ие:
11 января 1949 г, № 8 (1232).
	(СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Коммунисты переловой ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ СУДОВ
		ска
			Авиаторы в Музее В. И; Ленина
	В народные суды—лучших сынов Родины!
	БЕЛОРУССКИЙ ВОЕДНЫЙ ОКРУГ, 10
анваря. (По телеграфу). На собрание,  ио-
священное выдвижению кандидатов в Ha-
родные судьи и. заседатели, собрался весь
личный состав, Н-ской авиачасти.

— Выборы: в народные суды, = +
ворит^ офицер ‘Семочкин, < имеют
огромное политическое. знамение, На нашу.
долю: выпала большая честь — выдвинуть
кандидатуры: в народные судьи и народные
заседатели. От имени. личного состава под-
разделения я предлаг а&Ю выдвинуть В на-.
родные судьи тов. Канарского Александра.
Александровича.

Офицер Мбнач   ‘товорит 0 Тм, чт.
тов. Канарский отлична справляется с
обязанностями нарбудьй в Течение ряда
лет.

Собрание личного состава единодушно
приняло решение поддержать предложение
0 выдвижении ‘кандидатом в _ HapoaHble
судьи A. A. Ranaperoros = -

Затем собрание переходит кб второму

ОБОРУДОВАН  АГИТПУНКТ
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 10 января.
(По толеграфу).. Скоро состоятся ‚ вы
боры народных судов. № этому дню в на-
шей части идет деятельная подготовка.
Давно уже составлены и выверены списки
избирателей, оборудован агитпункт; подго-
товлены кабины для голосования. На агит-
пункт часто заходят молодые воины. Офи-
церы-агитаторы рассказывают им о поряд-
ке работы избирательным пункта в день
выборов.
	Активное УЧастие в подмотовке к вы00-
рам принимают комсомольцы, Так, член
BIRCM Жуковский участвовал в изготов-
лении кабин. Молодые активиеты тт. 3а-
пяткин и Введенский  затратиля немало
труда на оборудование агятпункта. Това-
pama Кузнецов, Бонлеж, Кондаренко, №-
вых и другие комсомольцы-агитаторы вы
ступают перед воинами с беседами о Ста:
линокой Конституции, о советском право-
судии. .

Сейчас в части проводится большая ра-
бота по ознакомлению избирателей с кан-
дидатами в народные заселатели — обице-
рами нашей части тт, Авдониным и Туда,

“Лейтенант А. ГОЛОВКО.
	вопросу: выдвижепие кандидатов в народ-
ные заседатели. Слово берет офицер Ста-
ховский. Он предлагает выдвинуть канди-
датом в народные заседатели  отаичника
боевой и политической подготовки старши-
ну Ворзуна Василия Михайловича.

— Товарищ Корзун, — говорит офицер
Стаховский, — показал себя одним из пе-
редовых воинов нашей части. Он с честью
оправдает наше доверие в народном. суде.

Офицер Мухин предлагает выдвинуть в
народные заседатели кандилатуру майора
	Полозова Ивана Терентьевича.
	— 10в. Нолозов за время службы в
части показал себя требовательным и зНа-
ющим свое дело офицером, — говорит
тов. Мухин.—Он много работает © подчи-
ненными, добивается точного выполнения
всех требований уставов и наставлений.

