5 февраля 1949 г., № 29 (1253).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		НАВСТРЕЧУ. АГ С ЕЗДУ ВАЛИ”
Экскурсия комсомольцев-
	Краснодон
	мола. Все шахты Цраснодона восстановле-
ны на 8 месяцев раньше срока,
‚Молодежь повседневно проявляет героизм
в труде. Коллектив Краенянского шахтоун-
‘равления, где 80 процентов рабочих co-
ставляют комсомольцы и несоюзная моло-
дежь, первым в Донбассе выполнил к 17
декабря прошлого года пятилетний план Jo-
бычи угля. )
Готовясь к ХГ с’взду ВЛЕСМ, комсомоль-
пы Коаонодона выступили инициаторами ©-
	ревнования молодежи Украины за достой-,
	ную встречу с’езда, Инициаторы  соревно-
вания обязались к открытию с’езда добыть
сверх плана 15.300 тонн угля, дать пол-
миллиона рублей  сверхплановых накоиле-

НИЙ,

Замечательно работают комсомольцы и
песотюзная молодежь лучшей в Ворошилов-
градекой области шахты 4/3-бис. ата шах-
та уже выполнила план 1950 года. Мио-
тие комсомольцы выполняют дневные нор-
мы на 250—280 процентов.

Авиаторы рассказали молодым шахтерам
о боевой учебе, жизни и работе летчиков,
0 воспитании армейской молодежи. В дни
пребывания воинов на родине молодогвар-
дейцев краснодонцы отмечали шестую го-
ловщину 60 AHA гибели юных героев. На
шахтах, предприятиях и в учреждениях
проходили собрания. На торжественно-тра-
урном заеедании молодежи города выступил
от имени авиаторов руководитель экекур-
сии майор Омельчук. Он рассказал, как
комсомольцы  авиачасти  готовяхя к
Х! с езду BILROM.

Перед от’ездом многие шахтеры написа-
ли авиаторам теплые письма, в которых
	рассказывают 0 своих трудовых победах и.
	призывают молодых воинов неустанно кре-
пить боевую мощь Военно-Воздутных Сил.

Возвратившись В Части,  комеомольцы
выступили с докладами на тему «Служить
Родине так, как служили  молодогвардей-
пы-краснодонцы», провели беседы. В ча-
стях и подразделениях готовятея монтажи:
«Герои `Жраснодона —= пламенные патрио-
ты Родины».
	комсомольцев-курсантов. Свои мысли 6
дружбе и товариществе воинов  доклад-
чик проиллюстрировал на ряде приме-
тов, взятых из книги Николая Островского
«Как закалялась сталь». Как на o6-
разед крепкой войсковой дружбы и
поллинното товарищества, взаимной вы-
ручки в 6010, докладчик указал
на’ бессмертный — образ комеомольца
Александра Матросова. С особым волнением
слушали воины 10 место доклада, где
речь шла о дружбе авиаторов и при-
водились . примеры ^ подобной дружбы
из очерка Те ероя Советекого Союза гвардии
подполковника А. Божевникова «Почетный
Долг».

Комсомольское собрание прошло жив и
интересно. Оно принесло ощутимую поль-
зу: способствовало укреплению  хоро-
птих, товарищеских взаимоотношений и
прочной дружбы курсантов.
	годы. Он три раза награжден ценным по=
дарком, сфототрафирован при развернутом
знамени части, награжден похвальным ли-
стом. ®
	Своим добросовестным служением Родине
Губарев завоевал глубокое уважение и лю-
бовь личного состава.
	Скромность, честность, добросовестность
и серьезность в работе и учебе,  пример-
ность в диециплине — таковы черты луч-
шего звиамеханика подразделения гвардии

