_8 января 1949 г. № 6 (1230), _
		Oo Aes

ae TTL ENESCO: SE TOE,
			факторов.
чика с.
	 10с о Мерах дисниплинарного воздействия
	на подчиненного командир должен решать
самостоятельно в каждом отдельном слу-
чае, в зависимости от конкретных обстоя-
тельетв, и трудно, разумеется, дать на этот
счет какие-либо готовые реценты. Однако
при всех условиях обязательным оетается
одно — прежде чём наказать, необходимо
тщательно оценить и совершенный, apocry-
пок и обстановку, в которой юм стал воз-
можным, Старинная русекая пословица гла-
сент; «Семь раз. отмерь, один раз -отрежь».
	Решение требовательного командира должно“
	быть облдуманным, взвешенным.
В оном из подразделений пмел
м6сто Такой случай: три Летчика He вы-
	 полнили упражнения по стрельбе. Офицер
	Иванников,. замешавший. в 10 время коман-
дира, не вдаваявь в подробности, не выяе-
нив всех причин, ‘в результате которых
произошаю невыполнение, сразу же после
	полетов‘ на’ разборе наказал летчиков. В
	действительности же упражнение не было
выполнено не потому, что эти летчики Ка-
киМ-то образом нарушили дисциплину или
же халатно отнеслись к своим  обязан-
ностям, а потому, что они улохо были под-
	тотовлены к вынолнению этого упражнения
		готовка была проведена недостаточно глу-
	боко. Правильно ли поступил в этом‘ слу-
чае офицер Иванников? Нет. И ero omubxa,
основная методическая ошибка,  заключа-
лась в поспешности, в том, что решение.
наказать было принято в отрыве от кон-
кретной обстановки, без желания об’ектив-
но ге оценить. Такая поспешность не
имеет ничего общёго с подлинной разум-
ной команлирской требозательноетью,

Весь опыт безаварийной работы показы-
вает, что летная учеба проходит. без на-
рушений дисциплины полета, когда ‘коман-
диры ни на день, ни На 946 не онижалот
требовательности. И наоборот, стоит лишь
себя усыпить, предаться блатоутиию и <а-
моуслоковнности, снизить  требователь-
ность, как возникает угроза грубых
опибок в полетах, ‘влекуших за собой
летные происшествия.

Вот весьма поучительный пример, излю-
стрирующий эту. мыель. Длительное время
в одном из подразделений — лотиая
рАб01% ‘проходила fea происшествий.
Вомапдиры стром. контролировали выпол
невие всех уставов и наставлений, регла-
ментирующих ее. Но в последнее время
они явно переоценили свои успехи и к
подготовке летноге дня, к руководству по-
летами стали относиться без должной тре-
бовательноети. —

Однажды группа ий по 619-
жявшимся обстоятельетьам произвела по-
садку на промежуточном аэродроме. Когда
представилась возможность перелететь на
свой аэродром, все летчики, за исключе-.
нием гварлии старшего лейтенанта Козуно-
	ва, произвели дозаправюу машин. этот же
офицер самоуверенно решил, что горючего
ему хватит. Командир группы ‘офицер
Гонченков не дал ему прямого  приказа-
	ния дозаправить самолет, в результате, №0-
‘зунов произвел: вынужденную посадку вне
своего аэродрома. Зто случилось потому,
что офинер Гонченков ослабил контроль и
коматдирекую требовательность,
Следовательно. воспитывая требователь-
ность: у’ командиров, нужно учить. их. про.
являть ее веегда, ни на минуту не забы-
ВАЯ 0 ТОМ, Что ослабление ее может очень
быстро повлечь за собой снижение каче-
ства учебно-летной  полротовки. Важдый
авиационный командир всей системой вос-
‘питания должен приливать своим полчи-
ненным ‘сознательную воинскую хисципли-
	ну. Нельзя при этом. забывать и @ том.
	флотоводец
	nus sate Порт-Артуре. В последний
`раз‘в писыме на имя управляю-
ва) щего морским ведометвом он ука-
зал, что положение налиих судов
на внешнем рейде Порт-Артура опасно и
Th CHB MOTT DOLE py TCA минной ата-
Re японцев. Это письмо было доложено
«шефу флота» — бездарному — генерал»
адмиралу Алексею Александровичу Рома
нову. Тот махнул рукой, сказав: «Мака-
ров известный алармиет, никакой войны
не будет...».
9 было 25 января, 9 Через девь
ы атаковали нати корабли, повре-
Jub: несколько повых крейсеров. Началась
русско-японская война.
` Порт-артурекая эскадра» которой коман-
зоват. вице-адмирал Стари, в течение ме-
	‚еяца бездействовата,. стояла на якоре во
	внутреннем рейде пюдо защитой сухопут-
ных батарей.

