентавя
и мастерских
	Учиться живописи в Москве по су-
ществу негде, Вся система средних
художественных школ в Москве. с
	ее трех © половиной миллионным на».
	селением, состоит из двух средних
школ ограниченной емкости и двух
отудий,

Единетвенная в Москве высшая ху.
дожественная школа — Московский
	  изоинститут DTHTCH в чрезвычайно
	тесном помещении, Поэтому контин-
тент учащихся искусственно ограни-
чен. К тому же аудитории и классы
сильно перегружены, что не может
	не отразиться и на качестве обучения.
	В классе, рассчитанном на 13 мест,
обучаются 30 человек и больше.
‚ Оборудование Изоинститута и его
обеспеченность учебными матернала-
ми совершенно неудовлетворительны.
Нет элементарнейших материалов —
досок, штихелей. .

‚ Ненормальные условия работы в
Изоинституте сильно сказываются на
качестве учебы. Преподавателям и
кафедралам приходится урезывать
свои учебные программы и планы.

Сейчас учебная программа Изонн-
ститута рассчитана на пять лет обу-
чения; очевидно, необходимо курс Ин-
ститута увеличить до 7 лет, Ненор-
мально сейчас и распределение учеб-
ного времени между отдельными
предметами. Самое удобное время для
занятий по рисунку — вечера, для
занятий живописью наиболее целесо-
образны утренние часы. Теоретича-
ские дисциплины должны читаться.
днем. Теперь же у нас бывает так,
что для занятия по рисунку отводит-
ся время с половины девятого до ю-
ЛовиныЫ. двенадцатого утра, затем идут
три часа занятий по живописи, 8 по-
том уже теоретические предметы. На
5-м курсе отделения книги нет препо-
дзвателя по живописи. Совершенно
не налажен ку7с технолотии материа-
дов. м
Скверно  оборудованы и классы
Изоинститута. В комнатах гравюрного
отделения нет необходимого освеще-
ния, нет достаточного количества сто-
лов, на которых учащиеся могли бы
раскладывать свои лупы, подупки,
инструментарий. В полиграфическом
отделении нет оборудованной, хотя
бы и небольшой, типографии для нро-
изводственной ‘практики. Литограф-
ская мастерская оборудована только
тремя станками, что далеко недоста-
точно. Pee

Всесоюзному комитету по делам
искусств слелует обратить внимание
на находятцийся в его ведении инсти-
	Проф. М. Д. Бернштейн

руководитель кафедры рисова-
ния Академии художеств
	С нетерпением жду я конференции,
где можно будет высказать много на-
хопившихся мыслей, .

Пока же хотелось бы сказать о иэ-
нормальном, деляческом стремлении
ряда студентов академии к скорейше-
MY достижению внешнего мастерства,
получению заказов и т. п. В академии
слишком слабо борются © подобного
рода наклонностями,

Нобители таких стремлений сгруп-
пировалиеь главным образом в ныне
а мастерской В;

ковлева, но’и сейчас еще в акаде-
мии оправдывают таких студентов,
аргументируя это тем, что из них во.
лучатся хорошие копкисты,

Мысль явно  порочная. Плох тот.
хюпиист, который ‘не умеет читать
копируемого им мастера. Рабекая
«чистенькая» срисовка, граничащая с
фотографическим воспроизведением,
не имеет ничего общего с подлинным
творчеством.
	комбината. Это и понятно. В У2866-
кистане художественное ремесло’ хра-
HHT наследие большой“ и развитой
древней культуры. В основу орна-
‚мента старые мастера кладут желёз-
	  HHH закон геометрическото MOCTpoe-
	ия, применявшегося еще взодчими
тимуридских памятников Самаркан“
да. Большое искусство Ирана и Ки»
тая еще живет в орнаментах «накко-
шей», Какие вамечательные изделия
мотли бы выпускать Мостекстиль-
комбинаты, если бы на помощь wae
родным мастерам пришли архитек-
торы и художники! Между тем сей-
час комбьнат по существу лашен ху+:
дожественного руководства,