старигины . Губатева.
	Гвардии лейтенант Ю. АЛЕКСЕЕВ.
	авиаторов B
	‚ ВЕЛОРУССБИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 4
февраля. (По телеграфу от ‘наш. корр.).
Готовясь к ХГо’езду: ВЛЕСМ, комсомольцы
Н-ского авиасоединения провели интерес-
ную экскурсию. Они побывали на родине
мблодогвардейнцев в Враенодоне. Право уча-
стия в экекуреии было предоставлено от-
хичникам боевой и политической подготов-
ки: летчикам Семенову, Борисову, Бело-
ножко, ‘секретарю комсомольского бюро лей-
тенанту Вулицаому, сержантам Торбунову,
Глущенко, ефрейтору евелеву и другим.
Пять дней провели они на родине молодо-
гвардейцев. °
Авиаторы подробно ознакомились в под-
пельной деятельностью героев Враюнодона,
побывали в музее «Молодой гвардии», раз-
мещенном в доме, где жил Олег Кошевой.
Экскурсанты. встретились е членом иод-
польной организации «Молодая гвардия»
Ольгой Ивановной Иванцовой, ныне депу-
	татом Верховного Совета УССР, и родите-
лями молодогвардейцев.

`Комеомольцы собрали общирный матери-
ал о самоотверженных делах юных. под-
польщиков. Мать Олега’ Кошевого ° Елена
Котевая подарила летчикам свою книгу, в
которой она описала жизнь и уЧебу сыпл,
его подвиги, совершенные в дни немецкой
оккупации. Ha титульном листе этой кии-
ги написано: «Дорогие молодые воины, от
всего материнского сердца призываю вав
быть сильными и стойкими, смелыми, дру-
жными, дисциплинированными. Отлично
овладевайте воинским мастерством, чтобы.
если поналобится, вы сумели © честью
зашитить ево Родину и уничтожить 3a-
рвавттегося врата в его собственном логове.
Пусть жизнь и борьба моего сына Олега й
его товарищей послужат вам ярким приме»
ром во всех делах вапгих. С глубоким ма-
теринеким приветом к вам. Любящая вас
	 B. КАотевая»,
	Метод воспитания офицера 1 олдобина
	моуверенность молодого летчика, привык-
шего поражать воздутные цели тольк ©
близких листанний. Подойти же волотную
	х машине Голдобина, как’ это делал иног-.
	ха Ивашенко при стрельбе по ROHYCY, ona-
залось ему явно не нол силу.
	—. Гварлий старший лейтенант  знзет
	свое дело крепко. Й дерется мастерски,—  .
словно оправлываясь. рассказывал. побом’
	Ивашенко, — От него не увернешься,
	Результаты воздушного «боя» © коман-
	диром сильно подействовали на = MO
полого летчика. Иващенко стал более вни-
Уателен к’ замечаниям команлира, старал+
ся точно выполнять его указания и сове-
ты. В звене говорили одобрительно:

— Нашего Иващенко точно подменили.

Гвардии старший лейтенант  Голдобин,
хотя и видел эти перемены, все же не
ослаблял внимания к молодому  летчику.
	OH настойчиво продолжал развивать луч-,
	шие стороны ето характера, его природные
	задатки летчика-истребителя. Ha примере
Иващенко командир воспитывал и осталь-
‚вых летчиков звена,

Настало время, когла Голдобин names
	целесообразным: назначить младшего лейте-
нана ©вбим ведомым, Для Иващенко этб
было большюй радостью. Ведь еще совсем
недавно командир сурово осуждал его 38
недисциплинированность, & теперь оказы-
вает ему. такое доверие. — .
Звено летало много и успешно выполня-
ло задания. Новый командир ©. помощью.
коммунистов и комсомольцев сумел  спло-
тить подразделение, вселить в него веру в
свои способности, выйти в Число передо
вых звеньев. Вскоре командование части’
отметило, что ранее отстававшее звено вы-
равниваетея и успешно отрабатывает от-
ву учебную задачу за хругой. В звене бы-
	стро росло число отличников. Но эти пер-.
	вые достижения не успокаивали ни самого
командира, ни его подчиненных.
ерьезным экзаменом для звена были
очередные полеты на боевое применение.
За лень ло них Голдобин собрал личный
состав. Напомнив о предстоящей захаче, он
выразил уверенность. что каждый летчик
в отельноети и все звено ов целом отлич-
но выполнит задание командования.
=— Многое будет зависеть от нае с ва-
ми, товариш Иващенко, — сказал, между
	прочим, командир. -—` По нашей паре by-
	дут равняться другие. у

— Задача ясна, товарищ гвардии стар-
ший лейтенант, — ответил ведомый.