С прибытием на нее нового команиую-
щего вице-адмирала С. 0. Мажаровз. п9-
ложению резко изменилось, Своей неуто-
мимой энертией и личным примером Оте-
пан Осилювич. веелилов личный состав
веру. би всюду успевал бывать; его виде-
ли то на кораблях, то из батареях у ар-
тиллеристов, то в портовых мастерских.

Макаров вместе с судовьыми артиллери-
стами в несколько дней разработал «nepe-
кидную стрельбу». Первые же залпы 054-
‘зались удачными. Японцы приостановили
бомбардировку крепости,

Всегла и во всем Макаров показывал
пример личного бесстрашия и блалородно-
го мужества, Он по-отцовеки умел забо-
Tarn © личном составе. Матросы  бюс-
предельно были преданы адмиралу и гото-
вы были итти за ним на любой подвиг.

Частыми выходами в море командую-
щий приучил экипажи кораблей к мысли:
раю или поздно перейти (в наступле-
ние, Подтотовив оборону крепости, приняв
меры к скорейшему ремонту  поврежден-
ных кораблей и вдохнув жажду боя в э0-
кадру, Степан Оеитювич помышлял © Imm
‘роких наступательных операциях. Теперь
команииры перестали уклоняться от боя с
пригивником, как это было при Crapre,
Они предполагали в ближайшее время п-
	Mops hea / силами с a THOME В Откр BITOM
0610. ‘ .
Належлам не суждено было осущест
	виться, 13 апреля на мине подорвался 6ро-
неносец «Петропавловок», на котором дер-
жал евой флаг командующий  Тихоокеан-
свим флотом вице-адмирал Макаров,

Весть о ето смерти разнеслась по. всей
стране. Россия потеряла своего выдающе-
тося ^ флотоводца, ученого, воспитателя,
равного которому в 10 время не было,

Великая Октябрьская социалистическая
революция, приведшая к победе социализ-
ма в наней стране, произвела коренной пе-
реворот и в области военного дела. Совет
ское социалистическое государство, под ру-
ководством  ветикой партии’ Ленина—.
Сталина создало Вооруженные Оилы /10в9-
го типа, мощную Советскую Армию, Воен-
но-Воздушный и Военно-Морской Флот,
оберстающие границы нащей Родины. Ве
лучшее, что было в старой русской армии.
	 и флоте, славные боевые традиции русских
	воинов сеичас приумножены. Лучшими
предетавителями славпого военного прот-
foro ‘name страны, в том числе п С. 0.
Макаровым,  тордитея социалистическая
Роли.

Советский народ свято чтит память 6
С, 0. Макарове, так много сделавитем для
приумножения славы и могущества manrett
	Отчизны.
Майо И. ЖИГАЛОВ,
	Обсуждаем „Заметки о воспипании летчика“

Выдающийся ученый и
	8 заря 1949 года испол (К 100-летию ‘со дня рождения

ется сто лет < дня рождения
PTCA CTO et CO I eee pupe-agmupaaa С. 0. Maxapova)
		ча Макалова.
	(. 0. Макаров был выдающимея рус
ским флотоводцем, замечательным  воспи-
талелем моряков, талантливым ученым-
новатором, сделавиим огромный‘ вклад в
развитие различных областей отечествен-
ной и мировой науки. Он первым скон-
отпуировал  торпедные катера и применнл
в бою торпеды, построил первый в мире
мощный ледокол, ввел на вооружение без-
дымный порох, исобрел бронебойные  на-
вонеччики для артиллерийских снарядов.
Ему принадлежит ряд выдающихся иесле-
дований в области окезнографии и гидро-
прафии. Он язляется основоположником
учения © непотоиляемости ‘судов. Велики
его заслути и в других отраслях военной
и морской науки. : р

(лепан Осипович Макаров родилея в
г. Николаеве, Отец его (сначала матрос, а
потом прапорщик Флота) в 1858 rory ne-
peexat Ha жительство в Николаезек-на-
Амуре, гле будущий адмирал и  Помучил
образование в местном морском училище,

Выйти в люди из «нижних чинов» отец
С. 0. Макарова сумел только _ блатодаря
своим исключительным снособностям, та-
ланту и трудолюбию,

После окончания морского Yanna
флотских штурманов ©. 0, Макаров был
произведен в гарлемарины. Через” восемт,
лет ему присвовли звание мичмана.
этому времени Макаров уже находилея в
непрерывном плавании около пяти с 1о-
ловиной лет и побызал на многих морях и
океанах.