В Ташкенте работает очень сильная
труппа живописцев. Но странное де
ло: живописцы, в недавнем прошлом
считавиие мещанскую, провинциаль-
ную вывеску высшим достижением
народного творчества, послушно шед-
шие на выучку в ‘малярам (вепом-
ним Бурлюка, Ларионова, Гончарову
и многих друтих), — сейчас, когла пе-
ред ними фаскрывается подлинное
ивродное искусство, от кего отстра-
пяются,

Sato на абстрактные споры © на»
циональном своеобразии среднеззиат-
ского искусства ташкентские худож-
	НИКИ Н6 жалеют времени. Многие из!
	них убеждены, что колхозники не
поймут их полотен, если они не бу-
дут выдержаны в годчеркнуто деко-
ративных «илоскостных» формах, Для
обосновакия этого декоративизма при-
водятся ссылки н% «060быв законы»
художественного восприятия в стра-
нах Востока, АИ
Праздные эти споры могут вестись
только в среде, оторванной от народ-
ной жизни. Достаточно приглядеться
к народному быту, к самодеятельному
искусству, чтобы убедиться в беепоч-
венности всех опасений художников.
В Ташкентский музей ‹ искусств
мальчик узбек Тапров принес альбом
своих рисунков, На первой странвце
в традиционной орнаментальной рам-
ке — обращение с просьбой дать ав-
тору альбома возможность учиться
искусству. «Начинаю рисовать родной
киШлаЕ», -—— Пишет мальчикона BTO-
рой странице. Далее следуют  зари-
совки кишлака. Изображены дома
дехкан и баев («здесь в 1917 году
была радость; здесь было и горе»
комментирует эти изображения ху-
дожник), лувалы кишлака, густая
тень. карагача и розовая пыль. дороги,
	__ Воспитание.
			Ф. И. Рерберг
	специальностям. Уже © первого кур-
са будущий художник должен решить
для себя вопро, будёт ли он живо-
‘ пнецем, графиком, оформителем, или
декоратором. Это то же самое, как

если бы актеру предложили выбрать
амплуа еще до’ того, как он вытрал
хотя бы одну роль. Правильнее было
бы на первых курсах‘ художественной
школы даль общую основную “подто-
‘TOBRY учащимся по всем художест-
зенным ‘дисциплинам. И только по-
сле этого учащиеся должны быть рас-
мнеделены по специальным факуль-
тетам.

В старой Академии учащийся дол-
жен был три года работать ‘в голов-
ном классе, три в фитурном, и толь-
ко затем он имел право’ работать ©
живой натуры. Такая система пре-
подавания для нас, конечно, непри-
емлема. Вхутемас ударилея в про-
`тивоположную, но тем неоменев вред-
‚ную крайность. Формалисты совер-
_менню отрицали необходимость
учать своих студентов таким предме-
там, как перопеютива, анатомия че-
_ловеческого тела, реальный рисунок,
Сейчас почтя все преподаватели по-
няли, что к работе над живой нату-
рой шадю допускать учащихся в03-
можно раньше, и это безусловно пра-
вильно. Но исключать из. про
рисунок © гицсов не следует. Это лож-
ная точке зрения. Правильное сочета-
ние работы с пнцоа и с живой нату-
ры — основное условие роста моло-
дых вадров будущего искусства.

случайные предметы, принесенные
преподавателем. Не весело рисовать
ребятам такую «натуру». Нет также
и нужной акварельной бумаги, каран-
дашей, красок. Большинство педаго-
тов не имеют ни специального, ни. ме.
тодического ‘образования. ^

Известно, что учащиеся выбирают
себе профессию в последние годы обу-
чения в средней школе, Между тем
«рисунок» преподается только в пер-
вых классах.