Полеты звена прошли успешно. В об-
еклу, который оно  охраняло, самолеты
«противника» не прорвались. Вее их в4-
мыелы были сорваны умелыми действия-
ми патрулирующих истребителей. Возлуш-
ные «бои» показали высокое летное ног-
невое мастерство летчиков звена. Henpe-
бители действовали осмотрительно, напо-
ристо, умвло. Командир, похвалив их за
отличные ‘действия, 06000 отметил рост
Иващенко и в качестве поощрения сняло
него ранее наложенное  хиспиплинарное
взыскание.

После этого Иващенко стал учиться еще
усерлнее. С каждым полетом он становил-
ся все более зрелым воздушным воином.
Его летные ‘успехи отметил и командир
полка. За мастерскую стрельбу по назем-
ным и воздушным целям он об явил млад-
шему лейтенанту Иващенко благодарность.
	Гвардии подполковник И. ВОЛОКИТИН.
ОБРАЗПОВЫЙ КЛАСС
	В нашей части оборудован образцовый
класс радиосвязи.

Летчики, штурманы и воздушные стрел-
ки-радисты в часы классных  Занятий и
самоподготовки имеют теперь полную в03-
можность не только разобраться в устрой-
стве отлельных агрегатов радиоаппарату-
ры, но и получить  высококвалифиниро-
ванную консультацию по разным вопросам
радиотехники.

Автивное участие в оборудовании радио-
класса принимали гвардии майор Исаков,
старитина Раменский и сержанты Cemeps-
Boa и Сважин.
	Гварлии
	Делная биография молодого и, несомнен-
но, способното летчика Иващенко  нераз-
рывно связана в именем гвардии старшего
лейтенанта Голдобина. Именно ему Коман-
дование части поручило в свое время под-
тянуть отстающее звено.

Офицер Голлобин отлично понимал слож-
	ность предстоящей работы. Однако трудно-
	сти не пугали его. Он привык преодоле-
вать их. знакомяеь со своими новыми под-
чиненными, гвардии старший лейтенант
тщалельно изучал их положительные и от-
рицалельные качества, причины  отдель-
ных недостатков в учебе. и т. д. Новый
командир сразу заметил, что в  подразде-
лении не все в порядке с дисциплиной.
Особенно заметно 970 быле в по-
ведении летчика млалшего лейтенанта
Иващенко. Обладая живых и явным
умом, по характеру смелый и ре-
птизельный, Ивашенко относительно быст-
ро ехватывал 10, что говорили командиры
на занятиях, он скорее других молодых
летчиков овладевал искусством пилотиро-
вания самолета. Положительные стороны
характера и деловые качества летчика не
могли, конечно, не нравиться его товари-
щам. Они, естественно, подражали ему. Но
на молодого летчика это действовало отри-
потельно: он заразилея самомнением, pe-
ил, что он непогрешим в своих действиях
и поступках.

Эта деталь была очень важна для
командира-воспитателя. Продолжая свои
наблюдения, Голдобин не раз замечал, с
каким живым интересом следили некото-
рые леччики за Иващенко, когда тот нахо-
дилея в воздухе или готовилея к полету.
В кабину самолета Иващенко всегда  са-
длился охотно, во всех его действиях чув-
ствовалась уверенность в своих силах,
внаниях.

— Это очень хорошая черта, — гово-
зил про себя Голдобин, наблюдая со ето-
роны за Иващенко. — Видно, парень лю-
бит летать. :

Но за всеми этими положительными ка-
чествами молодого летчика новый коман-
лир векоре увилел и теневые стороны.
	Однажды звено отрабатывало воздушную
отрельбу по конусу. Перед полетом` гвар-
лии старший лейтенант Голдобин дал лет-
чикам точные указания, как вести себя в
воздухе, е какой дистанции открывать
огонь и т. д. Иващенко, поднявшись в в03-
хух, отетупил от указаний командира.
погоне за легким успехом летчик очень
близко подошел к конусу и почти в упор
дал по нему очередь. Иващенко имел в
этой стрельбе самое большое число пона-
даний и был очень доволен собой,

Не не был доволен им командир звена.