Макаров служил в эскалое адмирала
Вутакова мичманом на двухбатенной Gpo-
неносной лодке «Русалка». Под конец
измпании корабль, следуя в шхерах, ула-
ридея 0’ камни. В пробоину хлынула вода.
Насосы оказались бесояльными еправиться
в течью, и лодка не MOTTA TOKO 10-
тому, что, находясь на мелкозолье, упер-
лась носом в но. Вот тогда в родилась У
	Макарова илоя ввести в употребление
	авзрииные` пластыри, ныне составляющие
необхоцимую принадлежность каждого ко-
рабля.

Он разработал систему выпрямления Ko-
	`рабля путем заполнения вопой симметрич-
кых отделений. Так, в 1969 голу русский
	морях, мичагае Отопан Мажатюв начал ра-
	боталь нал разреневлем проблемы  неню-
топляемости судов.
- © 1871 пола в течение четырех лет
	Макарюз работая под пуководетвом извест-
Hoo кораблестроителя адмирала A. A. Tho
нова, Алхирал Попов тогда разрабатывал
проекты броненосных кораблей, а Maxa-
ров затималея обеспечением  пелотепляе-
мости их,

До последних дней ‘жизни Макаров тру-
длился Hal усовершенствованием своего
изодретениия.

Tpyine было Макарову претворять свою
тениааниую имено в условиях царского са-
модержавного строя, «тревожить путину и
		‚Часто выступать учитетем лиц,
	BLInGS по служебзой иерархии, да к тому же
H-CHUPATHCTOS WO этему делу, а Потому
нередве пруходалось перенобить большие
HEP RITHOCTH, He POBORA 90 утомительной
	и напряженной работе но столь ответет-
венному дому», — coodmaer нам биограф
	Макарова.
	sill HB важнейши:
воспитания ле
	Важдый, кто носит почетную форму.
воина Советской Армии, должен” обладать
BHICOKHMH  морально-политическими  каче-
ствами, до конца быть преданным вели»
кому делу Ленина Сталина, быть подлин-
ным патриотом своего социалистического
Отечества, в совершенетве владеющим еов-
ременной боевой техникой. У летпого 60-
става эти качества воспитываются в. первую
очередь авиационными командирами. `В
сложном процессе обучения °й` воепи-
тания Четчика - требовательность +авиа-
ционного командира играет исключи-
тельн® важную ‘pois. В «Заметках
о воспитании летчика». опубликован:
ных = в «Оталицеком соколе», Герой Co-
ветекото Союза  понерал-майор авиации
В. Смирнов совершение справедтиво отм е-
чает, что «основное в деятельности комач-.
“HDA, RAK вюспатателя, заключается в том,
что он, формируя характер нодчиненных,
ирививает им глубоко сознательную дис-
циллинированность».

В привитии такой сознательной лисци-
пдины, основанной на чувстве отвётствен-
HOCTH за выполнение своего долга перед
Родиной, партией и правительством, тре-
бовательность командира играет. огромную
роль. Воспитать в летчике качества, © ко-
торых мы говорим, без требовательности,
соединенной с заботой о ero профессию-
‘нальном и политическом росте, невозможно.
Требовательность, повседневно проявляв-
мая авиационными командирами, является
одним из важнейлгих факторов воспитания
летчиков в духе ноуклочног coditione-
ния воинской лиспиплины. Весъ опые Ве-
ликой Отзечебтвенной войны наглядно сви»
детельствует о том, что кождый волевой,
мужественный летчик прежде всего BEICO-
`кодисциплинированный офицер. Валя и му-
жество неотдолимы от сознательной воин-
ской дисциплины. Вели мы глубоко про-
анализируем любой подвиг, совершенный во
время войны советскими летчиками, то
увидим, что в основе ето—высокий патрио-
THOM, основанный на любви к Родине и.
беззаветной преданности ей, четкое. вы-
полнение боевого приказа в любых усло-
виях и при любой обстановке, какого бы
это напряжения; риска и самоотверженно-
сти ни потребовало.

