СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	За рубежом
	В Париже под  председательотвом
Марселя Кашена и генерального ее-
кретаря ‘французокой коммунистиче-
окой партии Мориса Тореза создан ко-
митет для проведения 25-летия 00 дня
смерти выдающегося социалистиче-
ского деятеля Поля Лафарга, умер-
шего 26 ноября 1911 года. Комитет
‘опубликовал сообщение, что на пло-
щади Дравеля, где жил и умер Поль
Лафарг, будет поставлен памятник.
Площади будет присвоено имя Ла-
	Нлощади будет 2]
фарга.
жх
	жаших И ес   публики В. Л. Зускин в pone

Ю. ЛИНБОЙ
персонала. разбойника Бойтрэ_ Москва

Е. ` Евг. Бермонт

ный Гольдони!

эти творцы русских текстов, знатоки
венецианского диалекта, немецкого
языка, французской речи?..

Ларчик открывается очень просто.
Тихомирова — это жена Зайцева. По-
лякова — псевдоним Тихомировой.
А Зайцев это и есть Николай ДАрхи-
пов, Круг сомквулся,
	Разрепгите же его разомкнуть. Ар-
хипов как человек ловкий и коммер-
ческий создал уже довольно давно
небольшой, но прибыльный шиллер-
трест. Последний был организован 6
производственной целью эксплоатация
естественных драматургических Go-
гатотв и естественной глупости руко-
водителей Цедрама,
	Творческий метод архиповскою и
ему подобных шиллер-трестов весьма
несложен. Берется какая-нибуль ход-
кая пьеса, Снабжается «новым тек-
стом», состряпанным из старых пере-
водов, безграмотных полстрочников и
собственных домыслов. Спешно лоста-
вляется в Цедрам на предмет тисне-
ния и распространения.
	В Цедраме даже не размышляют
0 том, зачем, скажем, пужен вовый
текст к «Малам Сан-Жен»? К чему
издавать мавулатурный перевод Голь-
дони, когда, например, «Слуга двух
тоспод». имеет уже пять переводов,
в том числе и новый перевол знатока
итальянской драматургии. Дживелегм-
ва, изданный «Академией»...
	«Новые тексты» энергично издают-
ся и онергично распространяются.
Гольдони предстает перед советским
зрителем пошлым скетчистом, Шил-
лер — нудным и безграмотным сочи-
нителем. Зайце-поляково-тихомиро-ар-
хиповскую  лудильно-переволческую
мастерскую сие не заботит. Текли бы
денежки! А они текут уже долго и
обильно. Sa первый квартал этого
ода только на счет самого Архипо-
ва ‘(а есть. еще и очет жены) при-
текло больше десяти, тысяч рублей.
Как говорят венепианцы—«Ловкость
Нот, и викакого мошевства»...
	Типография тазеты «Ва индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 80,
	— А Ты бы ег инсценировал, как
Пушкина.

Драматург развел руками.

— Сам уже инеценировался. Если
бы он хоть в стихах писал — мож-
о было бы сделать прозаический
текст. А так, как с козла молока...

Чувствую, что читатель уже жаждет
имен. Раскройте, мол, псевдонимы,
Кто этот лраматуре, переводящий ста-
	  рые переводы? Что это за литератот,
	с исключительной легкостью берущий-
ся снабжать «русскими текстами»
Гольдони и Дюма, автора «Коваретва
и любви» и автора «Мадам Сан-
Жен»?..

Честное слово, поевдоним раскрыть
не так просто, Вот она стопка книг,
лежащая перед нашим драматургом:
Шиллер «Коварство и любовь» — пе-
ревод Тихомировой, «Мадам Сан-Жен»
— перевод Поляковой, Гольдони «Слу-
NM двух мспод» — русский текст Зай-
mesa, Гольдони «Трактирщица» —
	дева,  тольдони «1рактирщица» —
‘перевод Поляковой Дюма «Лама ©
	камелиями» — переработка Зайцева,
«Разбойники» , Шиллера — перевод
Тихомировой...
	Все, как будто ясно. Незаметные
труженики пера создают культурные
ценности HA переволческом участке
драматургического фронта.
	Но если ваглянуть затем в платеж.
ные» ведомости Управления по охра-
не авторских прав, туман `сгустится,
Дымовая завеса окутает незаметных
тружеников и их участок. Дело в том,
что ав Фридриха Шиллера гонорар
получает Николай Архипов. Так как
ПТиллер вряд ли передал ему автор-
ские права по луховному завещанию.
ти возникает вопрос — за что? Почему
именно на счет Архипова перечисляют
проценты и за Гольлони, и за «Даму
е камелиями», и за «Малам Сан-Жен»,
и еще за многое то, что написано кем
уголно, но только не им?