Собрание посвященное — выдвижению
кандидатов в народные судьи и народные
заседатели, прошло с большим под’емом.
	Напитан А. СУСЛОВ,
	ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
ПОДГОТОВКА
К ВЫБОРАМ
	ЮЖНоО-УРАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
10 января. (По телеграфу от наш. Kopp.).
В подразделениях Н-ской авиачасти прове-
дена большая работа по подготовке к вы
борам народных судов. Уже состоялось
несколько бесед о советском судопроизвод-
стве, о Сталинской Конституции. Перед
курсантами выступали офицеры и работни-
ки советского суда. Большая работа  про-
ведена с курсантами, которые будут учает-
вовать в выборах впервые.
	Секретарь партийной организации роты
тов. Кряжев, коммунисты Лапшин, Сигал
раз’яснили молодым воинам Подожение 0
выборах и порядок голосования. В подраз-
делениях давно уже вывешены и провере-
ны списки избирателей, проводятся беседы
о кандидатах в народные судьи и народ-
ные заседатели. Подготовка к выборам 0з-
наменовалась новым под’емом качества
учебы. В подразделениях. заметно выросло
количество отличников.
	Письмо председателя’ и секретаря
	Американского
	НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). Предее-
датель и секретарь Американского. всесла-
вянского конгресса Иржицкий и Пирин-
ский направили Трумэну письмо, во кото-
ром они призывают Трумэна приступить к
прямым переговорам с Советским (Союзом
е целью ликвидировать «холодную  вой-
ну» Они указывают, что послание Трумэ-
на конгрессу не предусматривает. каких-
1иб0 мероприятий, направленных . Ha
	окончание «холодной войны» и на уста-
	новление длительного демократического ми-
ра. «Члены прогрессивног» Американского
всеславянского конгресса были, _ разочаро-
ваны тем, что в разделе вашего’ послания,
касающегося внешней политики, вы. не
выдвигаете предложений относительно.
прямых переговоров © Советским Союзом с
	целью устранить существующие разногла-
сия, предложений, которые вы делали во
время предвыборной кампании и которые
заставили миллионы американских  изби-
рателей голосовать за вас. Громкие фразы
0 TOM, что «сущновтью нашей внешней
политики является достижение мира», He
скроют от народов всего мира тот ужас-
ный факт, что интервенция Соединенных
Штатов в Греции и Китае содействует не
	всеславянского
	установлению мира, а разжиганию [Paw
данской войны. Америка прибегла к поли»
THRE колоссальных военных  Приготовле-
ний; Никто из нормально мыслящих лю-
дей не верит в ту теорию, которая › гово»
рит, что единственный путь к Миру 46-
жит через военные приготовления».
Остановившись далее на заявлении Тру
мана о том, что его внешняя политика
будто продиктована мирными  стремления-
ми, авторы письма продолжают: «Полдерж-
ка правительством Соединенных Штатов
продажных крайне-антидемократических
режимов Греции и Китая говорит за то,
	OTO такие утверждения являются двулич-
	ными. Мы хотели бы; чтобы Соединенные
Штаты стали «передовыми среди Народов
всего мира в их попытках установить
мир», но в Соединенных Штатах раздают-
ся громкие голоса, призывающие к новой
мировой войне. Американский  всеславян-
ский конгресс вновь призывает Bat Has
чать прямые переговоры с Советским Cow-
зом относительно германского вопроса и
также других неразрешенных проблем й
разногласий, которые препятствуют дости»
жению длительного демократического ми-
ра».

‘конгресса Трумэну
	_ oY

Партгийное бюро внимательно саедило За
успеваемостью каждого коммуниста п ком-
сомольца. Когда курсанты Сидоров и _Ива-
HOB стали получать посредетвенные омен-
ви, партийное бюро заслушало доклад сев-
ретаря комсомольской организации лейте-
Нанта Кочеткова о том, как организация
BARGM обеспечивает примерпость_ owed
	мольцев. в учебе. В помощь комсомольской
организация был”выделеы член бюро, кото-
рый помог молодым воинам преодолеть от
ставание.