Не лучше обохонт дело и в само-
деятельных кружках. Педатогов не-
хватает, Педаюгические техникумы
‘не выпускают педагогов, О всех этих
больных -вопросах художественного
образования на кенференции следует.
серьезно поговорить.
	Педагог-мастер
	№
И. Л. Копылов
профессор’ Ленинградской академии художеств
	Новый учебный, “>

год Московская го- ‘ MY3ZbIKG
сударственная кон-
серватория начала деяп
в более нормаль-
вых условиях, ‘чем. прошлый. Воплоз
тилась в жизнь давнишняя мечта пе-
дагогов Консерватории: Центральная
детская школа получила в этом году
специальное алание в Кисловском пе-
реулке. Скоро получит отдельное . по-
мещение оперная студия. И все же
еще немало больших и малых препят-
ствий осложняют работу Консервало-
фин.
Советская действительность вдохно-
вляет молодых советских музыкан-
тов. Усвоение народного творчества и.
связь с художественной самодеятель-
ностью одухотворяет как исполните-
лей, так и композиторов. Но наше
время требует от музыкантов усилен-
ной работы над собой. Оно требует
не только накопления внаний и боль-
шой осведомленности в музыкальной
литературе, Жо и воспитания B My-
зыканте вкуса и большой требовз-
тельности к самому себе,
	Подлинное мастерство в музыке, как
и в науке достигается сосредоточен
кой, тяжелой ‘лабораторной работой.
Самбстоятельная домашнаяя учеба,
зрляющаяся одним из важнейших
элементов воспитаня музыкантов, по-
ставлена в Московской консерватории
очень плохо.
Несмотря на вое старания Консёр-
ваторни, ее студенты до сих пор вы-.
нуждены жить не только по 5—6 че-
ловек в комнате (это было бы еще
терпимо). В Трифоновском общежи-
тии имеются комнаты, где живут по..
11 человек. \ :
При таких условиях трудно тово-.
рить о развитии слуха, о культиви-
ревании тех нюансов, тех «чуть-чуть»,
которые — по верному замечанию
Брюллова, приводимому Л. Толетым—
являются решающими в искусстве.
	Конеерватория делает все возмож»
ное, чтобы предоставить свободные
от занятий классы для самостоятель-
ной учебы студентов. Беда в том, что
это свободное время исчисляется. в
Консёрватории всего четырьмя. часами
в сутки — © 7 до 9 часов утра и 6
9 15 11 часов вечера.
	Практическим результатом неулов-
летворительной, постановки  ломаш-
ней учебы является то, что Koucepsa-
тории нередко приходится оставлять
учащихся на лишний год в вузе. Го-
сударству это обходится недепезо.

Для устранения всего этого Нонеер-
ватория выдвинула предложение по-
строить репетиторий — небольшое
злание на 30—35 кабинетов, в кото-
рых студенты могли бы вести само-
стоятельные занятия по музыке. При
условии работы этих кабинетов © 7
часов утра до 12 часов ночи решети-
торий мот бы обслужить всех студен-
тов Консерватории (по теории и ис-
тории музыки студенты попрежне-
му мотли бы заниматься в общежи-
тии}. Комитет по делам искусств ©о-
гласился с этим предложением и дав-
но уже обещал выстроить репетито-
рий. К сожалению, обещание это все
еще не выполнено.
	Вопрос об общежитиях и репетито-
рии, — может быть, самый важный
вопрос в учебной жизни Московской
консерватории. Но есть и другие ак-
туальнейшив темы: это прежле зсего
вопросе © нормальных условиях  ра-
боты в стенах самой Консерватории.
За годы революции Консерватория на-
столько выросла, что было бы просто
смешно’ сопоставлять  Консерзаторию
сзгодняшнею дня © Консерваторией
дореволюционной. Достаточно сказать,
что в Консерватории: возникло пять
кациональных студий, — узбекская,
татарская, туркменская, башкирская
и и Прибавилея военно-ди-
рижерский факультет, на котором
сейчас обучается 139 человек. И т. д.
ит. п. Площадь же Консерватории
осталась прежней.
	Если в ближайший год учебный
корпус не будет значительно расши-
рен, то единственным выходом явится
уменьшние контингентов, т. е. неко-
т6рое сокращение как стулечческого,
тык и преподавательското состава,

В последнее время в «Советском ис-
кусстве» был поднят вопрос © небла-
тополучии © подготовкой. дирижеров
	и довольно весело
BOuUpOo этот был
	Наши изошволы вынуждены часто
13-88 недостатка места отказывать в
приеме даже явно талантливым’ лю-
дям. Особенно 0стро ощущается не-
ростаток изостудий, в которых без от-
рыва от производства учащиеся мог-
ли бы заниматься под руководством
художника-педагога.

