11 февраля 1949 г., № 34 (1258), _
		ео
. почти два Года.

боев воспитанников части Героев Советекото   Е x :

Cosa гвардии майора Гарина, гвардии ка-  ‘Такими результата
	питана Голубева, гвардии старшего лейте-
нанта Дворникова и ‘других. Схемы состав-
лялись учетом указаний самих Участни-
ков боев; ими же делались подробные опи-
вания обстановки, в которой проходили
боевые действия. Благодаря этим схемам
руководитель имеет возможность на заня-
тиях наглядно разобрать действия того или
иного летчика в боевых условиях, сопоста-
вить эти действия с выполнением тех или
иных учебно-боевых заданий в настоящее
время и показать, таким образом, процесс
совершенетвования мастерства авиатора,
‚  Насрицен различными пособиями и класс
самолетовождения и бомбометания. Здесь.
имеются рельефный макет аэродрома и по-
лигона, электрифидированная карта для
изучения района, схемы  пробивания ob.
лачности. .
В классе практической аэродинамики
установлен действующий макет аэродина-

мической трубы, который сделал гвардии

майор Поляков. Там имеется также много
других учебно-наглядных пособий.

Хоропю оборудован класс воздушно-
стрелковой подготовки. Эдесь имеются по-
мещение JIN дешифрирования снимков
кинопулемета, кинопулемет в разобранном
виде и другие пособия.

Для тренировки летного состава в части
оборудована специальная площадка. На
площадке установлены управляемая каби-
на, лважущийся  миниатюр-полигон, име-
ются полвижные воздушные мишени, наню-
рама е появляющимися ‹илуэтами ‹амо-
тетов, по которым из кабины производится
стрельба из пневматического ружья. Для
тренировки летчиков в определении углов
пикирования и дальноети стрельбы сделана
специальная установка. Прицельные при-
способления позволяют летчикам и 503-
душным етрелкам тренироваться в наводке

‚по воздушным и наземным целям.

На площадке есть также ряд доугих
тренажных приспособлений, которые спо-
собствуют повышению боевого мастерства
летного состава. Старший летчик гвардии
дейтенаят Ивахненко раньше допускал
оптибки в построении маневта на стрельбу,
а также в прицеливании. Чосле Tom, как
он начал заниматься на тренировочной
аппаратуре, у него таких оптибов стано-
вилось все меньше и меньше. № концу то-
ла тварлии лейтенант Ивахненко стал от-

ВЫДАЮЩИЙСЯ  ЛЕТЧИН

Новикову. Он летал изд песками Средней
Азии и соками Дальнего Востока, над
покрытыми ‘вечным снегом вершинами Кав-
казеких гор и цветущими полями Украи-
ны и Белоруссии; над безмолвной тундрой
и безбрежными просторами“ морей. Само-
лет, пилотируемый тов. Новиковым, садил-
ея на аэродромах Германии и’ Швеции,
Ирана и Румынии, Болгарии и Албании, Ки-
тая и Монгольской Народной Республики.
	Н. И. Новиков у карты, на которой начертаны
маршруты многочисленных рейсов, совершенных старейшим
летчиком нашей страны,

Фото старшего лейтенанта Б. Антонова.
	Человек больших творческих замыслов,
умеющий по-настоящему дерзать, никогда
	  не останавливающийея перед трудностями,
	Николай Иванович постоянно совершен-
ствует свои знания и мастерство, чтобы
поспеть 38 быстро развивающейся авиадци-
онной наукой и техникой. Kan хорошо
надо знать технику  самолетовождения,
изучить сложное оборудование, чтобы за
более чем четверть века летной работы не
иметь ни одной аварии, ни одного летно-
го происшествия. ‘А ведь за этот период
Новикову довелось побывать в воздухе на
тридцати в лишним тилах машин, у каж-
	ой из которых. свои, присущие только ей.
	особенности, Начал Николай Иванович
летать на самолетах со скоростью, не пре-
вышающей 120 километров в чае, а те-
перь совершает“ рейсые: на’ скоростных ком-
фортабельных машинах, позволяющих 46-
тать в любых климатических условиях,
днем и ночью, покрывать в течение суток
пространства, на которые раньше требова-
лись недели.