То, что мертвые лраматурги молчат,
это понятно. У них нет овоего групп-
Бома. Но живые? Где Полякова? Где
Тихомирова? Где Зайцев? Ine pee
	I ed

fo of $ . 1
/ wh ыы Ю ]

Недавно секция драматургов поре-
дала на экспертизу творения архи-
повекого треста.

Вот как начинает свой об’емистый
разбор один из авторитетных экспер-
тов: т

— Конечно, великий комедиограф
(речь идет о Гольдони. — Евг, Б.)
не мог прелвилеть, что через двести
пет найдутся пюди, которые в цепях
наживы превратят вепиколепную его
комедию в безграмотный фарс,

А вот и общий вывод:

~ Бий текст» Зайцева (Поля-
Бовой, Тихомировой, Архипова то ж!)
«Слута двух господ» прелставляет 6о-
бой не что иное, как грубейший пе-
ресказ безграмотного ‘перевода, ° на-
столько искажающий содержание  ко-
медии, что для примеров понадоби-
лось бы написать работу, которая за-
вяла бы больше места, чем сама ко-
мелия. ,
	Эксперт приводит бесчисленные
	примеры красот могучего архиповско-
го языка. Увы, место не позволяет
	повеселить ими читателя. Все-таки од-
	ним перлом хочется поделиться. Вот,
например, как итальянский кавалёр
Х\УП века изливает совой чувства
юной сеньорите:

— Вы так прекрасны, что я согла-
сен выбросить на помойку это лоб-
рое киянти... \

Какой великолепный венецианско-
жактовокий диалект! Бедный Гольло-
НИ...

На этом, собственно говоря, можно
поставить точку, Лучше даже BOCKIE-
цательный знак. А вернее — вопро-
сительный. Жирный вопросительный
знак, который должен, как немой
укор, встать перед «духовными» оча-
ми руководителей секции и группкома
драматургов, Управления авторских
прав, Целрама и всех тех, которые до-
пустили существование архиповоких
‚и других шиллер- и шулер-трестов...

После Шершеневича, Архипов! Не
слишком ли мною?
	Хроника
	3 5 ноября в Большом театре (0-
юза ССР состоится премьера «Свадь-
бы Фигаро» в постановке. Б. М. Зона
(pemuocep), Фритца Штидри (дири-
жер) и  Я. 8. Штоффера (художник).
В середине ноября — премьера «Кар-
мен» в постановке Н. В. Смолича; ди-
рижер Клейбер, художник В. В. Дмит-
pues. К пушкинским дням театр за-
ново ставит оперу «Руслан и Люд-
мила» в постановке С. А. Самосуда и
Р. В. Захарова, и, в оформлении В. М.
Холасевич.

3% Состоялся очередной выпуск
хореографического техникума при
Большом театре. Все пять учениц,
окончивших техникум, приняты B Oa
летную труппу Большого театра. Луч-
шие ученицы тт. Черкасова и Мер-
жанова приняты вторыми солистками
балета. Все окончившие техникум —
Комсомолки;

3% В МХАТ СССР им. Горького,
продолжаются репетитионные работы
надо «Тартюфом» Мольера. Ставит
спектакль М. Н. Кедров, под непосред-
ственным лох К. С. Станя-
славокого. Роли в пьесе распределены
следующим образом: Тартюфа играет
Кедров, мадам Пернель — Лилина и
Книппер-Чехова, Эльмиру — Л. Ko-

енева, Клеанта — а Дориву —

ендина, Флипоту — Богоявленская,
Аргона — Топорког. Роли Валер, Да-
мис и Марианны будут исполняться
молодыми актрисами театра. Сейчас
эти роли готовятся фядом исполни-
тельниц в порядке социалистического
		К СТОЛЕТИЮ CO OHA
РОЖДЕНИЯ Д, В, АВЕРКИЕВА
	(1836—1905)
	_ Вто из старых театралов не помниг
драмы «Каширская старина»? Эта
пьеса десятки лет не сходила © Pe
пертуара. Актеры любили ее за вы-
игрышные «бенефисные» роли, пуб-
лика — за мелодраматические эффек-
ты, которыми пышно расшита драма.
тургическая ткань пьесы.