Необхолимо подумать и о том, что-
бы в существующих художественных
учебных заведениях преподаватели, не.
были слишком затружены.

Каждый преподаватель должен
имать возможность изучить характер
и способности своих учеников. Иначе
он не сможет заботливо воспитывать
будущих мастеров. Ни един препода-
затель, даже признанный мастер, не
имеет права стричь всех своих учени-
HOB под один ранжир. А ведь к 910-
му часто ведет преполавание в худо-
кественных школах Москвы. в
	Сейчае изоуправление Комитета по
делам искусств взяло правильную ус-
тановку на точную разработку учеб-
ных программ и учебных планов в
каждой художественной школе. Надо
только. чтобы ‘эти планы не проти-
вопоставлялись живой и строго инди-
вилуализировачной (He только для
каждого преподавателя, ню и для
каждого учащегося) методике препо-
давания.

Мне кажется неправильным слиит-
ком категорическое и преждевремен-
ное распределение студентов средней
и высшей художественной школы по
	В своем докладе на конференции я
хочу говорить о художественном. вос-
питании в нашей средней школе. Сэ-
вершенно очевидно, что пока изопре-
	  подавание в ликоле не будет налаже-
	но, мы не сможем пред являть серь:.
езных требований к поступающим в
наши средние и высшие художест-
венные школы. Уже в школе должны
выявляться наиболее способные лю-
ди, могущие впоследствий стать прэ-
фессиональными художниками,
Существующая программа средней
школы формально отводит на «уроки
рисунка» 350 часов в год. Однако на
самом деле этим урокам отводитея
только 120—160 часов. Таким обра
	30M

дети изучают искусство

его
	один раз в шестидневку по 45 минут,
Отдельных изокабинетов в школах
нет. Ученики вынуждены  фисовать
	Ностроить высшую художествен-
ную школу без одновременного с0з-
дания базы для нее невозможно. А
базы-то этой и нет, ибо ею должна
являться средняя художественная
школа. Можно утверждать, что до-
вузовской специальной художествен-
ной подтотовки не существует. Тех-
никумы еще не в состоянии готовить
кадры для вуза.
	Программы техникумов не увяза-
ны © программами вузов. На пред-
стоящей конференции должен быть
всесторонне обсужден вопрос о’ тре-

Пушкин, Пофтрет работы В, Е; Савинского (1935 г.)
		‚Первый
	Государственный симфонический
оркестр Союза ССР
		Клейбер умеет, однако, захватить &у*

диторию; «заразить» ее своей тражя

товкой исполняемого произведения,
«Героическая» симфония» Бетховеч
	  на — одна из трудненших задач для
	дирижера и для оркестра. Наиболее
удалась Клейберу ев первая часть,

Новый государственный оркестр, в
составе которого находится много пре»
восходных артистических сил, имеет
все предпосылки к’ тому, чтобы стать
первоклассным оркестровым коллек
тивом. Для этого нужны только врёч
мя и серьезная работа.