— С близкой дистанции вто не. пора-
зит цель? — говорил Голдобин на р83б0фе
полета.-—Не надо забывать, что конус —
«противник» условный. В действительном
воздушном б60ю враг‘ будет отчаянно  060-
ронятьея и всячески  противодействовать
огнем и маневром, стремиться перехитрить
атакующего. А вы, товарищ младший лей-
тенант, пошли ло легкому пути и притом
неправильному. Поэтому признать вашу
стрельбу хоромей я никак не могу и стро-
TO предупреждаю вас впредь точно выпол-
нять мои указания.

Не Иващенко. язбалованный похвалами,
не сумел критически отнестись к с0бет-
венным лействиям. Прошло немного вре-
	ПРИБАЛТИЙСВИЙ ВОЕННЫЙ ORPYT,
4 февраля. (По телеграфу от наш. корр,).
	одееь проведено методическое совещание
начальников физподготовки и спорта ча-
стей Н-ского авиасоелинения. Участники
	совещания прослушали лекции и довладь,
по методике и практике ‹ физкультурной
работы.

Большой интерес представляют лекции:
«Физическое воспитание как неот’емлемая
часть коммунистического воспитания моло-
дежи», «Методика составления и проведе-
ния гимнастического урока», «Методика
	В ПОМОЩЬ
ЛЕТЧИКУ
	мени, и младший лейтенант совершил но-
вый проступок.

Выполнив очередное летное упражне-
ние, звено Голдобина ` возвращалось Ha
зэродром. В зто время летчик Иващенко,
совершая полет в группе, самовольно и
без всякой надобноети вышел из строя.

На послеполетном разборе гвардии стар-
ший лейтенант Голдобин 060б% подчеркнул
недисциплинированноеть младшего  лейте-
нанта Иващенко. Именно с этого командир
начая анализ действий звена в. воздухе,
Между тем, Иващенко; хорошо выполнив-
Wak B этом полете воздушные стрельбы,
ожидал, что командир похвалит его.

— Tay дальше не может продолжаться)
товарищ младший лейтенант, —— сказали
заключение Голдобин и наложил на’ лет
чика взыскание. , з } Eg

Младший лейтенант никак не о ожидал-
такого оборота дела. И в первое. время Ива-
шенко очень болезненно переживало это
первое наказание.

— Главное —= выполнить задание И
я это сделал. Почему же командир. все
свел к моему простунку? — говорил он.—
Характер у меня горячий, .

— Горячноеть — это не оправдание,
— олвечали ему товарищи. :

Они быстрее Иващенко успели понять ий
оценить методы своем требовательного
командира, 6100то придерживающегося по-
следовательности. в обучении, .

Твардии старший лейтенант поставил
перед собой задачу помочь Иващенко
избавиться от плохих привычек, развить в
нем хорошие задатки. Он знал, что таких
людей воспитывать нелегко. Было ‘очень
важно, чтобы самоуверенный — Иващенко
видел в нем не только строгого начальни-
ка, но и мастера своетс дела, который
страстно желает сделать и своих под-
чиненных опытными воздушными  бойца-
ми, дисциплинированными воинами, Гол-
добин понимал, что одними  беседами и
взысканиями Иващенко не перевоспитать.
Нужно было убедительно показать мололо-.
му летчику, что ему надо много учиться.

Голдобин- упорно и последовательно до-
бивался своей цели. Он держал младшего
тейтенанта под своим пристальным наблю-
дением. Командир видел, как загорелись
глаза у Ивашенко, когда он сказал ему,
что в очередном полете они проведут учеб-
ный воздушный «бой» один-на-один. .

_ —_ Ну, смотри в 06а! — говорили Ива-
Menno товариши. — Командир наш —
‘опытный истребитель...

На глазах веех летчиков звена. происхо-
дил этот воздушный «бой». Оба летчика
проявили стойкость и упорство. И все же
наблюдавшие в земли совершенно ясно
видели преимуществе одного из дерущихся
истребителей перед другим. Даже и тогда,
котла Иващенко удавалось занять выгод-
ную позицию, он никак не мог использо-.
вать ce для окончательной и точной ата-
ки. Олно дело —— добиться преимущества,
другое дело — реализовать ero.

С интересом рассматривали летчики
снимки этого примечательного «боя». На
пленке кинопулемета Иващенко не было
зафиксировано ни одного меткого попала-
ния. Зато фотопленка Голдобина свиде-
тельствовала 0 его умении сочетать Ma-
невр с метким огнем. : .