Николай Иванович как-то высказал
	ряда группы 060бого назначения, поручач
лись самые опасные задания, езмые ответ-
ственные рейсы, где требовалось проявить
разумный риск, смелость, находчивость.
Ero машин пробиралась в партизанские
отряды, спешила на помощь раненым вои-
нам, перебрасывала в действующие чаети
Советской Армии ‘подкрепления, боеприиа+
сы, оружие, продовольствие. Ее не могли
остановить ни плотный огонь вражееких
зениток, ни бороздивигие „Небо
прожекторы,  стремившиея во
мраке ночи нащупать наши  ©а-
молеты, * ‘
‚ „Однажды во время Офловеко=
Курской операции групиа term.

дучила задание высадить десант
в районе населенного пункта Н.
Расечитывать на постоянную и
надежную связь в условиях 60е-
вых действий было трудно, Тут
надо опираться на свой опыт, а
подчас итти наощупь. Но вот ло-
казалась цель —— полыхающее
багровов пламя пожарищ: Торох
горел. При свете луны летчик
увидел разбитый  зородром, чер-
ные воронки, дотлевающие остал-
ки самолетов. Мгновенно Новиков
принимает решение — повернуть
на близлежащий пункт. Ho и
здесь все было об’ято огнем. Ни-
чего не оставалось делать, кан
произвести посадку. Выбрав рав-
нину, Николай Иванович crag
приземлятьея и блестяще произ“
вел посадку. Велед за ним сели
остальные машины. Так мужест
во, хладнокровие, мастерство 1
шили успех задания,

ков - во главе. с Новиковым по-
		НАГЛЯДНЫЕ
_ ПОСОБИЯ
В КЛАССАХ
	“ Занятия в классах являются, как изве-
стно, одним из важных видов наземной
подготовки авиаторов. Поэтому на 0бору-
дование классов, на обеспечение их нагляд-
ными учебными пособиями в Н-ской гвар-
дейской штурмовой авиачасти было 0бра-
щено самое серьезное внимание, Влассы
были отремонтированы, многие наглядные
пособия переделаны и заменены новыми;
Для тактического ‘класса сделаны! схе-
мы, воспроизволящие наиболее xapakrep-
ные и поучительные примеры из опыта
боев воспитанников части Гербер Советского
		‚Последовательность.
в обучении летчиков.
	Последовательность в обучении, как из-
вестно, является основным методическим
принципом подготовки авиаторов.
	Нрактика повседневной учебы  подтвер-
кдает, что там, где командир придержи-
ваетея правильной методики, — летная УЧеба
	проходит. организованно и успешно. Там
же, где нарушаются. методические прин-
ципы. — Нналипо неорганизованноеть И
	низкое качество выполнения полетных за-
даний. в ]

Так, например, командир звена  лейте-
нант Зыков долгое время придерживался.
того взгляда, что последовательность в
учебе для опытного авиатора не обязатель-
на, пока один случай не заставил его при-
знать свою ошибку. Подчиненный офицера
Зыкова лейтенант Гришин возвратился в
часть после длительного отсутствия.
Команлир звена проверил его технику пи-
потирования м на этом успокоился. Веко-
ре звену пришлось вести воздушный
«бой». Звено лейтенанта Зыкова о долго
считалось лучшим в подразделении, и он
не допускал мысли, что его звено может
не справиться е задачей.
	Но обстановка, в которой протекал в0з-
душный «бой», сложилась иначе, чем
ожидал лейтенант Зыков. Лейтенант Гри-
шин, более четырех месяцев не участво-
вавший в учебно-боевых полетах, допу-
стил ошибку и расстроил боевой порядок
звена.

По-иному поступило в подобном случае
® командир звена старший лейтенант Капу-
стин. Его подчиненный летчик Бабкин не
летал в то время, когда звено отрабатыва-
ло приемы воздуптного боя. Поэтому, про-
веряя после перерыва в полетах технику
пилотирования у Бабкина, Капустин про-
верил и его навыки в ведении возхупного
«боя».

Постепенно, в процессе выполнения все
более сложных задач, формируется и креп-
нет воля, вырабатывается мастерство У
молодого летчика. 06 этом веегда помнит
командир полразделения капитан Кононен-
ко, и, обучая молодых летчиков, он по-
BTOMY строго придерживается методической
поелеловательности.
	Важдото прибывшего в его подразделе-
ние офицера он тщательно изучает.