Мне хочется поздравить оркестр $
началом ero — будем надеяться —
славном пути и пожелать ему впол-
He оправдать Te надежды, которые
возлагает на’ него. советокая общест»
	А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР
	же симфония — это выражение о
ремного творческого напряжения
большой эмюциональной и илейной
	глубины борющегося з& свою свободу.
	гражданина, Соответственно с этим
передача‘ обеих симфоний должна быть
основана на разных приемах,

Эрих Клейбер ‘известен во всем ми»
ре как знаток теннального предшест®
венника Бетховена — Моцарта, Это
«моцартианство» Клейбера сказалось
о наилучшей стороны при передаче
первой симфонии. Каждый штрих,
каждый изгиб мелодии, градация зву-
ка, ритмический рисунок — аква-
рельные краски симфовии переданы.
были Клейбером с виртуозной легко“
стью и изяществом, Самое расположе-
ние оркестра. выбранное им ‘для иб-
полнения данной симфонии, было
необычайно. На месте вторых скрич
пок расположились деревянные духом
вые, и это придавало исполнению сим»
фоний свежесть и прелесть. Прекраю»
но был сыгран финал первой симфо“
нии, вызвавший бурю оваций по ад»
ресу дирижера и оркестра.

Геронческий стиль, пафос неустан-
ной борьбы не совсем свойственен да“
рованию Клейбера, Само по себе очень
хорошее, четкое и продуманное в де,
талях исполнение «Геройческой» сим.
фонии, блестяще подготовленное ре-
петициями, не доститало той высокой
точки волнующего пафоса, какого все.
гда ждешь от исполнения этой сим-
фонии. В финале чувствовалась недо»
‘работанность; спешка,
	Ортанизация симфонического орке-
стра ООСР, проведение бетховенскою
цикла — большое радостное событие
нашей музыкальной жизни. *
	ЕВГЕНИЙ БРАУДО
	Начало деятельности вновь сформи-
рованного Государственного симфони-
ческого оркестра ОССР — выдающее-
ся событие в музыкальной жизни
Москвы.

В концерте 5 октября, явившемся
первым концертом бетховенского цик-
ла, были исполнены под управлением
венского дирижера Эриха Клейбера,
известного Москве по своим выступ+
лениям в прошлом сезоне, первая и
третья («Героическая») симфония Бет-
хозена. Эрих Клейбер  -—= музыкант
высокой культуры и дирижер перво-
классного мастерства. Исполнение
Эриха Клейбера всегда отличается зна-
чительностью вамысла, отсутствием
внешних эффектов и подкупающей
блатородной простотой. Не обладая
таким могучим темпераментом, как
Никиш, Малер, Клемперер, ` Эрих
	Открытие симфонического сезона в
текущем году ознаменовано крупней-
шим событием, Организован Государ-
ственный симфонический оркестр
СОСР, который по высокой квалифи-
кации своих участников и количест-
венному своему. составу явится не
только первым в СОСР, но и одним
из самых мощных в. мире. Состав ор-
кестра’ 130 человек, что позволяет ему
выполнять самые сложные симфони-
ческие. задания,

$ октября оркестр впервые играл
перед московскими слушателями, Глу-
бсеко насыщенная звучность струнной
группы, мягкость и. точность интона-
ций медных духовых и прозрачность,
острота рисунка у деревянных — не-
оспоримые .достоянства исполнени

оркестра, , ‘
Программа первого ‘выступления
Государственного симфонического

оркестра СОСР в этом году посвящена
была Бетховену.

Концерт открыт был исполнением
«Интернационала» под’ управлением
заслуженного артиста республики
А. В. Гаука (зам. художественного ру*
ководителя оркестра) в исполнении
Государственного симфонического ор-
кестра и хора.

Программа первого концерта состо-
яла из первой и третьей симфоний
	‚Бетховена. Симфонии эти разделены
	по времени своего возникновения вс8-
го промежутком в четыре года. Но
666 они. представляют собой образцы
рааличных этапов в симфоническом
творчестве Бетховена, Первая еимфо-
ния (1800 г.) легкая, грациозная, еще
носит характерные черты симфониче.
ского стиля ХУШ столетия и только
местами в ней чувствуется борец и
	титан мысли Бетховен, «Героическая»
	«Кончаю писать родной кишлак,
начинаю рисовать новый город Таш-
кент», — пишет Таиров `далее.-

Мелькают автобиографические кар-

тины: поезд мчит’ юного художни-
RB в Ташкент. Улицы города. Каби-
нег директора текстильной фабрики.
Ha этой фабрике Танров устроился
на работу. .
° Таиров зарисовал и етзрую Буха-
ру. С добросовестной точностью лю-
бопытного наблюдателя он заносит в
альбом свои впечатления. Характер-
Но, что цередача глубины, простран-
тва, перспективные построения его
особенно привлекают, Но и орнамен-
тальный узор народной архитектуры
OH передает очень верно. .