К началу летной практики весь личный
состав и материальная часть  эскаярильт
были Хорошо подготовлены. Теперь’ пар-
тийная организация все усилия коллекти-
ва направила на оказание всемерной помо-
щи командиру в выполнении плана летной
подготовки. Первым шагом партийного бю-
ро в этом направлении было совещание
группарторгов звеньев. Командир. эскад-
рильи рассказал, как нужно организовы-
вать и проводить партийную работу, увя-
зывать ее с конкретными задачами  под-
разделения. Обобщив выступления и пред-
ложения коммунистов, посоветовавшись с
командиром, партийное бюро составило
план работы,
	Сама жизнь подсказала партийному бю-
рю утозестку` дня очередном. собрания. В
первые же дни полетов были выявлены
случай нелибциплинированности. Наруше-
	ний требований уставов и наставлений 1.
	производству полетов со стоны отдельных
петчиков и младших  авиаспециалистов..
Это и послужило поволом к TOMY, чтобы
	обсудить на собраний задачи коммунистов
	в борьбе за повышение лисциплины и Op-
ганизованности, в борьбе за  безаварий-
ность. С докладом выступил секретарь
парторганизадийи Гвардии стармий лейте-
	вант Кулинич. Готовясь к собранию, он.
	побеселовал с командирами звеньев, уточ-
нил обстановку и детали каждого наруше-
ния, лично ‘проверил некоторые факты.
Поэтому доклад его был конкретным, глу-
боким. коммунисты активно обсуждали ето.
	В принятом решении партийному бюро
и группарторгам предложено усилить ра-
боту по воинскому воспитанию личного
состава, повысить. чувство. ответственности
членов и кандидатов, партии за сбережение
техники, за свою боевую выучку.
	Но поручению бюро агитаторы провели
беседы на темы: «Дисциплина и’ органи-
зованность — основа ‘успешной боевой
учебы», «Беречь боевую технику, как зе-
ницу ока», «Отличная подготовка матери-
альной части.-= Залог безаварийности по-
летов» и другие. Техническое  собеседова-
ние с авиамеханиками и: мотористами 0
культуре! обслуживания: №Ютора и самолета
провел отличник’ ‘боевой и’ полатической
	подготовки авиамеханик кандилат BRIT(6)
	старший сержаят Лазаревич. Укреплению
дисциплины и’ порядка. в воздухе ‘и на
земле в летные дни были посвящены б0е-
вые листки» и номер стенной газеты.
	‘Значительная работа’ также ^ прове-
дена парторганизацией mo повышению
стрелковой культуры курсантов. Коммуни-
сты — опытные летаики в свободное вре-
мя проводили с курсантами беседы, рас-
сказывали о своих приемах стрельбы в
воздухе, разбирали характерные оший-
ки, занимались в ними тренировками. Не
только рассказом, но и показом они помо-
гали им овладеть искусством воздушной
стрельбы. ^ ;
	Bor почему командир эскадрильи капи-
тан Обощук говорит:
— Коммунисты — это моя опора, мой
боевые ‘помощники.
‚ § Гвардии: майор И. АНИКИН.
	старший лейтенан? (сипенко и другие
слушают в музее лекций об отдельных 16-
риодах жизни и революционной деятельно-
сти Ленина. Каждый лень отдыха музей
посещают солдаты и сержанты,

}
	Эскадрилья калитана Обощук — луч-
шая в части. 06 этом свидетельствуют. вы
сокие оценви, ‘полученные личным соста-
вом по марксистеко-ленинской подготовке,
политическим занятаям. и успепиное вынол-
	нение плана летной подготовки, Коман:

хир., эскадрильи по праву ‘пользуется
ПОЧЕМ п. Уважение но планка
	eee oH уважением среди сослуживцев.
Ero фамилия и портрет занесены на доску
отличников боевой и. политической подго-
и части.

