3 февраля 1949 г., № 27 (1251).
	yk Gh oh oe

ar a
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ.

Обсуждаем „Заметки о воспитаний ‘летичика“
	О воспитании курсантов. учили:

«Заметки о воспитании летчика» затраги-
вают. многие актуальные вопросы: связан-
		ционных училищах. школах. эчебные
заведения являются’ важнейнтим! звеном: В
воспитании и образовании молодого: чело-
века, избравшего себе профессию военного
летчика, штурмана. ‚Здесь будущий  офи-
цер получает специальные знания, обога-
щается знанием основ. марксизма-лениниз-
‘Ma, приобретает навыки обучения и воспи»
тания подчиненных. В стенах училища 34-
‘кладываетея тот фундамент, без которого
немыслимы дальнейшая полтготовка летчи-
	ка в строевой части, его совершенетвова-
	На военные школы п ‘узадла возло-
жены исключительно большие задачи. Их
с предельной. четкостью определил  Ми-
нистр Вооруженных Сил Союза CCP Map-
шал Советского Союза Н. А. Булганин:

. «Военные училища должны воспитывать.
офицеров, хорошо образованных В BOPHHOM
и политическом отношении, умеющих ‘0т-
лично обучать свои подразделения в мир-
ное время и успешно решать сложные
боевые задачи во’‘время войны... Высокой
диспинлиной, организованноетью, четким
внутренним порядком и строевой подтану-
тостью военные училища обязаны  слу-
жить образцом Уча войсковых частей».
	В авизучилиша и школы идет перело-
вая молодежь, воспитанная  комеомолом,
большевистской партией в духе беззавет-
ной преданности Родине, народу. Она пол-
на горячего желания овладеть сложными
авиационными профессиями. Но в боль-
птинстве своем.  это`. юноши, зкоторые
никогда eile #6 соприкасаливь ‘в > в0-
енной дисциплиной, военными поряд-
хзми, имеющие лишь общее представ-
ление :0 таком сложном’ роде войск, `` ка-
ким является авиация. И задача училища,
школы состоит прежде всего в том, чтобы
сделать из курсанта человека › военного,
привить ему высокие моральные и бое-
вые: качества воинов” Советской  Армии: го-
рячую любовь. к сопиалистической Отчизне,
х военной профессии, к своему оружию,
дисциплинированность, храбрость, мужест-
во, стремление преодолеть любые  трудно-
	‚ Таким образом, с первых. же дней  пре-
бывания курсанта`в училише на эту ^ ето-
рону вослитания надо обратить особое вни-
мание. Необходимо, чтобы будущий  авиа-
тор нрочуветвовал, что кренкая дисципли-
на, строгое соблюдение уставов и настав-
лений являются залогом его успехов» в
учебе, что от этого зависит вачество под-
готовки летчика. Разумеется, речь идет’ о
дисциплине в широком смыеле этого сло-
ва — в классе и на аэродроме, в етрою ий
вне строя, в казарме, в повседневной жиз-
ни. Надо следить. чтобы курсант. всегда
был полтянутым, по’ форме одетым, етрого
выполнял все требования уставов. Нельзя
проходите мимо малейшего нарушения кур-
сантом распорядка дня, установленного в
училище, мириться с проявлениями рас-
хлябанноети, неряшливости.

Духом постоянной строгой требователь-
ности должна. быть пронизана вся деятель-
ность преподавателей, летчиков-инетрукто-
ров. Следует помнить: если вурсанту не
будет привито чувство необходимости безу-
словного и обязательного выполнения уета-
вов и наставлений, если инструктор во-
время не заметит недостатков  т6го или
иного курсанта и не добъетея их устране-
ния, они укоренятся и будут. мешать
овладению сложной техникой пилотирова-
ния самолета, а впоследствии могут  при-
вести и к летным происшествиям. Вот по-
чему воспитание дисциплины и акхурат-
ности, предполагающее точное и неуклон-
ное выполнение уставов. и наставлений,
имеет 060б0е. значение, :