Получив отчетливое представление о
степени подготовки подчиненного,  коман-
дир подразделения составляет для него пру-
трамму занятий по изучению самолета и
мотора, а в дальнейшем сам принимает у
него зачеты. Затем летчик приступает к
тренажу в кабине самолета. Убедивиись в
TOM, что летчик достаточно подготовлен,
капитан Кононенко поднимается с ним в
воздух и проверяет у него технику пило-
тирования. Результаты этого полета  поз-
воляют командиру подразделения опреде-
лить характер заданий, которые нужно
зыполнить летчику на учебно-боевом само-
лете перех самостоятельным полетом.
	0060е вниманяе капитан  Вононенко
улеляет выработка у летчиков строго опре-
хеленной системы в действиях на ‘различ-
ных этапах полета, Важдую характерную
	ошибку он подробно разбирает с подчинен-
ными и указывает методы ве устранения.

Однажды летчик лейтенант Брижанин,
желая быстрее произвести взлет, дал резко
таз и энергично отдал ручку «от. себя». В
результате самолет круто развернулея вле-
во, и летчику пришлось прекратить взлет,
На примере неправильных действий лейте-
нанта Брижанина капитан Кононенко 1по-
казал летчикам, что нельзя пренебрегать
законами практической аэродинамики.

Но, зпализируя этот случай, капитан
Кононенко пришел к выводу, что причина
донущенной отибки не только в том, что
лейтенант Брижании не понимал физиче-
ского смысла причин, вызывающих ра3во-
рот самолета ‘на взлете, но также и в TOM,
что у лейтенанта еще не. выработалась
методическая последовательноеть в дейст-
виях при выполнении взлета, что он не
был приучен в определенному темпу дви-
жения сектором газа и в тому же непра-
вильно распределял свое внимание в мо-
мент взлета,

Приведем еще один пример, показываю-
щий, в чему приволит отсутствие опреде-
ленной системы в действиях летчика.

Лейтенант Савостьянов после полета по
вругу на учебно-тренировочном самолете
хорошю произвел расчет на посадку, но
приземлился... с убранным шасси. Руво-
водителю полетов он доложил, что «нросто
забыл» выпустить шасси.

Почему же Савостьянов забыл выпу-
стить шасси именно в этом полете? Дело
в том, Что’ командир звена лейтенант’ Ван-
чугов и командир эскадрильи  методиче-
ски неправильно обучали летчика. В поле-
тах по кругу на боевом самолете они учи-
ли его летать в выпущенным шасси. Ес-
теетвенно, что у летчика не выработалась
привычка убирать и выпуекать шасси при
полете по кругу. Полет же, о котором идет
речь. производился на учебно-тренировоч-
ном самолете, причем летчикам было ука-
зано, что на этот раз’ ‘надо убирать шас-
си. Летчик так и сделал, но потом, сосре-
лоточив внимание на построении марирута
H расчете на посадку, по привычке невы-
пуетил шасси.

Командир другого  подразделения-—капи-
тан Кошелев последовательно приучает
летчиков к определенной системе дей-
ствий на всех этапах полета, начиная
от запуска мотора перед выруливанием и
кончая заруливанием на стоянку после по-
салки. У летчиков подразделения офицера
Вошелева выработалась привычка выпу-
скать шасси в промежутке времени межлу
вторым и третьим разворотами и всю под-
готовку в посадке заканчивать к моменту
третьего разворота. Поэтому перед четвер-
тым разворотом летчики  сосредоточивают
свое внимание на расчете и заходе на по-
садкх.