На разборе командир раз’яснил причи-
ны неудачи своего воздушного «противни-
ка». Главной. из них была излишняя Ca-

}

проведения учебно-плановых занятий по
физподготовке». Доклад на тему «Основы
врачебного контроля и самоконтроля за фи-
зической подготовкой» сделал старший лей-
тенант медицинской службы Вишиневский.
Состоялся проемотр учебного > кинофильма
«Гимнаетика в Советской Армии».

Ежедневно участники совещания зани-
мались по четыре часа в спортзалах, а
также зимними видами спорта,
	Руководители физической подготовки 06-
менялись опытом работы.

Шосалка самолета в зимних условиях
	Но’: заканчивать на’ высоте’ 150—200 м.
Следовательно, место, в котором вышол-
няетея этот разворот, должно быть уда-
лено от аэродрома на какую-то, точно опре-
деленную для каждого типа самолета ве-
личину. Это удаление достаточно точно
можно определить, умножив  аэродинами-
ческое качество самолета на высоту чет-
вертого разворота, зы
	оатем еледует произвести раечет радиуса
четвертого разворота. Расчет этот делается
На основании данных, которые даются
летчику практикой полетов. Так, по ско-
рости и крену на развороте он легко мо-
жет определить радиус разворота, а графи»
	ческим или математическим путем — вели-
чину угла визирования на посадочное «Т»,
определяющую начало четвертого разворота
(см. рис.).

Зная угол упреждения разворота, летчик
может для визировавия из кабины  наме-
тить какой-нибудь ориентир на крыле са-
молета. 910 поможет ему в полете безоши-
бочне определять место начала  четвер-
того разворота и, таким образом, обеспе-
чит вывод’ самолета в плоскость посадоч-
ной полосы. Четкое обозначение  посадоч-
ной полосы, особенно ее продольных CTO-
рон, облегчает нормальное выполнение 38-
хода на посадку.

Теоретические расчеты, связанные ¢
эпределением начала разворота при заходе
на посадку, нозволяют  волучить данные,
которыми можно руководетвоватьея только
	рот. Этот разворот‘ необходимо выполнить
в таком месте, которое бы обеспечивало, во-
первых, выход на полосу в плоскости по-
садочных знаков и, во-вторых, посадку в
пределах полосы точного приземления 063
необходимости вносить значительные по-
правки в расчет на планирование.
	одесь уместно напомнить, что довороты,
которые производятся непосредственно пе-
ред посадкой, выводят самолет ‘из устано-
вившегося режима планирования и отвле-
кают внимание летчика в момент вырав-
нивания, выдерживания и приземления.
	Случай с лейтенантом Чаплыгиным слу-
жит убедительным доказательством того,
как важен правильный Заход при посадке
на полосу ограниченных размеров.

При заходе на посадку лейтенанг Ga-
плыгин начал. выполнять четвертый разво-
рот с опозданием и поэтому, закончив его,
повел самолет под углом к посадочному
«Т», Не приняв в момент плапирования
никаких мер к исправлению своей ошибки,
летчик приземлил самолет также под уг
лом к посадочным знакам. Только на про-
беге, перед лицом реальной ‘угрозы выка-
титься на нейтральную полосу, лейтенант
Чаплыгин стал отворачивать вправо. Но,
изменив направление пробега, он ве емог
сохранить его и донустил разворот само-
лета, который привел к поломке шасси.

Если бы лейтенант Чаплыгин на про-
беге не отвернул самолет, то при полетах
зимой безусловно выкатился бы за пределы
взлетно-посадочной полосы ‘на неукатан-
ный снег, что также кончилось бы -полом-
кой.

Следовательне, в данном случае  нолом-
ка самолета произопьла не только веледет-
вие ошибок, допущенных летчиком после
приземления, &, главным ©бразом, из-38
неточного захода на посадку,

Для того, чтобы правильно производить
заход и раечет на посадку, каждому лет-
чику полезно предварительно проделать не-
которые теоретические раечеты и наметить
необходимые ориентирых В последующих
полетах они окажут пенную помошь лет
{HRY IPH заходе и расчете на посадку.