Нам нужно бороться за честь училища
и школы, чтобы курсант, придя в строе-
вую часть, мог с гордостью заявить, ITO
он учился в такой-то школе, у такого-то
инструктора, Честь и слава училища не
приходят сами по еебе. Их нельзя создать
приказом и распоряжением, Они достигают“
ся упорным и длительным трудом всего
коллектива училища. Весь Воздушный
Флот нашей .страны знает, например, ста-
рейшее Вачинское училище ‘как кузницу
кадров, где готовятся летчики высокого
класса. Злесь выросла блестящая  плеяла
	сталинских соколов, знатных людей нашей
звиации. Эту славу и честь нужно беречь
и постоянно заботиться 0б их умножении.
Правильно поступают те начальники  Уучич
лищ и школ, преподаватели” и’ инбтрукто-
ры, которые поддерживают связь с частя-
ми и подразделениями, постоянно  интере-
суются; вакие требования. пред’авляются к
летному составу в связи с быстро разви-
взющейся` авиационной” техникой,  ROTO-
рые следят за тем, как продолжают служ-
бу их бывшие питомцы, ‘учитывают в сво-
ей практической. работе замечания.  строе-
вых офицеров.
	Вогла молодой летчик вступает в строй,
становятся вилны слабые и положитель-
		НО И ТОГО. ЕТО его обучал. Добрым словом
	поминают в частах ивструвтора, препода
	вателя, который сумел воспитать в своем
ученике такие навыки, как, смелость, ини-
циатива, находчивость, умение ориентиро-
ваться в сложной, обстановке, ‘уверенность
в Своих силах, любознательность, стрёмле-
ние не успокаиваться на достигнутом.
	Некоторые товарищи ошибочно. предпода-
гают, что требовательность сковывает ини-
циативу куреанта, не Дает. ему возможности
проявить свои наклонности. Инициативу
курсанта надо всячески развивать, поддер-
живать, его стремление к. самостоятельным
действиям. Воспитание этих качеств —
сложная, кропотливая работа, и она ни в
коем случае не должна превращаться в
излишнюю опеку‹над куреантом, которая не-
редко приводит к тому, 9710 он перестает вё-
рить в свои силы, всегла ждет, когда вме-
шается MACTPYRTOP, подскажет ему, это надо,
делать, поможет найти ‘выход из трулного
положения. В олном училише был инструк-
	тор старший лейтенант Сидоркин — опыт-  .
	ный летчик. Но при обучении Куранта
ов. всегда старалея создать ему наиболее
благоприятные, легкие, «лепличные» усло-
вия, вее время пытался «выручить» уче-
ника, ве доверял ему, управления самоле-
том даже тогла, когда на это не и НИ-
кавих оснований.
	Излишняя опека. над. курсантом порой
приводит к тому, что окончивший училище
не имеет навыков  осмотрительности, не
способен ориентироватьея в сложной об-
становке.
	Для того, чтобы научить курсантов хоро-
шо летать, ‘правильно ‘ эксплоатировать
авиапионную технику, нало знать. индиви-
дуальные особенности учеников, их нак-
лонности, найти к каждому умелый, пра-
вильный подход, Одному можно (после Mép-.
вых хвух самостоятельных полетов прело-
ставить широкую инициативу в выполне-
нии упражнений, предусмотренных про-
граммой, а другому, помимо этих полетов,
требуется постоянное втягивание в`свамосто-
ятельные действия, которые выработали
бы из него волевого военного летчика.