Факты показывают. что только строгое
соблюдение последовательности в обучений
звизторов обеспечивает их успешное б0е-
вое совершенствование и исключает  вся-

pr gs И ее АЗ ПАЧ -Ь
	Существуют цифры,  воторые говорят
сами за себя, которые ярче, убедительное
слов. И перед тем; как рассказывать 0 33-
мечательном представителе ветера-
нов воздуха Николае Ивановиче Новикове,
хочется прежде всего, привести ‹ несколько
цифр. .
Старейший летчик нашей страны Н, И.
Новиков налетаз 3 миллиона 250 тыеяч
километров. Таким образом, он совершил
воздушный ‘путь, Которого  хвати» ^^
ло бы на TO, чтобы восемьдесят
раз обдететь вокруг земном ша-
ра по экватору. Новиков пробыл
в возлухе свыше 14.500 часов,

Такими результатами не может _
похвастать ни один летчик вапи-
талиетического мира. Это `9ка34-
ловь под Зилу лишь советскому
летчику, не знающему преград В
достижении цели, умеющему про-
тивопоставить Стихии силу та-
ланта, неззурядное мастерство,
мужество, хладнокровие, выдерж-
	ку, присущие нашему народу.
		Николаю Ивановичу Новикову
посчастливилось оказаться в пер-
вой, очень  немногочисленной,
труппе молодых советских людей,
которая была послана Ha учебу
в только что созданную авиаци-
оннтю школу. —Й случилось
так, что здесь бывший слесарь
по ремонту самолетов MOCKOBCRO-
го завола «Луке» Н. И. Новиков
встретилея с бывшим подручным
волжского затона Валерием Пав-
ловичем  Чкаловым. — Молодые,
энергичные, любознательные, они
подружились. Сели за одну пар-
ту, вместе занимались, готовили
совместно уроки, горячо жаждали
летать. Новиков вепоминает, ка-
кое уже тогда огромное влияние
оказывал юный Чкалов на него
и его друзей. Курсанты  стреми-
лись следовать его примеру, у
него учились, но нему равнялибь,
	Дружба с Чкаловым продолжа-
лась и в Борисоглебеком авиаци-
‘онном училище, куда был переведен: весь
состав курсантов, окончивших учебу в
школе,

День, который как бы ‘является рубе-
HOM на пути в заветной цели, веегда па-
мятен. Лля человека, избравшего себе
	мятен. Для человека, избравшего себе.
трудную, сложную и вместе с тем увлека-
	тельную профессию летчика, день первого
самостоятельного ‘вылета запечатлеваетея
На ВСЮ ЖИЗНЬ.
	...На аэродроме выстроилась вся группа.
	С замиранием сердца каждый ждет, когда
дойдет до него очередь сееть ‘в самолет,
Первым инструктор, естественно, назвал
имя Чкалова -— того, кто больше всех з8-
служил эту честь прилежанием, дисципли-
нированностью,   умением.

Валерий Навлович, не торопясь, в при-
вычным спокойствием ‘усёлея в кабину
самолета, и через несколько минут маши-
на взлетела, сделала круг над аэродромом
й приземлилась у черного полотнища, изо-
бражавшего букву «T>.
	Николай Иванович Новиков, каки все,
	Закончилась война. Николай
Иванович Новиков — снова ли-
нейный летчик. В октябре — но-
ябре ‘1947 года, накануне 30-й
	годовщины Великой  Октябрь-
ской социалистической — револю-
нии. тов. Новиков на самолете
	ейшим “CCCP J-913> — совершил боль
пой перелет по столицам союз

онова. ных республик.
Вютда самолет возвращался, 9

перелета и был уже на подступах к сто
лице, на аэродроме в Быкове была приня-
та радиограмма:

«Нах Сталиногоровом завершил налет
3 миллионов километров. Посвящаю этот
путь многолетнего труда 30-й годовшщиЕе.
Великого Октября. Новиков».

Четырналцать лет потребовалось Н. И,
Новикову, чтобы налетать первый миллион
километров. На второй миллион ушло семь
лет. Наконец, третий миллион был завер-
шен в течение 4 лет,
	Это ли не блестящее доказательство мё-
стерства ‘советских летчиков, бурного ро-
ста качественных и количественных пока“
зателей нашей авиации!
	Верный сын большевистской партий,
горячий патриот Родины, Н. И. Новиков
обладает чувством нового, постоянно стре-
мится самоотверженным трудом возвели
чить славу сопиалистической Отчизны,
	В дни, когда Новиков добился замеча-
тельного успеха, налетав 3 миллиона кич
лометров, маршал Советского Союза Влиз
мент Ефремович Ворошилов прислал лет
чику письмо, в котором поздравил Ни“
колзя Ивановича с замечательным  успез
хом. 26 лет безупречной работы в авиации,
— говорилось в письме, — из них 14
тысяч часов в воздухе, выдвинули Вас 3
ряды вылдающихея летчиков. {
	Тов. Ворошилов пожелал Н. И. Новикоз
ву крепкого здоровья, сил и успешного Had
лета еще не одного миллиона километров.