В этой связи вопрое о требовательноети
командира приобретает ‘исключительно
большое значение. Особенно важную толь
призвана сыграть командирекая  требова-
тельность в деле обеспечения безаварий-,
ной летной работы. ..

Некоторые ошибочно полагают, ‘что в
авиации невозможно обойтись без случай-
ных поломок и аварий. Опыт боевой уче-_
бы многих летных подразделений самым
красноречивым образом опровергает этот в
корне неверный и вредный взгляд. Напри-
мер, такие командиры, как офицеры Меня-
ев, Чуб н многие другие, на протяжении
многих месяпев проводят летную учебу без
происшествий.

‚ В чем же секрет их Успехов, почему
безаварийная летная работа является обыт-
ным делом в этих подразделениях? Ответ
на этот вопрое дает внимательный анализ
организации учебного процесса. Главное
заключается в том, что здесь деятельность
кажлого офицера отличается высокой коман-
дирской требовательностью, в том, что здесь
создана атмосфера нетерпимости в отноше-
нии лаже малейших отклонений от правил

полетов. вп  отщющении самых 8 HE.
значительных  ошибох в технике пи-
лотнрования. Старшие командиры не
только Cat стом следят за вы-
	полнением уставов и наставлений, но н.о
большое значение придают воспитанию
такой же требовательности у офицеров,
возтлавляющих авиационные подразделения.
Они систематически контролируют дисци-
плинарную практику командиров. эскадри-
лий и звеньев, помогают им советами.
следят за тем, чтобы   требовательноеть у
них была повседневной.

Воспитывать дисциилинированного, гра-
MOTHOTO летчика—это означает не только
быть требовательным к нему, но и п0ето-
янно его изучать, знать сильные и слабые
стороны подчиненного,  предвихеть при-
чины, способные вызвать ту или иную
ошибку в его полетах. Правильный мето-
лический Подход к обучению летчика и
должен заключаться именно в’ таком 6098-
тании строгой требовательности и постоян-
ного внимания, готовности своевременно
оказать помощь, предостеречь ог соверше-
ния той или иной ошибки. В процессе
обучения командир, отдав приказ, обязан
контролировать в выполнение по всем.
этапам, внося при этом необхолимые кор-
рективы, Одним из таких тоебозательных
комантиров п является Герой Советского
(Союза майор Борисов. подразделение коло
рото на протяжении всем учебного года
не имел летных поонешествяй.
	Дежурный по эскадрилье гвардии капи-
тан Слепцов посмотрел на часы и подал
команду: .

— Строиться на утренний осмотр!

В это время стариеина эскадрильи Епи-
шин проверял заправку кроватей. Услышав
приказание дежурного, он слепо закон-
чил проверку и скомандовал:

— Становись!

Сержанты быстро заняли свои места B
строю. Утренний осмотр закончился быстро
й носило поверхностный, формальный
характер.

Это было несколько месяцев тому‘назад,
Torta эскадрилья не отличалась организо-
ванностью, и среди сержантов бывали слу
чаи нарушения воинской дисциплины. 9то-
бы изжить эти недочеты, командир эскал-
рильи провел совещание офацерекого со
става, на котором были намечены мерюпри-
ятия по улучитению воспитательной работы
среди сержантов.

Олним из таких мероприятий было при
хазание офицерам эскадрильи поочередно
присутствовать у сержантов Ha под’еме,
утреннем осмотре, вечерней поверке, сле“
	Офицер Борисов ‘всегда знает, в каком
0б’еме от какого летчика может он требо-

вать выполнения учебной программы. Тща-.

тельный учет знаний и способностей пед-
чиненных избавляет его от той ошибки,
которую допускают некоторые командиры,
`котда в . отдельных ‚случаях они; заранее
`обрекалют  нз ‘неудачу  неподготовленного
летчика, возлагая на ного непосильное за-
дание. Весь оныт работы таких офицеров,

как Герой. Советского Союза майор Бори-
COB, FODOPHT 0 том, что командирокая тре-.