Автор «Каширской старины», или,
как ее называли, «Каиирки», Д. В.
Аверкиев родился на Кубани, в. Вка-
теринодаре (нынешний Краснодар).
Окончив в начале 50-х годов универ-
ситет, Аверкиев занялся журналистя-
кой, примкнув к кружку Ф. М. До-
стоевского. В непродолжительном
времени он стал известным тезтраль-
ным критиком.
	Из написанных Аверкиевым пьес
	наиболее популярны: «Комедия о рос-
сийсоком дворянине Фроле Скобееве и
стольничьей Нардык-Нащекина доче-
ри Аннушке» (поставлена в 1868 Г.),
«Каширская старина» (1872 т.) ¥
«Терентий муж Данилович». Большая
часть пьесы Аверкиева дважды выхо-
дила отдельным изданием в двух 10-
мах. Но некоторые драматические
пронаведения ‘и переводы  («Лорен:
заччио» Мюссе, «Король и поэт» Бак-
виля) были напечатаны только в жУ?-
налах. Аверкиеву принадлежит либ-
petro оперы Серова  «Рогнеда». На
сюжет его повести «Хмелевая ночь»
написана опера `А; Рубинштейна «Го-
рюша». Драма «Каширская старина»
	послужила темой для либретто оперы
	М. Иванова. Из критических трудов
Аверкиева заслуживает внимания ис-
следование «О драме», где имеется
большой этюд о драматургии Пушки-
на.
			«Тустой звук»
	В «Советском искусстве» (№ 45 от
29 сентября) была помещена замет-
ка В, Сух «Пустой звук», в которой
указывалось на расхлябанность, Of-
сутствие хозяйственной и финансовой
дисциплины на фабрике звукозаписи
Всесоюзного радиокомитета при СНК
	Раюследовав факты, сообщенные в
этой заметке, Всесоюзный комитет по
ралиофикации и радиовещанию при
СНК СССР постановил директора фа-
брики звукозаписи т. Миллера за сла-
бое руковолство OT работы освобо-
	дить и вместо него назначить т. Виш-
	невского, В, С. Ваймбойм, временно
замещавший директора фабрики, дол-
жен вернуться к исполнению своих
прямых обязанностей тлавного ин-
женера фабрики.

Назначена комиссия в составе Ме-
Лентьева, Проскурякова, Вайдемана, и
Бархатова для проверки производет-
венно-техническотго и финансовом ©о-
стояния фабрики.

Комиссия наметила ряд мероприя-
тий, которые должны оздоровить pa-
боту фабрики: Общее наблюдение и
руководство делами фабрики возло-
жено на зам, председателя Воесоюзно-
го радиокомитета, т, М. А. Кокорина.
	По Советской
стране
	Ww 5 октября «Врагами» Горького
начал зимний сезон Магнитогорский
драматический театр. Театру предо-
ставлено новое великолепное здание—
театральный корпус строящегося
Дворца культуры металлургов. Посто-
янное помещение получил в этом го-
ду и магнитоторокий ТРАМ,

% Совнарком Белорусской ССР пе-
становил организовать к началу
1937 г. в Минске Всебелорусский дом
народного творчества. В Доме будет
сосредоточено творческое руководство
всеми вилами художественной само-
деятельности республики. .

ЗК 11 октября открывается зимний
сезон в Государственном удмуртском
драматическом театре. За исключе-
низм одной пьесы, все постановки
театра в этом году пойдут на удмурт.
ском языке. :

%* B Taraxpore orxprpaeres ropoms
ская студия изобразительных ио-
кусств, построенная на началах
трехтодичного обучения без отрыва
от производства. По плану, студия в
1937 г. будет преобразована в тосу-
дарственную школу изобразительных
искусств. .

Ww Драматург Л. Ататов перевел
«Вассу Железнову» на чувашский,
язык. Пьеса включена в репертуар
Чувашского академического театра
(nocraHOBILIE — засл. арт, Г. В. Пар-
НЭ).

%* В Тагиле на улице Ленина
строится городской театр со зритель-
ным залом на 1000 человек. На строи-
тельство театра отпущено 500 тысяч
рублей. Театр начнет работу в янва-
ре.1937 гола.

% Восточно-сибирское краевое уп-
равление по лелам искусств приня-
ло картинную галлерею краевого му-
зея. Зимой 1936—1937 г. галлерея бу-
дет реорганизована в самостоятель-
ный художественный музей. В отде-
ле советской живописи значительное
место будет отведено работам худож-
ников Восточной Сибири.

we B Ростове-на-Дону открылась
выставка картин самоучек — бойцов
и командиров Красной армии.

\ Зимний сезон в Башкирском аква-
демическом театре открылся 4 октяб-
ря пьесой Д. Юлтыя «Мактым Хлу».
Пьеса рисует борьбу башкирского на-
рола с парскими колонизаторами в
начале ХУЦГ века. Постановщик —
нар. арт. М. Магдеев.