Приведу другой пример: советские
эмблемы, естественно вилетаются в
народный орнамент, Кустари не ждут
художника. Серп и молот, аэроплан,
Трактор, пятиконечная. звезда укра-
шают выдолбленные из тыквы узбек-
ские табакерки, которые можно най*
ти на любом базаре. В ковровых ма-
стерских Казахстана и Туркмении
женщины ковровщицы вплетают’ рас-
тительные узоры в традиционный
орнамент’ кочевых народов «бараний
рог», Колос и распустившаяся коро-
бочка хлопка здесь представляют но-
вую культуру севшего на землю ко-
чевника. } И

Правда, эти новые мотивы подска-
званы художниками — фуководителя-
ми мастерских — однако, они насаж-
даются не искусственно и отвечают
народной потребности.

разцы советского искусства сво-
бодно интерпретируются народными
художниками, Кишлачные чайханы
несколько лет назад сплошь выкле-
 ивались плакатами. Кое-тде колхоз-
ные «наккоши» и сами рисовали на
стенах чайхан типичные  изогизов-
ские плакаты, даже диаграммы,

С ростом колхозного блатосостояния
RCO сильнее дает ‹ебя знать потреб-
ность в украшении быта. «Наккоши»
начали расгисывать чайханы фанта-
стическими пальметками. Позже _по-
явились кочующие маляры. Недавно
группа таких маляров обратилась к
самаркандским художникам © зака-
зом на трафареты ‘для росписей. Ху-
дожники Самарканда сами в то вре-
мя расписывали чайханы города и
не хотели делить с малярами славу.

Малярам пришлось «от себя» сочи-
нять новые образцы, Сейчас они нА
	задней стене. чайхан обычно изобра»
	концерт
	С. В. Приселков
	осваниях, которым должны удовле
творять поступающие в Академию ху-
дожеств и другие художественные ву-.
зы; В Академию о0 всех концов Сою-
за приезжают люди, которых нельзя
принять из-за совершенной неподго-
товленности.
	Конференция должна положить  н%»
чало пересмотру всей сети художест-
венных школ, установить их типы,
считаясь с существующим .положе-
нием, когда промежуточные ступени
между техникумом и вузом отсут
ствуют,
	резчик. по дереву за работой.
	сильны. И в первых попытках ху»
дожников обновить народный офна-
MBH? дает себя звать эта старая вы-
узка модернизма, я

В красках. казахского. орнамента
MABCT синева Далеклх гор и глубо-
кий насыщенный тон земли, Худож»
‚ник, дающий образцы алмаатинокой
керамической ‘станцин, помимо CBO-
ей воли лишает народный ‘орнамент
ето ‘своеобразия, Все построение ор-
намента он подчиняет сухому, чер»
тежному закону симметрии.

Механика такого истолкования наз
родного творчества очень сроста. У
казахского деревянного сосуда олна
ручка, Художник присочиняет для
симметрии вторую, Каждый завиток
орнамента в его представлении дол-
жен иметь свов точное, парное вос-
произведение. Ритм свободного узо-
pa нарушен. Орнамент уже не вы-
текает естественно и органически. из
формы сосуда, С такой же последо-
вательностью «модернизуется» точная
и ‘нежная расцветка народных быто-.
вых изделий, На чисто вычерченном
бумажном. проекте ее ‘замещает’ ядо+
витая гамма анилиновых красок. В
результате мз рук мастера выходит
сосуд, препарированный ‘по всем в&-
конам старом прикладничества. Он.
отдаленно напоминает античную ва-
зу; но и классика его мертвенная
упорядоченная мюнхенским академи-
ческим законом симметрии,