`бовательноеть должна основываться, преж-

д6 веето, на серьезном и  BCeCTODOHTTAM :
изучении личных качеств подчиненных, §

на привитий им сознательной воинской.
дисциплины,
Дисциилинарным › уставом  Вооружен-
ных бил. Cosa ССР каждому коман-
диру - предоставаяютея олределенные пра-

ва, и’ привить офинеру”  требова-.

тельность —`9т9 в первую очередь’ озна-
чает научить его правильно этими пра-
вами пользоваться. Нужно, чтобы каждый
авиационный командир приобрело опреде-
ленные методические навыки в примене-
нии дисциплинарной практики, умел пра-
Вильно сочетать в воспитании полчинен-
пых меры наказания и поошрения, был
бы требовательным всегда и везде, B0-
время взыскивал и во-Время поошрял.

Вполне понятно, что такую требователь-
ность нельзя ограничить только рамками
летной работы. Командир должен паблю-
дать за тем, чтобы его подчиненные были
собранными, подтянутыми, диспиплипиро-
ванными и нё службе и вне’ ее. По вместе
в тем нужно  полчеркнуть, что в летной
работе требовательноеть командира особен-
но важна. Она должиа быть направлена на
то, чтобы не оставлять без воздействия ни
единого нарушения правил летной служ-
бы, каким бы мелким ни казалось 030
на первый взмях.

В летной работе нет ничего вреднее пре-
небрежительного отношения к так называ-
емым «мелочам», -

Иной раз бывает, что командир склонен
оставить без внимания нарушения, кото-
рые сначала ‘могут показаться ему не
слишком серьёзными. Например, летчик до-
пустил при посадке низкое подтягивание.
Зафикеировав это нарушение, командир
вскоре о нем забыл, через некоторое время
отибку летчик повторил, но она снова
осталась 663 возлействия, Такой  пороч-
ный, благодущный подход приводит к TO-
му, что из-за, отсутотвия строгой требева-
тельности  оптибка  усугубляекя и в
Олном из последующих полетов  м0-
жет привести к поломке машины.

По-иному реагируют на малейшие откло-
нения от правил безопаености полетов ко-
мандиры, подобные офицеру Борнеову. Они
не утуекают из ноля зрения ни одного
нарушения.

Молодой летчик неточно выполняет рас-
чет на посадку, но при самой посадке не
допускает отклонений: в момент призеуле-
ния нё делает «козла», выдерживает на-
	правление на пробеге. На первый взгляд,
как будто нет серьезного повода Для бес-
покойства. —

Но командир всерьез задумывается Hay
тем, к чему могла бы привести отибка в
расчете при другом стечении обстоятельств.
И на послеполетном разборе в при-
сутетвии всего летного состава он строго
предупреждает провинившегося, причем
здесь же, иллюстрируя свои выводы. поло-
жениями из практической аэродинамики,
	самым подробным образом разбирает ошибку
	и причины, породившие ее. Такая требова-
тельность полезна и для провинившегося
	На утреннем осмотре
			ми при помощи паровых катеров, воору-
женных ‘минами, явилась замечательным
HOBA TOPCTBOM.

В результате активной «минной Boli-
ны» деятельность противника Ha Черном
море, и особенно на Дунае, была’ ‘крайне
стеснена. Это оказало значительную = Hor
мощь русекой армии, Которая одержала
ряд крупных побед и подошла. к’ самому
Константинополю...
	EE EE NE EES

Odonv 10888 apo Koy wut транспортиров-
	ки малых уинных катеров к месту их
боевого применения, Макарюв  предвоохи-
тил идею создания современных маток
ториелных катеров и Так называемых «во-
SHMEIXY MATOR подводных лодок, применяе-
мых теперь во‘ всех флотах мира.

В 1891 тоду Степан Осипович, являяюь
мавным гнепектором морской артиллерии,
ввел целый ряд важнейших усоверишен ст
вований: При нем же ввели и бездымный
порох, взобропенный великим русским хи-
миком Д. И. Менделеевым...

В своей замечательной книге «Рассуж-
дения по вопросам морской таютиви» Ма-
каров выеказал немале оригинальных мыз
слей о воивеком воспиталии и обучении.

«В море — значит дома», — писал if
неоднократно напоминая Махаров, требуя
от офицеров летального изучения ©8069
корабля, уорского театра, своих  вероят-
ных протинниов, их боевой техники и
мои. Сам Макаров в этом  отноменим
стужил примером. Он был  выбоко0бразо-
ванным моряком-воспитателем. —

Вопросам воспитания личного `состава
Макароз придавал исключительное значе-
ние, «Нало не забывать, — учил флотово-
дец, — что руеский человек, одет ле он
в солдалекую пиенель или в матроескую
рубашину, он в умелых пуках будет все
TOT же суворовский богатырь, Готовый на
пеякие педвили».