Успех не пришел caw но себе. Он до-
и усилиями всего коллектива. Дей-
ственную помощь командиру в обучении
и воспитании авиатаров оказывала на про-
тяжении всего учебного года  партайная
	организация, возглавляемая гвардии етар-.
	шим лейтенантом Кулиничем. Она сумела
обеспечить авангардную роль коммунистов
в боевой и политической подготовке, в
изучении и сбережении техники, в укреп-
лении воинской дисциплины.
	Вогда настала пора готовить личный
состав и Материальную часть к напряжен-
ной учебе, партийное бюро сразу же
занялось подготовкой коммунистов к BBI-
полнению поставленных командиром за-
дач. Эти задачи были обсуждены на паф-
	тийном собрании. Доклад сделал командир
	эскадрильи. Выступавигие. в прениях ком:
мунисты остро, по-большевистеки крити-
ковали недостатки, вскрывали ‘причины
отставания отдельных членов ‘партии. `Су-
m Bolt критике, в частности, был подверг-
НуТ техник звена коммунист. Шубин, кото-
	рый не проявил лолжной инипиативы ий’
	настойчивости в своей работе, относился
к делу с холодком. Вместе с тем коммуни-
сты указали партийному бюро на то, что
оно не ведет должной воспитательной. ра-
боты среди технического состава, не про-
пагандирует опыт‘ лучших техников, : ме-
хаников и мотористов. Собрание ‘ прошло
активно. 1
На основе принятого решения и’ предло-
жений, внесенных коммунистами, секре-
	тарь парторганизации тов. Вулинич Фоета-
	вил план работы, дал конкретные   поруче-
ния’ членам бюро и активистам. Члены
бюро старший техник-лейтенант Бездроб-
ный, старший лейтенант Романов и коман-
дир звена старший лейтенант Непокрытый
провели с летчиками и техническим 00-
ставом беседы о подготовке материальной
части к предстоящим полетам.
	Под руководством коммуниета старшего
лейтенанта Довшак были изготовлены и
вывешены в ‘служебных помещениях, в
общежитии рядовых и сержантов, на сто-
янке самолетов лозунги, плакаты, пропа-
гандирующие отдельные положения устз-
вов и наставлений, призывающие личный
состав отлично подтотовить материальную
часть к полетам.

Партийное бюро организовало строгий
контроль за выполнением принятых ‘реше-
ний, во-время и по-деловому реагировало
на недостатки в работе: членов ‘и канди-
	хатов партии. Вместе с тем оно- направило
	свои усилия на то, чтобы опыт ‘передови-
ков сделать достоянием №в66х воинов
эскадрильи.

Все это сыграло положительную роль.
Командование вынесло 21 ‘поотрение ком-
мунистам. За отличную организацию и
подготовку всех самолетов об’явлена бла-
годарность командиру оскадрильи капита-
ну Обощук.

Не менее плодотворной была деятель-
ность партийной ортанизации и на следу-
ющем этапе. Опыт показал, что чем выше
уровень теоретической подготовки курсан-
та. чем больше он будет знать о практике
	полета еше до выхода на старт, тем
лучшими будут результаты его летной
ПОЛРОТОВКИ. .
		Фориирование немецких соединений
в западных зонах оккупации Германии
	продолается
	К положению в Китае
	размещения сформированных частей в
районе Гладбах, Фирзен и Врефельд очи-
щен ряд предприятий и складских  поме-
шений. ’
	Сведения о вербовке бывших немецких
военных и формировании: из них воинских
соединений поступают также и из и
канской зоны. Сообщается, например, что
по поручению американских властей в
Обербузеле (в районе Франкфурта)  гене-
ралом Тальдером формируется немецкая
воинская часть.
	ak в английской, так и в американ-
ской зоне в западно-германскую армию
усиленно вербуются чешекие, польские и
югославские эмигранты. Части, составлен-
ные из этих. лиц, придаются. немецким
формированиям. Так,.в Врефельде (анг-
лийская зона) в бывшей гусарской. казар-
ме уже размещены части, сформированные
из польских эмигрантов.
	суверенитету Китая. Во-вторых, СТА до-
биваются превращения острова Формоза в
совместную американо-китайскую военно-
морскую базу, т. е. фактически стремятся
окончательно отторгнуть-от Китая этот
важный. в стратегическом отношении ост
	‚ров, не считаясь с принадлежностью ATO=.-
	го острова’ Витаю,