Четвертый разворот, как известно, нуж-
	Совещание 0 физической подготовке.
		  Ком АНДИР передового звена, мастер
воздушного боя Ha скоростном.
истребителе crapumnit лейтенант И. М:

Заплазнев. _
Фото майора И. Цветкова.
	В аэронлубе, где учился
A. И, Покрышкин.
	‚ НОВОСИБИРСВ, 4 февраля. (Наш корр.),
Возобновил свою работу областной  аэро-
клуб (начальник т. Назолин). Уже начали
занятия лве группы: пилотов и авиацион-
ных механиков.

С живым и глубоким интересом знако-
мится молодежь с начатками авиационных
знаний. Среди преподавателей аэроклуба—
опытные педатоги, хорошо знающие и лю-
бящив авиацию. Тов. Волков, секретарь
	партийной организации аэроклуба, препо-
дает правила летной службы. Свы-
ate пятнадиати лет он занимается
	педатогической работой в аэроклубах. Изу-
чением материальной части самолета ру-
коволит инженер Вершинин -—=. офицер в
отставке, участник Великой Отечественной
войны. Богатый опыт практической рабо-
ты в боевых условиях он сочетает е проч-
ными и глубокими теоретическими знани-
ями. Теорию аэродинамики читает тов. Ba-
рышников,

Большому притоку молодежи в аэроклуб
в0 многом способствует та широкая ати-
тационно-массовая работа, которую прово-
дит преподавательский коллектив клуба на
заволах, фабриках и в учреждениях го-
рода. Особенно часто выступает перед мо-
лолежью Герой Советского Союза тов. Ce-
ренко;, Беседуя с молодежью, он рассказы-
вает о своей боевой летной жизни. С уб-
лехом. прошли выступления: тов. Серенко
вне, в средних школах №№ 12
49.

’ В своих беседах с молодежью работники
	  аэроклуба раесказывают 9 его истории, о
	‘его славных выпускниках. Именно здесь,
в одном из планерных кружков при аэро-
клубе, начинал свою летную жизнь триж-
ды Герой Советского Союза гвардии полков-
ник А. И. Покрышкин. Отсюда он и пошел
учиться в школу военных летчиков.

С многими из своих бывших воспитан-
ников аэроклуб не порывает связи и 10-
ныне. Так, например, члены новосибирской
организании ДОСАВ обратились с. письмом‘
& тов. Покрышкину, являющемуся депута-
‘том Верховного Совета СОСР от твудящих-
ся г. Новосибирска, в котором просили. его
помочь в налаживании клубной работы, в
создании для клуба ‘необходимых условий.
Тов. Покрышкин быстро и охотно вышюл-
нил просьбу своих земляков. Влуб  полу-
‚чил необходимую‘ помощь.

в штилевую погоду. При ветре, особенно в
тех случаях, когда ‘направление ero не
совпадает в плоскостью захода на посадку,
нужно предусматривать   соответствующее
упреждение.

Но учтя перед выполнением четвертого
разворота необходимую поправку на ветер,
летчик иногда успокаивается и на плани-
ровании невнимательно” следит за выдер-
живанием направления. Только в момент
выравнивания он замечает снос и пытаетея
путем доворачивания самолета избежать
приземления вне посадочной полосы,

В подобном‘ случае правильным реёше-
нием следует считать уход на второй круг.
Попытки некоторых’ летчиков в’ последний
момент довернуть самолет чаще всего не
достигают желаемого результата. Изменяя
направление перед самым приземлением са-
	молета, летчик сажает самолет под углом
К линии посадочных знаков. В этом случае,
не только появляется опасность выкатитьея
за пределы летного’ ноля, но‘и вамо при-
земление происходит’ ео ейобом. создающим
угрбзу разворота на пробеге.