Макаров обладал самыми разнообразны-
ми знаниями. Он занимался вопросами
тактики, конструировал и строил корабли,
	изсбретал, Он любил флот п заботилея 00
укреплении могущества своего ‘ гобударст-
ва. К началу 1904 года отношения  Рос-
сии © Японией обострились до крайности.
Макаров давно предвидел неизбежность
POMEL ни постоянно напоминал о необходи-
мости. форсировать строительство укрепле-
		B 1877 оду началаеь война © ‘Lyra
й. Макаров нашел еп0еоб парализовать
деятельность сильного флота противаика.
EM идея бороться в ‘Вражескими кооабля-
			И ЭКСПЛОАТАЦИЯ
	Уплотнение внога на аэролдронах
	Искусственно взеденная в снег влага в
виде воды сильно увеличивает эффект Уп-
	лотиевия. OTOP. метод. с. успехом можно
применять на местах стоянок самолетов н
на рудежных дорожках.

Для того, чтобы снеговое покрытие мог-
ло выдержать нагрузки при взлет и по-
салке самолетов, нужно максимально  по-
вышать плотность снега. При. прочих
равных условиях Плотность снега являет-
ся очновным показателем его прочности
при температурах нике O°C. ~

Хорошо уплотненное снеговое покрытие
лучше противостоит действию оттепелей,
чем слабо уплотненное. Разрушение  сне-
	ния нагрузки. Лабораторные испытания
снега на сжатие показали, что осадка cue-
га при его уплотнений происходит медлен-.
но. Чем большее время прикладывается
нагрузка снегоуплотняющих орудий к по-
‘верхности снега, тем больше он успевает
осесть и, следовательно, приобрести боль-
ую плотность. Вот почему работа трак-
тора при уплотнении снега должна проие-
ходить на второй скорости.

Важно также учитывать, что снег лег-
че уплотняется при небодышей толщине
его, так как при этом нагрузка от енего-
унлотняющих орудий воздействует на весь
уплотняемый слой. Поэтому пельзя допу-
скать скопления на взлетно-посадочной по-
1066 неуплотненного снега с большой тод-
щиной слоя (более Б ем.). Это ещё раз
подтверждает вывод 0 том, что во время
снегопадов уплотнение снега надо обяза-
тельно производить.

Шри уплотненим стетового покрытия не-
обходимо иметь в виду, что снегоуплотня-
ющие орудия каждый последующий mpoxey
должны создавать удельное давление на
поверхность, во всяком случае He мень-
шее, чем в предыдущий. Интервалы между
отдельными проходами должны быть воз-
можно меньшими, так как при больших
интервалах, снег, успевает смерзнуться (уп-
очниться), и тогда следующий. проход
орудия не только не даст увеличения плот-
HOCTY, Ho Может разрултить уже сложив-
шуюся о структуру: будет происходить.
разупрочнение снегового похрытия. }
` При понижении температуры всегда про-
исходит смерзание уплотненных частиц
снега, что значительно увеличивает проч-
ность и несущую способность eneroporo m0-
врытия. Однако’ эм упрочнение нужно
считать временным и. преходящим, так
Как во время повышения температуры та-
кое снеговое покрытие быстро сшизжает.
сою  прочноеть. Нельзя рассчитывать на
упрочнение снега, происходящее при по-
нижении температуры (во время морозов),
а нужно максимально повышать его INoT-
ность. Плотный снег медленнее понижает
свою прочность при. позышения темлера-
туры, и оценку подготовки зэродрома, нуж-
	но давать в зависимости от полученной
плотности снега в  снелвом нокрытий.
Последняя должна быть не мое 05
	грамма на   куб, ем. При отличной noare-
товке взлетно-посадочной полосы плотность
	стога может достилать 0,6—0,65 грамма
На 1 куб. ем.
	Инженер-капитан М, ВАСИЛЕВСКИЙ.
	Одна из осповных обязанностей инже-
нерно-аэродромных подразделений в зим-
	нее Время — созданию прочного и устой-
YNBOND CHETOBON покрытия на аэродромах.
Чмюбы успешно решить эту задачу,
	эзтратив при этом наименьшее количество
‘рабочей силы, моторесурса и горюче-сма-
	®чных . материалюв, нужно знать и умело
использовать свойства снега, как материа-
	севосвремений aa, ИЗ К ae al #42. Re ae ae Ree
‚она скалы. Ча, Из kKOTOpODO создается покрытие. на
	аэродромах,