Огромная работоспособность, горячая ве
Da в наше будущее характерны для
ов. Новикова,
_ = Землю отделяет от Луны, — гово-
par тов. Новиков, —384 тысячи километ-
р Я начал налет четвертого миллиона.

ыходит, что я, собственно, возвращаюсь
из четвертого рейса на Луну. Полеты на
Луну покз еще только мечта. Но мы жи-
вем в такой веки в такой стране, где
мечты становятея реальностью. Верю, чм
наступит время межпланетных путешест
вий, и мы, советские люди, скажем и здесь
евое первое слово.

..Мы побывали на-днях на квартире у
тов. Новикова, старейшего летчика стра“
ны, натражденного за’ самоотверженный
труд и ратные подвиги двумя орденами
Ленина, тремя орденами Красного Знамени,
орденами Отечественной войны 1-й стене-
ни и Враеной Звезды. В уютной  домаше
ней обстановке Николай Иванович поведал
нам свои планы, рассказал о ближайших
перспективах. Он поставил перед собой
цель — в скором времени завершить на
	‘Лет четвертого миллиона километров.
	Вакие поистине грандиозные планы,
какие большие и интересные замыелы!
		кив причины, ведущие к летным происше-   Сейчас в части развернулась упор-
CTBUAM. . ная наземная учеба. Авиаторы-гвардейцы
Полполковник А. НОВОСЕЛОВ.   повседневно борютея за отличные по-
	казатели в бей и политической учебе,
активно тотовятся к очередной зачетной
геесии.
	Гвардии лейтенант П. СНВЕРНЮНОВ.
	Закавказскии военный округ.
	ЗАОЧНАЯ УЧЕБА
ОФИПЕРОВ-АВИАТОРОВ
	оз. последние годы значительно в03рос
интерес офицеров к заочной учебе в воен-
ных академиях. Число слушателей—заоч-
ников академий — непрерывно растет.
Большое количество офицеров, в TOM чис-
ле политработников авиационных частей и
соединений, учится на взочном факультете
Военно-политической академии имени В. И.
Ленина. Заочная учеба позволяет офице-
рам прочно овладеть определенной суммой
знаний.

Вот один из многочисленных примеров.

Майор Шульга поступил на заочный фа-
культет Военно-политической академии име-
ни В. И. Ленина сразу после окончания Оте-
чественной войны. Имея большой практи-
ческий опыт, он нуждался в повышении
своих теоретических знаний. За три года
заочной учебы тов. Шульга добилея хоро-
ших результатов в овладении военными
дисциплинами. На экзаменах по куреу
тиалевтического материализма он также
	показал глубокие знания. Тов. Шульга уе-
	нешно закончил три курса академии.

Особенности заочной учебы обязывают
слутателей дорожить каждой минутой лич-
ного времени, правильно планировать его,
умело использовать консультации и клаес-
но-групповые занятия. Строгое соблюде-
ние этих условий позволяет слушателям
подполковникам Сивоглаз. Мягкову, Доро-
хову, Павлову, майорам Ананьеву, Чурки-
ну, Мухину, капитану Лысенко и старше-
му лейтенанту Бондареву и многим другим
успецито справляться со всеми учебными
заданиями.

К сожалению, еще не все , odunepsi-saou-
ники столь же ответственно OTHOCATCA Е
учебе. Некоторые из них не проявляют
достаточного упорства и настойчивости.
Надеясь только на сборы, эти товарищи
не усваивают ‘программный материал и,
естественно, отстают от других. Так, на-
пример; плохая организация вамостоятель-
ной работы в междусборовый период не
позволила капитану Руденко выполнить
письменные ‘работы и подготовиться к
экзаменам. дн получил несколько неудов-
летворительных оценок. Но той же причи-
не не сдал экзамены по истории ВКП(б)
капитан Щохов. Отставание в учебе они
об’ясняют излишней занятостью по служ-
бе. Эти доводы, конечно. несостоятельны.