“Особенно велика в этом деле ‘роль лет-
чика-инструктора. Он целиком ‘отвечает за
подготовку куреанта как будущего пилота,
Но вместе со всем коллективом он отвеча-
ет за воспитание военного летчика, ибо
требования _ К советскому военному летчи-
RY, Rak известно, заключаются не только
в умении пилотировать самолет,
	К сожалению, до сих пор иные летчи-
вИ-инструкторы заботятся лишь о летной
подготовке курсантов. Их меньше интере-
суют политическая подготовка ученика, его
дисциплинированность и успеваемость в
классе, усвоение теории. полета и’ других
дисциплин, поведение воина вне аэродрома.
А ведь это все имеет большое значение
для подготовки летчика, Инструктор обязав
учитывать ›все стороны, развития курсанта;
делать на основании, всестороннего. анали-
за учебы и поведения. своего ученика ‘не-
обходимые для себя выводы, избрать паи-
более правильную форму и методы воспи-
тания своих питомцев. Та же следует екз-
зать и о некоторых преподавателях, кото-
рые, в свою очередь, заботятся лишь о
том, чтобы курсант имел отличные оценки
по «их» предметам, а ло остального им
дела нет: за эту сторону, дескать, отвечает
летчик-инструвтор. Следует помнить, что
в вопросах обучения и воспитания курсан-
тов нужна крепкая взаимосвязь преподава-
телей с инотрукторами, ибо-у них одна
цель — готовить отличное пополнение для
Военно-Воздушных Сил. .
	‚  В лице. инструвлора курсант видит сво-
его непосредетвенного учителя, наставни-
ка, воспитателя. Ему он доверяет все своя
сокровенные ‘мыели; ‘ему“он’ отремится под-
ражать. Инструктор! обязан.‘ помнить‘ ‘.0б
этом и явлать собой образеп высокой дис-
циплинированности, похтянутости, летного
мастерства Особенно это относится: в. по
летам. Полет инструктора всегга должен
быть образцовым, безупречным, ибо за ним
наблюдают десятюи глаз его учеников,
Задача инструктора — вее своё умение,
весь свой. опыт, ЗНания отдавать на подРо-
TOBRY полнопенных: летных Бадров. И тут,
‘конечно. не должны иметь места такие
	Факты, ЕзЕ проявление: внимания» В» одним +
		куреантам. и забвение других.
	Есть, разумеется, ‘отдельные курсанты,
	которым нужно уделить больше Внимания.
Куреанту. скажем, трудно дается тот или
	иной раздел программы, или он плохо справ-  .
ляется с каким-нибудь элементом полета.
Яснох что с›таким ‘курсантом нужно. допол-.  .
	нительно ‘позаниматься, * разяенить ему
ошибки, помочь подтянуться. В училищах
	часто можно услышать разговор 0 том, что
	протекал в рамках. учебной программы,
чтобы каждый будущий авиатор чуветво-
вал заботу о 6ебе, получал во-время под-
держку, а если необходимо, и конкрет-
ную. помощь. ны “a

Летчику-инструктору необходимо чаще
общаться. с курсантами, нетолько. на, азрод-
роме, ной BO внеучебное ` время, в-Ёа-
зарме. Он должен знать настроения учени-
ROB, изучать йх бытовые условия и \умело
влиять на курсантов всей силой своего ав-
торитета.