В упомянутых кругах вполне отдают
отчет в TOM, Что удовлетворение этих
незаконных американских требований не
могло бы спасти тибнущий  тохинданов-
ский режим. Tem He менее эти новые экс-
пансионистские устремления США оцени-
ваются здесь как свидетельство отчаянных
попыток Уолл-стрита стать о полным хо=
зяином Китая за счет суверенитета Витая.
и принесения в жертву американским фи-
нанебвым королям национальных интере-
сов китайского народа.
	БЕРЛИН, 7 января. (ТАСС). По  сведе-
ниям, поступающим из западных зон  ок-
купации Германии, англо-американские ок-
купационные власти, вопреки их офици-
альным. заявлениям 06, отсутствии в Их
зонах немецких воинских частей, продол-
жают. формировать немецкие воинские
соединения, Так, в английской зоне, в
районе между Оснабрюком и Аахеном, как
и раньше, под видом: «рабочих бригад»
создается новое крупное соединение из
бывших немецких солдат; Штабы этих ча-
стей, состоящие, главным образом из. быв-
ших гитлеровских офицеров, уже  органи-
зованы, Главным штабом руководит один
	из бывших английских. офицеров.
	- 9с0б0е внимание со стороны англий-
ских властей уделяется вербовке бывших
военнослужащих. = немецких танковых
бригад «Германия» и «Викинг». В. гор.
Мюнстере создан лагерь, где размещаю”
завербованных в армию немцев. Jus
	ШАНХАЙ, 5 января. (ТАСС). В хорошо
осведомленных. иностранных кругах Шан-
хая комментируетея вопрос о новых по0-
пытках правящих кругов США  использо-
вать вритаческую дай Гомандана обета
новку в Китае в своих экспансионистских
целях. -

Согласно полученным сведениям;  аме-
риканские представители в Китае пред’-
явили новые требования распадающемуся
гоминдановскому режиму в виде условий
за дальнейшую американскую помощь в
борьбе против. демократических сил в Ви-
тае. США добиваются, во-первых, открыз
тия тлавнейшего внутреннего водного бас-
сейна Китая — реки Янцзы для  неогра-
ниченного плавания американских  торго-
вых и военных судов и, таким образом.
установления в этом ‘жизненно важном
районе ничем не нрикрытого американско-
Го военного контроля, Что противоречит

ad
	C большим политическим под’емом выбивают
	ТДУДЯЩИЕСЯ
		По предварительным данным, в 8 часам
вечера 99 процентов веёх избирателей об-
ласти приняли участие в голосовании.

‘eae ,
	ВЛАДИВОСТОЕ, 9 января; (TACO). Ao
рассвета еще далеко, а на улицах Влади:
	} востока оживленно. Ярко иллюминированы
	фасады зданий, где размещены избиратель-
ные пункты, В шесть часов утра на’ всех
избирательных пунктах края’Началовь го+
лосование. Дружно Голосуют владивосток-
ские моряки, рабочие” крупнейшего пред-
ариятия края — завода имени Ворошило-
ва. Непрерывным потоком ‘на избиратель-
ный пункт № 56 -вливаютея прославлен-
ные тихоокеаниы.

По предварительным данным, во Влади-
востоке участвовало в ея 99,7 apo-
цента избирателей, по краю — 99, 8 иро:
		АСТРАХАНЬ, 9 января. (ТАСС). Ровно
в 6 часов по местному времени во всех
избирательных пунктах началось голосова-
ние. a,
По предварительным данным, & 6 часам
вечера в области проголосовало 96,86 про-
цента от общего числа избирателей.

за
	прове-   ‘ТУЛА, 9 января; (ТАСС). В пятом” часу
	утра в домах металлургов, машиностроите-
лей, оружейников и горняков Тулы заж-
глись яркие. огни. Туляки группами напра-
вились к. празднично’ украшевным’ изби-
рательным пунктам. 1

№ 6 часам вечера в Тульской области про-
голосовало 99,84 процента веёх избирате-
дей. ре

за

КУРОК, 9 января. (ТАСС). Нарядно вы-
глядят сегодня. города и свла Курской o6-
ласти. Трудящиеся выбирают народные су-
bl. }
	В втот лень жители Курска ¢ особенной  .
	любовью вглядываются в свой возрожден-
ный город, Ws руин и пепла’ поднялись
предприятия, жилые дома, школы; театры.
Как, только: по ‘радио. прозвучал гимн Со-
ветского Союза, приветливо распахнулись
двери избирательных пунктов. Дружно и
организованно началось голосование, Нес-
кончаемым потоком шли к избирательным
ящикам рабочие, служащие, учителя, врз=
чи, домашние хозяйки.
	CMOJEHCh, 9 января, (TACO). Рано
проенулея . сегодня Смоленск. - В прёдрас-
светной темноте выделяются залитые ярки-
ми огнями здавия, гле разместились изби-
рательные пункты. На ветру плещутся ку-
	мачовые. полотнища, видны любовно уви=
	The свежей . хвоей портреты . товарища
Сталина и его боевых соратников.