Практика работы большинства слушате-
лей-заочников показывает, что учеба по
плечу каждому офицеру. Необходимо толь-
ко, чтобы офипер не останавливался перед
трудноетями, а повседневно преодолевал
их, Вомандиры, политортаны и парторга-
низации подразделений должны создать
необходимые условия для занятий заочни-
ков, систематически помогать им, стро-
го контролировать их учебу, обобщать и
популяризировать опыт лучах из них.
	Подполковник А. ВЕРНЕЕННО. _
	О планировании летного дня
	Прежде чем отдать приказ 0 подготов-
ке к учебно-тренировочным или учебко-.
боевым полетам, командир обязан тщатель-
но продумать методику проведения предва-
рительной подготовки, последовательноеть
выполнения упражнений, сиетему руковод-
ства полетами. Практика летной учебы
привела нае к выводу, что полеты следует
планировать не чаше чем через два дня
на третий. Это позволяет командиру избе-
жать ненужной спешки в предварительной
подготовке летного состава. и провести ее
более глубоко и высококачественно.

Ероме того, командир ‘подразделения те-
перь имеет возможность более. серьезно под-
тотовитьея к разбору проведенных накану-
не полетов, изучить приказ вышестоящего
командира на предстоящий летный день,
херошю составить летную документацию и
своевременно, за день до предварительной
подготовки, довести задачу до экипажей.

В планировании учебных полетов боль-
ое значение имеет организация работы
летного состава в день, предшествующий
предварительной подготовке. Как этот день
проходит в нашей части? Командир 35-
калрильи < утра проверяет степень ус
ния задания летным составом, затем прово-
дит самостоятельную подготовву, в процес-
се которой авиаторы оформляют всю доку-
ментацию, изучают район полета и’. 060-
бенности ориентировки, повторяют теоре-
тические основы некоторых элементов
техники пилотирования, связанных с вы-
полнением комплексного полетного задания.
Серьезная, вдумчивая самостоятельная ра-
бота дает возможность каждому экипажу
составить подробный план своих действий
в полете, провести тоёнаж.

В составлению плановой таблицы коман-
дир подразделения привлекает начальников
служб. Плановая таблица, составленная в
эскадрилье, тщательно просматривается за-
местителем командира части, начальником
связи, штурманом, начальником воздушно-
стрелковой подготовки, врачом и старшим
инженером. Такая практика позволяет не
допускать недостатков в методике .обуче-
ния летному делу (переход в отработке
сложного упражнения без достаточной под-
тотовки, выпуск в полет летчиков, имев-
ших длительный перерыв в летной работе,
полеты на неподготовленной материальной
части и т. д.).

Таким образом, командир подразделения
совместно с начальниками служб имеет
возможность тшательно проконтролировать
‘правильность составления плановой табли-
	В дни полетов радисты нашей части
бесперебойно обеспечивают евязь с самоле-
тами. Благодаря их четкой работе руково-
хитель полетов быстро и оперативно управ-
ляет самолетами, находящимися в воздухе.
Образново выполняют свои обязанности ра-
дисты старшины _ Колесников, ° Броников-
ский, старшие сержанты Долгунов, Прива-
	цы и своевременно внести в нее
ствующие коррективы

0 том, как подобный контроль помогает
избежать ошибки, свидетельствует такой
нпоучительный пример. В подразделении
офицера Возжейникова был случай, когда
летчику, вернувшемуся из отпуска, запла-
нировали в первый же летный ‘день cpasy
два контрольных полета по кругу и один
в зону. Вполне понятно, Ure для этого
летчика такая нагрузка могла бы оказать-
ся непосильной. Благодаря тому, что пла-
новую таблицу тщалельно изучали многие
руководящие офицеры, ошибка была ис-
правлена во-время.