Руководители таликентокото учебно-
то комбината пытаются итти иным
путем. Они поставили’ себе ограни-
ченную задачу точного воспроизведе-
ния древних образцов народного ис-
‚‘кусства. Отарые узбекские мастера:
‘резчики по дереву, мастера кабойки,
«наккоших работают в мастерских
	Профессор Ленинградской академии художеств
	жают роскошную‘ балюстраду из фно-
летового мрамора с алыми прожилка-
ми. Над балюстрадой реют фантасти»
ческие «райские» птицы. Шо вече»
рам, когда в последних лучах соли
ца сияют выщербленные изразцы
древних медрессе самаркандского Ре“
гистана, в таких чайханах поют колч
хозники, Отоят выбокие цены на хло-
пок. Жизнь хороша, у

Расскажу еще об одном интерес
ном опыте самаркандоких художнич
ков. Он должен заинтересовать даже
нелюбопытных московских архитек“
торов,

‘ри замечательных памятника ХУ
—ХУП вв. Улуг-Век; Шир-Дор к
Телля Кари образуют архитектурный
aHCAM Регистана — центральной
площади старото Самарканда. «Котда
архитектор точной правильности воз»
двиг изгиб арки, небеса, приняв ев
за новую луну, прикусили галец от
удивления», —гласит надпись на тим-
пане Шир-Дора. Когда-то в хулжрах
(кельях)  Шир-Дора жили «мудари“
сы», ученики высших богословских
училищ -— медрессе; Сейчас кельи
переменили жильцов. На Регистане
основались художники. В одной из
зудиторий устроена студия рисунка,

Может быть потому, что художники
Самарканда живут в сердце старого
города, они раньше своих ташкент
ских товарищей пришли к мысля
использовать узбекских мастеров-ган“
чистов, В содружестве с нимн живо“
пнецы! оформляют матазины Самарч
канда. Художники дают эскизы ор»
наментальных панелей. Ганчисты их
режут от руки в алебастре, Народные
мастера легко освоили совершенно
новые для них рисунки узора, пред“
ложенного художниками, Они смело
взялись за рельефное ‘изображение
целых охотничьих сцен. Уже сейчас
эти замечательные мастера должны
быть привлечены к большим строиз
тельным работам, Прекрасные роспи“

си смогут ‘дать и узбекские «наккоч
Ши», .

L
Это не «песня будущего», а живая
реальная действительность, Дело толь“
KO 84 художниками и архитекторами,
м в первую очередь следует стать
организаторами народных  мастеро№
	~> учителями и одновременно учени*
ками.
	Тогда каменные скрижали архитена
туры покроются новыми письменамт)
‚С канд, ь
	Народные мастера
Узбекистана
	От нашего специального корреспондента
	родното творчества задачу узко ‚ака-
демическую, На их взгляд. дело толь-
	КО

в изучении древних образцов на-
	родного творчества, в расшифровке
орнаментальных )30ров, в публика-
ции ковровых альбомов. Конечно, и
это почетная и совершенно неотлож-
	ная задача. Но уже сейчас основное—
	это творческое, художественное про-
чтение и применение народного орна-
мента, создание произведений искус-
ства, близких народам Советского со-
юза, способных оплодотворить худо-
жественную культуру нашей страны:

Можно ли ‘удовлетворяться одной
pectanpannen старых форм узоротвор-
чества? Можно ли народное искусет-
во отграничить китайской стеной от
самодеятельного творчества Mace и
профессионального искусства? Bes-
кая попытка такой изоляции народ-
ных мастеров будет глубоко реакци-
онной: ~

Новая техника, новое предметное
богатство, новые формы социалисти-
ческой культуры восгринимаются на-
родами советского Востока не как не-
что внешнее, им навязанное, & как
свое, завоеванное и осваиваемое в
процессе социалистической практики
самого народа,

Поэтому так охотно наролный мас-
тер вилетает в традиционные узоры
орнамента ` советские эмблемы, поэ-
тому он настойчиво вносит чисто иао-
бразительные, портретные формы в
ковры и резные изделия. Глубока на-
родная потребность наложить свою
печать и на архитектурные сооруже-
ния, украшающие столицы’ Средней
Азии.