Снег ° ны быстро меняет свои
свойства пд воздействием атмосферных
условий: температуры, влажности, солнеч-
ной радиации, ветра и других, Как пока-
	За NE OEE A EROS NN EEE” sae “ame
ve

и для других, ибо она мобилизует внима-   содьшом значении. какое имеет поошренке.
	ние летного состава на более строгое OTHO-
нение K. UCHANANITE полет,

3a совершение › ебръезных ошибок peso.
вательный командир наказываег подчинен-
ного, пользуясь правами,  предоставлен-
ными Диспиплинарным уставом. Здесь
уместно остановиться на одной из основ
дисциплинарной практики, заключающейся
в Том, чтобы наложенное взыскание с00т-
ветствовало совершенному = проступву,
Иными словами, прививая офицеру требо-
вательность, нужно постоянно напоминать
ему о том, что в глазах подчиненных авто:
ритет его во многом зависит от того, на-
сколько каждое наложенное им‘ взыскание
будет справедливым. Строгий, взыскатель-
НЫЙ, но в то же самое время и справедли-
вый офицер всегда будет пользоваться лю-
бовью и уважением подчиненных.

Выше мы говорили о командире, который
оставляет без должного воздействия, па пер-
вый взгляд незначительные ° нарушения.
Это заслуживает осуждения. Но столь же
порочно и другое -—— стремление наказы»
вать поспешно, не взвенивая всех’ обетоя-
тельств, сопутетвовавших нарушению. Bo-
	дить ва строгим выполнением распорядка
дня.

Стараясь раз’яснить подчиненным, что
требования Устава внутренней службы
0 порядке проведения утреннею осмотра
имеют не формальное, &  воспитательное
значение И направлены a укрепление
воинской диециилины, гвардии капитан
Слеппюв провел специальное  инструктив-
ное занятие. На нем командир эекадрильй
показал уставной порядок организации ут-
реннего осмотра ‘и ‘вечерней поверки.

После этого совещалия вопросы улучше-
ния условий жизни и быта сержантов  бы-
ти поставлены в повеству дня, комеомоль-
кого собрания. Вомсомольцы внегли ряд
ценных предложений. Проводя в жизнь ре-
шение комсомольского собрания, сержанты
стали более внимательно следить за своим
внешним видом. Старшина эекадрильи ео-
aad в казарме хозяйственный Улов,
обеспечив сержантов индивидуальными Ma
кетами с иголками, нитками, Нуговицами и
T. 2.

Улучшилея в и и характер
проведения утренних 06

А, А. `БОНДАР,
	Пюбой взыскательный командир, - HETePHHMO
относясь к малейшим нарушениям уставов
	И наставлений. холжен в то же едмое вро-
	мя умело сочетать в своей ^ длисциплинар-
	ной практике взыскания и поошрения.
Oar показывает, какое большов воепие
тательное значение имеет  свосвременио
об’явленная благодарность, как она сказы-
вавтоя Ha лальнейшем ‘укревленич `понн-.
	кой лисциплины, как пример ноопренного
	командиром диеспиплинированномю BOR,
успелтно выполнавиюмо учебную  затачу,
заставляет подтягиваться других. Этим
принципом” требовательный воманлир тоже
холжен руковолствоваться.