-На всех участках ‘ торода голосование
проходило организованно. Так же дружно
голосовали жители сельских, районов. .

`В 6- часам вечера в области проголосо:
вало 98.52 пропента избирателей.
	- пуклой поверхности струйки  полжамают-
	ся, скорость потока возрастает, $  давле-
ние (по’ закону Бернулли) падает’ на
нижней же поверхности скорость несколь-
ко уменьшается, а давление возрастает.
Создается разность. давлений, которая и
вызывает под’емную силу:
	Не следует думать, что вокруг крыла
действительно имеется какое-то Кр
Киркуляционное движение воздуха. Поток
у крыла является сложным: В теоретиче-
ской аэродинамике он рзесматривается со-
стоящим из двух составляющих потоков;
основного поступательного потока, набега»
ющего на крыло; и дополнительного ® цир-
куляционного течения, интенсивность ко-
торого определяется величиной пиркуля-
ции скорости. Таким образом, крыло аэро-
динамически эквивалентно некойорому не
полвижному вихрю, называемому  присое-
	хиненным. коофый. будучи помешенным в  .
	поток, создает такую же од’емную силу,
как и крыло. ;

Вторая часть KENT посвящена  гГлав-
ным образом вопросам экеперяментальной
аэродинамики. Коротко и понятно эвтор
излагает теорию зорюлинамического ‘подо-
бия, имеющую огромное значение для
аэролинамического экоперимента. Эта тео
рия отвечает на вопрос: какию” условия
мы должны создать при испытании модели
самолета в зэродинамической ‘трубе’ для
обеспечения динамическое подобия 6 п9-
летом натурального салимета. Breck MBI
AMGeN два основных закона подобия, pa-
венство чисел Рейнольдса (учет сил вяз-
кости) и равенстве чисел Маха, (учет сжи-
маемости возлуха).
	Существенную роль в образования си-
лы сошотивления рыла И других тел ar
рает трение воздушном иотока © поверх-
вость тела. Это трение определяется  ха-
раклером движения воздуха В Так Bashix
	Обращение датского об’единения «Против войны»
	КОПЕНГАГЕН, 10 января. (ТАСС). Дат-
ское об’единение «Против войны» обрати-
лось к датскому правительству со следую-
щим. призывом: «Сознавая серьезность на-
стоящего политического момента и ответ-
етвенность Севера 38 сохранение. мира,
	ваемом пограничном слое, т. е. в TOHRKOM
ле воздуха, непосрелетвенно соприкасаю-
щемея © поверхноетью тела. Пограничный
слой характерен тем, что внутри него ско-
	рость резко нарастает в поперечном © Ha-
правлении, а потому здесь сильно сказы-
ваетея ‘вязкость воздуха. Современная’ на-
ука изучает этот тонкай пограничный
слой, исследует хараклер движения 4a-
стиц воздуха в нем и находит те законы
трения; колофые имеют место ‘ва поверх-
ности обтенаемого тела. Эти законы’ при-
ведены с достаточно полробиьми  пояене-
ниями В рассматриваемой книге, после че-
10 дано описание геометрических и &900-
динамических характеристик крыма,  [о-
слейние предетавляют с0бой зависимости
	угла,
	атаки и являются результатами продуувок
	В аэродинамической трубе.
	В последнем разделе книги автер, pac-
сматривает так называемое  индуктивное
сопротивление крыла. — Присовлиненный
Вихрь, Эквивалентпый крыду, при беско-
нечном размахе послелнего ухолит. своим
концами в бескочечноеть. Если же раз-
мах крыла конечен, то  присоединенный
вихрь не может оборваться на концах
крыла Это противоречило бы основному
свойству вахря. Присовдиненный вихрь в
YOM влучае схолит ¢ концов крыла В ви-
ле лвух своболных вихревых шнуров, ко-
торые вместе с  присоелинепным вихрем
образуют так называемую П-образную вх.
ревую систему крыла.
	Существование этих вихревых шнуров
вполне реально. Их можно, gatrpnvep. fae
блюдать е помощью  спепиальных yer-
ройств в аородинамических лабораториях,
4 инома ах удабтея видеть в в. полете.
Неповрёдетвенным следетвием этих’ вихрей
является индуктивное сопротивление вры-
Ja, возрастающее се увеличением угла
заки и уменышающееся со удлинением
рый.
	мы настоятельно советуем правительству
не брать на себя Каких-либо военных обя-
зательств ни перед скандинавскими брат-
скими народами, ни перед западным бл0-
‘ком,’ Нам. следует вести ‘ безоговорочную
нейтральную мирную политику».
	Таким образом автор книги Достаточно
подробно и в то же время просто описы-
вает определение основных составляющих
вопротивления ‘крыла: профильного и ин-
Дукливного сопротивления. Однако при уве-
личении скорости полета ‘начинает сильно
сказываться сжимаемость возлуха и появ-
ляется новый вид возлушното сопротивае-
НИЯ —= волновое. сопротивление.
	Автор книги почему-то не счел нужным
осветить этот актуальный и интересный
BONDOC аэродинамики крыла. В книге при-
водитея смысл критерия подобия Маха if
подробно пасематриваетея коэфициент 69-
противления крыла. Почему же не дать
зависимобти этого коофишиента от чиста
Маха и н6 об’яенить физику волнового
сопротивления?