Исключительное значение имеет автори-.
тет инструкгора для воспитания в куреан-
те честности в правхивосги, без которых
немыслимо успешное воспитание будущих
офицеров. Честность и правхивость должны
	войти в призычку. Вурсанту, в особенно-
	CTH, ROTAA OH летаег уже. дез. инструвтора,
подчас предоставляется ` большая самостоя-
тельность в действиях. И здесь очень важ-
но, чтобы он, допуетив ошибку, столкнув-.
Much 6 трудностью, которую сразу ве мог
преодолеть, открыто рассказал об этом ин-
струютору, чтобы, ен не скрыл. от. него ня
малейшей провинности. а надо
быть лаже в мелочах.
	Авиационная техника исключительно
быстро развивается, растут скорости само-
летов. Естественно, что от еовременного
летчика требуется исключительная физиче-
	ская’ выносливость. способность выдержать
	большую перегрузку, которую испытывает
организм во время, длительных и. скороет-
вых полетов. Вот почему физическая куль-
тура и спорт, которые должны стать пе-
от’емлемым условием воспитания авиаторов
	  в0 всех авиационных частях, особенно важ-
	ны в училище, школе. одесь юноша
впервые сталкивается с многими непри-
вычными для его организма явлениями, и
надо обладать крепким ` здоровьем, силой
воли, чтобы ‘успешно решать оложаые 94
дачи в воздухе,
	В большой и кропотливой работе по’. вос-
	питанию куфсантов командованию, инструк-
TOOIM., поеполавателям должны оказывать
	торам, преподавателям должны овазывать
веемерную помощь политорганы, партий-
ные и комсомольские организация училищ
	и ‘школ. Вея партийне-политическая рабо-
	та должна быть направлена к тому, чтобы
идейно закалить будущих ‘авиаторов, по-
высить их марксиетско-ленинекую подго-
товку, укреплять дисциплину, порядок й
организованность в ‘подразделениях, Надо
шире пропагандировать отличников. учебы,
всех. тех, кто образцово несет службу, доб-
росовестно изучает: военное дело, свято вы-
полняет военную присягу. Пропаганда пре=
имуществ советского государетвенното и 06+
шественного строя, нашего  ’ приоритета в
науке и технике, боевых традиций Совет“
ской Армии должна занять ведущее место
в занятиях, лекциях, беседах, докладах,
Надо настойчиво прививать будущим офи-
перам качества, необходимые  ’ летчикам,
настойчиво и кропотливо зоспитывать их. В
духе  беззаветной преданности, Родине,
большевистской партии, в. лухе советской
национальной и военной гордости.
	Полковник Н. АГСОВСКИЙ.
	Н-СКОЙ * АВИАЧАСТИ хорошо организована! пропаганда боевых традиций. На снимке: ветеран части старший. инженер

свардии инженер-подполковиик Н. С. Савкин (в центре) рассказывает молодым авиаторам боевую историю _подразде-
я. ny т Фото гвардии лейтенанта П. Сквернюкова,
		‚ Письма в редакцию

Рель штаба в организации
> Ваземной подготовки
	‚Организация наземной подготовки лет-
ного состава, представляет собой одну из
важнейших. задач штаба, авиационной
чаети.  В ходе наземной подготовки авиато-
ры должны получать теоретические знания,
необходимые для успешной летной учебы,
	этой цели должны посвятить евои. усилия
офицеры штаба. Если они глубоко вникают
	в задачи боевой подготовки и НИ
правильно ‘планируют и организуют учеб-
ный процесс, если в практике обучения
постоянно учитывается современный уро-
вень развития авиации, то работа штаба
является полноценной и он успешно справ-
лябтся co своей задачей.

Офиперы штаба Н-ской части совершен-
но правильно сосредоточили свое внимание
на организации. наземной учебы и на KOH-
троле за, ходом занятий в подразделениях.
В конце каждого месяца в штабе созыва-
ютея совещания, на которых  слушаются
доклады о. выполнении плана: наземной
подготовки в эскадрильях.

Вазждому из этих совещаний. предшест-
вует тщательная подготовка. Материал, ко-
торым располагает руководитель  совеща-
ния, свидетельетвует о хорошо налаженном
контроле за ходом учебы в подразделениях.
Kamm учзеток наземной подготовки Ha-
	холитея под наблюдением сведущего” в’ ме=т
	поручалось подготовиться к проведению 3а-
нятий по какой-либо теме. Ему помогали
подобрать литературу, составить конепект,
Затем офицер в присутствии работников
штаба и руководящего состава части изла-
гал тему. Это повышало в нем чуветво от-
ветственности, ‘заставляло особенно тша-
тельно готовиться к выступлению — перед
полтотовленной аудиторией. Присутствую-
щий на таком занятии старший командир
в заключение давал указания по методике
преподавания,

В итоге работы, проделанной офицерами
штаба, весь руководящий состав части те-
перь самостоятельно проводит занятия е
подчиненными.

Основной формой наземной подготовки
офицеров является, как известно, cano-
стоятельная учеба. Наш офицерский состав
в настоящее время вполне подготовлен к
тому, чтобы большинство задач  назем-
ной учебы решать путем — 62м06т0я-
тельной. работы, Ho 50 HH в
вой ме не умаляет о необходи-
мости повседневно и конкретно руководить
самостоятельными занятиями офицеров.