Серьезного. внимания требует и трени-

вка в расчете на посадку по дальноети.
шибки в расчете, влекущие за собой пе-
релет, приводят обычно и к ошибкам в
момент приземления, причем чаще ‘веего
В таких случаях происходит поеадка евы-
соком выравнивания. ° Причина такой
ошибки заключается в том, что летчик, не
учитывая избыток высоты, при снижении
направляет самолет в условную точку пе-
рехода к выравниванию, которая  отетоит
от посадочного «Т» на улалении, равном
выдерживанию сзмолета, т. е. увеличи-
вает угол планирования. В этом случае
	Авиаторы познакомилиеь с жизнью и
паботой комсомольцев и молодежи гороха
Краенолона, побывали на шахтах, Они уви-
дели, как мололые шахтеры трудятся, го-
товят достойный подарок ХГ в’езду комсо-
	СТАЛИНГРАЛОКОЕ АВИАЦИОВНО
УЧИЛИЩЕ, 4 февраля. (Haw  корр.),
Комсомольский работник старший лейте-
нант Солдатов сделал в клубе училища
интересный и содержательный доклад на
тему «0 дружбе и товариществе». Послу-
шать этот доклад пришло MHOTO молодых
авиаторов.

С особым интересом слушала доклад
тов. Солдатова молодежь подразделения,
где секретарем комсомольской организации
лейтенант Паньков, В это подразделение
курсанты пришли совсем недавно, из’ раз-
	ных мест. В силу этого некоторые молодые
воины держались еще обособленно.
Доклад vos. Солдатова породил у
	комсомольцев этого подразделения мысль 0
проведении у себя в организации собрания,
посвященного дружбе и товариществу.
Несколько дней спустя такое собрание
состоялось. @ докладом выетупил один из
	Окончив школу авиамехаников, гвардии
старшина Губарев был направлен в часть
штурмовиков под Сталинград. С этой ча-
сетью он дошел до Берлина, в ней находит-
ся и по сей день. За годы войны комсомо-
лец Губарёв обслужил более 300 боевых
вылетов. Его самолет. всегда находился в
образповом состоянии. За заслуги перед
Родиной он был отмечен  правительствена
ными наградами: орденом Красной Звезды
и пятью медалями.

За образцовую службу гвардии старши-
на Губарев имеет от командования 36 no-
	  опрений, вынесенных ему в послевоенные
	Номсомольское собрание
о дружбе и товариществе
	36 ПООЩРЕНИЙ

скорость при снижении безусловно увели-
чивзется, Но, несмотря на избыток скоро-
сти, летчик приступает к выравниванию
самолета на той же высоте и в ‘том же
темпе, как и при нормальном расчете и’
нормальной скорости снижения. Таким
образом, самолет послушнее реагирует на
действия рулями и выравнивание  проис-
ходит на высоте, превышающей нормаль-
ную.

Убеждаясь на выдерживании, что пере-
лет неизбежен, летчик стремится  призем-
лить самолет на три точки быстрее, хотя и
знает, конечно, что это можно сделать
только на какой-то одной, определенной
для данного сзмолета скорости. При этом
летчик выбирает ручку «на себя» е не-
которым несоразмерным опережением. В
результате сзмолет приобретает трехточеч-
ное положение также на высоте, превы-
шающей нормальную, и приземление полу-.
чается © высокотб, выдерживания.

Перелет опаеен еще и тем, что’ после
приземления самолёт может выкатиться за
пределы посадочной полосы, В этом  слу-
чае и энергичное торможение на пробеге
часто не приносит желаемых результатов,
Если поверхность посадочной полосы обле-
денела, то степень торможения колее бы-
вает настолько незначительна, ` что, как бы
энергично ни применялись тормоза,  про-
бег от этого мало сокращаетея, опаеноеть
же- разворота самолета безусловне  увели-
чивается, Если торможение производится
в условиях обычного свежнога ‘ покрова,
То часто одно из колес зарываетея в снег
и тогда мгновенно возросшее торможение
создает тенденцию к развороту, а иногда
и влечет за собой разворот самолета на
пробеге,

Ощибки в расчете, следствием которых
является недолет, приводят копосадке на
колеса. Происходит это потому, что летчик,
видя посадочные знаки далеко впереди
себя, не торопитея выравнивать самолет и
продолжает планировать. Когда же высота
становится предельно мала и приходится,
как кажется летчику, раньше времени на-
чинать выравнивание, то он делает это
медленнее, чем при расчете с перелетом и
даже при нормальном расчете.  Еели к
этому прибавить, что в этих елучаях еко-
рость иногда’ бывает менее требуемой, то
становится понятным, почему движения,
	сопращенные с переводом самолета из пла-
нирования в трехточечное положение, за-
паздывают и самолет приземляется на ко-
леса. ;

Расчет с недолетом опасен также и тем,
Что самолет может приземлиться на неу-
катанный снег, до границы полосы, приз
годной для посадки.