В день проведения предварительной под-
тотовки мы обрашаем большое внимание
на 10, чтобы в ней принимали серьезное
участие командиры звеньев. Вполне. понят-
но, что командир эскадрильи не всема
имеет возможность остановиться на всех
элементах полета. особенно в том случае,
когда экипажи выполняют разные упраж-
нения. Командиру же, звена легче в про-
цессе предварительной подготовки охватить
розыгрышем действия каждого летчика,
итурмана и воздушного  стрелка-радиета.
Для этого он составляет план контроля и
розыгрыша полета своего звена и проводит
соответетвующую работу с экипажами. 0со=
бенно хорошо организована  предваритель-
ная подготовка р звене офицера Мазура.

Друтая особенность, связанная е плани-
рованием летного дня, на которой следует
остановиться, заключается в правильной
организации наблюдения накануне дня по-
летов за питанием, отдыхом и личным ре-
жимом летного состава, Это имеет исключи-
тельно важное значение. Когла некоторые
летчики накануне полетов нарушают ре-
жим приема пипи, поздно ложалея спать
ит, п., это весьма сущеетвенно отражает-
ся на их физическом состоянии в полете.
Вот почему в каждом подразделении должен
быть установлен строгий надзор за соблю-
дением режима дня летным ‹ составом.
Командир и врач обязаны не допускать
накануне летного дня проведение  меро-
приятий, ведущих к переутомлению летного
соствва, и устанавливать врачебный кон-
троль.за летчиком непосредственно перед
его вылетом. Такой контроль исключает
возможность допуска к полету летчиков,
физическое состояние которых не соответ-
ствует пред’явленным требованиям.

Так мы планируем дни учебно-трениро-
вочных и учебно-боевых полетов.
	Подполковник А. ГАВРИЛЬЧЕННО.
	лов, Навлов, Неаулов, сержанты Камин-
ский, рядовой Хасаншин и др.

Радисты настойчиво и всесторонне изу-
чают средства связи. Каждый стремится
повысить свое мастерство. Например, стар-
щие сержанты Соляков и Ватанов, сержант
Никифоров, младший сержант Симков и
друтие стали классными радистами.

Старший лейтенант Н. ФАТЕЕВ.
	Обеспечена бесперебойная связь
	неослабно следивший за полетом Чкалова,   мысль, которая характеризует его как но-
	восхищался Балерием, немного беспокоил-
ся за себя: хотелось не уступить другу в
мастерстве. Робость и некоторая нервоз-
ность немехленно исчезли, когда Новиков
усльннал голое инструктора, приглашавше-
го его сесть в самолет. Послушная руке
пилота машина плавно оторвалась от зем-
ли, набрала выеоту. Сознание того, что
все идет благополучно, укрепило. в моло-
	дом летчике уверенноеть. OH TAR же. как
	и Чкалов, выполнил задание отлично и
удостоился похвалы инструктора.

‚ В списке тех, кто первым был удостоев
почетного звания красного военного летчи-
ка, значилась и фамилия Н., И. Новикова.
Затем Николай Иванович учился; в высшей
школе военных летчиков.

Воздушный флот етраны остро нуждал-
ся в авиационных кадрах, в людях, умею-
щих готовить новые и новые отряды лет-
чиков, штурманов, звиаепециалиетов. И
котда встал вопрос, кого из выпускников
направить `на работу инструктором в одно
из старейших авизционных училищ на
Качу, выбор пал на Новикова...

Огляхываясь ва пройденный путь, он
вспоминает, скольких летчиков, теперь 38-
служенных, отмеченных многочисленными
наградами, ему довелось обучить за время
работы на Raye, затем в строевых частях,
в бытность команхиром звена, отряда, эс-
‘кадрильи,

— [е могу точно’ назвать цифру, —
говорит тов. Новиков. — Но не было, ка-
жетея, такого случая, чтобы в списках
награжденных орденами и мелалями (‘0ю-
за ССР я не встретил фамилию своего уче-
ника, воспитанника. —

В Гражданском воздушном Флоте Нико-
лай Иванович Новиков работаег около
двадцати лет. 3а это врема он побывал
почти на всех зэродромах нашей необ’ят-
ной Родины,

На квартире у Николая Ивановича ви-
сит больная карта мира. 0т сердца нашей
Родины — Москвы во все стороны прочер-
чены длинные линии. Они показывают, ка-
кие маршругы пришлось совершать тов.
	Четчик младший лейтенант Никитин с
первых же дней пребывания в эскадрилье
неустанно учится, успешно выполняет
учебно-боевые задания. Он тщательно под-
готовился к проверке знаний в воздухе.