Читатель книги, несомненно, нескотькюо
разочаруетея, не встретив в ней описа-
ния особенностей аэродинамики крыла на
больших скоростях.
	В о же время можно указать на неко-
торые. вопросы. которые можно было бы в
данной книге опустить. Например, в раз-
деле «Пограничный слой» понятия «тол-
щины вытеснения» и «толщины потери
импульса». Формулу для определения тур-
булентности B аэродинамических трубах и,
наконец, громоздкие Ффоруулы, относящие-
ся к крылу с переменной пиркуляцией по
размаху, Следует еще заметить, что в паз-
деле. «Аэродинамические характеристики
крыла». автор. употребляет . устаревшие
	нестандартный обозначения для см и
воафициентов.

Указанные ‘обстоятельства. ^ разумеется,
	не могуР снизить ценности книги профес-
сора Récoyposs. Ев слелует рекомендовать
читателю, и она, несомненно, принесет
пользу теоретической полготовке инженею-
но-технических калров наших ВВС,
	Доцент, кандидат технических наук
инженер-подполновник 6, НЕКРАСОВ.
	ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 10
января. (По телеграфу от наш. Hopp.).
Воины Н-ской авиачаюти — Частые гости
ленинградского филиала Музея В. И,
Ленина. Два раза в неделю руководители
потитзанятий капитаны Семенов, Соколов,
	ИРИТИКА И БИБЛИОГРЯФИЯ
	Для того, чтобы серьезно изучить
теорию полета вообще и чеорию сво-
ростного ‹ полета в частноэти, прежде
всего необходимо знать основы — вые-
пей математики, хорошо. усвоить о 0с-
новные положения и теоремы теоретиче-
6кой механики. Только после этого можно
приступать к серьезному изучению ‚основ
аэродинамики, т. е. науки 0 движении
воздушной средыи 0 механическом взаимо-
действии между этой средой и движущи-
мися в ней твердыми телами.
	Советские люди могут справедтиво гоф-
диться тем, что теоретические основы
этой важнейшей науки были  создаты В
нашей ’ стране уже в середине ХУШ
столетия работами русских академиков —
Ломоносовым п другими. Великий рус
ский ученый Ломоносов открыл закон со-
хранения вещества и энергии и тем cae
мым положил пачало развитию физической
паки вообще. Кроме том, он разработал

В к
	киноматическую теорию газов и. из0брел

алемометр. Член Российской академии
нчук Даниил Бернулли дал основной
	закон движения жидкостей й газов, 8187
менитое уравнение  Вернулли, лежащее в
основе механики жадких й газообразных