Неорганизованность крайне отрицатель-
но влияет на ход самостоятельной учебы,
Так, налтример, составляя расписание, ад’ю-
тан ‘одной из эскадрилий Н-ской авизци-
OHHOH Части старший лейтенант Ананьев
первые два часа запланировал для класс-
ных занятий, & вторые два Ч4еа — для
самостоятельной подготовки. Затем  енова
должны были продолжаться класеные  38-
HATHA. }
	Н9 в часы, запланированные для с8м0-
подготовки, библиотека части была закры-
та, а классы, в которых собраны нагляд-
ные пособия, — заняты другими группа-
ми. В результате большинство летчиков,
живущих далеко от расположения части,
бесцельно бродило по коридорам, не имея
возможности воспользоваться временем, .от-
веленным для самостоятельной работы,

Командир подразделения должен знать
уровень подютовки каждого подчиненного
И в соответствии в этим давать индивиду-
альные задания.

Мы имели возможность ознакомиться в
тем, как это дело организовано в подразде-
лении капитана Иваненко. Командир
показал нам тетрадь, в которой были за-
писаны темы инливидуальных заданий,
данных летному составу, и указаны стоки
	их исполнения. Tyr же были намечены и
	сроки контроля за ходом выполнения 34-
даний. Цель этой проверки — изучить си-
слему работы офицера и своевременно окз-
зать ему необходимую помощь,

_ Планирование самостоятельной подготов-
ки представляет собой задачу не менее
трудовмкую, чем планирование классных 3%-
нятий. Капитану Иваненко, как и другим
командирам подразделений, офицеры ‘штз-
	‘ба оказывают конкретную помощь в руко-
	водстве самостоятельными занятиями под-
чиненных. В частности, основываясь п

результатах зачетной сессии, они помогл

командирам эскадрилий составить индиви-.
куальные задания.

Перед авиаторами в начавшемея ‘учеб-
ном году стоят большие задачи, успелтное
репение которых немыслимо без ‘четкой
организации учебното процесса. Олним из
главных звеньев, обеспечивающих ° успех
боевой подготовки подразделений, яваяется
	ваземная учеба,
	Когда будут
вручены ~
грамоты? `
	Вице в марте 1945 года в авизчасти
состоялись соревнования по баскетболу,
гимнастике, борьбе, штанге и боксу. Мно-
гие авиаторы показали замечательные `до-
	‘стижения по этим видам спорта.
	Приказом командования части за“, от;
тичные спортивные результаты › отдель-
ные участники пагражлены грамотами. В
числе награжденных — курсанты  Ново-
селов, Иванов; Вавилин, Никитин, Сосен-
ко, сержанты Bopucos, Tyce, старптий
лейтенант Кондраков? п’ другие. .
	Со дня 6б’яваения призаза прошло уже
более девяти ‘месяцев, а грамоты победи-
телям ‘соревнований до ‘сих пор не вруче-
	ны. Те, кто должен этим делом заняться,
	ограничиваются одними только обещания-
MMe hoa
	 БогГда ‘же, навонеп, будут вручены rpa-
ноты?
A НИИ.
	+ nw
Без спортивного
. ‚ инвентаря

” В санатории ВВС в Алупке воть каби-
нет лечебной физкультуры. Этим чрезвы-

чайно важным для авизторов видом ‘л6че-
ния руководят здесь опытные, ввалифици-
рованные люди — врач майор  медипин-
ской службы Мачковский и старший мето-
дист старший лейтенант медицинской
службы Покровский. ‘Однако. › полностью
применять лечебную физкультуру’ врачи
тишены возможноети, так как отхелевие
лечебной физкультуры санатория не рас-
полагает крайне необходимым для этой це-
ди спортивным ‘инвентарем.

тодике преподавания офицера штаба.