% По решению Пушкинского ко-
митета при Совнаркоме Азербайлжана
в Баку организуется большая выстав-
ка, посвященная жизни и творчеству
Пушкина. Один из отделов выстав-
ки — «Пушкин и театр». Выставоч-
ная комиссия заказала лучшим ху.
дожникам Азербайджана картины на
темы «Гибель Пушкина», «Пушкин
в ссылке», «Пушкин и Азербайлжан».

% Азово-Черноморский краевой co-
вет профсоюзов постановил ортанязо-
вать в Новороссийсив изостулию лля
наиболее талантливых рабочих, елу-
	„В реакционной французской прес-
се ведавно было помещено сообщение
0 том, что в Мадриде якобы расстре-
лян республиканцами известный ис-
пансвий драматург Хасинто Бенавен-
те. Это — дикий вымысел фашист-
ских писак. Бенавенте находится
сейчас в Валенсии, откуда он при-
слал в Общество драматуртов пись-
мо, в котором протестует против эвер-
ского убийства фашистами крупней-
шего ©овременного испанского поэта
	Гарсиа Лорка,
	В Центральном детском театру
идут репетиции ближайшей премь.
еры — пьесы Алексея Толстого
«Золотой ключик». Ставит спек.
такль засл. арт, Н. Сац и В. Д,
Королев. Музыка Л. Поповинки.
на; художник засл. арт. В. Рын.
дин, Открытие сезона в конце ок.
тября. На снимне один из гв.
ных ‘персонажей — Карабэс-Ба,
	рабас. Эсниз костюмов художни-
ка В. Рындина
	Над чем работают
советские композиторы
	С. Н. Василенко закончил бала
«Цыганы» (по поэме Пушкина), хот
рый будет поставлен в текущем сы
зоне театром им. Немировича-Данчен
ко. В настоящее время композитор
работает над музыкой к «Борису Г
дунову» для Малого театра и-готовит
крупное симфоническое произведение
5 20-летию Октябрьской революция,

Н. Я. Масковский написал 164
симфонию, которая будет исполуяты
ся в текущем сезоне, и работает над
новым симфоническим произведением

С. С. Прокофьев закончил симфона+
ческую сюиту «Ромео и Джульемая
и написал музыку к кинофильму «lige
ковая дама». В настояп{ее время ком
позитор пишет увертюру для больш
то симфонического оркестра и музыку
к драматическим спектаклям «Ев
ний Онегин» для Камерного театра и
«Борис Годунов» для театра им. Мей,
орхольда,

‘eee
	Болезнь
Е. 0. Любимова-Ланекого
	2 октября с пар. артистом peoryhk
лики Е. 0. Любимовым-Ланоким слу
чилея тяжелый сердечный припалок,
Артист в. бессознательном состояния
был доставлен в институт им, Скл
ago кого, где каходится на излечы

под наблюдением профессом
A Н. Крюкова,
	ее лы сообщил следующее:

‚— Сердечный припадок был вызваЯ
кровоизлиянием в сердечную мышцу
на почве изменения кровеносных OO
судов, Причиной этого явилось край“
нее утомление и пережитое больных
сильное волнение. Рассасывание кре
воизлияния вызвало высокую темпе
ратуру. В настоящее время в сост
янии больного наступило улучшение
		В издании Центрального театраль
ного производственного комбината
	ного производственного ROMOMHATS
выходит монография Э. М. Бескин
	«А. И. Южин-Сумбатов».

Прекрасно отпечатанная и ботато
иллюстрированная снимками книг
дает харяктеристику творческого пу
ти А. И. Южина, начиная с его пер
вого выступления на подмостках мо:
сковского театра А. А. Бренко в 10
ли Уриэля в трагедии   Гуцкова.

В отдельных главах 9. М. Беския
характеризует А. И. Южина как дм
матурга, как актера, как руководи
		ту главой о деятельности А. И, Юж
на в годы Пролетарской революции,
	В заметке «Издания Музгиза», ва
	печатанной в № 46 «Советского 16’.
	кусства» (отчет о заседании хуложе
ственного совета при Управлении му*
выкальных  учрежлений) — вкралаь
грубая ошибка. Напечатано, ato Myo
twa собирается  излавать  «Клавир
трех сочинений Фомина» — «Мель
ник», «Колдун» и «Обманщик 1
сват». Фактически речь идет о кл
вире оперы композитора ХУШ века
Фомина: «Мельник, колдун, обмаи
ЩИК и сватТ».
	ий
		Антлийский кинорежиссер Алек-
сандр Корда приступил в студиях
Денхэма к с’емкам нового фильма
«Лунная соната» по сценарию Г. Ра-
мо. Одну из центральных ролей в
этом фильме (т. е. самото себя) итра-
ет бывший премьер-министр Поль-
ши, музыкант © мировым именем
	Итнац оч 7
	‚ Парижские театры не окупьют ce-
бя. По статистике, приведенной в га-
зете «Комедиа», в этом году Париж
потерпел от своих театров убытку
(помимо субсидий) 750 тыс. франков.
Задолженность муниципальному 50-
вету выражлется в следующих циф-
фах: театр Сарры Бернар — 100 тыс.,
«Гета Лирик» — 250 тыс; «Амбас-
садер» — 250 тыс. и «Мариньй» —
		Вс. Иванова «Двенадцать молодцов из
табакерки».
В. плане, опыта лабораторной рабо-
	ты с молодым автором режиссер Н. Н.
	итовцева готовит с молодежью те-
атра пьесу В. А. Струева «Старик».