Посадку зимой часто осложняет однооб-
разный фон снежной поверхности полосы
приземления. После небольшого снегопада
или в солнечный день, когда снег блестит
и искрится, летчику бывает трудно опре-
делить высоту начала выравнивания и
выдерживания, Чтобы предотвратить опгиб-
ви на посадке, вызываемые ‘однообразной
белизной поверхности зэродрома, рекомен-
дустся посадочную полосу, особенно пер
вую ее четверть, где летчик выравнивает,
выдерживает и приземляет самолет, посы-
ПАТЬ золой или разбрасывать на ней ело-
вые или сосновые ветки.

Если нет возможности ‘рельефно обозна-
чить посадочную полосу демаскирующими
предметами, можно отраничиться  много-
кратным проруливанием самолета поперек
посадочной полосы. .

Оетается сказать, что ‘точность захода и
расчета на посадку одинаково необходима
при полетах в любое время года, Однако
особенно важно привлечь внимание летчи-
ков к особенностям посадки зимой, ( когда
большинство  взлетно-посадочных monde
становится ограниченными по размерам и
когда ошибки, вызывающие, например,
высокое выравнивание, могут быть  допу-
щены одновременно, чм неминуемо повле-
чет за с0б0й поломку самолета...

При полетах зимой каждый летчик обя-
зан наиболее. об’ективно проанализировать
усвоенный им порядов действий и уетра-
нить свойственные ему недостатки в вы-
полнении захода и расчета на посадку.

Необходимо твердо помнить, что точный.
расчет по дальности и безошибочный вы-^
вод самолета по направлению — важней-
ие условия нормальной посадки на полосу
огравиченных размеров. Разумеется, отчет-
ливое представление о всех особенностях
полетов в зимних условиях и точное вы-
полнение всех правил, регламентирующих
летную работу, обеспечат высокое качество
зимних полетов.
	Подполковник И. АЛЕКСЕЕВ.
	Вав известно, посадка принадлежит к
числу наиболее сложных и ответственных
элементов техники пилотирования. Некото-
рые особенности зимних полетов еще более
усложняют посадку, требуя от летчика,
кроме обычной внимательности и точности
действий, всестороннего учета тех усло-
вий, в которых ему приходится совершать
посадку на летное поле, покрытое снегом.

Первая особенноеть зимних полетов во-
обще, и посадки в ‘частности, состоит в
TOM, что взлетно-посадочные полосы боль-
шинетва аэродромов в это время стано-
вятея ограниченными как в ширину, так
и в длину. .

Второй особенностью полетов зимой яв-
тявтоя то, что, несмотря’на самую тщатель-
ную подготовку посадочной полосы и по-
стоянный уход за ней, она в довольно ко-
роткий срок может изменить свои качества,
так как состояние: ее снежного покрова 3а-
висит от метеорологичееких уеловий,
	06 этих основных отличиях должен NOM-
нить каждый летчик, совершающий по-
салку. Учет размеров и состояния посадоч-
ной полосы в значительной степени опре-
деляет качество повадки и ее безопаеность.

Посадка или. собетвенно, приземление
самолета, как известно, в` значительной
степени зависит от предшествующих дей-
ствий летчика, а именно: от захода и от
расчета, Поэтому, говоря о повадЕё на ог-
раниченную полосу, с чем наиболее чаето
сталкивается летчик зимой, следует прежде
всего точно определить порядок его дей-
ствий в момент захода и при производетве
расчета на посадку.

Под заходом и расчетом обычно подразу-
умерается комплекс таких действий летчика,
	которыми ‘обеспечивается приземление са-
	молета на посадочную полосу в точно
	обозначенном или указанном месте. Пра-
	ВИЛЬНЫЙ Заход HA посадку должен гаран-
тировать вывод самолёта в плоскость но-
садочной полосы или посадочных знаков и
параллельно им. Главная задача расчета —
точное нриземление самолета по дальности.

Чтобы безошибочно произвести расчет и
и на посадку, нужно твердо знать, где

и котла следует сделать четвертый разво-