Посещение _ подразделений ° офицерами
штаба не носит случайного характера. Оно
осуществляется ‘но плану контроля за хо-
дом наземной учебы; Каждый из офицеров
штаба, направляяеь в подразделение, по-
лучает конкретную задачу. Накануне посе-
щения подразделения ему предоставляется
время для подготовки по той теме, которая
изучается летным составом данной эскад-
рильи,

Такая система контроля побуждает ру-
ководителей учебы основательно готовиться
к проведению каждого занятия и повышает
организующую ‘роль штаба. Офицеры
штаба, знакомясь с практикой учебы в
подразделениях, не ограничиваются пассив-
ным фиксированием замеченных недостат-
ков. Они выясняют причины неполадок и
принимают меры ких немедленному устра-
нению, направляя ход занятий в руело

требований программы обучения.
	`Вогла же командование санатория п034-  Нужно заметить, что такой стиль в ра-
боится. о TOM, чтобы создать вед’ условия боте офицеров штаба выработался не сразу.

В а ewe У Ань О УЕ ОТ,
	ee EEE REE EO Е ГРЕТЬ ДР

Олерва вое-кто из, них не умел. глубоко
пля работы Rabiunera seueduoh Gaseyuety-.  pcupnouns wm nnanynry omofer capnethe ne.
	paste

Полковник ДЬЯЧЕНКО.
- Подполиоввик. ПАВЛЕНКО,
	всех ‘формулярах звена или эскадрильи.
Это неправильно и‘ може» apmpecTE iE
тетным происшевтвиям: ‘“ ‘

Согласно: ‘`регламентным   работам, на’’од-
ном временно не летавшюм самолете‘ через
важдые  30 дней стоянки ето‘ полагалось
производить контрольный под’ем и выпуск,
Шасси, заливать В цилиндры-п0д” емни-
ви спирто-глицериновую емесь. Механик
Этого самолета ‘обладал ‘плохим’ почерком.
Старший техник эскадрильи поручил  в6-
дение  формуляра другому. hexaHERy ee  5о-
рошим почерком.
` В течение двух месяцев механик запол-
нял формуляр чужого самолета и ежеме-
сячно самовольно отмечал в документе
контрольный под’ем ‘и выпуск шасси, ^ На
самом же деле эти работы ‘на самолете, не
производилиеь, так как механик езмолета,
не ведя своего формуляра, забыл о необхо-
димости производства этих работ.

После двухмесячной стоянки ‘самолета
старший. техник эскадрильи, убедившись
ro формуляру в том; чо здесь все в - п0-
рядке, разрешил выпузк самолета в’ в03-
дух, При посадке одна из’ стоек шасси
самолета не выпустиласв из-за того‘ что
заел поршень в’ механияме выпуска; Толь-
ко благодаря случайности полет. окончил-
ся! благополучно.
‘90? случай показывает, ” наеколько
важно, чтобы ‘формуляр велся ‘именно ‘тем
механиком. который ‘ Нопосредетвенно” 96-
служивает самолет, Лицам) ведущим `пер-
вичную техническую документацию, необ-
ходимо строго руководствоваться. сушеет-
вующими   инструкциями, указаниями и
наставленийми. зу ев
	Механик самолета должен ‘твердо’ пом-
ARTE, что формуляр есть зеркало, в ком-
ром путем технически грамотных записей
должию отражаться истинное состояние
обелуживаемого им самолета! и мода.
		Гвардии инженер-капитан
2 В, ЛАНДЕР,
	вникнуть в практику учебы, векрыть при-.
чины; порождающие отдельные недостатки,
Большую пользу этим офицерам принесли
проводимые в 11абе методические  сове-
щания, на которых обсуждались вопровы
организации наземной подготовки a METO-
HRA ее контроля.

Качество наземной учебы во многом
зависит от уровня Подготовки рукбводиз
теля занятий, Вот почему в этом, штабе
много внимания уделяется учебе руково-
дящего состава, ‘повышению’ урбвня его’
теоретических. знаний и методической под-
TOTOBE.