% 16 октября в Доме ученых от-
крывается 1\/ олимпиада художествен-
ной самодеятельности Московского во-
енного округа. За четыре дня на олим-
пиаде будет показано около 100 кон-
цертных номеров и опера «Запоро-
жец за Дунаем»,

3 Главным режибсером Театра на-
родного творчества приглашен С.
Алексеев.

3 13 октября в Камерном театре —
	сотое представление «нгипетских но
	Чей».

3% 14 октября в Гос. Малом теат-
ре — первое представление в Москве
«Славы» В. Гусева в постановке К. П.
Хохлова в оформлении П. Г. Оцхели.

В театре ведутей подготовительные

работы к пушкинским спектаклям.
Академик архитектуры В. А. Шуко
заканчивает макет к «Борису Году-
нову». Постановка маленьких трате-
дий Пушкина в филиале театра пору-
чена М. С. Нарокову.

3% 22 октября спектаклем «Алек-
сандр Шимрин» («Концерт») откры-
вается сезон в Театре Революции. В
конце ноября состоится премьера «Ги-
бель эскадры» в постановке И. Шле-
пянова; сопостановщики М. Штраух
и В. Власов, художник Б. Волков,
композитор профессор-орденоносец
А. Александров. В план текущего се-
зона включена «Собака  саловника»
Лопе де-Вега (перевод М. Лозинского)
в постановке В. Власова и оформлении
В. Фаворского. Роль Дианы будет
играть Бабанова К пушкинским дням
театр готовит льесу в стихах А. Гло-
бы «Пушкин» (постановщик И. Шле:
пянов). Кроме того будет поставлена
пьеса С. Шаншиашвили «Арсен». Од:
новременно театр начнет работать над
инсценировкой «Фомы Гордеева» Горь-
кого и переделкой пьесы Лангиэля
я

3% Постановлением ленингралекого
городского управления по делам ис-
кусств, режиссер А. Б, Винер осво-
божден от обязанностей художествен-
ного pykosonwrann тватра ЛОСПС.

3% В ноябре в Ленинтраде состоит
ся Й Всесоюзная олимпиада моряков
Торгового флота. Ленингралский клуб
моряков к своему выступлению гото-
вит оперу композитора Б.*В. Асафье-
ва «Казначейша»,

3 Для выставки «Народное обра-
зование в СССР», открываемой в 4 -
тае, в Нанкине, Центральный дом ху-
‘дожественного воспитания детей
РСФСР им. Бубнова направляет 50
рисунков детей наролов СССР, ряд
снимков ‘детокой скульптуры и сним-
ки детских драматических  постано-
BOR. ‚

_ 3 Театр сатиры приступает к фа-
	 боте над пьесой. Е. Финна «Большая
семья». @
	семья», [a

8 oxtaéps в Клубе работников
искусств состоялась встреча работни-
ков московских театров с членами со-
	  ветокой делегации на происходившем
	недавно в Вене Межлунаролном теат-
ральном конгрессе. Предселатель ле-
легации — директор МХА  Союза
ССР им. Горького М. П. Аркальев и
член лелегации А. Д. Попов одела-
ли доклады д работах конгресва.

35 Издательство = «Искусство» вы-
пустило прекрасно оформленный
альбом рисунков (И. Репина, в кото:
рый вошло 20 рисунков великого
художника; открывается альбом всту-
пительной статьей А. Бакушинского
O творчестве Репина,