Известный теоретик, тоже член Рос-
сийской академии нзуБ, Эйлер впервые
зывол диференциальные уравнения  ДВИ-
жения жидкости, проинтегрировал их и
	» К. Ф. Косоуров. Осповы общей аэроди-
намики и азродинамики крыла: Военное #3

perth a=
	пательств МВ®: Москва, 1948 га
	<‹НИГА ПО АЭРОДИНАМИКЕ
	Тор дает основные кинематические  поня-
тия аэродинамики: линий това, струйки,
линейные  й Утловые скорости частип, в
	затем выводит важнейшие понятия теоре-
	тической аэродинамики — потенциал ско-
рости. и циркуляция скорости.
Цирнуляция скороети есть как бы рабо-
та вектора скорости по той или иной ли-
нии, например, по замкнутой Кривой, ох-
ватывающей собой вихрь. Еёли мы имеем
вихрь, то циркуляция вкорости по любой
замкнутой кривой, охватывающей этот
вихрь, есть величина постоянная вдоль
вихря. В этом ‘заключается основное свой-
ство всякого вихря. Окружная скорость
частиц жидкости (воздуха) вблизи вихря
тем больше, чем ближе & оси вихря рае-
положена частица.
Понятия «пиркутапия скорости» ‘п
	«вихри» широко используются в ` теории
крыла  в Вива»
	Из рассмотрения равновесия элементар-.
	Horo oG’emMa воздуха выводятся диферен-
циальные уравнения Движония, & затем
путем их интегрирования получаеся урз-
внение Бернулли, овязывающее  сборость
воздуха и ем даваение. Это Уразнение
дает возможность по картине обтекания,
т, @ по распрелелению скоростей, найти
распределение давлений, например, по по-
верхности  обтоваемого тела, a4 затеи
и силы, действующие ча это тело.

Таким путем ар юнити подводит чи
тателя к замечательной теореме Жуков-
кого, которая гласит, что под’емная сила
крыла равна произведению следующих ве
личин. плотности воздуха, скорости поле-
та. размаха крыла и Циркулянии скоро“
CTH по контуру, охватывающему крыло.
	Пог’емная сила крым»  получаеия
	воледствие того, что на ем верхней BH
	заложил основы теорий ROMATOTHELX машин
и теории корабля.
	Особенно интенсивное развитие получи-
ла аэродинамика в начале-ХХ, века. Веду-
щая роль в этом развитии принадлежала
«отцу русской авиация» профессору Н. `В.
Жуковекому и академику С. А. Чаплыгину.
Знаменитая теорема Жуковского о под’ем-
ной силе легла в основу расчета крыльев
и получила мировое признание. Созданная
им теория крыльев, воздушных винтов и
ряд других работ явились  пеннейшим
вклалом в ‘аэродинамическую науку.

Основоположником аэродинамики  боль-
ших скоростей-—«газовой динамики»—ЯвВ-
ляется 0. А, Чыплышин. Его  Иселедлова-
ния в этой обласли явились Источником
дальнейшего развития  аэродинамического
расчета современных профилей крыльев и
POARTMMTETX самолетов.
	В настоящее время многочисленные
ученики Жуковском и Чаплыгина пролол-
Жалот л6ло, начатое их учителями, ис ус-
пехом работают в области актуальных
проблем скоростной авиации. Эти краткие
сведения по истории науки © полете мы
чатаем: во  вводении ‘рецензируемой нами
книга в. Ф. Косоурова.

В задачу автора входило простое изло-
жение творьтических основ общей аэрюди-
намики, & также основных данных оЕспеь
риментальной аэродинамики. Для  авиа-
ционных училищ, & Также для лип инже-
нерно-технического состава BBC, желаю-
щих, напримеёр, в порядке самообразования
повысить уровень своих теоретических
знаний. эта книга будет весьма полезна.
	После предварительных сведений о фи-
зических свойствах воздуха, о давлении
зоздуху и _® стандартной алмосфере вв