Еще недавно архитектор-конструк-
тивист предлагал только чертеж ящи-
ка из стекла и железобетона. 0су-
ществляйте тде умдно, расселяйтесь...
живите. Декорации, украшения? —
их нет у меня.

Люди социализма вносят свои по-
‚правки в такие адания, Кто вивет,
	Сравнительно недавно народные
мастера Средней Азии были оконча-
тельно оттеснены от архитектуры.

Еще живы старые узбекские «нак-
коши» — мастера стенных росписей,
резчики по дереву и ганчу, мастера
«панджар» — узорных решеток. Про-
фессор, разбирающий иранскую py-
копись ХУТ века о технике миниа-
тюрной живописи, обращается к та-
ким мастерам за раз’яснением тем-
ных мест, Археологу, иселедующему
древнюю кладку Ташкентской мече-
ти, узбекский мастер-строитель от-
крывает, секрет прочнейшего раствора,
благодаря которому здание устояло
до наших дней,

У народа долтая память. Живая
традиция орнаментальното узора ‹о-
хранялась веками, Оттесненный от
больнюй архитектуры, принужденный
работать на незнакомый рынок, ра-
зоряемый скупииками, народный.
мастер затрачивал на уникальные из-
делия бездну вкуса и тернения. На-
ряду © обезличенными железобетон-
ными тромадами домов в одной и той
зке стране, в одно и то же время воз-
никали маленькие лаковые коробоч-
ки палешан, чеканные изделия зла-
токузнецов Дагестана, распиеные сто-
лики узбекских чнаккошей», Ковры
туркменских ковровщиц — послед-
ние отблески большого, когда-то’ н&-
сыщавшегю всю жизнь искусства.

Сейчас наступает конец этой ра-
зобщенности. Все, что сохранено для
человечества живой народной тради-
пней, должно быть возвращено наро“
дам Советском союза. Перевесенное
в современные материалы народное
искусство расцзетит текстиль, `Ма0с0-
вую керамику. украсит общественный
быт.

Многие скептически усмехнутся —
это де «цукунфтолид» — «песня бу-
дущегю», Не следует ли говорить
только © возрождении ‚ старых пре-
мыслов! Другие видят в изучении на-
	Ташкент. Народный мастер
	может. быть скоро отоленную короб-
	ку алмаатинского Дома правительст>
ва действительно украсят облицован-
ной плиткой, расцвеченной пленитель-
ным, узором казахской’ кошмы? В
этом не будет ничего удивительного.
Десятки зданий в Алма-Ате, Ташкен-
те и Ашхабаде обрастают новыми де-
корациями уже после своего строи-
тельного осуществления. Здесь всту-
пает. в свои права коллективное твор-
чество: кто бы ни осуществлял эти
новые декорации — заезжий лепщик
	ИЛИ художниыь-ремеслевник, — Ваки-
	ми бы случайными доделками они HE
казались, в самом факте такого ‘сот-
ворчества © архитектором проявляет-
ся глубокая’ народная потребность
«очеловечить» архитектуру. _

Для того, чтобы гридать зданию 6бо-
лее органические формы, нужна сме:
лая художественная инициатива. Ну-
жно знание не одних только класси-
ческих ордеров, но и всем многооб-
разия народных форм искусства.

Конечно, речь идет. не о сочинении

какого-то нового ронетовского «пе-
тушковог стиля» или повторении
опытов западных и отечественных мо-
дернистов.
‚ Модернистская интерпретация на“
родното творчества как раз и явля-
ется сейчас большой опасностью. Она
дает себя знать и в большом и в ма-
лом. И в новых домах, воздвитаемых
в столицах советского Востока, и в из-
делиях художественных промысловых
артелей.

Не следует забывать о том, что из-
делия народных мастеров очень часто
опошляются привнесением чуждых
мотивов. Традации старого ‘приклал-
ничества. барской, пренебрежительной
экспаоатации народного ‘узора еще