Л. Зусман. Автолитография к роману Стендаля «Красное и черное»
(изд. «Академия»)
	Забывчивые шефы
	Это было весной тыбяча девятьсот
тридцать шестого года. Теплые су-
мерки опустились на поля. Яркими
огнями сверкал районный клуб. Зри-
тельный зал переполнен. Еще бы! Не
каждый день на сцене Шиловского
колхозного клуба можно увидеть и
послушать лучших солистов Гос. ака-
демического Большого театра Союза
	Спета последняя ария, и под не-
скончаемый гром аплодисментов ар-
тисты покидают сцену. К микрофону
подходит зав. сектором ‘шефетва над
деревней ГАБТ т. Кузьмин и преры-
вающимся от волнения голосом бла-
тодарит колхозников 88 фадушный
прием. Со слов т. Кузьмина радио-
слушатели узнают, что ГАБТ уже
свыше двух лет осуществляет куль-
турное шефство над колхозами Ши-
ловското района. Артисты ГАБТ да-
ли 78 концертов, на которых при-
CYTCTBOBAIO 62 тысячи колхозников.
На колхозной сцене были поставле-
ны отрывки из опер «Евгений Оне-
гин», «Русалка», «Ритолетто». Колхоз-
ники «заказывают» приехавшим к
ним заслуженным артисткам респуб-
лики В. В. Барсовой и Е. К. Катуль-
©окой любимые арии, заслуженной ар-
тистке М. П. Кандауровой и т. Ру-
денко — любимые танцы.
	Устами т. Кузьмина ГАБТ обеща-
ет — и это обещание несется в эфир
=— организовать концерты и детские
утренники. Театр сулит взять шеф-
ство над 12 кружками самодеятель-
ности, прислать педагогов, которые
обучат колхозников теории музыки
и сольфеджио,

Щедрый т. Кузьмин развернул пе-
ред колхозниками самые широкие
перспективы: к третьей колхозной
олимпиаде будет организован об’еди-
ненный хор района в составе 120 ио-
полнителей и струнный оркестр из
60 человек. В трех подшефных драм-
кружках с помощью театра будет под-
готовлено по две постановки. Будет
проведен полуторамесячный семинар
для хоровых и инструментальных
кружков... И прочее и прочее. Как вы-
разилея в заключение т. Кузьмин,
«вот далеко неполная картина тех
конкретных мероприятий, которые
проведет театр в своем подшефном
Шиловоком районе!».
	Картина действительно оказалась
	неполной.

Наступила осень. Шиловский район
готовится к празднованию ХХ 1о-
довщины Октября. Через два меся-
ца должна состояться третья област-
ная олимпиада колхозной самодея-
тельности, та самая, к которой Боль-
	Кружки
студии
	КЛУБ ИМ. ЗУЕВА
	Драматический коллектив клуба им.
Зуева готовит спектакль «Любовь
Яровая» в постановке худ. руководи-
теля коллектива, И. Н. Шелапутина. В
дни октябрьских торжеств коллектив
покажет «Гибель Надежды», а балет-
ный коллектив — спектакль «Лето» в
постановке ‘балетмейстера Н. М. Хлю-
стиной.

Хоровой коллектив под руководет-
вом. Полянского разучивает хор из
оперы «Хованщина» и «От края и до
края» из «Тихого Дона». Созданная в
прошлом году при клубе оперетта под
руководством артистов московокого Те-
атра оперетты Кротова и Друца  ета-
вит «Мадмуазель Нитуш».
	КЛУБ ИМ.. КУХМИСТЕРОВА _
	Драматический коллектив ^клуба
им. Кухмистерова репетирует пьесу
«Претенденты»  Реньяра. `Постанов-
щик-—художественный руководитель
коллектива Лесли. Хореотрафический
коллектив готовит к октябрьским
праздникам русские пляски, & х0ро-
вая. капелла, организованная В. ны-
нешнем году под руководством Ус-
пенского. исполнит «Локомотив» Тя.
това, «Песню о Сталине» `Ревуцвом
ий русские народные песни.
	НЛУБ ЭЛЕКТРИК
	Драматический кружок клуба элек-
триков «Нрасный луч» готовит пъесу
«Отважный трус» и чеховокие воде-
Вили в постановке художественном
руководителя Снежницком.

При театре ЦК электриков (бывт
ТРАМ электриков) организован новый
драмкружок под руководством Няку-
личева.
	шой театр обещал помочь организо-
вать хор, струнный оркестр и т. д.
HT i. р

Стоит ли товорить, что широкове-
щательные обещания т. Кузьмина,
переданные в эфир, так и остались...
в эфире. В этом убедились руководи-
тели района, обратившись в сентяб-
ре к своим шефам.

— Сейчас едва ли мы сумеем вам
помочь. — ответил им. т, Кузьмин.