`` Требовательность — Это срелтво, pours
кото ого Исключительно велика в’ подготов-
ке летных кадров. ‘Она должна быть яа-
правлена на то, чтобы каЖЛОГО Вонна-
авиатора слелать мужественным и воле
вым офицером, помочь ему в соверщенстве
овладеть своей венной профессней.
	Герай Советсного Союза
гвардии генерал-  лейтенант авизции
А УТИН.
	Ценные предложения
рационализаторов
	В нашей двиаремонтной базе за послед-
нее время значительно оживилаеь гацио-
пализаторекая и изобретательская работа.
Только за последние 2 месяца подано 09-
лее 20 рационализатороких предложений,
улучшающих качество ремонта, аи.
Hoe Техники.
	Старший сержант Баранов поедложил.
	более надежный ограничитель ‘триммера
руля глубины, который сейчас устанав-
ливается на самолетах. Член партийного
бюро старшай сержант Кочетов изготовил
прислюсойление для более быстрой намот-
ки катушек электробензиномеров,
	Пол руководством майора Ивопинокого,
составившего проект, изготовляетя станок
для штамповки из органического стевла
верхней крышки зетролюков самолета,
	ценные предложения дали также капи-
тан Гришков н др. Рационализаторы полу-
чили от командования поощрения Ho Ae
нежные премий, - р
	Майор НК. КОНСТАНТИНОВ.
	зывает микрофотографирование, только что   гового покрытия весной также происходит
	при рыхлой его структуре быстрее, чем
при плотной, Веё это говорит за 10, что
	выпавитий снег имеет снежиним звездчато-
игольчатой формы с очень развитой пезерх-
ностью. Эти снежинки легко  ломаютея
под нагрузкой и хорошо уплотняютея.
Свежевыпавигий енег сравнительно быстр
	теряет своя свойства и превращается в
	‹лежалый», & затем и в «фирновый» снег,
Омельные снежинки ^«лежалог» и
«фирновото» снега имеют округлую форму,
	их’ новерхность по сравнению 60 снежинка-
	ми свежевыпавшего снега сильно умень-
шается, они становятся более прочными.
Под одной и той же нагрузкой «лежалый»
и, в особенности, «фирновый» снег уплот-
няетея значительно хуже, чем свежевы-
nape,

Из этого следует, что уплотнение снега
	на аэродромах ‘нужно производить сразу же
	после. емо выпадения, лучше всем во вре-
мя снегопада. Свежевыпавший снег ‘уп
лотняетея в первый же донь до плотности
0,5 грамма на 1 596. ом. В противном
случае недостаточно уптотненный снег бу
дет  претерневать mpotece  фирнизации:
отдельные снежинки потеряют свою преж-
нюю форму и. превратятея в им
ные, Дальнейшее повышение плотност
снега с такой структурой связано с р
шими трудностями, а при некоторых ат
мосферных условиях оно вообще не может
быть осуществлено при помощи имеющих-
ея онемуплотняющих орудий.

Известно, что при одинаковом давлении
влажный снег значительно лучше уплот-
няетея, чем сухой. Влажность снега уве-
личивается ве повышением температуры, в
особенности она велика во время оттепе-
лей. Отсюда вытекает важный вывод; для
уплотнения снега нужно использовать
всякие потепления (периоды © темпералу-
рами от —5° и выше) и, в особенности,
отепели и снегопады,
	Эти снежинки легко ломаютея   при обработке снегового покрытия всегда
	Нужно стремиться к увеличению плотно-
сти снега в нем (порядка 0,6—0,65 грам-
ма нё 1 куб. см.).

Плотность снега зависит от величины
удельного  лавления гнегоуплотяяюших
	‘механизмов. С этой точки зрения Ala yri-
	лотнения снега Целесообразно применить
тяжелые металлические катки с гладкими
	стенками и шиповые. Для устранения при-
	липания снега к металлической поверхно-
сти катков во время оттепелей их можно
обтятивать резиной, брезентом или ИНЫМИ
похобными матерпалаии.

Гладилк дают меньшее удельное давле-
ние на сномвое покрытие, чем катки.
Кроме того, тяговое усилие трактора при
работе с гладилками в большой мере за-
	трачивается на срезание и волочение CHe-
	га, вал которого почти всегда образуетея
перед гладилкой. Увеличение загрузки гла-
дилок также не дает, положительного — pe-
зультата. oo

Гладилки желательно применять для
иредварительной осадки снега, когда выпа-
дает большое ето количество (елой более
5 ем.); или же для выглаживаникя снежной
поверхности после ее  укалки. При этом
гладилки нужно использовать без загруз-
ки. Таким образом, применение гладилок
при содержании уплотняемой взлетно-по-
садочной полосы на аэродроме должно про
исходить соответственно их пазванию, то-
есть для глажения снеговой поверхности,
з не для уплотнения. Работа гладилок во
время оттепелей недопустима, так как при
этом поверхность снега приобретает вол-
	‘нистый характер.
	При уплотнений  енегового покрытия
нужно Учитывать н8 только величину
удельного давления, но п время приложе-