С этой целью здесь регулярно проводятся
показные занятия, на которых руководи-
тели учебы в подразделениях знакомятся
с ‚методикой преподавания отдельных дие-
циплин. Организуя учебу руководящего
состава, офицеры штаба обращают внима-
‘ние на методическую сторону каждого за-
нятия. Таким образом, изучая ту или иную.
т6му, руководящий состав в то же ‘время
учится проводить по ней занятия.

В. недавнем прошлом отдельные офицеры
из числа тех, кто обязан проводить‘ за-
нятия с подчиненными по’ определенным
дисциплинам: Н6 ‘могли справиться с ‘этой
работой. Большинство этих авиаторов вы-
росли как командиры в голы войны, но,
‘обладая ценным. боевым. опытом, имели. за-
метные пробелы ‘в своей методической под-.
готовке. Офицеры: штаба приложили немало
стараний для того; чтобы научить их ме-
тодике проведения занятий с подчинен-
ными; Например,’одному из этих офицеров
	ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
2 февраля, (По телеграфу от. наш. норр.).
В Н-ской авиачасти с командирами звеньев
систематически проводятся инструктивно-
методические занятия. На них. изучаются
вопросы методики, обучения летчиков, про-
ведения политической и вовпитатедьной
работы е подчиненными.

Недавно состоялось очередное  инетрук-
тивно-методическое ,‚ занятие. Ba три ДНЯ
командиры звеньев прослушали содержа-
тельные доклады о проведении предвари-
тельной и предполетной подготовки, paa-
	Форглуляр— зеркало техничесняго
			прививать мехавикам культуру  техниче-
ской речи. Одновременно с этим в пом8-
щениях, где происходит заполнение фор-
муляров, необходимо иметь классную 10-
	CRY, H& KOTODOH уекомендуетея записывать.
	формулировки для последующего внесения
их в формуляры. Например, если в данный
день на самолетах производилаеь замена
масла, то для однообразия текстов  стар-
пгий техник эскадрильи на доске может
сделать образеп записи: «Через 10 часов
работы мотора заменено отработанное мас-
ло на свежее марка №30. вязкостьм 2,25
при 100°С по Энглеру». Практика показа-
18, 910 при такой системе техническая
грамотность записей в формулярах значи-
тельно возрастает,

Работы, производимыя   механиками ‘Ha
самолегах и -MOTOPAX, Bak MGRECTHO,  под-
вергаютея контролю CO стороны oduilep-
ского технического состава, причем факт
контроля должен быть отмечен в фофму-
ляре и скреплен поллисью проверявшего.
Между том, можно привести ряд фактов,
когда проверяющие расписываютея в фор-
муляре не сразу послё проверки, 8 в кон
	це месяца, во всех графах формуляра сра-
	3у. Вполне понятно, что такой. е позволе-
	ния сказать, «массовый» метод распискм о.
	вонтроле произведенных работ кроме вре-
да ничего не принесет. № вонцу месяца
	AS HBA He принесет. № вонцу месяца
трудно вспомнить в всех фактах контроля,
	И МОжет случиться, 9170 Часть, проведен-
вых 0860? останется ‚не записанной в
формуляр.

Калдый авнационвый специалист. дол-
жен помнить, что работу на самолете, ила
моторв можно считать. законченной только
огла, когла факт ве выполвевия техличе-
сви грамотно записан в формуляр и лицо,
коптролирующее эту работу. также рас»
писалось в этом. =

Иногда старшие техники вевллрилий и
техники звеньев поручают одному. из. ме-
ханивов или моторисгов. обладающих х0-
рюшим почерком, производить зачжи BO
	_ № заполнению самолетных и моторных
формуляров некоторые молодые механики
относятся недостаточным — внамавием.
Между тем, формуляр является основным
хокументом, отражающим работу‘ механие
ка и техническое состояние самолета, мо-
тора, их агрегалов, спепоборудования H BO-
оружения.