— Позвольтв! Вы же мворили, вы
же обещали... А помните, мы 6 Ba-
ми даже мечтали показать колхозни-
кам «Севильскотго цирюльника». Вее-
го, целиком. В костюмах и в декора»
ЦИЯх,

Тов. Кузьмин только отмалчивал-
ся. к
	Было бы несправедливым упрекать
в «забывчивости» шефов одного толь-
ко Большого театра. Забыл Kamep-
ный театр о подшефном Камышив-
ском колхозно-совхозном театре.
	Крупнейшие театры Ленинграда не
уступают театрам Москвы в равноду-
шии к колхозной самодеятельности,

‹..Юсли до мая текущего гда, —
пишут нам, — театры что-то делали
в этом направлении, то после мая
	обнаруживается полное затишье: ни
	ыездов в районы, ни даже концерт-
ных планов работы по шефеству над
колхозной художественной самодея-
тельностью нет. Театры весною на-
давали много обязательств, но вы-
полняют их слабо, — творческая по-
мощь почти отсутствует...»

Чуть ли не единственным исклю-
чением является Управление по де-
лам искусств Западной области (пред-
седатель т. Гринько), которое всерь-
ез занялось самодеятельным искус-
ством. Колхозным и совхозным кол-
лективам помогают Смоленский, Брян-
окий, Клинцовский и Вязьменский
театры. Организуются’ семинары для
руководителей кружков, проводятся
консультации, оказывается материаль-
ная помошь.
	По далеко неполным данным, толь-
ко в РСФСР существует свыше пяти-
десяти тысяч колхозных и совхозных
самодеятельных художественных кол-
лективов. Квалифицированных руко-
водителей нехватает, Профессиональ-
ные театры должны оказать помощь
самодеятельным коллективам.
		„Йо «методу
вонтрастирования»
	(Письмо читателя)

Соблазнивитись афишами лекцион-
ного бюро Московского университета
я приобрел абонемент на цикл лек-

“Wak 06 искусстве и 6 октября посе-

тил первую лекцию. р

С похвальной  пунктуальностью,
о в 8 часов вечера проф. Н. И

рунов приступил к теме «Античкое
искусство», Погас свет, и на экране
появилось изображение Парфенона.
Присутствовявшие — а их было не
сколько сот — обратились в слух.
. — Я полатаю, — заявил проф. Бру-
нов, — что наиболее целесообразным
будет метод контрастирования.

И вот началась демонстрация диз“
позитивов по этому методу. Все мы,
явившиеся сюдя чтобы получить
элементарные начатки знаний в обля*
сти искусства, вынуждены были про-
смотреть отромное количество сним-
ков с памятников греческой скульпту-
ры и архитектуры, вперемежку © изо-
бражениями древнеегипетских храмов
и палаццо эпохи Ренессанса.

Профессор несчетное количество раз
выражал пожелание «снова  возвра-
ТИТЬся» к памятникам Ассиро-Вави-
лонии или палаццо Строцци во Фло-
ренции. Затем появлялся бюст импе-
ратора Веспассиана, египетские пи-

миды 00 сфинксом, снова палаццо
Медичи) вт. д. ит. д.

Слушатели не получили  сколько-
нибудь уловлетворительного предста-
вления ни 06 олном из ‘известных
скульпторов или архитекторов древ-
ней Греции. Античное искусство, ко-
торое сохраняет до сих пор «аначе-
ние нормы и недосятаемого образца»
(Маркс), было показано и об’яснень
крайне неубедительно.

Итак, начало цикла лекций об ис-
кусстве явно неудачно. Мы не сомне-
ваемся, что проф. Брунов является
знатоком античного искусства, тем не
менее бессистемность его лекции и
неясность изложения не позволили
ему достигнуть цели.
	Р. 5. Не могу не упомянуть о до-
садных, как принято выражаться,
организационных неполалках, — 0че-
реди у вешалки. Лекция окончилась в
10.55, но пальто я сумел получить
только в 11.30. так как стоял в оче-
	  реди сто двадцатым по счету.
	Вышел в отставку главный дири-
жер Венской оперы, Феликс Вейнтар-
тнер., На его место назначен извест-
ный музыкант Эрвин Кербер. К сот-
рудничеству в театре в качестве «му-
зыкального консультанта» привлечен
Бруно Вальтер, В нынешнем сезоне
будут показаны «Кармен», «Ифитения
в Тавриде», произведения Рихарда
Штрауса, «Пламя» Респиги и «Дон-
	Кихот» Киенцля,
	Художественный сезон в Праге от-
крылся выставкой пяти женщин-ху-
дожниц. Эта выставка является вак
бы предварительной к будущей ив-
тернациональной выставке искусства
	женщин-художчиц, В Чехословакии
	такие выставки организуются уже!
	ряд лет.

12 октябра в Госете состоится
ии пьесы еврейского поэта

„ Кульбака «Разбойник Бойтрэ»
в постановке народного артиста
республики С. М. Михоэлса, На
фото — заслуженный артист рес-
		В квартире драматурга горел яркий
свет. Отояла та трепетная тишина,
которую так любят музы. Происходи-
ло великое таинство художественном
творчества.