Й вот наступил день полетов. Молодой
летчик поднялея на  самолете-истребителе
в воздух, Через несколько минут Никитин
достиг нужного квадрата, где, по данным
разведки, должен находиться «противник».

Tye же «противник»? — нелоумевал
сначала младший лейтенант,

Никитин еще раз тщательно сверил
карту © местностью и убедился, что он
находятся в районе, указанном ему коман-
диром.

Внимательно наблюдая за обстановкой
В воздухе, молодой летчик продолжал по-
иск «противника», Никитин принял реше-
	ватора, смело ищущего пути для достиже-
ния новых высот в летном искусстве, не
успокзивающегоея на достигнутом, жаж-
хущего приобрести. новые знания.

—- Взлетать и производить посадку, —
сказал он, — я научилея довольно быстро.
А вот летать учусь и поныне.

Старые летчики, работавшие совместно
е Николаем Ивановичем, и молодые, кото-
	рые ешв только недавно пришли в авиа-.
	цию, учились и учатся у него умению
сочетать высокую летную культуру с
хладнокровием и выдержкой, ‘неуклонное
стремление вперед ев точным расчетом, де-
тальным анализом.

Многие помнят, когда на воздушных
линиях нашей страны появилась мощная
многомоторная машина, принадлежавшая
к серии первенцев отечественного тяжело-
го самолетоетроения. Н. И. Новикову —
опытному, смелому летчику—было довере-
но производить испытание этого самолета.
Он страстно изучал каждую деталь, каждый
агрегат, придирчиво относился к мелочам,
часто бывал на заводе, помогая конструк-
торам и производетвенному коллективу до-
вести машину, устранить выявленные не-
‘достатки. Когда самолет был выпущен,
тов. Новиков стал производить на нем рв-
гулярные рейсы Ha трассе Москва —
Минеральные Воды.

see

...Заснеженный фронтовой аэродром. Ce-
рый, мглистый день. Низко нависли густые
облака, плывущие куда-то на запад. За
несколько метров трудно различить конту-
ры построек, слившиеся с горизонтом. В
‘воздухе ни одного самолета. Вхруг  доно-
сится рокот моторов. Звуки становятся
все явственнее, отчетливее. Еще несколько
мгновений, и большой транспортный вамо-
лет подруливает в стоянке. Из кабины
‘выходит командир корабля — сухощавый,
подтянутый офицер.

— Задание выполнено. Десант высажен
в указанном в приказе месте ровно в наз-
наченное время, — рапортует он подошед-
шему командиру. _

Подполковнику Новикову, командиру от-
	Задание выполнено
	ю подвяться еще выше, где по его пред-
положению мог быть «противник». В это
время он услышал в наушниках  шлемо-
фона знакомый голос:

— «Противник» находится в вашем
квадрате. Наберите высоту и атакуйте
его! — это приказывал командир.

Летчик, маскируяеь в облаках, стреми-
тельно пошел вверх. Чуть ниже, из обла-
ков, появился самолет «противника». За-
метив ислребителя, он-пыталея уйти из-
под удара. Летчик Никитин атаковал и
меткой очередью «уничтожил» «противни-
Ка».

Задание выполнено! Молодой летчик
взял курс на свой аэродром и хорошо про-
извел посадку.
	Бсв элементы полета, ва исключением
	взлета, младший лейтенант Никитин вы-
полнил с отличной оценкой. На взлете
летчик допустил ошибку. Командир mos-
разделения подробно разобрал ее и сказал
	тетчику, на чт нужно обратить  внима-
ние в дальнейшей учебе;
В клаве Никитин разобрал весь
	полет, Анализируя свои действия, летчик
Убедился в том, что при подготовке к ВыЫ-
полнению задания он недостаточное внима-
ние уделил ‘допускаемым ошибкам на взле-
те. Для него стало ясно, что при подготов-
ке к полету надо тщательно продумывать
свои действия, начиная от взлета и кончая
посадкой.

‚ Сейчас младший лейтенант Никитин ¢
еще большей наслойчивостью  овлалевает
летных мастерством.

‚ Майор П. КОРНЕЕВ. ©