Проверка формуляров в Н-екой авпача-
CTH показала, чт лицами, ведущими, фор-
муляры, допускаются ошибки,

Немало ошибок происходит из-за  не-

правильного подечета времени работы мо-
тора, самолета, оставшегося ресурса. Как
правило, эта ошибки являются следствием
нобрежноети или невнимательности при
простейших арифметических подечетах.
° Некоторые механикя пытаются «в уме»
произвести подсчет записанных в форму-
лярь цифр и, не проверив результата, сразу
ве чернилами записываю? в формуляр по-
лученное число. Такой ‹устный» метод
зачастую ведет к зрифметическам ‘ошиб-
кам в подсчете остатка ресурса мотора
или езмолета. :

В свою очередь, эти ошибки влекут за
собой серьезные ‘неприятности. МеханиЕ
самолета гвардии старшина Мысляев ошиб-
ся в полечете времени работы мотора. Из-
за этого ресурс мотора им был занвижен на
19 часов 50 минут. Только благодаря
pour, что ошибка былз обнаружена cBoe-
	временно, мотор не был снят в   самолета
прежде положенного’ времени.
Механик самолета гвардии старший
	сержант Мигунов также ‘ошибся в подечете
времени работы ‘мотора. и, Ran следствие
этого. своевременно не произвел регламент-
ных р2б0т по распределительному  меха-
низму мотора. Эта кав будте незначитель-
	ная ошибка в ведении формуляра могла
стать причиной тяжелого летного’ ‘проис-
шествия. _

Для того, чтобы избежать ошибок, сле-
дует”подсчеты производить пиевменно, ‚на
отдельном листе бумаги и’ лишь после
тщательной проверки итогов заносить чи-
сла в формуляр. ?

Производя те или иные работы ваз мз-
териальной` части, ‘механик обязан сам ‘за-
писать 05 этом в соответствующий раздел
формуляра. Причем запись должна быть
краткой и технически грамотной:

Иногда механики, записывая выполнен“
ные работы, делают это недосталмочно тех-
нически грамотно, применяют  неправиль-
ные - формулировки. Вот некоторые приме-
ры неграмотных записей; °

Механик свмолета старшина  Лысенков
вместо того. чтобы записатьв самолетном
формуля2е: «Произведен контрольный поз’
ем и выпуск шасси B  соотвотетона  6
10-часовыми регламентными работами 0
самолету», сделал такую запиы  «Прог
наны» шасси на «козелках» 00 регламен-
ту». .   :

Механие самолета сержант Мальченко

вместо того, чтобы записать в моторный
формуляр: «Пройзвелена проба  мотора  чв-
рез, 10 дней после последнег» запуска»,
записал; «Прогавован» имор теле деея-
тидневной стоянки. езмолета».
Как в первом, так п во втором случае
‘запись механиков технически неграмотна,
‘a офицеру, контролирующему работу меха-
Ника, по таким записям трудно выястить,
какие же работы’ и по какому поводу вы-
полнялись.

Для устранения подобных ошибок инже-
Нерно-технический гостав части должен
	› 096060то внимания этот участок работы
требует в зимний период. Задача штаба—
оказывать помощь подразделениям, широко
популяризировать опыт’лучших организа-
торов учебы, наладить обмен опытом меж-
ху подразделениями и частями. Вели сов“
местные усилия офицеров штаба будут на
правлены. на улучшение качества назем-
HOH ‘подготовки, TO это безусловно ска-
жетея на повышении боевой вытчки авиз-
	Подполковнии А. ДУБИНИН,
	боре полетов в звене, На семинаре под ру-
ководетвом офицера Иванилова командиры
звеньев совершенствовали свои практиче-
ские навыки, Офицеры Кузнецов и Шва-
нов провели показательные завпятия #8
тренажной аппаратуре. Офицер Колюшен-
ко посвятил несколько занятий теме «Me-
тодика обучения технике пилотирования в
слепом полете».

Командиры звеньев прослушали также
методический доклад «Воспитание у лич-
ного состава советского патриотизма в
любви к своей военной профессии»,