Сам ‘ipamaTypr сидел в кресле пе-
ред высокой стопкой книг.

— Помни, — говорил он жене, оза-
боченно ‘хмурясь и ероша волосы, —
что `Гольдони перевела ты. И «Слу-
гу двух господ» и «Трактирщицу».

Жена покорно соглашалась:

— Хорошо, Коля. Только: с. каком.
языка я их перевела?  Внаешь, —
вдруг спросят... -

— С итальянского.

— С итальянского? — Жена’ посмо-
трела на него с нескрываемым ужа-
сом.

— Ну, да! Не с мордовского же пе-
	револить Гольдони?!.. Ты -= заруби у
	себя на носу — в совершенстве зна-
ешь старинный венецианский диа-
лект. У тебя тетка догаресса... B o6-
щем ты перевела Гольдони. И «Мадам
Сан-Жен» тоже ты. os

— Тоже с ‘венецианского?!

— Да, нет! С французского. «Да-
МУ с кзмелиями» я возьму на себя...

Жена удивилась.

— Но ты же совсем не знаешь
французского языка?

— А ты знаешь венецианский?...
Кроме тото я не перевожу, а делаю
«русский текст». Для того, чтобы оде-
лать «русский текст», французского
языка знать не надо. Да и русский
не очень необхолим. Есть старые пе-
еводы. Излагай их своими словами.

меня в «Слугах двух госпол» один
венецианеп ‘говорит другому’ «Лов-
кость ног, и никакого — мошенства».
Кто еще может так осовременить
Гольлони? A?

Жена задумалась. Драматург не-
которое время молча перебирал кни-
ти. Вокруг его чела кружились и
жужжали жуликоватые музы.

— Шиллера мы уже освоили. Кто
еще остался? Островский. Очень жаль,
что нельзя ему слелать русского TeR-
ста. Столько гонорара пропадает!
	Ответственный редактор И. Л. АЛЬТМАН.
Издат ель: Журнально-газетное об’единение»
	Топефон 3-42-45,
	Адрес редакции: Москва, Страст ной бульвар, 141.
	ВНИМАНИЮ КРУЖКОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	ОТКРЫТ ПРИЕМ ПОДПИСКИ на новый ежеме.
	классиков.
пъесы CO
чертежами
	сячный журнал
	«ЧАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО,»
	«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» показывает лучшие образцы н
творчества и художественной самодеятельности народов ОСОР.
“НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» обслуживает кружки: театральны
жественного чтения, хоровой, струнный, духовой,. танцевальные
и одикочек-баянистов, гармонистов, струнников, чевцов, тапцо]
сказчиков, самодеятельных художников и др. :

«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» дает в течение ^ года cpnine $0 «
ложений wa ones
	ременных драматургов и
тургов и классиков, Все
ентариями, рисунками,
	Театральный репертуар — 19 пьес сов
10 одноактных пьес советских прама
	E np. кдалотся режиссерекими комы мента

8 сбориика репертуара малых Форм (скет
и проч.
Театральная

учеба —2 учебных пособия:
‚ актера».
	Альбомы в красках: «Театральный
«Грим», «Театральные поделки».
Репертуар чтеца: «Классики Pycor
литература», «Литература народов
литература.
Пособия для чтецов — «Мастерство
стихи»,
Музыкальный репертуар — для хо]
ники, баянаси пр.
Музыкальная учеба и пособия:
‹снструментовка», «Домровый оркес
«Луховой оркестр», «Танцы и пляс
Полиисная цена ‘с приложениями:
- 8 мес. — 15 руб., 1 Мес. — 5 руб,
Подписка принимается на любой с
почтовых предприятиях, ПИсЬМОНо
газета», Москва, 1. Сущевская, 21.
	ртуара малых форм (скетчи, сценки, монологи, песенки
	«Работа режиссера» и «Работа
	«Оформление спектакля».
	ики русской литературы», «Русская `обветская
народов ОСОР», Иностранная революциойная
	цов
— «Мастерство чтеца и рассказчика» и «Как читать
	скрипки, гармо-
	репертуар — для хора, сольного пекия,
пр.
	«Музыкальная грамота», «Гармония»,
	«тан а оркестр», «Оркестр народкых илструментов»,
«Танцы и пляски», «Танит нана РАСТ
	12 мес, — 60 руб.. 6 мев. — 30 руб.
	ва любой срок © переходом на 1987 год во всех
: письмоносцами B HANaATeneerrnaaAw slneeartonmnvad
	Уполноуоч. Главлита Б—30481.